НИГИЛИСТИЧЕСКИЙ — это что такое НИГИЛИСТИЧЕСКИЙ
Значение слова «НИГИЛИСТИЧЕСКИЙ» найдено в 40 источникахнайдено в «Новом толково-словообразовательном словаре русского языка»
нигилистический 1. прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: нигилизм (1*), связанный с ним. 2) Свойственный нигилизму (1*), характерный для него. 2. прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: нигилизм (2*), связанный с ним. 2) Свойственный нигилизму (2*), характерный для него.найдено в «Словаре синонимов»
нигилистический
скептический, нигилистский
Словарь русских синонимов.
нигилистический
прил., кол-во синонимов: 2
• нигилистский (1)
• скептический (8)
Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013.
.
Синонимы:
нигилистский, скептический
найдено в «Полном фонетическом разборе слов»
1) Орфографическая запись слова: нигилистический
2) Ударение в слове: нигилист`ический
3) Деление слова на слоги (перенос слова): нигилистический
4) Фонетическая транскрипция слова нигилистический :
5) Характеристика всех звуков:
н [н’] — согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный
и и — гласный, безударный
г [г’] — согласный, мягкий, звонкий, парный
и и — гласный, безударный
л [л’] — согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный
и и — гласный, безударный
с [с] — согласный, твердый, глухой, парный
т [т’] — согласный, мягкий, глухой, парный
и [`и] — гласный, ударный
ч ч — согласный, твердый, глухой, непарный
е [и] — гласный, безударный
с [с] — согласный, твердый, глухой, парный
к [к’] — согласный, мягкий, глухой, парный
и и — гласный, безударный
й й — согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
15 букв, 8 звук
найдено в «Электронном словаре анаграмм русского языка»
Тиски Тис Тинг Тикси Тик Течий Тес Текс Теин Тег Счет Счес Стинг Стикс Стик Стечкин Стенли Стен Стек Ссек Снести Снег Снг Слитие Слет Сленг Скит Скин Скетч Скен Скейт Ситчик Ситничек Ситник Сити Сист Синклит Синичий Синий Синглет Сингл Син Силен Сиенский Сиенит Сиг Сет Сент Сенский Сени Селтинский Селинг Секс Сек Сейл Нит Нил Никс Нии Нигилистский Нигилистический Нигилист Нечий Нетчик Нети Нести Нексит Нейти Нейл Личник Лич Литник Литинский Литий Листинг Листик Листие Лист Лисий Лис Линт Линк Лик Лигнит Летчик Летник Летний Лессинг Лесс Лесничий Лесник Лесин Лесик Ленчик Ленч Ленский Ленск Леникс Лен Лек Лей Легчний Легкий Легист Ксилит Кси Клич Клинч Клин Клиент Клест Клен Кич Китч Кит Кислин Кисет Кинг Килт Кил Кий Кечий Кен Келий Кейс Ичиг Итл Иссл Иск Исетский Инст Инк Икт Икс Иглинский Игил Елкин Ейск Гнет Гнести Тисский Тлен Тнк Чейн Гнейс Глист Чек Чекист Челн Чес Чет Глинт Четий Четки Четкий Четник Глечик Чий Гет Гест Гесс Числ Член Гекс Гейтс Членик Членский Гексит Ген Гений Читинский Чистик Чинк Чин Чили Чикс Гик Гит Глей Глет
найдено в «Формах слова»
нигилисти́ческий,
нигилисти́ческая,
нигилисти́ческое,
нигилисти́ческие,
нигилисти́ческого,
нигилисти́ческой,
нигилисти́ческого,
нигилисти́ческих,
нигилисти́ческому,
нигилисти́ческой,
нигилисти́ческому,
нигилисти́ческим,
нигилисти́ческий,
нигилисти́ческую,
нигилисти́ческое,
нигилисти́ческие,
нигилисти́ческого,
нигилисти́ческую,
нигилисти́ческое,
нигилисти́ческих,
нигилисти́ческим,
нигилисти́ческой,
нигилисти́ческою,
нигилисти́ческим,
нигилисти́ческими,
нигилисти́ческом,
нигилисти́ческой,
нигилисти́ческом,
нигилисти́ческих,
нигилисти́ческ,
нигилисти́ческа,
нигилисти́ческо,
нигилисти́чески
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)
.
Синонимы:
нигилистский, скептический
найдено в «Полной акцентуированной парадигме по Зализняку»
нигилисти’ческий, нигилисти’ческая, нигилисти’ческое, нигилисти’ческие, нигилисти’ческого, нигилисти’ческой, нигилисти’ческого, нигилисти’ческих, нигилисти’ческому, нигилисти’ческой, нигилисти’ческому, нигилисти’ческим, нигилисти’ческий, нигилисти’ческую, нигилисти’ческое, нигилисти’ческие, нигилисти’ческого, нигилисти’ческую, нигилисти’ческое, нигилисти’ческих, нигилисти’ческим, нигилисти’ческой, нигилисти’ческою, нигилисти’ческим, нигилисти’ческими, нигилисти’ческом, нигилисти’ческой, нигилисти’ческом, нигилисти’ческих, нигилисти’ческ, нигилисти’ческа, нигилисти’ческо, нигилисти’чески
найдено в «Словаре иностранных слов русского языка»
- НИГИЛИСТИЧЕСКИЙ
относящийся к нигилизму, свойственный, сообразный с ним.
Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. — Чудинов А.Н.,1910.
нигилистский, скептический
найдено в «Морфемном разборе слова по составу»
корень — НИГИЛ; суффикс — ИСТ; суффикс — ИЧЕСК; окончание — ИЙ;Основа слова: НИГИЛИСТИЧЕСК
Вычисленный способ образования слова: Суффиксальный
∩ — НИГИЛ; ∧ — ИСТ; ∧ — ИЧЕСК; ⏰ — ИЙ;
Слово Нигилистический содержит следующие морфемы или части:
- ¬ приставка (0): —
- ∩ корень слова (1): НИГИЛ;
- ∧ суффикс (2): ИЧЕСК; ИСТ;
- ⏰ окончание (1): ИЙ;
найдено в «Малом академическом словаре»
-ая, -ое.
прил. к нигилизм, к нигилист.
Нигилистические взгляды.
□
[Футуристы] казались мне носителями ненавистных мне нигилистических тенденций в поэзии. К. Чуковский, Маяковский.
Синонимы:нигилистский, скептический
найдено в «Ударении и правописании»
Ударение в слове: нигилист`ическийУдарение падает на букву: и
Безударные гласные в слове: нигилист`ический
найдено в «Русско-ивритском словаре»
нигилистический
נִיהִילִיסטִי
Синонимы:нигилистский, скептический
найдено в «Толковом словаре русского языка»
НИГИЛИСТИЧЕСКИЙ 1. прилагательное 1) см. нигилизм , связанный с ним. 2) Свойственный нигилизму , характерный для него. 2. прилагательное 1) см. нигилизм , связанный с ним. 2) Свойственный нигилизму , характерный для него.
найдено в «Русско-турецком словаре»
= нигили́стский
nihilist; nihilistçe
Синонимы:нигилистский, скептический
найдено в «Большом итальяно-русском и русско-итальянском словаре»
прил.
nichilista, nichilistico
нигилистическое отношение к чему-л. — atteggiamento contestatario; atteggiamento menefreghista разг.
Итальяно-русский словарь.2003.
Синонимы:
нигилистский, скептический
найдено в «Толковом словаре русского языка»
НИГИЛИСТИЧЕСКИЙ нигилистическая, нигилистическое (книжн.). Прил. к нигилизм; свойственный нигилизму, нигилисту. Нигилистические взгляды.найдено в «Русско-китайском словаре»
〔形〕虚无主义的. ~ое отношение (к чему) 对…虚无主义的态度.
Синонимы:нигилистский, скептический
найдено в «Словаре синонимов»
нигилистический скептический, нигилистскийАБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ
Ступени нигилистической диалектики.
Либерализм / Православие.RuИз книги иеромонаха Серафима (Роуза) «Человек против Бога», изданной в серии «Духовное наследие русского зарубежья», выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.
Джон Стюарт Милл |
Ступени, о которых пойдет речь на ближайших страницах, не следует рассматривать чисто хронологически, хотя в узком смысле они действительно представляют собой развитие нигилистического сознания во времени, начиная с провала нигилистического эксперимента французской революции и заканчивая подъемом, а затем крахом последнего наиболее ярко выраженного явления нигилизма — национал-социализма.
Так, два десятилетия до и два десятилетия после середины XIX века можно рассматривать как расцвет влияния и престижа либерализма, а Дж.С.Милла считать типичнейшим его представителем. Период реализма занимает вторую половину прошлого века и может быть представлен, с одной стороны, социалистическими мыслителями, а с другой, философами и популяризаторами — их скорее следовало бы назвать «эксплуататорами» науки. Витализм в форме символизма, оккультизма, художественного экспрессионизма и других эволюционных и мистических учений является наиболее важным течением на протяжении полувека начиная с 1875 года. Нигилизм разрушения хотя и уходит своими интеллектуальными корнями глубоко в прошлый век, но наиболее полно выражается, как в общественном строе, так и в частных сферах, только на протяжении столетия с четвертью, при этом период наиболее интенсивного разрушения приходится на 1914—1945 годы.Заметим, что периоды эти частично накладываются друг на друга, так как нигилизм созревает с различной скоростью в разных народах и отдельных представителях. Это наложение даже гораздо существеннее, чем отражено в нашей упрощенной схеме. Оно настолько существеннее, что представителей каждой ступени можно найти в любом другом периоде, и даже сегодня все они сосуществуют вместе. То, что сказано об исторических периодах, можно сказать и об отдельных представителях: ни на одной ступени мы не встретим «чистого» нигилиста, каждый представитель нигилизма соединяет в себе по меньшей мере две различные ступени.
Далее, хотя период, начинающийся французской революцией, считается первым, в котором нигилизм сыграл центральную роль, каждая из его ступеней была так или иначе представлена и в более ранние века. Либерализм, например, — это прямой потомок ренессансного гуманизма, реализм был одним из важнейших аспектов Реформации и французского Просвещения, своего рода витализм проявился уже в эпоху Возрождения, а также был свойствен оккультизму Просвещения, а затем романтизму, а нигилизм разрушения, хотя и не был столь ярко выражен, как в последнем столетии, но существовал на протяжении всей современной эпохи как некий соблазн крайне настроенных мыслителей.
С такими оговорками нашу схему все же можно принять хотя бы как примерно соответствующую истинному историческому и психологическому процессу. Итак, начнем наше исследование этапов этого процесса, то есть нигилистической диалектики, и попытаемся оценить их под ясным светом православной истины, — истины, которую, как нам представляется, тужатся всеми силами затемнить и искоренить. В настоящей главе мы лишь сделаем попытку описать эти этапы и, используя то определение нигилизма, которое мы привели выше, указать, в каком смысле их можно считать нигилистическими.
1. Либерализм
С самого начала заметим, что либерализм, о котором пойдет речь на этих страницах, нельзя отнести к явному нигилизму, это скорее пассивный нигилизм, некий нейтральный «питомник», в котором были выращены последующие, более темные этапы нигилизма. Те, кто внимательно прочитали выше наши рассуждения о невозможности духовного и интеллектуального нейтралитета, сразу поймут, почему мы классифицируем как нигилистическую точку зрения, которая хотя не произвела непосредственно никакого яркого нигилистического явления, но явилась необходимой предпосылкой для их появления. Неумелая защита либерализмом наследия, в которое он никогда до конца не верил, послужила одной из основных причин, вызвавших к жизни явный нигилизм.
Либерально-демократическую цивилизацию, которая в Западной Европе была последней формой старого порядка, разрушенного Первой мировой войной и революциями второго десятилетия нашего века, и которая продолжает существовать — хотя и в более тонкой, «демократической» форме — и по сей день в так называемом свободном мире, можно охарактеризовать с точки зрения ее отношения к истине. Это не есть отношение открытой враждебности или намеренного равнодушия, потому что ее искренних апологетов несомненно интересует то, что они считают истиной. Это, скорее, такое отношение, при котором истина, несмотря на некоторые внешние проявления, перестала быть в центре внимания. Истина, которую они исповедуют, — отдельно, естественно, от научного факта — является не духовной или интеллектуальной необходимостью, но лежит неким мертвым грузом, доставшимся им от прошлого века. Либерал продолжает говорить, по крайней мере в официальных случаях, о «вечных ценностях», «вере», «человеческом достоинстве», «высоком призвании» человека или его «неугасимом духе», даже о «христианской цивилизации», но совершенно очевидно, что эти слова уже не означают того, что они означали раньше. Ни один либерал не воспринимает их со всей серьезностью, они для него просто метафоры, образы речи, рассчитанные скорее на эмоциональную, а не на интеллектуальную реакцию, обусловленную в основном долгим использованием этих слов и памятью о том времени, когда они, эти слова, действительно обладали серьезным позитивным смыслом.
Сегодня никто из тех, кто гордится своей «ученостью» (кстати сказать, их немного в академических заведениях, правительстве, науке, гуманистических интеллектуальных кругах), никто из тех, кто хочет идти или считает, что идет «в ногу со временем», не верит до конца в абсолютную истину или, конкретнее, в христианскую истину. Однако само наименование истины сохранилось, равно как сохранились и наименования тех истин, которые некогда считались абсолютными, и мало найдется среди власть придержащих тех, кто колебался бы в их использовании, даже осознавая, что значение этих наименований изменилось.
Словом, истину «перетолковали», выхолостив из старых форм прежнее содержание и наполнив их новым, квазинигилистическим содержанием. В этом легко убедиться, бросив лишь беглый взгляд на те основные сферы, в которых истина подверглась «перетолкованию».
В богословском порядке первая истина — это, конечно, Бог, Всемогущий и Вездесущий Творец всего, открывающийся в вере и в опыте верных, — Ему, кстати, не противоречит разум тех, которые не отрицают веру. Бог — высшая цель всего творения, и Сам, в отличие от Своего творения, является целью Себя Самого; все сотворенное существует относительно Него и в зависимости от Него, Который только Один ни от чего, кроме Себя, не зависит. Он сотворил мир, чтобы тот наслаждался Им, и все, что в мире есть, ориентировано на эту цель, которой, однако, человек может и не достичь, если неправильно воспользуется своей свободой. Современное сознание не может вынести такого Бога. Он слишком «личный», слишком «человечный» и слишком «абсолютный», слишком бескомпромиссный в том, чего Он требует от нас. Он открывает себя только смиренной вере, и это неизбежно отталкивает современный гордый ум. Современному человеку нужен «новый бог», — бог, более соответствующий таким сегодняшним понятиям, как наука и бизнес. Найти такого бога — вот к чему стремится современная мысль. Это стремление ясно выражено уже у Декарта, затем оно оформляется в деизме Просвещения и достигает цели в немецком идеализме, где мы встречаемся с новым богом — не Существом, но идеей, открытой не вере и смирению, но построенной гордым разумом, который уже не желает спасения, но все еще чувствует необходимость «объяснения». Это мертвый бог философов, которым нужна лишь первопричина, чтобы сделать свою систему законченной, а также «позитивных мыслителей» и других религиозных софистов, которые избирают бога только потому, что он «нужен» им, и рассчитывают затем использовать его, как им заблагорассудится. Все современные божки, относятся ли они к «деизму», «идеализму», «пантеизму» или «имманентеизму», представляют собой рассудочные построения, сооруженные душами, омертвевшими от потери веры в истинного Бога.
Атеистические возражения против подобного божка насколько неопровержимы, настолько и неуместны, потому что этот бог — то же, что отсутствие Бога. Безразличный к человеку, не имеющий власти действовать в этом мире — разве что вдохновлять мировой «оптимизм», — этот бог значительно слабее людей, которые его придумали. Не стоит и говорить, что на таком основании не построишь ничего прочного, а потому — и не без серьезной на то причины — либералы, исповедуя веру в это божество, строят свое мировоззрение на более очевидном, хотя вряд ли более устойчивом основании — на человеке. Таким образом, нигилистический атеизм есть лишь наглядное проявление того, что не просто подразумевалось, а уже присутствовало, хотя и в несколько искаженной форме, в либерализме.
Этическая подоплека веры в подобного бога совершенно та же, что и в атеизме, но их внутреннее сходство скрыто метафорическим туманом. В христианском порядке вся человеческая деятельность рассматривается и оценивается в свете того, что есть будущая жизнь, жизнь после смерти, которая никогда не кончится. Неверующему невозможно даже представить, что значит для верующего христианина эта жизнь. Для большинства современных людей эта жизнь, как и Бог, стала просто отвлеченной идеей; отрицать ее или доказывать ее существование для них бессмысленно. Для верующего же христианина будущая жизнь есть радость непостижимая, радость, превосходящая ту радость богообщения, которая дается ему еще в этой жизни — в молитве, литургии, приобщении Святых Христовых Таин, потому что тогда Бог будет всё во всём и не будет никакого отпадения от этой радости, она будет лишь бесконечно возрастать. У истинно верующего всегда есть утешение — предвкушение вечной жизни. Верующий в «современного бога» не знает этого предвкушения и не имеет представления о радости, известной христианину, а потому не может верить в будущую жизнь в той же степени, что и последний. Наоборот, если он будет до конца честен с самим собой, ему придется признать, что он вообще не может в нее верить.
Есть две основные формы подобного безверия, которые сходят в либерализме за эту веру, а именно — протестантизм и гуманизм. Либерально-протестантское представление о будущей жизни — увы, разделяемое все большим числом тех, кто считает себя католиками или даже православными, — подобно всему прочему, относящемуся к миру духовному, есть минимальное исповедание веры, за которым на самом деле скрывается вера в ничто. В обывательском мнении будущая жизнь превратилась в некий призрачный подмир, место «заслуженного отдыха» после трудов настоящей жизни. Ни у кого нет о нем четкого представления, потому что оно не соответствует реальности, это скорее некая эмоциональная проекция, утешение для тех, кто не желает взглянуть прямо в лицо тому, что стоит за их безверием.
Подобные «небеса» есть плод союза христианской терминологии и обычной обмирщенности, их не сможет признать убедительными ни один из тех, кто осознает, что компромисс в столь коренных вопросах невозможен, ими не соблазнится не только истинный православный христианин, но и последовательный нигилист. Однако компромисс гуманизма еще менее убедителен. Он даже претендует на то, что его идея соответствует реальности; все становится не более чем метафорой и риторикой. Гуманист совсем не говорит о небесах, но позволяет себе говорить о «вечном» в основном в форме трескучих фраз, как-то: «вечные ценности» или «вечный дух человечества». Возникает справедливый вопрос: имеет ли слово «вечный» вообще какой-нибудь смысл в этих фразах? В гуманистическом стоицизме «вечное» связано с содержанием столь ничтожным и неуловимым, что становится практически неотделимо от материалистического и детерминистического нигилизма, который — не без некоторого основания — стремится его уничтожить.
В любом случае, идет ли речь о либеральном «христианине» или о еще более либеральном гуманисте, их неспособность поверить в вечную жизнь коренится в одном и том же обстоятельстве: они верят только в этот мир, у них нет ни опыта, ни знания, ни веры в мир иной, и главное: они верят в такого бога, который не способен воскрешать мертвых.
За пределами своей риторики оба они, и искушенный протестант, и гуманист, осознают, что в их вселенной нет места ни для неба, ни для вечности. Их насквозь либеральная чувствительность еще не трансцендентный, но имманентный источник для своего этического учения, а их быстрый ум даже способен обратить эту faute de mieux в позитивную апологию. С их точки зрения, жить без надежды на вечную жизнь и без страха вечной боли составляет и «реализм», и «мужество»: чтобы жить «добродетельной жизнью» в этом мире, сторонник либерального взгляда не нуждается в вере в небеса или ад. Вот насколько сильно либеральное сознание, совершенно не постигающее значения смерти.
Даже если нет бессмертия, верует либерал, можно проводить жизнь цивилизованную; однако более глубокая логика Ивана Карамазова утверждает, что если нет бессмертия, то все позволено. Гуманистический стоицизм возможен для некоторых отдельных личностей на некоторое время, но до тех пор, однако, пока заложенное в нем отрицание бессмертия не обратится против него же самого. Либерал живет в раю для дураков, который неизбежно должен разрушиться перед лицом правды. Если, как веруют либералы и нигилисты, смерть есть исчезновение личности, то и этот мир, и все, что в нем — любовь, добро, святость, — все равно как не сущие. Что бы ни делал человек, его деятельность не будет иметь глобальных последствий, и весь ужас такой жизни скрыт от человека лишь в силу его стремления обмануть себя самого. «Все позволено», и ни надежда на мир иной, ни страх перед ним уже не смогут удержать человека от чудовищных экспериментов или самоубийственных мечтаний. Тогда сбываются «пророческие» слова Ницше, сказанные о новом мире, возникающем из подобного мировоззрения: «Из всего, что считалось раньше истиной, нельзя верить ни единому слову. Все, что когда-то презиралось как грешное, запрещенное, недостойное и убийственное, все эти цветы ныне цветут на самых чудесных путях истины».
Слепота либерала — прямая предшественница нигилистической, а конкретнее — большевистской морали. Последняя есть не что иное, как последовательное, систематическое применение на практике либерального безверия. Ирония состоит в том, что именно в тот момент, когда осуществится самое заветное желание либерализма, когда все человечество будет «освобождено» от бремени трансцендентных норм, когда исчезнет даже притворная вера в мир иной, именно в этот момент жизнь, как представляет ее либерал и к каковой он стремится, сделается для него невозможной, потому что созданный безверием «новый человек» способен будет видеть в либерализме не более как последнюю из тех «иллюзий», от которых так желал избавиться сам либерализм.
В христианском порядке и политика тоже была основана на абсолютной истине. Главной провиденциальной формой правления, основанной на христианской истине, является православная христианская империя, в которой верховная власть принадлежит монарху, а управление идет сверху вниз посредством иерархической социальной структуры. В последующей главе мы убедимся, что политика, отрицающая христианскую истину, должна признать «народ» в качестве верховного правителя, а управление пойдет тогда снизу вверх, общество же будет представляться формально «равноправным». Очевидно, что эти две формы прямо противоположны друг другу, будучи полярны в своих концепциях как исходной точки, так и цели правления. Православная монархия — это богоданная форма правления, ориентированная в основном на мир иной, следующая христианскому учению об истине и полагающая своей основной целью спасение душ. Нигилистическая форма правления, которой более всего подходит наименование анархии, есть форма правления, установленная человеком и ориентированная исключительно на этот мир, у нее нет никакой высшей цели, разве что земное счастье.
Как можно догадаться, либеральное представление о власти пытается соединить две данные взаимно непримиримые идеи. В XIX веке этот компромисс принял форму «конституционной монархии» — еще одна попытка сочетать старую форму и новое содержание; а сегодня главными представителями либеральной идеи являются «республики» и «демократии» Западной Европы и Америки, большинство которых сохраняет весьма ненадежное равновесие сил власти и революции, исповедуя веру в ту и в другую.
Между тем невозможно верить в обе с одинаковой искренностью и ревностью, да никто никогда на самом деле и не верил. Конституционные монархи, правда, считали, что им удается этот компромисс, например, Луи Филипп заявлял, что он правит «по благодати Божией и по воле народа». Однако эта формула содержит две взаимоисключающие части, что очевидно не только монархистам, но и анархистам.
Форма правления надежна, пока она имеет своим основанием Бога и следует Его воле, а либеральная форма правления явно не такова. Либералы считают, что правит не Бог, но люди, Бог же есть в своем роде «конституционный монарх», чья власть передана народу и чьи функции и ныне чисто церемониальные. Либерал верит в Бога с тем же риторическим пылом, с каким он верит в небеса. Правление, основанное на подобной вере, на деле мало чем отличается от правления, устроенного на полном безверии. Хотя бы в настоящем и сохранялась некоторая стабильность, стрелка явно склоняется в сторону анархии.
Одно из двух: правление может осуществляться или по благодати Божией, или по воле народа, можно верить или в авторитарную власть, или в революцию; компромисс в этих вопросах может стать только чисто внешним, да и то временным. Революцию, как и безверие, всегда сопутствующее ей, нельзя остановить на полпути. Это сила, которая, пробудившись, уже не остановится, пока не приведет к всеобщему царству мира сего, что наглядно демонстрирует история последних двух столетий. Либералы, надеясь успокоить революцию, всегда шли на уступки ей, тем самым показывая, что у них нет той истины, которую можно было бы ей противопоставить. Однако так можно лишь приостановить революцию, но предотвратить неизбежный конец нельзя. Противопоставлять же революции свою собственную, другую революцию, как бы она ни называлась: «консервативной», «духовной» или «ненасилия», — значит не только не понимать размаха и природы современной революции, но и самим принять ее первый принцип: старая истина уже не истинна, ее место должна занять новая истина. В следующей главе мы разовьем эту мысль, более подробно рассмотрев цель революции.
Во всем либеральном мировоззрении, то есть в его богословии, этике, политике и других сферах, о которых мы здесь не говорили, истина ослаблена, смягчена, соединена с компромиссом, истина, некогда бывшая абсолютной, стала менее определенной, если не полностью относительной. Возможно на время сохранить плоды такой системы и истины, в которой мы не уверены или сомневаемся, но на этой неуверенности и на попытке ее обоснования с помощью релятивистских доктрин нельзя создать ничего позитивного. Либерализм не имеет и не может иметь никакого философского оправдания, его апология если не просто риторическая, то только эмоциональная и прагматическая. Однако самое странное заключается не в неадекватности либеральной доктрины, но в полном забвении самими либералами этой неадекватности.
Этот факт, вызывающий справедливое возражение у критиков либерализма, имеет только одно удовлетворительное объяснение. Либерала не беспокоят недостатки и противоречия, лежащие в самой основе его философии, потому что главный его интерес принадлежит совсем иной сфере. Если он не пытается построить политическую и общественную систему на божественной истине, если он равнодушно относится к существованию неба и ада, если он воспринимает Бога как чистую идею о некоей неясной бесплотной силе, то это лишь потому, что его гораздо больше интересуют цели и задачи этого мира, а все остальное представляется ему достаточно туманным и абстрактным. Либерала может интересовать культура, образование, бизнес или просто жизненные удобства, но во всех его занятиях полностью отсутствует категория абсолютного. Он не способен или не желает думать о всеобщих, глобальных вопросах. Жажда абсолютной истины исчезла, ее поглотила обмирщенность.
В либеральном мире истина, то есть изучение, вполне совместима с обмирщенностью. Но «всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Ин. 18, 37). Честно ищущий истину не может в конце концов не прийти к тому, чтобы не встать перед выбором: принять или отвергнуть Господа Иисуса Христа, Который есть «путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6), — истина, которая противопоставляет себя миру и является упреком любой обмирщенности. Либерал, считающий, что он находится в безопасности от этой истины, напоминает богача из притчи, отягченного мирскими интересами и мыслями и не желающего отказаться от них ради смирения, бедности и уничижения, сопутствующих настоящему искателю истины.
Ницше дал еще одно определение или, скорее, прокомментировал свое же определение «нет истины», а именно: «нет ответа на вопрос “почему?”». Таким образом, нигилизм означает, что нет ответов на коренные вопросы, то есть нет ответов позитивных; а сам нигилист — это тот, кто принимает предполагаемое «нет», которым на эти вопросы отвечает вселенная. Есть, однако, два способа признания этого ответа. Первый — путь крайности, когда этот ответ выражен ясно и четко и заложен в программу революции и разрушения, это и есть чистый, или активный, нигилизм, так как, по словам Ницше, «нигилизм — это не просто вера в то, что все достойно гибели; нет, нигилист еще и сам налегает на плуг, сам ускоряет разрушение». Но есть и умеренный путь пассивного или внутреннего нигилизма, о котором здесь и идет речь; это нигилизм либерала, гуманиста, агностика, которые, соглашаясь с тем, что «нет истины», более не задают коренных вопросов. Активный нигилизм предполагает этот нигилизм скептицизма и безверия.
Тоталитарные нигилистические режимы предпринимали безжалостное «переобучение» своего народа, считая его важнейшей частью своей программы. Немногие из подвергнувшихся этому процессу, пусть даже в течение короткого периода, избежали его влияния: в обстановке ночного кошмара неизбежно теряется чувство реальности и правды. Более тонкое, вполне гуманное по своим средствам, но не менее нигилистическое по своим последствиям, переобучение имеет место в так называемом свободном мире, и нигде оно не проводится столь последовательно и эффективно, как в его интеллектуальном центре — в академическом мире.
Здесь внешнее принуждение заменено внутренним убеждением, всем правит мертвящий скептицизм, скрытый под остатками «христианского наследия», в которое верят очень немногие, а с глубоким убеждением и того меньше. Ученые отказались сегодня от своей основной обязанности — передать людям истину, а притворное «смирение», пытающееся скрыть этот факт под изощренной болтовней об «ограниченности человеческого знания», есть не более как очередная маска нигилизма, которую с охотой надевают не только современные экстремисты, но и либеральные ученые. Молодежь, которая, покуда ее не «перековали» в академической среде, все еще жаждет истины, научают не истине, а «истории идей» или направляют ее интересы в русло «сравнительного изучения»; возникающие релятивизм и скептицизм, заложенные в подобном изучении, способны напрочь уничтожить всякую естественную жажду истины.
Академический мир — и это не легковесные слова, мне их весьма непросто произнести — стал сегодня в значительной мере источником разложения и развращения. Потому что читать труды и слушать лекции людей, не верящих в истину, губительно, однако еще более губительно, когда истина подменяется образованием и наукой, которые, превращаясь в самоцель, становятся не более как пародиями на истину, которой они должны были бы служить, представляют собой фасад, за которым пустота. Простое восприятие такого внешне положительного свойства, как честность лучших представителей академического мира, уже губительно, потому что она служит не истине, а скептическому научному мировоззрению, лишь еще более эффективно увлекает в субъективизм и безверие, скрывающиеся за этим мировоззрением. Губительно уже просто жить и работать в атмосфере, пронизанной ложными представлениями об истине, где христианская истина считается несовместимой с основными академическими занятиями, и те, кто все еще верят в истину, могут лишь изредка возвысить свой голос, чтобы быть услышанными среди скептицизма, культивируемого академической системой. Зло кроется, конечно, в сути самой системы, основанной на неправде, неистине, и крайне редко в ее отдельных представителях — преподавателях, которым эта система позволяет и которых она вдохновляет проповедовать неистину.
Либерал, человек обмирщенный, есть тот, кто потерял свою веру, а потеря веры — это начало конца того порядка, который на этой вере зиждется. Те, кто не веря стремятся сохранить престиж веры, предоставляют своим противникам мощное оружие. Против них же самих вера метафорическая самоубийственна. Радикалы нападают на либерала со всех сторон, и завеса в виде риторики не может защитить его от ударов их острого меча. Под напором столь яростной атаки либерал уступает шаг за шагом, вынужденный признать справедливость обвинений и не способный противопоставить этой негативной, критической истине свою собственную позитивную истину. Наконец, после долгого, шаг за шагом, отступления, либерал как бы вдруг пробуждается и обнаруживает, что старый порядок, незащищенный и беззащитный, оказался свергнутым и новая, более «реалистичная» и жестокая истина заняла его место.
Либерализм есть первая ступень нигилистической диалектики, он принадлежит к ней в силу того, что его вера пуста, и эта пустота вызывает к жизни еще более нигилистическую реакцию, — реакцию, которая еще громче, чем либерализм, провозглашает свою «любовь к истине» и в то же время еще дальше уводит человечество по пути заблуждения. Эта реакция представляет собой вторую ступень нигилистической диалектики, а именно реализм.
Продолжение следует…
Нигилистическое определение и значение | Dictionary.com
- Игры
- Рекомендуемые
- Поп-культура
- Советы по написанию
[ nahy-uh-lis-tik ]
См. синонимы для слова нигилистический на Thesaurus.comприлагательное
или веру в нигилизм, или полное неприятие установленных законов и институтов: Выставка нигилистического искусства — вот вам и оксюморон!
анархия, терроризм и разрушение: тактика нигилизма, которой научились в лагере для террористов.
Философия. крайняя форма скептицизма или вера в нее; вера в ничто.
Происхождение нигилистического
1нигил(изм) + -истический
Другие слова из нигилистического
- 9 0011 ni·hil·is·ti·ly, наречие
- анти·ti ·ни·гилистический·прилагательное
- не·ни·гилистический·прилагательное
- не·ни·гилистический·прилагательное
Слова рядом нигилистический
- нигрозин
- NIH
- NIHE
- нигил
- нигилизм
- нигилистический
- ничтожность
- нихил обстат
- нихон
- нихоний
- НИИ
Dictionary. com Unabridged Основано на Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2023
Как использовать nihilistic в предложении
Спустя год я начал задаваться вопросом, не является ли мое увлечение кли-фай чисто нигилистический .
Для чего нужна фантастика о климате? | смургия | 6 октября 2021 г. | Outside Online
Достаточно сказать, что на этот раз в сериале рассказывается не столько об ультрапривилегированных подлых девчонках, уничтожающих друг друга ради забавы, сколько о относительно порядочных людях, которых заманивают в ту же нигилистическую борьбу за власть.
Перезапуск «Сплетницы» HBO Max идеально подходит для шоу, которого не должно было существовать | Джуди Берман | 5 июля 2021 г. | Время
Дадаисты в цюрихском кабаре «Вольтер» в 1916 году стали пионерами нигилистической эстетики, рожденной травмой Первой мировой войны, которая, несомненно, является прадедушкой lol «ничего не имеет значения» GIF.
Возвращение домой в реальном мире: Нью-Йорк — горько-сладкий взгляд на все, чем могло быть реалити-шоу | Джуди Берман | 4 марта 2021 г. | Время
Брэйрд, старший тем временем, вступал в подростковый возраст, дифференцируясь и расцветая нигилистический .
Климатический кризис хуже, чем вы можете себе представить. Вот что произойдет, если вы попробуете. | Элизабет Вейл | 25 января 2021 г. | ProPublica
Яркие огни, большой город — они по-прежнему яркие, по-прежнему большие, и в смеси все еще есть что-то горько нигилистическое .
В грязном, но смотрибельном сериале HBO «Индустрия» мир теперь принадлежит цуппи | Хэнк Стьювер | 8 ноября 2020 г. | Washington Post
Госсекретарь Джон Керри назвал группу «уродливой, дикой, необъяснимой, нигилистический бесполезное зло».
Не начинайте войну из-за заложника | Джейкоб Сигел | 27 августа 2014 г. | THE DAILY BEAST
Это может быть отчасти потому, что «Большой Лебовски» — их самая нигилистическая презентация.
Dudes and Maudes Abide на фестивале Лебовски в Нью-Йорке | Рич Гольдштейн | 25 августа 2014 г. | ЕЖЕДНЕВНОЕ ЗВЕРЬ
Они сварены вкрутую, а не сварены вкрутую, хвастаются антигероями с нигилистическими мировоззрения, которые тем не менее уязвимы.
«Настоящий детектив», «Обсессивно-компульсивный нуар» и «Твин Пикс» | Джимми Со | 14 марта 2014 г. | ЕЖЕДНЕВНОЕ ЗВЕРЬ
Ответ в том, что это было не так, а вместо этого представляло собой серию диссоциированных жестов, которые нигилистическая пустота рухнули прямо в нигилистическую пустоту.
Майли Сайрус: надир американской цивилизации? | Тунку Варадараджан | 28 августа 2013 г. | THE DAILY BEAST
Они говорят, что будут «слушать Интернет», который был центральной ареной их нигилистическая кампания «и решите, что делать».
США не могут изолировать себя от евро Политика | Роберт Шрум | 28 февраля 2013 г. | The Daily Beast
Эти теории были очень смелыми в своем отрицании, и именно по этой причине они были названы « нигилистическими ».
Современные русские романисты | Серж Перский
Правительство много сделало, чтобы искоренить проклятие нигилистического пропаганды, и многие члены общества разбежались.
Миссия Пубалова | Фредерик Р. (Фредерик Рассел) Бертон
Я уверен, что ему можно доверять, есть ли что-нибудь в нигилистических предположениях Пубалова.
Миссия Пубалова | Фредерик Р. (Фредерик Рассел) Бертон
Разве она не слышала, что большую часть нигилистического общества составляют бедняки?
Миссия Пубалова | Фредерик Р. (Фредерик Рассел) Бертон
Самая яростная нигилистическая доктрина превратилась в идолопоклонство ребячливое и кроткое.
Повелители Страны Призраков | Эдгар Салтус
Определение и значение нигилизма — Merriam-Webster
ни·гиль·изм ˈnī-(h)ə-ˌli-zəm ˈnē-1
а : точка зрения о том, что традиционные ценности и верования необоснованны, а существование бессмысленно и бесполезно Нигилизм — это состояние, при котором все высшие ценности теряют свою ценность. — Рональд Х. Нэш б: доктрина, отрицающая какое-либо объективное основание истины и особенно моральных истин
2
а: доктрина или вера в то, что условия в социальной организации настолько плохи, что разрушение желательно само по себе, независимо от какой-либо конструктивной программы или возможности
бс большой буквы : программа русской партии XIX века, выступавшей за революционные реформы и использующей терроризм и убийства
нигилист ˈnī-(h)ə-списокˈnē-
существительное или прилагательное нигилистический ˌnī-(h)ə-li-stikˌnē-
прилагательноеПримеры предложений
Недавние примеры в Интернете Шоу ни в коем случае не хочет искупить индустрию, но, особенно в этом сезоне, оно было вложено в разоблачение ленивого нигилизма , который может сопровождаться видением худшего в людях. —Филипп МакИак, 9 лет.0092 Новая Республика , 9 июня 2023 г. Но Роман, убитый горем, принял жалкий нигилизм вместе с радостным трепетом сидения в папином кресле. — Лорен Пакетт-Поуп, ELLE , 16 мая 2023 г. Нынешняя культура поколения Z отмечена широко распространенным нигилизмом , который по иронии судьбы принимает текущую неопределенность. — Эй Джей Уиллингем, 9 лет.0092 CNN , 29 декабря 2022 г. Нигилизм Романа проявляется в полной мере, когда Кендалл входит, чтобы побудить его вернуться к работе. — Эрика Гонсалес, ELLE , 30 мая 2023 г. Какое-то время пьеса предается катарсису нигилизма перед лицом политического поражения. — Кристиан Холуб, EW. com , 28 февраля 2023 г. Мрачность сверла и нигилизм , его погружение в бандитские конфликты, его включение местного колорита и местного жаргона дали голос молодым — часто очень молодым — чернокожим мужчинам и противостояли мейнстриму хип-хопа, который по разным причинам потерял связь с его низовые корни. — Джоди Розен, The New Yorker , 7 декабря 2022 г. Но для 53-летнего Гудфеллоу конференция — хорошее противоядие от нигилизма, опустошающего часть Америки. — Элизабет Винчентелли, 9 лет.0092 New York Times , 28 августа 2022 г. Но Брумфилд разговаривает со многими людьми (членами банд, бывшими телохранителями и приспешниками, друзьями и соратниками Тупака и Бигги), и из их показаний вытекает обостренный взгляд на культурный момент — в хип-хопе и в маркетинге. нигилизм как знаменитость. — Оуэн Глейберман, Variety , 20 августа 2021 г. Узнать большеЭти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать современное использование слова «нигилизм». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.
История слов
Этимология
Немецкий Nihilismus , от латинского nihil ничего — больше на nil
Первое известное использование
1812, в значении, определенном в пункте 1a
Путешественник во времени
Первое известное использование нигилизма было в 1812 годуПосмотреть другие слова того же года
Словарные статьи рядом с
нигилизмнигилизм
нигилизм
Нигилистический шифр
Посмотреть другие записи поблизостиПроцитировать эту запись «Нигилизм.
» Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/nihilism. По состоянию на 30 июня 2023 г. Ссылка на копиюМедицинское определение
нигилизм
сущ. ни·хай·лизм ˈnī-(h)ə-ˌliz-əm ˈnē-1
: нигилистический бред
2
: скептицизм в отношении ценности лекарства или метода лечения
нигилистический ˌnī-(h)ə-ˈlis-tik, ˌnē- прилагательноеЕще от Merriam-Webster на
nihilismNglish: Перевод nihilism для говорящих на испанском языке
Britannica English: Перевод nihilism для говорящих на арабском языке
Britannica.