Непроизвольное и произвольное внимание примеры: Samorazvitie Primery Neproizvolnogo Vnimaniya %23I

Виды внимания — Онлайн библиотека

 Психология

По характеру происхождения и средствам осуществления различают три основных вида внимания:

произвольная;

непроизвольная;

післядовільна.

Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений человека и без волевых усилий с ее стороны. Произвольное внимание — сознательно регулируемое сосредоточение, что направлено и связано с сознательно поставленной целью, с волевым усилием. Возникновение непроизвольного внимания определяется физическими, психофизиологическим и психическими факторами. Основными условиями его возникновения нужно считать особенности раздражителя, его новизну, силу влияния, соответствие актуальной потребности и т. д.

Новизна может заключаться в появлении ранее отсутствующего раздражителя, в изменении физических свойств действующих раздражителей, в перемещении раздражителей в пространстве (движущиеся предметы обычно привлекают внимание), а также в отсутствии знакомых раздражителей или в изменении силы их влияния.

Все необычное так или иначе вызывает внимание. Именно на этих особенностях непроизвольного внимания строится реклама и средства наглядной пропаганды. Различные раздражители, которые обладают свойством новизны, привлекают внимание только потому, что реакция на них еще не ослаблена в результате привыкания.

Привлекают внимание также крепкие раздражители. Громкие звуки, яркие краски, резкие запахи — все это невольно заставляет обратить внимание на предмет, обладающий соответствующим качеством. При этом, значение имеет не столько абсолютная, сколько относительная интенсивность раздражителя, то есть соотношение по силе данного раздражителя с другими, действующими в этот момент. Звук шагов человека, которая движется за вами, едва ли привлечет к себе внимание днем на оживленном перекрестке, зато окажется слишком сильным раздражителем ночью. Таким образом, решающее значение имеет контраст между раздражителями, действующими в этот момент. Это относится не только к силы раздражителя, но и в других его свойств.

Так, например, большой предмет скорее замечается среди мелких, квадрат — среди треугольников и т. д.

Невольное внимание вызывают также раздражители, которые отвечают потребностям индивида, для него имеют определенное значение. Обращает внимание на себя то, что имеет для личности постоянную или временную значимость. Так, тихий голос близкой для нас человека, значительно скорее привлечет к себе наше внимание, чем могучий бас известного певца. Французский психолог Т. Рибо писал, что характер непроизвольного внимания находится в глубинных тайниках нашей сути. Направление непроизвольного внимания данного лица отражает ее характер или, по меньшей мере, ее интересы и стремления. Так яркий закат привлечет внимание художника, влияя на его эстетическое чувство, тогда как сельский житель в том же западе может увидеть только приближение ночи; простые камни могут вызвать заинтересованность геолога, тогда как другие увидят в них кругляк и ничего более. Таким образом, наблюдая за тем, на что человек обращает свое внимание, мы также можем судить и о самом человеке.

Основная функция произвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации человека в условиях окружающей среды, которое постоянно меняется, в обособлении тех ЕЕ объектов, которые могут иметь в этот момент наиболее жизненный смысл. Оно присуще как человеку, так и животным.

Произвольное внимание является высшим видом внимания, она возможна только в человека и возникает благодаря ее сознательной трудовой деятельности. Оно возникает тогда, когда для достижения определенной цели человек ставит перед собой определенную задачу, производит определенную программу действий, делает то, что

необходимо. При этом, если для достижения цели нужно заниматься не только тем, что само по себе является интересным и познавательным, для удержания внимания необходимо будет определенное волевое усилие.

Таким образом, произвольное внимание является заведомо направленным и регулируемым сосредоточением, связанным с поставленной целью и волевым усилием. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Именно благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, выборочно «вытягивать» из памяти нужные ей сведения, выделять главное, существенное, принимать правильные решения, осуществлять задачи, возникающие в деятельности. Уровень развития такого внимания характеризует не только направления интересов человека, но и его личностные волевые качества: ведь, если непроизвольным вниманием распоряжаются в большей степени внешние объекты, то хозяином произвольного внимания является сама личность.

Внешние условия влияют и на организацию произвольного внимания. Тяжело заставить себя быть внимательным в непривычной обстановке, а также под влиянием посторонних раздражителей, которые конкурируют между собой. Поэтому работа является более эффективной тогда, когда есть четкий режим, хороший ритм работы, подготовленное рабочее место (пусть даже это рабочий стол или парта, на которых нет ничего лишнего), устранены сильные посторонние раздражители (громкая музыка и т. п.)

Едва ли удастся сосредоточиться на работе, если на всю мощность включен магнитофон или товарищи рядом обсуждают волнующую, но не важной для вашей работы проблему. Но также полная «стерильная» тишина не будет идеальной гарантией успешной деятельности. Известно немало примеров, когда даже сложная творческая деятельность успешно протекала в неудобных условиях. Так, польский писатель Генрик Сенкевич мог успешно писать свои произведения за столом кондитерской. А французский писатель М. Пруст, который приказал обить стены своего кабинета пробкой, так и не смог работать днем, боясь шумов.

Решающее значение здесь приобретает привычный, свой, наиболее благоприятный стиль деятельности. Чаще всего соответствующий стиль производится словно бы сам по себе в процессе трудовой или учебной деятельности.

Основные виды внимания — непроизвольное и произвольное — тесно связаны между собой, и порой переходят друг в друга. Чаще, садясь за чтение необходимой литературы или прослушивание учебной лекции, вы добавляете с начала определенное усилие, чтобы сконцентрироваться на проблеме.

Но происходит так, что с течением времени, вы увлекаетесь работой и уже не чувствуете никакого напряжения, не прилагаете никаких волевых усилий для поддержания внимания. Как назвать этот новый состояние? По происхождению и наличием сознательной цели, которая сохранилась, он напоминает произвольную, а по характеру деятельности, по яркости и за тем, что он не утомляет человека, — невольное внимание. Психолог Н. Ф. Добрынин назвал этот вид внимания післядовільним.

О післядовільну внимание следует говорить тогда, когда в целенаправленной деятельности для личности интересными и значительными становятся содержание и сам процесс деятельности, а не только ее результат, как при произвольной виду. В этом случае деятельность так захватывает человека, что ей становятся не нужны заметные волевые усилия для поддержания внимания. Післядовільна внимание характеризуется длительной и высокой сосредоточенностью, с ней обоснованно связывают наиболее интенсивную и плодотворную умственную деятельность, высокую производительность всех видов труда.



Назад  

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНИМАНИЯ И ЕГО РОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ — ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ

Среди психических явлений внимание занимает особое место: оно не самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, посредством него выражаются интересы, направленность личности.

Внимание — сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его избирательное и особо ясное отражение.

Понять физиологическую картину динамики внимания помогает открытое И. П. Павловым явление, которое получило название оптимального очага возбуждения. Изучая физиологическую деятельность мозга, А. А. Ухтомский создал учение о доминанте. Доминанта, или господствующий очаг возбуждения, отличается от подвижного оптимального очага возбуждения повышенной устойчивостью.

В педагогической практике учителя и воспитатели, зная закономерности возникновения очага оптимальной возбудимости, могут организовать благоприятные условия для его образования. Учитель говорит: «Дети, сядьте прямо, положите руки на парту, смотрите на меня». Такие указания по организации позы особенно важны в начальных классах, где школьники еще плохо умеют управлять своим вниманием.

Большое значение в возникновении и организации внимания имеет выработка динамических стереотипов под влиянием постоянного режима работы.

Внешне внимание выражается в специфической позе, особой мимике, которую легко можно наблюдать и по которой можно судить, насколько внимателен человек. Поза внимания характеризуется торможением лишних для деятельности движений, направленностью органов чувств и всего корпуса на объект.

Накапливая опыт работы с детьми, педагог должен научиться по мимике и позе определять начало отвлечения внимания и направлять его, не ожидая полного отключения школьника от хода урока.

Оценивая роль внимания в психической деятельности, К.Д.Ушинский отмечал, что «внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что входит в душу человека из внешнего мира».

По активности человека в организации внимания различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте в силу особенности последнего как раздражителя, т. е. этот вид внимания зависит от качеств раздражителя.

Более сильный раздражитель на фоне действующих привлекает внимание человека. Излагая учебный материал, учитель может повысить, замедлить темп речи, изменить интонацию и этим вызвать непроизвольное внимание к важному отрывку материала. Монотонная, невыразительная речь не способна внешней стороной привлечь и поддержать внимание. Выразительная речь приковывает внимание своей формой.

Вызывает непроизвольное внимание новизна раздражителя. С этой особенностью внимания следует считаться при использовании на уроках наглядных пособий. Если учитель принесет в класс и сразу же развесит наглядные пособия, которые ему потребуются во время объяснения, то он отвлечет внимание учащихся от ответов при опросе, от общей работы класса, а к моменту объяснения пособия утратят новизну и поэтому исчезнет дополнительный фактор привлечения внимания.

Предметы, создающие в процессе познания яркий эмоциональный фон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает внимание. Произведения искусства воздействуют на чувства, привлекают непроизвольное внимание и вместе с возникшим познавательным интересом направляют мыслительную деятельность на глубокое осознание явлений.

Интерес как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим (судьбой героя книги, исходом спортивного состязания) и как избирательное отношение к миру обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам. Для поддержания интереса, а через него и непроизвольного внимания учащихся полезно, сообщая цели урока, подчеркивать, что нового узнают ученики, а в заключение отмечать, чему они научились.

Методические приемы, направленные на то, чтобы вызвать интерес школьников к данному уроку и через него привлечь их внимание к другим предметам, различны. Так, для закрепления иностранных слов могут быть организованы игры, применены наглядные пособия — картинки с изображением предметов, соответствующих лексике, прослушаны стихи или песни на иностранном языке.

Общепсихологическими принципами построения урока, на котором непроизвольное внимание поддерживается интересом, являются следующие: содержательность материала, изложенного в увлекательной форме, разнообразие форм и методов работы, увлеченность самого учителя излагаемым материалом, живость и эмоциональная насыщенность урока.

Произвольное внимание — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. При произвольном внимании сосредоточение происходит на том, что необходимо делать. Поэтому психологическое содержание произвольного внимания связано с постановкой цели деятельности и волевым усилием.

Произвольное сосредоточение на объекте предполагает волевое усилие, которое и поддерживает внимание. Волевое усилие переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной цели. Оно помогает удерживать внимание на объекте, не отвлекаться, не ошибаться в действиях.

Большое значение развитию произвольного внимания школьников придавал К.Д.Ушинский. Он выступал против того, чтобы весь учебный процесс в начальных классах строился только на интересе и занимательности.

Как показывают исследования отечественных психологов (Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева и др.), развитие произвольного внимания в случае руководства этим процессом в первые годы обучения может происходить довольно интенсивно. Большое значение имеет развитие у учащихся умения работать целенаправленно. Первоначально цель перед учениками ставят взрослые (родители, учителя) и, если это необходимо, оказывают помощь детям в ее достижении.

Высшей ступенью произвольного внимания является способность ученика руководствоваться самостоятельно поставленными целями. Развитие произвольного внимания у детей и идет в направлении от выполнения целей, которые ставят взрослые, к целям, которые ставят сами ученики, контролирующие их выполнение.

Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности у школьников за усвоение знаний. Учащиеся с ответственным отношением к учению умеют заставить себя внимательно выполнять любое задание, как интересное, так и неинтересное. Ученики без чувства ответственности внимательно работают только с интересным материалом. Вот почему очень важно воспитывать у учащихся чувство ответственности.

Обучение в школе предполагает формирование произвольного внимания путем организации в начальных классах посильной учебной деятельности с постановкой достижимых для учеников целей. Переживание успеха укрепляет желание сосредоточиться на следующей задаче. Чем младше школьники по возрасту, тем чаще должна происходить смена видов деятельности на уроке. Новый вид деятельности — это всегда фактор привлечения непроизвольного внимания, способствующий сосредоточению произвольного.

При организации внимания педагог должен учесть ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение.

Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие. Например, легче удержать внимание на содержании научной книги, когда чтение сопровождается конспектированием.

К условиям, облегчающим поддержание произвольного внимания, относятся особенности рабочего места. В помещении не должно быть отвлекающих раздражителей.

Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредоточиться. Эмоциональное возбуждение ослабляет произвольное внимание.

Поддерживает произвольное внимание словесное напоминание самому себе о целях деятельности, при выполнении которой необходимо быть особенно внимательным.

Облегчает возникновение и поддержание произвольного внимания привычка работать сосредоточенно в различных, как благоприятных, так и неблагоприятных, условиях.

Учение — это труд, и нельзя строить процесс обучения лишь на непроизвольном внимании. Именно в учении от класса к классу должно развиваться у детей умение организовать свое внимание. Решение примеров и задач, требующих длительных вычислений, письмо с соблюдением существующих орфографических правил, заучивание новых терминов, стихотворений, запоминание слов иностранного языка — все эти, как и многие другие, задания в учебной деятельности не могут быть выполнены без произвольного внимания. «Должно, — писал К.Д.Ушинский, — делать учение занимательным для ребенка, но в то же время должно требовать от детей точного исполнения и незанимательных для них задач, не наклоняя слишком ни в ту, ни в другую сторону, давая пищу пассивному вниманию и упражняя активное, которое хотя слабо в ребенке, но может и должно развиваться и крепнуть от упражнения».

В послепроизволъном внимании снижается волевое напряжение, необходимое при сосредоточении в произвольном внимании. Послепроизвольное внимание — сосредоточение на объекте в силу его ценности для личности.

По своим психологическим характеристикам послепроизвольное внимание имеет черты, сближающие его с непроизвольным вниманием, но между ними есть и существенное отличие. Послепроизвольное внимание возникает на основе интереса, но это не заинтересованность, стимулированная особенностями предмета, а проявление направленности личности. При послепроизвольном внимании сама деятельность переживается как потребность, а ее результат личностно значим.

Если произвольное внимание перешло в послепроизвольное, то до наступления общей усталости напряжения не чувствуется.

Рассмотренные три вида внимания в практической деятельности человека тесно переплетены и опираются один на другой. Организуя внимание учеников, учитель должен продумать не только то, как вызвать внимание к данному уроку, но и то, как формировать волевые качества личности, облегчающие управление вниманием.

По способу локализации объекта внимания выделяют внешне-направленное, или перцептивное, и внутреннее внимание. Внешненаправленное внимание включено в перцептивную деятельность человека и регулирование предметной деятельности. Исследовательское отношение к миру не может быть сформировано без развития перцептивного внимания. Внутреннее внимание связано с осознанием личностью своей деятельности, своего внутреннего мира, с самосознанием.

Внешнее и внутреннее внимание тормозят друг друга: трудно быть одновременно сосредоточенным на внешних и внутренних явлениях. Внутреннее внимание способствует моделированию будущего действия и его последствий, является необходимым условием развития сознания и самосознания. Умение думать и обдуманно действовать невозможно без развития внутреннего внимания.

В зависимости от форм учебной деятельности, организуемых педагогом, можно выделить коллективное, групповое и индивидуальное внимание.

Анализ деятельности по организации внимания в различных условиях обучения показал, что учителю постоянно приходится организовывать переход от одной формы проявления внимания в классе к другой.

Коллективное внимание — сосредоточение всех учеников на одном предмете.

В качестве такого предмета чаще всего выступают рассказ учителя и ответы учеников. Фактически не бывает стопроцентного внимания класса в течение длительного времени, но для коллективного внимания не страшны отвлечения отдельных учеников. Наличие целенаправленного коллектива класса помогает сосредоточиться и тем, кто не привык к усилиям по организации внимания.

Групповое внимание — сосредоточение внимания группами в условиях работы в коллективе.

Групповое внимание приходится организовывать при проведении лабораторных работ, взаимопроверке, обсуждении каких-либо фактов в группах. Для учеников и учителя это самая сложная форма организации внимания. Группы отвлекают друг друга в работе, поэтому для организации внимания необходимы четкое планирование выполнения заданий по этапам, переход на отдельных этапах к коллективному вниманию.

Индивидуальное внимание — сосредоточение внимания на своем задании. Оно возникает при самостоятельном чтении, решении задач, выполнении контрольных работ. Для учителя представляет трудность переход от индивидуального внимания к коллективному, так как не все ученики справляются одновременно с заданием и у многих внимание в начале коллективной работы не переключается.

Формирование внимания в учебной деятельности — ведущая психологическая и дидактическая задача.

Н.Ф.Добрынин установил, что внимание школьников бывает достаточно сосредоточенным и устойчивым тогда, когда они полностью заняты работой, когда эта работа требует от них максимума умственной и двигательной активности. Если учащиеся рассматривают предметы, явления и при этом имеют возможность действовать с ними, то в таком случае они очень внимательны. Анализ, сравнение предметов, выделение существенных признаков, вычленение главного, основного в читаемом материале, классификация предметов по группам, установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями, а также другие виды мыслительной деятельности невозможны без глубокого сосредоточения внимания на соответствующих предметах, явлениях. Активная мыслительная деятельность требует внимания.

На основе обобщения опыта учителей Н.Ф.Добрынин приходит к выводу, что внимание учащихся во многом зависит от доступности учебного материала. Учащиеся с увлечением работают над тем, что может быть и трудно, но выполнимо, что может показать им наличие каких-то достижений.

Внимание теснейшим образом связано с эмоциями и чувствами детей. Все то, что вызывает у них сильные переживания, приковывает их внимание. Так, уже дошкольники могут часами слушать интересные сказки, рассказы, смотреть кинокартины. Младшие школьники с огромным вниманием слушают занимательный рассказ учителя и не отвлекаются в течение довольно длительного времени.

Большое влияние на внимание оказывают интересы и потребности учащихся. То, что увлекает детей, как бы само собой приковывает внимание.

Непроизвольное внимание и отвлекаемость по оценке потенциалов мозга, связанных с событиями | Аудиология и неврология

Skip Nav Destination

Обзор статей| 19 мая 2000 г.

Карлес Эскера;

Киммо Алхо;

Эрих Шрёгер;

Иштван Винклер Винклер

Аудиол Нейротол (2000) 5 (3-4): 151–166.

https://doi.org/10.1159/000013877

История статьи

Опубликовано в Интернете:

19 мая 2000 г.

Инструменты для работы с содержимым

  • Взгляды
    • Содержание артикула
    • Рисунки и таблицы
    • Видео
    • Аудио
    • Дополнительные данные
    • Экспертная оценка
  • Делиться
    • Фейсбук
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • Электронная почта
  • Инструменты
    • Получить разрешения

    • Иконка Цитировать Цитировать

  • Поиск по сайту

Citation

Карлес Эстера, Киммо Алхо, Эрих Шрёгер, Иштван Винклер Винклер; Непроизвольное внимание и отвлекаемость по оценке потенциалов мозга, связанных с событиями. Аудиол Нейротол 1 августа 2000 г.; 5 (3-4): 151–166. https://doi.org/10.1159/000013877

Скачать файл цитаты:

  • Рис (Зотеро)
  • Менеджер ссылок
  • EasyBib
  • Подставки для книг
  • Менделей
  • Бумаги
  • КонецПримечание
  • РефВоркс
  • Бибтекс
панель инструментов поиска

Расширенный поиск

В этой статье рассматривается недавнее исследование связанного с событием потенциала мозга (ERP) непроизвольного внимания и отвлекаемости в ответ на новизну и изменение акустической среды. Эти исследования показывают, что несоответствие отрицательности, N 1 и P 3a Компоненты ERP, вызванные девиантными или новыми звуками в неконтролируемой последовательности повторяющихся стимулов, указывают на различные процессы на пути к непроизвольному переключению внимания на отвлекающие стимулы. В этих исследованиях использовались новые парадигмы слухо-слуховой и слухо-зрительной дистракции, которые позволяют объективно оценить аномальную отвлекаемость у нескольких клинических групп пациентов, например, страдающих закрытыми черепно-мозговыми травмами или хроническим алкоголизмом.

Ключевые слова:

Пассивное внимание, Ориентировочная реакция, Детектор изменений, Сенсорная память, Новинка, Несоответствие отрицательности (MMN), N1, Р3а, Прослушивание, Потенциалы, связанные с событиями (ERP)

В настоящее время у вас нет доступа к этому содержимому.

У вас еще нет аккаунта? регистр

Цифровая версия

Аренда

Эта статья также доступна для проката через DeepDyve.

Внимание! Что должен знать каждый мужчина о Focus

«Обратите внимание!»

«Если бы вы просто больше концентрировались, вы бы добились большего успеха!»

Наверное, все мы слышали подобные наставления от учителей или родителей. И большинство из нас, вероятно, ежедневно корят себя за неспособность сосредоточиться на поставленной задаче. Кажется, что в нашем рассеянном мире текстов, твитов и новостных лент все больше и больше людей жалуются на свое рассеянное мышление и испытывают сильное желание улучшить концентрацию внимания и концентрацию. Неофициальные данные подтверждают это: количество людей, которые ищут «как сосредоточиться», резко возросло за последние пять лет, а два самых популярных поста на AoM посвящены устранению отвлекающих факторов в Интернете и улучшению концентрации.

Многие из нас хотят улучшить внимание, но часто этого не хватает. Когда мы терпим неудачу, типичный ответ — удвоить наши усилия и поклясться богами внимания, что мы никогда больше не будем просматривать Reddit. Но уже на следующий день мы обнаруживаем, что скатываемся к нашим старым рассеянным путям.

Что здесь происходит? Почему так трудно обуздать наше внимание?

Отвечая на этот вопрос, обычно указывают на растущее количество отвлекающих факторов в нашем современном мире и/или отсутствие индивидуальной дисциплины. Эти факторы, безусловно, являются частью проблемы, но есть и более фундаментальная основная проблема: люди хотят управлять своим вниманием, но они не знают, что такое внимание на самом деле.

Когда большинство людей думают о внимании, они думают о способности полностью сосредоточиться на чем-то одном, не отвлекаясь. Поэтому, когда они пытаются улучшить свое внимание, они концентрируются только на этом. Но целеустремленность — это на самом деле только одна грань внимания. Недавние исследования показали, что на самом деле внимание бывает разных типов — каждое с уникальными сильными и слабыми сторонами — которые лучше всего использовать или отдыхать в различных ситуациях. Таким образом, управлять своим вниманием — все равно что быть верховным главнокомандующим вооруженными силами своего разума; вместо того, чтобы постоянно размещать одно и то же подразделение на линии фронта и впадать в панику каждый раз, когда враг захватывает их траншеи, вы разумно и преднамеренно меняете свои войска.

Короче говоря, овладение вниманием — это управление вниманием.

Поскольку вы не можете изменить то, чего не можете понять, в этой первой части серии из двух частей мы собираемся погрузиться в природу внимания — что это такое, как оно работает и почему это так важно, помимо возможности просто сидеть и читать Моби Дик более 5 минут за раз. Поняв, как работает внимание, мы будем лучше подготовлены к управлению им.

На следующей неделе мы рассмотрим конкретные действия, которые вы можете предпринять, чтобы улучшить свое внимание и управлять им.

Начнем!

И внимание, черт возьми!

Что такое внимание?

«Знание механики вашего внимания может быть столь же мощным, как любая терапия, лекарство или лекарство». – Стивен Джонсон

Психолог и философ Уильям Джеймс лучше всего определил внимание более 100 лет назад.

«Все знают, что такое внимание. Это овладение умом в ясной и яркой форме одним из нескольких одновременно возможных объектов или цепочек мыслей. Фокализация, концентрация сознания составляют его сущность. Это подразумевает уход от одних вещей, чтобы эффективно справляться с другими».

В каждый данный момент вокруг вас и даже в вашем собственном теле происходит очень многое. Если бы у нас не было возможности настроиться на определенные вещи, игнорируя все остальное, мы бы сошли с ума. На самом деле, нейробиологи считают, что причина, по которой ЛСД вызывает психоделические переживания, заключается в том, что наркотик подавляет сети внимания нашего мозга, тем самым вызывая сенсорную перегрузку. Если бы у нас не было способности обращать внимание, жизнь была бы одним долгим ЛСД-путешествием.

«Вселенная — это изменение; наша жизнь такова, какой ее делают наши мысли». —Марк Аврелий , Медитации 

То, на что мы решаем обратить внимание и что мы решаем игнорировать, формирует наше существование и нашу реальность (или, как выразился Йода, «Ваш фокус — это ваша реальность»). Поскольку все обращают внимание на разные вещи, у всех разные представления о реальности. Внимание объясняет, почему у трех разных свидетелей может быть три разных версии преступления и почему пары ссорятся из-за того, кто ведет себя по дому, а кто нет — каждый тренирует фокусирующую линзу на разных вещах и кадрирует «кадры» преступления. свою реальность по-своему.

Итак, внимание — это, вкратце, способность концентрироваться на одних стимулах или мыслях, игнорируя при этом другие, что, в свою очередь, формирует то, как мы воспринимаем и переживаем окружающий мир.

Все хорошо. Но как именно внимание работает с ?

Ну, это намного сложнее, чем вы думаете. Нет области мозга, отвечающей за внимание, которую можно было бы просто включить. Скорее, внимание включает в себя сложную комбинацию различных когнитивных процессов, таких как рабочая память и исполнительный контроль, которые работают вместе в унисон. Более того, на самом деле существуют разные типы внимания, каждый со своими преимуществами и недостатками.

Типы внимания

Непроизвольное внимание

Непроизвольное внимание контролируется не нами сознательно, а скорее принуждающими стимулами в нашем окружении.

Мы испытываем непроизвольное внимание, когда слышим громкий шум, видим, как нам кажется, змею, скользящую по траве, или просто замечаем что-то новое и неизведанное. Нашим предкам непроизвольное внимание помогало избегать опасностей и находить награды — позволяло быстро реагировать на хищников или открывать новые ресурсы.

Стимулы, которые могут быть опасными, обычно привлекают наше непроизвольное внимание больше, чем стимулы, которые могут привести к вознаграждению; в первобытные времена просто выжить было важнее, чем двигаться вперед. Это объясняет, почему показания очевидцев во время насильственных преступлений часто ненадежны. Жертва или прохожий автоматически фокусируется на используемом оружии, в то время как все остальное, включая лицо преступника или то, что он был одет, становится размытым.

С точки зрения эволюции автоматическая реакция на потенциально опасные или полезные раздражители имеет свои преимущества. Однако в современную эпоху наше непроизвольное внимание было захвачено постоянным потоком вещей, происходящих вокруг нас — городским шумом, телевизором, сигналами смартфона, фоновой музыкой и т. д. «Смотрите, я вижу медведя!» стало: «Смотри смешное видео на YouTube! Интересная статья на этом новостном сайте! Фотография моего друга на Facebook…». По сути, чувствительность нашего непроизвольного внимания к новому и необычному является причиной того, что Интернет так чертовски отвлекает.

В то время как наше непроизвольное внимание может быть перегружено потоком отвлекающих факторов, его легкая стимуляция на самом деле переводит нас в состояние «мягкого очарования», которое успокаивает разум и дает нашему произвольному вниманию (см. ниже) передышку. Выход на природу погружает нас в состояние мягкого очарования — во время прогулки по лесу можно увидеть разные вещи, но поток поступающих стимулов настолько медленный и мягкий, что наш разум чувствует себя одновременно занятым и отдыхающим. По этой причине времяпрепровождение на природе не только приятно, но и снимает стресс, тревогу и депрессию.

Произвольное внимание

Произвольное внимание — это процесс фокусировки, который мы контролируем сознательно. Вместо того, чтобы наше внимание подчинялось прихоти каких-либо стимулов, мы намеренно решаем, на что обращает внимание наш ум.

Произвольное внимание требует усилий, силы воли и намеренной концентрации. Когда ваш учитель начальной школы сказал вам «обратите внимание!» она говорила вам использовать ваше произвольное внимание.

Вы тренируете свое произвольное внимание, когда решаете, на какой из раздражителей, бомбардирующих ваше непроизвольное внимание, вы будете обращать внимание, а на какой будете игнорировать, например, когда вы решаете не отвечать на звонки по мобильному телефону, чтобы не мешать гудящего такси. Мы также призываем к произвольному вниманию, когда пытаемся отключить все конкурирующие стимулы, чтобы сконцентрироваться на одной задаче, например, на написании заметки, чтении книги, медитации или даже игре в видеоигру.

Чем больше стимулов конкурирует за наше непроизвольное внимание, тем больше должно работать наше произвольное внимание, чтобы оставаться вовлеченным в выполнение текущей задачи. Например, наше произвольное внимание резко возрастает, когда мы пытаемся вести беседу в шумном ресторане и по-настоящему оставаться в присутствии другого человека. Несмотря на то, что вокруг нас так много всего происходит — официанты принимают заказы, тявкают другие люди, плачут малыши — мы можем игнорировать все это и просто сосредотачиваться на разговоре (большую часть времени, конечно). Это довольно удивительный когнитивный подвиг, если вы остановитесь и подумаете об этом. Возможно, поэтому добавление еще одного отвлекающего фактора — смартфона на столе — может в конечном итоге отвлечь вас от разговора; ваше произвольное внимание уже работает так усердно, что становится той соломинкой, которая ломает спину вашей концентрации!

Если непроизвольное внимание позволило нашему виду выжить, то добровольное внимание действительно помогло нам процветать . Благодаря добровольному вниманию строились города, выигрывались войны и писались шедевры. На индивидуальном уровне произвольное внимание — это то, что позволяет вам продвигаться к своим личным целям. Когда вы планируете свою неделю, делаете записи в своем дневнике, слушаете любимого человека или работаете над новой привычкой, вы используете свое произвольное внимание.

Дело в том, что произвольное внимание, как и сила воли, ограничено. Одна из причин, по которой люди так часто жалуются на то, что они отвлекаются или на то, что им не хватает концентрации внимания, заключается в том, что наш современный мир облагает таким вонючим бременем наше произвольное внимание. Каждый день мы должны сознательно принимать решение игнорировать океан раздражителей, от простых шумов города до электронных рекламных щитов, сигналов смартфона и текстовых сообщений. Вдобавок ко всему, постоянное переключение на то, на что направлено наше внимание, также истощает наши запасы. Однако произвольное внимание также похоже на силу воли: исследования показали, что его можно укрепить с помощью определенных упражнений и практик. (Мы поговорим о них в нашем следующем посте.)

Режим по умолчанию: блуждание ума

Когда внешний раздражитель не привлекает наше непроизвольное внимание или мы не используем произвольное внимание для сосредоточения на определенной задаче или мысли, наш разум переходит в режим по умолчанию, который называется «мысль». блуждания» — то, что мы часто называем мечтаниями.

Было проведено множество исследований о блуждании ума, но ученые-когнитивисты и нейробиологи до сих пор расходятся во мнениях относительно того, что именно происходит с нашим вниманием, когда мы им занимаемся. С одной стороны, блуждание ума отвлекает наше произвольное внимание от любой задачи, над которой мы могли бы работать в данный момент. Это часто происходит, когда мы занимаемся низкой когнитивной деятельностью, например, принимаем душ, гуляем, занимаемся спортом или даже читаем. Например, вы читаете этот пост, но думаете о том, что будете есть сегодня на ужин. Значит, вы не полностью обращаете внимание на ох как искусную прозу прямо перед вами…

С другой стороны, исследования показали, что когда мы занимаемся блужданием ума, наш мозг фактически использует те же самые области, которые используются, когда мы пытаемся осуществлять произвольное внимание ; даже если мы не обращаем внимания на поставленную задачу, мы уделяем некоторое внимание нашим отвлекающим мыслям (например, сегодняшнему ужину).

Хм… что здесь происходит?

Ответ заключается в том, что блуждание ума — это настоящий когнитивный парадокс. Когда наш ум блуждает, мы используем свое произвольное внимание, только не обязательно на то, на что хотели обратить внимание изначально.

Блуждание ума — важный аспект нашей системы внимания, потому что мы проводим так много времени в этом режиме по умолчанию — около 50% наших мыслей в бодрствующем состоянии — это бесцельные мечты. Проведение времени в этом состоянии имеет как преимущества, так и недостатки, и важно понимать, что это такое, чтобы вы могли намеренно управлять тем, как часто вы это делаете и к чему отвлекает ваш разум во время этих когнитивных блужданий.

Недостатки блуждания ума

Помимо того факта, что блуждание ума мешает вам полностью присутствовать в том, что вы делаете, есть и другие недостатки режима работы нашего мозга по умолчанию. Когда мы позволяем своему уму блуждать, мы обычно склоняемся к негативным мыслям и эмоциям. Мы сосредоточены на нерешенных проблемах, конфликтах с коллегами и подругами, невыполненных целях, счетах, которые нужно оплатить, даже на неловком моменте десятилетней давности. Исследования показали, что даже нейтральные мысли, которые возникают, когда наш разум блуждает, обычно имеют негативный эмоциональный оттенок. Более того, как только поток негативных мыслей/эмоций запускается во время блуждания ума, мы склонны зацикливаться на этих мыслях и размышлять над ними (как корова, жующая свою жвачку), что все глубже и глубже погружает нас в депрессию.

Мало того, что мы склонны сосредотачиваться на негативе, когда наши мысли блуждают, этот поток негатива обычно направлен на нас самих, потому что мы являемся наиболее частым предметом наших размышлений. Негативность и сосредоточенность на себе превращают всех нас в мечтательных Иа-Иа («Никого это не волнует. Мне так грустно»). Интересно то, что как только мы снова начинаем наращивать наше произвольное внимание и выходим из зоны блуждания ума, области, связанные с эмоциональными и самореференциальными заботами, успокаиваются, и мы начинаем чувствовать себя лучше. Всякий раз, когда вы чувствуете себя на свалке, совет дедушки взять себя в руки и приступить к работе на самом деле невероятно здравый совет.

Польза блуждания ума

Несмотря на недостатки блуждания ума, исследования показали, что проведение времени в этой когнитивной зоне дает некоторые преимущества. Во-первых, блуждание мыслей — это всего лишь способ вашего мозга направить неиспользованную вычислительную мощность на решение нерешенных проблем в вашей жизни. В то время как мы склонны блуждать к проблемам и негативным эмоциям, когда мы занимаемся блужданием ума, наш ум плывет к этим вещам в надежде решить их. Негативное отклонение от блуждания ума просто пытается подтолкнуть нас к работе над проблемами в нашей жизни, которые требуют некоторого распутывания.

Во-вторых, хотя мы склонны сосредотачиваться на негативе, когда мечтаем, мы также можем испытывать позитивные мысли и эмоции. Ученые-когнитивисты называют эти розовые размышления «позитивно-конструктивными мечтаниями». Во время позитивно-конструктивных мечтаний мы занимаемся планированием будущего, вспоминаем о положительных эмоциональных переживаниях и занимаемся моральными рассуждениями.

В-третьих, блуждание ума может пробудить наши творческие соки. Одно исследование показало, что люди, которые потратили время на блуждание ума, прежде чем взяться за задачу, которая требовала от них придумать новые способы использования объекта, смогли генерировать на 40 процентов больше оригинальных идей, чем люди, которые не мечтали перед тем, как начать. Блуждание ума повышает креативность, потому что оно неструктурировано. Позволяя нашему уму свободно блуждать по холмам и долинам нашего черепа, мы можем устанавливать связи, которые в противном случае не были бы, если бы мы активно направляли свое внимание на одно-единственное решение. Блуждание разума объясняет, почему так много великих прозрений и открытий в истории было сделано во время прогулки или принятия ванны.

И, наконец, самое главное, мечтание дает перерыв вашим произвольным и непроизвольным системам внимания. Мы окружены какофонией раздражителей, которые постоянно конкурируют за наше внимание. Чтобы по-настоящему эффективно использовать наше драгоценное внимание, нам нужны периоды, когда мы ни на чем не сосредоточены.

Подводя итог, можно сказать, что блуждание ума может быть хорошим или плохим, в зависимости от того, как вы им управляете и направляете. В то время как исследования показывают, что отклонение нашего ума от отрицательного или положительного во многом зависит от нашего генетического темперамента, исследования также показывают, что у нас есть сознательная способность подталкивать наш блуждающий ум к более конструктивным режимам.

 

Узкое и широкое внимание

Как только мы решили направить наше произвольное внимание на определенный стимул, мы можем сосредоточить на нем либо узкое, либо широкое внимание.

Разница между узким и широким фокусом легко объясняется аналогией с американским футболом. Когда квотербек отходит назад для паса, сначала он будет привлекать внимание. Он займет все игровое поле, прочитает защитников и найдет открытого приемника. Он впускает в свой разум как можно больше информации. Как только он решит, в кого бросить мяч, он сосредоточится на узком фокусе внимания, рассчитывая наилучшее время для броска, а также тип скорости и дуги, которые нужно придать ему, чтобы успешно передать мяч в руки принимающего. (А теперь, чтобы по-настоящему оценить силу ума и квотербека НФЛ: весь этот процесс в среднем занимает всего около 2,75 секунды.)

Широкий (или открытый) фокус внимания отлично подходит для того, чтобы сориентироваться, понять «общую картину» и понять сложные системы и отношения. Это дает нам быстрое и грязное представление о ситуации. Однако широкое внимание не так полезно для управления важными деталями, такими как ваша чековая книжка или календарь, или для редактирования, скажем, сообщения в блоге.

Узкое (или острое) внимание позволяет нам быть эффективными, продуктивными и дотошными. Однако слишком узкий фокус может привести к туннельному видению, из-за чего мы упускаем из виду другие важные факты или детали. Недостаток узкофокусного внимания лучше всего иллюстрируется знаменитым тестом на невидимую гориллу.

Ни широкое, ни узкое внимание не «лучше» другого — у каждого из них есть свои сильные и слабые стороны. Опять же, хитрость заключается в том, чтобы научиться управлять обоими и знать, когда переключаться на тот или иной тип фокуса.

Что-то, что облегчает понимание этой идеи, — это понимание того, как эмоции взаимодействуют с узким и широким фокусом. Исследования показывают, что, когда мы сосредоточены на узком фокусе внимания, наша предвзятость к негативу увеличивается, и мы с большей вероятностью сосредотачиваемся на негативных эмоциях и/или пропускаем позитивные стимулы. И наоборот, когда мы переключаемся на широкое внимание, мы чувствуем себя счастливее и оптимистичнее.

Подумайте о спорах, которые у вас могли возникнуть с женой по поводу того, кто выполняет больше работы по дому. Исследования показали, что оба супруга считают, что несут львиную долю ответственности, что, конечно же, невозможно. Узкая направленность каждого из супругов помогает им четко помнить, сколько раз они выносили мусор и готовили ужин на этой неделе, но мешает им замечать все, что делает их партнер. Переключение внимания на более широкий круг вопросов поможет вам понять, как ваш супруг/супруга тоже принимает участие, поможет вам избежать ловушки «око за око» и сделать отношения более счастливыми.

Преимущества обучения управлению своим вниманием

Когда вы думаете о пользе внимания, вы, вероятно, думаете, насколько оно важно при решении интеллектуальных задач, таких как написание статей или чтение чего-либо длиннее 800 слов. И действительно, исследования подтвердили то, что все мы уже знали интуитивно — что способность управлять своим вниманием является краеугольным камнем успеха в когнитивных усилиях. Например, учащиеся, которые знают, как уделять внимание учебе в течение длительного периода времени, учатся лучше, чем учащиеся, которые не могут, и эти же учащиеся обычно превосходят своих менее внимательных сверстников в более позднем возрасте.

Но, прочитав этот пост, вы, надеюсь, поняли, что внимание важно не только для изучения латинских спряжений. Исследования показывают, что улучшение нашего внимания имеет широкий спектр преимуществ, которые распространяются на все сферы нашей жизни:

  • Улучшает отношения — внимание позволяет вам полностью присутствовать с другим человеком, что заставляет его чувствовать себя признанным, понятым и очарованным.
  • Повышает устойчивость. – управление своим вниманием позволяет направить его на позитивные события, а не на размышления о негативных.
  • Повышает уровень счастья — способность переключаться на широкий кругозор может помочь вам замечать хорошие вещи и видеть возможности и связи, которые вы иначе упустили бы.
  • Повышает креативность — целенаправленное участие в сеансах блуждания ума и подталкивание их в позитивном направлении может помочь генерировать новые идеи.
  • Углубляет нашу мудрость – направленные сеансы блуждания ума могут способствовать глубокому мышлению, применению моральных рассуждений и продуктивным внутренним дебатам.
  • Улучшает наше критическое мышление — внимание позволяет не только читать и переваривать длинный текст, но и по-настоящему разбираться и анализировать его.
  • Дает нам более процветающую и приятную жизнь – все эти преимущества + не упускать возможность изучить огромное количество знаний, которые нельзя сжать в отрывок или статью в виде списка = осмысленная и удовлетворенная жизнь.

Помимо преимуществ, которые улучшение управления вниманием приносит человеку, некоторые социальные критики и философы утверждают, что снижение внимания в нашем обществе ведет нас к новому «темному веку культуры», в котором у людей больше нет глубокого, устойчивого внимания, необходимого для синтеза и оценки информации или выражения сложных мыслей. Вместо этого мы живем в мире «настоящего шока», в котором все происходит сейчас, информация передается через мемы и твиты, и у нас больше нет навыков или мудрости, чтобы отделить сигнал от шума. Можно утверждать, что кризисы и общее недомогание, которые мы переживали на Западе в течение последних тридцати лет, по своей сути являются кризисом внимания. Мы либо уделяем внимание неправильным проблемам, либо слишком отвлекаемся на очередной «спор», чтобы решить насущные проблемы.

Вывод: Если вы хотите улучшить себя и окружающий мир, первым делом научитесь управлять своим вниманием. Это локомотив человеческого прогресса.

Заключение

Овладение вниманием — это хорошо управляемое внимание. Как любому хорошему менеджеру, вам нужно знать сильные и слабые стороны различных членов вашей группы внимания и какую задачу вы должны им поручить. К настоящему времени вы должны понимать сильные и слабые стороны ваших непроизвольных, произвольных и блуждающих мыслей, а также плюсы и минусы наличия широкого или узкого фокуса.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts