Непосредственное наблюдение в психологии это: 2.4.3.2. Непосредственное (прямое) и косвенное наблюдение

Непосредственное наблюдение.

Заглавная страница
Избранные статьи
Случайная статья
Познавательные статьи
Новые добавления
Обратная связь

КАТЕГОРИИ:

Археология
Биология
Генетика
География
Информатика
История
Логика
Маркетинг
Математика
Менеджмент
Механика
Педагогика
Религия
Социология
Технологии
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология

ТОП 10 на сайте

Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации

Техника нижней прямой подачи мяча.

Франко-прусская война (причины и последствия)

Организация работы процедурного кабинета

Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний

Коммуникативные барьеры и пути их преодоления

Обработка изделий медицинского назначения многократного применения

Образцы текста публицистического стиля

Четыре типа изменения баланса

Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву



Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние общества на человека

Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации

Практические работы по географии для 6 класса

Организация работы процедурного кабинета

Изменения в неживой природе осенью

Уборка процедурного кабинета

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио

Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления

⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 130Следующая ⇒

Третий метод изучения человеческого сексуального поведения — это непосредственное наблюдение.Исследователи наблюдают и регистрируют реакции испытуемых. И хотя этот метод широко используется в таких социальных науках, как антропология, социология и психология, он редок в области сексологии. Это, в свою очередь, объясняется крайне индивидуальной и интимной природой человеческих сексуальных проявлений.

Непосредственное наблюдение. Метод исследования, при котором ведется наблюдение за испытуемыми, участвующими в том или ином виде поведения или деятельности.

Наиболее известным примером использования метода непосредственного наблюдения является общепризнанное исследование Уильяма Мастерса и Вирджинии Джонсон (William Masters and Wirginia Johnson). Наряду с работами Кинси исследование сексуальных реакций человека Мастерса и Джонсон, вероятно, является наиболее часто цитируемым исследованием в сфере сексуальности. В нашей книге вы также обнаружите массу ссылок на него. Эти исследователи использовали метод непосредственного наблюдения в лабораторных условиях. Их целью было определить характер физиологических изменений в состоянии сексуального возбуждения. (Их исследование до сих пор остается единственной значительной работой, посвященной изучению этого вопроса.) Результаты, опубликованные в книге «Сексуальные реакции человека» (

Human Sexual Response, 1966), базировались на лабораторных наблюдениях 10 тысяч полных циклов сексуальных реакций. Результаты этих наблюдений представлены в главе «Сексуальное возбуждение и реагирование».

Использованная Мастерсом и Джонсон исследовательская выборка состояла из сексуально восприимчивых добровольцев. Это были 382 женщины и 312 мужчин, отобранные преимущественно из университетской среды.

Их уровень интеллекта и социально-экономического положения превышал средний. Такая выборка с очевидностью не является репрезентативной по отношению ко всему американскому населению. Однако предметом данного исследования были чисто физические признаки сексуального возбуждения. А это достаточно стабильный показатель, свойственный широкому кругу людей независимо от их социальной среды.

Мастерс и Джонсон применили целый ряд техник регистрации физиологических сексуальных реакций. В их число входило использование фотографического оборудования, а также приборов, измеряющих мускульные и сосудистые изменения в организме. Кроме того, они использовали непосредственное наблюдение, а также специальные измерительные приспособления, регистрирующие изменения, происходящие в половых органах. (Электронные устройства, использующиеся для измерения сексуального возбуждения, описываются далее в этой главе.) Мастерс и Джонсон регистрировали в своей лаборатории реакции, возникающие в различных ситуациях-стимулах: при мастурбации, коитусе с партнером, искусственном половом акте, а также при стимуляции одних только грудных желез.

По окончании регистрации наблюдений с каждым участником проводилось подробное интервью.

{Уильям Мастерс и Вирджиния Джонсон использовали метод непосредственного наблюдения при изучении физиологических сексуальных реакций мужчин и женщин}

Использованный Мастерсом и Джонсон метод наблюдения обеспечил получение огромного количества информации об особенностях физиологических сексуальных реакций женщин и мужчин на сексуальное возбуждение. Среди других результатов исследования следует отметить тот факт, что учеными не было обнаружено биологических различий между женским оргазмом, возникающим в результате вагинальной и клиторальной стимуляции. Данное наблюдение (как и противоречивые результаты, полученные другими исследователями) будут более подробно рассмотрены в главе «Сексуальное возбуждение и реагирование».

При корректном использовании метод непосредственного наблюдения обладает явными преимуществами в качестве метода исследования. Это мы можем видеть в исследовании Мастерса и Джонсон. При изучении паттернов сексуальных реакций возможно непосредственное зрительное восприятие сексуального поведения и надежные измерения его проявлений. А это, безусловно, позволяет получить более надежные данные, чем субъективные отчеты участников исследований о своем предыдущем опыте. Факт непосредственного наблюдения практически исключает возможность искажения данных вследствие погрешностей памяти, хвастливых преувеличений или замалчиваний, вызванных чувством вины. Кроме того, результаты регистрации поведения можно бесконечно долго хранить на видеокассетах или кинопленке.

Однако данному подходу также присущи и свои недостатки. Основная проблема кроется в вопросе о степени влияния на поведение испытуемых присутствия даже самого корректного наблюдателя. Этот вопрос неоднократно задавался с момента публикации исследований Мастерса и Джонсон. И до сих пор он остается без ответа. Исследователи, использующие метод непосредственного наблюдения, пытаются минимизировать эту потенциальную проблему. Они, стремясь быть максимально незаметными, выбирают укромное место для наблюдения, используют односторонне прозрачные зеркала и даже дистанционно управляемые видеокамеры. Тем не менее испытуемые в любом случае осознают, что за ними ведется наблюдение.

Хотя критика метода непосредственного наблюдения отчасти и справедлива, исследования Мастерса и Джонсон продемонстрировали, что данный метод выдерживает проверку временем. Данные, полученные этими исследователями, и сегодня находят практическое применение во многих областях. Эти области включают консультирование по борьбе с бесплодием, контроль зачатия, сексуальную терапию и сексуальное образование. Применение этих знаний и по сей день приносит вполне ощутимые результаты.

Экспериментальный метод.

Четвертый метод, экспериментальное исследование,все чаще используется при изучении человеческого сексуального поведения. Данный метод включает предъявление участникам исследований определенных событий (стимулов) в контролируемых условиях, позволяющих проводить надежные измерения реакций испытуемых.

Экспериментальное исследование. Исследование, проводимое в строго контролируемых лабораторных условиях, при которых реакции испытуемых поддаются надежному измерению.

Используемый, как правило, в лабораторной обстановке, экспериментальный метод обладает значительными преимуществами перед другими методами. Это связано с тем, что он обеспечивает контролируемую среду, из которой могут быть исключены все возможные влияния на реакции испытуемых, кроме факторов, составляющих предмет исследования. Исследователь, использующий данный метод, манипулирует определенной совокупностью условий, или переменных, и отслеживает воздействие своих манипуляций на поведение испытуемых. Экспериментальный метод особенно пригоден для установления причинно-следственных отношений между переменными.

В любой схеме экспериментального исследования существует два типа переменных (форм поведения или условий, которым можно придавать (приписывать) различные значения). Это независимые и зависимые переменные.

Независимыми переменныминазываются условия или компоненты эксперимента, находящиеся под контролем исследователя. Он может манипулировать ими или определять их значения по своему усмотрению. Соответственно зависимые переменныепредставляют собой результат манипуляции или результирующее поведение, которое экспериментатор наблюдает и регистрирует, но не контролирует.

Независимая переменная. В схеме экспериментального исследования условия или компоненты, находящиеся под контролем исследователя, манипулирующего ими или определяющего их значения.

Зависимая переменная. В схеме экспериментального исследования результат манипуляции или результирующее поведение, которое экспериментатор наблюдает и регистрирует, но не контролирует.

На фоне этого краткого описания экспериментального метода давайте рассмотрим, как данная техника может прояснить характер отношений между сексуально агрессивной продукцией СМИ и установками, а также формами поведения сексуальных насильников.

Результаты ряда исследований убедительно свидетельствуют о некоторых фактах. Например о том, что сцены насилия в средствах массовой информации иногда могут повлиять на смену установок в сторону большей терпимости по отношению к сексуально агрессивному поведению, а также фактически способствовать проявлению агрессии со стороны насильников. Мы рассмотрим три эксперимента, первый из которых проводился с участием студентов колледжа, а в двух других в качестве испытуемых выступали осужденные за изнасилование.

Первое исследование проводилось с участием 271 мужчины. Все они были студентами колледжа. Их распределили на две группы. Участникам первой группы показывались фильмы ненасильственной сексуальной тематики. Участникам же второй группы демонстрировались фильмы, маркированные как не предназначенные для просмотра несовершеннолетними. В этих фильмах изображались мужчины, совершающие сексуально агрессивные акты по отношению к женщинам (по ходу фильма превращавшихся из жертв насилия в добровольных сексуальных партнерш). Спустя несколько дней после просмотра фильмов всем испытуемым предлагался вопросник на выяснение установок. Результаты показали, что мужчины, смотревшие фильмы со сценами насилия, в целом в значительно большей степени допускали возможность совершения сексуального насилия по отношению к женщинам, чем те участники исследования, которым показывались фильмы, где оба партнера добровольно участвовали в ненасильственных эротических сценах (Malamuth & Check, 1981).

<Вопрос для критического размышления. Какие независимые и зависимые переменные использовались в данном исследовании?>

<Ответ на вопрос. В качестве независимой переменной в данном эксперименте выступает степень насилия, содержащаяся в фильмах, показываемых участникам. Зависимой переменной являются ответы испытуемых.>

В ходе двух других экспериментальных исследований использовались сходные исследовательские схемы. Только в них сравнивались реакции эрекции (зависимая переменная) аналогичных по демографическим показателям категорий лиц, совершавших и не совершавших изнасилования, на аудиозаписи двух различных звуковых сопровождений сексуальной активности (независимая переменная). В одной из записей звучало изнасилование, в другой половой акт по взаимному согласию (Abel et al., 1979). Пока испытуемые прослушивали записи, набухание полового члена измерялось с помощью специального прибора для измерения физического напряжения, описанного в следующем разделе. В обоих экспериментах насильники испытывали эрекцию при прослушивании записей насильственных сексуальных актов, тогда как у лиц, не совершавших изнасилования, эрекции не наблюдалось. Записи добровольных сексуальных актов вызывали сходную степень эрекции у представителей обеих групп.

Результаты данных исследований, а также ряда других, которые мы рассмотрим далее в этой главе, подтверждают первоначальные гипотезы. Они свидетельствуют о том, что многократное воздействие насильственных сцен через средства массовой информации способствует укреплению насильственных установок по отношению к женщинам. Также это оказывает влияние по крайней мере на некоторых мужчин, которые совершают изнасилование из стремления «сексуализировать» насилие.

Экспериментальный метод также использовался в целях изучения зависимости между употреблением алкоголя и степенью сексуальной восприимчивости. (Хотя данный метод и не применялся при изучении вагинального оргазма.) Было проведено исследование с участием 48 мужчин — студентов колледжа. Прибор для измерения напряжения пениса использовался для оценки степени эрекции, когда испытуемым, не находящимся под воздействием алкоголя, демонстрировался фильм откровенно сексуального содержания. А спустя несколько дней то же было осуществлено после употребления испытуемыми контролируемых доз алкоголя. Результаты показали, что при употреблении алкоголя сексуальное возбуждение снижалось, и что степень возбуждения уменьшалась пропорционально увеличению дозы алкоголя (Briddell & Wilson, 1976). Подобный же эксперимент проанализировал зависимость сексуального возбуждения от употребления алкоголя у женщин. Результаты оказались сходными.

Эти исследования могут послужить иллюстрацией одного из основных преимуществ экспериментального метода. Поскольку исследователь имеет возможность строго контролировать переменные, он может делать выводы о наличии причинно-следственных отношений со степенью уверенности, недостижимой при использовании любых других методов. Однако данный метод также обладает и своими недостатками. Одно из наиболее принципиальных его ограничений связано с искусственностью лабораторных условий. И это может оказывать отрицательное воздействие и даже вносить искажения в реакции испытуемых. Как и в случае использования метода непосредственного наблюдения, сам факт осведомленности людей об участии в эксперименте может изменить их реакции по сравнению с теми, которые они проявляют за пределами лаборатории.

Прежде чем закончить данную главу, мы хотим обратить внимание на ряд других вопросов, связанных с методами получения информации о сексуальных практиках. Прежде всего мы проанализируем две технологии, используемые в исследованиях сексуальности. Затем мы обсудим этические правила проведения сексуальных исследований. Также мы обратимся к роли теории и научной традиции феминизма в современных исследованиях, посвященных сексуальности. И наконец, мы рассмотрим исследования сексуальности, проводимые в средствах массовой информации. Мы завершим эту главу описанием процесса оценки результатов исследований, а также бросим беглый взгляд на будущее сексологии.

<Задайте себе вопрос. Какой из четырех рассмотренных выше методов исследования (исследование конкретных случаев, опрос, непосредственное наблюдение и экспериментальное исследование) с вашей точки зрения был бы наиболее эффективным при изучении воздействия хронических болей на сексуальное функционирование? Почему?>

⇐ Предыдущая891011121314151617Следующая ⇒


Читайте также:



Психологические особенности спортивного соревнования

Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации

Занятость населения и рынок труда

Социальный статус семьи и её типология



Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia. su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь — 161.97.168.212 (0.005 с.)

Наблюдение | Студент-Сервис

Наблюдение – самый древний метод, используемый практически всеми науками. В психологии нашли применение различные модификации этого метода: самонаблюдение, объективное наблюдение, которое может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным, включенным и сторонним, естественным и лабораторным, систематическим и поисковым.

Самонаблюдение, или «интроспекция», представляет собой изучение наблюдателем себя, своего внутреннего мира, различных психических реакций. Долгое время в среде мыслителей, занимающихся исследованием психических явлений, было распространено мнение, что изучить психику извне невозможно, т.к. это замкнутый мир, доступный только себе самому.

Достоинством этого метода является его высокая информативность, простота использования. Но по мере развития научной психологии выявились многочисленные отрицательные стороны самонаблюдения, из которых основными являются невозможность проверки результатов, крайний субъективизм в истолковании психических фактов.

С появлением первых представлений о бессознательном и его влиянии на поведение и вообще на всю психическую жизнь индивида стало очевидным, что надежность этого метода очень ограничена. Именно этим объясняется переход в психологическом познании к объективным методам.

Непосредственное наблюдение предполагает контакт исследователя с объектом наблюдения. При опосредованном наблюдении исследователь знакомится с наблюдаемым объектом заочно, посредством различных документов, например, дневников, автобиографий, результатов творчества.

Примером может служить анализ З. Фрейдом личности Ф. Достоевского по его произведениям или анализ Э. Фроммом личности Гитлера по свидетельствам его приближенных и известным фактам биографии. Прямое наблюдение дает информацию о процессах, поддающихся качественной и количественной оценке.

Косвенное наблюдение используется, когда мы хотим при помощи объективных методов исследовать такие процессы, как, например, степень усталости человека. В этом случае мы можем судить о выраженности этого процесса лишь косвенно, например, по изменению степени концентрации внимания, по количеству совершаемых ошибок.При включенном наблюдении исследователь становится частью наблюдаемого коллектива. При стороннем наблюдении исследователь не входит в контакт с наблюдаемой ситуацией.

Естественное наблюдение происходит в обычных условиях, а лабораторное – в искусственно созданных или существенно измененных. Систематическое наблюдение предполагает изучение определенного аспекта поведения в рамках данного исследования.

Поисковое наблюдение не подчинено определенной цели, но часто меняет всю картину исследования, если исходная гипотеза была неверна. Достоинства наблюдения очевидны, но возможны и различные ошибки в оценке наблюдаемых фактов, связанные с различными эффектами, известными психологам, например, эффектом ореола и эффектом Пигмалиона.

Эффект Пигмалиона заключается в том, что, выдвигая исходную гипотезу, исследователь непроизвольно стремится потом истолковывать наблюдаемые факты в ее пользу. Эффект ореола, или гала-эффект, приводит к неправомерному обобщению конкретных впечатлений исследователя и перенесению оценок с одной ситуации на другую.

Кроме этого, наблюдатель может истолковывать факты с точки зрения основных положений той психологической школы, которой он принадлежит, или он может быть подвержен различного рода предрассудкам, касающимся, например, способностей женщин к тем или иным видам деятельности (так называемый сексизм) или касающимся зависимости особенностей функционирования психики от принадлежности к той или расе, национальности,  социокультурной группе и т.д.

Прямое наблюдение за поведением человека. Что это такое и зачем это нужно делать.

Введение

 

Джон Ричер, Колин Хендри, Элизабет Оберзаучер, Мэриэнн Л. Фишер, Нэнси Сигал https://doi.org/10.22330/heb/324/003-005. 0024

 

Несколько десятилетий назад этология человека отличалась от психологии и других социальных наук эволюционной теорией и непосредственным наблюдением за поведением. Затем психология открыла эволюционную теорию, и эволюционная психология получила много интересных открытий. Однако прямое наблюдение оставалось случайным упражнением, а не неотъемлемой частью психологии. В часто цитируемом отрывке Нико Тинберген писал: «Говорят, что в своей спешке шагнуть в двадцатый век и стать респектабельной наукой психология пропустила предварительную описательную стадию, через которую прошли другие естественные науки, и вскоре сдала свои позиции. соприкоснуться с природными явлениями» (Тинберген, 1963). Так было во многих областях психологии. Критика Тинбергена более убийственна, чем предполагает ее описательный тон, поскольку, если нет хорошего описания природных явлений — человеческого поведения — тогда можно задаться вопросом, что именно исследуют психология и другие социальные науки, хотя и с большим методологическим подходом. и экспериментальная изощренность.

Прямое наблюдение было темой семинара Летнего института 2017 года в Бойсе. В этом сборнике статей от участников этого семинара исследуются препятствия для прямого наблюдения, некоторые основные подходы к прямому наблюдению и предлагаются примеры его применения, иногда в сочетании с дополнительными методологиями, и способы его преподавания.

В «Прямом наблюдении, препятствиях и подходах» Ричер (2017) исследует, почему прямое наблюдение за поведением нашего собственного вида так мало делается в психологии и других социальных науках. Он утверждает, что само знакомство и богатство нашего культурного понимания нашего поведения парадоксальным образом является препятствием, поскольку это понимание сформулировано на языке активного участника социальных взаимодействий. Этот язык признает и сообщает субъективные состояния нас самих и других, но он не выражен языком ученого, который является аутсайдером, пассивным наблюдателем, который не пользуется терминами своих испытуемых и не изучает их субъективность, поскольку он не подлежит публичному наблюдению и не может быть согласовано обычным научным способом демонстрации явления для всех, кто может его наблюдать. Основная функция наших богатых повседневных знаний состоит в том, чтобы помочь нам быть успешными участниками общества. Этот тип практического знания не обязательно полезен для обособленной науки.

Другие препятствия включают

• наше моральное отвращение к рассмотрению наших собратьев как объектов без субъективности

• первоначальные наблюдения могут показаться банальными, неинформативными и знакомыми

• прямое наблюдение требует много времени и денег

• конкретные исследовательские гипотезы кажутся отсутствует

Ричер описывает два традиционных этологических способа описания поведения – по морфологии и по следствию. Он выступает за серьезный игровой подход на ранних этапах исследования, пытаясь найти полезные категории поведения для измерения. Одним из способов помощи в этом стремлении является поиск естественных разделений в изучаемых явлениях. Он цитирует работу Plooij, сравнивающую поведение детей по обе стороны от периодов регрессии в раннем развитии, это периоды, когда младенец становится капризным, плачущим и прилипчивым, и нет ясной причины.

Hendrie (2017) описывает построение и использование этограмм: наборов подробных описаний характерного поведения изучаемых видов. Подчеркивается важность хорошей этограммы для обеспечения согласованности между наблюдателями, что соответствует стандартному научному требованию для общих определений терминов. Ранние стадии часто неформальны, они ищут закономерности. Используются различные методы: например, сканируя несколько человек, кратко наблюдая за каждым, следуя только за одним в течение некоторого времени. Частью дисциплины является избегание антропоморфизации. Приводятся забавные примеры. Хендри переходит к некоторым методам разработки поведенческих категорий, проверки их надежности и выборки из них. Наконец, он подчеркивает, что, хотя начальные этапы могут быть длительными и трудными, позже они приносят дивиденды, позволяя перейти к более полезным, новым и объективным описаниям и пониманию поведения.

Oberzaucher (2017) убедительно приводит доводы в пользу осторожности при использовании анкет и других данных самоотчетов. Она описывает множество искажений, которым она подвержена, и то, как это может увести науку по неинтересным путям. Она описывает развитие этограмм и предлагает множество практических соображений, позволяющих максимально повысить полезность и надежность записей, а также их максимально объективное отражение природных явлений.

Учитывая препятствия и ловушки, описанные Ричером, Оберцохером и Хендри, неудивительно, что обучение студентов прямому наблюдению не является обычным явлением на курсах для получения степени. Поэтому статья Фишер, описывающая, как она познакомила студентов с непосредственным наблюдением с помощью практических исследовательских проектов, является важным шагом вперед (Fisher, 2017). Она отмечает, что основным камнем преткновения для студентов, начинающих такие проекты, является разработка исследовательских вопросов. Она предлагает три практических подхода, помогающих учащимся формулировать конкретные вопросы: использование результатов опроса, телевидения и других средств массовой информации, а также случайных наблюдений. Она приводит примеры из опубликованных работ того, как это было полезно. Она также включает краткое изложение инструкций, данных учащимся, которое предлагает руководство по построению этограммы несубъективного, надежно наблюдаемого поведения и показывает, как можно избежать многих ловушек.

Segal (2017) описывает использование прямого наблюдения за поведением для ответа на конкретные вопросы с помощью исследования близнецов. Она кратко описывает сцену, описывая основы исследования близнецов. Этот существенный объем знаний позволяет исследователю перейти от ранних стадий непредвзятого наблюдения к разработке конкретных гипотез о том, как будут вести себя близнецы, а затем проверить их, наблюдая за свободным поведением в определенных полунатуралистических условиях. Решающее значение имеют записи наблюдаемого поведения, а не использование оценочных шкал, вопросников или других лабораторных методов. При этом она показывает, например, как монозиготные близнецы по сравнению с дизиготными близнецами больше сотрудничают, демонстрируют более взаимное коммуникативное поведение, имеют тенденцию быть физически ближе друг к другу и при воссоединении приветствуют друг друга более интенсивно.

Все авторы признают сложность и тяжелую работу, связанные с прямым наблюдением, но подчеркивают его необходимость, если наука о человеческом поведении хочет получить прочную основу.

 

ССЫЛКИ

Fisher, M.L. (2017). С чего начать этологические исследования: учебник для студентов с примерами. Human Ethology Bulletin, 32 (4),

Hendrie, C. (2017). Развитие навыков. Бюллетень этологии человека, 32 (4),

Оберцаухер, Э. (2017). Почему мы делаем это трудным путем: наблюдательные исследования рассказывают историю, отличную от опросников. Бюллетень этологии человека, 32(4),

Richer, JM (2017). Прямое наблюдение: препятствия и подходы. Human Ethology Bulletin, 32 (4),

Segal, N.L. (2017). Этологические исследования с использованием близнецов: делать то, что естественно. Human Ethology Bulletin, 32 (4),

 

ISSN: 2224-4476


Что такое прямое наблюдение? Особенности и типы

наблюдение прямое метод сбора данных, который заключается в наблюдении за объектом исследования в конкретной ситуации. Это делается без вмешательства или изменения среды, в которой разворачивается объект. В противном случае полученные данные не будут достоверными.

Этот метод сбора данных иногда используется там, где другие системы (например, опросы, анкеты и т. д.) неэффективны.

Например, рекомендуется использовать прямое наблюдение, когда требуется оценить поведение в течение непрерывного периода времени.

В момент непосредственного наблюдения можно действовать двумя способами: скрытно (если объект не знает, что за ним наблюдают) или явно (если объект знает, что за ним наблюдают).

Однако второй метод не получил широкого распространения, так как люди могут вести себя по-разному, находясь под наблюдением.

Характеристики прямого наблюдения

Ненавязчивость

Непосредственное наблюдение характеризуется ненавязчивостью. Это означает, что наблюдаемый объект разворачивается без вмешательства наблюдателя.

Таким образом, данные, полученные с помощью этого метода, признаны и имеют репутацию в области исследований.

Неучастие наблюдателя

При непосредственном наблюдении наблюдатель принимает скромную роль, как если бы он был мухой на стене. По этой причине вам не следует вносить предложения или замечания участникам.

Долгосрочные

Исследования с прямым наблюдением обычно длятся более недели. Это делается по двум причинам. Во-первых, чтобы объект был удобен наблюдателю и действовал естественно.

Во-вторых, иметь возможность получить все необходимые данные для проводимого расследования.

Объективные и субъективные результаты

Результаты, полученные с помощью этого метода, могут быть как объективными, так и субъективными.

К объективным относятся числа (например, время, необходимое субъекту для выполнения какой-либо деятельности), а к субъективным относятся впечатления (например, тревога, вызванная какой-либо деятельностью у объекта).

Необходимость в небольшом количестве наблюдателей

Прямое наблюдение дает преимущества, которых нет у других методов сбора данных. Наиболее актуально то, что он позволяет изучать взаимодействие больших групп без необходимости увеличения количества наблюдателей: один исследователь может изучать группу из 10 человек.

Виды прямого наблюдения

Непосредственное наблюдение может быть двух видов: скрытое и явное. Скрытое наблюдение является наиболее часто используемым из двух. Указанный метод заключается в наблюдении за объектом без его ведома о том, что за ним наблюдают.

Явное наблюдение происходит, когда объект наблюдения получает информацию. Этот метод используется нечасто, поскольку может возникнуть «эффект Хоторна».

Этот эффект заключается в том, что люди могут вести себя по-разному, когда осознают, что за ними наблюдают. Тогда полученные данные не будут достоверными.

Другие авторы указывают, что прямая классификация может быть свободной или структурированной. Это бесплатно, если не соблюдается определенный формат. В этом случае исследователь собирает наблюдения, но не приводит их в определенный порядок.

Со своей стороны, он структурирован, когда готовятся различные ситуации, чтобы наблюдать за изменениями в поведении объекта. В этом случае исследователь группирует полученные впечатления, облегчая последующий анализ данных.

При наблюдении за более чем одним объектом обычно предпочтение отдается структурированному наблюдению, поскольку оно позволяет сравнивать результаты каждого наблюдения.

Когда используется прямое наблюдение?

Непосредственное наблюдение используется, когда нужно изучить поведение человека или группы людей в данной ситуации.

Иногда ситуация естественна, и именно наблюдатель входит в среду наблюдаемого. В других случаях ситуация воссоздается исследователями, так что наблюдаемое вводится в искусственную среду.

Первый случай встречается в основном в социальных науках. Примером этого может служить поведенческий анализ старшеклассников.

Второй случай приводится в основном в коммерческих исследованиях. Например, когда желательно выпустить на рынок новый продукт, проводится прямое наблюдение, чтобы установить реакцию населения на этот продукт.

Элементы, необходимые для непосредственного наблюдения

Иногда процесс наблюдения может длиться неделями. Поэтому основным элементом этого метода сбора является обязательство как со стороны наблюдателя, так и со стороны наблюдаемого.

Помимо целеустремленности, терпения и настойчивости. Видно, что в первые сеансы наблюдения не собираются данные, необходимые для исследования. Однако необходимо продолжить, если мы хотим дать адекватный итог исследованию.

В зависимости от типа проводимого исследования может потребоваться аудио- и видеозаписывающее оборудование.

Анализ записей требует дополнительной работы со стороны исследователя. Тем не менее, это представляет собой преимущество, которое представляет собой постоянную запись собранных данных.

Наконец, необходимо получить одобрение не только наблюдаемых лиц, но и учреждения, в котором проводится исследование. В случае, если объекты несовершеннолетние, также важно иметь разрешение представителей.

Проведение наблюдений без согласия участников влечет за собой этические проблемы, которые ставят под сомнение результаты исследования. Это может привести даже к юридическим проблемам.

Факторы, которые необходимо учитывать при прямом наблюдении

Существует ряд факторов, которые могут повлиять на полученные результаты. Если объект изучения знает, что за ним наблюдают, то необходимо учитывать отношение между наблюдателем и наблюдаемым: находятся ли они в отношениях или неизвестны?

Если у них есть отношения, объект может чувствовать себя комфортно, но если они неизвестны, вы можете испугаться.

С другой стороны, знает или не знает объект, что за ним наблюдают, необходимо учитывать беспристрастность наблюдателя: есть ли у наблюдателя мотив для изменения полученных результатов или, наоборот, он беспристрастен?

Ссылки
  1. Холмс (2013).

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts