Непроизвольное и произвольное внимание у дошкольников: Развитие внимания у дошкольников — упражнения на развитие внимания у детей

Развитие произвольного внимания дошкольников в игровой деятельности

Автор: Глазова Яна Алексеевна

     Статья:Глазовой Я.А
Развитие произвольного внимания дошкольников в игровой деятельности

 

Проблема внимания считается одной из самых важных и сложных проблем психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания – как фундаментального, так и прикладного характера.

Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в отборе содержаний сознательного опыта, запоминании и научении очевидны. Трудно усомниться также в необходимости всестороннего и детального исследования его феноменов.

В отличие от таких познавательных процессов как мышление, память, восприятие, внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов. Таким образом, этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение. Главным условием развития произвольного внимания детей-дошкольников может стать игра как основной вид деятельности ребенка. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра приучает его к наблюдательности, к выполнению определенных правил, дисциплинирует его волю. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки.

Произвольное внимание — одна из важнейших характеристик познавательной деятельности детей. Наряду с мышлением, восприятием, памятью, воображением произвольное внимание является важнейшим приобретением личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка.

Существует несколько подходов к пониманию произвольности. Первый из них разграничивает произвольные и волевые действия. Волевые действия, по мнению исследователей первого подхода (Г.С. Костюк, В.И. Аснин), «происходят в ситуации перестройки стереотипов, при наличии трудностей» .

Произвольное поведение, считают авторы, можно сформировать путем целенаправленного развития волевой сферы. Данные исследователи под волей понимают стремления, желания, цели, решения человека, его сознательные целенаправленные действия, поступки, его настойчивость, решительность, выдержку и другие качества. Воля — один из способов сознательной регуляции деятельности, поведения, приобретенная человеком способность сознательно ставить перед собой цели, принимать решения и подчинять им свои действия и поступки .

Третья точка зрения на механизм возникновения произвольного поведения принадлежит А.Р. Лурия и А.В. Запорожцу . Исследователи считают, что свое поведение дошкольники подчиняют не слову, а ситуативным обстоятельствам. Т.е. для того, чтобы ребенок в своих действиях руководствовался словесной инструкцией, необходимо создать специальные условия.

Становление произвольности поведения в дошкольном возрасте идет от «до-ситуативной» свободы малышей к появлению преград и приложению усилий, а затем, в старшем дошкольном возрасте к обретению «над-ситуативной» свободы. Эти данные позволяют предположить, что психологическим механизмом становления произвольности, и в частности произвольного внимания, является постепенное «оволивание» поведения, последовательное проникновение в поведение детей воли, ведущей через применение ребенком усилии к обретению свободы в действии.

Высокого развития достигает непроизвольное внимание в дошкольном возрасте. Появление новых интересов, участие в новых видах деятельности заставляют ребёнка сосредоточиваться на таких сторонах действительности, которые раньше оставались незамеченными.

У дошкольника возрастает устойчивость внимания, способность длительно заниматься определённым делом или определённым предметом. Дошкольники могут часами играть в какую-нибудь интересную игру, рисовать или конструировать.

Решающее значение в развитии непроизвольного внимания имеет организация воспитательной работы. Знакомя дошкольника с окружающей действительностью, побуждая его активно отображать эту действительность в своих играх, занятиях, изобразительной деятельности, воспитатель вызывает интерес к новым предметам и явлениям, заставляет ребёнка непроизвольно сосредоточить на них своё внимание.

Если непроизвольное внимание достигает у детей дошкольного возраста высокой ступени развития, то внимание произвольное начинает у них ещё только формироваться.

Выполняя поручения взрослых, неся некоторые обязанности в детском саду и дома, принимая участие в коллективных играх, дошкольник всё чаще сталкивается с такими условиями, где приходится обращать внимание на то, что необходимо для осуществления намеченного задания, что соответствует словесным указаниям взрослого или требованиям детского коллектива. Таким образом, новые жизненные условия, специально организуемые родителями и воспитателями, приводят к формированию произвольного внимания.

Ф. Шиллер считал, что «игра возникла для удовольствия… Только играя, можно стать человеком». Торндайк утверждал: «Игра — это наследственный инстинкт». Бюхер: «Игра — как форма избытка энергии». Кант: «Игра — незаинтересованная деятельность… Занятие — само по себе».

Швейцарский ученый К. Гросс считал игры изначальной школой поведения [39, 106]. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни. Данный подход прост и мудр. Игра объективно — первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих. Природа как бы специально предоставила высшим животным и человеку длительный период детства, чтобы, играя, они развивали жизненно важные органы и функции.

Основатель психоанализа 3. Фрейд развил мысль о компенсаторном характере игры, связав ее с бессознательными механизмами психики. Первая функция игры, по Фрейду, — это символическая реализация бессознательных влечений, что дает очищение и оздоровление психики. Вторая функция игры связана с тем, что в ней разрешаются, снимаются травматические ситуации, являющиеся источником невроза.

В современных языках понятие игры также чрезвычайно многозначно. Видный теоретик игры Хёйзинга определяет это понятие следующей формулой: «Игра есть добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием «иного бытия», нежели «обыденная жизнь» [68,10]. Идеи Хёйзинга не потеряли актуальности. Ученый своей книгой «Человек играющий» доказывает, что творчество человека есть момент игры как момент истины. Рассматривая игровое действие в разных исторических пластах, Хёйзенга приходит к важнейшим обобщениям: игра — необходимый способ социальной жизни, объективная основа нашего существовани].

Блестящий исследователь игры Д.Б.Эльконин полагает, что игра организует с помощью культовых символов деятельность и, значит, учит ориентироваться в явлениях культуры, помогает использовать их соответствующим образом. Специальными исследованиями установлено, что первые потребности ребенка социальны. Д.Б. Эльконин пишет: «Мир ребенка — это, прежде всего взрослый человек как важнейшая часть окружающей ребенка действительности, часть мира взрослых». Значит, игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых.

Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления. Это обстоятельство имеет принципиально важное значение, если принять во внимание, что будущее ребенка связано с общественно полезным трудом, главнейшее качество которого — совместное, коллективное решение задач, направленных на достижение общей цели.

Итак, игра выполняет существенные функции в формировании личности ребенка. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях в ДОУ, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни. Игра выступает как основной ведущий вид детской деятельности и как важнейшее условие общественного воспитания. В игре развиваются необходимые каждому ребенку умственные способности, уровень развития которых, безусловно, сказывается в процессе школьного обучения. Именно поэтому необходимо особое внимание уделять игровой деятельности старших дошкольников.

Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника, мы имеем в виду преимущественно совместную сюжетно-ролевую игру. Другие виды игр — подвижные, дидактические, строительные,— хотя и широко используются в дошкольном воспитании, служат для реализации частных воспитательных задач.

Для развития произвольного внимания необходимо вызвать у ребенка эмоциональный интерес к своей деятельности, что становится возможным при использовании, в первую очередь, ведущей деятельности дошкольника — игры. Детям еще трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе эмоционально окрашенной игры они могут достаточно долго оставаться внимательными.

В игре происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок ставит цель, принимает решение, намечает план действия, исполняет его, проявляет определенное усилие при преодолении препятствий, оценивает результат своего действия.

Произвольная регуляция поведения состоит в подчинении поведения ребенка задаче, то есть в его способности сосредоточиться на том, что предложил взрослый, на попытках активного решения задачи, на преодолении всего, что не относится к основной деятельности. Произвольность, в свою очередь, обеспечивает достаточный уровень игровой мотивации.

Недостаточная произвольность внимания — ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.

Подобные недостатки не могут быть устранены фрагментарно включаемыми «упражнениями на внимание» в процессе занятий с ребенком и требуют для их преодоления специально организованной работы.

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети в возрасте 6-7 лет впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства, т. е. возникает так называемое произвольное внимание.

Возрастными особенностями развития произвольного внимания старших дошкольников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Дети еще не умеют длительно сосредоточиваться на задании, особенно если оно неинтересно и однообразно, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в старшем дошкольном возрасте весьма ограниченные. Перед воспитателями и родителями стоит сложнейшая задача — продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств.

Развитие произвольного внимания — важнейшая задача дошкольного воспитания. В дальнейшем оно обеспечит успешность обучения ребенка в школе, поможет ему выполнять указания учителя и контролировать себя.

Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности как игры по правилам, конструирование и т. п., и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Вводя ребенка в эти виды деятельности, взрослые организуют его внимание при помощи словесных указаний. Ребенка направляют на необходимость выполнять заданные действия, учитывая те или иные обстоятельства.

Одним из основных средств развития произвольного внимания является игра, выступающая как основной ведущий вид детской деятельности и как важнейшее условие общественного воспитания. Особую роль в формировании произвольного внимания играют игры с правилами, которые кроме повышения уровня развития основных качеств произвольного внимания содействуют воспитанию в детях волевых черт характера, активности, самостоятельности и целеустремленности.

Источники:

Бармашова Е. Игровая мозаика: программа занятий по развитию внимания у детей дошкольного возраста [Текст] / Елена Бармашова// Школьный психолог. — 2005. — № 5. — С. 8-14.

Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников [Текст] /И. Л. Баскакова. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж-НПО «МОДЭК», 1995. — 64 с.

Игра дошкольника [Текст] /Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой.— М.: Просвещение, 1989.— 286 с.: ил.— (Б-ка воспитателя дет. сада).

 

 

Этапы развития внимания у ребенка

Каждый день вы рассказываете, читаете и показываете, передавая ребенку большой объем новой информации. Усвоить знания крохе помогает внимание. Узнайте, как развивается этот «механизм», и какие типы внимания особенно пригодятся малышу в самом начале учебного пути.

Что является обязательным условием успеха развивающих занятий? Комплексный подход! Мало начать учить малыша читать, считать или рисовать. Вместе с этими познавательными активностями нужно развивать и психические механизмы, которые позволят крохе усвоить и сохранить новую информацию. В первую очередь, речь идет о развитии памяти и внимания.

Умение внимательно слушать, что говорит мама, и сосредоточенно выполнять задание не только поможет лучше усвоить новые знания. Этот навык особенно пригодится в школе: внимательный малыш не будет отвлекаться на уроках, не пропустит ни слова учителя, поймет и запомнит правила и аккуратно выполнит домашние задания!

Для того чтобы начать развивать внимание ребенка, необходимо понять, как естественным образом работает этот механизм — в каком возрасте какой тип внимания формируется.

Знание этапов развития внимания у детей пригодится и в планировании развивающих занятий. К примеру, собираясь рассказать крохе поучительную сказку, задумайтесь о том, как много значимых деталей истории стоит включить в свое повествование, ведь на разных этапах развития внимания малыш сможет воспринять и усвоить различный объем подробностей! И если слишком много подробностей утомят трехлетнего малыша, то недостаток деталей заставят четырехлетнего ребенка заскучать, ведь его внимание уже способно удержать больше информации.

Внимание — с первых дней жизни

Задерживая взгляд на ярком предмете, поворачивая головку туда, откуда звучит голос мамы, разглядывая лицо папы, новорожденный заявляет о том, что внимание — то есть способность сосредоточить сознание на определенном объекте, дано ему от рождения.
Правда, с момента рождения и до младшего дошкольного возраста (4 года) внимание малыша в основном носит непроизвольный характер: едва интересный объект перестает волновать ребенка, он тут же отводит взгляд.

Такое непроизвольное внимание развивается естественным образом — вместе с расширением сфер интересов малыша. Иначе обстоит ситуация с целенаправленным (или — произвольным) вниманием, которым человек может управлять, ставя перед собой соответствующую задачу.

Первые зачатки произвольного (управляемого) внимания у малыша можно наблюдать на втором году жизни, когда под влиянием взрослого ребенок направляет взгляд на называемый предмет.

Управляемое внимание

На третьем и четвертом году жизни закладывается фундамент произвольного внимания. В этом возрасте ребенок интуитивно и с помощью наставлений взрослого учится распределять внимание между двумя предметами или действиями.

К пяти годам малыш способен направлять внимание, следуя устной инструкции взрослого.

В 5−6 лет произвольное внимание развивается до «самоинструкции». Ребенок уже умеет самостоятельно направлять свое внимание, которое к тому же становится более устойчивым в активных играх и при выполнении различных действий и заданий.

Именно управляемое внимание лежит в основе успеха развивающих занятий. Сначала по просьбе взрослого, а вскоре и самостоятельно малыш начинает внимательнее рассматривать картинку или слушать рассказ, а значит — замечать и выделять для себя больше интересных деталей. Так, благодаря работе внимания и памяти расширяется кругозор ребенка, он овладевает новыми видами деятельности и учится применять полученные знания.
И если в целом внимание развивается естественно — в соответствии с потребностями и задачами, которые стоят перед малышом, то для воспитания избирательного внимания и умения сконцентрироваться пригодятся игры и упражнения. Эти типы внимания помогут не только в домашних развивающих играх, но и будут способствовать успехам в школе, ведь они помогают малышу не отвлекаться от основной темы занятия и удерживать внимание, несмотря на то, что происходит вокруг — в классе, где будет много других малышей.

Развитие непроизвольного и произвольного внимания от детства до взрослой жизни: комбинированное исследование потенциала, связанного с поведением и событиями

. 2006 г., октябрь; 117 (10): 2191-203.

doi: 10.1016/j.clinph.2006.06.717. Epub 2006 22 августа.

Николь Ветцель 1 , Андреас Видманн, Стефан Берти, Эрих Шрёгер

принадлежность

  • 1 Институт психологии I Лейпцигского университета, Германия. [email protected]
  • PMID: 16926109
  • DOI: 10.1016/j.clinph.2006.06.717

Николь Ветцель и др. Клин Нейрофизиол. 2006 9 октября0003

. 2006 г., октябрь; 117 (10): 2191-203.

doi: 10.1016/j.clinph.2006.06.717. Epub 2006 22 августа.

Авторы

Николь Ветцель 1 , Андреас Видманн, Стефан Берти, Эрих Шрегер

принадлежность

  • 1 Институт психологии I Лейпцигского университета, Германия. [email protected]
  • PMID: 16926109
  • DOI: 10.1016/j.clinph.2006.06.717

Абстрактный

Задача: В этом исследовании изучалось слуховое непроизвольное и произвольное внимание у детей в возрасте 6-8, 10-12 лет и молодых людей. Варьировали силу отвлекающих стимулов (20% и 5% изменения высоты тона) и степень выделения внимания.

Методы: В парадигме слухового отвлечения потенциалы, связанные с событием (ERP), и поведенческие данные измерялись у испытуемых, либо выполняющих задание на различение продолжительности звука, либо просматривающих немое видео.

Результаты: Звуки с измененной высотой звука вызывали удлинение времени реакции и снижение частоты попаданий во всех возрастных группах. Более крупные дистракторы (20%) вызывали более сильную дистракцию у детей, но не у взрослых. Амплитуды негативизма несоответствия (MMN), P3a и негативизма переориентации (RON) модулировались возрастом и произвольным вниманием. На P3a дополнительно влияла сила дистрактора. Возрастные изменения также наблюдались в амплитудах P1 (уменьшение с возрастом) и N1 (увеличение с возрастом). Р2-модуляция произвольным вниманием была противоположной у детей раннего возраста и взрослых.

Выводы: Результаты свидетельствуют о количественных и качественных изменениях слухового произвольного и непроизвольного внимания и отвлечения в процессе развития. Этапы обработки, связанные с отвлечением (обнаружение изменений до внимания, переключение внимания, переориентация), функциональны у детей в возрасте 6–8 лет, но обнаруживают характерные отличия от таковых у молодых людей.

В целом, отвлекаемость, на которую указывают поведенческие и ERP-меры, уменьшается с детства до зрелого возраста.

Значимость: Поведенческие маркеры и маркеры ERP для различных стадий обработки, вовлеченных в произвольное и непроизвольное внимание, выявляют характерные изменения развития от детства до юношеской взрослой жизни.

Похожие статьи

  • Слуховое восприятие и внимание, отраженные потенциалами мозга, связанными с событиями, у детей с синдромом Аспергера.

    Леписто Т., Силокаллио С., Ниеминен-фон Вендт Т., Алку П., Няятанен Р., Куяла Т. Леписто Т. и др. Клин Нейрофизиол. 2006 г., октябрь; 117 (10): 2161-71. doi: 10.1016/j.clinph.2006.06.709. Epub 2006 4 августа. Клин Нейрофизиол. 2006. PMID: 168

  • Возрастные различия в отвлечении внимания и переориентации в слуховой задаче.

    Хорват Дж., Циглер И., Биркас Э., Винклер И., Герваи Дж. Хорват Дж. и др. Нейробиол Старение. 2009 г.30 июля (7): 1157-72. doi: 10.1016/j.neurobiolaging.2007.10.003. Epub 2007 26 ноября. Нейробиол Старение. 2009. PMID: 18023507

  • Оптимизация парадигмы слухового отвлечения: поведенческие и связанные с событиями потенциальные эффекты в латерализованном мультидевиантном подходе.

    Гримм С., Шрёгер Э., Бендиксен А., Басс П., Рой А., Деуэлл Л.И. Гримм С. и др. Клин Нейрофизиол. 2008 г., апрель; 119(4):934-47. doi: 10.1016/j.clinph.2007.12.011. Epub 2008 4 марта. Клин Нейрофизиол. 2008. PMID: 18289933

  • Комбинация магнито- и электроэнцефалографии в исследованиях моноаминовой модуляции внимания.

    Кяхконен С. , Ахвенинен Й. Кахконен С. и соавт. Методы Find Exp Clin Pharmacol. 2002; 24 Приложение C:27-34. Методы Find Exp Clin Pharmacol. 2002. PMID: 12575485 Рассмотрение.

  • Непроизвольное внимание и отвлекаемость по оценке потенциалов мозга, связанных с событиями.

    Эстера С., Альхо К., Шрегер Э., Винклер И. Эстера С. и др. Аудиол Нейротол. 2000 г., май-август; 5(3-4):151-66. дои: 10.1159/000013877. Аудиол Нейротол. 2000. PMID: 10859410 Рассмотрение.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Развитие корковой обработки речи различается у детей с кохлеарными имплантами и нормальным слухом и изменяется при пении родителей.

    Торппа Р. , Куулувайнен С., Липсанен Дж. Торппа Р. и соавт. Фронтальные нейроски. 2022 18 ноя; 16:976767. doi: 10.3389/fnins.2022.976767. Электронная коллекция 2022. Фронтальные нейроски. 2022. PMID: 36507354 Бесплатная статья ЧВК.

  • Навыки торможения у детей связаны с их латентностью P3a — результатами исследовательского исследования.

    Линнавалли Т., Лахти О., Торманен М., Терваниеми М., Коули БУ. Линнавалли Т. и др. Поведение Мозг Функц. 2022 1 декабря; 18 (1): 13. дои: 10.1186/с12993-022-00202-7. Поведение Мозг Функц. 2022. PMID: 36456950 Бесплатная статья ЧВК.

  • Использование планшетного ПК напрямую влияет на восприятие и внимание детей.

    Ветцель Н., Кунке Д., Видманн А. Ветцель Н. и соавт. Научный представитель 2021 г.

    27 октября; 11 (1): 21215. doi: 10.1038/s41598-021-00551-9. Научный представитель 2021. PMID: 34707134 Бесплатная статья ЧВК.

  • Отслеживание различий в развитии социального внимания в реальном мире в подростковом, юношеском и пожилом возрасте.

    Де Лилло М., Фоли Р., Фиш М.С., Стимсон А., Брэдфорд ЭЭФ, Вудро-Хилл С., Фергюсон Х.Дж. Де Лилло М. и др. Нат Хум Бехав. 2021 Окт;5(10):1381-1390. doi: 10.1038/s41562-021-01113-9. Epub 2021 13 мая. Нат Хум Бехав. 2021. PMID: 33986520 Бесплатная статья ЧВК.

  • Влияние эмоциональной валентности и возраста лиц на невнимательную слепоту взрослых и детей.

    Вэй Х, Чжан Х, Ху Дж, Сюй Дж, Ван Дж. Вэй Х и др. Atten Percept Psychophys. 2021 май;83(4):1571-1580.

    doi: 10.3758/s13414-020-02221-w. Epub 2021 6 января. Atten Percept Psychophys. 2021. PMID: 33409905

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Типы публикаций

термины MeSH

добровольного и непроизвольного внимания — Parentpal | Блог

В прошлом году на семинаре для педагогов несколько воспитателей дошкольных учреждений сказали мне, что им не нужны iPad в их классах. Однако были представлены iPad, потому что некоторые родители твердо считали, что дети должны начинать рано, чтобы быть технически компетентными в школе. Каков наилучший путь к технологической компетентности для вашего ребенка?

СПРОСИТЕ 5-ЛЕТНЕГО РЕБЕНКА

В следующий раз, когда вы озадачитесь Windows, подумайте об этом: прошлой осенью Аян Куреши из Ковентри, Англия, сдал общеотраслевой экзамен Microsoft Certified Professional.

Аяну пять лет. По его словам, испытание было «трудным, но приятным».

Путь Аяна начался в возрасте трех лет. Ему нравилось сидеть рядом со своим отцом, ИТ-консультантом, и смотреть. Со временем отец объяснил ему основы и отдал старые компьютеры на разборку. Аян игрался с жесткими дисками и материнскими платами.

В то время как другие дети были увлечены приложениями для iPad и телевидением, Аян устанавливал и настраивал операционные системы, возился с маршрутизаторами и коммутаторами и читал книги Microsoft. «Я знал, что если я познакомлю его с играми, он на это не пойдет», — проницательно заметил его папа. Сегодня Аян проводит два часа в день в своей самодельной компьютерной лаборатории. Кажется, он сохранил свое детское удивление. Ему нравятся компасы, телескопы, и он сказал репортеру: «Свет цвета радуги, отраженный через призму, удивителен».

ЧТО МОЖЕТ ДЕЛАТЬ КАЖДЫЙ РОДИТЕЛЬ

Аян исключительный. Но вот что мне особенно нравится в его истории.

1.     Отец Аяна приветствовал присутствие сына рядом с ним. Несомненно, у него, как и у всех, были сроки, которые нужно было уложиться, требования клиентов и большой объем работы. Тем не менее, он нашел время и отправил своему сыну манящую вибрацию «счастлив ты здесь со мной».

2.     Отец Аяна обратил внимание на своего сына . Он признал умение Аяна обращаться с компьютерами, терпеливо обучал его и выбирал практические учебные материалы.

3.     Аяна поощряли, а не подталкивали, с духом исследований и открытий, а не со стрессом и соперничеством.

4.     Аян был активным учеником. Требуется больше усилий, чтобы разобраться в компонентах компьютера и сосредоточиться на книге Microsoft, чем учиться на видео и играх. Аян тренировал и укреплял свое произвольное внимание.

5.     Родители Аяна имели мужество в своих убеждениях . Они действовали, зная, что Аян слишком молод, чтобы предпочесть добровольное внимание непроизвольному.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts