Номотетический подход в психологии: Номотетический подход | это… Что такое Номотетический подход?

Идиографический и номотетический подходы в психологии (idiographic-nomothetic psychology)

Специалисты в области общественных наук имеют возможность выбрать И. или Н. подход к формулированию интерпретаций изучаемых явлений. Эти термины придуманы Вильгельмом Виндельбандом для характеристики деятельности естественных наук, с одной стороны, и наук о культуре и человеке (изучающих единичные факты) — с другой. Между этими двумя подходами существует непримиримое противоречие. Научные обобщения принято считать Н., или имеющими форму законов. Однако для того, чтобы эти законы имели прогностическое значение, они должны быть приложимы к конкретным случаям, а единичные случаи (И. анализ) могут не подчиняться общим законам.

И. наука строится на тщательном анализе единичных фактов, формулируя интерпретативные утверждения, приложимые только к данному конкретному случаю или к классу феноменов, которые представлены этим случаем. И. интерпретации основываются на особенностях каждого данного случая. Их притязания на обоснованность опираются на мощность описаний, создаваемых конкретным исследователем. В этих описаниях стремятся зафиксировать различные ракурсы изученных фактов. Предполагается, что различные интерпретации, по-видимому, имеют смысл и значимость в различных реальностях. Любая интерпретация складывается под влиянием местной специфики и взаимодействий между исследователем и исследуемым объектом.

Н. подход опирается на утверждение, что научные законы могут формулироваться только статистически, путем изучения и анализа большого числа случаев, отобранных методом рандомизации. Предполагается, что Н. обобщения не связаны ни с временем, ни с контекстом. Они также не зависят от специфики данного конкретного контекста или случая.

Противоречия между И. и Н. моделями науки стали предметом дискуссий в общественных науках и психологии лишь в начале XX в., хотя их истоки восходят к XVIII—XIX вв., т. е. ко времени возникновения наук о человеке.

Дискуссия между сторонниками И.

и Н. подходов затрагивает фундаментальные допущения, касающиеся природы исслед., философии науки и целей общественных и психол. дисциплин. Аргументы ученых, стоящих на феминистских позициях, вместе с аргументами представителей национальных меньшинств в науке, еще больше обострили ее. Такие ученые считают, что методы Н. науки нередко использовались как инструмент притеснения, порождая искаженное знание, отражающее господство мужчин в сфере научной деятельности. Постпозитивисты (прежде всего теоретики критического рационализма) и постмодернисты тоже критиковали Н. науку и ее допущение о том, что знание свободно от пристрастности, личных ценностей и политических взглядов, и утверждали, что Н. наука нередко используется как форма политического контроля.

Формулируя проблему максимально кратко, можно сказать, что спор вращается вокруг того, быть ли психологии наукой, изучающей причинно-следственные связи и формулирующей общие законы человеческого поведения, или же интерпретационной, практической дисциплиной, стремящейся ко все более глубокому пониманию соц.

и психол. процессов.

Сторонники Н. метода отвергают И. интерпретации, называя их ненаучными или журналистскими. Приверженцы И. подхода, в свою очередь, утверждают, что ценность Н. исслед. невелика, поскольку все интерпретации, с их т. з., должны быть контекстуальными и специфическими для конкретных случаев.

Номотетическая психология

Н. психология стремится к выявлению научных, статистически достоверных и допускающих обобщение законов чел. поведения. Она исходит из нескольких основных допущений. Во-первых, она ищет причинные объяснения соц. явлений. Она использует вариационно-аналитический язык, опирающийся на операционализацию переменных, и строгие причинно-следственные схемы вывода. Во-вторых, она стремится к количественной оценке психич. и поведенческих процессов. В-третьих, она исходит из того, что каузальные утверждения, сформулированные на основе тщательного изучения случайно отобранных испытуемых, могут быть распространены на необследованные популяции. В-четвертых, сторонники Н.

подхода пытаются (в типичных случаях) создать искусственные условия, в которых и собираются научные данные. В-пятых, в случае использования Н. науками результатов, полученных с помощью И. методов, они нередко признаются полезными только для объяснительной, описательной или иллюстративной целей (например, предварительного обследования). В-шестых, Н. теории являются дедуктивными, вероятностными, и предлагают фунционалистские объяснения явлений. И. психология и ее методы признаются полезными лишь в той мере, в какой они способствуют созданию научных теорий, соответствующих перечисленным выше критериям.

Идиографическая психология

В психологии XX в. научная деятельность Гордона Олпорта чаще всего связывается с И. подходом, базирующимся на определенных допущениях и методах. По выражению Олпорта, «психология станет более научной (т. е. более способной делать прогнозы), когда научится оценивать единичные тенденции во всей их подлинной сложности и когда она будет в состоянии сказать, что станет с коэффициентом интеллекта (IQ) данного ребенка, если обстановка, в которой он находится, изменится определенным образом». Подход Олпорта требует глубокого и постоянного интереса к изучению и анализу единичного случая в течение длительного промежутка времени; лонгитюдные исследования становятся необходимостью.

Психологи, стоящие на позициях И. подхода, изучают частности, а не универсалии. Поскольку признается, что каждый человек уникален, психолог должен пользоваться такой теорией и такими методами, которые сохраняют и выявляют индивидуальные различия. Кроме того, имеет место попытка предоставить каждому испытуемому возможность говорить на его собственном языке, сохранить смыслы, которые поддерживают жизнь конкретных людей в этом мире, и зафиксировать эти смыслы и субъективные переживания с помощью относительно неструктурированных, неформальных (open-ended), проективных и интерпретативных методов. В сочетании с другими методами и подходами, в качестве незаметных и косвенных измерений личности используются также личные документы и биографии, что позволяет произвести своеобразную триангуляцию индивидуума.

В И. психологии отдается предпочтение натуралистическим исслед., проводимым в повседневных ситуациях наблюдаемых людей.

Этические и эмические исследования

Различия между Н. и И. психологией можно сравнить с разногласиями между этическим и эмическим подходами в современной антропологической теории. Этические исслед. носят внешний, сравнительный и кросс-культурный характер. Исследователи дистанцируются от конкретных культур, с тем чтобы можно было выявить общие паттерны. Специфические, уникальные структуры значений, присущие какой-то одной культуре, оставляют без внимания ради выявления культурных универсалий. Эмические исслед. изучают культурные структуры значений изнутри, стараясь выявить когнитивные категории и классификационные системы, используемые представителями к.-л. определенной культуры или культурной группы. Эмические исслед. выявляют частности, этические — общие закономерности. Более того, эмические исслед. планируются и проводятся с позиции инсайдера (т. е., носителя конкретной культуры) Эмические исслед.

реализуют И. подход к науке, тогда как этические исслед. привержены (как правило) Н. подходу.

Объемные описания в противоположность плоским

Объемные (thick) описания в отличие от плоских (thin) выходят за рамки простой констатации факта, сообщения коэффициентов корреляции или критериев значимости и достигают уровня детали, эмоции, смысла, нюанса, отношения и взаимодействия. Объемные описания являются эмическими и И. В сочетании с традиционными методами И. психологии, объемные описания делают возможным более глубокое понимание сущности личности и паттернов взаимодействия, которые пытается выявить и понять И. психология. Н. психология преимущественно опирается на плоские описания, полученные в этической перспективе.

Прогрессивно-регрессивный метод Сартра

Жан Поль Сартр предложил метод исслед., кот. во многих важных отношениях представляет собой синтез описанных выше подходов. Прогрессивно-регрессивный метод нацелен на помещение конкретного чел. или класса людей в определенные условия и понимание его/их в контексте данного исторического момента.

Прогрессивно метод обращен к будущему завершению ряда действий или проектов, предпринятых субъектом (например, написание романа), а регрессивно — к прошлым условиям, в которых возникли и сложились проекты и занятие субъекта. Перемещаясь между прошлым и будущим, субъект или его проекты позиционируются во времени и в пространстве. Помимо того, что таким образом выявляется общее, объединяющее индивидуума с другими людьми, выявляются и уникальные особенности жизни индивидуума. Этот метод одновременно и аналитический, и синтетический в том смысле, что анализ, перебирающий основные нити жизни субъекта, по своей сути является синтезирующим и интерпретирующим анализом.

Исследования феминистов

Недавно произошедшие в феминистских научных кругах события создали благоприятные возможности для распространения И. подходов в новых направлениях. Разрабатываются более рефлексивные версии эпистемологии, которые отводят исследователю центральное место в исследовательском процессе. Афро- и испано-американские феминисты, а также феминисты из развивающихся стран, изучают то, как колониальный (позитивистско-номотетический) дискурс неверно представляет жизнь женщин в разных контекстах.

Другие ученые оспаривают объективные основы Н. подхода. По их мнению, Н. перспектива предполагает, что статичный мир объектов может изучаться (не создаваться) методами объективной науки. Эти исследователи утверждают, что именно ученый создает изучаемый мир, и отмечают, что в Н. исследованиях женщин они традиционно трактовались как статичные объекты, рассматриваемые через лупу объективной (захваченной мужчинами) науки. Некоторые ученые-феминисты экспериментируют с новыми литературными формами, включая автоэтнографию (autoethnographies), тексты перформанса (performance texts) и поэзию.

См. также Исследование методом поперечных срезов, Методы эмпирического исследования, Феминистская терапия, Идиодинамика, Жизненные события, Микродиагностика, Каноны Милля, Философия науки, Научный метод, «Мягкий» детерминизм

Н. К. Дензин

Идиографический и номотетический подходы в психологии

    • Илья Павлов

      Автор Викиум

Сегодня существует много подходов к исследованию мышления в психологии. Однако в основном они ориентированы на исследование мышления в общем. С помощью идиографического и номотетического методов можно изучать индивидуальные характеристики.

Характеристика номотетической методологии

Под номотетическим подходом подразумевается способ познания для поиска общего в явлениях. По мнению Виндельбанда, для логики важными останутся анализ и исследование природы. Этот исследователь хочет найти общую связь, поэтому изучение отдельного объекта не предполагается.

Характеристика идеографической методологии

Идиографический метод отличается тем, что его целью является познание единого уникального объекта. При идиографическом подходе происходит постижение индивидуального в уникальности с неповторимостью. В данном случае объект рассматривается как что-то целое, а не частичное.

Подводить итоги исследования, которое проводилось идиографическим методом, следует на основании понятий не общих, а личностных. Главным принципом данной методики является изучение личности в целом, а при номотетическом методе личность подразумевает набор свойств.

При номотетическом методе происходит измерение общих характеристик индивида, рассчитанных для всего общества. Идиографический подход строится на изучении индивидуальных характеристик. Также при номотетическом подходе используют стандартизированные методы, а при идиографическом — проективные с качественной техникой.

Достоинства и недостатки

Преимущества номотетического метода:

  1. Его относят к научному благодаря наличию точных измерений и возможности строить прогнозы.
  2. Позволяет проводить изучение больших групп.
  3. Все методы тщательно контролируются и являются объективными.
  4. Этот подход в науке дает возможность обобщать.
  5. Благодаря номотетическому подходу психологическая сфера приобрела научный смысл, а также было введено множество новых и уникальных теорий.

Данный подход имеет и недостатки. Например, все предсказания делаются на основании поведения группы, а не отдельного человека. Рассматривая поведение поверхностно, можно упустить то, что люди могут вести себя одинаково, но предшествовать этому будут самые разные причины.

К преимуществам идеографического подхода можно отнести то, что проводится тщательный анализ каждого факта, так как отдельные случаи могут не соответствовать всеобщим законам. Кроме того, интерпретации формулируются относительно одного случая или небольшой группы феноменов. Те, кто применяет данный подход, рекомендуют проводить исследование в привычной для человека среде. В ходе исследования применяют метод наблюдения, а также беседуют и анализируют.

Психология личности — очень интересная, многогранная наука. Изучать её полезно для саморазвития. А чтобы информация эффективно укладывалась в голове, необходимо развивать память. Самый простой и доступный способ развития памяти — когнитивные тренажеры Викиум.

Идиографический и номотетический подход. — Careershodh

Главная »Психология SYBA»Идиографический и номотетический подход.

Опубликовано АвторBalaji NiwlikarОставить комментарий

Идиографический и Номотетический подход Психология личности с противоположных точек зрения. Психологи личности изучают то, что предположительно уникально для каждого из нас, но также и то, что есть у всех нас.

 Идиографический подход включает в себя тщательное, интенсивное изучение одного человека или случая с целью получения глубокого понимания этого человека или случая. В отличие от изучения универсальных аспектов групп людей или случаев. И номотетический подход  включает изучение групп людей или случаев с целью открытия тех общих и общепризнанных законов или принципов, которые характеризуют среднего человека или случай.

Идиографический подход.

Идиографический подход фокусируется на индивидуальных взглядах и чувствах. Он собирает качественные данные, чтобы получить подробные и уникальные сведения о людях, а не числовые данные. Idios = «частное» или «личное» в древнегреческом; этот подход предполагает, что люди уникальны.

Существуют различные методы изучения идиографического подхода. Качественные методы и метод тематического исследования

Качественные методы лучше всего подходят для изучения идиографического подхода. Принимая во внимание, что метод тематического исследования обеспечит более полное и глобальное понимание человека, которого следует изучать с использованием гибких, долгосрочных и подробных процедур, чтобы поместить их в «собственный класс».

Фрейд (1909) изучал метод клинических случаев. Он опрашивал пациентов в течение длительного периода времени. Он использовал неструктурированные методы, такие как свободных ассоциаций 9.0010 . Это умственный процесс, посредством которого одно слово или образ могут спонтанно вызывать в памяти другие слова без какой-либо необходимой логической связи. Он писал свои заметки в конце дня. Это позволяет более свободно и естественно выражать мысли и чувства пациентов.

Однако Психологи-гуманисты также используют идиографический подход, поскольку считают, что субъективный опыт человека более важен для понимания человека, чем универсальное обобщение.

Allport (1961) — еще один человек, применивший идиографический подход и даже придумавший этот термин. Он считал, что идиографический подход может рассказать нам больше о человеческом поведении и что личностные тесты, предоставляющие количественные данные, не столь информативны.

Номотетический подход.

Подход к одновременному исследованию больших групп людей для проведения количественных исследований с целью выявления общих законов поведения, применимых ко всем.
Nomos = законы на древнегреческом языке.

Этот подход предполагает, что человек представляет собой сложную комбинацию многих универсальных законов. Лучше всего изучать людей в большом масштабе.

Они стремятся генерировать объяснения поведения, которые могут быть универсальными и распространяться на целые группы населения. Они утверждают, что качественные данные не дают таких обобщений.

Этот метод использует количественные экспериментальные методы для выявления универсальных законов, управляющих поведением. Здесь человек будет классифицироваться вместе с другими и измеряться как оценка по измерению или как статистика, поддерживающая общий принцип.

Например, биологический подход ищет универсальное объяснение поведения, и это может привести к лекарственной терапии, которую можно использовать для всех людей. Исследование бей или беги показало, что это универсальная реакция на стресс. Однако исследование Тейлора показало обратное (женщины имеют реакцию « склоняйся и подружись с »). Это показывает, как универсальные объяснения игнорируют различия, на которых фокусируется идиографический подход.

Eysenck , прямо противоположный Allport , также изучал личность, но использовал номотетический подход. Он проверил большую группу людей и использовал их данные, чтобы разделить их на типы личности, такие как « интроверт-невротик » или « экстраверт-невротик ». Этот метод позволяет легко и быстро классифицировать личность в универсальном личностном тесте.

Колесо личности Айзенка

Каталожные номера

Кардвелл, М., Фланаган, К. (2016)  Психология, уровень A Полное пособие для студентов  четвертое издание. Опубликовано Oxford University Press, Великобритания.

Номотетический и идиографический подходы: пример бесплатного эссе

Идиографический и номотетический подходы в психологии часто рассматриваются как представляющие противоположные и конфликтующие позиции относительно того, как лучше всего изучать людей, особенно интеллект и личность. Однако их можно рассматривать как взаимодополняющие, поскольку оба необходимы для более полного понимания человека. Идиографический подход фокусируется на: «индивидууме и признает уникальность человека с точки зрения его опыта, чувств, истории развития, стремлений и мотивов в жизни, а также ценностей и моральных кодексов, в соответствии с которыми они живут».

Не используйте плагиат. Получите индивидуальное эссе на тему

«Баланс между номотетическим и идиографическим подходами»

НОВИНКА! умное сопоставление с писателем

Слово идиограф происходит от греческого слова idios, означающего «собственный» или «частный».

Следовательно, идиографический подход в психологии связан с частными, субъективными и уникальными аспектами человека и использует методы исследования, которые предоставляют информацию о субъективных переживаниях. Идиографический подход характеризуется качественными методами исследования. Качественные методы включают неструктурированные интервью, тематические исследования, измерения самоотчета, самоанализ и психоаналитические техники свободных ассоциаций и анализа сновидений. Идиографический подход является целостным и придает большое значение сознательному опыту человека.

Гуманистическая перспектива в психологии, пожалуй, лучше всего иллюстрирует идиографический подход. Можно также сказать, что психоанализ Фрейда использует идиографический подход, поскольку он не использовал никаких научных методов для проверки или поиска доказательств своих теоретических утверждений. Подход Номотетический подход в психологии фокусируется на «сходствах между людьми и попытках установить общие законы поведения и мышления, которые могут быть применены к большим группам людей или даже ко всем людям». Слово «номотетический» происходит от греческих слов nomos, означающих « закон’.

Таким образом, номотетический подход наиболее тесно связан с научными подходами в психологии. Это означает, что он использует научные методы исследования, особенно эксперименты, для проверки гипотез, вытекающих из теорий о человеческом поведении и мышлении. Номотетический подход принимает редукционистскую точку зрения, придавая большое значение объективности и воспроизведению. Бихевиористские, когнитивные и биологические подходы лучше всего иллюстрируют номотетический подход. Теория Фрейда также пытается установить законы или правила о человеческих существах, например, о психосексуальных стадиях и Эдиповом комплексе.

Фрейд считал, что они применимы ко всем, и в этом отношении теория является номотетической. Фон Гуманистическая психология использует более идиографический подход, ища более уникальные аспекты людей, а не создавая обобщенные законы поведения, применимые ко всем. Это подчеркнуло ценность более индивидуалистических и идиографических методов исследования, особенно в области личности и аномалий. Руководства по классификации, такие как DSM-IV, в котором перечислены основные поведенческие критерии диагностики аутизма, используют номотетический подход и классифицируют людей в соответствии с определенным типом расстройств.

Традиционно идиографический и номотетический подходы рассматриваются как противоречащие друг другу, что подразумевает, что психолог может действовать только с одной из этих позиций. Кронбах (1957) определил этот потенциальный источник конфликта между психологами по поводу того, как лучше всего изучить природу того, что значит быть человеком. Если психолог стремится разработать теории, применимые к большим группам населения, то номотетический подход предпочтительнее. Однако если психолога интересует уникальность человека, то следует принять идиографический подход.

Идиографический подход часто считается ненаучным, поскольку субъективный опыт не может быть проверен эмпирически и его трудно обобщать на основе детальных субъективных знаний о человеке. Некоторые психологи утверждают, что научные принципы могут быть применены для изучения уникальности людей и могут быть определены нормы и правила, по которым действует конкретный человек. Идиографический подход можно использовать для изучения таких тем, как лишения, которые встречаются относительно редко и зависят от обстоятельств, окружающих человека.

Большинство доказательств воздействия лишений было получено в ходе тематических исследований детей, выросших в условиях пренебрежения. Случай с Джини (Curtiss, 1977) предполагает, что тяжелые лишения имеют необратимые последствия. В возрасте 13 лет она не могла говорить, была физически недоразвита и демонстрировала неадекватные эмоциональные реакции. Несмотря на воспитание и интеллектуальную стимуляцию, Джини, по-видимому, так и не оправилась от многолетних лишений, хотя было предположение, что ее проблемам могли способствовать и другие факторы.

Лонгитюдное исследование Колуховой, отслеживающее длительное развитие мальчиков-близнецов, переживших тяжелые лишения в раннем детстве, показало, что дети, пережившие тяжелые лишения, по-видимому, способны преодолеть последствия своих ранних страданий при соответствующем лечении и уходе. Таким образом, номотетический подход был бы неприемлемым и неспособным собрать какую-либо информацию, которая способствовала бы нашему пониманию темы. Эти два подхода могут дополнять друг друга, поскольку идиографический подход может пролить дополнительный свет на общий закон поведения, установленный с помощью номотетического подхода.

Идиографические исследования могут опровергнуть общий закон поведения. Например, номотетическое исследование поддержало идею модели памяти с несколькими хранилищами, в которой информация проходит через STM к LTM. Однако тематические исследования пациентов с повреждением головного мозга показывают, что модель с несколькими магазинами чрезмерно упрощена. Пациент, известный как KF, получил повреждение головного мозга в результате аварии на мотоцикле и перенес операцию на головном мозге. Несколько лет спустя у него было обнаружено нормальное хранилище LTM, но вместимость STM всего два предмета.

Если STM был необходим для передачи информации в LTM, то должен быть затронут и LTM KF. Как следствие, были предложены и протестированы дополнительные модели памяти. С другой стороны, идиографические находки могут привести к крупномасштабным исследованиям. Пиаже использовал идиографический подход, получая богатую и подробную информацию о развитии мышления своих детей. Эти открытия вдохновили на дальнейшие номотетические исследования, и были разработаны теории когнитивного развития. Научный подход

Оба подхода могут способствовать научному подходу – цель науки состоит в том, чтобы «понимать и описывать», что соответствует идеографическому подходу, и «предсказывать и контролировать», что соответствует номотетическому подходу. Номотетический подход обобщает результаты e. грамм. с точки зрения эффектов первичности и новизны больше слов вспоминается с начала и с конца списка, независимо от длины списка. Однако можно использовать идиографический подход для выявления различных техник, которые люди использовали для припоминания элементов 9.0003

В современной психологии споры об идиографии и номотетике по-прежнему являются важным отличием. Были предприняты попытки объединить два подхода в интеракционистской модели (Bandura, 1986), но не было найдено действенного решения. Можно утверждать, что сильные стороны одного подхода компенсируют недостатки другого, и поэтому для полноценного изучения психологии необходимы оба подхода. Номотетический подход помог психологии стать научной, разработав законы и теории человеческого поведения, которые можно проверить эмпирически.

Этот подход пытается определить законы и общие характеристики для всех людей или больших групп людей в культуре. Это также помогает сочетать биологические и социальные аспекты человека. Однако сосредоточение внимания на общих законах и теориях игнорирует субъективный и уникальный опыт человека. Широкое использование контролируемого лабораторного эксперимента означает, что существует проблема обобщения на повседневную жизнь. Некоторые психологи также утверждали, что этот подход чрезмерно подчеркивает сходство между людьми и уделяет мало внимания различиям.

В качестве альтернативы, идиографический подход фокусируется на субъективных переживаниях человека, которые делают индивидуальное чувство ценным и уникальным. Каждый человек ценится как личность, а не рассматривается как один из многих. Заключение Этот подход обеспечивает подробные психоистории и попытки понять многие факторы, влияющие на то, как они стали такими, какие они есть. Гуманистическая психология использует идиографический подход, чтобы дать людям возможность полностью раскрыть свой потенциал.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts