Нейрофизиологические основы психики: 6. Нейрофизиологические основы психики человека. Проблема соотношения психического и физиологического в психике человека

Содержание

Швырков Вячеслав Борисович — Психологическая газета

Скоро

12 — 13 августа
Санкт-Петербург

III Фестиваль голосовой терапии «В резонансе»

21 — 23 сентября
Арзамас

Всероссийский методологический семинар по истории психологии и исторической психологии «Арзамасские чтения – 5»

6 — 7 октября
Уфа

Международная научно-практическая конференция «Три кита ментального здоровья – психиатрия, наркология и психотерапия»

12 — 13 октября
Киров

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Детская психиатрия в фарватере современных медико-социальных проблем»

12 — 14 октября
Москва

Всероссийская научная конференция «Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований», посвященная 90-летию со дня рождения А.В. Брушлинского

18 — 20 октября
Санкт-Петербург

Международная научная конференция «Ананьевские чтения – 2023. Человек в современном мире: потенциалы и перспективы психологии развития»

18 — 20 октября
Москва

Международная научно-практическая конференция по психологии общения «Восприятие и понимание человека человеком»

25 — 26 октября
Санкт-Петербург

VI Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании»

26 — 27 октября
Москва

Международная научная конференция «Математическая психология: современное состояние и перспективы», посвященная 90-летию со дня рождения В. Ю. Крылова

30 октября
Москва

8-я Всероссийская научно-практическая конференция «Психическое здоровье человека и общества: актуальные междисциплинарные проблемы и возможные пути решения»

8 — 10 ноября
Казань

IV Всероссийская научная конференция с международным участием «Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы»

9 — 10 ноября
Москва, online

Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы психологии искусства»

10 — 11 ноября
Москва

Международный съезд психологов в сфере образования

16 — 17 ноября
Москва, online

Международная научно-практическая конференция «Этнопсихология: теория и практика»

16 — 17 ноября
Online

IV Международная научно-практическая конференция «Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании» (DHTE 2023)

20 — 24 ноября
Ярославль

Всероссийская конференция «Век психологии в ЯГПУ им. К.Д.Ушинского»

1 декабря
Санкт-Петербург

Международная конференция «III Эйдемиллеровские чтения. Психотерапия, медицинская психология и психиатрия: эволюция и интеграция»

8 — 9 декабря
Москва

Международная юбилейная научная конференция «Проблемы социальной и экономической психологии: итоги и перспективы исследований», посвященная 50-летию лаборатории социальной и экономической психологии ИП РАН и 75-летию академика РАН А.Л.Журавлева

Весь календарь

Швырков Вячеслав Борисович, 03.07.1939 — 04.06.1994

Доктор медицинских наук, профессор.

Руководитель лаборатории нейрофизиологических основ психики Института психологии АН СССР (ИП РАН).

Основатель научной школы «Системная психофизиология», задачей которой является изучение закономерностей формирования и реализации систем, составляющих индивидуальный опыт, их таксономии, динамики межсистемных отношений в поведении и деятельности.

В 1964 г. окончил 1-й Московский медицинский институт им. И.М. Сеченова.

В 1978 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Системная организация нейрофизиологических процессов в элементарном поведенческом акте».

С 16 лет работал в лаборатории П.К. Анохина, впоследствии стал одним из ближайших его учеников.

В 1972 г. в Институте психологии АН СССР по инициативе П.К. Анохина и Б.Ф. Ломова была создана лаборатория нейрофизиологии обучения (с 1975 г. — лаборатория нейрофизиологии функциональных систем, с 1988 г. – лаборатория нейрофизиологических основ психики), которую возглавил В.Б. Швырков.

Установил факт системной специализации нейронов, что открыло новые возможности экспериментального исследования индивидуального опыта человека и животных. Сформулировал теорию функциональных систем (ФУС), согласно которой между стимулом и действием имеют место не последовательные процессы сенсорного кодирования (сенсорные структуры) и формирования ответа (эфферентные структуры), а общемозговые системные процессы объединения нейронов в ФУС.

Обосновал идею о системном значении компонентов ЭЭГ-потенциалов и соответствующих им фаз нейрональной активности, что обеспечило возможность использования традиционных показателей в качестве индикаторов протекания тех или иных системных процессов.

Одним из наиболее важных результатов исследований В.Б. Швыркова и его учеников стало решение психофизиологической проблемы, основанное на анализе с позиций теории функциональных систем материала, суть которого состоит в том, что «психическое» и «физиологическое» являются различными аспектами описания единых общемозговых системных процессов. При этом психическое и физиологическое сопоставляются не напрямую, как в традиционной психофизиологии (что ведет к редукционизму и помещению психических функций в отдельные мозговые структуры), а через упомянутые системные процессы, организующие элементарные механизмы в «общеорганизменную» функциональную систему. Эта парадигма в силу ее принципиальной новизны входила в противоречие с устоявшимися и широко принятыми в физиологии, психофизиологии и психологии представлениями.

Своим основным научным результатом В.Б. Швырков считал системно-эволюционную теорию, развивающую идеи П.К. Анохина, согласно которой нервная система рассматривается как внутренний «субъективный экран», образующийся в процессе эволюции между генетической программой и ее выполнением через телесные процессы и изменения внешних соотношений организма со средой. Обоснованию системно-эволюционной теории и рассмотрению вариантов ее использования для решения центральных проблем психологии, психофизиологии, нейронаук посвящена книга «Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики» (1995), вчерне написанная В.Б. Швырковым и подготовленная к печати его учениками.

Основные публикации:

  • Нейрофизиологическое изучение системных механизмов поведения. — М.: Наука, 1978. — 240 с.
  • Введение в объективную психологию. Нейрональные. основы психики / В.Б. Швырков. — М.: Ин-т психологии, 1995. — 164 с.
  • Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики: избранные труды / В.Б. Швырков; под ред. Ю.И. Александрова. — М.: ИП РАН, 2006. — 590 с.
  • Мозг и психическая деятельность: Советско-финский симпозиум: доклады (14-16 апр. 1981 г.) / Отв. ред. В.Б. Швырков и др. — М.: Наука, 1984. — 280 с.
  • Системный подход к психофизиологической проблеме: Сборник статей / Отв. ред. В.Б. Швырков. — М.: Наука, 1982. — 229 с.
  • Нейроны в поведении. Системные аспекты: Сборник статей / Отв. ред. В.Б. Швырков. — М.: Наука, 1986. — 287 с.

Упоминания в публикациях «Психологической газеты»

  • Эволюция человеческой психики: горе от ума?
  • 50 лет Институту психологии РАН
  • «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!» О конструктивной роли неадаптации, неудач и излишеств

Вернуться к списку

23 июля 2023 , воскресенье

В этот день

Наталья Владимировна Жигинас празднует юбилей! Поздравить!

Мария Сергеевна Радионова празднует юбилей! Поздравить!

Людмила Ивановна Овчинникова празднует день рождения! Поздравить!

Светлана Васильевна Кривцова празднует день рождения! Поздравить!

Светлана Михайловна Чурбанова празднует день рождения! Поздравить!

Ирина Анатольевна Донченко празднует день рождения! Поздравить!

99 лет назад родился(ась) Александр Израилевич Раев.

Скоро

12 — 13 августа
Санкт-Петербург

III Фестиваль голосовой терапии «В резонансе»

21 — 23 сентября
Арзамас

Всероссийский методологический семинар по истории психологии и исторической психологии «Арзамасские чтения – 5»

6 — 7 октября
Уфа

Международная научно-практическая конференция «Три кита ментального здоровья – психиатрия, наркология и психотерапия»

12 — 13 октября
Киров

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Детская психиатрия в фарватере современных медико-социальных проблем»

12 — 14 октября
Москва

Всероссийская научная конференция «Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований», посвященная 90-летию со дня рождения А.В. Брушлинского

18 — 20 октября
Санкт-Петербург

Международная научная конференция «Ананьевские чтения – 2023. Человек в современном мире: потенциалы и перспективы психологии развития»

18 — 20 октября
Москва

Международная научно-практическая конференция по психологии общения «Восприятие и понимание человека человеком»

25 — 26 октября
Санкт-Петербург

VI Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании»

26 — 27 октября
Москва

Международная научная конференция «Математическая психология: современное состояние и перспективы», посвященная 90-летию со дня рождения В. Ю. Крылова

30 октября
Москва

8-я Всероссийская научно-практическая конференция «Психическое здоровье человека и общества: актуальные междисциплинарные проблемы и возможные пути решения»

8 — 10 ноября
Казань

IV Всероссийская научная конференция с международным участием «Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы»

9 — 10 ноября
Москва, online

Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы психологии искусства»

10 — 11 ноября
Москва

Международный съезд психологов в сфере образования

16 — 17 ноября
Москва, online

Международная научно-практическая конференция «Этнопсихология: теория и практика»

16 — 17 ноября
Online

IV Международная научно-практическая конференция «Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании» (DHTE 2023)

20 — 24 ноября
Ярославль

Всероссийская конференция «Век психологии в ЯГПУ им. К.Д.Ушинского»

1 декабря
Санкт-Петербург

Международная конференция «III Эйдемиллеровские чтения. Психотерапия, медицинская психология и психиатрия: эволюция и интеграция»

8 — 9 декабря
Москва

Международная юбилейная научная конференция «Проблемы социальной и экономической психологии: итоги и перспективы исследований», посвященная 50-летию лаборатории социальной и экономической психологии ИП РАН и 75-летию академика РАН А.Л.Журавлева

Весь календарь

23 июля 2023 , воскресенье

В этот день

Наталья Владимировна Жигинас празднует юбилей! Поздравить!

Мария Сергеевна Радионова празднует юбилей! Поздравить!

Людмила Ивановна Овчинникова празднует день рождения! Поздравить!

Светлана Васильевна Кривцова празднует день рождения! Поздравить!

Светлана Михайловна Чурбанова празднует день рождения! Поздравить!

Ирина Анатольевна Донченко празднует день рождения! Поздравить!

99 лет назад родился(ась) Александр Израилевич Раев.

Скоро

12 — 13 августа
Санкт-Петербург

III Фестиваль голосовой терапии «В резонансе»

21 — 23 сентября
Арзамас

Всероссийский методологический семинар по истории психологии и исторической психологии «Арзамасские чтения – 5»

6 — 7 октября
Уфа

Международная научно-практическая конференция «Три кита ментального здоровья – психиатрия, наркология и психотерапия»

12 — 13 октября
Киров

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Детская психиатрия в фарватере современных медико-социальных проблем»

12 — 14 октября
Москва

Всероссийская научная конференция «Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований», посвященная 90-летию со дня рождения А. В. Брушлинского

18 — 20 октября
Санкт-Петербург

Международная научная конференция «Ананьевские чтения – 2023. Человек в современном мире: потенциалы и перспективы психологии развития»

18 — 20 октября
Москва

Международная научно-практическая конференция по психологии общения «Восприятие и понимание человека человеком»

25 — 26 октября
Санкт-Петербург

VI Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании»

26 — 27 октября
Москва

Международная научная конференция «Математическая психология: современное состояние и перспективы», посвященная 90-летию со дня рождения В.Ю. Крылова

30 октября
Москва

8-я Всероссийская научно-практическая конференция «Психическое здоровье человека и общества: актуальные междисциплинарные проблемы и возможные пути решения»

8 — 10 ноября
Казань

IV Всероссийская научная конференция с международным участием «Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы»

9 — 10 ноября
Москва, online

Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы психологии искусства»

10 — 11 ноября
Москва

Международный съезд психологов в сфере образования

16 — 17 ноября
Москва, online

Международная научно-практическая конференция «Этнопсихология: теория и практика»

16 — 17 ноября
Online

IV Международная научно-практическая конференция «Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании» (DHTE 2023)

20 — 24 ноября
Ярославль

Всероссийская конференция «Век психологии в ЯГПУ им. К.Д.Ушинского»

1 декабря
Санкт-Петербург

Международная конференция «III Эйдемиллеровские чтения. Психотерапия, медицинская психология и психиатрия: эволюция и интеграция»

8 — 9 декабря
Москва

Международная юбилейная научная конференция «Проблемы социальной и экономической психологии: итоги и перспективы исследований», посвященная 50-летию лаборатории социальной и экономической психологии ИП РАН и 75-летию академика РАН А.Л.Журавлева

Весь календарь

Нейрофизиологические основы психики человека — Мир будущего

Глава 1 Общие понятия

Импульсы

Информация в нервной системе передается в виде импульсов, имеющих пространственную и временную структуру.

Назовем поток импульсов с закодированной информацией паттерном.

Для топического паттерна характерно распространение импульсов в пространстве по строго определенным путям. Хроносный паттерн может передавать информацию через одно нервное волокно: для него характерно размещение импульсов во времени.

Информация хроносного паттерна кодируется в трех измерениях. Фаза паттерна – структурированнная последовательность импульсов в определенном интервале времени. Период паттерна – последовательность из фаз паттерна: последовательность «пачек» импульсов, «движущихся» в нервном волокне. Момент паттерна – момент времени, когда появилась первая его фаза.

Паттерн назовем слабым, если он не образует на мембране клетке-мишени потенциал действия.

Но фаза слабого паттерна все же создает на мембране нейрона сакму из локальных возбуждающих потенциалов. Паттерн сакмирует постсинаптическую мембрану.

Пусть сакма создается информационным паттерном, сообщающим о произошедшем событии в объективном мире. Существует энграмма – система из локальных тормозных и возбуждающих потенциалов, формируемая энграммным паттерном при активации памяти о событиях объективного мира. Суммация сакмы и энграммы, при их адекватности, ведет к образованию потенциала действия, к ответной реакции.

Энграммный паттерн имеет хроносную и топическую структуру, через нейроны с тормозным медиатором он образует на эффекторной клетке тормозные постсинаптические потенциалы. Структура энграммы характеризуется большей частью тормозными потенциалами, между которыми как бы «спрятаны» возбуждающие потенциалы. Если потенциал сакмы совпадет во времени и на участке мембраны с возбуждающим потенциалом энграммы, то произойдет возбуждение.

Орбита

В физиологии нервной системы имеется распространенное явление – реверберация – длительное сохранение импульсов в нервных кругах: клетка, участвующая в реверберации, отправляет импульс – импульс проходит по кругу и возвращается обратно, возбуждая новый потенциал действия.

Орбита – нервный круг, в котором  длительное время реверберирует хроносный паттерн.

Орбита может иметь малые размеры и длинные эфферентные пути. Эти пути имеют определенные направления, поэтому паттерны с орбиты оказывают хроносно-топическое действие.

Циклон – совокупность паттернов на орбите.

Плотность циклона – количество паттернов, проходящих через участок орбиты за единицу времени.

Увеличение плотности ведет к фазе циклона – паттерны прорываются за пределы орбиты.

Блокада – механизм, локализующий циклон внутри орбиты.

Блокада имеет по отношению к плотности предел прочности – повышенная плотность циклона прорывает блокаду.

Должен быть какой-то период времени для восстановления блокады – метафаза блокады.

Вообще, блокадой может быть и какое-то действие, явление, процесс. Утилита – присутствующий в системе или вне системы фактор, обуславливающий определенные ее состояния, преобразующий состояния. Блокада – это утилита.

В противоположность блокаде имеется утилита, увеличивающая плотность циклона.  Возбудительная утилита, или как-нибудь иначе ее можно назвать.

Узел

Система орбит образует узел. Множество всех циклонов в узле также назовем циклоном.

Существует три  узла: лимбический, стриарный и таламический. В основе лимбического узла ретикулярная формация, круги Пайпетца и Наута лимбической системы. Стриарный узел расположен в экстрапирамидной системе, которая действует на гамма-мотонейроны спинного мозга, обуславливая тем самым поток проприоцепций в центральную нервную систему; орбиты стриарного узла замыкаются между хвостатым ядром, бледным шаром и черной субстанцией. Орбиты таламического узла в ядрах таламуса.

В узле  два противоположных процесса: индукция и редукция циклона. При индукции циклон увеличивает количество занимаемых орбит, при редукции количество активных орбит сокращается.

Индукция происходит при наступлении фаз циклонов. Усиление блокад на орбитах ведет к редукции.

Образование паттерна

Существует два механизма образования хроносного паттерна.

Проекционный механизм. Имеется орбита и иннервированных с орбитой множество кодирующих клеток. Все кодирующие клетки синхронно или в определённой последовательности во времени действуют на орбиту, образуя паттерн.

Модульный механизм. Орбита проходит через нейронную сеть – модуль. В модуле имеющиеся импульсы орбиты упорядочиваются в паттерны.

Глава 2 Циклоны

Лимбический циклон

Стационарная память выражается в нервных клетках с определённой системой активных синапсов, в нейронных сетях. Оперативная память заключается в сохранении хроносных паттернов в виде циклона на орбитах узла.

Оперативная память служит  для изменения свойств нейронов и образования стационарной памяти. Но и сама стационарная память способна активироваться в форме оперативной памяти.

Содержит паттерны оперативной памяти лимбический циклон.

Задача лимбического циклона – информировать неокортекс о событиях текущего времени и поддерживать эмоциональное состояние в соответствии с этими событиями.

Лимбический циклон реверберирует в кругах Пайпетца и Наута, пересекающихся в гипоталамусе. В сохранении паттернов участвует гиппокамп. Через гипоталамус лимбический циклон активирует гормональную активность, обуславливая тем самым эмоциональные состояния.

Стриарный циклон

Орбиты стриарного циклона включает стриопаллидарную систему, релейные моторные ядра и ядра передней группы таламуса, двигательную область неокортекса.

Паттерны стриарного циклона – батавы и доконы.

Батавы через экстрапирамидальную систему действуют на гамма-мотонейроны спинного мозга, сокращают интрафузальные мышечные волокна, в результате чего натягиваются мышечные рецепторы и в центральную нервную систему устремляются проприоцепции.

Батавы производят латентные мышечные реакции с целью пробуждения проприоцепций. Доконы через таламус и моторную кору по пирамидальной системе действуют на альфа-мотонейроны спинного мозга и производят тем самым реальные мышечные реакции.

Стриарный циклон имеет фазы активности. Блокады обуславливают батавную фазу. В результате прорыва блокады образуется доконная фаза.

В батавной фазе активно участвует лобная кора головного мозга, экспериментирующая всевозможные мышечные сокращения.

Таламический циклон

В основе таламического циклона неспецифические ядра таламуса.

Орбиты циклона локализованы в пределах ядер. От орбит идут длинные эфферентные пути до верхних слоев неокортекса, которые осуществляют регулирующую функцию коры.

Циклон также регулирует в таламусе деятельность подушки, латеральных ядер, медиодорсального ядра.

Подушка имеет связь с перцептивной областью коры, латеральные ядра с апперцептивной, медиодорсальное ядро с монадной областью.

Циклон приостанавливает активность подушки и усиливает активность латеральных ядер, в результате чего рефлексы отвечают не на восприятия, а на представления.

В таламический циклон поступают информации лимбического и стриарного циклонов, которые затем перераспределяются в неокортексе.

Глава 3 Элементы коры

Колонка

Функциональную единицу новой коры головного мозга назовем колонкой, образованная группой нейронов, расположенных друг над другом в шести слоях неокортекса.

Верхние нейроны колонки – крона. Нижние нейроны, в основном включая большую пирамидную клетку из внутреннего ганглиозного слоя, — остов колонки.

Крона содержит орбиту, циклон на которой вырабатывает по отношению к остову энграммный паттерн, формируя на нём энграмму.

Ассоциативные колонки имеют остовы, к которым поступает афферентация только со слабыми паттернами. Возбуждаются остовы в этих колонках в результате суммации сакмы с энграммой, образованной со стороны кроны.

Крона в ассоциативной колонке является основой для стационарной памяти. Специфическая ее структура обуславливает реверберацию только определенного циклона, образующего  на остове соответствующую энграмму.

Остов возбуждается от паттерна, структура которого соответствует кроновой энграмме.

Активность циклона в кроне, ведущая к образованию энграммы на остове, — фаза колонки, которая бывает рефлекторной или тонической. Рефлекторная фаза обусловлена афферентным импульсом, тоническая фаза возникает спонтанно.

Частота возникновения тонических фаз увеличивается по мере поступления к колонке необходимых питательных веществ через кровь. Усиливаются тонические фазы колонки под влиянием эмоциональных и стрессовых состояний.

Период колонки – частота ее фаз.

Хронос – соотношение периода колонки с информационным периодом, т.е. с периодом информационного паттерна. При благоприятном хроносе колонка реагирует на информационный паттерн.

Крона имеет функциональные связи с другими колонками, а также с таламическим циклоном неспецифических ядер таламуса, который пробуждает её, переводит в состояние ожидания, направляя на них лимбические и стриарные циклоны.

Кроны правого полушария больше активируются лимбическим циклоном, поэтому правое полушарие называют эмоциональным. Кроны левого полушария специализированы на восприятие стриарного циклона.

Алабор и гиль

Две колонки находятся в алаборе, если их фазы совпадают во времени или возникают в определенной последовательности; у этих колонок алабор. В противном случае они пребывают в состоянии гиля, когда по фазе одной колонки можно лишь только с малой вероятностью судить о фазе другой колонки.

Колонки алаборные, если их фазы закономерные по отношению друг к другу, если они имеют или могут иметь алабор. По отношению к алаборным колонкам существует гилевая колонка, фаза которой не соблюдает правил алабора.

Допустим, некоторый стимул адекватен или колонке А, или колонке В, или колонке С. Чтобы его  распознать при первом же предъявлении, все три колонки вводятся в состояние алабора. Но, а если его распознание колонкой С нежелательно, то тогда А и В получают алабор, а колонка С становится по отношению к ним гилевой.

Глава 4 Области коры

Проекционная область

Информация от рецепторов  имеет топическую организацию, то есть характеризуется количеством и специфичностью задействованных афферентных путей.

Гораздо более эффективный в управлении паттерн, передвигающийся по одному нервному волокну, то есть имеющий структуру во времени.

Задача проекционной области – трансформировать топические паттерны в хроносные.

Афферентация в проекционную область поступает из коленчатых тел таламуса.

Затем проекционная область посредством проекционного механизма формирует в лимбической системе хроносные паттерны, которые и являются материалом для дальнейшего размышления, для образования ответной реакции.

Фронтальная область

Фронтальная область – область лобной коры больших полушарий, в задачу которой входит создание программы мышечных сокращений. Все эти программы запоминаются в стриарном циклоне.

Колонка фронтальной области – монада.

Проприоцепции от мышечных реакций, обусловленные монадами, играют важную роль в активности левого полушария, который противостоит эмоциональным состояниям правого полушария.

Апперцептивная область

Апперцептивная область получает  афферентацию со стороны латеральных ядер таламуса и лимбического циклона.

Латеральное ядро таламуса стимулирует остов апперцепта, в виде двух хроносных паттернов: фокус и фантом. Фокус обусловлен текущей объективной информацией. Фантом образуется в результате деятельности батав, которые действуют на гамма-мотонейроны спинного мозга и инициируют поток импульсов от мышечных рецепторов.

Кроны апперцептов стимулируются паттернами лимбического или стриарного циклонов.

Апперцептивная область — это заключительное звено в осмыслении событий и формирования ответного поведения.

Глава 5 Элементы психики человека

Мышление ДНК

Связи нейрона с другими нейронами зависят от активности на его мембране тех или иных синапсов. Существуют когнитивные белки, которые «расставляют» в нейроне необходимые синапсы для его деятельности в восприятии стимула и формирования ответной реакции. Информацию для синтеза этих разнообразных белков предоставляет ДНК нейрона.

Многие когнитивные белки запрограммированы в наследственной информации, поэтому в нервной системе с рождения имеются необходимые нейронные связи для анализа жизненно важных событий и инициации ответного поведения. У высших животных ДНК нейрона способна при жизни организма экспериментировать синтез когнитивных белков, перестраивая тем самым связи между нейронами. Если нейронная связь, полученная молекулой ДНК, удачная, позволяет успешно ориентироваться в объективном мире, то она запоминается, становится убеждением.

Создание новой информации для синтеза когнитивных белков при жизни организма — это и есть мышление.

Особенно сильны мыслительные способности у ДНК нейронов монад в лобных долях. Монады бесперестанно рождаются, создают, перестраивают между собою связи, программируя всевозможные мышечные реакции.

Связь с космосом

В высшей мере смогли проявить мыслительные способности теплокровные животные. Ведь нервным клеткам для эффективной деятельности необходимо тепло, кислород.

Не лишена смысла гипотеза, что ДНК аккумулирует космические излучения, которые затем в экстренных ситуациях в новой частоте передаёт клетке для поддержания энергетического баланса.

Подобная энергетическая функция ДНК объясняет её информационные сбои. Являясь чувствительной к излучениям, ДНК может нарушить программу синтеза белков, перестраивая управление клеткой.

Состояние космического пространства я называю хаосом Гурана, благодаря которому ДНК получает новую информацию для синтеза когнитивных белков и, соответственно, для создания новых нейронных связей. Мышление человека берёт начало в космосе! Хаос Гурана даёт человеку смелые мысли.

Есть у человека обыденное Я, использующее имеющиеся нейронные связи. Есть Я в состоянии вдохновения, которое, используя информацию космоса, создаёт новые нейронные связи для качественно нового поведения. Это вдохновенное Я можно назвать Гураном: Гуран вселяется в человека, благодаря чему он развивается, становится новой личностью.

Информационный обмен между ДНК

ДНК поглощает и излучает волны. А почему бы не применить эти волны молекулам ДНК для информационного обмена друг с другом, чтобы затем организовать целеустремлённую совместную деятельность?

Такое представление позволяет глубже понять психические явления человека.

Допустим, в центральную нервную систему поступила некоторая информация, которую не опознаёт ни один нейрон, способный организовать ответное поведение.

Нейрон назовём сигнальным, если он не имеет существенных эфферентных выходов, но в результате мыслительных операций ДНК подбирает активность нужных синапсов для восприятия незнакомой информации.

Сигнальный нейрон, подобравший код к информации, создаёт ауру — электромагнитное поле с информацией о структуре когнитивного белка!

Под воздействием ауры другие нейроны начинают синтезировать этот белок, активируют соответствующие синапсы и воспринимают информацию, по отношению к которой необходимо осуществить поведение.

Аура сигнального нейрона позволяет объединить нейроны в один ансамбль, воспринимающий одну информацию.

Дальнейшее развитие ансамбля — это поиск эфферентного пути, который приведёт к инициации ответной реакции и изменению восприятия. Изменение восприятия — это отдых для ансамбля и его структуризация в колонку.

Информационный обмен между ДНК нейронами позволяет создавать новые колонки, занимающиеся определённой функциональной деятельностью.

Основ психологической науки | Noba

Перейти к основному содержанию
  • Блог
  • Обзор
  1. Основы психологических наук

Пейдж Ллойд

Поиск в этом учебнике

900 16
    • Research Designs

      Christie Napa Scollon

      Психологи проверяют исследовательские вопросы, используя различные методы. Большинство исследований опирается либо на корреляции, либо на эксперименты. С помощью корреляций исследователи измеряют переменные в том виде, в каком они естественным образом встречаются у людей, и вычисляют степень, в которой они…

    • Статистическое мышление

      Бет Чанс и Аллан Россман

      Поскольку наше общество все больше требует принятия решений на основе фактических данных, важно подумать, как и когда мы можем делать обоснованные выводы из данных. В этом модуле будут использованы четыре последних исследования, чтобы выделить ключевые элементы статистики…

    • Мозг

      Дайан Бек и Эвелина Тапиа

      Человеческий мозг отвечает за все поведение, мысли и переживания, описанные в этом учебник. В этом модуле представлен вводный обзор мозга, включая некоторые основы нейроанатомии, а также краткое описание нейронауки …

    • Мозг и нервная система

      Роберт Бисвас-Динер

      Мозг — самая сложная часть человеческого тела. Это центр сознания, а также контролирует все произвольные и непроизвольные движения и телесные функции. Он связывается с каждой частью тела через нервную систему, не…

    • Нейроны

      Автор Шарон Фуртак

      Этот модуль, посвященный биологическим основам поведения, дает обзор базовой структуры нейронов и их средств коммуникации. Нейроны, клетки центральной нервной системы, получают информацию от наших сенсорных систем (зрение, аудит…

    • Внимание

      Фрэнсис Фридрих

      Мы постоянно используем термин «внимание», но к каким процессам или способностям на самом деле относится это понятие? Этот модуль будет посвящен тому, как внимание позволяет нам выбирать определенные части нашего окружения и игнорировать другие части, и что происходит… делать домашнее задание, играть в видеоигру, просто выбирать рубашку — все ваши действия и решения относятся к вашему сознанию. Но так часто, как мы использовать его, вы когда-нибудь останавливались, чтобы спросить себя: что на самом деле…

    • Ощущение и восприятие

      Адам Джон Привитера

      Темы ощущение и восприятие являются одними из древнейших и наиболее важных во всех психология. Люди наделены такими органами чувств, как зрение, слух и вкус. которые помогают нам воспринимать окружающий мир. Удивительно, но наши чувства обладают …

    • Когнитивное развитие в детстве

      Роберт Зиглер

      В этом модуле рассматривается, что такое когнитивное развитие, основные теории о том, как оно происходит, роль природы и воспитания, является ли оно непрерывным или прерывистым, а также то, как исследования в этой области используются для улучшения образования.

    • Социальное и личностное развитие в детстве

      Росс Томпсон

      Социальное и личностное развитие в детстве возникает в результате взаимодействия социальных влияний, биологического созревания и представлений ребенка о социальном мире и о себе. Это взаимодействие проиллюстрировано в обсуждении…

    • Обусловливание и обучение

      Марк Э. Бутон

      Основные принципы обучения действуют всегда и всегда влияющих на поведение человека. В этом модуле обсуждаются два наиболее фундаментальных формы обучения — классическая (павловская) и инструментальная (оперантная) кондиционирование. Через них мы…

    • Память (кодирование, хранение, извлечение)

      Кэтлин Б. Макдермотт и Генри Л. Редигер III

      «Память» — это единый термин, отражающий ряд различных способностей: удержание информацию кратковременно во время работы с ней (рабочая память), запоминая эпизоды своей жизни (эпизодическая память) и наше общее знание фактов мир…

    • Забвение и амнезия

      Николь Дудукович и Брайс Куль

      В этом модуле исследуются причины повседневного забывания и рассматривается патологическое забывание в контексте амнезии. Забывание рассматривается как адаптивный процесс, который позволяет нам эффективно использовать информацию, которую мы сохраняем.

    • Соответствие и послушание

      Джерри М. Бургер

      Мы часто меняем свое отношение и поведение, чтобы соответствовать отношению и поведению окружающих нас людей. Одна из причин такого соответствия — забота о том, что другие люди думают о нас. Этот процесс был продемонстрирован в классичес…

    • Психология групп

      Донельсон Р. Форсайт

      Этот модуль предполагает, что глубокое понимание людей требует глубокого понимания групп. Каждый из нас — автономная личность, преследующая свои собственные цели, но мы также являемся членами групп — групп, которые ограничивают нас, направляют… 9

      Деби Браннан и Синтия Д. Мор s человек может владеть. Этот модуль исследует способы, которыми мы пытаемся понять, как формируется дружба, что привлекает…

    • Агрессия и насилие

      Брэд Дж. Бушман

      В этом модуле обсуждаются причины и последствия человеческой агрессии и насилия. Рассматриваются как внутренние, так и внешние причины. Также обсуждаются эффективные и неэффективные приемы снижения агрессии.

    • Предрассудки, дискриминация и стереотипы

      Сьюзан Т. Фиске

      Люди часто предвзято относятся к другим людям за пределами своей социальной группы, проявляя предрассудки (эмоциональные предубеждения), стереотипы (когнитивные предубеждения) и дискриминацию (поведенческие предубеждения). Предубеждения могут быть явными (явными и сознательными) или более скрытыми (авто…

    • Тревога и связанные с ней расстройства

      Дэвид Х. Барлоу и Кристен К. Эллард

      Беспокойство является естественной частью жизни и при нормальном уровне помогает нам функционировать наилучшим образом. Тем не менее, у людей с тревожными расстройствами тревога непреодолима и ее трудно контролировать. Тревожные расстройства развиваются из смеси биологических (генных)

    • Расстройства настроения

      Анда Гершон и Рене Томпсон

      Каждый человек время от времени чувствует подавленность или эйфорию, но это отличается от расстройства настроения, такого как большое депрессивное расстройство или биполярное расстройство. депрессии, эйфории или раздражительности, которые в…

    • Расстройства шизофренического спектра

      Автор: Deanna M. Barch влияние на образовательную, профессиональную и социальную функции человека. К сожалению, эти ди…

    • Расстройства личности

      Авторы Cristina Crego and Thomas Widiger

      шесть личности …

    • СДВГ и расстройства поведения у детей

      Ричард Милич и Уолтер Робертс часто диагностируется у детей школьного возраста. Многим детям с СДВГ трудно сосредоточиться на задачах и следовать инструкциям, и эти характеристики могут…

    • Диссоциативные расстройства

      Далена ван Хойгтен — ван дер Клоет

      В психопатологии диссоциация происходит, когда мысли, чувства и переживания нашего сознания и памяти плохо взаимодействуют друг с другом. В этом модуле представлен обзор диссоциативных расстройств, включая определения…

    • Аутизм: результаты исследования социального мозга

      Кевин А. Пелфри

      Люди с расстройством аутистического спектра (РАС) страдают нарушением развития нервной системы. Социальная неврология — это изучение частей мозга, поддерживающих социальные взаимодействия, или «социального мозга». В этом модуле представлен обзор РАС и…

    • Терапевтические направления

      Ханна Бетчер, Стефан Г. Хофманн и К. Джейд Ву

      В прошлом веке ряд психотерапевтических направлений приобрел популярность для лечения психических заболеваний э. В этом модуле описываются некоторые из наиболее известных терапевтических подходов и объясняются история, методы, преимущества и недостатки.

    • Психофармакология

      Сьюзен Бэррон

      Психофармакология — это изучение того, как наркотики влияют на поведение. Если наркотик изменяет ваше восприятие или то, как вы себя чувствуете или думаете, он оказывает воздействие на ваш мозг и нервную систему. Мы называем наркотики, которые меняют ваше мышление или чувства, психически…

    • Словарь

    • О программе
    • Конфиденциальность
    • Условия 9 0004
    • Лицензирование
    • Контакты
    • © 2023 Diener Education Fund
    • Комментарии или вопросы?

    Психологические основы – Общая психология

    Психологические основы

    Цели обучения

    В этом модуле вы научились

    • опишите эволюцию психологии и основных пионеров в этой области
    • определить различные подходы, области и подполя психологии вместе с их основными понятиями и важными фигурами
    • описывают ценность психологии и возможные карьерные пути для тех, кто изучает психологию

    Психология — быстрорастущая и постоянно развивающаяся область исследований. В этом модуле вы узнали о его корнях в ранней философии и о развитии психологии как отдельной области исследования в конце 1800-х годов. С тех пор в разное время на сцене доминировали различные школы психологии, от структурализма и функционализма до психодинамической теории Фрейда, бихевиоризма, гуманизма и когнитивной революции. В современной психологии исследователи и практики рассматривают некоторые из этих исторических подходов, но также подходят к изучению разума и поведения через множество линз, включая биологические, когнитивные, связанные с развитием, социальные и медицинские перспективы.

    Смотреть

    Посмотрите следующий видеоролик «Ускоренный курс психологии», чтобы получить хорошее представление о темах, затронутых в этом модуле:

    Вы можете просмотреть расшифровку «Введение в психологию: Ускоренный курс психологии № 1» здесь (открывается в новом окне).

    Рассмотрим увлекательный пример психологического исследования, проведенного доцентом когнитивной психологии Оберлинского колледжа Полом Тибодо. Его внимание сосредоточено на языке, в частности на том, как люди используют метафоры и аналогии, но он провел одно исследование отвращения к словам, которое объясняет своими словами в следующем примере. Когда вы читаете его, подумайте о широте охвата, который охватывают психологи, а также о важности научного метода и исследований в процессе расследования. Мы узнаем больше об экспериментах и ​​психологических исследованиях в следующем модуле, но если бы вы могли разработать психологическое исследование, основанное на темах, которые вызвали у вас интерес к этому тексту, что бы это было? В чем заключаются ваши интересы? Помните, что в обширной области психологии есть почти безграничные возможности для исследований, и изучение предмета пойдет вам на пользу, независимо от выбранной вами области или карьеры.

    Word Aversion

    Если бы вам нужно было выбрать самое неприятное слово в английском языке, что бы вы выбрали? Многие люди сообщают, что такие слова, как «влажный», «щель», «брюки» и «багаж», вызывают у них резкое отвращение, поэтому, возможно, вы выберете одно из них. Например, журнал People Magazine  недавно назвал слово «влажный» «самым неприятным словом» в американском английском и пригласил своих «самых сексуальных мужчин из ныне живущих» попробовать, чтобы это слово звучало «горячо» (посмотрите видео с влажным воздухом здесь).

    Один писатель в ответ охарактеризовал видео как «…чистый садизм. Это пытка, это грубо и ужасно…» и утверждал, что единственный способ преодолеть этот опыт — это «стать эдипальным и выколоть себе глаза». Действительно, читатели, которые находят слово «влажный» неприятным, могут испытать некоторые неприятные ощущения при чтении этой статьи.

    Исследователь Пол Х. Тибодо пытался понять, насколько широко распространено отвращение к слову «влажный» и что делает его таким непривлекательным. Он провел пять экспериментов с более чем 2500 участниками и обнаружил, что около 18% участников считают это слово неприятным. Сначала он выдвинул гипотезу, почему люди могут найти это слово неприятным — это звук? Или коннотация и смысл? Или это связано с социальными ожиданиями и социальной передачей?

    Эксперименты показывают, что отвращение, скорее всего, было вызвано как социальными причинами, так и его коннотацией, поскольку оно может быть связано с телесными функциями. Исследование показало, что люди, которые набрали самые высокие баллы по уровню отвращения к функциям организма, также получили высокие баллы по своей неприязни к слову «влажный». Одни и те же люди находили такие слова, как рвота и слизь, вызывающими отвращение, но на них меньше влияли слова с похожим звучанием («подъем») или слова, связанные с сексом.

    Рисунок 1 . На этом графике показаны рейтинги участников, которые охарактеризовали себя как нелюбящих влагу, и их уровни неприязни к словам из шести различных лексических категорий — словам с похожим значением, словам с похожим звучанием, словам, связанным с телом, словам, связанным с полом, и словам с отрицательными или положительными ассоциациями. Звездочки указывают на статистически значимые различия на уровне p < 0,05.

    Часто, когда людей просили описать, почему они испытывают отвращение к этому слову, они упоминали, что им не нравится, как оно звучит. Данные показывают, однако, что люди не прочь фонетически похожие слова. Интересно, что другие люди предположили, что люди испытывают отвращение к влажному из-за его связи с сексом, но данные также показывают, что связь этого слова с сексом не делает его вызывающим раздражение. Здесь важно отметить, что одна из причин, по которой исследования настолько ценны, заключается в том, что они противоречат представлениям здравого смысла и помогают нам лучше понять поведение человека.

    Другим доказательством, подтверждающим социальную передачу слова «отвращение», является то, что в ходе исследования некоторые участники сначала смотрели видео знаменитостей, говорящих «влажный», в то время как другие смотрели контрольное видео. Те, кто смотрел видео, сочли это слово более неприятным и негативным, чем те, кто этого не сделал. Доктор Тибодо резюмирует уроки, извлеченные из исследования, следующим образом: [1]

    Из этих исследований можно извлечь несколько важных уроков. Два из них довольно очевидны: теперь мы лучше понимаем, что делает слово «влажный» неприятным, и еще одно доказательство того, что мы не особенно хорошо размышляем о том, почему мы думаем то, что думаем.

    В большей степени относящаяся к более широким теориям в психологии, работа имеет значение для теорий языковой обработки и психологии отвращения. Эмоциональный язык обрабатывается иначе, чем «нейтральный» язык: он привлекает наше внимание, задействует разные части мозга и с большей вероятностью запоминается. Это может быть хорошо или плохо: смеси для тортов, которые рекламируются как «влажные», могут повысить вероятность того, что некоторые люди купят их, потому что они привлекут наше внимание, но они могут снизить вероятность того, что мы купим их из-за ассоциации этого слова с отвратительной функцией организма (открытый вопрос).

    Отвращение адаптивно. Если бы у нас не было инстинкта убегать от рвоты и диареи, болезнь распространялась бы легче. Но является ли этот инстинкт биологическим или мы ему учимся? Формирует ли наша культура то, что мы находим отвратительным? Это сложный и многогранный вопрос. Необходима значительная работа, чтобы дать на него окончательный ответ. Но настоящие исследования предполагают, что когда дело доходит до отвращения, которое вызывают такие слова, как «влажный», существует важный культурный компонент — символы, которые мы используем для общения друг с другом, могут загрязняться и вызывать отвращение в силу их связи с функциями тела.

    Лицензии и атрибуты (Нажмите, чтобы развернуть)

    Контент с лицензией CC, исходный

    • Собираем вместе: Психологические основы. Предоставлено : Lumen Learning. Лицензия : CC BY: Attribution

    Контент с лицензией CC, ранее опубликованный

    • Влажная головоломка. Автор : Поль Тибодо. Расположен по адресу : http://thepsychreport.com/science/moist-conundrum/. Проект : Психологический отчет. Лицензия : CC BY-NC-SA: Attribution-NonCommercial-ShareAlike
    • Влажная щель для отвращения к словам: в семантике, а не в звуках.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts