Что такое нирвана? | 07.10.2022, ИноСМИ
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Понятие нирваны занимает особое место в мировоззрении буддистов. Не только потому, что это завершение буддийского пути, и не потому, что она представляет собой наиприятнейшее из возможных мест. Нирвана отражает две стороны буддизма. Освобождение себя от перерождений может показаться бессмысленным для тех, кто в них не верит. Однако достижение нирваны — это еще и глубокая психологическая цель.
Роберт Райт (Robert Wright)
Понятие нирваны занимает особое место в мировоззрении буддистов. Не только потому, что это завершение буддийского пути, и не потому, что она представляет собой наиприятнейшее из возможных мест. Нирвана отражает две стороны буддизма.
С одной стороны, существует естественный буддизм, описывающий идеи, которые можно легко уместить в университетский курс психологии или философии: о природе разума, о причинах человеческих страданий и о том, как мы должны прожить жизнь, осознавая эти идеи.
И есть более экзотичный буддизм, описывающий сверхъестественные или невероятно сложные для восприятия метафизические идеи — различные космические царства и божества. Однако самым известным является понятие реинкарнации, или, как его обычно называют буддисты, перерождения.
Конечно же, у нирваны есть свои экзотические особенности. Согласно традиционному учению буддистов, ее достижение дарует освобождение от бесконечного цикла перерождений. Но история о нирване — о том, как именно найти спасительный выход из бесконечного цикла жизней — плавно подводит к ее естественному пониманию, то есть к работе механизма страданий и удовольствий.
В древних текстах нирвану часто определяют через слово, которое обычно переводят как «безусловный». Многие годы я слышал этот странный термин и не мог понять, что же он значит. Но тогда я думал, что без самого достижения нирваны это, скорее всего, невозможно, да и для моих целей не так уж и важно. Как оказалось, я был неправ в обоих предположениях. У вопроса «Что значит безусловный?» есть довольно четкий и крайне важный ответ, который соединяет экзотическую метафизическую сущность буддизма и естественную.
Один из очевидных подходов к расшифровке понятия «безусловный» заключается в том, что мы отбрасываем приставку «без» и спрашиваем, что значит «условный». В рамках буддийской терминологии «условный» можно считать синонимом «причинному». Логика в этом есть. В конце концов, когда мы говорим об условиях, которые приводят к чему-либо — например, которые заставляют воду кипеть, дождь идти, а уровень преступности расти — мы обычно рассматриваем их как часть причинно-следственной цепочки, которая к этому чему-то приводит. То, что в буддизме называется «условным», считается подчиненным причинам.
Получается, что если нирвана «безусловна», то подразумевается своего рода побег от «причинного». Если вы рассудили так, то вы абсолютно правы! Но что это значит?
Ответ на поставленный вопрос включает в себя один из важнейших терминов буддизма — пратитья-самутпада. У него множество применений и множество переводов. Для цели прояснить сущность нирваны верным переводом может считаться «обусловленное возникновение».
В самом общем смысле обусловленное возникновение соотносится с основной идеей причинности: в силу одних условий возникают некоторые следствия; в силу других условий возникают другие следствия. Однако термин соотносится и с особой последовательностью причинных связей — цепью из 12 звеньев-условий, в которой каждое звено обусловливает последующее. Считается, что эта цепь порабощает человека в бесконечном цикле перерождений, и именно ее необходимо разорвать с помощью нирваны.
Далее, в следующем звене, из ощущений возникает тришна, «жажда»: мы жаждем приятных ощущений и с такой же силой жаждем избегать неприятных.
Давайте остановимся поподробнее. Вот как Бхикку Бодхи, американский буддийский монах, который перевел огромное количество древних буддийских текстов на английский, объясняет это в серии своих лекций, записанных в 1981 году:
Здесь, в этом пространстве между ощущением и жаждой, состоится битва, которая определит, продолжится ли бесконечная неволя или же на ее место придут просветление и освобождение. Ведь если вместо подчинения страстному желанию, вечной жажде удовольствий человек с осознанностью и вниманием будет созерцать природу ощущений и понимать эти ощущения такими, каковы они есть, тогда он сможет остановить происхождение и укрепление страстных желаний.
Именно здесь начинается переход от экзотического к естественному. Освобождение, о котором говорит Бхикку Бодхи — это в первую очередь освобождение от бесконечных перерождений, которое ворвется в конце этого жизненного цикла. Однако это также освобождение здесь и сейчас от страданий, которые приносит тришна: освобождение от жажды испытывать приятные ощущения и избегать неприятных, от неугасающего желания того, чтобы вещи были не такими, каковы они есть.
Эти два смысла освобождения — от перерождения и от страданий — отражены в буддийской идее о том, что существует два вида нирваны. Как только вы освободились здесь и сейчас, вы входите в нирвану, которой сможете наслаждаться до конца жизни. Затем, после смерти, — которая будет вашей последней смертью, так как вы освободились от цикла перерождений — в игру вступает второй вид нирваны.
К сожалению, я не могу описать первый вид нирваны исходя из собственного опыта. Впрочем, как и второй вид. Однако основная мысль заключается в том, что, какой бы нирваны вы не хотели достичь, медитация осознанности напрямую помогает преодолеть препятствия на пути к ней. Осознанность, кроме всего прочего, включает в себя развитие осознания собственных ощущений, которое в корне меняет ваше отношение к ним. При постоянных практиках медитация позволяет испытать ощущение своего рода бесстрастия или «непривязанности»: вы не пытаетесь в тревоге убежать от «плохих» ощущений и не цепляетесь напрасно и отчаянно за «хорошие».
© РИА Новости Алексей Куденко / Перейти в фотобанкФестиваль свободного творчества «Пустые холмы» в Калужской области
© РИА Новости Алексей Куденко
Перейти в фотобанк
Следовательно, и некоторые базовые термины остаются неизменными. Даже если вы не пытаетесь избежать вечного повторения 12 следующих друг за другом условий, даже если вы лишь хотите, чтобы ваша единственная жизнь стала лучше, вы все равно ищете освобождения от условий, от причинно-следственной цепи, которая вас сковывает. Ваше окружение — образы, звуки, запахи, люди, новости, видео — нажимают на ваши внутренние рычаги, активируют ощущения, которые незаметно запускают мысли и реакции, управляющие вашим поведением, иногда не самым удачным образом. И они продолжат это делать, пока вы не станете более осознанным, пока не начнете обращать внимание на то, что происходит, и отвечать разумно, а не на эмоциях.
Все это указывает на то, что древняя буддийская оценка человеческих условий довольно современна по своему духу. Человеческий мозг — это устройство, созданное естественным отбором для разумной реакции на поступающие чувственные сигналы. Оно в некотором смысле сделано так, чтобы подчиняться этим сигналам. А главная шестеренка в машине контроля — это ощущения, которые возникают как реакция на сигнал. Пончик вкусно пахнет, поэтому мы его возьмем. Постоянный голод — это плохо, поэтому мы попытаемся его избежать, съев пончик. Наличие высокого социального статуса — это хорошо, а насмешки — плохо, поэтому мы стремимся к одному и бежим от другого.
Если вы будете взаимодействовать с подобными ощущениями через тришну, то есть через природную жажду приятных ощущений и отвращение к неприятным, то так и останетесь под контролем окружающего мира. Однако если вы будете наблюдать за этими ощущениями осознанно, а не просто реагировать на них, то в некоторой степени вам удастся избежать контроля. Причинам, которые обычно определяют ваше поведение, можно будет противостоять, а вы подберетесь ближе к безусловному.
В буддизме не прекращаются споры о том, как достичь нирваны и безусловного. Есть ли что-то вроде трансцендентного метафизического «пространства», в котором вы оказываетесь, когда полностью освобождаетесь? Или же это нечто более приземленное, просто свобода от бессмысленного беспокойства из-за независящих от вас обстоятельств, которые в ином случае контролировали бы вас? Сторонники натуралистического буддизма, не верящие в перерождение, склонны придерживаться более скромной интерпретации. И в самом деле, некоторым из них не нравится термин «безусловный», потому что он слишком радикален. Стивен Бэчелор, давний сторонник секулярного буддизма и автор книги «Буддизм без веры» (1997), писал: «Нет такого понятия, как безусловное. Есть только возможность не зависеть от обстоятельств».
Лично я не стал бы препятствовать тому, чтобы даже секулярные буддисты использовали термин «безусловный». Метафорическое, если не метафизическое понятие погружения в зону полного освобождения здесь и сейчас может быть полезно. И полезным оно будет независимо от того, считаете ли вы зону достижимой или нет.
Я лично могу подтвердить, что нечто похожее на такую «зону» действительно существует. Когда я позвонил жене после моего первого недельного курса медитации, она сказала, что я говорю как совершенно другой человек, прежде чем я успел что-либо рассказать о курсе. По ее словам, даже мой голос стал совершенно иным, и он пришелся ей по нраву.
Сравнивая с тем, как было раньше, я вспоминаю один случай. Несколько лет назад, пытаясь сформулировать, что ей нравилось в моем брате, она взглянула на меня и сказала: «Он похож на более добрую версию тебя». (Она засмеялась, и я принял это как хороший знак.) Во всяком случае, теперь я могу быть уверен, что эта перемена действительно произошла.
Мир заиграл для меня новыми красками. Я отпустил обычную зацикленность на себе и смог наслаждаться тем, что меня окружает. Я стал более открытым, неожиданно склонным заводить разговоры с незнакомцами. Мир преобразился в более яркий и насыщенный.
В этом, однако, есть что-то противоречивое. Наука, в ее полном несовпадении с религиозным мировоззрением, как иногда говорят, лишила мир магии и принесла только разочарование. Логично было бы предположить, что медитация, которая в каком-то смысле ограничивает влияние чувств на восприятие и способствует формированию реалистичной картины, только подстегнет эту тенденцию. Однако Бэчелор утверждает, что медитативная практика может привести к «переосмыслению» мира, и я знаю, что он имеет в виду. После первого курса медитации я почувствовал, будто живу в мире чудес и сверхъестественной красоты.
Однако медитация — это не вхождение в особую магическую зону, в которой отсутствуют причинно-следственные связи. Я все еще реагировал на различные события (по крайней мере, на уровне рефлексов). Думаю, одним из источников очарования было то, что я тратил меньше времени на ответную реакцию и больше времени на наблюдение, что, в свою очередь, помогало лучше продумать собственные действия. Находиться в «безусловном» состоянии, конечно, здорово, но жить в меньшей зависимости от обстоятельств тоже может быть очень и очень неплохо.
Если взять фундаментальные понятия буддизма и рассмотреть их с точки зрения понимания безусловного, можно увидеть, что философия буддизма действительно серьезно воспринимает идею причинности.
© РИА Новости Алексей Даничев / Перейти в фотобанкРитуал очищения «Дугжууба» в преддверии буддийскго Нового года
© РИА Новости Алексей Даничев
Перейти в фотобанк
Рассмотрим радикальную и пока не совсем ясную концепцию «не-я» — идею о том, что нашего «я» на самом деле не существует. Одна из формулировок данной идеи гласит, что «я» находится в таком постоянном причинно-следственном взаимодействии с окружающей средой, настолько подвержено влиянию мира, что возникают сомнения в четкости границы этого «я». В своем основополагающем «дискурсе о не-я» Будда неоднократно вопрошал, действительно ли под нашим контролем находятся различные явления, которые мы рассматриваем как части чувств, мыслей, даже тел. И если они не находятся под нашим контролем, тогда как мы можем называть их частями «я»?
Почему они не находятся под нашим контролем? Одно из объяснений звучит так: пока мы не освободимся, они находятся под контролем внешних сил, то есть являются зависимыми.
В этом дискурсе Будда также подчеркивает непостоянство вещей, которые мы считаем частью себя. Постоянное возникновение и исчезновение мыслей, эмоций, отношений — все это является следствием постоянно меняющихся сил, которые действуют на нас и вызывают цепные реакции. То, что внутри нас, зависит от причин, условий, и именно судьба всех обусловленных вещей меняется, когда меняются условия. А условия меняются почти все время.
Можно заметить, что прогресс в серьезной осознанной медитации заключается в том, что вы осознаете, как обстоятельства влияют на вас и манипулируют вами, а также то, что ключевое звено в этой манипуляции лежит в пространстве, где чувства восходят к тришне. В нем осознанность имеет решающее значение.
Пожалуй, стоит пояснить, что я имел в виду под словом «осознавать» в предыдущем абзаце. Я не говорю об абстрактном, академическом понимании причинно-следственных связей. Я говорю о тщательно продуманном эмпирическом понимании, осознанности, которая дает возможность разорвать или, по крайней мере, ослабить цепи. Она включает в себя осознание чувств, вызванных восприятием и мыслями, и те чувства, что направляют мысль, могут быть усилены до удивительной степени посредством медитации.
Абстрактное понимание, наряду с эмпирическим, также является неотъемлемой частью философии буддизма. Достижение реального прогресса в осознанной медитации почти всегда означает две вещи. Во-первых, осознание механики, которая формирует ваши чувства, мысли и поведение, если оставить их на произвол судьбы. Во-вторых, понимание обстоятельств, которые эти чувства активизируют. Просветление в буддизме имеет что-то общее с Просвещением в западном научном смысле: оно включает в себя осознание причинно-следственных связей.
Стереотипы переворачивают все с ног на голову. Осознанная медитация часто считается процедурой сомнительной, туманной и в некотором смысле нерациональной. Говорят, что речь идет и том, чтобы «прислушаться к чувствам» и «не осуждать». Медитация действительно связана с этими вещами. Она позволит вам испытать те же чувства — гнев, любовь, печаль, радость — на новом уровне, видя и чувствуя их, как никогда раньше. Это происходит как раз потому, что вы не судите себя, то есть не делите свои чувства на плохие и хорошие, не убегаете от них и не погружаетесь в них с головой. Вы будто становитесь сторонним наблюдателем, находясь достаточно близко, но не теряясь в них. Это открывает возможность прочувствовать все так, как оно есть на самом деле.
Тем не менее вы делаете это не для того, чтобы отказаться от своих рациональных способностей, а скорее для того, чтобы разумно задействовать их, подвергать свои чувства своего рода аналитическому анализу, который позволит вам разумно решить, каким из них следует доверять. «Отказ от суждений» в конечном счете означает, что ваши эмоции не будут судить за вас. Вы освободитесь от их влияния и сможете трезво и непредвзято смотреть на мир.
В основе лежит очень прозрачная концепция того, как работает наш разум. Идея состоит в том, чтобы понять механизм работы человеческого сознания, а затем использовать это понимание, чтобы «перепрограммировать» его, радикально изменить его реакцию на обстоятельства, влияющие на нее. Эти действия не позволяют нам прийти к «безусловному» в строгом смысле этого слова и буквально разорвать причинно-следственные связи. Опять же, самолеты не отрицают наличие гравитации, однако все равно летают.
Это эссе — отредактированный отрывок из «Why Buddhism Is True» (2017) Роберта Райта, издательство Simon & Schuster.
Перевод Newочём
Что такое нирвана в буддизме и каковы этапы ее достижения?
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
В европейском сознании нирвана – это что-то сродни наивысшему наслаждению, неземному удовольствию. Однако такое понятие нирваны несколько искажено и является собирательным образом эйфории, состояния сильного эмоционального всплеска и приятных ощущений.
Поэтому сегодня мы предлагаем вам разобраться, что такое нирвана в буддизме. Мы узнаем, что означает это понятие, как достичь подобного состояния, и какие ступени есть на этом пути, а также поведаем о том, в чем различия буддийского и индуистского понимания нирваны.
Содержание:
Понятие в буддизме
Этапы достижения
Чем отличается нирвана в индуистской религии
Заключение
Понятие в буддизме
Нирвана – термин неоднозначный, но при этом ключевой в буддийской философии. Это то, к чему стремится каждый буддист, будь он мирянином или монахом, это главная цель, пункт назначения на тропе Будды.
Даже сам Великий Учитель не давал четкого определения этого понятия. Он говорил, будто в нирване отсутствует мысленный поток, переживания, страхи. Каждое течение буддистской мысли привносит свою крупицу знаний в понимание нирваны, а нередко совершенно по-разному трактует ее.
Для начала обратимся к этимологии слова, которое имеет санскритские корни:
- «нир» – буквально означает частицу «не», отрицание;
- «вана» – переход, перетекание из жизни в жизнь.
Соединив две составные части одного слова, можно расшифровать значение: отрицание перехода из одной жизни в другую. Это значит конец череды перерождений, угасание пламени реинкарнаций, остановка во вращении колеса сансары.
Причина тому – прекращение страданий, вызываемых страстями, желаниями, страхами, привязанностями.
На языке пали «нирвана» звучит как «ниббана».
Можно выделить несколько определений, как подобное состояние определяет буддийское учение:
- освобождение от желаний, привязанностей, а значит – страданий;
- прекращение череды перерождений;
- состояние сознания, когда оно обретает абсолютный покой;
- главная цель в раннем буддизме и среди буддистов тхеравадинского толка.
Буддологи не прекращают вести полемику на тему того, какое же из определений считать правильным. Но они сходятся в одном – в состоянии нирваны эмоциональный аспект и ощущения отбрасываются, а разум обретает покой.
Будда завещал, что от страданий можно избавиться – и тогда разрушатся причинно-следственные законы бытия, кармическая связь прекратит свое существование.
Тема нирваны, без сомнения, затрагивается в священных писаниях. Так, Палийский канон содержит «Махапаринибатта сутта», что значит «сутра о великом переходе в состояние ниббаны». Здесь ее называют не иначе как «блаженная», «лишенная привязанностей», «свободная».
Сутта-питака говорит об уме, которому удалось освободиться, очиститься от привязанностей. Нирвана – это своего рода освобождение от собственного эго, ведь отвергаются все мысли, ощущения, страсти личности.
Когда ослабевают узы, связывающие с материальным миром, желанием денег, власти, богатств, зависимостью от других людей, мнением окружающих, статусом в обществе, тогда все ближе становится возможность достижения просветления. Но до этого – еще долгий путь.
Этапы достижения
Каким образом можно достичь нирваны? На этот вопрос ответить однозначно не удавалось еще никому.
Одно мнение гласит, что для познания природы просветления достаточно стать архатом, т.е. обрести личное пробуждение.
Другие считают, что в нелегком пути могут помочь бодхисаттвы – существа, сами достигшие пробуждения, но отказавшиеся от нирваны во имя любви и помощи всему сущему в мире.
Третьи уверены, что полного освобождения могут добиться даже миряне, если они выполняют все предписанные традицией правила, занимаются медитативными практиками, читают мантры, ведут правильный образ жизни, чисты в мыслях и намерениях.
Выделяют несколько ступеней достижения нирваны:
- Сотапанна – утрата чрезмерных приступов возбуждения, злобы, ослабление зависимости от материальных благ, властных побуждений, общественного мнения, прекращение беспокойств о преходящем.
- Отказ от стремлений примитивного уровня, симпатий и антипатий, сексуального интереса.
- Отсутствие страха неприятных ощущений, унижения, порицания, боли. Наслаждение и злоба сменяются невозмутимым спокойствием.
Если говорить о способах достижения нирваны, то к ней ведет один из трех путей:
- Самма-Самбудда – следование путем проповедника, учителя: зарождение внутри себя парамит – совершенных качеств бодхисаттвы;
- Пратьека-Будда – бессловесный Будда: путь к просветлению без возможности учить других дхарме;
- Архата-Будда – следование указаниям бодхисаттвы, которые несут в себе дхарму.
Главное, что нужно сделать на начальном этапе по дороге Будды – отказаться от материальных желаний. Но вот парадокс: стремление к нирване и есть само по себе одно из желаний, от которых нам учение Будды рекомендует отказываться.
А это значит, что путь к освобождению будет тернист и потребует значительных усилий. Ведь, с одной стороны, для достижения какой-либо цели необходима мотивация, а с другой — получается, что нирвана сама по себе не должна являться целью.
Чем отличается нирвана в индуистской религии
Если буддизм говорит, что после нирваны – пустота, где нет души, то в индуизме это состояние понимают несколько иначе.
Как и в буддийских представлениях, индусы считают, что нирвана влечет за собой разрыв череды перевоплощений, прекращение кармических последствий, конец собственного эго – это явление носит название «мокша». Но для индуистов нирвана – воссоединение с Брахманом, верховным Господом.
Об этом говорится в священных писаниях Махабхарате и Бхагават-Гите, где используется интересное слово «Брахманирвана». Вернуться к Богу, почувствовать единство с ним – величайшее счастье, ведь, согласно представлениям индуизма, в каждом из нас живет частичка Всевышнего.
Заключение
В этой статье мы познакомили вас с понятием нирваны в целом. Мы обязательно продолжим этот разговор в последующих статьях, где поговорим о взгляде на нирвану в различных направлениях буддизма.
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Мы будем благодарны, если вы поддержите блог, нажав на одну из кнопочек ниже)
Также подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!
До скорых встреч!
Нирвана как философия буддизма
Для работы этого сайта должен быть включен Javascript. Включите Javascript и перезагрузите страницу.
In delph Philosophy: Изучайте философию просто Главное меню Что такое философия? Философию можно кратко охарактеризовать как формировавшуюся более двух тысяч лет систему научных знаний со своим терминологическим аппаратом, объектами и объектами исследования, а также методами и подходами исследования. Предмет философии Предметом исследования являются наиболее интересные для данной науки свойства объекта действительности; или определенный аспект (признак) объекта и его проявления. Объект философии Объектом исследования является интересующее данную науку явление действительности, посредством которого она определяет свои цели, направления, объекты и т.д. История философии Если есть такая необходимость сделать образовательную программу, так сказать, «галопом по Европе». Основы философии Первоначально рассматривая все области исследования действительности и породив отдельные науки, в том числе физику, геометрию, химию и другие, философия сосредоточилась на своих конкретных областях исследования. Функции философии Функция науки – это сфера деятельности, в которой проявляется интерес и осуществляется научная деятельность (исследование). Альтруизм в современной философии Альтруизм – явление, существующее с древних времен. Всегда были люди, для которых счастье ближнего важнее собственного. Метод аналогии в научных исследованиях Аналогия – это метод, использующий аналог (то есть идеальный или материальный объект, адекватно отражающий изучаемый процесс или объект). Возвышенное в классической эстетике Возвышенное — одна из основных (наряду с прекрасным, трагическим, комическим) категорий эстетики, отражающая совокупность природных, социальных и художественных явлений. Философия прагматизма Прагматизм — одно из влиятельных философских течений 20 века, особенно у себя на родине — в Соединенных Штатах Америки. Цинизм в философии Основоположник цинизма — ученик Сократа Антисфен, а его яркий представитель — Диоген Синопский (сам он называл себя Диогеном-Псом). Деление на ноль в философии Мы все учились в школе, все мы изучали математику, физику и другие предметы. Мы выросли; у нас были некоторые личные предпочтения в нашем дальнейшем развитии. Нигилизм Нигилизм (от лат. nihil — ничто) — учение, центральным постулатом которого является полное отрицание традиций, норм, правил, социальных принципов, авторитетов. Философская концепция свободы Со времен Французской революции свобода считалась величайшей ценностью культуры. Философия абсурда Чувство абсурда, по Камю, приходит либо внезапно и сразу, либо жизнь человека в течение длительного периода представляет собой постепенное и постоянное погружение в глубины абсурда; но, во всяком случае, вся дальнейшая жизнь меняется, нельзя забывать о ее нелепости. Субстанция в философии В истории философии чрезвычайно широкая категория — «субстанция» (от латинского substantia — сущность, то, что лежит в основе) используется для обозначения такого первоосновы, которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Хор Викторссон 8e85f89ca262c806d6e6495e0b6fc8388cfb3bc1 Просто философия 1 2018-01-05T05:27:00-08:00 Хор Викторссон 8e85f89ca262c806d6e6495e0b6fc8388cfb3bc1 27869 1 Термин «нирвана» стал синонимом некоего блаженно-расслабленного состояния, и в шестидесятые годы все в том же искаженном понимании вошло в лексикон наркоманов. простой 2018-01-05T05:27:01-08:00 Хор Викторссон 8e85f89ca262c806d6e6495e0b6fc8388cfb3bc1Термин «нирвана» стал синонимом некоего блаженно-расслабленного состояния, и в шестидесятые годы все в том же искаженном понимании вошло в лексикон наркоманов. Представление о нирване как об эйфории совершенно неверно. Это понятие является одним из самых сложных в буддизме: даже сам Будда Шакьямуни не давал точного определения.
Все слышали выражение «впасть в нирвану». Под ним обычно подразумевают что-то невероятно приятное, можно даже сказать — пик наслаждения, состояние полного и бесконечного блаженства. «Впадают в нирвану» по любому поводу: от любимой музыки, от вкусной еды, от наслаждения близостью любимого человека… Но на самом деле представление о нирване как об источнике эйфории неверно.
Нирвана (или Ниббана) на самом деле называется в буддизме высшим счастьем, но счастье в данном случае не следует трактовать как состояние радостного возбуждения, знакомое нам по земной жизни. В буддизме абсолютное счастье означает отсутствие страданий, которые мы постоянно переживаем в сансаре.
Конечно, Будда Шакьямуни говорил о нирване. Он называл это состоянием прекращения страданий, привязанностей и загрязнений ума. Дело в том, что он не давал этому состоянию никакого «позитивного» определения, говоря только о том, что не является нирваной. Известный советский ученый и религиовед Евгений Алексеевич Торчинов отмечал, что вопрос о нирване был связан с тем, о чем Будда хранил «благородное молчание». «Состояние нирваны выходит за рамки эмпирического знания и соответствующего ему языка описания», — резюмирует он.
В буддизме нирвана описывается как нечто противоположное Сансаре, которая, в свою очередь, представляет собой мир привязанностей, страстей, заблуждений и вытекающих из них страданий. Очистившись от привязанностей и заблуждений, просветленный человек переходит в состояние нирваны и освобождается не только от физического тела, но и от желаний, представлений и вообще сознания. В отличие от брахманизма, в буддизме нирвана не есть блаженный союз с Богом, абсолют, ибо такой союз означал бы продолжение желания жить.
Но означает ли это, что нирвана означает полное небытие? Не совсем. Хотя учителя и ученые буддизма до сих пор спорят о правильном толковании этого понятия, большинство из них все же сходятся во мнении, что нирвана не означает полного исчезновения всего живого. Это духовный покой, свободный от напряжения, конфликтов и страстей. Некоторые учителя трактуют нирвану так: в ней нет самой жизни, как мы ее понимаем в Сансаре (движение, мысли, желания), но есть жизненная энергия, ее потенциал. Как если бы у нас были спички и сухие дрова, у нас была бы возможность зажечь огонь, скрытая возможность пламени.
Все сказанное выше относится к великой нирване, называемой также паринирваной или пребыванием в нирване. Существа, достигшие этого состояния, пребывают в полном покое. В буддизме есть другой вид нирваны, нирвана отсутствия заражения. Практикующие, отказавшиеся от него, отказываются от состояния полного покоя и окончательного ухода в нирвану, чтобы помочь выжившим в Сансаре и направить других практикующих. Обычно таких существ с пробужденным сознанием называют бодхисаттвами. Они сумели зародить в своих душах невероятно сильное сострадание, бодхичитту и готовы помочь каждому, кто обратится к ним за помощью. Бодхисаттвы упоминаются в молитвах и изображаются на танке. Самый известный из них — Авалокитешвара, «видящий и сострадательный».
Легенда гласит, что когда Авалокитешвара достиг просветления, он увидел, как сильно страдали существа, оставшиеся в Сансаре. Он был настолько впечатлен этим зрелищем, что от боли его голову разорвало на 11 частей. Однако другие просветленные существа помогли ему, забрав голову назад. С тех пор Авалокитешвара помогает другим существам избавиться от страданий и достичь нирваны.
Возможно ли достижение нирваны всеми живыми существами? Ведь в этом случае страдания исчезнут совсем. Трудно ответить на этот вопрос. «Я не могу избавить тебя от страданий так же легко, как колючку вытаскивают из моей ноги; я не могу смыть с тебя плохую карму так же легко, как грязь смывается водой». Я могу освободить вас, только указав вам чистый путь», — сказал Будда. Предполагается, что этот путь для всех очень долог и может длиться тысячи и тысячи перевоплощений, пока мы, наконец, не очистим карму и полностью не освободим свой ум от омрачений. Однако каждое живое существо имеет, согласно буддийскому учению, природу Будды, а значит, и возможность достичь просветления.
|