Нигилизм — поведение, которое очень характерно для подростков. Они ставят под сомнение общепринятые ценности, идеалы и нормы нравственности и тем самым вызывают ужас у родителей. Психолог и специалист по гармонизации детско-родительских отношений Ирина Алексеева рассказывает, откуда берется подростковый нигилизм и так ли он страшен.
Что такое подростковый нигилизм?
Если нигилизм в широком понимании — это про отрицание любых смыслов, то подростковый нигилизм — это, скорее, про поиски своих собственных. Сам термин относится к довольно продолжительному периоду взросления, который отличается протестностью и бунтарством. Возрастные границы его размыты — от 10 до 19 лет включительно, в редких случаях — старше. Поэтому, если ребенок в восемь лет начинает проявлять бунтарские качества, этого не стоит пугаться.
Подростковый нигилизм проявляется по-разному, в зависимости от психофизических характеристик, социальных условий жизни. В числе общих признаков для всех:
Нестабильное эмоциональное состояние.
Радостное возбуждение резко сменяется слезами или добрый и заботливый ребенок внезапно проявляет неуважительное отношение к близким.
Эксперименты с внешностью.
Интерес к пирсингу, татуировкам, вызывающему макияжу, непривычный гардероб.
Кардинальная смена увлечений.
Например, тихоня и примерный школьник начинает проявлять интерес к тяжелой музыке или рэпу с обилием ненормативной лексики.
Смена круга общения и друзей.
Подтягивается вслед за предыдущим признаком. Обычно именно в этом возрасте появляются так называемые «плохие» компании. При этом совместное времяпрепровождение ребят кажется окружающим взрослым бессмысленным и бесцельным.
Причины подросткового нигилизма
Родители, как правило, считают, что дети бунтуют ради бунта, и очень злятся на них за это. Но это только внешняя сторона. Вместе с изменениями физиологии и гормонального фона подростки испытывают мировоззренческий кризис. Понимать себя и окружающий мир, как это делают дети, уже невозможно, а по-взрослому еще не получается. Именно для формирования нового «я» подростку необходим отказ от старого.
К причинам подросткового нигилизма относятся:
Устаревшие нормы.
В жизни близких ему взрослых подросток мог заметить правила, которые давно не работают и не оправдывают себя, но их продолжают соблюдать по привычке. Подросток считает себя вправе пересмотреть их, из-за чего может казаться родителям и родственником чуть ли не борцом со старыми ценностями.
Формирование навыка ответственности за себя.
До определенного возраста ребенок живет в мире, который полностью организован взрослыми, но для него самого он фактически чужой. Подростковый возраст становится тем рубежом, когда нужно начинать принимать решения за себя, а иногда — и за окружающих.
Психологическая сепарация и поиск смыслов.
Важной возрастной потребностью становится определение границ своего «я» и отделение его от родителей. В этот период очень важно отказаться от чужих убеждений. Через отрицание дети проверяют и отбрасывают представления, навязанные взрослыми и идущими вразрез с их собственными взглядами.
Максимализм и опора на честность.
Подростки тонко воспринимают нюансы поведения окружающих, часто ловят взрослых на лицемерии и обмане. Они готовы уважать только тех, кто этого заслуживает, а ложь вызывает у них возмущение, гнев и протест.
Внутренний конфликт.
Сохраняющаяся несамостоятельность и зависимость от родителей и семьи идет вразрез с возможностью реализовывать свои взгляды и желания, что создает дополнительное напряжение для подростка.
Как вести себя родителям
Главной ценностью для родителей подростка должно стать желание сохранить отношения с детьми. Ради этого многим можно пожертвовать, но проще всего — не стараться победить, подавив подростковый бунт, не обличать и не клеймить, а попробовать прийти к пониманию и от всей души помогать вчерашнему ребенку самоопределиться и найти свой путь в жизни.
1. Принять необходимости этого возрастного этапа.
Не просто вынужденно согласиться потерпеть, а именно прочувствовать всю ценность и потенциал подросткового возраста для личности.
2. Сохранять уважительный тон в общении.
Родители не должны позволять себе грубости и оскорблений в адрес подростка и его друзей. Также важно не обесценивать их деятельность, даже если кажется, что можно придумать занятия и поважнее.
3. Поддерживать подростка в его увлечениях
.
Не обязательно самому становиться «тиктокером». Ценно само желание понять, что важного находит подросток в своей деятельности, задавать вопросы, проявлять интерес, радоваться вместе с ним.
4. Относиться с пониманием.
В подростковом возрасте на первом месте шкалы ценностей — отношения со сверстниками. Побуждать подростка больше учиться и помогать по дому даже вредно, ведь только навыки общения способствуют обретению себя. Родителям нужно только помочь подростку пройти период активной социализации с минимальными потерями через общение и отсутствие давления.
5. Давать пространство для самостоятельности.
У подростков очень редко получается самостоятельно выбирать, чему учиться, как строить свой день — зачастую все предопределено родителями. Фраза «я прекрасно знаю своего ребенка» опасная, она говорит об излишней опеке и контроле даже над мыслями — это путь в никуда. Подросток находится в том возрасте, когда ему нужно научиться делать выбор, ведь от этого будет зависеть его дальнейшая жизнь. Надо давать ему такую возможность как в мелочах, так и в принципиальных вопросах. Хотя советовать не запрещается.
6. Прощать и любить, несмотря ни на что.
Когда подростки раздражают своим поведением, спасает только любовь. Хотя некоторые слова и поступки могут глубоко ранить родителей, лучше разбираться со своими травмами через терапию, а не копить обиду и не вымещать ее на детях.
При правильном течении подростковый кризис становится важным витком развития личности: формируется своя система ценностей, самостоятельность, умение решать проблемы. При этом сохраняются близкие отношения с родителями и родными. Но, если подростковый кризис сопровождался жесткой критикой, обесцениванием и контролем со стороны взрослых,
негативные последствия не заставят себя ждать:
Если подросток не сепарировался от родителей и не установил границы, во взрослой жизни сделать это будет намного тяжелее. Обстоятельства станут жестче, взрослые обязательства будут давить, а родители уже не смогут всегда находиться рядом и поддерживать.
Не совершив собственных ошибок, не осознав их последствий, подросток вырастет несамостоятельным, будет жить по чужой указке и мечтать о том, что с него снимут обязательства и необходимость принимать решения.
Подростковый нигилизм и реакции могут сохраниться на всю жизнь, если ребенку запрещалось проявлять себя либо эти проявления высмеивались. Тогда психика усваивает сценарий отстаивания независимости через борьбу. Происходит психологическое «застревание» в подростковом возрасте.
Когда родителям «бить тревогу»
Очевидный ответ — никогда. Тревожный, паникующий и «напрягающийся» родитель только усугубляет проблемы и вредит подростку. Важно не бить тревогу, а быть внимательными. Есть ряд ситуаций, когда взрослым стоит собраться и, например, обратиться к специалистам:
Если связь с подростком полностью теряется.
Ребенок не идет на контакт, и наступает полное отчуждение. При этом родитель не понимает, что происходит и как себя вести.
Если есть угроза жизни и здоровью.
Например, подросток травмирует себя или проявляются очевидные нарушения: пищевые (булимия, анорексия) или психофизические (нервный срыв, нарушения сна).
Если имеет место высокая степень агрессии.
Критерий здорового протекания подросткового кризиса — это ровные, более-менее доверительные отношения, без психологического давления со стороны родителей и сопротивления со стороны подростка.
Родителям важно помнить, что любой конфликт или столкновение — это на самом деле возможность стать с ребенком ближе, лучше его понять. Устранить все сложности подросткового возраста не получится, но можно помочь ребенку максимально безболезненно его прожить.
Материалы по теме:
6 способов потерять доверие подростка
Переходный возраст: почему подростки становятся «трудными»
Энграммы и сотни паттернов: как устроен мозг подростков
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться
Кто такой нигилист. Психологические причины нигилизма
Нигилизм – философское понятие, но психология, выделившаяся в самостоятельную науку из философии, тоже активно изучает особенности данного феномена и последствия нигилизма.
Нигилист отрицает общепринятые нормы, ценности, идеалы. Очевидно, что с такой оппозицией непросто жить в обществе.
Нет однозначного понимания сути феномена и теоретического подхода к нему:
Для одних людей это образ жизни и стиль мысли, самореализация, проявление индивидуальности, отстаивание своей точки зрения, поиск нового.
Для других нигилизм – девиантная форма поведения, вызванная нарушениями в социализации и адаптации личности.
Нигилизм чаще всего встречается в молодежных субкультурах и среде подростков. Что объединяет эти категории? Потребность в самовыражении, самоактуализации, самостоятельности и оппозиции (отлучения от родителей). У одних нигилизм проходит с возрастом, другие сохраняют бунтарский дух на всю жизнь. Что же это: особенности личности или последствия психологических проблем?
Нигилизм классифицируют и рассматривают в узком смысле, например, в вопросах отрицания религии или установленных государством прав. Кроме этого, выделяют социальный, моральный, культурный и другие виды нигилизма. В контексте данной статьи не уместно рассматривать подробно классификацию, важно говорить о самой проблеме в широком смысле и ее последствиях для личности. С позиции психологии интересен один вид – демонстративный нигилизм.
Психологический синдром демонстративного нигилизма встречается в подростковом возрасте, однако в силу особенностей развития личности его признаки могут проявлять себя и в более зрелых годах.
Демонстративный нигилизм предполагает культивирование оригинальности и неповторимости, целенаправленное создание образа «не такой как все», слепое отрицание всех норм и стандартов поведения, мышления. Демонстративный нигилист плохо ориентируется в своем внутреннем мире, он совершенно не знает своих особенностей, но он знает, что ему всегда нужно идти в противовес обществу. В данном случае нигилизм сложно назвать мировоззрением и философией личности. Это отклонение в поведении, нарушение социализации и самоидентификации.
Демонстративный нигилист открыто и скрыто вступает в конфликты, споры, полемику. Чаще всего нигилист представляет себя в негативном образе, споры с бытового уровня переходят на уровень идей, культуры, ценностей.
Каждое движение, поступок, элемент одежды, слово нигилиста демонстративно противопоставлено окружающим. Поведение не только демонстративно, но и экстравагантно. Нередко экстравагантность граничит с асоциальностью. Окружающие в свою очередь фиксируют внимание только на этих аспектах личности, что еще больше закрепляет в самосознании нигилиста демонстрируемый им образ «не такого как все», провокационного, эпатажного человека.
Без коррекции, помощи психолога такое поведение переходит в преступления, алкогольную зависимость, сексуальную распущенность и т. д. Каждый раз человеку будет все сложнее эпатировать, границы между социальным и асоциальным поведением будут все больше стираться.
Кто такой нигилист
Термин «нигилизм» чаще используется в сфере политики, где означает «ничего не признающий». Но в широком смысле его употребляют и в отношении молодежных движений, и в отношении подростков, и в отношении мировоззрения конкретной личности.
Нигилист отрицает общественные нравственные нормы и ценности (любовь, семья, здоровье), образцы поведения, установленный гражданско-правовой режим. Иногда нигилист находит единомышленников, но вместе с ними (или без них) он оказывается оторванным от реальной жизни в обществе.
Нигилист отрицает все, даже саму ценность человеческой жизни. Он не признает авторитетов, лидеров, никому не доверяет и не подчиняется. Нигилизм предполагает непринятие современных законов и эталонов жизни, но при этом нигилист вполне может ориентироваться на порядки других сообществ. Однако еще чаще нигилист пропагандирует свои нормы жизни.
Для нигилиста характерно циничное мышление, ухмылки, язвительные высказывания и насмешки, провокации, ирония, дерзкое поведение. Он часто говорит о том, как его «бесит» человечество и само устройство мира.
Причины нигилизма
Нигилистом становится тот, кто чувствует давление, необходимость подчиняться, неудовлетворенную потребность в самореализации. Все люди живут в одном обществе, почему тогда некоторые способны в рамках классических устоев заявить о себе, а другие вступают в конфронтацию с социумом?
Корни нигилизма уходят в детство, в котором ребенка кто-то сильно обидел. Вот он и злится на всех, ненавидит весь мир, отрицает все на свете и презирает. А на самом-то деле злится и обижается он только на одного конкретного человека (кого-то из детства), а не принимает только себя.
Разочарование в мире и взрослении, отсутствие смысла жизни и непонимание своего существования – дополнительные причины нигилизма. Стоит отметить, что они вытекают из предыдущих причин.
Отрицание – защитный механизм психики, с помощью которого человек пытается сохранить здоровье в травмирующей ситуации. Какие родители воспитывают нигилиста:
требовательные и запрещающие;
чрезмерно опекающие;
пассивные, отстраненные, эмоционально холодные.
Любое детство, воспринимаемое ребенком как трудное и опасное, потенциально формирует нигилиста. Взрослый нигилист занимает пограничное положение: с одной стороны, он старается убежать от прошлого, отрицает его; с другой стороны, он опирается на опыт прошлого и негативно оценивает настоящее с будущим (такое же зло и опасность видит в них).
Осознание условности человеческой свободы, которое наступает в юношеском возрасте, провоцирует экзистенциальное начало нигилизма. Когда человек понимает, что одновременно испытывает потребность в свободе и индивидуальности, но в то же время желает быть сопричастным к обществу, тогда развивается внутренний конфликт с попытками найти золотую середину, быть свободной и самостоятельной личностью в рамках общества, группы людей. При неадекватном разрешении этого конфликта возникает желание разрушить себя и мир через отрицание, то есть нигилизм.
Послесловие
Нигилист, как правило, оказывается не понятым окружающими людьми, отчего замыкается в себе. Он становится заложником собственной консервативности и категоричности, зацикленности на своих убеждениях. Личность развивается только в процессе деятельности, социальной активности, соответственно, нигилист не развивается.
Почему все больше молодых людей обращаются к нигилизму