предмет как наука и ее объекты изучения
Истоками психологии являются древнегреческие знания, которые сформировались тысячи лет назад. Трактат «О душе» Аристотеля повествует о неразделимости души и телесной оболочки. Аристотель выделяет две части души: разумную и неразумную. Неразумная часть подразделяется на растительную (вегетативную) и животную. Разумная часть души включает в себя различные звенья: ощущения, память, волю, разум.
Термин «психология» впервые употреблен в 1590 году Рудольфом Гоклениусом для обозначения научных знаний о душе. Свой труд он назвал «Психология, т.е. о совершенстве человека, о душе и прежде всего о возникновении ее». Общее признание термин «психология» получает в VIII веке. Появились труды Х. Вольфа «Эмпирическая психология» и «Рациональная психология» — это первые учебные пособия по психологии. Экспериментальный, научный подход начал прослеживаться около 150 лет назад после появления первой экспериментальной психологической лаборатории. С этого времени ведется отсчет истории развития психологической науки как самостоятельной.
Основные этапы развития психологии
Основными этапами развития психологии являются:
- Определение психологии как науки о душе. В Древней Греции, Средневековье, эпохе Возрождения душа являлась предметом рассмотрения представителей философии и богословия. Соответственно душа — предмет первоначальных психологических знаний.
- Начиная с XVII века, психология рассматривается как наука о сознании. В центре внимания сознание человека, его появление, процессы миропонимания и самопознания.
- В ХХ веке психология определяется как наука о поведении. Задачей является постановка экспериментов, наблюдение за поведением, человеческими реакциями. Используются объективные методы регистрации и анализа для изучения реакций, действий, которые наблюдаются.
- Современный этап развития психологии изучает закономерности, проявления и механизмы психики. Объектом выступает психика как природное явление. Человеческая психика и психика животного – частные случаи психики в целом.
Психология изучает человека как субъекта, имеющего множество отношений со средой, в которой он существует. Человеческая деятельность, познание, общение изучаются. Психология призвана исследовать внутренние состояния человека (субъективные душевные явления), процессы осознанные и неосознаваемые, поведенческие процессы.
Определение 1Психология сегодня – научное исследование поведения и внутренних психических процессов, применение полученных знаний с практической точки зрения.
Задачами современной психологии являются:
- Овладение умениями понимать сущность явлений психики и их закономерности;
- Управление процессами психических явлений;
- Использование знаний с целью создания условий для эффективной деятельности человека в разных практических отраслях, с целью повышения удовлетворенности жизнью людей в повседневности.
Задачи и место психологии в системе наук
Исследователь Б.М.Кедров говорил о том, что психология располагается в центре «треугольника наук».
Вершиной этого треугольника выступают естественные науки, нижний левый угол – это общественные науки, нижний правый – философские (логика, гносеология). Между естественными и философскими науками – место математики, между естественными и общественными – технических наук. Психология находится в центре и объединяет все группы наук, объясняя их формирование и развитие.Рисунок 1. Классификация наук по Б. М. Кедрову.
Психология наиболее тесно связана с общественными (социальными) науками. К социальным наукам можно отнести: психологию, социальную психологию, социологию, политологию, экономику, этнографию, антропологию, то есть науки, изучающие поведение человека. К ним примыкают науки естественного профиля: физика, биология, химия, математика. Тесно связаны с психологией философия, история, культурология, искусствоведение, литература, педагогика, эстетика, этика. Они относятся к наукам гуманитарного направления. На стыках наук возникают смежные области: психофизиология, психофизика, бионика, медицинская психология, нейропсихология, патопсихология.
Напрашивается вывод о том, что психология в системе наук является фундаментом, наукой, вбирающей в себя социально-гуманитарные признаки и естественнонаучные знания. Психология объединяет сведения научных отраслей, оказывает влияние на них, становится общей моделью изучения человека. В современном мире именно в этом заключается историческая миссия психологии – объединять естественные и общественные науки в познании человека и выстраивать единую концепцию.
Замечание 1В настоящее время наблюдаются довольно тесные связи психологии с техническими науками. Появились инженерная психология, эргономика, космическая и авиационная психология.
Разветвленная отраслевая система психологии
В психологическую науку входят дисциплины теоретического и прикладного характера, развивающиеся на границе с естественными науками, с науками об обществе и человеке. Причины такого развития многообразны. Практическая деятельность человека в обществе запрашивает и побуждает к формированию и развитию новых дисциплин психологии: космическая, инженерная, педагогическая психология. Такие причины называются эмпирическими (практическими). Появляются новые методы исследования и познания в психологии. Именно с появлением таких методов рождены экспериментальная психология, психофизика. Внедрение математических методов дало жизнь математической, инженерной психологии, бионики. Такие методы называются гносеологическими (познавательными). Сегодня насчитывается более ста отраслей науки психологии.
Общая психология – ядро всех наук современной психологии. Она изучает закономерности общего характера, психические механизмы, теоретические концепции и экспериментальные исследования. За общей психологией в качестве отраслевых наук выделяются социальная, возрастная, инженерная психология, психология труда, клиническая психология, психфизиология, дифференциальная психология, зоопсихология.
Рассмотрим предмет изучения некоторых отраслевых наук, бесспорно, в центре находится человек:
- генетическая психология занимается наследственными процессами, их зависимостью от генотипа;
- дифференциальная психология изучает индивидуальные психические особенности человека;
- возрастная психология исследует закономерности развития человеческой психики на определенном возрастном этапе от младенчества до старости. Возрастная психология подразделяется на детскую психологию, психологию юности, психологию зрелого возраста, геронтопсихологию;
- детская психология занимается исследованием развития сознания, процессов психики, деятельности ребенка, рассматривает условия ускорения развития;
- педагогическая психология во главу угла ставит процесс обучения и воспитания;
- социальная психология изучает проявления особенностей личности человека с точки зрения социально-психологической. Рассматривает взаимоотношения человека с людьми, с группой, психологическую совместимость людей.
Ряд отраслевых наук, занимающихся психологическими проблемами конкретных видов деятельности человека:
- психология труда изучает особенности трудовой деятельности, развитие трудовых навыков и умений;
- инженерная психология пристальное внимание обращает на процессы взаимодействия человека и современной техники в сферах промышленности, проектирования, автоматизированных систем управления;
- авиационная, космическая психология изучает особенности человеческой психики в условиях невесомости, полета;
- медицинская психология обращает внимание на особенности деятельности врача и поведенческих свойств больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии;
- клиническая психология изучает причины нарушений в психике, психические изменения, которые проявляются во время болезни. Особым разделом является патопсихология, изучающая отклонения в развитии психики, распад психики при мозговой патологии;
- юридическая психология останавливается на психологических особенностях участников уголовного процесса, психологическом портрете личности преступника;
- военная психология изучает поведение человека в период войны, в условиях боевых действий.
Ученые дискутируют на тему парапсихологических явлений, изучают проявления и механизмы возникновения необычных способностей у человека (телепатия, ясновидение, телекинез).
Как видим, современная психология дифференцирована, разветвлена на отдельные отрасли, которые очень часто существенно отличаются друг от друга, но всегда имеют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики. В психологии происходит и встречный процесс, интеграции, то есть объединения психологии со всеми науками. В практической психологии выделяется психологическое консультирование по разным темам: неудовлетворенность личной жизнью, семейные проблемы, взаимоотношения между супругами, между родителями и детьми, трудности в обучении, работе, производственные конфликты и др. Психологическая коррекция тоже область практической психологии, она направлена на оказание помощи по устранению причин душевного смятения человека, неуверенности в себе, излишней агрессивности.
Канадским ученым Ж.Годфруа выделены специальности психологов-практиков: клинический психолог, школьный психолог, промышленный психолог, психолог-эргономист, психолог-консультант, педагогический психолог.
Человек как объект и психика как предмет изучения психологии
Тема 3. Человек как объект и психика как предмет изучения психологии (предварительное системное представление)
Несмотря на сложность проблемы соотношения объекта и предмета исследования для любой науки, в психологии, как говорилось выше, принято главным объектом изучения считать человека, а главным предметом — его психику. С целью облегчить понимание психологической сущности человека, раскрываемой в последующих главах, и соблюдая основные принципы познания, дадим общее предварительное представление о человеке и его психике как сложных системах, подлежащих научному изучению.
Уровни психологической организации (макрохарактеристики) человека
Человек как субъект психической деятельности имеет многоуровневую организацию, что определяет и разные уровни и аспекты его психологического изучения. На каждом из этих уровней проявляется один из вариантов его сущности, что дает право говорить о нескольких ипостасях человека, только совокупность которых может дать более или менее целостное и полное представление о нем. (Между прочим, аналогичный подход в понимании сущности Бога демонстрирует христианский догмат о Божественной Троице, т. е. о Боге, едином в трех лицах: Бог-отец, Бог-сын и Бог-дух святой.)
Научное оформление многоуровневости психологической организации человека придал Б. Г. Ананьев, представив ее как систему взаимосвязанных понятий: человек — индивид — субъект (деятельности) — личность — индивидуальность [18, 22]. Взаимосвязь между этими понятиями в первую очередь предстает как иерархические отношения между ними. Иерархия (субординация) этих понятий, отраженная в последовательности их положения в общем ряду, имеет двойной смысл: условно можно говорить о временном и пространственном смыслах. Первый смысл заключается в том, что человек в своем онтогенетическом развитии последовательно проходит стадии от индивида до индивидуальности. Во втором смысле каждая последующая ипостась как более совершенный уровень организации включает в себя качества предыдущей, т. е. они находятся в отношениях соподчинения и включения. К настоящему времени вызрела идея дополнить этот ряд еще одной категорией — «универсум» [744]. Человек в своей психической деятельности раскрывается во всех перечисленных понятиях, которые в современной психологии нередко именуют «макрохарактеристиками» человека [166, 501].
В зависимости от уровня рассмотрения изучению подлежат различные совокупности психических явлений, характерные для соответствующей ипостаси человека. Совокупности эти отличаются друг от друга и составом входящих в них психических феноменов, и структурой, т. е. взаимосвязью этих феноменов.
Итак, самым общим понятием в этой иерархической лестнице является понятие «человек». Существует масса его определений. Но, как обычно в таких случаях, каждое определение отражает какую-то одну сторону (иногда несколько) явления, но не может охватить все стороны одновременно. (Кстати, напомним, что именно поэтому в современной науке действует и используется освещенный выше принцип дополнительности.) Например, очень точно характеризует отличие человека от животных такое определение: «Человек — единственное животное, которое знает свою бабушку». Не менее точен был В. Шекспир, подметив, что человеку в отличие от животного нужно не только необходимое, но и лишнее. Осознав все трудности формулировки исчерпывающих определений человека, примем за наиболее адекватную следующую дефиницию: человек — это биосоциальное существо, воплощающее, с одной стороны, высшую ступень развития жизни на Земле, а с другой, главный активный элемент общественно исторического развития.
С первой точки зрения современный человек предстает как биологическое существо, принадлежащее к типу позвоночных, классу млекопитающих, роду Нomo, виду Homo Sapiens (человек разумный). Он характеризуется особой телесной организацией, главными признаками которой являются прямохождение, наличие руки, высокоразвитого мозга и речевого аппарата. С общественной точки зрения он социальное существо, принадлежащее человеческому обществу в целом, определенным народностям, нациям, социальным группам. В этом ракурсе он характеризуется способностью к общению, к познанию внешнего мира и самого себя, к труду (как целенаправленному производству материальных или духовных ценностей).
Индивид (от лат. individuum — неделимое < in — не + dividen dus — подлежащий разделу) — макрохарактеристика человека, отражающая его природно-биологическую сущность как представителя вида Homo Sapiens. В этом понятии отражается индивидуально-биологическая сторона каждого человека как результат его филогенетического и онтогенетического развития. Филогенез — это историческое развитие организмов в русле эволюции жизни на Земле. Онтогенез — это индивидуальное развитие организма в русле его жизненного пути. Основные признаки индивида: 1) целостность анатомической и психофизиологической организации; 2) устойчивость во взаимодействии с внешним миром; 3) активность. Целостность означает системный характер связей между многообразными механизмами и функциями организма, реализующими жизненные (витальные) отношения со средой. Устойчивость определяет сохранность основных отношений индивида с действительностью и предполагает их пластичность, гибкость, вариативность. Активность обеспечивает способность индивида к самоизменению, сочетает зависимость от ситуации с преодолением ее воздействия на организм.
Понятие «индивид» применимо не только к человеку, но и к животным, когда они рассматриваются как отдельные особи в составе своих популяций. В качестве синонима термина «индивид» используют термин «индивидуум».
Субъект (от лат. subjectum — подлежащее) — макрохарактеристика человека, отражающая его соотношение с объективной реальностью, указывающая на него как на 1) носителя внутреннего мира (в форме сознания) и 2) источник активного познания и преобразования действительности. Субъект, действующий в объективном мире, противостоит ему благодаря своей сознательной активности. Активность субъекта в психологии обычно увязывается с его деятельностью. Психологическая активность обусловлена спецификой внутренних состояний субъекта в момент действия (в отличие от реактивности — обусловленной предшествующими состояниями). Она характеризуется произвольностью (действие субъекта по собственному почину), целенаправленностью (наличием цели действия субъекта), надситуативностью (выход за пределы исходных целей), устойчивостью деятельности по отношению к цели. Реализация человеком функций познания и преобразования действительности в контексте деятельности обусловила применение термина «субъект» обычно в связке с этим понятием: «субъект деятельности».
Личность (от русск. личина) — это макрохарактеристика человека, отражающая его социальную сущность, указывающая на него как на субъекта социальных отношений и сознательной деятельности. Принято говорить, что личностью не рождаются, а становятся в процессе общения, научившись сравнивать себя с другими и выделять собственное «Я». Огромное влияние на процесс формирования личности оказывают воспитание и образование. Основными обобщающими, интегральными свойствами личности (ее макрохарактеристиками) являются темперамент, характер, способности и направленность. Личность может изменяться: прогрессивно развиваться или деградировать. По сочетанию ее свойств и особенностей различают личности гармоничные или односторонние, прогрессивные или реакционные, нравственные или преступные, здоровые или больные, нормальные или патологичные. Личность — явление многогранное, она является объектом изучения всех гуманитарных наук. В психологии личность изучается в двух главных аспектах. Первый — общепсихологический, в рамках которого изучается структура и общие свойства личности; деятельность как форма существования и проявления личности. То есть это в определенном смысле — индивидуализированный подход. Второй подход — социально-психологический. Здесь личность изучается в контексте общения и взаимодействия людей и различных групп друг с другом.
Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое) — макрохарактеристика человека, отражающая его неповторимость со стороны социально значимых отличий от других людей. В этом понятии воплощена уникальность человека и как индивида, и как субъекта, и как личности. Индивидуальность (в психологическом смысле) проявляется в чертах характера и особенностях темперамента, специфике интересов, качествах психических процессов, особенностях интеллекта, своеобразии потребностей и способностей. Предпосылками формирования индивидуальности выступают анатомо-физиологические задатки, процессы образования и сознательного самовоспитания.
Универсум (от лат. universalis — общий, всеобщий) — макрохарактеристика человека, отражающая достижение им высшей степени духовного развития с ясным осознанием своего бытия и места в мире.
Субординационный характер представленных ипостасей человека не означает, что каждый конкретный человек находится на каком-то одном уровне своей психологической организации. Взрослому нормальному человеку (являющемуся объектом исследования общей психологии) одновременно присущи все указанные уровни. Тем самым следует признать, что рассматриваемые ипостаси человека находятся не только в иерархических отношениях, но и в отношениях сосуществования и взаимодействия, т. е. в координационных отношениях. Этот аспект психологической организации человека наглядно, компактно и в то же время с достаточной полнотой описывается с помощью нижеприводимой схемы (рис. 3.1). Такое описание человека было предложено В. А. Ганзеном, опиравшимся на разработанный им и уже упоминавшийся нами пентабазис СПВЭИ [166, с. 156].
Рис. 3.1. Координационная схема психологической организации человека
(по В. А. Ганзену [166, с. 159])
Компоненты правой стороны схемы (личность и индивидуальность) отражают преимущественно социальную сущность человека, а компоненты левой стороны (индивид и субъект) — его биологическую основу. Верхняя часть схемы (субъект и индивидуальность) отражает дифференцирующие, разделяющие отношения человека в окружающей среде, нижняя (индивид и личность) — интегрирующие, объединяющие. Действительно, индивид — наименьшая единица в системе биологического вида, объединяющая и сохраняющая всю информацию о виде во времени (отношения «предки — потомки»). Как личность, человек вступает в контакт с расположенными в физическом и социальном пространстве другими людьми и различными социальными группами. То есть эти две ипостаси выражают объединяющую со средой (природной и социальной) во времени и пространстве сторону (тенденцию) человека как биосоциальной единицы. В то же время человек как субъект противостоит объективному миру, который он познает и преобразует, а как индивидуальность, противопоставляется другим людям. То есть эти две категории выражают отделяющую от природной и социальной среды сторону (тенденцию) человека как биосоциальной единицы.
Функциональная структура психики человека
Если придерживаться наиболее признанной на сегодня в науке эволюционистской концепции развития жизни на Земле, то следует признать, что психика является мощным адаптивным механизмом, а ее глобальной, стержневой функцией является способствование выживанию организмов и биологических видов за счет повышения эффективности их взаимодействия с окружающим миром. Эффективность этого взаимодействия увеличивается благодаря повышению интенсивности и адекватности поведения индивида, наделенного психикой, а также благодаря увеличению доли совместных действий особей в общей жизнедеятельности вида. Этим трем факторам повышения выживаемости соответствуют три основные функции психики : стимуляция активности, психическое отражение и обеспечение коммуникации с себе подобными. Последнюю функцию (особенно применительно к человеку ) целесообразно обозначить как общение, включающее в себя не только коммуникативную (передача информации) составляющую, но и перцептивную (восприятие и понимание человека человеком), и интерактивную (обмен действиями) [24]..
Каждая из трех означенных функций представляет собой единство двух компонентов. Первая — активности и реактивности, вторая — познания (отождествляемого некоторыми исследователями с психическим отражением в целом) и регуляции, третья — взаимодействий и взаимоотношений. Специальных пояснений этим двуединствам здесь не приводим, поскольку все необходимые обоснования каждого из них представлены ниже в главе, посвященной общению и деятельности, и частично в заключительном разделе, а также в научной литературе [24, 79, 80, 166, 506]. Если каждую функцию представить в виде одной из ортогональных осей в трехмерном евклидовом пространстве, то получим каркас трехмерной модели функциональной структуры психики (рис. 3.2).
Рис. 3.2. Основные оси пространственной модели функциональной структуры психики
Представленная модель имеет фронтальную плоскость, образованную осями «активность» и «психическое отражение», горизонтальную плоскость, образованную осями «психическое отражение» и «общение», и сагиттальную плоскость, образованную осями «активность» и «общение».
В контексте нашего дальнейшего изложения первоочередной интерес представляет фронтальная плоскость модели, идея и первая редакция которой были предложены в 80-х гг. В. А. Ганзеном [166]. Ее последующая модернизация осуществлена в наших работах [498, 506, 520 и др.].
Строгость и стройность модели Ганзена предопределились опорой на четыре принципиальных положения. Первое состоит в учете дихотомической организации мира, а следовательно, и психики. Единство противоположностей, заключенное в реальных объектах и обеспечивающее как их равновесие, так и развитие, позволяет при анализе объектов реальности раздваивать их на пары (диады), а при синтезе — объединять их в единое целое. Область пересечения членов этих пар дает третий промежуточный элемент, который чаще всего можно рассматривать как границу между ними. Взаимодействие человека со средой есть целостное явление. Дихотомический подход позволяет выделить в этом взаимодействии такие первичные пары, как субъект — объект, отражение — регуляция, активное — реактивное поведение и т. д.
Второе положение, по сути являющееся частным проявлением первого, заключается в том, что психика рассматривается как система с двумя фундаментальными противоположными свойствами, присущими всем объектам реальности: неоднородностью и целостностью. Неоднородность (и соответственно тенденция к дифференциации частей психики как целого) выражается в существовании различных психических функций и проявляется в различных психических явлениях. Это дает возможность использовать при изучении и описании психики метод системного анализа. Целостность психики (и соответственно тенденция к объединению ее частей) заключается в неразрывном единстве всех ее функций и проявлений, что обеспечивает интеграцию всей внутренней психической жизни индивида и его непрерывную взаимосвязь с окружающим миром. Это свойство психики дает возможность при ее изучении и описании применять системный синтез.
Таким образом, реализация указанных двух положений позволяет представить функциональную структуру психики как трехуровневое иерархическое образование, где уровнем наивысшей степени общности является уровень интеграции, раздвоение интегративной функции на психическое отражение и регуляцию дает второй субординационный уровень, а раздвоение функций отражения и регуляции на активные и реактивные формы дает третий уровень — уровень парциальных функций. Эта субординация может быть описана в общенаучных категориях, что представлено графически на рис. 3.3 а.
2 Факторы, влияющие на зрительное восприятие водителя в темное время суток — лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию.
Рис. 3.3. Функциональная структура психики человека:
а) в общенаучных категориях; б) в психологических категориях.
(по В. А. Ганзену [167, с. 31])
Третье принципиальное положение — это использование базисного метода для структурирования информации, полученной при изучении психики. Идея метода состоит в соотнесении совокупности элементов описания объекта (в нашем случае психики) с совокупностью элементов выбранного базиса. Это соотнесение осуществляется путем выявления соответствия (или близости) характеристик описываемого явления компонентам базиса. Данный метод придает описаниям упорядоченность, устойчивость и относительную полноту. Важным качеством этого метода является «открытость» полученных с его помощью описаний, т. е. возможность внесения дополнений и коррекций без коренных изменений в целом. Именно это обстоятельство позволило в дальнейшем модернизировать рассматриваемую модель.
Четвертое важнейшее положение постулирует возможность исчерпывающего описания любого объекта действительности через пространственно временные и информационно энергетические показатели. Следуя дихотомическому принципу и опираясь на философский анализ категории «материя», пространство и время рассматриваются как диалектическая пара форм существования материи, а энергия и информация — как диалектическая пара условий способа существования материи, т. е. движения. Это позволяет ввести основополагающий для систематики свойств различных объектов базис, названный В. А. Ганзеном «пентабазисом СПВЭИ». Пентабазис включает в себя пять базовых частей: субстрат (С), пространство (П), время (В), энергия (Э), информация (И). Пространство, время, энергия и информация определяют неоднородность и многообразие проявлений (свойств) объектов, в том числе психики, что отмечалось при изложении принципа целостности. Субстрат символизирует синтез всех этих свойств в одном объекте, интеграцию частей в единое целое.
Целенаправленное применение перечисленных принципов позволило В. А. Ганзену представить функциональную структуру психики человека в наглядной форме в виде графической схемы, где каждая триада психологических понятий реализует какую-либо парциальную функцию психики на третьем уровне их конкретизации (реактивное познание, реактивную регуляцию, активное познание, активную регуляцию) и функцию интеграции.
Перцепция в форме ощущений и восприятий осуществляет реактивное отражение, так как эти процессы непроизвольны, безусловны, непосредственны, причинно-следственны. Иначе говоря, на этом уровне психического отражения инициатива во взаимодействии между субъектом и объектом принадлежит объекту как раздражителю, как причине возникновения психического процесса. Непосредственность означает прямое взаимодействие субъекта с объектом. Безусловность означает, что результат взаимодействия (ощущение) возникает независимо от воли субъекта; он не в состоянии его изменить или устранить. Причинно-следственность указывает на направление процесса — от объекта к субъекту: изменения в объективном мире вызывают изменения в субъективном мире, т. е. появление, изменение или исчезновение ощущения, но не наоборот (вспомним принципы объективности и детерминизма). Ощущения и восприятия позволяют ориентироваться в среде и отвечать на вопросы «что?» и «где?». Следовательно, они соотносятся с базисным понятием пространства. Мышление в образной (представления) и знаковой (речь) формах выполняет активное отражение, так как позволяет путем активных преобразований информации (в первую очередь путем логических рассуждений) проникнуть в сущность явлений, скрытую от непосредственного чувственного познания через ощущения и восприятия. Этот психический процесс сопоставим с информационной частью пентабазиса. Аффект реализует функцию реактивного приспособительного регулирования в форме эмоций и чувств. В них обобщен опыт индивида и предшествующих поколений, что позволяет соотнести аффект с базисным понятием времени. Воля выполняет активное регулирование через волевые действия, побудителями которых выступают мотивы. Воля как движущая сила сопоставима с понятием энергии. Интеграция производится сознанием и так называемыми «сквозными» процессами (память и внимание). Память объединяет информацию в одном хранилище, а внимание «связывает» субъекта с объектом психической деятельности. Сознание олицетворяет собой высшего интегратора, в котором объединены все психические функции. Психика в целом функционирует в некоторой среде. На «входе» расположены первичные психические процессы — ощущения и эмоции. На «выходе» — действие и речь как явления, результирующие внутреннюю работу психики.
Эту схему мы пока принимаем за исходную для системного изложения дальнейшего материала. Наложением на нее ряда дополнений и изменений можно получить более подробную схему функциональной структуры психики человека.
Что это такое? Сделано просто
4 комментария / Психология
Page Contents
Наука психология полна только изучением поведения, психических процессов и поведения организма по отношению к окружающей среде. Поведение людей изучается научными методами. Психология, как наука, имеет в основном следующие основные цели или задачи: понимать, предсказывать, описывать, влиять и контролировать поведение и улучшать качество жизни.
Давайте поговорим об этих целях,
Понять
Первой из важных целей научной психологии является установление фактов и принципов, с помощью которых можно лучше понять поведение. Различные научные методы позволяют нам оценивать и объяснять факты и взаимосвязи поведения и психических процессов.
Например, ревность часто считают отражением элементарной неуверенности, проистекающей из недоверия к своим возможностям. Бесполезно называть неприятное поведение «ревностью» и думать, что мы объяснили его.
Считается, что человек, которому завидуют, превосходит его в том, что он красивее, умнее, социально презентабельнее и т. д. Если мы хотим адекватно бороться с ревнивым поведением, мы должны искать основные причины. Понимание принципов психологии ценно при решении социальных и естественных проблем.
Прогнозировать
Понимание естественным образом ведет к лучшему прогнозированию и контролю поведения. Прогнозирование умственной активности действий человека может быть сделано с помощью психологии, потому что поведение является результатом очень многих условий или факторов.
Так же, как астроном предсказывает время затмения, а химик предсказывает смесь двух соединений, психологи могут предсказывать действия, если знают все законы, действующие на человека в этот момент. Психологи иногда пытались классифицировать поведение по уровням предсказуемости, начиная от простого и заканчивая сложным поведением, на которое влияет множество факторов и которое часто трудно предсказать.
Успешный прогноз основан на тщательном знании стимулов, провоцирующих поведение. Например, прогнозирование того, какое беспокойство будет испытывать группа сотрудников, зная, какой стресс они испытывают на работе.
Описать
Третьей целью психологии является описание информации. Информация, собранная с помощью методов научного исследования, позволяет нам точно и полностью описать психологические факты и отношения, когда получена адекватная описательная информация. Благодаря этому могут быть сделаны достаточно точные прогнозы и предложены объяснения, помогающие понять эти факты и взаимосвязи.
Например, информация, полученная в ходе опроса о частоте курения сигарет с высоким содержанием никотина среди студентов колледжа, говорит нам о том, что они подвержены высокому риску заболеваний легких, таких как бронхит.
Влияние и контроль
Наконец, когда мы приобрели достаточно понимания и способности предсказывать, мы можем иногда намеренно влиять на людей таким образом, чтобы улучшить и обогатить их жизнь. Эта практическая цель была специализирована различными прикладными отраслями психологии. Это помогло не только отдельным лицам, но и учреждениям и ассоциациям лучше приспособиться к ситуации. Это помогло человеческому подходу к жизни и миру.
К примеру, клинические психологи работают в психиатрических больницах, клиниках, учреждениях социального обслуживания. Педагогические и профессиональные психологи занимаются личными и социальными проблемами адаптации, бизнес-психологи применяют для интервью, скрининга, отбора персонала, планов поощрения и программ обучения. Все эти подходы влияют на поведение других и контролируют их. Сегодня многие психологи помогли людям понять поведение и психические процессы с помощью психологических знаний и принципов.
Субъективное благополучие (SWB) жизни
Конечная цель психологии — избавить людей от стресса, разочарования, конфликтов и беспокойства различного рода, чтобы они могли хорошо приспособиться к окружающей среде. Этот прикладной аспект психологии пытается решить человеческие проблемы, развивая позитивные взаимоотношения друг с другом. Развитие позитивных отношений, в свою очередь, повышает оптимизм, чувство собственного достоинства, уверенность, силу воли и, наконец, удовлетворение во всех аспектах жизни, способствуя собственному благополучию и благополучию окружающих.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Цели обучения студентов :: Факультет психологии
Общеобразовательный курс психологии (PSY 105: Общая психология): Результаты обучения студентов (SLO)
Факультет следует NM HED Area IV и UNM Область 4 Компетенции в области социальных и поведенческих наук. Общая психология ставит перед нашими студентами три цели:
Студенты продемонстрируют получение как фактических знаний, так и способности концептуализировать и применять эти знания к своему собственному поведению, к способам взаимодействия с другими, а также к своей роли в культуре и обществе.
- SLO 1: Обучение будет демонстрироваться выполнением нескольких викторин, тестов и экзаменов, которые охватывают основных вопросов психологии : методология, неврология, ощущения и восприятие, сознание, обучение, память, мышление, язык, интеллект, мотивация и эмоции, сексуальность, пол и разнообразие, развитие, личность, стресс и здоровье, расстройства, лечение и социальные аспекты.
- SLO 2: Учащиеся продемонстрируют свои способности применять то, что они узнали о основных вопросов психологии (см. выше) на фактические, практические, теоретические и философские вопросы, участвуя в лекциях с использованием устройств реагирования студентов (iClickers).
- Адреса HED/UNM Область IV/4, компетенции 1, 2, 3 и 4
Учащиеся поймут и смогут применять принципы научного метода и критического мышления.
- SLO 1: Обучение будет демонстрироваться выполнением нескольких викторин, тестов и экзаменов, которые охватывают основные вопросы психологии: методология, неврология, ощущения и восприятие, сознание, обучение, память, мышление, язык, интеллект, мотивация и эмоции, сексуальность, пол и разнообразие, развитие, личность, стресс и здоровье, расстройства, лечение и социальные аспекты.
- SLO 2: Учащиеся продемонстрируют свои способности применять то, что они узнали о научном методе и критическом мышлении, к теоретическим, философским и практическим вопросам, участвуя в лекциях с использованием студенческих устройств реагирования (iClickers).
- Адреса HED/UNM Область IV/4, компетенции 1, 2, 3 и 4
Учащиеся смогут обобщать и интерпретировать статьи из научных журналов и объяснять, как опубликованные результаты могут повлиять на них самих, а также на их сообщества. , культура и общество.
- SLO 1: Учащиеся будут оцениваться по их способности обобщать, интерпретировать и комментировать статьи в научных журналах. (В качестве альтернативы они будут участвовать в сборе психологических данных, участвуя в текущих исследованиях, спонсируемых Департаментом.)
- Адреса HED/UNM Область IV/4, Компетенции 3 и 4
Программы получения степени по психологии: результаты обучения студентов
Б.А. Степень:
- А.1. Студенты могут определить, как мы начинаем осознавать себя, как мы учимся взаимодействовать с другими, и как мы влияем на других и как они влияют на нас.
- Б.1. Учащиеся могут определить, как психологи изучают человеческое поведение и как эти знания можно использовать для объяснения, прогнозирования и влияния на поведение.