Нравственная культура: РОЛЬ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ | Евразийский Союз Ученых

РОЛЬ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ | Евразийский Союз Ученых

РОЛЬ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Мамадиева Нилуфар Халиловна

Узбекистан, ТашГТУ.

кафедра «Философия и национальная идея»

В этой статье рассматривается структура и анализ элементов нравственной культуры человека. В системе конкретно данной нравственной культуры формируются нравственные идеалы, ценности ориентации, нравственные чувства, нравственные убеждения.

Нравственная культура – это понятие, характеризующее процесс осознания к усвоения членами общества устойчивых моральных норм, принципов идеалов и т.д. превращения их в убеждения, в правила личностных поступков в практическую деятельность. Следовательно, нравственная культура – это критерий нравственное развития общества, социальных групп, индивидов и т.п.

Нравственнность после того, как уходит в прошлое миф, где человек внуреннние сливался с жизнью коллектива и контролировалс различными магическими табупрограммировавшими его поведение на уровне бессознательного.

Теперь человеку требуетсясамаконтроль в условиях относительной внутренной автономности от коллектива. Так возникают первые нравственные регулятивные – долг, стыд и чест[1.с.18].

Нравственность или мораль, будучи своеобразным продуктом духовной деятельности людей, рассматривает общественныме отношения, поступки людей социальные факты и события через призму свойственных ей понятий добра и эта долга и чести, справедливости и др. Нравственные оценки, опирающиеся на эти понятия выражают характер поведения людей и их взаимоотнощения. Мораль включает в себе на определенную савокупность идей, взглядов, принципов, реализумых в процессе деятельности, так и нравсьтвенные качества людей, чувства, привычку и т.д.

С повищением внутренней автономности человека и формированием зрелой личности возникает такой нравственный регулятив, как совесть. Таким образом, нравственность появляется как внутренняя саморегуляция в сфере свободы, и нравственные требования к человеку растут по мере расширения этой сферы.

Развитая нравственность есть реализация духовной свободы человека, она основано на утверждении самоценности человека независимо от внешней целесообразности природы и общества[1.с.18].

Следовательно, понятие «нравственная культура» тесно связано с моралью, однако, они не тождественны. Если нравственность – это система норм, взглядов, правил на поведение людей и уровень личностного развития и савокупность добродетелей, то нравственная культура выступает лишь как отрожение нравственнных достижений общества, включает в себя гуманистическое содержание. Иначе говоря, если в нравственнности в одном ряду находятся такие понятия как добра и зло, справедливость и несправедливость, счастье и несчастье и т.п., нравственная культура не заключает в себе отрицательного содержания.

Нравственная культура – уровень нравственного развития общества и человека, отражающих степень освоения ими морального опыта культуры человечества, способность органичного и последовательного осуществления в поведении и межличностном общении ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию[3.

с.349].

Нравственная культура – это совокупност нравственнных качеств людей, гуманистические традиции в их динамике. Можно утверждать, что нравственная культура в широком ее понимании – это нравственные качества, превратившиеся в практическое поведение, в образ жизни личности, общество и нации. Вместе с тем она включает в себя присущие большенство членов общества, нации. Вместе с тем она включает в себя присущие большинство членов общества нравственные понятия, взгляды, чувства, правила поведения.

Структура нравственный культуры состоит из элементов в числе которых:

  1. передовые нравственные взгляды, теории, идеалы, правила;
  2. превращенные в образ жизни национальные и общечеловеческие нравственные традиции, обычаи, обряды;
  3. нравственные характеристики членов общества;
  4. принцип единства общечеловеческих и национальных ценностей в политике государств и правительств и т.п.

Нравственная культура – это специфическое общественное явление. Её особенность выражается в приоритетности убеждений, наличии национального чувства, национального чувства, национальной направленнности, универсальности (влиянии на все сферы жизнедеятельности личности и общества). В нравственной культуре фиксируется значение каждой личности в организации жизни общества.

Нравственная культура различается по личностному и общественному уровням. Диалектика взаимоотношений между личностным и общественным уровнями культуры сложна и противоречива. Общественная нравственная культура – эта совокупность жизненной практики, духовного наследия, складывавшегосся веками, в тоже время она выражает нравственнные взглды большенства членов общества, их национальный характер, традиции т.п.

Общественная нравственная культура не есть какое-то абстракное, отвлеченное понятие, лишенное определенности. Она проявляется в поведении, характере, образе жизни, поступках конкретной личности.

Нравственная культура выступает как сложная программа, включающая освоенный опыт человечества, который помогает поступать нравственно в традиционных ситуациях, а также творческие элементы сознания, такие как нравственный разум, интуиция, способствующие принятию морального решения в проблемных ситуациях.

Личность аккумулирует в своём сознании и поведении достижения нравственной культуры общества. Отсюда, нравственная культура личности – это степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплатились в поступках человека благодаря формирующему влиянию на него общества.

Личность выступает как носительница культуры. В ней ценности, нормы, знания и вера превращаются в поведение человека в окружающем мире, в его отношение к другим людям и к миру в целом. Без личности, ее целенаправленной и осмысленной деятельности культура по суте дела, не может реализоватся и существует лишь как набор отвлеченных принципов и смыслов[2.с.251].

Однако личность не может быть целиком отождествлена со всей культурой данной общности. Она вмещает в себя какую-то ее часть, а вернее, различные элементы, отвечающие социальному положению личности и характеру социализации.

Вместе с тем в условиях интенсивнонго взаимодействия культур личность может в той или иной степени сталкиватся с иными ценностямы, нормамы и типамы поведения.

Это требует знаний о другой культуре, способности адабтации к разной культурной среде. Социология культуры призвано стать одним из средств способствующих развитию такой способности[4.с.111].

Нравственная культура личности – степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества.

Нравственная культура личности проявляется поступках человека, его повидении. Это важный показатель того, насколько требования нравственности, влияние общества воплатились в сознании человека и его делах, поведенни и поступках.

Задача формирования нравственной культуры личности заключается в достижении оптимального сочетания традиций и новаций, в соеденении конкретного опыта личности и всего богатства общественной морали.

Нравственная культура общества конкретизируется и персонализируется прежде всего в нравственной культуры личности. Она представляет собой совокупность и меру развитости нравственного сознания, и мировоззрения, нравственных качеств, полноту и последовательность их прояления в саморегуляции, в повидении, общении и деятельность личности.

Нравственная культура представлена субъектами общества и их взаимоотношениями. Оно включает: а) признаки и элементы культуры нравственного сознания субъектов общества; б) культуры поведения и общения; в) культуры нравственных поступков и деятельности.

Нравственная культура соотносится с другими видами культуры материальной и духовной жизни общества, но прежде всего противопоставляется антиподом нравственности: злу, злу неравенству, несправедливости, бесчестию, отсутствию достоинства и совести, другим антиморальным явлением.

По содержанию нравственная культура личности во многом совподает с нравственной культурой общества или группы. Но она может существенно отличаться от них субъективностью осмысления и выражения, доминированием тех или иных нравственных ценностей, напрвленностью. Так, «Золотое правило нравственности» повеливает и рекомендует: относись к другим людям так, как ты желал бы, что бе оносились к тебе. Оно может быть выражено и другими суждениями. Но каждый человек по-своему понимает данный императив.

Один трансформирует его только к семейным отношениям, другой – к неофициальным межлисностным отношениям, третий – к профессионально служебным. Таких вариантов может быть достаточно много. Тем не менее, ценность и смысл данного правила – нормы сохраняются, остаются понятными и востребованными.

«Нравственная культура – это и эффективность нравственной регуляции жизни людей, взаимодополняемость нравственной и правовой регуляции, следование золотому правилу нравственности»[4. c.54], правилам этикетов.

Оно включает общечеловеческие, внутри общественные, корпоративные(групповые) и индивидуально-личностные элементы. В процессе исторического развития мораль и нравственная культура существенно изменяли свое содержание, выражали различные состояние обществ, отношения в них субъектов. Но неизменно сохранялось и преумножалось общечеловеческое содержание морали и нравственной культуры.

Нравственная культура личности отражаются специфические условия жизни, содержание культуры труда, характер социальной среды и семейного воспитания. Нравственная культура личности обусловлена также естественными предпосылками, природно-генетическими факторами, темпераментом. Поэтому содержание нравственной культуры общества не должно опираться только на анализ поведения личности и ограничиваться им[5. c.251].

Вместе с тем нельзя отрицать того что отдельная личность может опережать наличной уровень культуры общества. Например, в условиях перехода к рыночным отношениям, передовые представители формирующегося класса и социальных слоев, выдвигают новые нравственные концепции, выступают инициаторами моральных традиций, которые находитят свое выражение в этике бизнеса.

Таким образом, нравственная культура – это важнейший традиционный для человека и общества элемент их культуры.

Ценность и значимость нравственной культуры, как и морали, обнаруживается в поведении, общении и деятельности людей, в общественном мнении, личном примере.

Важным является анализ элементов нравственной культура личности. Нравственная личность культуры возникает в рамках конкретной этико-культурной традиции. В системе конкретно данной нравственной культуры формируются нравственные идеалы, ценностные ориентации, нравственные чувства, нравственные убеждения. Изучений этих явлений занимается этическая наука как теория морали, обладающая многовековым опытом исследования нравственной жизни общества. В то же время, этика как нормативная наука является критерием нравственной практики, основной формирования нравственных убеждений.

Список литературы

  1. Воробьева И.В. Культурология. Учебное пособие. – Москва, 2006.
  2. Культурология: учебное пособие, под редакции А.А. Радугин, – Москва: Центр, 200, 1,4 глава, 18 стр.
  3. Культурология. ХХ век: Энциклопедия: в двух томах. СПб., 1998. стр 347-349.
  4. Кравченко А.И. Культурология. Словарь. Москва, 2000 г.
  5. Ерасов Б.С. Социальная культурология: учебное пособие для студентов Москва, 2000 г. 251 стр.

Нравственная культура

Нравственная культураявляется одним из главных оснований духовной жизни общества. Наряду с правом, сфера нравственности выступает основным механизмом регуляции поведения человека, создавая образцы «неписаных», стихийно сложившихся (в отличие от права) норм и идеалов поведения. Принципы морали носят характер долженствования и преподносятся как всеобщее требование даже в том случае, если в реальности присущи только определенной социально группе.

Мораль как форма регуляции поведения является конституирующим элементом человеческой культуры. В момент своего появления она была тесно связана с религиозными верованиями. Первые запреты и нормы общения с предками и соплеменниками сделали возможным существование общества как системы именно культурно задаваемых взаимоотношений. Иными словами, мораль создает духовное пространство, в рамках которого человеческое бытие разворачивается именно как человеческое.

Регулирующая функция морали воплощается в создании целой системы норм, принципов, идеалов и ценностей.

Моральные нормы– должное поведение, нарушение которого, по мнению группы, несет ей зло. Они формулируются как конкретные правила поступков: уступай место старшим, здоровайся при встрече, не обижай младших, не опаздывай, не употребляй нецензурные выражения, носи паранджу, не убей, не укради.

Моральные принципы(эгоизм, альтруизм, гуманизм, коллективизм, индивидуализм, подвижничество, самоотверженность, требовательность) задают направление нравственной деятельности.

Моральные идеалысоздают образ нравственно совершенной личности и выражают конечную цель поступков. Так, христианский моральный идеал воплощен в образе Христа – учителя справедливости и великомученика. Этот идеал связан с самоограничением, покорностью, терпением, состраданием и любовью к ближнему. Нужно иметь в виду, что моральный идеал есть только бесконечно отодвигающийся горизонт, линия поведения, процесс достижения, а потому воплощен в действительность он быть не может.

Высшие моральные ценностивыступают личными ориентирами жизни, предельно общими целями нравственной деятельности каждого человека. Речь идет о таких ценностях как счастье, смысл жизни, свобода. Именно высшие моральные ценности являются верховным регулятором морального поведения, чувств и мыслей.

Нравственная культура реализует себя в сфере сознания, чувствах и поступках. Моральное сознание функционирует на уровне теоретического обоснования нравственных норм, ценностей, идеалов, а также в форме субъективного понимания человеком нравственных ценностей, оценок, мотивов поведения. Мораль предполагает также наличие нравственных чувств (стыд, вина, совесть). Моральная практика выступает как сфера нравственных отношений, реализующихся в поступках. Человек, не действующий практически, не может считаться моральным.

Нравственная культура – явление историческое. Каждая эпоха и каждый народ создают свои представления о добре и зле и свои механизмы функционирования морали. Так, в традиционных обществах моральные нормы и ценности рассматриваются как неизменные, причем приятие их происходит фактически без личного выбора (нет альтернативы). Индивидуальные поступки жестко подчиняются более существенным надиндивидным процессам. Здесь центр бытия человека, критерии его воли и суждений, высшие ценности находятся вне человека – в некотором Целом,

которому он принадлежит вместе с другими. В новоевропейской культуре поведение человека покоится на сознании заключенной в нем силы, порожденной его волей, постоянной рефлексии и саморефлексии. Поэтому моральные ценности выглядят в его глазах как сотворенные им самим без сопричастности к этому других, т.е. имеют характер индивидуального выбора.

Тем не менее, мы вправе говорить о существовании общечеловеческих нравственных норм и ценностей.

Нравственная культура функционирует на уровне общества в целом, различных субкультурных образований, отдельной личности.Остановимся более подробно на последнем. В нравственной культуре личности отражается степень освоения человеком морального опыта общества, способность последовательно осуществлять в поступках нравственные ценности и принципы, готовность к самосовершенствованию. Здесь важную роль имеет синтез норм общества и личного нравственного опыта. Внешне культура нравственного поведения проявляется в соответствии поступков и слов тем нормам, которые выработало общество. Но собственно нравственными они будут являться только в том случае, если совершаются исходя из моральной мотивации и в соответствии с моральными принципами, т.е. когда этические знания совпадают с нравственными мотивами и поступками. Говорить о том, что нравственная культура стала внутренней составляющей личности можно только тогда, когда моральные нормы и ценности общества превращаются в убеждения. Нравственная культура личности предполагает способность человека разобраться в чувствах и мотивах своих поступков, умение соотносить их с интересами других людей.

Формирование нравственной культурыобщества включает в себя фиксацию стихийно сложившихся норм поведения и идеалов, которая принимает форму мифов, религиозных заповедей, а на более позднем этапе выступает как теоретическое обоснование нравственных идеалов, соответствующих духу времени. Необходимой составляющей процесса формирования нравственной культуры является распространение и внедрение имеющихся моральных знаний и требований в сознание людей через обучение, воспитание, традиции, обычаи, организацию массовых форм общения и т.д. В процессе формирования нравственной культуры каждое общество создает определенные механизмы воспроизводства моральных ценностей через общественное мнение, различные формы контроля, пример и т.д.

Регулирование и управление моральными процессами в обществе осуществляется через систему нравственного воспитания, которая сегодня не является единой по содержанию, т.к. в социально дифференцированном обществе на основе общепринятой морали существуют разные ее типы: светская, религиозная, обывательская, профессиональная. Поэтому в современной культуре универсальной программы и методик воспитания быть не может. Речь идет только об общих ориентирах.

Нравственное воспитание есть процесс превращения моральных знаний во внутренние установки, привычки, убеждения. В современной культуре воспитание рассматривается как управление процессом развития личности (а не управление личностью). Поэтому и осуществляется оно через диалогическое общение, совместный поиск истины, создание воспитывающих ситуаций, творческую деятельность.

Нравственное воспитание предполагает несколько направлений:

Формирование связи с обществом, согласование личного поведения с его нормами.

Ознакомление с нравственными идеалами и нормами общества.

Усвоение внешней культуры поведения.

Формирование нужных обществу нравственных привычек.

Формирование устойчивых моральных чувств (совесть, долг, достоинство, стыд) и качеств (честность, принципиальность).

Превращение знаний в убеждения.

Для реализации этих задач используются различные формы и методы. Важнейшими формами нравственного воспитанияявляются задания и поручения, индивидуальные беседы, работа с активом, информационно-массовые и организационные мероприятия (собрания, отчеты, лекции, конференции, тематические вечера), действенно-практические формы (агитбригады, вожатые, группы помощи и т. д.). Основныеметоды нравственного воспитания:убеждение, упражнение, положительный пример, одобрение (от жеста и тона до объявленной признательности), осуждение, организация нравственно положительной деятельности, самовоспитание. Уже в юношеском возрасте развитие нравственных привычек должно осуществляться в условиях ярко выраженной самостоятельной деятельности, в ситуации высокой ответственности за себя.

Формирование нравственной культуры в современном белорусском обществесопряжено с целым рядом проблем. Критика советской системы привела к разрушению старых духовных устоев, моральных норм и принципов. Справедливо упрекая социалистическую мораль в абстрактности и двойном стандарте, в процессе критики фактически подверглись дискредитации многие общечеловеческие ценности. Новые же идеалы долгое время отсутствовали. Эта ситуация породила чрезвычайно моральный нигилизм, открытое пренебрежение нормами нравственности, поворот к эгоизму и индивидуализму. Перед обществом встала задача формирования нового типа нравственности, основными ориентирами которого стали общечеловеческие ценности, гуманизм, христианская мораль. Прослеживается также тенденция строить систему нравственного воспитания исходя из идеологии среднего класса, когда во главу угла ставится профессионализм и связанные с ним нравственные качества – порядочность, надежность, долг, честность, требовательность к себе и другим, ответственность, дисциплинированность и т.д.

Надо сказать, что ослабление механизмов нравственной регуляции обусловлено также особенностями современной культуры. Культ техники в 20 веке привел ко все большему развитию технократического мышления, для которого нравственные ориентации, особенно на предельно обобщенные моральные принципы, имеют второстепенное значение. Процессы урбанизации привели к возрастанию анонимности жизни. В большом городе механизмы контроля за нравственным поведением (осуждение, бойкот, общественное мнение) все более ослабевают, а на первый план выходит правовое регулирование отношений между людьми. Поэтому даже в благополучном западном обществе проблемы нравственной культуры стоят сегодня очень остро.

Наконец, важной проблемой является недостаточная разработанность детальных методик воспитания различных нравственных привычек, чувств и норм поведения. Сегодня таких исследований появляется все больше. Причем, они могут быть эффективными только в том случае, если объединяют знания в области этики, психологии и педагогики.

Культура и нравственность – Культура и психология

Дженсен съел так много конфет, что он сыт, но ему все еще хочется еще конфет, поэтому он заставляет себя вырвать в ванной, а затем съедает еще конфет. Никто не видит, как он это делает, и это не заставляет его чувствовать себя плохо (адаптировано из Hadit et al., 1993).

Жасмин хочет поиграть на качелях в школе, но на них уже играет другая маленькая девочка. Джилл сбрасывает девочку с качелей, чтобы она могла играть. Маленькая девочка начинает плакать. Никто не видит, как Жасмин делает это (по мотивам Туриэля, 19 лет).79).

Мальчик толкает [Изображение Шерил Холт, CC0 https://pixabay. com/en/young-boy-pushing-swing-family-388803] Мальчик, грязное мороженое [Без указания авторства, CC0 https://www.maxpixel.net/Boy -Young-Messy-Cute-Ice-Cream-Child-Kid-Eating-654341]

Какие из этих историй вы считаете нравственными или аморальными? Почему? Как мы учимся правильно и неправильно? Это лишь два из многих вопросов, которые психологи рассматривают при изучении понятия морали.

Наше поведение как людей частично определяется набором социальных норм морали, которые составляют основную и важную часть нашей культуры. Мораль относится к системе убеждений о том, что правильно и хорошо по сравнению с тем, что неправильно или плохо. Нравы резко различаются в зависимости от времени, места и культуры. Существует множество культурных различий в морали, а социальные нормы связаны с широким разнообразием поведения. В одних культурах полигамия и гомосексуальность одобряются, в других нет. В некоторых культурах уместно, чтобы мужчины и женщины придерживались разных стандартов, тогда как в других культурах это считается неправильным. Даже вещи, которые нам на Западе кажутся совершенно нормальными, такие как танцы, поедание говядины и разрешение мужчинам готовить еду для женщин, в некоторых других культурах считаются аморальными. Морали придерживаются и соглашаются все члены культуры. В большинстве случаев мораль поддерживается с помощью правил, законов и других видов санкций за их нарушение. Мы вознаграждаем людей, которые выражают предпочитаемую нами мораль, например, в виде премий, почестей и наград, и наказываем тех, кто нарушает наши моральные нормы. Обычно мы приписываем положительные оценки людям, которых считаем нравственными (например, заслуживающим доверия, чутким, дружелюбным), и отрицательные оценки людям, которых считаем аморальными (Бастиан, Лахам, Уилсон, Хаслам и Коваль, 2010).

Цели обучения

В конце главы вы должны уметь:

  1. Различать определенные концепции морали, ценностей и идеалов.
  2. Различие между Schweder & Bourne (1984) 3 модели для межкультурных сравнений.
  3. Дайте определение теории морального развития Кольберга
  4. Различают 3 уровня морального развития Кольберга.
  5. Обсудите, как моральные рассуждения могут различаться в зависимости от культуры.
  6. Дайте определение трем типам этики Шведера.
  7. Различать три типа этики.
  8. Опишите, как могут различаться этические кодексы как внутрикультурные, так и межкультурные.
  9. Примените три этические модели к сценариям.
  10. Дайте определение и разграничьте понятия справедливости, равенства и равноправия.
  11. Обсудите концепции предубеждений и стереотипов, поскольку это может привести к дегуманизации других.
  12. Опишите, как дегуманизация может повлиять на моральные рассуждения.

Как разработать этичную организацию

Проблема Неэтичное поведение разрушает репутацию,
Проблема

Неэтичное поведение разрушает репутацию, наносит ущерб моральному духу сотрудников и увеличивает затраты на регулирование, не говоря уже о подрыве доверия общества к бизнесу. Тем не менее, корпоративные скандалы — повторяющаяся реальность.

Что не работает

Программы комплаенса используют юридический подход к этике, который фокусируется на индивидуальной ответственности, но большое количество исследований в области поведенческих наук показывает, что даже благонамеренные и хорошо информированные люди этически податливы.

Лучший способ

Руководители должны создавать такие условия на рабочем месте, которые поощряют хорошее поведение. Если сотрудники будут помнить о просоциальных ценностях, когда они принимают решения, это снизит вероятность правонарушений, сделав их более счастливыми и продуктивными.

Обучение на испанском языке
Ler em português

От фиаско Volkswagen с выбросами до мошеннических методов продаж Wells Fargo и вторжений Uber в частную жизнь корпоративные правонарушения — постоянная реальность в глобальном бизнесе. Неэтичное поведение наносит серьезный ущерб организациям, нанося ущерб репутации, нанося ущерб моральному духу сотрудников и увеличивая затраты на регулирование, не говоря уже о более широком ущербе для общего доверия общества к бизнесу. Немногие руководители ставят перед собой цель добиться преимущества, нарушая правила, и в большинстве компаний действуют программы по предотвращению злоупотреблений на всех уровнях. Тем не менее повторяющиеся скандалы показывают, что мы могли бы добиться большего.

Вмешательства, направленные на поощрение этического поведения, часто основаны на неправильном понимании того, как происходят правонарушения, и поэтому не так эффективны, как могли бы быть. Программы комплаенса все чаще используют юридический подход к этике, который фокусируется на индивидуальной ответственности. Они предназначены для обучения сотрудников, а затем наказания проступков среди «плохих парней», которые плохо себя ведут. Тем не менее большое количество исследований в области поведенческих наук предполагает, что даже благонамеренные и хорошо информированные люди более этически податливы, чем можно было бы предположить. Например, наблюдая за развитием потенциальной чрезвычайной ситуации, люди с гораздо большей вероятностью вмешаются, если они одни, чем если рядом находятся другие наблюдатели, потому что они думают, что другие справятся с ситуацией, верят, что другие более квалифицированы, чтобы помочь, или не в состоянии помочь. распознать чрезвычайную ситуацию, потому что другие не выглядят встревоженными. Небольшие изменения в контексте могут оказать существенное влияние на поведение человека. Тем не менее люди, оказавшиеся в таких ситуациях, как правило, не осознают влияние контекста. В знаменитых экспериментах Стэнли Милгрэма на послушание участники, которым авторитетная фигура приказала наносить все более мощные удары электрическим током другому человеку, прогрессировали до гораздо более высокого напряжения, чем другие люди предсказал, что они сами доставят. Исследователи узнали, что контекст имеет не только мощное значение; это удивительно мощно.

Столпы этической культуры

Создание этической культуры, таким образом, требует думать об этике не только как о проблеме убеждений , но и как о проблеме дизайна . Мы определили четыре критические особенности, которые необходимо учитывать при разработке этической культуры: явные ценности, мысли во время суждения, стимулы, и культурных норм.

Явные значения.

Стратегии и практики должны основываться на четко сформулированных принципах, которые могут быть широко распространены в организации. Хорошо составленное заявление о миссии может помочь в достижении этого, если оно используется правильно. Руководители могут ссылаться на него при создании любой новой стратегии или инициативы и отмечать его связь с принципами компании, обращаясь к сотрудникам, тем самым укрепляя более широкую этическую систему. Сотрудники должны легко видеть, как этические принципы влияют на деятельность компании. Скорее всего, они будут вести себя по-другому, если решат, что организация руководствуется духом мистера Роджерса, безжалостно доброго ведущего шоу PBS, а не Гордона Гекко, безжалостно жадного банкира из фильма «Уолл-Стрит». Действительно, в одном эксперименте 70 % участников, игравших в экономическую игру с партнером, сотрудничали для взаимной выгоды, когда она называлась «Игра сообщества», и только 30 % сотрудничали, когда она называлась «Игра на Уолл-Стрит». Этот драматический эффект произошел даже при том, что финансовые стимулы были идентичными.

Даже благонамеренные люди более податливы с этической точки зрения, чем можно предположить.

Заявление о миссии должно быть простым, кратким, действенным и эмоционально резонансным. Большинство сегодняшних корпоративных миссий слишком длинные, чтобы их можно было запомнить, слишком очевидные, чтобы их нужно было излагать, слишком четко адаптированные для регулирующих органов или слишком далекие от повседневной практики, чтобы осмысленно направлять сотрудников. Заявление не может быть просто словами на бумаге; он должен поддерживать не только стратегию, но и политику в отношении найма, увольнения, продвижения по службе и операционной деятельности, чтобы основные этические принципы были глубоко внедрены во всей организации. Миссия Patagonia, например, звучит так: «Создавайте лучший продукт, не причиняйте ненужного вреда, используйте бизнес для вдохновения и реализации решений экологического кризиса». Его инициатива Worn Wear реализует свою миссию, позволяя сотрудникам помогать потребителям ремонтировать или перерабатывать их продукты. Patagonia также разработала стандартизированную метрику, размещенную на ее веб-сайте, для оценки воздействия на окружающую среду всей цепочки поставок. Zappos заявляет, что ее основной ценностью номер один является «Доставлять клиентам WOW посредством обслуживания», проявляя к ним уважение и достоинство. Он реализует это значение, не измеряя среднюю продолжительность звонков в службу поддержки (отраслевой стандарт), поэтому сотрудники могут проводить с клиентами столько времени, сколько необходимо. Подобные заявления о миссии помогают сохранять кристально чистые ценности организации в сознании сотрудников.

Мысли во время суда.

Большинству людей легче понять, что правильно, а что нет, чем помнить об этических соображениях при принятии решений. Таким образом, в культуре, где этика находится в центре внимания, количество нарушений этики может быть уменьшено. Возможно, вы знаете, что неправильно снижать чужие шансы получить работу, но не задумываетесь о том вреде, который вы причиняете неизвестным кандидатам, когда пытаетесь помочь другу, члену семьи или однокурснику в бизнес-школе найти работу. Поведение, как правило, определяется тем, что приходит на ум непосредственно перед началом действия, и на эти мысли может существенно влиять контекст. Если кто-то напомнит вам, что помощь другу обязательно снижает шансы людей, которых вы случайно не знаете, вы можете дважды подумать о том, уместны ли ваши усилия по защите интересов.

Программы поощрения должны предоставлять различные вознаграждения, чтобы быть эффективными.

Несколько экспериментов подтверждают это. В одном из них люди с большей вероятностью говорили правду, когда код чести приходил в начале формы , тем самым ставя этику во главу угла при заполнении формы, чем когда он был размещен в конце. В крупном полевом эксперименте с участием примерно 18 000 государственных подрядчиков США простое добавление поля для проверки достоверности отчетности при подаче отчетности принесло на 28,6 миллиона долларов больше налоговых поступлений, чем условие, в котором поле не было. А в моделировании, в котором студентам MBA предлагалось сыграть роль финансового консультанта, заполнение контрольного списка этики перед тем, как рекомендовать потенциальные инвестиционные фонды, значительно снизило процент тех, кто рекомендовал то, что оказалось фидерным фондом Мэдоффа. Когда этика была на первом месте, студенты были более внимательны к возможности того, что фонд был слишком хорош, чтобы быть правдой.

В качестве контрпримера можно привести Enron, которая была печально известна своим постоянным вниманием к курсу акций, даже размещая его в лифтах. Размышляя о своих проступках, бывший финансовый директор Энди Фастоу сказал: «Я знал, что это неправильно… Но я не думал, что это незаконно… Я должен был задать вопрос не о том, что является правилом, а о том, каков принцип». Люди, работающие в этической культуре, обычно думают: Правильно ли это? вместо Законно ли это?

Поощрения.

Это банальная истина, что люди делают то, к чему их побуждают, а это означает, что согласование вознаграждения с этическими результатами является очевидным решением многих этических проблем. Это может показаться простым (просто платить людям за этичное поведение), но деньги идут не так далеко, и программы поощрения должны предоставлять различные вознаграждения, чтобы быть эффективными.

Наряду с получением дохода сотрудники заботятся о том, чтобы выполнять значимую работу, оказывать положительное влияние и получать уважение или признание за свои усилия. В одном эксперименте сотрудники больницы с большей вероятностью следовали правилам правильного мытья рук, когда табличка над раковиной напоминала им о последствиях для других («Гигиена рук предотвращает заражение пациентов»), чем когда она напоминала им о личных последствиях. Тем не менее менеджеры могут легко упустить из виду важность нефинансовых стимулов. Когда менеджеров по обслуживанию клиентов одной из компаний из списка Fortune 500 спросили, насколько важны такие стимулы для сотрудников, они, как правило, резко недооценили значение своих отчетов.

Помимо согласования финансовых стимулов с желаемыми результатами, этические культуры предоставляют явные возможности приносить пользу другим и поощрять людей, которые делают это, признанием, похвалой и одобрением. Если, например, ваши сотрудники каким-то образом значительно улучшают жизнь людей, указание на это будет поощрять этичное поведение в будущем. Это может даже улучшить производительность, потому что вознаграждение связано с этической мотивацией. В одном эксперименте продавцы крупной фармацевтической компании работали значительно лучше после участия в просоциальной бонусной системе, которая поощряла их тратить небольшое вознаграждение на своих товарищей по команде, по сравнению с типичной «самостоятельной» бонусной системой, в которой они тратили вознаграждение на сами себя.

Такой подход к поощрению может иметь дополнительные преимущества для персонала. Люди склонны недооценивать как то, насколько позитивно они будут относиться к просоциальному общению с другими, так и то положительное влияние, которое их поведение окажет на других. В полевом эксперименте с пилотами Virgin Atlantic система бонусов за повышение экономии топлива была построена таким образом, что бонус направлялся в благотворительную организацию по их выбору. В результате повышение их удовлетворенности работой было аналогично эффекту перехода от плохого здоровья к хорошему. Компании, которые используют просоциальные стимулы, скорее всего, будут производить более счастливых, более удовлетворенных и более лояльных сотрудников. Этическая культура не только помогает ; это также чувствует себя хорошо.

Культурные нормы.

Большинство руководителей интуитивно осознают важность «тона наверху» для установления этических стандартов в организации. Легко упустить из виду «средний тон», который на самом деле может быть более важным фактором поведения сотрудников. Хорошие лидеры производят хороших последователей; но если сотрудники в середине организации окружены коллегами, которые лгут, мошенничают или воруют, они, скорее всего, будут делать то же самое, независимо от того, что говорит их начальство. Так называемый описательные нормы — как на самом деле ведут себя сверстники — имеют тенденцию оказывать наибольшее социальное влияние. В ходе одного полевого эксперимента, проведенного правительственным агентством Великобритании, налогоплательщикам-правонарушителям было отправлено 13 версий письма, в том числе версии, в которых упоминались моральные принципы, упрощение уплаты налогов или финансовые санкции. В самом эффектном письме поведение адресата сравнивалось с поведением сограждан: «Девять из десяти человек в Великобритании вовремя платят налоги. В настоящее время вы относитесь к очень незначительному меньшинству людей, которые еще не заплатили нам».

Люди часто не понимают силу социальных норм. Когда исследователи интересовались, как лучше всего поощрять энергоэффективность среди группы калифорнийцев, например, они сначала попросили группу из почти 1000 жителей предсказать эффективность различных подходов, включая призывы к защите окружающей среды, личным финансовым выгодам, социальные блага и социальные нормы (какой процент соседей сберегает энергию, используя вентиляторы). Эти жители ожидали, что апелляция к окружающей среде будет наиболее убедительной, а апелляция к социальным нормам — наименее убедительной. Но когда исследователи отправили около 1000 других жителей одно из четырех обращений, социальная норма оказала самое большое влияние на сокращение потребления энергии.

Лидеры могут поощрять этическую культуру, подчеркивая хорошие поступки сотрудников. Хотя естественной тенденцией является сосредоточение внимания на предостерегающих рассказах или «этических черных дырах», это может сделать нежелательные действия более распространенными, чем они есть на самом деле, что потенциально увеличивает неэтичное поведение. Чтобы создать больше этических норм, вместо этого сосредоточьтесь на «этических маяках» в вашей организации: людях, которые претворяют в жизнь заявление о миссии или ведут себя образцовым образом.

Внедрение этического дизайна на практике

Лидер, разрабатывающий этическую культуру, должен стараться создавать условия, в которых этические принципы остаются на первом месте, вознаграждать этику с помощью формальных и неформальных стимулов и возможностей и вплетать этику в повседневное поведение. То, как именно это достигается, зависит от организации, но вот несколько примеров.

Найм.

Первые впечатления необычайно сильны. Для многих сотрудников ценности организации раскрывались в процессе найма. Хотя собеседования обычно рассматриваются как возможность выявить лучшего кандидата, они также начинают процесс аккультурации. Например, в одной фирме из списка Fortune 100 вопросы для собеседования построены вокруг основной ценности, например, потребности клиентов ставятся на первое место. В одном сценарии собеседования кандидатам говорят об этой ценности, а затем просят: «Расскажите мне о случае, когда вы обнаружили неудовлетворенную потребность клиента, которую вы смогли удовлетворить». Мы не знаем, идентифицировал ли этот вопрос людей, которые умеют уважительно относиться к клиентам, но дело не в этом. Выделение ценностей в ходе интервью показывает их важность для организации. Это часть более широкой системы, которая привлекает внимание к этике.

Оценка.

Этика также может быть включена в структуру оценки эффективности, чтобы подчеркнуть ее важность для организации, а также вознаградить и поощрить хорошее поведение. В Johnson & Johnson, например, всесторонняя оценка каждого руководителя основана на четырех компонентах знаменитого кредо компании, которое выражает приверженность клиентам, сотрудникам, сообществам и заинтересованным сторонам. В одной из версий оценки, которую мы видели, каждый руководитель оценивался по таким пунктам, как «воспитывает приверженность нашему кредо», «противостоит действиям, которые являются или граничат с неэтичными» и «создает среду, в которой бескомпромиссная честность является приоритетом». норма.»

Компенсация.

Согласование финансовых стимулов с этическими результатами может показаться простым в принципе, но на практике это сложно. Здесь может помочь заявление о миссии. Southwest Airlines использовала систему показателей для руководства, чтобы связать компенсацию с четырьмя основными ценностями: важен каждый сотрудник, важен каждый рейс, важен каждый клиент и важен каждый акционер. Каждая ценность демонстрируется объективным измерением — «каждый сотрудник имеет значение» добровольной текучестью кадров; «Каждый рейс важен» благодаря своевременному выполнению. Эта оценочная карта показывает, насколько основные этические ценности согласуются с успехом в бизнесе, помогает удерживать на них внимание сотрудников и предлагает модели поведения, необходимые для их реализации.

Лидеры могут поощрять этические действия, показывая сотрудникам положительное влияние их работы на других и признавая их действия в презентациях и публикациях. Они также могут создавать внутри организации возможности вести себя этично по отношению к коллегам. В одном недавнем полевом эксперименте менеджерам было случайным образом поручено совершить пять актов доброты для определенных сотрудников в течение четырех недель. Это не только увеличило количество добрых дел, наблюдаемых внутри организации, но и получатели с большей вероятностью, чем контрольная группа, впоследствии делали добрые дела для других сотрудников, демонстрируя, что этичное поведение может быть заразным. Эти добрые дела улучшили благосостояние как тех, кто их совершал, так и получателей. Возможно, наиболее важно то, что симптомы депрессии резко снизились в обеих группах по сравнению с контрольной группой, и этот результат сохранялся в течение как минимум трех месяцев после первоначального одномесячного вмешательства.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts