Нравственная культура личности это: Нравственная культура | это… Что такое Нравственная культура?

Нравственная культура и этика поведения военнослужащих

1. Понятие нравственной культуры в контексте истории.
2. Основные направления формирования культуры поведения военнослужащих.

ВОПРОСЫ:

1. Понятие нравственной культуры в контексте истории.

2. Основные направления формирования культуры поведения военнослужащих.

Известно, что культурным человек не рождается — он им становится. Для этого важно не только освоить всю совокупность знаний о культуре поведения, но и выработать навыки и умения нравственного поведения в различных сферах жизнедеятельности общества.

1

Нравственная культура является важной составной частью обшей культуры личности и наиболее ярко проявляется в межличностном общении, в реальном поведении и образе жизни. Структура, содержание и особенности нравственной культуры личности (отдельного человека) органично связаны с нравственной культурой общества и несут в себе се родовые черты.

Нравственная культура общества — это определенный уровень освоения людьми принципов морали, основных норм нравственного поведения и правил этикета и их практическое воплощение во взаимоотношениях между людьми во всех сферах их жизнедеятельности.

Нравственная культура личности — это уровень индивидуального нравственного сознания и этических знаний, чувств и эмоций, воли и жизненного опыта, которые проявляются в конкретных видах деятельности и реальных поступках.

В отличие от других видов культуры (политической, правовой, эстетической) нравственная культура личности имеет свои содержание и особенности (см. схему).

Во-первых, она носит «всепроникающий характер», пронизывая своим содержанием все сферы жизнедеятельности человека. Причем практически ни в одной сфере деятельности нет людей, «свободных» от ее воздействия и проявления. Даже оставаясь наедине с собой, человек мыслит и действует в соответствии с уровнем его нравственной культуры.

Во-вторых, нравственная культура человека органически связана с его свободой. Человек наделен сознанием, чувствами, волей и поэтому он способен самостоятельно принимать решения, учитывая существующую систему права (Конституции РФ, требований присяги и воинских уставов, приказов командиров и сложившейся в обществе и коллективах системы ценностей) и свой личный опыт высоконравственного поведения. Свобода есть не что иное, как осознанная необходимость и способность принимать ответственные решения с учетом объективных условий и конкретной ситуации. В этом состоит глубокий нравственный смысл деятельности военнослужащих, когда они, преодолевая себя, выходят за рамки обреченности и фатализма.

В-третьих, нравственная культура человека во многом зависит от уровня его мировоззрения, от воспитания чувства личной ответственности. Данную связь и зависимость ярко и убедительно показал французский писатель и философ Антуан де Сент Экзюпери. «Величие человека, — писал он, — в сознании ответственности.

Он в ответе за самого себя, за дело, доверенное ему, за товарищей, которые надеются на него. Их горе или радость у него в руках. Он в ответе за все новое, что создается у живых, он должен участвовать в созидании. Он в ответе за судьбы человечества — ведь они зависят и от его труда. Быть человеком — это и значит чувствовать, что ты за все в ответе. Сгорать от стыда за нищету, хоть она и существует не по твоей вине. Гордиться победой, которую одержали товарищи. И знать, что, укладывая камень, помогаешь строить мир».

В-четвертых, что касается личности военнослужащего, то здесь нравственная культура имеет внематериальные источники самооценки и удовлетворения результатами собственного участия воинской деятельности. Будучи общественно-полезной и необходимой, эта деятельность предполагает не только социально-политическую ответственность за защиту Отечества, но и нуждается в достаточно высоком уровне самооценки в сознании субъектов деятельности, то есть солдат и сержантов Вооруженных Сил РФ.

При этом необходимо отметить непосредственные источники нравственного самоудовлетворения, когда воин проникается глубокой верой в необходимость, справедливость и гуманность зашиты своей Родины. Данная группа источников занимает особое место, поскольку связана непосредственно с мировоззренческими компонентами личности и оказывает влияние на всю систему межличностных отношений в воинских коллективах. Это обусловлено тем, что воинская деятельность не реализуется в традиционных предметных формах производительного труда, а носит духовную, нравственную окраску. Это та сила, которая побуждала воинов идти на смертельный риск, со связкой гранат бросаться под вражеский танк и таранить самолет противника, грудью закрывать вражеский дот, тем самым обеспечивая победу.

В органической (тесной) связи с первой группой находится вторая группа источников нравственного самоудовлетворения, проявляющаяся в конечных результатах воинского труда — гарантированном обеспечении национальной безопасности страны, создании необходимых условий для мирной и счастливой жизни своего народа. А это обязывает каждого человека бережно относиться к тому, что было создано трудом прошлых поколений, сохранить, защищать и передать это наследие в надежные руки новых поколений. Уместно в этой связи вспомнить слова В. М. Шукшина: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание — не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни. Будь человеком».

В самом общем плане в нравственной культуре личности воина можно выделить три компонента: нравственно-этические знания; чувства, эмоции; поведение и поступки. В диалектическом соотношении и взаимодействии данных компонентов находит свое выражение сущность нравственной культуры человека. Обладая реальной социальной свободой и активностью, человек обязан нести личную ответственность за свою профессиональную деятельность, поскольку целеполагание, принятие решения, планирование личного поведения и сам поступок -это основные звенья нравственной деятельности, которые зависят конкретно от каждого человека.

Превращение общественно выработанного сознания в личное убеждение, в осознанный мотив и привычную норму поведения и есть суть нравственной культуры каждого человека. Даже внешний облик в конечном счете связан с внутренним миром личности, обусловлен им. Не случайно В.Г. Белинский отмечал, что «красота есть родная сестра истины и нравственности». Нравственное и эстетическое в поведении людей находятся в тесном единстве. Однако их нельзя отождествлять. Нравственное начало играет в жизни утилитарную роль, поскольку без соблюдения установленных моральных норм» сложившихся принципов морали, общество не могло бы существовать. В современной философско-этической литературе принято выделять следующие критерии и нормы нравственной культуры человека: бескорыстие, доброжелательность, справедливость, совестливость, честность, вежливость, скромность, тактичность, дисциплинированность и сдержанность. Более подробно рассмотрим их во втором вопросе.

2

Человек живет в определенной социальной среде. Он является членом семьи, представителем той или иной социальной группы и нации, членом определенного коллектива. Он имеет свое мировоззрение и может быть представителем одной из религиозных конфессий. Вся его жизнь проходит в тесном общении с другими людьми, в конкретном коллективе, в обществе. Поэтому отношение каждого человека к обществу, к коллективу, к другим людям, к своей деятельности, то есть к боевой учебе, службе, воинскому порядку и дисциплине можно выразить одним понятием — поведение.

Поведение человека — это форма его самовыражения, которая непосредственно зависит от уровня его интеллекта, сознания и эмоционально-волевых качеств.

Культура поведения человека — это соответствие его действий и поступков установившимся в данном обществе моральным принципам, нормам и правилам. Вместе с тем культура поведения представляет собой систему поступков, расширяющих рамки человеческого понимания, сочувствия, доверия, создающих в процессе межличностного и коллективного общения эмоциональный фон и вызывающих удовлетворение или неприятие определенных ценностей и действий.

В современной этике, как науке о закономерностях происхождения морали, ее функционирования и развития, принято различать культуру поведения людей в узком и широком смысле.

Культура поведения в широком смысле охватывает всю совокупность нравственных требований, которые стали для человека внутренними убеждениями и составной частью привычек и навыков. В узком смысле слова это практическое выполнение правил так называемой внешней культуры. При этом следует заметить, что такое деление носит относительный характер, так как внешняя культура поведения человека органично связана с его сознанием, чувствами, убеждениями и общим нравственным обликом.

Каждый человек в той или иной мере имеет представление о культуре, морали и нравственности, как сложных социальных образованиях. Однако, уровень нравственных знаний многих людей не выходит за рамки здравого смысла, формирующегося повседневным житейским опытом. Это в результате позволяет противостоять типичным заблуждениям и предрассудкам и способствует принятию правильного решения в стандартных ситуациях. Вместе с тем здравый смысл не позволяет личности правильно поступать в сложных ситуациях. Для разрешения этого противоречия необходимы знания мировоззренческих наук, особенно этики и эстетики, как науки о прекрасном.

Можно определить несколько направлений, по которым идет формирование нравственной культуры поведения военнослужащих.

1. Одним из них является активное овладение военнослужащими системой нравственно-этических знаний. Усвоение общих основ этики помогает осознанию того, как необходимо вести себя в нетипичных нравственных ситуациях, а также повышает обыденное сознание до уровня теоретического осмысления происходящего в реальной жизни и вооружает каждого человека принципами и алгоритмами моральной деятельности. Моральное сознание помогает глубже проникнуть в сущность социального бытия, четче определить свое место в сложных и подчас противоречивых процессах межличностного общения, оценить свои возможности, а также степень личной ответственности, подняться до нравственной мудрости.

Именно нравственная мудрость представляет собой готовность военнослужащих к нравственной деятельности и материализацию ее в различных сферах человеческого бытия, ибо воины и во время службы в Вооруженных Силах остаются гражданами Российской Федерации и несут всю полноту ответственности согласно Конституции РФ. Иными словами, нравственная мудрость как высшее выражение морального сознания и культуры поведения должна включать в себя способность и готовность воинов к переходу в определенных обстоятельствах от намерений к действиям, к конкретным поступкам в интересах воинского коллектива и общества в целом.

2. Еще одним направлением формирования нравственной культуры личности военнослужащего является воспитание нравственных чувств. Именно оно непосредственно характеризует степень и глубину нравственной воспитанности человека. Жизнь со всей очевидностью показывает, что от воспитанности чувств во многом зависит способность человека к сопереживанию, к сочувствию другим людям, то есть те качества, которые так необходимы для создания благоприятной нравственной атмосферы, здорового морального климата и культурных взаимоотношений между людьми.

Без подлинной культуры чувств нельзя рассчитывать на утверждение духа товарищества, взаимопомощи в воинских коллективах. К глубокому сожалению, приходится констатировать, что нам еще долго предстоит вести борьбу с такими проявлениями низкой культуры отдельных военнослужащих, как грубость и черствость, лицемерие и зазнайство, эгоизм и отсутствие сострадания. Одной из коренных причин существования этих качеств является неразвитость высоких нравственных чувств. Именно «нравственная глухота» является причиной конфликтов, а иногда и жизненных трагедий, ибо человек с грубыми нравственными чувствами создает вокруг себя грозовую атмосферу непонимания и несовместимости. В результате доброта и искренность одних воинов будет наталкиваться на эгоизм и замкнутость других.

Воспитать высокие нравственные чувства в одночасье невозможно. Этим необходимо заниматься всю жизнь. Не случайно известный педагог В. А. Сухомлинский постоянно указывал на необходимость развивать внутренние силы личности, учить сопереживать. «Настоящий человек, -писал он, — немыслим без добрых чувств. Воспитание, по существу, начинается с формирования душевной чуткости — умения откликаться сердцем, мыслями, чувствами на все то, что происходит в окружающем мире. Душевная чуткость — это тот общий фон гармонического развития, на котором любое человеческое качество — ум, трудолюбие, талант — приобретает подлинный смысл, получает наиболее яркое звучание».

3. Третьим важным направлением формирования нравственной культуры личности является воспитание в человеке навыков и умений нравственного поведения. Вся жизнь человека представляет собой непрерывный процесс накопления социального опыта, основу которого составляет культура нравственного поведения, ибо об уровне сознания человека и богатстве его нравственных чувств можно судить только на основании реальных поступков и отношения к другим людям.

Культура моральных чувств проявляется в общении с другими как эмоциональная открытость, доброжелательность и участие, а культура морального сознания — как способность субъектов социальной практики к взаимопониманию и взаимоуважению. Анализ межличностных отношений военнослужащих показывает, что уважительное отношение выступает как внутренняя самодисциплина, позволяющая преодолеть негативные явления во взаимоотношениях и предотвратить возникновение конфликтной ситуации в коллективе.

Навыки моральной самооценки и самодисциплины, как правило, выступают в качестве сдерживающего фактора и способны уберечь от необдуманных и опрометчивых поступков, которые могут оказаться разрушительными для взаимопонимания и установления эффективного общения военнослужащих.

Воинская служба в Вооруженных Силах РФ, вопреки досужим измышлениям большинства средств массовой информации, была, есть и всегда останется школой, активно формирующей гражданственность и патриотизм, возвышенные нравственные качества. Повседневные трудности выполнения задач боевой выучки в ходе полевых учений, морских походов, полетов и ракетных стрельб закаляют психику воинов, воспитывают коллективизм, чувство локтя, готовность прийти на помощь в сложной жизненной ситуации.

Культура поведения личности включает определенную гармонию нравственного и эстетического. Воспринимается и глубоко западает в душу то, что совершенно, красиво, искусно выполнено. Поэтому в формировании нравственной культуры личности чрезвычайно велика роль искусства.

В художественном слове, в переливах красок, в выразительности камня, в гармонии звуков замечательные творцы произведений различных видов и жанров искусства выражают свои чувства и раздумья о нашем времени, о людях, событиях, настоящего и прошлого. Искусство в своем многообразии представляет именно ту часть духовной жизни и культуры общества, посредством которой осуществляется передача и распространение нравственного опыта, не только ныне живущих, но и давно ушедших из жизни поколений людей. Неоценимый вклад в развитие духовности и нравственности военнослужащих вносит работа по подготовке и проведению юбилейных мероприятий, связанных с именами великих людей и историческими событиями. Искусство облегчает восприятие действительности не только с точки зрения категорий этики (добра, долга, чести, совести, достоинства и др. ), но и в свете категорий эстетики (прекрасного, возвышенного, героического и т. д.).

Говоря иными словами, в поведении военнослужащего его внутреннее содержание (духовное и нравственное) должно находить воплощение во внешней форме — в красоте и этике поведения. Культура поведения в обществе начинается с внимания человека к своему внешнему виду. Небрежно или неряшливо одетый человек демонстрирует тем самым свое пренебрежение к окружающим.

Воспитанный человек перед посещением общественных мест всегда должен уделить необходимое внимание своей внешности. Это требование общей культуры особенно важно для военнослужащего. Чистая и отутюженная форма одежды, начищенная обувь должны являться внешним показателем духовной культуры военнослужащего. Он должен быть хорошо подстрижен, чисто выбрит и причесан. Приводить себя в порядок необходимо только в соответствующем помещении, но ни в коем случае не в фойе, зрительном зале или за столом.

Находясь в общественном месте, все обнаруженные недостатки в своем внешнем виде надо устранить как можно быстрее и незаметнее для окружающих. Не следует громко делать замечания другим, это всегда будет воспринято как бестактность и невоспитанность.

Наконец, необходимо четко понимать и помнить о том, что составляет основу воинского этикета: доброжелательность, вежливость, тактичность, скромность, искренность, целесообразность, систематичность, комплексность и гармоничность. Своеобразный алгоритм понимания гармоничности развития личности дал классик русской литературы А. П. Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли — боже мой! В прекрасной оболочке прячется иногда душа такая черная, что не затрешь ее никакими белилами».

Гармония внутренней и внешней нравственной культуры личности, внутреннего и внешнего облика воина наиболее полно проявляется в личностных качествах военнослужащих, необходимых для решения сложных и ответственных задач Вооруженных Сил РФ по обеспечению мирного и созидательного труда россиян и сохранения национальной безопасности своего Отечества.

Таким образом, подлинная нравственная культура людей, воинов Вооруженных Сил РФ базируется на прочном фундаменте этических знаний, достигается путем усвоения всей человеческой культуры и проявляется в способности видеть в другом человеке его достоинства и быть милосердным к себе подобным.

Методические рекомендации

Во вступительном слове руководителю занятия целесообразно подчерк-путь, что нравственная культура носит конкретно-исторический характер. Ее отдельные компоненты возникают вместе с оформлением человеческого общества и являются его постоянным спутником. Трансформируясь и развиваясь, они закрепляются в виде определенных правил и требований у различных народов, наций, религиозных конфессий и государственных систем. Нравственная культура общества по отношению к отдельному воину выступает объективным фактором, то есть он застает ее при рождении в готовом виде. Этот фактор необходимо не только знать, но и учитывать во всех сферах жизнедеятельности.

При раскрытии содержания первого вопроса необходимо более пристальное внимание обратить на особенности и специфику нравственной культуры общества и воинского коллектива. Аргументированно показать, что нравственная культура военнослужащего есть частное проявление (выражение) общего, то есть культуры и нравственных отношений общества.

При рассмотрении второго вопроса важно полнее раскрыть основные направления формирования культуры поведения военнослужащих, показать особенности этой работы в данном воинском коллективе, при этом отметить успехи и недостатки.

В заключение следует сделать выводы, подвести итоги, дать рекомендации по подготовке к контрольному занятию и использованию литературы.

Рекомендуемая литература:

1. Буранов С, Стрельников В. Солдаты России: культура поведения, честь и достоинство // Ориентир. — 2004. — № 8, с. 57-61.

2. Гайгеров М. Умеете ли вы общаться? // Ориентир. — 1995. — № 3, с. 51-54.

3. Мишанов С. Нормы воинского этикета и культура общения военнослужащих // Ориентир. — 1996. — № 9, с. 51-53.

4. Понкратов В. Этикет и его роль в создании доверительных отношений // Маленькие секреты большого успеха. М2004.

5. Фирсенков В. Нравственная культура военнослужащих // Ориентир. — 2002. -№ 2, с. 46-49.

Полковник

Анатолий БРЫЧКОВ,

доктор философских наук, профессор

«Ориентир» 2005.07


Нравственная культура личности — презентация онлайн

Похожие презентации:

Увековечение имени А. С. Пушкина в названиях городов, улиц, площадей, скверов

Наурыз Праздник

Русская культура во второй половине XIX века

British traditions and customs

Массовая культура

Русская национальная кухня

Традиции Узбекистана

Культура и искусство в 20-30-е гг. XX века. (11 класс)

Ренессанс. Эпоха возрождения

Культура и традиции Казахстана

Лекция №1
«Скорее верно
направленное
движение чувств, а
не разум служит
началом добродетели»
Аристотель
2
НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ
Степень восприятия индивидом нравственного сознания и
культуры общества
Показатель воплощения требований нравственности в поступках
человека
Задача нравственной культуры личности:
Достигнуть оптимального сочетания традиционного и творческого
элементов, соединить конкретный опыт личности с богатством
общественной морали
ДУХОВНОСТЬ
ЛЮБОВЬ
НРАВСТВЕННЫЕ
ИДЕАЛЫ
УВЕЛИЧЕНИЕ В
ЖИЗНИ ДОБРА
3
СТРУКТУРА НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ:
КУЛЬТУРА ЭТИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ
КУЛЬТУРА ЧУВСТВ
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ
ЭТИКЕТ
4
1.1. НРАВСТВЕННЫЕ
Мораль — это система принципов, норм,
определяющих
характер
между
людьми
в
соответствии с принятыми в данном обществе
понятиями о добре и зле, справедливом и
несправедливом, достойном и недостойном
Моральные принципы — одна из форм
выражения
нравственных
требований,
в
наиболее общем виде раскрывающая содержание
нравственности, существующей в том или ином
обществе. В этом отношении они служат
критериями нравственности
5
Нравственность

практическая
воплощенность моральных идеалов, целей и
установок в различных формах социальной
жизнедеятельности, в культуре поведения людей
и отношениях между ними
СТРУКТУРА НРАВСТВЕННОСТИ
Нравственное сознание
(общественное, индивидуальное)
Нравственная практика
Нравственные отношения
6
Основные категории этики:
справедливость,
нравственный долг, честь,
достоинство.
7
Категории этики — это основные, наиболее общие
понятия, выражающие различные стороны
нравственных взаимоотношений между людьми
Применимы не
только в этике, но и
в других науках
Широкий
диапазон охвата
Могут быть
категориями
экономическими,
политическими,
юридическими
Опираются на
самосознание, силу
общественного
мнения
8
1.2. ОСНОВНЫЕ
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
НРАВСТВЕННЫЙ
ДОЛГ
ОСНОВНЫЕ
КАТЕГОРИИ
ЭТИКИ
ДОСТОИНСТВО
ЧЕСТЬ
9
1. 2. ОСНОВНЫЕ
Справедливость — понятие о должном соответствии деяния и
воздаяния;
отсутствие
должного
соответствия между
этими
сущностями оценивается как несправедливость
«Велико лишь то, что долговечно;
долговечно лишь то, что справедливо»
Джузеппе Феррари
«Когда справедливость исчезает, то не
остаётся ничего, что могло бы
придать ценность жизни людей»
Иммунуил Кант
«Справедливость есть высшая из
всех добродетелей»
Цицерон
10
Долг — это принятие
личностью необходимости
подчиняться
общественной воле
Долг
и
совесть

личностные
категории
морального сознания: с их
помощью общие социальнонравственные
требования
трансформируются
в
моральные
проблемы
конкретного индивида
Нравственный долг — это
превращение
требований
общественной морали в личный
императив конкретного лица и
добровольное его выполнение
11
Честь
понятие
морального сознания и
категория этики, тесно
связанная и во многом
сходная
с
категорией
достоинства
12
Достоинство категория этики,
означающая особое
моральное отношение
человека к самому себе
и отношение к нему со
стороны общества,
окружающих,
основанное на
признании ценности
человека как личности
13
Основы общей этики
История развития этики
14
Этика
учение
о
морали и нравственности
В современном понимании
этика

философская
наука, изучающая мораль
как одну из важнейших
сторон жизнедеятельности
Термин «этика» впервые употребил Аристотель (384-322 до
н. э.) для обозначения практической философии, которая должна
дать ответ на вопрос, что мы должны делать чтобы совершать
правильные, нравственные поступки
15
2.1. ПОНЯТИЕ И
На разных уровнях развития этических знаний решаются
разные задачи:
на описательном уровне
на описательном уровне описывать мораль: нравы,
описывать мораль: нравы, обычаи в обществе
обычаи в обществе
на нормативно-критическом
на нормативнопредписывать,
предписывать, ориентировать, как быть нравственным, какие нормы следует
критическом
ориентировать, как быть
соблюдать
нравственным, какие
на теоретическом уровне
нормы следует соблюдать
объяснять мораль, ее происхождение и тенденции развития, необходимость
на теоретическом уровне объяснять мораль, ее
и специфику
происхождение и
на нормативно-педагогическом
тенденции развития,
учить морали т.е. способствовать нравственному совершенствованию людей
необходимость и
специфику
на нормативноучить морали, т. е.
педагогическом
способствовать
нравственному
совершенствованию людей
17
ВИДЫ ЭТИКИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ЭТИКА
БЫТОВАЯ ЭТИКА
ОТНОШЕНИЕ К
ПРИРОДЕ
РЕЛИГИОЗНАЯ
ЭТИКА
18
Основные исторические этапы
становления и изменения
этики как науки
19
Этапы становления этики
ПРЕДЭТИКА
В самых ранних культурных периодах (например, в
первобытном обществе) люди еще не выделяли моральноэтические ценности в разряд вопросов.
Обычай, в рамках которого протекала жизнь человека,
воспринимался как единственно верный и возможный.
Этика ярче всего соотносится с понятием обычая,
укоренившейся привычки, общепринятым ритуалом,
которые отражают принадлежность человека к единой для
всех членов племени ценностной системе.
20
2.3. ОСНОВНЫЕ И
л
АНТИЧНАЯ ЭТИКА
Досократики (VI-V
в. до н. э.) –
натурфилософия
милетской школы,
пифагорейская
школа, элеаты,
Гераклит,
анатомисты
(Демокрит)
Классическая
философия –
учения Сократа,
Платона и
Аристотеля (V- IV
в. до. н.э.)
Эллинистическая
филисофия
(конец IV – VI вв.
до н. э.) – учения
стоиков,
эпикурейцев,
скептиков,
Неоплатонизм
Основныепроблемы
Проблемы
космоса,
природы,
логики,
человека и
общества
Человек, его
судьба,
познание
добра и зла.
Проблемы
бытия и
познания,
человека.
Построение
крупных
систем
21
2.3. ОСНОВНЫЕ И
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЭТИКА
Средневековье
знаменует этап
размышлений о сущности
этики и моральнонравственных
ориентирах.
В средневековой
Европе на основе
христианской религии
создается новая иерархия
ценностей.
В качестве этического
приоритета выдвигаются
представления о добре и
зле как соотношении
божественного и
дьявольского начал.
22
2.3. ОСНОВНЫЕ И
В Новое время, в эпоху «неуверенности в
сущем, когда каждый должен сам заботиться
о своей нравственности» этические идеалы
вновь
получают
гуманитарную
направленность.
Сфера
нравственно-этических
проблем
стала все более соотноситься с процессами,
происходящими в общественной жизни
людей, приобретая социально — правовой
характер.
ЭТИКА
НОВОГО ВРЕМЕНИ
На переднем плане этической деятельности
находится свобода человека, которая
рассматривается как синоним разума, просвещения
и добродетели. Каждый человек имеет право на
счастье, но для этого надо уравнять материальные
источники благополучия людей в обществе.
Личные интересы должны быть связаны с
решением общественных проблем.
23
СОВРЕМЕННАЯ ЭТИКА
Развитие этики в ХIХ – ХХ вв.
Проблема самостоятельности выбора и его этического измерения
становится одной из ведущих в XIX-XX веках.
Внимание учёных, писателей сосредоточилось на критическом
анализе человека и общества.
Во второй половине ХХ столетия появляется идея отказа от попытки
определить основные моральные категории, поскольку описать их в
рамках существующей научной традиции невозможно. Возникает
метаэтика, главной своей задачей ставящая попытку анализа языка
морали.
В конце ХХ века широкое распространение получает прикладная
этика, возникает профессиональная этика.
24

English     Русский Правила

Культура и нравственное развитие | Справочник по культуре и психологии

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Handbook of Culture and Psychology (2nd edn)Social PsychologyOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Handbook of Culture and Psychology (2nd edn)Social PsychologyOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Фейсбук
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • Электронная почта

Укажите

Миллер, Джоан Г. , Мэтью Уайс и Намрата Гоял, «Культура и нравственное развитие», у Дэвида Мацумото и Хюсунг С. Хван (редакторы), Справочник по культуре и психологии , 2-е изд. (

Нью-Йорк , 2019 г., онлайн-издание, Oxford Academic, 18 июля 2019 г.), https://doi.org/10.1093/oso/9780190679743.003.0010, по состоянию на 9 июля 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Handbook of Culture and Psychology (2nd edn)Social PsychologyOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicThe Handbook of Culture and Psychology (2nd edn)Social PsychologyOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

В этой главе представлен критический обзор теории и исследований в области культуры и морали. Авторы обращаются как к классическим, так и к современным моделям морали, принимая во внимание эмпирические данные, подтверждающие утверждения этих моделей, а также то, как утверждения этих моделей поддерживаются или оспариваются культурными подходами. Авторы исследуют модели морали справедливости, в том числе классическую концепцию когнитивного развития Кольберга и современную точку зрения Туриэля на отдельные области, работу над моралью заботы и рамки моральной этики, которые доминируют в современной работе над моралью в социальной психологии. Они определяют ценные направления для будущих исследований, включая исследования культуры и морали, выходящие за рамки таксономических подходов к моральному содержанию и изучающие такие проблемы, как межгрупповые отношения и предрассудки, динамика власти в школе и семейных отношениях, а также культурное влияние на курс, результаты, и процессы нравственной социализации.

Ключевые слова: справедливость, забота, мораль, развитие, божественность, этика Большой тройки, теория моральных основ, развитие, теория отдельных областей, модель Колберга

Предмет

Социальная психология

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов учреждения

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Когнитивные и культурные основы нравственного поведения

%PDF-1.7 % 2 0 объект > /OCG [7 0 R] >> /OpenAction [8 0 R /FitH 804] /Контуры 9 0 R /PageLabels >] >> /PageMode /UseOutlines /Страниц 10 0 Р /Тип /Каталог /Сохранить потоки > >> эндообъект 5 0 объект > транслировать application/pdfdoi:10.1016/j.evolhumbehav.2018.04.004

  • Когнитивные и культурные основы нравственного поведения
  • Бенджамин Грант Пуржицки
  • Энн К. Писор
  • Корен Апичелла
  • Квентин Аткинсон
  • Эмма Коэн
  • Джозеф Генрих
  • Ричард МакЭлрит
  • Рита А. Макнамара
  • Ара Норензаян
  • Айяна К. Уиллард
  • Димитрис Ксигалатас
  • Мораль
  • Кросс-культурная этнография
  • Когнитивная антропология
  • Развитие сотрудничества
  • Эльзевир
  • Эволюция и поведение человека, 39 (2018) 490-501.
  • About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts