Нравственное воспитание в семье: Нравственное воспитание детей в семье | Материал на тему:

Нравственное воспитание детей в семье | Материал на тему:

Родительское собрание «Нравственное воспитание детей в семье».

Цель собрания: помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей;   помочь им увидеть свои недостатки в процессе воспитания и найти пути их устранения.

                                                                                         Воспитать человека интеллектуально,

                                                                           не воспитав его нравственно-  

                                                                                             значит, вырастить угрозу для общества.

Теодор Рузвельт

Характер и нравственное поведение ребёнка –

это слепок с характера родителей,

он развивается в ответ на их характер

и их поведение.

                                           Эрих Фром.

Нищете материальной нетрудно помочь,

                                                                              нищете души – невозможно.

Монтень

     «Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй», — писал в своих воспоминаниях основатель Берлинского университета Вильгельм Гумбольт.

Под этими строчками может подписаться, пожалуй, любой человек. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Писатель и педагог С.А. Соловейчик пишет: «Воспитание – это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт, пользуясь лишь нравственными средствами».

Будет нравственное воспитание – ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды, возьмёт пример с родителей. Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания.

Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, безусловно, формируются в семье. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия, безусловно, формируются семьёй и в семье.

Говоря о нравственном воспитании ребёнка в семье, необходимо чётко представлять себе, какие нравственные понятия должны формировать в своих детях родители с самого раннего детства.

История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов.

Проблема нравственного воспитания и сегодня остаётся очень актуальной. Груз сложностей, доставшихся на долю нашему времени, очень тяжёл.

Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья — ребёнок — общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети… Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Нравственные потребности начинаются

1. С отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого. Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость — это целый спектр чувств — сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.

2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей – нравственная установка, которую можно сформулировать так: «Не вредит никому, а приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру.

3. Еще одним важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла.

Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.

Таковы элементы нравственных потребностей. Знание их поможет родителям воспитать детей добрыми счастливыми людьми, приносящими благо обществу.

 СИТУАЦИЯ: Мальчик был наказан. Он получил две двойки. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.

Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?

ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

СИТУАЦИЯ: Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?

ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

СИТУАЦИЯ: Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она пришла из школы, помыла посуду, приготовила обед. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?

ЗАКОН: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

СИТУАЦИЯ: Мама пришла с работы, сын встретил её у подъезда, чтобы помочь нести сумки на пятый этаж. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел выполнять домашнее задание по русскому языку вместе с мамой, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, проверила дневник, похвалила за «5» и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?

ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.

СИТУАЦИЯ: В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?

ЗАКОН: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

ВЫВОД: Если эти законы в семье пополняются, значит, ребёнок состоится как личность.

Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие…

Воспитать развитые нравственные потребности — главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?

1) Родители должны осознавать важность этой задачи.

2) Развивать сами в себе эти нравственные потребности, так как совершенствование
продолжается всю человеческую жизнь. Родители, которые хотели бы воспитать своего
ребёнка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с
анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.

3) Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности.

Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы:

Семья — это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и прежде всего — Родины».

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

Цель и мотив воспитания ребёнка — это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.

Нравственность ребёнка — это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.

Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

Понятие «добрый человек» — очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, к пожилым, активное стремление делать добро, способность к самоотречению во имя блага других, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие. Это всё – понятия нравственности.

Родительский дом в становлении и культивировании чувств занимает первоочередное место. Заменить его не может ничто.

Дом для ребёнка – школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств ребёнка включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого требует поддержки со стороны родителей – и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.

Примером этому может служить хорошая и поучительная сказка, в которой рассказывается о том, что молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом. А чтобы он, не дай бог, не разбил тарелки из фарфора, купили ему деревянную тарелку и ложку, из которой он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего четырёхлетнего сына за тем, что он пытался что-то мастерить и деревянной чурки. На вопрос родителей о том. что ребёнок мастерит, малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из неё кушать, когда состарятся. Это ли не иллюстрация переживаемых ребёнком эмоций и чувств в собственном доме?

Сочувствие это одно из прекрасных человеческих свойств, потому что оно – выражение человечности, а человеческие чувства помогают человеку, большому и маленькому, двигаться к поставленной цели.

«Настоящим человеком становится только тот, — писал В.А. Сухомлинский, — у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки. Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, — вот одно из золотых правил воспитания подростков».

Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие…

Воспитать развитые нравственные потребности – главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?

Духовно–нравственное воспитание ребёнка в современной семье | «Образование Ямала»

Вечкилева Людмила Петровна

воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида детский сад «Ручеёк»

г. Ноябрьск

В семье начинается воспитание, закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды.  На моральном здоровье семьи строится последующая жизнь человека, его общественная деятельность.

Только духовная деятельность, направляемая родителями и осуществляемая ими в постоянном диалоге с детьми, позволяет ожидать существенных для их духовного развития результатов. Самое главное заключается не в том, чтобы как можно больше дать знаний и полезных умений формирующейся личности ребёнка, а в том, чтобы развить его духовные способности, пробудить в нем готовность вдумчиво и разумно действовать во всех ситуациях, с которыми он встречается в своей повседневной жизни.

Закладывая первооснову духовно-нравственного воспитания личности ребенка, развивая у него механизм руководства своим поведением, семья, в свою очередь, исходит из духовно-нравственных и социально-культурных норм общества в целом, как и своей социальной группы, микросреды. Наличие противоречий между этими нормами в реальной жизни еще более повышает роль родителей как избирательного «передатчика» детям значимой информации, как своеобразного «фильтра» ненужной или вредной информации, приносимой извне.

Отмечая роль семьи как доминантного фактора духовно-нравственного воспитания, следует подчеркнуть, что здесь недостаточно только одного понимания родителями и семьёй в целом своей роли и даже готовности ее выполнять. Необходим соответствующий уровень духовно-нравственной, эстетической, правовой культуры самой семьи как среды и субъекта воспитания. Именно она призвана преобразовать культуру как систему духовно-нравственных ценностей в индивидуальную культуру личности и поведения детей, транслировать в их сознание и чувства культурную информацию, обеспечивать ее усвоение детьми, развивать на этой основе потребности, интересы, мотивы, привычки, формировать общечеловеческие ценности, высокую нравственную позицию и постоянное стремление к познанию и самосовершенствованию.

Духовно —  нравственное воспитание ребёнка в современной семье

Крепкие здоровые, духовные семьи- мощное государство.

В Древней Руси подлинное образование неразрывно было связано с православием. «Сверхцелью» педагогического процесса, неразрывно связанного со всей жизнью общества, выступало приобщение человека к Богу, направление его на путь истинный, на путь спасения. Эта цель могла быть достигнута как путем познания, так и путем дел (образа жизни). В православной традиции приоритет отдавался второму пути, хотя первый не отвергался. Этот кодекс состоял из трех наук, или строений: то были строение душевное — учение о долге душевном, или спасении души, строение мирское — наука о гражданском общежитии и строение домовое -наука о хозяйственном домоводстве. Усвоение этих трех дисциплин и составляло задачу общего образования в древней Руси».

От того, какие «первые главные» слова слышит ребенок дома: «мама, тятя, Бог» или «деньги, нажива», зависит его будущее. По мнению русского философа И.А. Ильина, воспитание, а, следовательно, и образование детей есть не что иное, как пробуждение их «бессознательного чувствилища к национально-духовному опыту…». В своей работе «Национальное воспитание — путь духовного обновления» он писал: «Покажи  мне, как ты веруешь и молишься; как ты поешь, пляшешь и читаешь стихи; что ты называешь «знать» и «понимать», как ты любишь свою семью; кто твои любимые вожди, гении и пророки — скажи мне все это, а я скажу тебе, какой нации ты сын; и все это зависит не от твоего сознательного произвола, а от духовного уклада твоего бессознательного».

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства … Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».

Формирование духовно-нравственных основ личности составляет одну из главных задач современного общества. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребёнка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Роль семьи в формировании и развитии личности

У человека довольно продолжительное детство: проходит немало времени, прежде чем маленький ребенок превратится во взрослого, самостоятельного члена общества. Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, формировании и удовлетворении духовных потребностей, а также в его первичной социализации играет семья. Одна из ведущих функций семьи — воспитательная, которая включает в себя не только целенаправленное воспитательное воздействие на детей, но и на всю систему взаимоотношений внутри семьи, формирующих личность подростка, поощряющих одни и смягчающих другие типы поведения.

Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Какими бы прекрасными ни были наши детские сады, самыми главными в формировании у детей разума, мысли, являются мать и отец. Их сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или школе. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей.

Труд над ребёнком, как основа воспитания, был заповедан ещё евреям в Писаниях Ветхого завета. «Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его», — говорится в книге Премудрости Иисуса Сына Сирохова (30, 13) Дух семьи  — это то, что в первую очередь формирует душу подрастающего ребёнка. Отсюда существует теснейшая связь души родителей и детей. Епископ Феофан Затворник пишет: «Есть непостижимая для нас связь души родителей с душой детей». «Яблочко от яблони недалеко падает», так гласит народная мудрость».  их личность.  

Родители — первые воспитатели — имеют самое сильное влияние на детей.  Личный пример родителей — важнейшее средство влияния на воспитание детей. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров — все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения. . Реальные поступки — вот что формирует поведение ребенка, а не только слова и нравоучения.

Справедливость этой пословицы  подтверждается вновь и вновь: ребёнок с младенчества во многом повторяет своих отца и мать. И благо, если родители живут благочестиво – это высокий залог того, что ребёнок день за днём наблюдая их жизнь, подражая им, также навыкает благочестию и живёт духовной жизнью. . Часто мы путаем, считая, что воспитывать – это влиять. А воспитывать  — это питать и душу, и плоть, и дух.

Понятие семьи в современном обществе

 Сейчас семья переживает тяжёлые времена, и не только в России, но и во всём мире. В условиях нашего времени семья всё хуже реализует свою главную функцию- воспитание детей, проблемы семьи обострились до крайности. Легкомысленное отношение к браку и семье, забвение традиций, нравственных принципов, цинизм, пьянство, отсутствие самодисциплины и половая распущенность, высокий процент разводов самым пагубным образом отражается на воспитании детей. Вопросы спасения семьи и духовно – нравственного воспитания детей уже не раз рассматривались на самом высоком церковном уровне. Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года принял Социальную концепцию Церкви, где вопросы охраны семьи, материнства и детства были обозначены как первоочередные задачи церковного служения  в миру.

В Священном Писании сказано, что главой семьи является муж, он должен почитать Бога, жена должна смиряться перед мужем, а дети должны почитать своих родителей. Мы же видим, что муж перестал чтить Бога, жить по Его воле и стал проявлять непослушание. Следствием этого стало то, что жена оказывает непослушание своему мужу. А у двух непослушных людей вырастает третий непослушный – ребёнок.  Сейчас очень много проблем и трагедий оттого, что дети не почитают , не уважают, не хотят слушать  родителей, которых Бог дал, чтобы они сохранили чадо, привели к благочестивому духовному житию. Поэтому надо понимать, что семейная жизнь —  это прежде всего духовная жизнь. Только человек духовный может правильно строить отношения с другим человеком, воспитывать своих детей.

Православную семью называют «малой Церковью. В ней, по примеру Церкви, существует своя , домашняя иерархия: отец слушается Бога, мать – отца, дети – отца и мать. Таково живое семейное древо, правильно растущее, с крепкими корнями и зелёными ветвями. Во главу угла в семейных отношениях должен быть поставлен дух взаимопонимания и любви, который проповедует Церковь и выражением которого является внешняя церковная жизнь. В отношениях между родителями и детьми не должно быть места недоверию, обману, недоброжелательству. Но доверие и любовь совершенно не исключают принципа послушания и дисциплины – крепкого фундамента воспитания. В виде преамбулы можно сказать, что православная семья в современном мире – это товар штучный. Православных людей на свете не так много. Они ичисляются сотнями, а уж православных семей и того меньше.

В наши дни в светском семейном воспитании господствует другой принцип – демократический принцип равенства родителей и детей. Бытует мнение, пришедшее к нам из так называемых «свободных» стран, что ребёнок  -это саморазвивающаяся личность, которая должна расти «раскрепощённой», не встречая в своём развитии никаких «преград».  Ребёнку, которого воспитывают по этой системе, всё дозволено, любые его прихоти и желания тут же удовлетворяются. Так, некоторые родители проявляют свою любовь к детям, всё им разрешая: часами смотреть телевизор, гулять (а точнее болтаться) на улице сколько захотят. Вообще, — делать всё, что им заблагорассудиться.

Православная Церковь категорически не преемлет такой установки. Наша культурная традиция воспитания, складывавшаяся в течении веков способствует раскрытию личности ребёнка не путём вседозволенности и непомерного развития его «я», а вопреки им – путём обучения воздержанию. 

Главное, если вкратце определить суть национальной православной системы воспитания, — это стремление ввести ребёнка во взрослую жизнь узкими вратами послушания   и воздержания, которые впоследствии дадут ему возможность самостоятельно противостоять злу вне и внутри себя. Только такое воспитание научит ребёнка правильно ориентироваться в мире, правильно строить отношения с людьми, а быть может, защитит его и от психических срывов и заболеваний.

Модная ныне вседозволенность и так называемое « свободное воспитание» приводит прежде всего к тому, что нарушаются правильные иерархаические отношения в семье, ребёнок совершенно перестаёт уважать родителей, начинает говорить с ними пренебрежительно, позволяет себе оскорблять их достоинство, а в подростковом возрасте просто отворачивается от них.

Почему подросток отторгается от домашнего очага? Опять же в силу того, что развращённый вседозволенностью, он стремиться всё к новым наслаждениям, к новым, не испытанным ещё ощущениям. В подростковом возрасте в нём всё сильнее действуют страсти, с которыми он не привык бороться.

Воспитывая ребёнка, родители вольно или невольно – словом, делом, своим примером – формируют в нём некую систему идеалов и авторитетов. Поэтому основное внимание родителей должно быть направлено на свой духовный рост, на воспитание самого себя. Кто себя не сумел воспитать, как сумеет воспитать другую душу? Воспитание в церковной семье приводит его к высшему идеалу – ко Христу, и если ребёнок усваивает этот идеал, то любые другие «системы ценностей» отступают перед ним в детской душе, потому что не идут с ним ни в какое сравнение. А главным авторитетом для ребёнка должны быть его родители, отец и мать, — иначе их место неизбежно займут другие люди.  Родителям надо учитывать, что враг беспрестанно сеет плевелы в душе неокрепшей, неразумной, податливой. Поэтому надо засевать самим душу, интересоваться всем, чем интересуются дети и помогать им разбираться, что на пользу душе, а что во вред. Поэтому главное контакт с детьми и добрая совесть  перед Богом.

 

3. Задачи и основы семейного воспитания

Когда же должен начинаться труд над душой ребёнка?  С того момента, как ребенок родился, и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему миру — к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче ее собственный духовный мир 

Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, склонностями, волей, определенными способностями. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно, в ходе всей жизни, с момента рождения и до зрелости.

Для маленького ребёнка семья — это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и отрицательное влияние. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе человека и культуре страны, где он появился на свет Так, например, профессор А.Г. Харчев представляет семью как систему взаимоотношений супругов, родителей и детей, как малую социальную группу, в которой подросток приобретает свой первый опыт, овладевает знаниями, способами поведения, нормативными и ценностными представлениями. В семье он знакомится с обычаями и традициями, воспринимаемыми его родителями, представителями старшего поколения как нечто само собой разумеющееся. Взрослыми создаётся определённая атмосфера взаимодействия, где с первых дней жизни ребёнка происходит становление его личности.

В первый год жизни ребенка основная забота родителей заключается в том, чтобы создать нормальные условия для физического развития, обеспечить режим питания и всей жизни, нормальные санитарно-гигиенические условия. В этот период ребенок уже заявляет о своих потребностях, реагирует на приятные и неприятные впечатления и по-своему выражает свои желания. Задача взрослых состоит в том, чтобы научиться различать потребности и капризы, так как потребности ребенка должны удовлетворяться, а капризы пресекаться. Таким образом, ребенок в семье получает свои первые нравственные уроки, без которых у него не может быть выработана система нравственных привычек и понятий.

На втором году жизни воспитание ребенка строиться на разумном включении ребенка в разные виды деятельности, следует ему все показывать, объяснять, учить наблюдать, вместе с ним играть, рассказывать и отвечать на вопросы. Но, если его действия выходят за границы дозволенного, надо приучить ребенка понимать и беспрекословно подчиняться слову нельзя.

В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребенка является игра. Ситуации для игр ребенок берет из жизни. Мудрость родителей заключается в том, чтобы незаметно подсказывать малышу, как должен поступить в игре герой (главное действующее лицо). Тем самым они приучают его понимать, что хорошо, а что плохо, какие нравственные качества ценятся и уважаются в обществе, а какие порицаются.

Дошкольники и младшие школьники получают в семье первый нравственный опыт, учатся уважать старших, считаться с ними, учатся делать людям приятное, радостное, доброе.

Созданию высоконравственной атмосферы в семье способствуют семейные традиции, крепкие устои и принципы. К ним относится проведение общественных и семейных праздников по случаю дня рождения взрослых и малышей. Подготовка детьми и взрослыми подарков, вручение их при особом эмоциональном подъеме создают ту атмосферу торжественности, радости и счастья, которая формирует духовную культуру, «цементирует» семью как коллектив.

В ответ на вопрос: «Почему важно торопиться наполнить сердце и ум ребёнка светом и добром с самого раннего возраста? о. Александр Ельчанинов пишет так: « В детстве – сила доверия, простота, мягкость, способность к умилению, к состраданию. Сила воображения, отсутствие жестокости и окаменелости. Это именно та почва, в которой посеянное даёт урожай в 30, 60 и 100 крат. Потом, когда уже окаменеет душа, воспринятое в детстве может снова очистить, спасти человека. Оттого так важно держать детей ближе к Церкви, это напитает их на всю жизнь».

Литература.

1.Игумен Георгий (Шестун) Православная семья. – Москва: Издательство «Воскресная школа», Институт экспертизы образовательных программ и государственно – конфессиональных отношений,2005. – 272с.

2.Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Разноцветные белые вороны. Издательство «Христианская жизнь» Клин 2076.

3.Подвиг семейного воспитания. – М.; Храм Трёх Святителей на Кулишках, 2000. – 288с.- (Уроки воспитания)

4.Пестов Н.Е. Православное воспитание детей. М.; «Центр БЛАГО», 1997. – 144с

5.Священномученик Владимир митрополит Киевский и Галицкий. Азбука православного воспитания. Издательство ООО «Аксиос», 2002г. Православное братство во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

6. Харчев А.Г., Мацковский М.С. «Современная семья и её проблемы» М., 1996

7.Щеголева Е.В. Как воспитать ребёнка православным. 300 мудрых советов родителям. – М.; Издательский Совет Русской Православной Церкви. Издательство «Даръ», 2006. – 288с.

 

Воспитание характера: родители как партнеры

Чтобы общество выстояло, оно должно социализировать каждое поколение молодежи, чтобы оно воплощало в себе достоинства и качества, необходимые для выживания и процветания этого общества. Школы, как социальные институты, давно осознали свою священную обязанность помогать формировать каждое будущее поколение граждан. Как однажды написал Джон Адамс своему сыну: «Вы всегда будете помнить, что вся цель учебы — сделать вас хорошим человеком и полезным гражданином» (Quinn, 2004).

Хотя школа играет центральную роль в развитии характера учащихся, наиболее сильное влияние на развитие учащихся оказывают их семьи, особенно их родители, независимо от того, рассматриваем ли мы социальное, моральное, поведенческое или академическое развитие. Школы с готовностью признают эту истину. Национальные, государственные и местные документы по воспитанию характера, например, обычно начинаются с признания того, что родители имеют наибольшее влияние на развитие характера детей.

В недавнем исследовании, которое мы провели вместе с Партнерством по воспитанию характера, под названием Что работает в воспитании характера? (Berkowitz & Bier, 2005), мы определили участие родителей как важнейшую характеристику эффективных программ воспитания характера. Чтобы лучше понять, что действительно помогает развитию характера учащихся, мы изучили 33 программы воспитания характера в Соединенных Штатах, эффективность которых доказана научными данными. Успешные программы показали положительное влияние на многие результаты характера (см. «Аспекты характера, на которые влияют программы воспитания сильного характера»). Большинство программ также имело восемь общих педагогических стратегий: прямое обучение, взаимодействие со сверстниками, управление классом/поведением, институциональная реорганизация, моделирование/наставничество, общественные работы/обучение в сфере услуг, профессиональное развитие педагогов и участие семьи/сообщества. Здесь мы сосредоточимся на стратегии участия семьи, в частности, на значимом участии родителей учащихся.

Нас интересует неакадемическая сторона студента — «обратная сторона табеля успеваемости». Уже много было написано о важности участия родителей в содействии академическим достижениям. В наше время большинство людей будут думать о школах как о школах, ориентированных в первую очередь на академические достижения, и, к сожалению, они будут правы. Мы считаем, что слишком многие школы пренебрегают социально-эмоциональным развитием и развитием характера ребенка.

Сложность воспитания характера

Чтобы понять роль родителей в воспитании характера, важно получить общую картину. В широком смысле воспитание характера представляет собой комплексный школьный подход к нравственному развитию учащихся.

Концепция персонажа сложна. Чтобы помочь преподавателям увидеть сложность набора результатов, на которые школа должна ориентироваться при воспитании характера, мы иногда просим учителей подумать о моральном герое и поделиться с нами одной характеристикой этого человека. Список становится длинным и разнообразным. Или мы просим участников изобразить своего любимого ученика; опять же, составная картина богата и сложна.

В том же духе Уокер и его коллеги (1995) определили 40 дискретных характеристик нравственных людей, таких как заботливость, честность, терпение и справедливость. Интересно, что высокие академические достижения редко попадают в такие списки. Педагоги, похоже, ценят учеников за их характер, а не за академические достижения.

Наше исследование определило, что «моральная анатомия» включает семь различных психологических областей: моральное поведение, ценности, идентичность, моральная личность, моральные эмоции, социально-моральные рассуждения и основополагающие характеристики. Основополагающие характеристики — это неморальные аспекты личности, такие как настойчивость, которые, тем не менее, помогают человеку преуспевать в жизни (Берковиц, 19).97). Партнерство по воспитанию характера более просто описывает характер как «понимание, заботу и действие в соответствии с основными этическими ценностями».

В своей будущей книге о воспитании характера в средней школе Ликона и Дэвидсон (2005) предлагают комплексную модель хорошего характера. Они различают моральный характер (например, быть этичным мыслителем, уважительным и ответственным) и исполнительский характер (например, критическое мышление, постановка целей и настойчивость).

Ключевым моментом в рассмотрении сложности характера является то, что для воспитания хорошего характера школы должны работать на полную катушку. Ни одна школа не чувствовала бы себя успешной, если бы ее выпускники были альтруистичны и заботливы, но регулярно обманывали, или если бы они были скрупулезно честными, но садистскими хулиганами. Это понятие согласованности в характере — это то, что многие имеют в виду, когда говорят о честности человека. И школа, и родители могут внести положительный вклад в развитие нравственной целостности ребенка.

Участие родителей

Согласно Хендерсону и Берла (1994), единственным лучшим предиктором успеха ученика в школе является уровень участия родителей в образовании ребенка. Преимущества участия родителей включают улучшение успеваемости, сокращение прогулов, улучшение поведения в школе, повышение академической мотивации и снижение показателей отсева (Colker, n.d.; Henderson & Mapp, 2002; Jordan, Orozco, & Averett, 2001). Родители также могут влиять на успеваемость детей в школе способами, которые не имеют ничего общего с родительским взаимодействием со школой, например, возлагая большие надежды и проявляя любовь и поддержку дома, особенно если в школе используется аналогичный стиль (Эпштейн, 19 лет).83; Вентцель, 2002). Тем не менее участие родителей в школьной жизни недостаточно распространено; лишь незначительное меньшинство учителей государственных школ сообщает о сильной поддержке со стороны родителей (Public Agenda, 1999). Учителя городских школ, в частности, не чувствуют поддержки со стороны родителей (Education Commission of the States, 2001).

Наше исследование успешных программ выявило три основных способа, с помощью которых школа может привлечь родителей к своей программе развития характера: Школа может рассматривать родителей как получателей информации, как партнеров и как клиентов.

Это наименее активное участие родителей в инициативах по воспитанию характера. Когда школы описывают, как родители участвуют (в воспитании характера или в любом другом вопросе), они обычно описывают, как они информируют родителей о школьных мероприятиях, продуктах и ​​т. д. Например, почти во всех школах есть информационный бюллетень, который отправляется домой родителям и часто содержит информацию о воспитании характера. Школы также предлагают веб-сайты, списки адресов электронной почты и списки рассылки для писем и объявлений, и они регулярно отправляют документы домой вместе с учениками. Например, и Open Circle, и Second Step сделали частые информационные бюллетени для родителей одним из основных элементов своих программ.

Родители как партнеры

В идеале воспитание характера предполагает партнерство заинтересованных сторон, помогающих учащимся развиваться в позитивном социальном плане. Программа Министерства образования США «Партнерство в воспитании характера» делает включение родителей в разработку и реализацию программ воспитания характера критерием для получения финансирования.

Родители должны сотрудничать со школами, потому что родители ребенка также выступают в качестве его или ее учителей, и это особенно верно в области формирования характера. Точно так же верно и то, что учителя действуют вместо родителей , пока учащиеся находятся под их опекой. Исследование Венцеля (2002) показывает, что эффективные учителя средних школ используют классические стратегии воспитания. Действительно, между воспитанием детей и обучением существует много параллелей. Как воспитание характера, так и хорошее воспитание требуют взрослых, которые ведут себя так, чтобы способствовать позитивному развитию молодежи.

Однако большинство программ воспитания характера предлагают родителям традиционные, ограниченные роли. Многие усилия по «вовлечению родителей» привлекают родителей в качестве дополнения к школьной работе, помогая с домашними заданиями, поддерживая внеклассные мероприятия и т.п. (Honig, Kahne, & McLaughlin, 2001). Настоящие партнерские отношения, в которых родители объединяются со школьным персоналом в качестве создателей, менеджеров и проводников воспитания характера, встречаются относительно редко.

Некоторые школы признают родителей квалифицированными специалистами. Например, начальная школа «Колумбайн» в Вудленд-Парке, штат Колорадо, национальная школа характера, попросила школьного родителя, который также был профессором образования, оценить его инициативу по воспитанию характера. Общественный проект «Заботливые школы» включает родителей в свою руководящую команду и обучает их вместе с сотрудниками школы.

Школа El Gabilan в Салинасе, Калифорния, обращается к родителям в рамках своего Проекта развития детей. Эль-Габилан успешно проводит ежегодный вечер чтения вслух для семей, во время которого дети читают книги своим семьям. Семьи случайным образом распределяются в небольшие дискуссионные группы после сеанса чтения. На недавнем вечере чтения вслух, когда семьи, обнявшись, читали вместе на полу спортзала, один отец заметил: «Там, где мы живем, должно быть сообщество… Если все наши дети ходят в одну школу, почему бы нам, родителям, не попасть в тоже знакомы? Так наше сообщество станет более сплоченным, и мы сможем создать лучшее будущее для наших детей.

В начальной школе Уэст-Хиллсборо в Хиллсборо, штат Калифорния, группа родителей инициировала простую практику, направленную на улучшение общения между родителями и школой и безопасность учащихся: утреннее приветствие. Каждое утро четверо родителей присоединяются к директору школы, приветствуя учеников, когда их высаживают. Родители не только приветствуют учеников, но и информируют их о школьных мероприятиях. Школа сообщает о росте волонтерской активности родителей и посещаемости школьных мероприятий с момента начала этой практики.

Один учитель 5-го класса в начальной школе Лексингтон в Сент-Луисе, штат Миссури, использовал отличные методы воспитания характера, чтобы привлечь родителей на вечер открытых дверей, что, в свою очередь, привлекло родителей к более активному участию в образовании своих детей, в классе и в школе. Вместо того, чтобы просто рассказывать родителям, как она ведет свой класс, учительница уполномочила своих учеников на собрании класса решить, каким должен быть вечер открытых дверей в их классе. Студенты решили продемонстрировать свои научные проекты, которые они только что завершили. Они разработали интервалы и размещение материалов, создали знаки и даже планировали служить доцентами. Поскольку планирование вечера открытых дверей было их проектом, ученики с нетерпением шли домой, привлекая своих родителей.

Партнерство с семьями таким образом затрагивает проблемы, выходящие за пределы школьного здания, и способствует развитию отношений между многими заинтересованными сторонами.

Родители как клиенты

Еще один способ, с помощью которого школы могут оказывать положительное влияние на воспитание характера, заключается в том, чтобы быть ресурсом для родителей. Многие школы проводят для родителей обучение по темам, связанным с воспитанием детей; например, позитивная дисциплина, запугивание и рискованное поведение. Программа воспитания характера «Второй шаг» предоставляет школам-участникам обучающее видео для родителей и руководство для обсуждения, которые можно использовать для обучения родителей тем же социальным и эмоциональным навыкам, которые их дети изучают в школе в рамках программы «Второй шаг». Программа также поощряет директоров школ или консультантов к обучению семей в рамках учебного плана, состоящего из шести занятий. Учебная программа помогает родителям применять в семье те же самые социальные навыки, которые их дети осваивают на втором этапе.

Работа по объединению интересов семьи и учителей (LIFT) является прекрасным примером того, как школы обращаются к родителям как к клиентам. Программа LIFT, разработанная Джоном Рейдом из Орегонского центра социального обучения (www.oslc.org), предназначена для предотвращения антисоциального и рискованного поведения в начальной школе. Помимо создания учебной программы для учащихся, LIFT помогает родителям создать здоровую дисциплину и надзор дома. В школе проходят шесть родительских собраний в малых группах. На каждой встрече фасилитатор просматривает предыдущий материал, проверяет, как прошли недельные домашние тренировки, и представляет проблемы на текущую неделю с помощью ролевых игр, лекций и назначенных упражнений, которые можно попробовать дома. Когда родитель пропускает сеанс, сотрудник LIFT пытается встретиться с ним дома или, по крайней мере, предоставляет материалы той ночи.

Разыскиваются: родители

Один из частых возражений, который мы слышим от педагогов, с которыми мы работаем, заключается в том, что они хотят, чтобы родители больше участвовали в жизни своих школ. Наше исследование программ воспитания сильного характера выявило способы повышения вовлеченности.

Hoover-Dempsey and Sandler (1997) разработали модель того, что мотивирует — или препятствует — участию родителей. Во-первых, школы должны помочь родителям понять, что участие в образовании своих детей является частью их родительской роли. Данные о влиянии участия родителей на обучение и развитие детей в школе могут помочь донести эту мысль.

Во-вторых, некоторые родители могут не участвовать, потому что чувствуют себя некомпетентными. По мере того как учащиеся становятся старше, участие родителей уменьшается, отчасти потому, что школьные занятия становятся более трудными, и родители чувствуют себя не в состоянии оказать помощь. Школы могут справиться с этим вторым мотивационным препятствием, предоставив неакадемические возможности для участия родителей. Например, их можно попросить помочь в экскурсионных поездках или провести культурные презентации, тем самым способствуя социальному и эмоциональному развитию.

В-третьих, родители могут воздерживаться от участия, потому что не чувствуют, что школа приветствует их. Хотя школьные администраторы часто говорят, что родителям рады в любое время, опыт большинства родителей совсем другой, поскольку они сталкиваются с запертыми дверями, системами зуммера для входа и множеством предупреждающих сообщений о том, что нельзя входить в школу без разрешения. Такая практика оправдана, но школы должны радовать родителей, несмотря на необходимость мер безопасности.

Некоторые школы создают центр ресурсов для родителей. Создание и содержание такого центра может стать проектом родительско-педагогической организации школы, что расширит возможности родителей как партнеров. Начальная школа Laclede, чрезвычайно успешная школа в округе государственных школ Сент-Луиса, посылает четкий сигнал о том, что она ценит родителей через свой ресурсный центр для родителей, большую комнату в передней части школы, полностью предназначенную для родителей. Это открытое, светлое пространство с множеством сидений и столов, чаепитием и изобилием ресурсов для родителей. Сотрудник назначается на полный рабочий день в комнату в качестве связующего звена с родителями. Часто проводятся запланированные мероприятия для родителей, но центр всегда открыт для посещения.

Четвертым препятствием для участия родителей, особенно в средних школах, может быть внешнее сопротивление учащихся участию родителей. Учащиеся старшего возраста часто кажутся менее приветливыми по отношению к своим родителям в школе. Тем не менее учащиеся постоянно сообщают, что их родители являются самыми важными наставниками в их жизни — в большей степени, чем сверстники, учителя или другие взрослые (Hart, 1999). Опрос Public Agenda 1999 года показал, что подростки понимают и даже ценят своих родителей за участие и за то, что они подталкивают их к выполнению школьных заданий. «Это их работа», — сказал один подросток. «Иногда нас нужно подтолкнуть; иногда мы не ведем себя». Опрос, проведенный Public Agenda, показал, что «учителя, родители и ученики согласны с желаемой целью обучения — воспитывать молодых людей, у которых есть мотивация, самодисциплина и настойчивость в учебе». Подростки могут не признавать того значения, которое они придают взрослым, которые уделяют пристальное внимание их прогрессу, обеспечивают структуру и настаивают на ответственности.

Беспроигрышное предложение

Воспитание здорового характера означает расширение прав и возможностей всех заинтересованных групп, включая такие традиционно беспомощные группы, как учащиеся, вспомогательный персонал и родители. Ролевое моделирование со стороны родителей необходимо для эффективного воспитания характера; поведение и практика взрослых в жизни учащегося должны соответствовать моральной миссии школы. Чтобы способствовать уважению учащихся, взрослые должны уважительно относиться к молодым людям, а чтобы воспитывать ответственность, они должны дать учащимся право голоса и ответственность.

В этот день мономаниакального внимания к основным академическим достижениям школы должны сделать шаг назад и вспомнить свою главную миссию: способствовать образованию и развитию ребенка в целом. Воспитание характера является прекрасным дополнением к академическому пылу. Участие родителей в школьной жизни является беспроигрышным предложением для учащихся, родителей и школ. Общество также выигрывает: эффективное образование всего ребенка способствует развитию вовлеченных, ответственных граждан.

Аспекты характера, на которые влияют программы обучения сильному характеру

Аспекты характера, на которые влияют программы воспитания сильного характера

Успешные программы воспитания характера, описанные в Что работает в воспитании характера , положительно повлияли на следующие аспекты личного характера:

  • Социально-моральное мышление

  • 7 Просоциальное поведение отношение

  • Навыки решения проблем

  • Знание и отношение к рискованному поведению (например, употребление наркотиков, насилие и агрессия, секс)

  • Emotional competency

  • Academic achievement

  • Attachment to school

  • General behavior

  • Personal morality

  • Character knowledge

  • Relationships

  • Communicative competency

  • Отношение к учителям

 

Цели образования — Воспитание характера: родители как партнеры

Цели образования

Образование – это искусство сделать человека нравственным.

—Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Семейные задачи» для поощрения участия родителей в религиозном и нравственном воспитании | Практические примеры

Перейти к основному содержанию

Последнее обновление: среда, 4 мая 2022 г.

Теги: Улучшение школы Начальный Религиозное и нравственное воспитание (RME) Учебная программа для повышения квалификации (CfE)

Что это?

​Это видео демонстрирует, как начальная школа Кирккольма разработала серию семейных задач, которые поощряют участие родителей в обучении детей религиозному и нравственному воспитанию.

Для кого это?

​Это видео предназначено для сотрудников детских садов и начальных школ, которые занимаются развитием религиозного и нравственного воспитания (РМО).

Как использовать этот образец для улучшения практики:

Это видео вместе с вопросами для размышления предлагает вам подумать о влиянии вашего собственного подхода к разработке стратегий поддержки обучения в RME. Вам предлагается посмотреть видео и рассмотреть, индивидуально или в команде, следующие вопросы по улучшению:

  • Как вы развиваете у детей навыки RME таким образом, чтобы это отражало 7 принципов учебной программы повышения квалификации?
  • Как вы могли бы расширить вклад родителей в поддержку работы по развитию в RME?
  • Какие более широкие навыки вы ожидаете от детей в результате обучения в RME ?
  • Как вы вовлекаете родителей в дальнейшее обучение RME, чтобы помочь детям в дальнейшем развитии их навыков?
  • Какого эффекта можно ожидать от работы этого партнерства?

​Исследуйте этот экземпляр:

Что было сделано?

Сотрудники начальной школы Кирккольма сочли важным ввести «семейные испытания» в своей школе, поскольку они разрабатывали учебную программу по религиозному и нравственному воспитанию. Их цель состоит в том, чтобы привлечь родителей к более активному участию в работе, которую их дети выполняют в школе, и, в частности, поделиться пониманием конкретной религии, которую они изучают.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts