появился указ президента / Skillbox Media
Владимир Путин утвердил основы госполитики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. В документе перечислены сами ценности, а также то, что может представлять для них угрозу, и определены меры по их защите, кроме того, названы «антиценности».
Напомним, проект указа аналогичной тематики, разработанный Минкультуры, ранее вызвал резонанс в обществе, и в феврале разработчик заявил, что будет его дорабатывать.
Новый указ содержит тот же набор традиционных ценностей и угроз, которые усматриваются в их адрес. Документ вступает в силу со дня подписания, то есть действует с 9 ноября.
Согласно указу, традиционные ценности — это нравственные ориентиры, которые передаются от поколения к поколению и лежат в основе общероссийской гражданской идентичности. К ним относятся:
- жизнь, достоинство, права и свободы человека;
- патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу;
- высокие нравственные идеалы (правда, они в указе не раскрываются), крепкая семья, созидательный труд;
- приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость;
- коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение;
- историческая память и преемственность поколений, а также единство народов России.
Кроме того, в документе сказано, что особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию.
Российская Федерация, согласно документу, рассматривает традиционные ценности как основу российского общества, позволяющую защищать и укреплять суверенитет, осуществлять единство страны, сбережение народа России и развитие человеческого потенциала.
Ситуация в России и мире, говорится в документе, оценивается как требующая принятия неотложных мер по защите традиционных ценностей.
Кроме традиционных ценностей, в документе прямо названы системы идей и ценностей, которые являются чуждыми российскому народу и разрушительными для российского общества, однако их список имеет открытый характер:
- культивирование эгоизма, вседозволенности и безнравственности;
- отрицание идеалов патриотизма и служения Отечеству;
- отрицание естественного продолжения жизни, ценности крепкой семьи, брака, многодетности и созидательного труда;
- отрицание позитивного вклада России в мировую историю и культуру;
- разрушение традиционной семьи с помощью пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений.
Деятельность публично-правовых образований, организаций и лиц, способствующих распространению деструктивной идеологии, представляет собой угрозу национальным интересам РФ.
В указе сказано, что угрозу представляет деятельность экстремистских и террористических организаций, «отдельных средств массовой информации и коммуникации», действия США и других недружественных иностранных государств, ряда транснациональных корпораций и иностранных некоммерческих организаций, а также деятельность «некоторых организаций и лиц» на территории России. Большей конкретики в документе нет.
Образование и воспитание названы первым пунктом в числе областей, в которых реализуется государственная политика по сохранению и укреплению традиционных ценностей.
Согласно указу, в целях сохранения и укрепления традиционных ценностей пресечения распространения деструктивной идеологии реформы в области образования и воспитания должны проводиться с учётом исторических традиций и накопленного российским обществом опыта при условии проведения широкого общественного обсуждения.
Кроме того, сказано, что систему господдержки проектов в области образования усовершенствуют с учётом целей госполитики по сохранению и укреплению традиционных ценностей. Иными словами, программы проектов будут оцениваться на предмет соответствия традиционным ценностям — только в этом случае они могут рассчитывать на господдержку.
Установлено, что формы и методы воспитания и образования детей и молодёжи тоже должны совершенствоваться с теми же целями. Напомним, летом зампред Госдумы Ирина Яровая, например, заявила о том, что будущим педагогам не стоит изучать систему Монтессори, потому что «это другая идеология, это другой набор ценностных ориентиров».
Государственная политика предполагает воспитание в духе уважения к традиционным ценностям.
Одним словом, всё в образовании и воспитании теперь должно делаться с оглядкой на традиционные ценности. На самом деле этот уклон, разумеется, начался не сегодня, однако содержание этих ценностей не раскрывалось. Поскольку теперь оно раскрыто, стало понятнее, что писать в планируемых программах.
Напомним, в 2020 году в законе «Об образовании в РФ» появилась статья 12.1, согласно которой соответствующие образовательные программы школ, колледжей и вузов должны содержать программы воспитания и план воспитательной работы. При этом воспитание должно быть направлено в том числе на развитие «духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».
Обновлённая версия ФГОС среднего общего образования прямо предусматривает такие личностные результаты освоения школьной программы, как «целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ».
Кроме того, в том же законе, напомним, в 2021 году появилось понятие просветительской деятельности, к которой теперь предъявляется ряд требований. Содержание просветительской деятельности тоже должно обеспечивать формирование и развитие личности «в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями».
Лекция 17. Нравственные ценности
Нравственные ценности, этика гуманизма составляют ядро гуманистического мировоззрения.
Пространство нравственных отношений исключительно обширно, оно обнимает все сферы внутреннего мира человека и все области его внешних социальных отношений. Всегда и везде человек может и должен стремиться к тому, чтобы вести себя нравственно, хотя далеко не всегда мы абсолютно уверены в фактической благотворности нашего морального поступка или в том, что мы поступили наилучшим образом. Нередко мы совершаем выбор между различными нравственными ценностями, неизбежно принося какие-то из них в жертву другим.
Нравственные ценности слагаются на основе тех реальностей и поступков, которые мы не просто оцениваем, но и одобряем, т. е. оцениваем как добрые, благие, хорошие и т.п.
В основе нравственного поступка лежат (1) естественные моральные чувства человека, уходящие своими корнями в мир общения высших животных; (2) позитивные качества человека; (3) благоприобретенные нормы и принципы морального поведения личности. Современный американский гуманист Пол Куртц в работе «Запретный плод. Этика гуманизма» предлагает следующий каталог общих моральных норм: честность, правдивость, обязательность, искренность, верность, преданность, надежность, благожелательность, доброжелательность, непричинение зла другим людям, непричинение ущерба частной или общественной собственности, согласие на сексуальные отношения, благодетельность, совестливость, порядочность, благодарность, ответственность, справедливость, терпимость, сотрудничество.
Самой общей категорией для обозначения моральных ценностей является категория добра (блага), которая охватывает всю неопределенно большую совокупность действий, принципов и норм нравственного поведения. Одним из наиболее трудных вопросов этического разума является проблема природы добра, нравственного. В этой связи дебатируются вопросы о происхождении этического: дано ли оно людям свыше? присуще ли оно человеку естественно, априорно (от рождения)? порождается ли оно социумом или коренится в самой личности?
Кроме того, здесь ставится вопрос, существуют ли какие-то общие моральные принципы, которые выходят за индивидуальные, национальные и культурные рамки и присущи, в принципе, всем людям? Можем ли мы считать их статус объективным, т.е. независящим не только от человека, но и от общества и даже богов (как сказал бы Сократ)?
Этика гуманизма склонна утвердительно ответить на вопрос о существовании общих моральных принципов. Эти принципы частью опираются на биоэтические задатки людей. Они коренятся в его природе, как бы генетически закодированы. Вместе с тем, они оттачивались исторически на опыте многих и многих поколений людей. То и другое сообщает им статус незыблемых, самоочевидных и общепринятых. Свою основательность и истинность они доказали успешностью своего применения в невероятно многообразных жизненных обстоятельствах. Легко себе представить, что бесчисленные индивиды, племена и даже общества гибли, когда ошибались в выборе добра и зла. Можно даже утверждать, что человечество не вымерло в том числе и потому, что руководствовалось определенными нравственными нормами. Их эмпирическая основа настолько глубока, что позволяет говорить о трансформации в них историко-эмпирического базиса в онтологический, бытийственный. Другими словами, общие нравственные принципы спрессовались временем и опытом так, что стали казаться абсолютными, а для некоторых – данными свыше или сверхъестественными.
Но гуманистическая этика отдает себе отчет в том, что этические принципы все-таки историчны, они складываются в обществе, имеют социальное происхождение и бытование. Общие этические нормы – значит и общественные, хотя и одинаково понимаемые и оцениваемые превалирующим большинством людей, одинаковые для всех и для каждого.
Естественные предпосылки этического в человеке не менее важны для понимания генезиса и природы морали. Человек изначально этичен, от рождения заключает в себе огромный нравственный потенциал, своего рода матрицу необозримого множества нравственных задатков, склонностей, возможностей и т.п.
Главное для гуманизма – исходить из уже потенциально или актуально существующей человечности каждого человека, как наиболее перспективной и надежной точки отсчета, начала, в котором и с которого здесь и теперь начинается формирование, раскрытие, функционирование и развитие нравственного чувства и мышления, где начинается установление (конституирование) и обогащение мира нравственных ценностей и нравственного совершенствования человека.
Как бы велика ни была роль среды, природы, общества и иных внешних реальностей в жизни человека, именно он является самым главным, по сути, единственным носителем, субъектом и творцом нравственных реальностей в области той жизни, которую он может назвать своей. Сформировавшийся, ставший человек способен радикально изменять ценностные приоритеты. Как существо самостоятельное он способен непрестанно взращивать и творить добро. И быть в этом смысле активным, ведущим, целевым началом, по отношению к которому все остальное: общество, природа, небытие и неизвестность, – могут выступать в качестве условия, среды и средства.
Одной из важных форм практического доказательства актуального, а не генетического морального приоритета личности является ее нравственное совершенствование.
Если наше обычное нравственное поведение можно условно сравнить со скоростью, то нравственное восхождение – с ускорением, поскольку здесь речь идет не о количестве совершаемых нами добрых дел, а об их качестве, о прогрессе самого этического в человеке.
Существует масса этических учений, которые не только предписывают личности определенный перечень ценностей и норм поведения, но предлагают и свои принципы совершенствования. Среди них, например, этика любви, этика смирения (ненасилия), этика добродетелей, религиозные этики закона, богобоязненности, послушания, искупления и спасения и т. д. Все они предлагают совершенствование, соответственно, в страхе, любви, смирении, жертвенности, служении, молитве, аскезе (т.е. в самоограничении и воздержании) и т.д.
Гуманизм не предлагает этики, фиксируемой и сконцентрированной на какой-либо одной нравственной ценности, этическом принципе или позитивном качестве человека. Коротко говоря, этика гуманизма – это этика человечности. Но что такое человечность? Практически все люди, если не знают (не в состоянии четко сформулировать, что это такое), то могут в жизни чувствовать и различать человечность от бесчеловечности. Скорее всего, человечность – это сложное человеческое состояние и способность. В ней соединяются забота о человеке, его признание как ценности и любовь к нему, почтительность и благоговение перед человеческой и всякой другой жизнью. В основе человечности лежат три краеугольных принципа: уважение, доброжелательность и совестливость. Венчает все это созвездие добродетелей, освещая их своим светом, – разум, который делает человечность мудрой и зрелой, зрячей и эффективной.
Но, защищая этику человечности, гуманизм стремится дополнить ее некоторого рода перспективизмом и динамикой.
Гуманистическая этика – это этика свободного и осмысленного морального самоопределения, самоактуализации, самореализации, совершенствования и прорыва к другим, лежащим вне личности реальностям – себе подобному, обществу и природе.
То, что здесь названо прорывом, составляет высшую точку, кульминацию нравственной жизни человека, его нравственных достижений. Поистине удивителен факт, что всякое личное успешное, творческое и плодотворное усилие человека неизбежно увенчано стремлением поделиться с другими, сообщить другим, дать другим, разделить с другими то, что открылось, что оказалось достигнутым этой личностью. Архимеда из ванной вытолкнула не вода, а та же сила, которая заставила его бежать по улице и кричать человеку и человечеству «Эврика!». Так был открыт и сообщен другим один из знаменитых физических законов.
Оказывается, что высшей точкой его творчества было сообщить, сделать достоянием человечества открытие, совершенное личным усилием. Личность превосходит себя, она способна на это. Это – одна из самых богатых и благородных форм счастья. А сама эта способность личности прорываться за собственные границы к новому, и далее – к людям и миру, называется трансцендированием (от лат. transcendens – перешагивающий, выходящий за пределы).
Этика гуманизма – это этика восхождения, этика гуманных достижений, этика человечного творчества и творческого совершенствования человечности человека. Это – этика добродетельного участия и приношения даров на алтарь человечества.
Вопросы к лекции
1. Является ли стремление к добру и способность совершить зло естественными или благоприобретенными?
2. Назовите основные моральные ценности.
3. Каково гуманистическое понимание природы нравственных норм?
4. Какие типы этик входят в этику гуманизма?
5. В чем специфика этики человечности?
6. Почему и как этика гуманизма связана с творчеством и совершенствованием?
Вопросы для размышления
1. Необходимо ли подключение к моральному чувству ресурсов разума?
2. Возможно ли этическое познание на базе научной методологии?
3. Почему в этике гуманизма первостепенная роль связана с методами этического познания и самовоспитания, а не с анализом и выбором той или иной системы ценностей?
4. Какова природа добра?
Избирательная мораль: как социальный контекст влияет на моральные ценности | Esade
Мораль – это стандарты общественной жизни, которые регулируют наше поведение . Мы используем наши моральные ценности, чтобы управлять нашими действиями и реакциями, внося постоянные микрокорректировки в зависимости от контекста ситуации, в которой мы находимся. до ориентироваться в повседневной жизни ; мы применяем другой набор стандартов и ожиданий к молодому неопытному работнику, чем к опытному менеджеру.
Но что определяет уровни гибкости, которые мы готовы применить для достижения результата, который мы считаем морально правильным? Как быстро мы готовы отказаться от наших ценностей перед лицом головоломки, когда поступок, который является морально правильным, может нанести вред нам или нашим близким?
Что определяет уровни гибкости, которые мы готовы применить для достижения результата, который мы считаем морально правильным?
Чтобы пролить свет на этот моральный лабиринт, Эсаде Jordi Quoidbach и соавторы Daniel A. Yudkin, Ana P. Gantman и Wilhelm Hofmann исследовали, как социальный контекст влияет на моральную значимость. В исследовании из шести частей, в котором приняли участие 1166 человек в течение нескольких месяцев, использовалось специальное приложение для смартфонов для многократной записи опыта участников и их контекста, широкомасштабный опрос, лабораторные эксперименты и контролируемые испытания.
Результаты, опубликованные в журнале Nature Communication, показывают, что люди будут « выборочно активируют ’ различные моральные ценности в групповых ситуациях, в соответствии с требованиями социальной ситуации. Но когда речь идет об индивидуальных моральных ценностях — тех, которые формируют представления о собственных правах и свободах, — социальный контекст не имеет значения.
Другими словами, на моральные ценности, которые люди применяют к другим, влияет то, с кем они .
Подвижный моральный кодекс общества
Хорди Куойдбах объясняет: «Предыдущие исследования показывают, что0003 две группы моральных ценностей : обязательные, регулирующие поведение в группах, и индивидуализирующие, продвигающие личные права и свободы.
«Поскольку люди склонны мысленно активировать концепции в ситуациях, когда они окажутся полезными, значение, которое они придают моральным ценностям, может варьироваться в зависимости от того, с кем они находятся в данный момент. Связывающие ценности помогают регулировать поведение в коллективе , поэтому люди могут придавать этим ценностям большее значение, когда они находятся в присутствии близких, а не далеких людей. Само присутствие других может повлиять на моральное мышление».
Связывающие ценности помогают регулировать общественное поведение, поэтому люди могут придавать этим ценностям большее значение, когда они находятся в присутствии близких людей
Поскольку мораль считается клеем, скрепляющим общество , изучение социального контекста ее влияния важно для понимания того, почему люди могут реагировать способами, отличными от их моральной точки зрения. Предыдущие исследования предлагают несколько объяснений, в том числе простое лицемерие или естественную склонность защищать близких и назначать личное наказание с участием элемента личной заинтересованности.
Третье объяснение Куойдбаха, согласно которому моральные ценности «активируются» конкретными контекстами , обеспечивает более глубокое понимание несоответствий в моральном поведении, говорит он.
«Эта «моральная активация» может играть функциональную роль, помогая людям соблюдать соответствующие моральные ценности в данном контексте отношений и контролировать соблюдение этих ценностей другими людьми. Нарушения отдельных ценностей могут считаться неправильными независимо от того, где и когда они происходят, поэтому важность, которую люди им приписывают, не зависит от того, с кем они находятся. Но поскольку обязательные ценности касаются моральных обязанностей, налагаемых конкретными социальными отношениями, они могут быть особенно подвержен социальному влиянию ».
Психология морали
Выводы Куойдбаха и его соавторов предлагают понимание практических контекстов конкурирующих обязательных и индивидуальных ценностей .
«Например, исследование психологии информирования о нарушениях предполагает, что решение о том, сообщать ли о неэтичном поведении в собственной организации, отражает компромисс
Люди более склонны действовать в соответствии с обязательными ценностями, когда они находятся с близкими людьми именно потому, что контекст отношений активирует эти ценности в уме
«Другое исследование показало, что увеличение или уменьшение психологической дистанции людей от ситуации влияет на степень, в которой они применяют обязательные, а не индивидуализирующие принципы. Например, побуждая людей относиться к своим действиям отстраненно, а не погруженно, они с большей вероятностью будут применять беспристрастные принципы при наказании близких за моральные проступки. Напротив, вызывая чувство сопереживания по отношению к другим, увеличивается вероятность того, что люди проявят к ним фаворитизм в нарушение общих норм справедливости.
«Наша работа подчеркивает психологический процесс, который может помочь объяснить эти модели поведения : люди более склонны действовать в соответствии с обязательными ценностями, когда они находятся с близкими людьми, именно потому, что контекст отношений активирует эти ценности в уме».
Сопутствующее содержание: Как стать счастливее: подкрепленные исследованиями советы, которые помогут вам стать счастливее0004 — регулировать отношения, или что мораль плюралистична и отличается личными и безличными понятиями, такими как самоконтроль и трудолюбие. Выводы Куойдбаха выдвигают на первый план несколько новых областей для изучения.«Дальнейшие исследования могут плодотворно изучить, как различных контекста отношений
«Например, можно предположить, что такие ценности, как уважение (но не обязательно лояльность), будут играть роль при общении с корпоративным боссом. Наш анализ показывает, что здесь есть нечто большее, чем простая однородная активация всех значений привязки . Хотя наши прогнозы касались широкого влияния близких людей на связывающие и индивидуализирующие ценности, в будущей работе будет важно более точно указать, какие социальные условия активируют те или иные ценности.
«Понимание степени, в которой социальный контекст может влиять на неявную обработку моральной информации n, представляет собой многообещающую область будущей работы».
Весь письменный контент находится под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International license .Используйте силу пяти основных моральных ценностей
Вот уже несколько десятилетий специалисты по соблюдению норм и этике, а также многие руководители корпораций стремятся создать культуру, основанную на ценностях, а не на культуре, основанной на правилах. Такие инициативы основаны на обоснованном убеждении, что, в отличие от правил, которые просто диктуют, что сотрудники могут и чего не могут делать, ценности способны вдохновлять, мотивировать и вовлекать людей в выполнение своей работы наилучшим образом в соответствии с высокими этическими стандартами.
Кроме того, в отличие от свода правил, ценности могут способствовать созданию гармоничной и продуктивной рабочей среды. У них также есть перспектива действовать как «путеводная звезда», помогая сотрудникам ориентироваться в сложном моральном ландшафте и делать этический выбор даже в обстоятельствах, когда нет правил. Но какие ценности являются наиболее действенными в достижении этих целей? Подойдут ли какие-либо ценности или некоторые из них превосходят другие? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте начнем с признания того, что слово «ценность» имеет три различных значения:
- Значения измерений: Математические значения или какие-либо характеристики, такие как размер, возраст, длина, цвет, вес, температура, стоимость, красота или ценность.
- Вещи, которые ценятся: Деньги, слава, рост, веселье, слава, производительность, творчество, отношения, семья, отпуск и тяжелая работа.
- Моральные ценности: Идеи или концепции, связанные с хорошим и плохим поведением.
Поиск в Интернете основных ценностей корпораций дает термины или фразы, которые попадают во все три категории, перечисленные выше. Вот небольшая выборка из сотен, размещенных в сети:
- Управление
- Лучшие люди
- Создание ценности для клиентов
- Единая глобальная сеть
- Уважение к личности
- Честность
- Создание культуры честности
- Создавать красоту
- Превзойти
- Вопросы обслуживания
- Поддерживать жизнь
- Будьте доступны
- Платите вперед
- Развлекайтесь!
Если целью публикации слов или фраз является продвижение культуры, основанной на ценностях, которая минимизирует юридические и этические риски, способствует продуктивным человеческим отношениям и оптимизирует эффективность бизнеса, я считаю, что есть пять универсальных ценностей, которые превосходят все остальные. Это предвзятое мнение возникло в результате эксперимента, в котором я участвовал в качестве нового вице-президента по деловой этике и соблюдению более десяти лет назад.
Через несколько месяцев после моего назначения на этот пост я посетил семинар по этике фитнеса, организованный Институтом глобальной этики в Камдене, штат Мэн. Семинар вел доктор Рашворт Киддер, основатель и президент Института глобальной этики. Когорта семинара, которая сопровождала меня, состояла из представителей как коммерческого, так и некоммерческого секторов. Один из участников был капелланом в Академии ВВС США.
Во время одной части этого дня и полудлинного семинара д-р Киддер попросил нас сыграть роль школьного совета, пытающегося определить пять ценностей, которые нужно вырезать на замковом камне, который будет размещен наверху арки в вход в новую школу. Идея заключалась в том, чтобы учащиеся видели эти ценности каждый раз, когда они приходят в школу.
Доктор Киддер начал это упражнение, организовав открытый для всех сеанс мозгового штурма, кульминацией которого стал список из более чем 100 слов, описывающих ценности, которые мы высоко ценим. Выполнив это задание, доктор Киддер разделил группу на две части и попросил каждую подгруппу прийти к консенсусу только по пяти из множества значений в списке.
После долгих дебатов каждая группа независимо друг от друга пришла к соглашению о пяти значениях, которые, по их мнению, должны быть высечены на замковом камне над входом в школу. Затем мы снова собрались на пленарное заседание.
Удивительно, но из бесчисленных перестановок наборов значений, которые можно было выбрать, обе группы выбрали одни и те же пять слов. Затем доктор Киддер включил проектор, показывая подготовленный им заранее слайд с теми же пятью значениями, которые обе группы выбрали независимо друг от друга. Пока мы все восхищались этим результатом, доктор Киддер объяснил, что он знал, что мы собираемся выбрать эти пять слов, потому что все всегда так делают. Он рассказал нам, что выполнял одно и то же упражнение во многих странах мира и что, за немногими исключениями, результаты всегда были одинаковыми.
В ходе этого процесса наша группа открыла для себя следующие универсальные ценности: уважение, ответственность, справедливость, честность и сострадание (далее «Основные моральные ценности»). Для тех, кто ищет «Полярную звезду», с помощью которой можно направлять сотрудников при принятии решений и корпоративных ценностях, способствующих созданию гармоничной и продуктивной рабочей среды, Основные моральные ценности возвышаются над всеми другими альтернативами по своей эффективности. И наоборот, удалите любую из этих ценностей из организации, и вы неизменно станете свидетелем неправомерных действий и серьезных нарушений. В отличие от «вещей», которые мы ценим, таких как производительность, финансовый успех и решение проблем, основные моральные ценности необходимы для продуктивных человеческих отношений.
Недавно я нашел дополнительное подтверждение универсальности и важности Основных моральных ценностей в статье под названием «Основы четырех ценностей: справедливость, уважение, забота и честность», опубликованной Springer, которая впервые была опубликована в Интернете 29 мая 2019 года. авторы этой статьи освещают международную инициативу по разработке Глобального кодекса поведения для исследований в условиях ограниченных ресурсов (GCC). После длительного сотрудничества между представителями разных культур окончательный GCC был основан на ценностях, перечисленных выше в заголовке статьи. Интересно, что они определили «заботу» широко, включая понятия «сострадание» и «ответственность». Следовательно, четыре ценности GCC соответствуют Основным моральным ценностям, которые мы обнаружили на семинаре по этической пригодности, в котором я участвовал более десяти лет назад.
Но важно признать существенный момент. Слова, которые ваша корпорация выбирает для описания своих «основных ценностей», значат гораздо меньше, чем то, последовательно ли отражены Основные моральные ценности в вашей культуре и поведении каждого человека, от верха до низа дома. Слова не управляют поведением в организациях, а лидерство. Независимо от того, приняла ли ваша компания одну или несколько основных моральных ценностей, крайне важно, чтобы вы и ваши руководители стремились создать рабочую среду, которая была бы справедливой, уважительной, сострадательной, честной и ответственной.