Нравственные ценности и регулятивы — Психологос
01 октября 2022 г., 21:38
Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.
Из нравственных ценностей вытекают нравственные регулятивы — правила поведения, ориентированного на нравственные ценности. Нравственные регулятивы, или заповеди нравственного поведения — разнообразны. Каждый индивид выбирает (осознанно или неосознанно) в пространстве культуры те из них, которые наиболее подходят для него. Среди них могут быть и такие, которые не одобряются окружающими. Но в каждой более или менее стабильной культуре имеется определенная система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются обязательными для всех. Такие регулятивы являются нормами морали. В Ветхом Завете перечисляются 10 таких норм — «заповедей Божьих», записанных на скрижалях, которые были даны Богом пророку Моисею, когда он поднялся на Синайскую гору ( « Не убий », «Не укради», «Не прелюбодействуй» и др.). Нормами христианского поведения являются 7 заповедей, которые указал Иисус Христос в Нагорной проповеди: «Не противься злому»; «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся»; «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» и др.
- Этика
- Ценности
Комментарии (5):
Гость, 08 апреля 2014 г. , 18:02
Классно, спасибо!
Гость, 16 января 2015 г., 16:05
Поправка. В Нагорной проповеди Иисусом были даны В ДОБАВОК к 10 заповедям (Сам же Иисус говорил «….Не подумайте, что я пришел нарушить Закон. Не нарушить пришел но исполнить.») еще и заповеди Блаженства такие как «Блаженны нищии духом яко ти (т.е. потому что они) насытятся. Блаженны кроткие яко ти наследуют землю. Блаженны миротворцы ибо они Сынами Божьими нарекутся…» и др. А то что здесь написано просто выписки из разных (и наиболее выгодных атеистам в спорах с верующими) мест Библии фразы. Совершенно привратно и искаженно понимаемые притом.
1
ответ
Гость, 10 августа 2018 г., 18:55
А где найти все эти заповеди в точном исполнении? Я правильно понимаю, что если к ним стремиться, то личность созреет?
1
ответ
Гость, 28 января 2021 г., 12:21
Да! Конечно же.
Гость, 13 сентября 2018 г., 16:26
спасибо!
Материалы по теме:
01 окт. 2022 г.
Этика
Этика — (этос, «нрав, обычай») — исследование первопричин морали. Термин впервые употреблён Аристотелем как обозначение особой области исследования «практической» философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Основной целью этики Аристотель называл счастье — деятельность души в полноте добродетели, то есть самореализацию.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Европейские и социал-демократические ценности
Если у нас получится строить новое государство без Путина, какое государство мы будем строить? Когда мне говорят, что мы будем строить европейское государство на европейских ценностях, у меня возникает вопрос: «Какие именно это будут европейские ценности?» Потому что есть некие ценности, которые создали Европу. Если можно, их перечислю в произвольном порядке.
1Подробнее
14 янв. 2015 г.
Мораль и человеческая психология
У каждого человека — своя мораль, свои представления о том, что можно или нельзя, что хорошо и что плохо. Когда же говорят о «морали вообще», имеют в виду общественную мораль: самые общие правила человеческого общежития, которые считает правильным большинство людей определенной культуры или субкультуры. Привитие взглядов и привычек поведения, соответствующих морали, является основной задачей нравственного воспитания детей.
6Подробнее
01 янв. 2005 г.
Нравственность: система запретов или путеводная звезда?
Нравственность – внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра. Нравственное — то, что в своих действиях человеком видится не просто как допустимое, а доброе и благое. Безнравственное — нехорошее, недопустимое, вредное, этически безобразное и недостойное человека. Детям нравственность не свойственна: понятие «добро» для них бывает сильно расплывчато, и смотреть на свое поведение с какой-либо точки зрения им не интересно. Дети чаще живут с позиции «нравится» — «не нравится», и далеко не все, взрослея, становятся нравственными людьми.
2Подробнее
Содержание
Новые статьи:
- «Зима и котик», стихотворение
- Что завещал Черчилль своей супруге
- Критика в адрес мужа
- Гормоны и нейромедиаторы. Чем они отличаются?
- Стабильность агрессивного поведения в течение нескольких лет — Берковиц
Популярные статьи:
- Эти глаза напротив…
- Муж секс не выпрашивает
- Вопросник Основы семейного договора
- Спокойное присутствие
- Экстремалы
Хиты недели:
- Спокойное присутствие
- Тембр и интонации
- Что могут, а что не могут аффирмации
- Найти хорошее, вычерпывание плюсов
- Недостатки и особенности
Нравственные ценности человека и их природа происхождения
Нравственные отношения включают в себя все сферы внутреннего мира человека и все области его внешних социальных отношений. Человек как социальное существо всегда и везде должен вести себя подобающим образом и должен стремиться к тому, чтобы его поведения соответствовало нормам нравственности и морали. Однако не всегда можно быть уверенным в фактической благотворности морального поступка. Зачастую получается так, что приходится делать выбор между различными нравственными ценностями, при этом поступаясь определёнными моральными принципами.
Основа нравственных ценностей
Нравственные ценности складываются из реальных поступков, которые мы оцениваем или одобряем, иначе говоря, даём оценку добра или зла, делим поступки на хорошие и плохие.
Основой нравственного поступка являются моральные чувства человека, его положительные качества, которые усваиваются индивидом в процессе жизни в обществе, а также идеалы и примеры, нормы и законы нравственного поведения.
Этика как наука, которая основывается на гуманизме и любви к человеку, выдвигает определённые требования, которые соответствуют моральным идеалам и нормам. Здесь говорится о честности, правдивости, искренности, верности, преданности, надёжности, благожелательности, доброжелательности, не нанесении зла другим людям, не нанесении ущерба частной или общественной собственности, благодетельности, совестливости, порядочности, благодарности, ответственности, справедливости, терпимости и т.п.
В качестве общей категории для обозначения моральных ценностей выступает категория добра или блага, которая охватывает всю совокупность действий, принципов и норм нравственного поведения.
Ключевым вопросом этики является проблема природы добра.
Именно на данной проблематике основывается вопрос о происхождении этического: дано ли оно людям свыше? присуще ли оно человеку естественно, от рождения? порождается ли оно обществом или кроется в глубинах самой личности?
Много вопросов и относительно самих моральных принципов. Например, существуют ли какие-то моральные принципы, которые обитают за рамками индивидуальных, национальных и культурных, при это характерны для всех людей? Можно ли полагать, что они имеют объективный статус, иначе говоря не зависят только от человека, но ещё и от общества или даже богов, как говорил Сократ?
Гуманистическая этика об общих моральных ценностях
Опираясь на принципы гуманистической этики, можно утверждать, что общие нравственные ценности существуют.
Предположительно, они опираются на биоэтические задатки людей, кроются в природе человека и являются закодированными на генетическом уровне. Одновременно с этим они оттачивались в ходе исторического процесса и опирались на опыт многих поколений. Как итог, моральные принципы кажутся незыблемыми, самоочевидными и общепринятыми.Свою основательность они подтверждают успешностью использования в различных жизненных условиях. Можно представить, что бесчисленное множество личностей, племён и даже общин погибали, если делали неправильный выбор относительно добра и зла. Очевидно, что человечество не вымерло совсем, в силу того, что могло руководствоваться конкретными нравственными нормами. Общие нравственные принципы испытаны временем и опытом, поскольку они кажутся абсолютными, можно сказать больше, некоторые представляются даже сверхъестественными.
Тем не менее, важно говорит о том, что этические принципы носят исторический характер. Они формировались в обществе, имеют социальное происхождение.
Общие этические нормы – это общественные нормы, которые понимаются и оцениваются всеми людьми одинаково, они одинаковы для всех и для каждого.
Естественные предпосылки этического направления в человеке важны в той же степени, как и для понимания природы морали. По природе своей человек этичен, от рождения он хранит в себе глубокий и достаточно обширный нравственный потенциал, который состоит из множества задатков, склонностей и возможностей.
Этика гуманизма происходит от потенциально или актуально существующей человечности каждой личности. Она взята в качестве точки отсчёта, с которой начинается становление, раскрытие и функционирование нравственного чувства и мышления, где устанавливаются и обогащаются нравственные ценности и нравственное совершенствование человека.
Недооценивать роль среды, природы, общества и иных внешних реальностей в жизни человека при формировании ценностей невозможно. Но важно понимать, что главный и по своему существу единственный носитель, субъект и творец нравственных ценностей сам человек. Человек, который сформировался и принял форму существа, который способен перманентно размышлять над добром и творить его.
Определение 2Человек – это активное, ведущее начало, в отношении которого остальное общество и природа выступают как условия, среды и средства.
Замечание 2В качестве наиважнейшего доказательства исторического, а не генетического морального приоритета личности можно выдвигать её нравственное совершенствование.
Существуют этические учения, которым характерно предписывание личности определённого перечня ценностей и норм поведения, при этом предлагают собственные принципы совершенствования. Здесь говорится об этике любви, этике смирения, этике добродетелей, религиозной этике богобоязненности, послушания, искупления и спасения, которые предлагают совершенствование в страхе, любви, смирении, жертвенности, служении, молитве, в самоограничении и воздержании.Для гуманистической этики не характерно концентрирование на конкретной нравственной ценности, этическом принципе или позитивном качестве человека.
Этика гуманизма – это этика свободного и осмысленного морального самоопределения, самоактуализации, самореализации, совершенствования и прорыва к иным, находящимся вне личности реальностям – к себе подобному, обществу и природе.
В чем разница между этикой, моралью и ценностями?
Описание
Разница между этикой мораль и значения
Источник
Prostock-Studio / Istock / Getty Images плюс
поведение неэтично? Вы когда-нибудь подвергали сомнению их моральный кодекс или ценности, на которых они основывают свои решения? Когда наши мысли блуждают по этим местам, термины этика , мораль и ценности кажутся очень похожими, но они не совсем одинаковы. Продолжайте читать объяснения и примеры ценностей, этики и морали, чтобы узнать, чем они отличаются.
Личные ценности
Ценности являются основой способности отдельного человека различать правильное и неправильное. Ценности включают глубоко укоренившуюся систему убеждений, которые определяют решения человека. Они формируют личную, индивидуальную основу, влияющую на поведение конкретного человека.
Примеры ценностей
Примеры ценностей встречаются повсюду в вашей повседневной жизни. Например, если ваша система ценностей основана на честности , вы, вероятно, предпочтете подготовиться к сложному тесту, а не жульничать для получения проходного балла. Однако, если вы цените достижение и успех больше, чем честность, вы можете вместо этого решить списать на экзамене. Это относится к тому, какая ценность «стоит больше» для человека.
Другие примеры значений включают:
- человек, который ценит честность признается, что украл конфету
- тот, кто ценит дружбу бросает все, чтобы помочь другу утром
- человек, который ценит успех , работает допоздна, чтобы добиться продвижения по службе
- тот, кто ценит приверженность , может с большей охотой идти на брачную терапию, чем подавать на развод
Эти ценности формируют наши типы личности. Они также помогают нам принимать решения, влияющие на ход нашей жизни. Когда эти ценности разделяют другие в нашем сообществе, они известны как мораль.
Реклама
Моральный кодекс
Мораль, также известная как моральные ценности , представляет собой систему убеждений, возникающих из основных ценностей. Мораль — это конкретные и зависящие от контекста правила, которые управляют желанием человека быть хорошим. Они могут быть общими для большей части населения, но моральный кодекс человека может отличаться от других в зависимости от его личных ценностей.
Примеры морали
Мы постоянно принимаем моральные решения, основываясь на личных ценностях. Пример морали в примере выше определяется ценностью человека честности: c отопление плохое . Тот, кто ценит успех больше, чем честность, может руководствоваться другой моралью: обман — это хорошо .
Дополнительные примеры морали включают:
- плохо красть конфеты (на основе ценности честности).
- Помочь другу — это хорошее дело (исходя из ценности дружбы).
- Это плохо пропускать тренировку (исходя из ценности здорового образа жизни).
- Работать поздно ночью — это хорошая вещь (исходя из ценности успеха).
- Спасение вашего брака — это хороший способ двигаться вперед (основанный на ценности приверженности).
Моральные дилеммы возникают, когда мораль конфликтует друг с другом. Например, что, если дочь не может позволить себе спасительное лекарство, в котором нуждается ее умирающая мать, но у нее есть доступ к аптечной кладовой?
Ее основные ценности могут говорить о том, что воровать нехорошо. Однако ее мораль подсказывала ей, что ей нужно защищать свою мать. Таким образом, дочь может в конечном итоге совершить неправильный поступок (украсть, если судить по ее ценностям) по правильным причинам (спасти свою мать, если судить по ее морали).
Реклама
Мораль против этики
Этика и мораль очень похожи. Фактически, многие специалисты по этике считают эти термины взаимозаменяемыми. Однако есть небольшие различия в том, как они влияют на нашу жизнь.
В то время как мораль связана с тем, что люди чувствуют себя «хорошо» или «плохо», этика определяет, какое поведение является «правильным» или «неправильным». Этика диктует, какое практическое поведение разрешено, а мораль отражает наши намерения. Считайте мораль сводом правил, а этику мотиватором, который ведет к правильным или неправильным действиям.
Примеры этики
Скорее всего, вы встретите кодекс этики в деловой или юридической сфере. Эти области гораздо более черно-белые, чем личные ценности или мораль, поскольку они устанавливают правила для сотрудников и граждан в обществе. Например:
- Врачи придерживаются строгого этического кодекса, когда приносят клятву Гиппократа. Они связаны правилом «не навреди» и могут быть привлечены к ответственности, если причинят вред своим пациентам.
- Такая организация, как PETA, расшифровывающаяся как «Люди за этичное обращение с животными», преследует в судебном порядке тех, кто не обращается с животными этичным образом. конфиденциальность и недопущение кражи с рабочего места — оба эти преступления могут быть уголовно наказуемы9.0008
- Адвокаты защиты этически обязаны защищать своих клиентов в меру своих возможностей, даже если они морально выступают против преступлений своих клиентов. Нарушение этого этического кодекса может привести к неправильному судебному разбирательству или лишению адвокатского статуса.
- Ученик, который помогает другому ученику списать на тесте, нарушает этику своей школы. Даже если они делают это из моральных соображений (помощь другу), они совершают нарушение этических норм и могут быть наказаны.
Этика, по сути, является попыткой учреждения регулировать поведение с помощью правил, основанных на общем моральном кодексе. Нарушение этики имеет те же последствия, что и нарушение правила, в то время как нарушение морали приводит к личной вине и стыду, а не к общественным последствиям. Этические дилеммы возникают, когда установленный набор этических норм вступает в противоречие с личным моральным кодексом человека.
Реклама
Здравое моральное суждение
Здравое моральное суждение коренится в сильных ценностях и действует в соответствии с нашей этикой. Кажется, что все три одинаковы, но они достаточно разные, чтобы заслуживать более пристального изучения. Действуете ли вы в соответствии со своими личными ценностями, следуете ли вы моральному кодексу или соблюдаете этические правила, важно знать, что делать дальше. Чтобы узнать больше о морали в нашей жизни, ознакомьтесь с этими примерами морали в обществе и литературе.
Разъяснение ценностей и морали
Последнее, что вам будет полезно узнать, — это ваши собственные ценности и то, как эти ценности соотносятся с моральными представлениями вашего сообщества и с вашими собственными действиями. Ваши ценности — это принципы, в которые вы верите и в которые инвестируете (вот почему в первую очередь говорят, что они имеют «ценность»). Ценности – это цели, к которым вы стремитесь. Они во многом определяют ядро вашей личности. Что еще более важно, они являются источником вашей мотивации к самосовершенствованию. Например, если бы вы не ценили самосовершенствование, вы бы не читали этот документ прямо сейчас.
Важно хорошо понимать свои ценности, потому что они влияют на то, как они определяют и мотивируют ваше поведение. Если вы не понимаете своих ценностей, вы не поймете, как ориентироваться в том направлении, которое, вероятно, принесет вам удовлетворение. Ваше поведение, ваши действия будут в большей степени направлены на тушение пожаров (удовлетворение ваших непосредственных потребностей) и в меньшей степени на развитие вашего долгосрочного потенциала. У тебя не будет плана. Вместо этого вы будете просто реагировать. Потому что, если вы не понимаете, что они из себя представляют, вы не знаете, что вами движет. Или что могло бы мотивировать вас — к тому, чтобы стать лучше.
Ценности людей определяют, чего они хотят лично, а мораль определяет, чего хочет от них общество, окружающее этих людей. Определенное поведение считается желательным в данном обществе, в то время как другое считается нежелательным. Однако по большей части мораль не высечена на камне и не провозглашена Богом свыше, а вместо этого отражает местные чувства. Разные общества имеют разные представления о том, что приемлемо, а что нет. Есть лишь относительно небольшое число видов поведения (обычно включая убийство и различные формы жестокого обращения, в том числе инцест и сексуальные контакты между взрослыми и детьми любого рода), которые повсеместно презираются стабильными обществами.
Люди не рождаются с пониманием морали своего общества. Наоборот, это понимание развивается и созревает с течением времени. Знаменитая работа психолога Лоуренса Колхберга предоставила нам карту развития того, как моральное понимание имеет тенденцию прогрессировать в детстве и ранней взрослой жизни.
Узнайте о своих возможностях сегодня
- Согласно Кольбергу, у младенцев мало или совсем нет нравственного чувства, потому что они не рождаются с пониманием природы человеческих взаимоотношений. Когда дети достигают начального школьного возраста, они вступают в первую большую стадию морального понимания, известную как «доконвенциональная» стадия. Доконвенциональные дети по существу эгоистичны по своей ориентации. Они не думают о том, какое поведение послужит наибольшему благу, а скорее думают о том, что принесет наибольшую пользу им самим. Они реагируют в первую очередь на власть и думают о морали как о следовании правилам, чтобы избежать наказания.
- Когда дети становятся взрослыми, они обычно вступают в стадию «обычного» морального понимания. Некоторые дети будут отставать в развитии в этом отношении и станут взрослыми, у которых есть моральное понимание детей; мы называем их социопатами, нарциссами и антисоциальными личностями. Большинство людей, достигших общепринятого морального понимания, начинают мыслить категориями долга; обязанность делать то, что необходимо для достижения большего блага. Они ориентируются на поведение, которое с наибольшей вероятностью вызовет уважение и восхищение других людей. Частью общепринятой морали является обязанность вести себя законно. Некоторые люди принимают эту обязанность дальше и понимают ее как обязанность подчиняться тому, чего хотят другие влиятельные люди вокруг них.
- Большинство взрослых так и не достигают последней стадии морали, известной как постконвенциональная мораль, главным образом потому, что для того, чтобы достичь ее, люди должны отбросить чувство долга перед тем, чего хотят окружающие, и вновь вложить свои моральные чувства в более высокие цели. принципы, такие как (но не ограничиваясь ими) «честность», «взаимность» и «социальное обеспечение». Такие люди готовы занимать непопулярные позиции и принимать непопулярные решения просто потому, что эти решения представляют собой правильный поступок. Например, постконвенциональный генеральный директор может решить предложить полную медицинскую страховку для всех сотрудников, потому что это правильно (использовать компанию для поднятия всех участников), даже если это разозлит акционеров, которые могут это увидеть.