Номотетический метод | Понятия и категории
НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД (от греч. νομοθετική – законодательное искусство) – способ познания, имеющего целью установление общего (сходного, родственного) в явлениях, которое рассматривается как их закон. Понимание общего как закона явлений, предписываемого им «законодательствующим», «законополагающим» человеческим рассудком, восходит к И. Канту, отдавшему в своей гносеологии дань юридическому мировоззрению Нового времени. Однако специфический смысл, связанный с противоположением номотетического метода методу идиографическому, этому понятию придали вначале В. Виндельбанд, а затем Г.
Tags:
Методология
НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД (от греч. Nomothetike — законодательное искусство) — в противоположность идиографическому методу характеризует общую методологическую риторику неокантианской (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) трактовки естествознания.
Tags:
Методология
НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД (от др.-греч. νομοθετική — устанавливать закон) — 1) один из подходов к построению исторического знания, задачей которого является объяснение исторической действительности [М. Ф. Румянцева]; 2) способ изучения истории, восходящий к классическому позитивизму, представители которого, опираясь на идеи повторяемости и причинно-следственные зависимости, акцентировали внимание на объективном и позитивном характере исторического познания [Л. П. Репина]. Н. м.
Tags:
Методология
НОМОТЕТИЧЕСКИЙ И ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ (греч. nomos — закон, tetos — установленный и idios — особенный, grapho — пишу) — понятия, употребляемые представителями баденской школы неокантианства для обозначения методов естественных наук и «наук о духе». Применяемый в естествознании номотетический, или, по Риккерту, генерализирующий (обобщающий), метод вырабатывает общие понятия и законы, в то время как идиографический (индивидуализирующий) метод, используемый науками, которые изучают общественные явления, выявляет не общее, а только отдельное. Противопоставление этих методов основано на метафизическом разрыве между единичным, особенным и общим и ведет к агностицизму в общественных науках, к схематизму и формализму — в естественных науках. Схема взаимопроникновения номотетического и идиографического была использована затем в герменевтике и в философии франкфуртской школы.
Tags:
Методология
НОМОТЕТИЧЕСКИЙ И ИДЕОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОДЫ (от греч. νομοθετική — законодательный и ἴδιος — особенный, γράφω — чертить, рисовать, писать) — предложенное неокантианцами баденской школы (Риккерт, Виндельбандт и др. ) разделение методов «наук о природе» и «наук о духе». Номотетический метод — это метод естествознания, его задачей является установление законов на основе обобщения явлений (его еще называют генерализующим методом). Идеографический метод — метод гуманитарных наук (неокантианцы в основном имели в виду историю), его задачей служит описание существенных черт в индивидуальных явлениях (поэтому он еще называется индивидуализирующим методом). Описание существенного достигается путем «отнесения к ценности». И «науки о природе», и «науки о духе» сходны в том, что они познают мир при помощи понятий. Различие между этими науками состоит в способах образования этих понятий и формулировки суждений. Естествознание делает это путем обобщения; установление общего закона является главной цель ученого-естественника…
Tags:
Методология
Номотетический метод. Большая российская энциклопедия
Термины
- Области знаний:
- Философия науки
Номотети́ческий ме́тод (от греч. νομοθετικός – законодательный и метод), понятие, которое используется в социальных и гуманитарных науках для обозначения познавательной стратегии, предполагающей построение теорий как комплексов обобщающих суждений разного уровня, формулировку законов, закономерностей и т. п. Сам термин «номотетический метод» был введён представителями баденской школы неокантианства – В. Виндельбандом и Г. Риккертом, рассматривавшими его в качестве логической альтернативы идиографическому (или индивидуализирующему) методу.
По мнению Виндельбанда и Риккерта, все науки следует различать не столько по предмету, сколько по методу, т. е. в зависимости от применяемого ими «способа образования понятий». Для большинства естественно-научных дисциплин, а также некоторых других, анализирующих различные аспекты человеческого поведения (социологии, психологии, экономики), ключевым оказывается номотетический метод, а для исторических наук о культуре – идиографический. Исторические науки дают «знание об индивидуальном» – об уникальных и неповторимых композициях конкретных событий и фактов; о том, что происходит или происходило однократно, «здесь и сейчас» или «там и тогда». Науки, использующие номотетический метод, напротив, выявляют регулярные и повторяющиеся, обладающие «универсальной» значимостью, т. е. не привязанные к факторам времени и пространства, связи и отношения между феноменами отдельных сфер жизни природы и общества. Эти науки концентрируются на изучении типических свойств явлений, рассматриваемых как экземпляры, члены того или иного множества (общности, класса, группы и т. п.). Они стремятся к выведению научных законов или сходных с ними теоретических конструкций, описывающих устойчивые причинно-следственные ряды ([«если p (при определенных начальных условиях a, b, c) …, то q»].
Противопоставление номотетического и идиографического методов (как в эпистемологии баденского неокантианства, так и в методологии конкретных эмпирических дисциплин) носило во многом «аналитический» и «искусственный» характер, поскольку реальные исследовательские практики различных социальных и гуманитарных наук фактически всегда разворачивались и разворачиваются в «промежуточных областях», сочетающих в той или иной мере интерес к индивидуальным конфигурациям событий настоящего и прошлого с попытками построения абстрактных теоретических моделей. Показательные примеры преодоления разрыва между номотетической и идиографической методологическими стратегиями можно обнаружить в интеллектуальной традиции, восходящей к трудам М. Вебера; см. также неовеберианство, историческая социология.
На протяжении 17–18 вв. номотетическая установка в социально-гуманитарном познании формировалась в тесной связи с философско-гносеологическим осмыслением успехов точных наук («Критика чистого разума» И. Канта), развитием механицизма как особой «картины мира» (Т. Гоббс, Ж. О. де Ламетри и др.), распространением принципа детерминизма на сферу общественных явлений (Ш. Л. Монтескьё), теоретическими достижениями «классической» политической экономии (А. Смит). Впоследствии её позиции значительно укрепились благодаря популярности идей позитивизма (и отчасти марксизма), провозглашавших возможность построения «подлинно научной» социальной теории «по образу и подобию» естествознания. В 19–20 вв. номотетическая ориентация оставалась доминирующей в методологии социальных и поведенческих наук.
Однако номотетическая методологическая платформа научного обществознания, особенно в её упрощенных формах (натурализм, редукционизм), подвергалась постоянной ревизии и критике. Нередко высказывались сомнения в обоснованности претензий многих обществоведческих концепций на открытие «объективных законов». Например, т. н. законы истории, описывающие конкретные векторы социальной динамики, или социальной эволюции, законами в точном логическом смысле считаться не могут: они отличаются спекулятивностью и телеологизмом, возводят тенденции в ранг законов, осуществляя тем самым «необоснованную экстраполяцию» своих выводов, выдают относительное за абсолютное, частное за общее, локальное за универсальное (см. критику т. н. историцизма К. Поппером).
В то же время сами трактовки понятия «научного закона», как и задач научного познания вообще, в новейшей истории, философии и методологии науки существенно усложнялись и корректировались. Для развития современных социальных наук большое значение имело осознание вероятностно-статистического характера ряда исследуемых ими явлений и процессов (общественного мнения, массового поведения и т. п.).
Также многие «внутренние» и «внешние» критики неоднократно указывали на то, что большинство номотетических конструкций социально-гуманитарных наук по уровню валидности, верифицируемости, операциональности и инструментальности (эмпирической обоснованности и проверяемости, логических качеств самих процедур проверки), корректности и четкости терминологической работы, дефиниций, формулируемых гипотез, и другим параметрам значительно уступают теоретическим построениям наук о природе, активно использующих в своих целях математический аппарат.
Наконец, в рамках дискуссии о специфике предмета и метода наук о человеке проблематизируется тезис, согласно которому общественно-исторические и культурные феномены порождаются, в конечном счете, осмысленными поступками людей, вступающих друг с другом в отношения социального взаимодействия.
Это в свою очередь накладывает отпечаток на различные решения вопроса о статусе и особенностях социальных закономерностей, их отличиях от закономерностей материального мира (например, в формулировке: почему совокупные результаты и комбинации свободно мотивированных человеческих действий оказываются «неслучайными» или даже выступают отражением общественно-исторической «необходимости», утверждающей себя независимо от воли и сознания людей).
Люди сами творят свою историю, но последствия их деятельности часто выходят за пределы их намерений. Степень информированности и рациональность участников интеракций обычно не являются «идеальными». Индивиды действуют в определенных условиях и отчасти ограничивающих их возможности структурных контекстах (материально-технических, институциональных, социокультурных и т. д.), которые ими не выбираются и которые они не всегда способны изменить. Таким образом, акты свободной человеческой воли оборачиваются «закономерными» результатами, становящимися (или, во всяком случае, потенциально способными стать) предметом научного анализа и моделирования. Поэтому в исследовательском фокусе социальных наук продукты коллективной жизни сознательных индивидов предстают типическими и потенциально предсказуемыми, подлежащими теоретическому описанию и концептуализации в номотетической методологической оптике.
Подвойский Денис ГлебовичДата публикации: 1 июня 2022 г. в 07:20 (GMT+3)
4.2 Номотетические объяснения – Передовые методы исследования в социальной работе
Цели обучения
Учащиеся смогут…
- Дать определение и привести пример номететического объяснения
- Опишите роль причинно-следственной связи в количественных исследованиях по сравнению с качественными исследованиями
- Опишите разницу и приведите примеры независимых, зависимых и управляющих переменных
- Дайте определение гипотезе, сформулируйте четкую гипотезу и обсудите соответствующие роли количественных и качественных исследований, когда речь идет о гипотезах
невероятно мощны. Они позволяют ученым делать прогнозы о том, что произойдет в будущем, с определенной погрешностью. Более того, они позволяют ученым
Как выглядят номотетические объяснения?
Номотетические объяснения выражают отношения между переменными. Термин имеет научное определение. Это из Gillespie and Wagner (2018) «логическая группа признаков, которые можно наблюдать и измерять и которые, как ожидается, будут варьироваться от человека к человеку в популяции» (стр. 9). [1] На практике переменные являются ключевыми понятиями в вопросе исследования. Вы знаете, вещи, которые вы планируете наблюдать, когда вы фактически выполняете свой исследовательский проект, проводите опросы, завершаете интервью и т. д. Эти вещи имеют два ключевых свойства. Во-первых, они изменяются , так как они не остаются постоянными. «Возраст» зависит от числа. «Пол» зависит от категории. Но они оба различаются. Во-вторых, у них атрибутов . Таким образом, переменная «медицинская профессия» имеет атрибуты или категории, такие как социальный работник, медсестра, консультант и т. д.
Также стоит рассмотреть, что является переменной , а не . Что ж, вещи, которые не меняются (или меняются), не являются переменными. Если бы вы планировали провести исследование о том, как гендер влияет на заработок, но в нем участвовали бы только женщины, эта концепция не была бы эффективна.0029 варьируются . Вместо этого, поскольку он не меняется, это будет . «Мужчины» — это не переменная, это константа. «Пол» — это переменная. «Техас» — это не переменная. Переменная — это «штат или территория», в которой физически находится кто-то или что-то.
Когда одна переменная зависит от другой, мы имеем то, что исследователи называют независимыми и зависимыми переменными. Почему они так называются? Независимые переменные не зависят от других переменных в исследовании. Зависимые переменные зависят от независимых переменных. Например, в исследовании, изучающем влияние шлепков на агрессивное поведение, шлепки будут независимой переменной, а агрессивное поведение будет зависимой переменной.
Число можно считать предиктором или причиной, а число — результатом или следствием. Если все это сбивает с толку, просто вспомните графическое отношение на рис. 4.5.
Рисунок 4.5 Визуальное представление номотетического объяснения
Для кого и почему применимы номотетические объяснения?: Модерирующие и опосредующие переменные
В дополнение к независимым и зависимым переменным (и контрольным переменным, которые мы обсудим ниже), ваше исследование может включать модерирующие и опосредующие переменные. влияет на силу и/или направление связи между независимыми и зависимыми переменными. Эти модерирующие переменные связаны с вопросом «Для кого существует эта ассоциация?» Например, наше исследование может обнаружить положительную связь между многолетним опытом работы и доходом, когда люди с большим стажем работы на определенной должности зарабатывают больше денег. Однако, когда мы включаем пол в наш анализ, мы узнаем, что эта положительная связь верна только для цисгендерных мужчин, а не цисгендерных женщин и людей других маргинализированных полов. В этом случае пол ослабляет связь между опытом и доходом.
относятся к механизмам, с помощью которых независимая переменная может влиять на зависимую переменную. Они связаны с «Как?» и почему?» вопросы. Например, вы можете обнаружить, что существует взаимосвязь между степенью, которую получает человек, и его доходом, так что люди с более высокой степенью зарабатывают больше денег. Однако, продолжая свое исследование, вы обнаружите, что опосредующей переменной в вашем исследовании является тип работы. Степень, которую кто-то зарабатывает, влияет на тип работы, которую он может получить, что, в свою очередь, влияет на сумму денег, которую он зарабатывает каждый год. Как видите, в причинно-следственной цепи между независимыми и зависимыми переменными находится опосредующая переменная.
Упражнения
ТРЕК 1 (ЕСЛИ ВЫ СОСТАВЛЯЕТЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЛЯ ЭТОГО КЛАССА):
Запишите свой рабочий исследовательский вопрос в том виде, в каком он существует сейчас.
Как мы уже говорили ранее в подразделе, мы предполагаем, что у вас есть пояснительный исследовательский вопрос для изучения этого раздела.- Напишите схему, аналогичную рисунку 4.5.
- Поместите независимую переменную слева, а зависимую переменную справа.
Чек:
- Могут ли ваши переменные различаться?
- Есть ли у них разные атрибуты или категории, которые варьируются от человека к человеку?
- Как теория, которую вы изложили в разделе 4.1, помогает вам понять эту связь?
Если теория, которую вы определили, не очень вам помогает или кажется не относящейся к делу, это хороший признак того, что вам нужно прочитать больше литературы о теориях, связанных с вашей темой.
Для некоторых студентов ваш рабочий исследовательский вопрос может быть недостаточно конкретным, чтобы четко указать независимую или зависимую переменную. Например, у вас могут быть «факторы риска» вместо независимой переменной. Или «эффекты» как зависимая переменная.
Наконец, вы, вероятно, вернетесь к своему рабочему исследовательскому вопросу, поэтому вам, возможно, придется вернуться к этому упражнению, чтобы прояснить причинно-следственную связь, которую вы хотите исследовать.
НАПРАВЛЕНИЕ 2 (ЕСЛИ ВЫ НЕ СОСТАВЛЯЕТЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЛЯ ЭТОГО ЗАНЯТИЯ):
Вы заинтересованы в изучении насилия подростков на свиданиях и уровня симптомов депрессии и самооценки подростков.
Принимая во внимание рабочий исследовательский вопрос, который вы разработали в разделе 4.1:
- Напишите схему, аналогичную рис. 4.5.
- Поместите независимую переменную слева, а зависимую переменную (переменные) справа.
Проверить:
- Могут ли ваши переменные различаться?
- Есть ли у них разные атрибуты или категории, которые варьируются от человека к человеку?
- Как теория, которую вы изложили в разделе 4.1, помогает вам понять эту связь?
Если теория, которую вы определили, не очень вам помогает или кажется не относящейся к делу, это хороший признак того, что вам нужно прочитать больше литературы о теориях, связанных с вашей темой.
Разработка гипотезы
A — это утверждение, описывающее ожидания исследователя относительно ожидаемого результата. Гипотезы в количественных исследованиях представляют собой номотетическое объяснение, которое исследователь ожидает подтвердить своими выводами. Гипотеза пишется для описания ожидаемой связи между независимыми и зависимыми переменными. Другими словами, напишите ответ на свой рабочий исследовательский вопрос, используя свои переменные. Это ваша гипотеза! Убедитесь, что вы не ввели в свою гипотезу новые переменные, которых нет в вопросе исследования. Если да, запишите свою гипотезу, как показано на рис. 4.5 (или подумайте, нужно ли вам пересмотреть вопрос исследования).
Хорошая гипотеза должна быть поддающейся проверке с использованием методов исследования социальных наук. То есть вы можете использовать исследовательский проект в области социальных наук (например, опрос или эксперимент), чтобы проверить, правда это или нет. Хорошей гипотезой является также конкретное отношение, которое она исследует. Он будет точно определять независимые и зависимые переменные и связь между ними. Это может быть достигнуто тщательным обзором литературы и прочной теоретической базой.
Ваша гипотеза должна быть обоснованным прогнозом, основанным на теории или модели социального мира. Например, вы можете предположить, что отношение к клиентам с психическим здоровьем с теплотой и позитивным отношением, вероятно, поможет им достичь своих терапевтических целей. Эта гипотеза будет основана на моделях гуманистической практики Карла Роджерса. Использование предыдущих теорий для выдвижения гипотез является примером дедуктивного исследования. Если теория Роджерса о безусловном положительном отношении верна, исследование, сравнивающее клиницистов, которые использовали ее, с теми, кто этого не делал, показало бы более благоприятные результаты лечения для клиентов, получающих безусловное положительное отношение.
Рассмотрим пару примеров. В исследовании сексуальных домогательств (Uggen & Blackstone, 2004), [2] можно было бы предположить, основываясь на феминистских теориях сексуальных домогательств, что больше женщин, чем мужчин, будут подвергаться определенному сексуальному домогательству. Какая ассоциация здесь предсказывается? Какая независимая, а какая зависимая переменная? В этом случае исследователи предположили, что пол человека (независимая переменная) будет предсказывать вероятность того, что он подвергнется сексуальным домогательствам (зависимая переменная).
Рисунок 4.6 Гипотеза, описывающая ожидаемую связь между сексом и сексуальными домогательствами
Иногда исследователи выдвигают гипотезу о том, что отношения будут развиваться в определенном направлении. В результате можно сказать, что увеличение или уменьшение в одной области вызывает увеличение или уменьшение в другой. Например, вы можете изучить взаимосвязь между возрастом и поддержкой легализации марихуаны.
Возможно, вы посещали уроки социологии и, основываясь на прочитанных теориях, предполагаете, что возраст — 9 лет.0029 отрицательно ассоциировал с поддержкой легализации марихуаны. Отрицательная, или обратная, ассоциация означает, что по мере того, как независимая переменная (или предиктор) изменяется в одном направлении, зависимая переменная (или результат) изменяется в другом направлении. В этом случае, когда возраст увеличивается на , поддержка легализации марихуаны будет уменьшаться на (или наоборот).
Напротив, при положительной или прямой связи независимая (или предикторная) переменная и зависимая (или результат) переменная изменяются в то же направление. [3]
Другими словами, a включает две переменные, ковариирующиеся в одном и том же направлении, а a включает две переменные, ковариирующиеся в противоположных направлениях.
Если написание гипотез кажется сложным, иногда полезно нарисовать их и изобразить каждую из двух гипотез, которые мы только что обсуждали.
Рисунок 4.7 Гипотеза, описывающая ожидаемое направление связи между возрастом и поддержкой легализации марихуаны
Важно отметить, что после начала исследования неэтично менять свою гипотезу, чтобы она соответствовала полученным данным. Например, что произойдет, если вы проведете исследование для проверки гипотезы из рис. 4.7 о поддержке легализации марихуаны, но не обнаружите связи между возрастом и поддержкой легализации? Это означает, что ваша гипотеза была неверной, но это все равно ценная информация. Это поставило бы под сомнение то, что говорится в существующей литературе по вашей теме, продемонстрировав, что необходимо провести дополнительные исследования, чтобы выяснить факторы, влияющие на поддержку легализации марихуаны. Не смущайтесь отрицательных результатов и определенно не меняйте свою гипотезу, чтобы она все время казалась верной!
Гипотетико-дедуктивный метод
Основной способ, которым исследователи позитивистской парадигмы используют теории, иногда называют (хотя этот термин чаще используется философами науки, чем самими учеными).
Этот процесс обычно рассматривается как цикл, потому что исследователи могут затем вывести новую гипотезу из пересмотренной теории, провести новое эмпирическое исследование для проверки гипотезы и так далее. Как показано на рис. 4.8, этот подход прекрасно сочетается с процессом проведения исследовательского проекта — созданием более подробной модели «теоретически мотивированного» или «теоретико-ориентированного» исследования. Вместе они образуют модель теоретически мотивированного исследования.
Рисунок 4.8 Гипотетико-дедуктивный метод в сочетании с процессом проведения исследовательского проекта
Имейте в виду, что гипотетико-дедуктивный метод — это только один из способов использования социальной теории для обоснования исследований в области социальных наук. Он начинается с описания одной или нескольких существующих теорий, выведения гипотезы из одной из этих теорий, проверки вашей гипотезы в новом исследовании и, наконец, переоценки теории на основе результатов анализа данных. Этот формат хорошо работает, когда существует существующая теория, отвечающая на вопрос исследования, особенно если получающаяся в результате гипотеза неожиданна или противоречит гипотезе, выведенной из другой теории.
Ключевые выводы
- В количественных исследованиях цель часто состоит в том, чтобы понять более общие причины некоторого явления, а не особенности одного конкретного случая, как в идиографической причинно-следственной связи.
- Номотетические объяснения сосредоточены на объективности, прогнозировании и обобщении.
- Зависимые переменные изменяются в зависимости от независимых переменных.
- Гипотезы — это утверждения, основанные на теории, которые описывают ожидания исследователя относительно взаимосвязи между двумя или более переменными.
- Вагнер III, У. Э. и Гиллеспи, Б. Дж. (2018). Использование и интерпретация статистических данных в социальных науках, науках о поведении и здоровье . Публикации SAGE. ↵
- Угген, К., и Блэкстоун, А. (2004). Сексуальные домогательства как гендерное выражение власти. American Sociological Review, 69 , 64–92. ↵
- Фактически, существуют эмпирические данные, подтверждающие эту гипотезу. Гэллап проводил исследования именно по этому вопросу с 19 века.60-е годы. Для получения дополнительной информации об их выводах см. Carroll, J. (2005). Кто поддерживает легализацию марихуаны? Получено с http://www.gallup.com/poll/19561/who-supports-marijuana-legalization.aspx ↵
определение номотетического+подхода в Медицинском словаре
Номотетический+подход | определение номотетического+подхода по Медицинскому словарюНомотетика+подход | определение номотетического+подхода по Медицинскому словарю
Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.