Общая характеристика волевых действий: 1. Общая характеристика волевых действий

1. Общая характеристика волевых действий

Лекция. Проблема воли в психологии личности

Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели.

Например, представим себе больного человека, который с трудом берет в руку стакан с водой, подносит его ко рту, наклоняет его, делает движение ртом, т. е. выполняет целый ряд действий, объединенных одной целью — утолить жажду. Все отдельные действия, благодаря усилиям сознания, направленным на регуляцию поведения, сливаются в одно целое, и человек пьет воду. Эти усилия часто называют волевой регуляцией, или волей.

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим принято выделять в качестве конкретизации указанной выше общей функции две другие — активизирующую и тормозящую.

Произвольные или волевые действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных движений являются рефлекторные: сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чихание и т. п. К этому же классу движений относится отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету, невольный поворот головы в сторону раздавшегося звука и т. д. Непроизвольный характер носят обычно и наши выразительные движения: при гневе мы непроизвольно стискиваем зубы; при удивлении поднимаем брови или приоткрываем рот; когда чему-то радуемся, то начинаем улыбаться и т. д.

Поведение, как и действия, может быть непроизвольным или произвольным. К непроизвольному типу поведения в основном относятся импульсивные действия и неосознанные, не подчиненные общей цели реакции, например на шум за окном, на предмет, способный удовлетворить потребность и т. д. К непроизвольному поведению относятся и поведенческие реакции человека, наблюдаемые в ситуациях аффекта, когда человек находится под воздействием неконтролируемого сознанием эмоционального состояния.

В противоположность непроизвольным действиям сознательные действия, которые более характерны для поведения человека, направлены на достижение поставленной цели. Именно сознательность действий характеризует волевое поведение.

Волевые действия отличаются друг от друга прежде всего уровнем своей сложности. Существуют весьма сложные волевые действия, которые включают в себя целый ряд более простых. Так, приведенный выше пример, когда человек хочет утолить жажду, встает, наливает воду в стакан и т. д., является примером сложного волевого поведения, включающего в себя отдельные менее сложные волевые действия. Но существуют еще более сложные волевые действия. Например, альпинисты, решившие покорить горную вершину, начинают свою подготовку задолго до восхождения. Сюда включаются тренировки, осмотр снаряжения, подгонка креплений, выбор маршрута и т. д. Но главные трудности ждут их впереди, когда они начнут свое восхождение.

Основой усложнения действий является тот факт, что не всякая цель, которая ставится нами, может быть достигнута сразу. Чаще всего достижение поставленной цели требует выполнения ряда промежуточных действий, приближающих нас к поставленной цели.

Еще одним важнейшим признаком волевого поведения является его связь с преодолением препятствий, причем независимо от того, какого типа эти препятствия — внутренние или внешние. Внутренними, или субъективными, препятствиями являются побуждения человека, направленные на невыполнение данного действия или на выполнение противоположных ему действий. Например, школьнику хочется играть с игрушками, но в это же время ему необходимо делать домашнее задание. В качестве внутренних препятствий могут выступать усталость, желание развлечься, инертность, леность и т. д. Примером внешних препятствий может служить, например, отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставленная цель была достигнута.

Следует заметить, что не всякое действие, направленное на преодоление препятствия, является волевым. Например, человек, убегающий от собаки, может преодолеть очень сложные препятствия и даже залезть на высокое дерево, но эти действия не являются волевыми, поскольку они вызваны прежде всего внешними причинами, а не внутренними установками человека.

Таким образом, важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости достичь ее. Чем более значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает. Поэтому волевые действия могут различаться не только по степени их сложности, но и по степени осознанности.

Обычно мы более или менее ясно осознаем то, ради чего совершаем те или иные действия, знаем цель, достичь которой мы стремимся. Бывают же случаи, когда человек осознает то, что он делает, но не может объяснить, ради чего он это делает. Чаще всего это бывает тогда, когда человек охвачен какими-то сильными чувствами, испытывает эмоциональное возбуждение. Подобные действия принято называть

импульсивными. Степень осознания таких действий сильно снижена. Совершив необдуманные действия, человек часто раскаивается в том, что сделал. Но воля как раз в том и заключается, что человек в состоянии удержать себя от совершения необдуманных поступков при аффективных вспышках. Следовательно, воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами.

Воля подразумевает наличие целеустремленности человека, что требует определенных мыслительных процессов. Проявление мышления выражается в сознательном выборе цели и подборе средств для ее достижения.

Мышление необходимо и в ходе выполнения задуманного действия. Осуществляя задуманное действие, мы сталкиваемся со многими трудностями. Например, могут измениться условия выполнения действия или может возникнуть необходимость изменить средства достижения поставленной цели. Поэтому для того, чтобы достичь поставленной цели, человек должен постоянно сличать цели действия, условия и средства его выполнения и своевременно вносить необходимые коррективы. Без участия мышления волевые действия были бы лишены сознательности, т. е. перестали бы быть волевыми действиями.

Связь воли и чувств выражается в том, что, как правило, мы обращаем внимание на предметы и явления, вызывающие у нас определенные чувства. Желание добиться или достичь чего-либо, точно так же как избежать чего-либо неприятного, связано с нашими чувствами. То, что для нас является безразличным, не вызывающим никаких эмоций, как правило, не выступает в качестве цели действий. Однако ошибочно полагать, что только чувства являются источниками волевых действий.

Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда чувства, наоборот, выступают препятствием к достижению поставленной цели. Поэтому нам приходится прилагать волевые усилия к тому, чтобы противостоять негативному воздействию эмоций.

📖 42. Общая характеристика волевых действий. Общая психология: Ответы на экзаменационные билеты. Маклаков А. Г. Страница 43. Читать онлайн

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.


Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы.

Произвольные или волевые действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных движений являются рефлекторные: сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чихание и т.  п.

Волевые действия отличаются друг от друга прежде всего уровнем своей сложности. Существуют весьма сложные волевые действия, которые включают целый ряд более простых. Основой усложнения действий является тот факт, что не всякая цель, которая ставится, может быть достигнута сразу. Чаще всего достижение поставленной цели требует выполнения ряда промежуточных действий, приближающих нас к поставленной цели.

Еще одним важнейшим признаком волевого поведения является его связь с преодолением препятствий, причем независимо от того, какого типа эти препятствия — внутренние или внешние. Внутренними, или субъективными, препятствиями являются побуждения человека, направленные на невыполнение данного действия или на выполнение противоположных ему действий. Примером внешних препятствий может служить, например, отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставленная цель была достигнута.

Однако не всякое действие, направленное на преодоление препятствия, является волевым. Важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости достичь ее. Чем более значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает. Следовательно, волевые действия могут различаться не только по степени их сложности, но и по степени осознанности.

Бывают случаи, когда человек осознает то, что он делает, но не может объяснить, ради чего он это делает. Чаще всего это бывает тогда, когда человек охвачен какими-то сильными чувствами, испытывает эмоциональное возбуждение, – это так называемые импульсивные действия. Степень осознания таких действий сильно снижена. Однако воля как раз в том и заключается, что человек в состоянии удержать себя от совершения необдуманных поступков при аффективных вспышках. Следовательно, воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами.

Проявление мышления выражается в сознательном выборе цели и подборе средств для ее достижения. В свою очередь, связь воли и чувств выражается в том, что, как правило, люди обращают внимание на предметы и явления, вызывающие у них определенные чувства. То, что является безразличным, не вызывающим никаких эмоций, как правило, не выступает в качестве цели действий.

ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОЛИЦИОННЫХ КОМПОНЕНТОВ В ВЫБОРКЕ ГРЕЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И В ВЫБОРКЕ НЕМЕЦКОГО НАСЕЛЕНИЯ | Аргиропулу

Ах, Н. (1910). Ṻber den Willensakt und das Temperament. Лейпциг: Quelle & Meyer.

Аргиропулу, М. И., Каланци-Азизи, А., и Феррари, Дж. Р. (2014). Частота и причины академической прокрастинации среди студентов греческих университетов: проливая свет на темную, но важную проблему. Психология, 21(2), 150-160.

Аргиропулу, М.И., и Феррари, младший (2015). Хроническая прокрастинация среди взрослых: Факторная структура греческой версии Общей шкалы прокрастинации. Греческий журнал психологии, 12 (2), 85-104.

Аванг, З. (2014). Методология исследования и анализ данных (2-е изд. ). Университет Технологи Мара, UiTM Press.

Бауманн, Н., Казен, М., Квирин, М. и Куле, С.Л. (редакторы) (2018). Почему люди делают то, что они делают: на основе вклада Юлиуса Куля в психологию мотивации и воли. Геттинген, Германия: Хогрефе.

Бекманн, Дж., и Келлманн, М. (2004). Саморегуляция и восстановление: подход к пониманию процесса восстановления после стресса. Психологические отчеты, 95 (3 часть 2), 1135–1153. https://doi.org/10.2466/pr0.95.3f.1135-1153

Bentler, P . М. (1990). Сравнительные индексы соответствия в структурных моделях. Психологический бюллетень, 107, 238–246. https://doi.org/10.1037/0033-2909.107.2.238

Bentler, P . М. (1995). Руководство по программе структурных уравнений EQS. Encino: Multivariate Software, Inc.

Блащик-Шип, С., Яворска-Андришевска, П., Казен, М., и Куль, Дж. (2018). Волевые детерминанты самоповреждающего поведения и суицидального риска у лиц с пограничным расстройством личности. Европейский журнал психиатрии, 32(2),77-86.

https://doi.org/10.1016/j.ejpsy.2017.10.003

Браун, Т. А. (2006). Подтверждающий факторный анализ для прикладных исследований. Гилфорд Пресс.

Калеро, М. Д., Гарсия-Мартин, М. Б., Хименес, М. И., Казен, М., и Араке А. (2007). Преимущество саморегуляции для детей с высоким IQ: результаты исследования. Обучение и индивидуальные различия, 17, 328-343. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2007.03.012

Чатзидиму, С. (1994). Прокрастинация в школе и академических задачах среди студентов среднего и высшего образования. [Неопубликованная магистерская диссертация], Афинский национальный и Каподистрийский университет, Греция.

Derogatis‚ LR (1977). Руководство I SCL-90: Оценка, введение и процедуры для SCL-90. Балтимор: клиническое психометрическое исследование.

ДиСтефано К. и Мотл Р.В. (2009). Методологический артефакт или субстанция? Изучение эффектов формулировок, связанных с отрицательно сформулированными элементами. В Т. Тео и М.С. Кхине (ред.), Моделирование структурными уравнениями в образовательных исследованиях: концепции и приложения (стр. 59).-78). Издательство «Сенс».

Феррари, младший (2010). Все еще откладывая: руководство по выполнению задачи без сожалений. Джон Уайли и сыновья.

Франке, Г. Х. (1995). СКЛ-90-р. Die Symptom-Checkliste von Derogatis — Deutsche

Version — Manual [SCL-90-r Контрольный список симптомов Derogatis — Руководство к немецкой версии]. Бельц.

Фрёлих, С., и Куль, Дж. (2003). Das Selbststeuerungsinventar: Dekomponierung volitionaler Funktionen. Инвентаризация волевых компонентов: Декомпозиция волевых функций. В J. Stiensmeier-Pelster & F. Rheinberg (Eds.), Diagnostik von Motivation und Selbstkonzept. NF, Band 2: Test und Trends (S. 221–257). Геттинген: Хогрефе.

Gollwitzer, PM (1993). Достижение цели: Роль намерений. Европейский обзор социальной психологии, 4 (1), 141–185. https://doi.org/10.1080/14792779343000059

Gollwitzer, PM (1996). Волевые преимущества планирования. В П. М. Голлвитцер и Дж. А. Барг (ред.), Психология действия: связь познания и мотивации с поведением (стр. 287–312). Нью-Йорк: Гилфорд.

Gollwitzer, PM (1999). Намерения реализации: Сильные эффекты простых планов. Американский психолог, 54(7), 493–503. https://doi.org/10.1037/0003-066X.54.7.493

Грёпель П., Куль Дж. и Казен М. (2005). На пути к интегрированному «я»: возрастные различия и роль ориентации на действие. Материалы конференции «Третья международная конференция по исследованию себя — Самооценка, мотивация и идентичность: куда отсюда», Берлин: Институт человеческого развития им. Макса Планка.

Гевара, М.Л. (1994). Отчуждение и самоконтроль: Das Ignorieren eigener Gefühle. [Отчуждение и самоконтроль: игнорирование своих предпочтений]. Ланг.

Гевара, М. и Гарсия Гонсалес, Т. (2002). Autorregulación y planeación [Саморегуляция и планирование]. X Конгресс мексиканской психологии. Мексика.

Ху Л. и Бентлер П. М. (1999). Критерии отсечки для индексов соответствия в ковариационном структурном анализе: традиционные критерии в сравнении с новыми альтернативами. Моделирование структурными уравнениями, 6, 1-55.

Илуга, С. Н. (2019). Мобилизация волевых способностей для улучшения предпринимательского процесса. Международные бизнес-исследования, 12 (2), 66–79..

Джеймс, В. (1902/1985). Разновидности религиозного опыта. Издательство Гарвардского университета.

Казен, М., и Куль, Дж. (2005). Память о намерениях и мотивация достижения: Волевое облегчение и торможение как функция аффективного содержания связанных с потребностью стимулов. Журнал личности и социальной психологии, 89 (3), 426–448. http://doi.org/10.1037/0022-3514.89.3.426

Казен, М., и Куирин, М. (2018). Интеграция мотивации и воли в теории взаимодействия систем личности (PSI). В книге Н. Баумана, М. Казена, М. Квирина и С.Л. Кула (ред.) Почему люди делают то, что они делают: на основе вклада Юлиуса Куля в психологию мотивации и воли. (стр. 15-30). Хогрефе.

Ким, Дж. О., и Мюллер, К. В. (1978). Факторный анализ: статистические методы и практические вопросы. Беверли-Хиллз, Калифорния: Sage.

Клайн, Р. Б. (2016). Методология социальных наук: принципы и практика моделирования структурными уравнениями (4-е изд.). Гилфорд Пресс.

Куль, Дж. (1994). Действие против ориентации на состояние: психометрические свойства шкалы контроля действий (ACS-90). В книге Дж. Куль и Дж. Бекманн (ред.), Воля и личность: действие против государственной ориентации (стр. 47–60). Хогрефе.

Куль, Дж. (2000). Функционально-дизайнерский подход к мотивации и саморегуляции: динамика взаимодействия личностных систем. В М. Букертс, П. Р. Пинтрих и М. Зейднер (ред.), Справочник по саморегулированию (стр. 111–169). Нью-Йорк: Академическая пресса.

Куль, Дж. (2020). Философия науки, мотивация и воля, развивающая мотивационная оценка. Наука о мотивации, 6 (3), 189–191. https://doi.org/10.1037/mot0000184

Куль, Дж., и Фурманн, А. (1998). Разложение саморегуляции и самоконтроля: инвентаризация волевых компонентов. В J. Heckhausen & C.S. Dweck (Eds. ), Мотивация и саморегуляция на протяжении всей жизни (стр. 15–49). Издательство Кембриджского университета.

Куль, Дж. и Фурманн, А. (2004). Инвентаризация саморегулирования: SSI-K3 (короткая версия): ключ для подсчета очков. Неопубликованный тест. Оснабрюкский университет, Германия.

Куль, Дж., Казен, М., и Куле, С.Л. (2006). Применение теории саморегуляции на практике: руководство пользователя. Прикладная психология: международный обзор, 55, 408-418. DOI: 10.1111/j.1464-0597.2006.00260.x

Куль, Дж., и Краска, К. (1989). Саморегуляция и метамотивация: вычислительные механизмы, развитие и оценка. В книге Р. Канфера (ред.) и П.Л. Акермана и Р. Кудека (ред.), Способности, мотивация и методология: Миннесотский симпозиум по обучению и индивидуальным различиям (стр. 343–374). Эрльбаум.

Куль, Дж., и Краска, К. (1992). Der Selbstregulations-und Konzentrationstest für Kinder (SRKT-K) [Тест саморегуляции и концентрации для детей (SRKTK)]. Хогрефе.

Лэй, К. (1986). Наконец, моя исследовательская статья о прокрастинации. Журнал исследований личности, 20 (4), 474–495. https://doi.org/10.1016/0092-6566(86)90127-3

Мутен Л. и Мутен Б. (1998). MPlus (Версия 2.01) [Компьютерное программное обеспечение]. Лос-Анджелес: Мутен и Мутен.

Орбелл, С. (2003). Теория взаимодействия личностных систем и теория запланированного поведения: доказательства того, что саморегулируемые волевые компоненты усиливают разыгрывание изучаемого поведения. Британский журнал социальной психологии, 42 (1), 95–112. https://doi.org/10.1348/014466603763276144

Schlinkert, C., & Koole, S.L. (2018). Работа с жизненными требованиями: Ориентация на действие-состояние смягчает связь между требовательными условиями и снижением жизненных сил организма. Наука о мотивации, 4 (2), 118–136. https://doi.org/10.1037/mot0000078

Стивен, Дж. (2014). Могу ли я уменьшить количество элементов для дальнейшего анализа, если соответствие модели установленному масштабу недостаточно? Получено с: https://www. researchgate.net/post/Can_I_reduce_the_number_of_items_for_further_analysis_when_the_model_fit_of_the_steaded_scale_isnt_good_enough/5441689ad5a3f235548b4577/цитирование/скачать.

Цаусис, И. (1998). Анкета черт личности (TPQue): греческая мера для пятифакторной модели. Личность и индивидуальные различия, 26 (2), 271–283. https://doi.org/10.1016/S0191-8869(98)00131-7

Wijesinghe, C. (2021). Каков минимально допустимый диапазон факторной нагрузки в SEM? Получено с: https://www.researchgate.net/post/What-is-the-minimum-acceptable-range-for-factor-loading-in-SEM/602e854d161a1c277a3ffac3/citation/download.

Воля и действие в мозгу человека: процессы, патологии и причины

%PDF-1.7 % 1 0 объект > эндообъект 6 0 объект > эндообъект 2 0 объект > транслировать 2019-06-20T12:56:09-07:002019-06-20T12:56:09-07:002019-06-20T12:56:09-07:00Заявитель ПриложениеPDF Pro 5.5uuid:5993d85d-abcc-11b2-0a00- 782dad000000uuid:5993f375-abcc-11b2-0a00-1030b342fd7fapplication/pdf

  • Воля и действие в человеческом мозгу: процессы, патологии и причины
  • Prince 9.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts