Образ это в психологии: Образ. Что такое «Образ»? Понятие и определение термина «Образ» – Глоссарий

Тема 25. Познание и образ. (наверх) Первый вопрос. Виды образных явлений, изучаемые в психологии. Функции образа.

Образ, прежде всего перцептивный, восприятие. Но образ имеет не один вариант. Скажем, в английском. Есть два разных слова, которые по-русски переводятся одинаково. Первое – индивидуально-конкретный образ. По латыни перцепт. Обладает качествами сенсорный, константный, предметный, индивидуальный. Второе – обобщенный образ, с английского имидж. В слове воображение обобщенный образ. Иногда называют «образ тип», «конкретный представитель класса объектов», «визуальное понятие».

Смотрим классификацию телосложений по Кречмеру и видим там фотографию. На ней человек, т.е. индивидуально-конкретный образ, но нам его представляют как представителя определенного класса, данного типа телосложения. Это есть обобщенный образ. Образ может оставаться конкретным, но являться при этом обобщенным.

Функция индивидуально-конкретного образа — изображение объекта. Функция обобщенного образа – символ, способ представления или понимания реальности, зависящий от практического действия в этой реальности. Символ это способ представления или понимания реальности, зависящий от практического действия субъекта.

Скажем, когнитивная карта по Толмену – это конечно и изображение местности, но на самом деле это и нечто более важное, это способ представить реальность, в которой я действую. Здесь образное представление выступает и в символической функции. Обычно функцию символа поясняют ещё и так – это возможное средство решения познавательной творческой задачи.

Ученые часто открывают что-то новое в форме образа. Хрестоматийный пример Кекуле. Он размышляет над тем, как должны быть организованы атомы углерода. Спокойная обстановка, человек задремал. Наблюдается перцептивная активность – перед мысленным взором, в полудреме остаются изображение огня на сетчатках глаз. Это не просто линии, а образы приобретают предметность.

Это как бы танцующие змейки. Змейки пытаются укусить себя за хвост. Дрёма уходит он зарисовывает кольцевую структуру. С одной стороны галлюцинаторное изображение животного, а с другой наглядный принцип решения творческой задачи. Визуальное понятие и символ решения.

Теперь можно различить также образы прошлого и будущего. По вертикали мы либо наблюдали объект, либо брали сам момент решения творческой задачи. По прошествии времени это стало материалом для воображения. Восприятие или сенсорно-перцептивные процессы – это 1 и 2 квадрат. 3 и 4 квадраты – это обобщенные образы, значит это мыслительные образы. С другой стороны 1 и 3 квадраты – это память, образы прошлого. А 2 и 4 – образы будущего или воображение. Есть сложный случай, когда вообще-то воображение – это имидж. В случае сцепление восприятия и воображения говорят об оперировании образами, тоже говорят о воображении.

1) Индивидуально-конкретные образы прошлого. Здесь объединились восприятие и память. Этот квадрат – перцептивная память, память-восприятие. Здесь также память-ощущение, сенсорная память, послеобразы. Непосредственные отпечатки на сетчатке – иконическая память453 (продолжается доли секунды). А слуховой образ – эхоическая память 454 (продолжается 2-4 секунды).

Собственно перцептивные образы. Такие называются эйдетическими. Эти образы являются непосредственными отпечатками конкретных ситуаций, которые в отличие от послеобраза не зависит от движений глаз и расстояния до объекта. Послеобраз с книги может сместиться на другой объект и будет зависеть от расстояния до нового объекта. Эйдетический образ не зависит от движений глаз, его можно обследовать, перцептивно наблюдать, стабилен по размеру. Эти образы обычно наблюдаются у детей. Феноменов эйдетических образов становится всё меньше. Собственно образным восприятиям приходят на смену когнитивные схемы.

Эйдетический образ455 – есть непосредственный отпечаток ситуации, который в отличие от послеобраза не зависит от движений глаз и расстояния до объекта. Эйдетические образы могут наблюдаться перед сном (гипнагогические образы), после пробуждения. Если человек в сенсорной депривации456, то очередно формируется образная активность. Эта активность начинается в первом квадрате (будет сетчаточный шум в виде точек и пятен, а затем фигуры, сложные конфигурации, обретающие предметность). Потом человек теряет представление о том, где он. И самое неприятное – может потерять чувство себя.

2) Индивидуально-конкретные образы будущего. Восприятие соединилось с воображением. Перцептивное воображение. Это есть мысленное оперирование наглядными образами. Это иногда называют также воссоздающим воображением. Это суть представление объекта или ситуации по их схеме, чертежу, образцу. Представить объект – это не только сформировать его перцепт, но и имидж.

Здесь в разных областях психологии разные названия – перцептивное воображение, конструктивные способности (чертежника, дизайнера). В психологии мышления — воссоздающее воображение.

Явлений перцептивного воображения немало. Есть такая метафора – наглядно оперировать образами значит мысленно вращать их, преобразовывать. В середине 70-х г. исследователь Шепард провёл эксперимент с мысленным вращением, опыт с мысленным поворотом образа.

В любой гипотезе существует связь между независимой переменной (та, которую меняет экспериментатор) и зависимой переменной (связанная с испытуемым).

Эксперимент Шепарда вызвал очерендной интерес к образам, образная революция.

3) Обобщенные образы прошлого. Встретились мышление и память. Смысловая или семантическая память457. Перманентная, долговременная. Пометим только главное: меняются единицы ( были перцепты, а стали имиджи (когнитивные схемы, карты, визуальные понятия, образы-символы, т.е. принципы решения)).

4) Обобщенные образы будущего. Мышление и воображение. Могли бы назвать смысловым воображением, но есть более точное слово. В этой ситуации не хватает уже наличных средств для решения задачи. Смысловая память есть, а средств для решения будущих задач пока нет. Значит, материал смысловой памяти надо преобразовывать, видоизменять (менять схемы, карты, переходить от одних к другим понятиям, иначе категоризовать).

Это творческое воображение. Несколько определений. Первое – это процесс построения обобщенных образов как возможных средств (принципов) решения проблем (творческих задач). Тех проблем, которые до этого не были решены, а иногда вообще не могут иметь решения.

Если мы хотим представить творческое воображение, получается что надо представить задачу, которую пока неизвестно как решать. Тут можно вспомнить субъекта визуального типа мысли – Кулибина. 80% его чертежей – это чертежи вечного двигателя. Т.е. это было типовым материалом для процесса творческого воображения, построение обобщенных образов нерешаемой принципиально задачи.

И рядом пример Да Винчи. Всю жизнь Да-Винчи решал какую-то проблему. Скажем, семейную проблему, проблему двух матерей. Почему Фрейд так говорил о художнике? А потому что до старости Да Винчи изображал женские улыбки и маленькие детские головки. Для Фрейда это было признаком того, что проблема осталась нерешенной. Да Винчи строил образы-символы нерешенной им личностной проблемы.

Второе – это процесс построения символов, как способов представления реальности. Что даёт символ? Он даёт понимание реальности. Первые слова, хотя формально знаки, но это символы для ребенка. Первая когнитивная схема, которая возникнет у ребенка, будет символической, ещё не знаковой, она даст возможность понять реальность. Ребенок вынужден быть творцом мира для себя.

Функции образа: 1) изображение объекта и 2) символ как способ представления реальности (конкретной задачи). В промежутке: 3) знаковая (Арнхейм Р.). У образа как знака есть важная особенность. Сам образ, его чувственный материал, сама фигура безразличен к содержанию.

Лингвисты бы сказали, что знак условен, выбор знака произволен, может быть любым. В первых символических схемах ребёнок не воспринимает слова как знаки. Звучание как-то связано для него с содержанием образа.

Знак связан одновременно и с изображением и с символом. История любой письменности – это сначала письмо было изобразительным (идеографическим), а лишь затем буква стала знаком. Для ребенка буква, слово всегда должно быть на что-то похожим, на то, что называется этим словом, т.е. понимание ребенка не знаковое, а изобразительное.

Знак как-то связан с смиволом. Они сходны в том, что позволяют заменить предмет, заменить действие с ним и т.д. Но если символ ясен непосредственно. Подобное понимание должно быть и у ребенка, пусть даже неверное. А знак нуждается в расшифровке. Должна пройти целая история, прежде чем человек поймет, что знак в принципе может быть любым. Обозначающее и обозначаемое в принципе не зависят друг от друга.

Всё становление детского мышления, которое называют наглядной, наглядно-образной, наглядно-интуитивной в целом можно представить как переход от символов к знакам.

Образ тела | ПАРАБОЛА центр психологии

 Автор: Ольга Сологубова

 

В этой статье я рассказываю об образе тела с точки зрения психологии: что такое образ тела, как он влияет на самооценку, на настроение, на психологическое благополучие. Описываю «вредные» и «полезные» установки, которые могут изменить восприятие образа тела. Привожу эффективные способы улучшить отношение к себе и к своему телу. 

 

Что такое образ тела? 

Образ тела, это то, как человек воспринимает свою внешность, то, что человек думает и чувствует по поводу своего тела.


Мысли, чувства, отношение к телу может быть позитивным, негативным, может меняться, сочетая в себе положительную и отрицательную окраску. Восприятие образа тела может быть стабильным, а может меняться в зависимости от внешних обстоятельств. В жизни это может выглядеть так: женщина воспринимает своё тело вполне привлекательным, услышав комплимент от супруга, и начинает воспринимать своё тело в негативном ключе после колкого замечания коллеги. На восприятие образа тела  может отрицательно повлиять даже такое событие как, например, слишком плотный обед или «лишнее» пирожное.


Образ тела также может существенно зависеть от того, что человек читает или смотрит. Например, балетный спектакль или фильм с красивыми артистами у некоторых людей может спровоцировать желание сравнить своё тело с увиденными образами.
Таким образом, образ тела – это субъективное восприятие себя, своего тела в конкретный момент времени в текущих обстоятельствах.

Искажения образа тела 

Восприятие человеком своего тела не всегда точное и достоверное. Например, некоторые люди могут считать, что они сильное толще, чем в действительности. В жизни это может выглядеть так: женщина в магазине берёт в примерочную одежду значительно большего размера, и только надев её, обнаруживает, что вещь слишком велика. Или человек становится на весы в совершенной уверенности относительного своего веса и с удивлением обнаруживает совсем другую цифру. Искажения образа тела, как правило, бывают в сторону увеличения веса или объёма, но может быть и в обратную сторону. 


Искажённое  восприятие тела может выражаться также в том, что человек концентрируется на определенных участках своего тела, считая их совершенно уродливыми, и таким образом, воспринимает всего себя целиком как непривлекательного. 

 

(c) иллюстрация: (фрагмент) Лариса Ильченко

На что влияет восприятие своего тела? 

Когда человек недоволен своим телом, это может влиять на его настроение, самооценку и даже существенно ограничивать социальные контакты и возможности активной жизни. Например, человек, который считает, что у него лишний вес, может отказаться пойти на пляж или будет избегать кататься на велосипеде или не станет совершать пробежку в парке, где много людей.

 

Здоровое восприятие своего тела 

Здоровое восприятие своего тела, это состояние, при котором человек доволен своим телом и тем, как он выглядит. Люди с позитивным образом тела, как правило, имеют более высокую самооценку, лучшее принятие себя и ведут более здоровый образ жизни. Если вы не беспокоитесь постоянно о том, насколько «хорошо» или «плохо» вы выглядите, то у вас появляется больше возможностей заниматься позитивной деятельностью, например, проводить время с друзьями, ходить на общественные мероприятия, у вас больше свободы в выборе различных видов спорта или хобби. 

Неудовлетворённость своим телом 

Негативный образ тела включает в себя различие между тем, как человек выглядит на самом деле, и тем, как он должен выглядеть в соответствии с его собственным представлением идеального образа себя. При этом может быть совершенно неважно, насколько этот идеальный образ достижим, реалистичен или безопасен для здоровья. Люди часто подвержены влиянию общественного мнения по поводу того, какой вес правильный, какими должны быть талия или бедра, содержание жира в организме, какая идеальная форма тех или иных частей тела.


На восприятие тела значительное влияние могут оказывать мнение супругов, друзей, членов семьи, а также различных медийных или рекламных образов «правильных» тел, которыми наполнены средства массовой информации. Неудовлетворённость своим телом может касаться не только веса, размера или объема отдельных частей тела, недовольство может вызывать цвет кожи, форма носа, длина ног,  состояние мускулатуры и т.д.

Что вызывает негативное отношение к своему телу? 

Информационное давление, которое как будто навязывает «правильные» образы, может существенно влиять на восприятие себя. Средства массовой информации, семья, друзья, коллеги, супруги и партнеры, могут также спровоцировать отрицательное отношение к своему телу. Это может оказаться особенно существенными для тех, кто чрезмерно озабочен снижением веса, диетами и изначально воспринимает свое тело в негативном ключе. Для таких людей даже незначительное замечание может понизить самооценку и отношение к себе.


Существуют конкретные личностные характеристики, которые повышают восприимчивость к информации, которая может быть воспринята негативно. Это перфекционизм, «чёрно-белое мышление», низкая самооценка, также на чувствительность к негативной оценке тела восприятие может влиять возраст, сексуальная ориентация, культурные особенности, принципы воспитания или установки социальной среды.

Как улучшить восприятие своего тела? 

Если вы обнаружили, что часто воспринимаете своё тело скорее с критикой чем с одобрением, ругаете себя за свои «несовершенства», сравниваете себя с другими, которые «лучше» вас, или сравниваете себя такого, какой вы сейчас с тем, каким вы должны быть, то можно предположить, что образ тела для вас не слишком стабильный и позитивный.


Если после таких сравнений вы почти всегда выносите себе вердикт несоответствия, то вероятно ваше восприятие себя можно назвать негативным. 


Хорошая новость заключается в том, что восприятие своего тела можно изменить и  улучшить. 
Ниже я перечисляю простые, но действенные способы, позволяющие улучшить свою ощущение себя.

(c) иллюстрация Анна Разумовская

Информационная грамотность
Мы постоянно сталкиваемся с потоком информации и изображений «правильных» форм тела: телевидение, интернет, журналы, рекламные ролики, многочисленные плакаты и табло предлагают нам прекрасные образы людей с «идеальной» внешностью. Эти образы, как правило, могут восприниматься как призыв к тому, что все женщины должны быть стройными и тонкими, а мужчины мускулистыми и брутальными. 


Когда вы видите такие изображения, попробуйте задать себе следующие вопросы. Эта реклама для того, чтобы мне что-то продать? Насколько этот образ в рекламе реалистичен? Как часто такого человека, как в рекламе, я встречаю в повседневной жизни? Возможно ли, что изображение было специально откорректировано? 


Также задайте себе вопросы:

  • Чувствую ли я себя лучше от просмотра такой рекламы или информации?

  • Улучшает ли это мою самооценку?

  • Повышает ли это мое настроение?

Ответы на эти вопросы позволят вам понять характер предлагаемой информации. Возможно, что стоит себя поберечь и не позволять отрицательной информации негативно влиять на вашу жизнь?


Будьте добры к себе
Вместо того чтобы критиковать себя за то, что вам в себе не нравится, попробуйте обратить внимание на то, что в вас хорошего. Старайтесь не воспринимать себя как разрозненные части тела (некрасивый нос или недостаточно стройные ноги, или лишние килограммы на боках). Вы это больше, чем отдельные части тела. Посмотрите на себя как на личность целиком. 

 
Что вы знаете про себя как про личность?  Что вы можете сказать о том, кто вы? Какой вы? Что вы умеете делать? Что хорошее вы про себя знаете?


Позитивное мышление
Если вы часто себя критикуете и говорите про себя в негативном ключе, то постарайтесь это как минимум обнаружить, а оптимально – останавливайте себя в таких мыслях и разговорах. Порадуйтесь за себя, если вам удалось сделать что-то хорошее, похвалите себя, даже если вам это кажется незначительным. Относитесь к себе так же, как вы относитесь к своему любимому человеку, или близкому другу, или ребёнку: хвалите себя за любое хорошее, утешайте себя и будьте снисходительны к своим слабостям и ошибкам. 


Избегайте негативной оценки тела других людей
Избегайте любых критических разговоров или замечаний по поводу тела или веса других людей. Останавливайте себя в любых замечаний по поводу того, сколько человек весит или должен весить, или по поводу его фигуры или внешности. Такие замечания не только могут быть потенциально вредными или болезненными для других, они также усиливают важность нереалистичных идеалов для вас, повышают значимость оценки образа тела, что, в свою очередь, может спровоцировать сравнение себя с другими и вызвать отрицательное отношение к своему внешнему виду. 


Постарайтесь не концентрироваться на теле другого, воспринимайте человека как личность целиком. Вместо того чтобы думать об особенностях его телосложения, поразмышляйте о том, что для вас значит этот человек? Нравится ли вам общаться с ним? Комфортно ли вам, интересно ли, улучшает ли такое общение настроение? Возможно, что вы обнаружите, что человек вам неприятен по своим личным характеристикам и дело тут не в его весе, а возможно, что наоборот, вам с ним хорошо и комфортно вне зависимости от его веса и фигуры?


Заботьтесь о себе
Найдите время, чтобы позаботиться о себе, делайте то, что приносит вам радость. Вспомните, какие занятия делают вас счастливыми. Подумайте о своём окружении – в компании с кем вам становится лучше, а возможно, что вам необходимо одиночество? 


Заботьтесь о себе всячески и делайте это чаще. Вместо того чтобы ставить цель снизить вес или улучшить формы – поставьте себе цель стать счастливее!


Если ничего не помогает?
Иногда восприятие свое тела бывает настолько негативно окрашенным и отрицательные мысли занимают так много времени и требуются так много эмоциональных усилий, чтобы с ними справляться, что восприятие тела становится элементом навязчивости и даже эмоциональной зависимости. 


В жизни это может звучать так: «Я постоянно думаю о том, какая я некрасивая, я могу часами разглядывать или размышлять на тему своего тела или веса, это отбирает у меня время, отрицательно сказывается на работе, на учебе, на отношениях, я отказываюсь от любимых занятий, от романтических свиданий, от карьерных устремлений, от встреч с друзьями, я постоянно плохо себя чувствую, я злюсь и ненавижу себя». И если никакая забота о себе и самопомощь не помогает, тогда, как правило, мы говорим о внутренних установках, которые сложно поменять логическим путем. И в таких случаях может помочь работа с психологом. 


В конце этой статьи я хочу приободрить тех, кто, возможно, обнаружил в себе отрицательные установки по поводу образа своего тела. В этом вопросе изменения возможны, и хорошая психотерапия может помочь поменять отношение к себе, к восприятию своего тела, улучшить настроение, самооценку и повысить качество собственной жизни. 


Будьте здоровы и берегите себя!

 

Психолог Ольга Сологубова

Тел.: +7 (926) 738-96-81

E-mail: [email protected]

Психология Стоковые фото, картинки и изображения

Концепции коучинга и наставничества.PREMIUM

Секции доли мозга, состоящие из зубцов и шестеренок, представляющих интеллект и отделы умственной неврологической деятельности.PREMIUM

Мозговые механизмы на двух человеческих головах. ум работа. мозговой хаос и душевный покойPREMIUM

Женская рука держит кусок и головоломку с нарисованной человеческой головой на цветном фонеPREMIUM

Бумажная голова человека с вопросительным знаком. решение проблемы концепции решенияPREMIUM

Вирус короны covid-19 распространяется от концепции инфицированного человека с кашлем на желтом фоне сверху вниз копией пространстваPREMIUM

Концепция бизнес-ролей и обязанностей, место для текстаPREMIUM

Два отдельных человека, человеческий мозг, изолированный внутри человеческой головы. бумажная иллюстрация. чувство изоляции и понятия психического здоровья. ПРЕМИУМ

Психиатр со шприцем думает о сумасшедших пациентах. ПРЕМИУМ

Творческий мозг из разноцветных брызг краски на темном фоне. 3d визуализацияПРЕМИУМ

Концепция проблем с памятью, болезнью амнезии. ПРЕМИУМ

Люди передают эскиз мозга на светлом фоне. мозговой штурм и концепция творчестваPREMIUM

Молодая вдумчивая деловая женщина с черной маской на лицеPREMIUM

Набор значков психологии, значок психолога, векторная иллюстрация. PREMIUM

Символ расстройства мозга, представленный человеческой головой из бумаги. креативная идея для болезни Альцгеймера, деменции, потери памяти и концепции психического здоровья. ПРЕМИУМ

Недостающая головоломка с человеческой головой, собранная из кусочков пазла на деревянных досках, с одним ярким кусочком, подогнанным ближе к нему. креативная идея для потери памяти. болезнь амнезия. концепция психического здоровья. 3d renderPREMIUM

Форма головы и веревка. проблема с концепцией устного общения. ПРЕМИУМ

Текст гуманистической психологии из деревянных кубиков. термин «профессия психолога». закрыть.ПРЕМИУМ

Всемирный день болезни Альцгеймера. красная нить повязана на указательном пальце руки старшей женщины. запутанные нити, символизирующие мозг на бумажном силуэте головы. концепция деменции.ПРЕМИУМ

Концепция общения и отношений — мозг и сердце на двух бумажных человеческих головах. ПРЕМИУМ

Концепция внимательности. модель мозга с ключом как символом умственной силыPREMIUM

Руки держат улыбку в мозгу, вырезанную из бумаги, счастливые эмоции смайлика и расслабляющие гормоны настроения, ощущение полной энергии, химические вещества мозга, позитивная концепция психического здоровьяPREMIUM

Значок позитивной психологии, черный векторный знак с редактируемым штрихи, концептуальная иллюстрацияPREMIUM

Значок концепции охоты на желтую голову изолирован на розовом фоне. бизнес-цель или знак занятости. человеческие ресурсы и подбор персонала для бизнеса. концепция минимализма. 3d иллюстрация 3d визуализацияПРЕМИУМ

Голова занята работой или служебными делами. в голове человека офисные булавки. место для копирования текста.ПРЕМИУМ

Дефект речи в голове много букв и слов. неспособность выражать свои мысли. PREMIUM

Концепция здоровья: текст психолога на черной доске на фоне гранж-стены, 3D-рендерингPREMIUM

Работа мозга — шестерни на двух бумажных человеческих головах. концепция совместной работыPREMIUM

ð¡мятая бумага в голове бизнесмена на бетонном фоне. концепция бизнеса и безопасности. 3d визуализацияПРЕМИУМ

Вырезанная из бумаги человеческая голова с радужной лентой вместо мозга на розовом фоне. PREMIUM

Человек с шестернями и винтиками внутри показывает активность мозга. PREMIUM

Концепция позитивного и негативного мышления. головы с красочными кубиками. ПРЕМИУМ

Слово «психика», написанное черной краской на белой кирпичной стене. ПРЕМИУМ

Молодая деловая женщина думает. абстрактный мозг и шестерни. концепция перспективы и интеллекта. ПРЕМИУМ

Розовый обмен данными человеческого мозга с синим подключением к USB-накопителю флэш-памяти 3d визуализация изображения ПРЕМИУМ

Текст по патологической психологии из деревянных кубиков. термин «профессия психолога». крупный план.PREMIUM

Студентка прижимается мозгом к открытым страницам книги. PREMIUM

Набор женщин средних лет в тунике и рамке в форме мозга. Это векторное искусство так легко редактировать. PREMIUM

Фиолетовый значок распознавания лиц на желтом фоне . значок сканера идентификации лица. идентификатор лица. концепция кибербезопасности. концепция минимализма. 3d иллюстрация 3d renderPREMIUM

Изометрический шаблон сайта целевая страница супруги на приеме у психолога, конфликт в семье.PREMIUM

Концепция здоровья: нарисованный многоцветный текст психологии на фоне рваной бумаги с нарисованными от руки значками медицины. ПРЕМИУМ

Фиолетовый цифровой бесконтактный термометр с инфракрасным светом для значка медицинского осмотра, выделенного на желтом фоне. проверка температуры тела. концепция минимализма. 3d illustration 3d renderPREMIUM

Сторона изображения характеризуется концепцией мозгового мышления, бумажным разноцветным символом новой инициативы. фоновая доска может поместить текст или изображения. ПРЕМИУМ

Откройте свой разум, концепция психического здоровья, творческое мышление. Бумажный силуэт человеческой головы с мозгом и блокнотом на желтом фоне. ПРЕМИУМ

Гениальный человеческий мозг, абстрактный цветной порошок, искусство взрыва с трехмерным творческим всплеском, показывающим концепцию психологии, вдохновение, творчество, эмоции и мудрость. замечательное генеративное изображение ai .PREMIUM

Розовый символ инь-ян гармонии и баланса значок изолирован на синем фоне. концепция минимализма. 3d иллюстрация 3d визуализацияПРЕМИУМ

Абстрактные контуры головы и мозга, сделанные из USB-кабеля на деревянном фоне с макетом места. концепция тревоги и силы. 3d-рендерингPREMIUM

Две серьезные подруги или сестры в джинсовых рубашках и очках на палочке думают о решении проблемы с поддельным мозгомPREMIUM

Психологи с пациентами. сфокусированная концепция. женщина с задумчивым выражением лица держит искусственный мозгПРЕМИУМ

Набор концепций психиатра. диагностика психического здоровья. врач, лечащий человека. PREMIUM

Рисунок человеческого мозга на доске с надписью психоактивный препарат. PREMIUM

Концепция социальной коммуникации и связи с двумя бумажными человеческими головами. PREMIUM

Лечение заболеваний головного мозга. голова с пластилиновыми меандрами и таблетками на розовом фоне. концепция психического здоровья и разумаPREMIUM

Странная блондинка держит мозг, что-то думает, думает об идее. PREMIUM

Концепция проблем с памятью, болезнь амнезии на розовом фоне. PREMIUM

Изображение деревянного стола и силуэта человека, вид сверху. концепция психического здоровья и разумаPREMIUM

Avena sativa — овсяные хлопья в миске в форме мозгаPREMIUM

Думай с любовью — концепция сердца и мозга, вид сверхуPREMIUM

Вырезанная из бумаги голова с облаком на оранжевом фоне. концепция головной боли. минимальная планировкаPREMIUM

Здравоохранение и медицинская концепция: психиатрияPREMIUM

Огромный человеческий мозг и множество маленьких бизнесменов вокругPREMIUM

Концепция психического здоровья. вырезанная из бумаги человеческая голова и цветы на зеленом фоне. PREMIUM

Головы двух человек с мозгом в форме мятой бумаги и мозгом в форме камня. два человека с разным мышлением. рациональное и иррациональное мышление. идея и работа в команде. творческая бизнес-концепция. ПРЕМИУМ

Концепция психического здоровья. человеческий мозг из разноцветной глины, вид сверхуPREMIUM

Вирус короны covid-19 — концепция диагностики с моделью штамма вируса и головой человека — на желтом фоне сверху вниз. молодая женщина проверяет мозг. красочные плоские векторные иллюстрацииPREMIUM

Мысли о путешествиях. мозг с ручкой в ​​виде глобуса на бирюзовом фоне. 3d rendering.PREMIUM

Игрушечный мегафон в рамке и бумажная голова на цветном фонеPREMIUM

Интеллектуальные выражения, сфокусированные концепции. крупным планом привлекательная женщина, думающая выражение лица, держащая мозгПРЕМИУМ

Концепция проблем с памятью, амнезией, пространством для текстаPREMIUM

Кнопка психологии на клавиатуре с мягким фокусомPREMIUM

Бизнесмен чистит мозг. метафора психотерапии, чистый разум или концепция вектора свежей головыPREMIUM

Слайд анатомической модели человеческого мозга на розовом фоне. 3D рендеринг. ПРЕМИУМ

Контакт между людьми и общение. мозг на двух бумажных человеческих головах. PREMIUM

Двойная экспозиция настольного компьютера и голограммы человеческого мозга. ай концепт.ПРЕМИУМ

Креативная лампочка с голограммой человеческого мозга и современный стол с компьютером на заднем плане, концепция искусственного интеллекта и нейронных сетей. мультиэкспозицияPREMIUM

Композитное изображение идеи на синем фонеPREMIUM

Студентка прижимается мозгом к раскрытым страницам книгиPREMIUM

Голова открывается значком связи. концепция обмена информацией связи. vectorPREMIUM

Психиатры идут к больному, который сошел с умаPREMIUM

Мозговой штурм совместное использование концепции планирования совместной работыPREMIUM

Бумажный мозг с похожим значком на розовом фоне. зависимость от социальных сетейPREMIUM

Бизнес-концепция иллюстрации человека, работающего за настольным компьютером, вид сзади, идея, творчество и концепция мышленияPREMIUM

Вырезанный из бумаги силуэт головы с игрушечными конструкторами на желтом фонеPREMIUM

Диагноз кори и симптомы вирусного заболевания как заразной ветряной оспы или кожная сыпь в стиле 3d иллюстрации.ПРЕМИУМ

Шаблон встроенного экрана мобильного приложения психологической помощи. Крошечные персонажи-психологи-врачи собирают красочные пазлы. ПРЕМИУМ

Психиатр. газета с небольшими объявлениями о поиске работы, обведенными оранжевым маркером. размытое изображение с выборочным фокусом. концепция найма. 3d render.PREMIUM

Нарисованный силуэт мужской головы со здоровыми продуктами на цветном фонеPREMIUM

Антропоморфное сердце и мозг сидят вместе на диванеPREMIUM

Человеческий мозг на стене 3d иллюстрация металлической скульптуры на белом фоне с мягкой текстурой, 3d illustrationPREMIUM

Мозг влюбленного мужчины из бумаги на синем фоне. PREMIUM

Двойная экспозиция настольного компьютера и человеческого мозга, рисующая голограмму. ai concept.PREMIUM

Стилизованный силуэт головы. ладони с различными объектами в мозгу. символический образ клептомании, болезненного желания украсть. концепция психического здоровья и болезнейPREMIUM

Концепция векторной иконки абстрактного мозга или разума с зубчатыми колесамиPREMIUM

Лидер влияния и концепция социального маркетинга в качестве ведущего блоггера или влогера, рекламирующего и влияющего на онлайн-аудиторию для продвижения продукта или услуги в стиле 3d-иллюстрации. ПРЕМИУМ

Концепция разнообразия, инклюзивности и равенства, место для текстаPREMIUM

Проблема психологического образа – Ассоциация психологических наук – APS

Свидетельские показания, безопасность транспортных средств, экономика и тестирование способностей – вот лишь некоторые из областей, которые были произвела революцию в психологических исследованиях, но мало кто из неспециалистов даже знает об этом.

«Я думаю, что мы воспринимаем эти приложения как должное, потому что знаем о них, но они часто уходят на второй план, потому что они настолько являются частью повседневной жизни, что многие люди недостаточно осведомлены о них, — сказал Скотт О. Лилиенфельд в своем обращении к стипендиатам APS имени Джеймса МакКина Кеттелла на 25-м ежегодном съезде APS, состоявшемся в мае в Вашингтоне, округ Колумбия.

Данные показывают, что значительная часть населения не воспринимает психологию как науку и питает сомнения в полезности этой области для общества. Лилиенфельд, профессор психологии в Университете Эмори, много говорил и писал об общественном скептицизме в отношении психологии и способах борьбы с ним.

Uncommon Sense

Сбивающее с толку заблуждение о психологии состоит в том, что это вряд ли наука — это здравый смысл. Но это противоречит истине, что многие открытия в этой области противоречат интуиции, мифам и народной мудрости. На протяжении многих лет исследования студентов на вводных курсах психологии дали представление о количестве людей, которые верят в мифы, развенчанные психологической наукой. Шестьдесят шесть процентов студентов в 19Согласно исследованию 83 члена устава APS Ларри Т. Брауна, выражение сдерживаемого гнева уменьшает эту эмоцию. В исследовании 1977 года, проведенном Евой Воан, более трех четвертей студентов считали, что у шизофреников множественная личность. В исследовании 2004 года, проведенном Аннет Куявски Тейлор и Патрисией Ковальски, 45% студентов считали, что проверка на детекторе лжи является высокоточным детектором лжи. В исследовании, проведенном в 2011 году научным сотрудником APS Дэниелом Дж. Саймонсом и Кристофером Ф. Чабри, 63 процента студентов считают, что человеческая память работает как видеокамера, точно записывая события, которые мы видим. По словам Лилиенфельда, поп-культура изобилует психологическими заблуждениями, из-за которых трудно отличить факты от вымысла.

Почему скептицизм?

Несколько факторов способствуют скептицизму непрофессионала в отношении психологии, в том числе предубеждение задним числом: тенденция воспринимать результаты как предсказуемые, когда мы их знаем. В 1983 году исследователь Дафна Барац попросила студентов прочитать 16 пар утверждений, описывающих психологические открытия и их противоположности; им было предложено оценить, насколько вероятно они могли бы предсказать каждое открытие. Так, например, они гласят: «У людей, которые регулярно ходят в церковь, как правило, больше детей, чем у людей, которые ходят в церковь нечасто». Они также читали: «Люди, которые редко ходят в церковь, как правило, имеют больше детей, чем люди, которые ходят в церковь регулярно». Независимо от того, оценивали ли они правду или ее противоположность, большинство студентов сказали, что предполагаемый результат был именно тем, что они предсказывали.

Исследования также показывают, что, когда психологические данные противоречат глубоко укоренившейся интуиции, люди могут разрешить этот когнитивный диссонанс, отвергнув научный подход к имеющимся вопросам под оправданием научного бессилия . В 2010 году исследователь Джеффри Д. Манро представил студентам краткие описания исследований, которые либо подтверждали, либо опровергали убеждения в том, что гомосексуальность является психическим заболеванием. Манро обнаружил, что когда убеждения участников опровергались, они с большей вероятностью задавались вопросом, поддается ли гомосексуальность научному исследованию.

Другие факторы, влияющие на общественное восприятие области: Иллюзия понимания психологических переживаний, в том смысле, что психология кажется более легкой, чем физика, химия и другие точные науки; и жадный (элиминативный) редукционизм, при котором существует вера в то, что анализ мозга заменит психологический анализ в объяснении человеческого поведения, делая нейронауку по своей сути более научной, чем психологию.

Самостоятельные раны поля

Недостаток самоконтроля психологической науки также негативно сказался на общественном восприятии. Лилиенфельд сказал, что клинические психологи не всегда придерживались научных стандартов при проведении вмешательств (например, Baker et al., 2009).):

  • Две трети детей с расстройствами аутистического спектра получают научно необоснованные вмешательства (Hess et. al., 2008)
  • Большинство людей с депрессией или паническими атаками не получают научно обоснованного лечения (Kessler et al., 2001)
  • Половина или более клиницистов не используют экспозиционную терапию для лечения обсессивно-компульсивного расстройства (Freiheit et al., 2004)
  • Еще семь лет назад 90 процентов психологов в Департаменте по делам ветеранов не использовали никаких научно обоснованных методов лечения посттравматического стрессового расстройства (Russell & Silver, 2007)

Вдобавок к недостаткам клинического лечения, общественное лицо психологии слабо представлено психологической наукой. Хотя в средствах массовой информации нет недостатка в психологах, участвующих в судебных процессах и телевизионных шоу, они редко являются исследователями. По словам Лилиенфельд, одним из самых заметных лиц современной психологии является доктор Фил на телевидении. Хотя доктор Фил имеет докторскую степень в области клинической психологии, его программа включает в себя неподдерживаемые вмешательства, такие как тесты на детекторе лжи, экстрасенсы и нейробиоуправление для лечения СДВГ.

Еще больше усугубляет ситуацию тот факт, что большинство американцев не могут отличить одного специалиста в области психического здоровья от другого, например, психологов от психотерапевтов или психологов от психиатров.

Двигаясь вперед

Психологическая наука должна сопротивляться искушению свалить все неверные представления об этой области на общественность, сказал Лилиенфельд. По крайней мере, часть скептицизма заслужена, и для того, чтобы это исправить, ученые-психологи должны распространять хорошие научные данные, чтобы бороться с популяризируемыми плохими науками.

— Трудно найти время, — сказал он. «Тем не менее, мы должны играть более активную роль в просвещении непрофессионалов о нашей научной стороне, а также бороться и противостоять ее ненаучной стороне».

Также необходимы глубокие изменения в культуре академических кругов, чтобы заведующие кафедрами и администраторы вознаграждали популяризацию науки, а не наказывали ее. На институциональном уровне преподавателям необходимо привнести больше академической строгости в курсы психологии; профессиональные организации должны активизировать усилия по привлечению ученых-психологов к регулярному освещению в СМИ; профессиональные организации должны стремиться информировать неспециалистов о разнице между учеными-психологами и другими специалистами в области психического здоровья; и профессиональные организации должны четко заявить о своей поддержке надежной науки, и их неприятие лженауки.

К счастью, ученые-психологи начали занимать определенную позицию, ставя вопросы менее скромно; реализуются инициативы по воспроизведению результатов исследований, включая отчет о зарегистрированных репликациях APS; а научная психология берет на себя ведущую роль в решении проблем общественного имиджа в этой области.

«Возможно, мы должны еще больше спрашивать, как мы работаем как профессия, и быть готовыми принять ответы общественности близко к сердцу, даже если их ответы нам не нравятся», — сказал Лилиенфельд. «Я твердо верю, что если мы сможем принять это отношение здоровой самокритики и здорового скептицизма, мы сможем поставить область психологии на более прочную научную основу и воздать должное памяти Джеймса МакКина Кеттелла».

Ссылки

Бейкер Т.Б., Макфолл Р.М. и Шохам В. (2009). Текущее состояние и будущие перспективы клинической психологии: к научно обоснованному подходу к охране психического и поведенческого здоровья. Психологическая наука в интересах общества , 9 , 67–103.

Баратц, Д. (1983). Насколько оправдана «очевидная» реакция? Dissertation Abstracts International, 44/02B, 6448. (UMI № DA 8314435)

Brown, L. T. (1983). Еще несколько заблуждений о психологии среди студентов, изучающих психологию. Преподавание психологии , 10 , 207–210.

Фрайхейт С. Р., Вай К., Свон Р. и Кэди. (2004). Когнитивно-поведенческая терапия тревоги. Распространение работает? Поведенческий терапевт , 27 , 25–32.

Гесс, К.Л., Морриер, М.Дж., Хефлин, Л.Дж., и Айви, М.Л. (2008). Опрос по лечению аутизма: услуги, получаемые детьми с расстройствами аутистического спектра в классах государственных школ. Журнал аутизма и нарушений развития , 38 , 961–971.

Кесслер, Р. К., Соукуп, Дж., Дэвис, Р. Б., Фостер, Д. Ф., Уилки, С. А., Ван Ромпей, М. И., и Айзенберг, Д. М. (2001). Использование дополнительных и альтернативных методов лечения тревоги и депрессии в Соединенных Штатах.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts