4.1. Общее понятие о воспитании, его отличие от обучения
Воспитание является наравне с обучением процессом, в котором происходит усвоение ребенком общественного опыта. В отличие от обучения, связанного с развитием познавательных процессов, способностей, приобретением знаний, формированием умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям, к самому себе. Общими для обучения и воспитания являются основные механизмы приобретения человеком социального опыта, а специфическими, отличающими их друг от друга, – результаты этих процессов. Результаты обучения – это знания, умения и навыки, а воспитания – свойства и качества личности, формы ее социального поведения. Воспитание – процесс целенаправленного влияния, целями которого выступают усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него принятой в обществе системы ценностей. При этом воспитание так или иначе включает в себя элементы обучения. Прежде чем требовать от ребенка освоения норм поведения, взрослый рассказывает ему о них и о необходимости их придерживаться, т. е. передает ребенку знания об этих нормах. Затем, отслеживая соблюдение этих норм ребенком, напоминая ему о них и подавая пример собственным поведением, он помогает ребенку выработать навыки поведения.
Хотя в приведенном выше определении в качестве воспитуемого выступает ребенок, в действительности процесс воспитания осуществляется непрерывно, в течение всей жизни человека, и каждый индивид на всем протяжении жизненного пути является и объектом, и субъектом воспитания. Как только у ребенка начинает зарождаться самосознание, он уже способен предпринимать какие-то шаги по самовоспитанию, но основное воспитательное влияние на него оказывают взрослые. При этом воспитательный процесс существенным образом затрагивает личностное развитие не только воспитанника, но и самого воспитателя, который также обнаруживает и развивает у себя качества, необходимые для успешного осуществления воспитательного процесса.
В этом смысле можно сказать, что и родители чему-то учатся у своих детей, а учителя – у учеников, поскольку различные педагогические ситуации заставляют меняться и развиваться не только ребенка, но и его воспитателя. Воспитывая своих детей, мы воспитываем и себя. Но и безотносительно к воспитанию подрастающего поколения каждый взрослый человек способен продолжать заниматься самовоспитанием, хотя далеко не все люди делают это сознательно и целенаправленно.Научным обоснованием воспитания, кроме психологии, занимаются философия, социология, педагогика, педагогическая антропология. Но без психологии основные проблемы воспитания не только не могут быть решены, но даже и правильно поставлены, так как их понимание зависит от знания психологии личности, человеческих взаимоотношений, психологии различных социальных общностей.
В процессе воспитания можно выделить следующие этапы:
1) формирование у воспитанников потребности в выработке того или иного качества;
2) овладение воспитанниками знаниями о личностных качествах;
3) формирование умений, навыков и привычек поведения.
Все эти этапы могут быть реализованы только при включении воспитанников в различные формы и виды активной деятельности. Для решения задач, стоящих на каждом из этих этапов, педагог организует какое-либо дело и прикладывает усилия для включения в него воспитанников. Только включив детей в их собственную деятельность, воспитатель может добиться успешного решения задач, стоящих на данных этапах.
Воспитание – целенаправленный процесс. Главные его задачи – формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые необходимы для жизни в обществе. Цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда и не являются постоянными в любом обществе. Изменения в развитии общества задают новые цели воспитания в виде требований, предъявляемых к личности человека. Но существуют и такие личностные качества, которые остаются востребованными в любом обществе, став непреходящими общечеловеческими ценностями. Это порядочность, гуманность, духовность (приоритет высоких нравственных идеалов над сиюминутными потребностями и влечениями, постоянное стремление к нравственному самосовершенствованию), свобода (стремление к внутренней и внешней независимости), ответственность (готовность брать на себя обязательства).
Общая цель современного воспитания состоит в том, чтобы сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями. Воспитание становится эффективным, когда педагог специально выделяет его цель, к которой стремится. Наибольшая эффективность достигается в том случае, когда цель воспитания известна и понятна воспитаннику и он соглашается с ней, принимает ее.Процесс воспитания является многофакторным. При его осуществлении приходится учитывать и использовать огромное количество объективных и субъективных факторов. Личность подвергается воздействию множества разнонаправленных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Многофакторность объясняет эффект неоднозначности результатов воспитания. Очень часто получается, что в одних и тех же условиях результаты воспитательных воздействий могут сильно различаться. Это зависит в первую очередь от того, какой опыт к данному моменту был накоплен личностью воспитанника, какие особенности характера, установки, ценности уже были в нем заложены. Например, такая черта характера, как тревожность, формирующаяся уже в дошкольном детстве, оказывает сильное влияние на то, как ребенок будет воспринимать критику со стороны педагога и его указания на свои ошибки. На кого-то резкие слова и интонации окажут стимулирующее воздействие, побудят к дальнейшему самосовершенствованию, а для более тревожного и ранимого ребенка станут унизительными и не вызовут с его стороны ничего, кроме желания впредь избегать общения с этим педагогом.
Из одного этого примера видно, что огромную роль в воспитании играет личность педагога: его педагогические умения, черты характера, личностные качества, ценностные ориентиры. Воспитание, как и педагогическая деятельность в целом, является искусством.
Еще одна особенность воспитания, отличающая его от обучения, состоит в том, что воспитание практически никогда не дает мгновенного эффекта. Научиться что-то делать или усвоить какие-то знания можно с первого раза, тогда как результаты воспитания не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя.
Кроме того, воспитание в отличие от обучения обязательно должно быть непрерывным. Одно мероприятие, направленное на воспитание определенного качества, практически никогда не ведет к желаемому результату. Если процесс воспитания нерегулярен и идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново закреплять то, что уже осваивалось ребенком, а потом забылось. При этом педагог не может углублять и развивать свое влияние, вырабатывать у ребенка новые устойчивые привычки.
Успешно осуществлять воспитание можно только в том случае, если постоянно придерживаться определенных принципов. Воспитанники должны чувствовать последовательность в действиях педагога-воспитателя. Различные педагоги выбирают в качестве центральных и основополагающих разные принципы: это зависит от их мировоззрения, стиля общения, черт характера, однако в любом случае принципы каждого воспитателя должны составлять определенную систему.
Но существуют принципы, вошедшие в воспитательную систему большинства опытных педагогов, хотя и с разной степенью придаваемой им значимости. Среди них можно назвать следующие:1) формирование личностного стиля взаимоотношений ученика со сверстниками и педагогом. Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что в воспитании имеет значение не столько знание общих возрастных психологических особенностей детей, сколько учет их личностных качеств, от которых зависят складывающиеся со временем основные ценностные ориентации, жизненные планы, идеалы, общая направленность личности, доминирующие мотивы поведения. Именно поэтому развитие личностных качеств является основной задачей воспитания;
2) выдвижение системы ближайших, средних и далеких целей воспитания. Для включения в активную деятельность у ребенка необходимо сформировать устойчивую мотивацию к ней: только при таком условии он будет вкладывать в эту деятельность всю свою душу. Чаще всего для того, чтобы сформировать мотив, недостаточно поставить перед ребенком одну цель, даже разъяснив необходимость ее достижения. Наиболее действенно выстраивание нескольких целей, каждая из которых имеет свой масштаб и свой временной период реализации. Все эти цели должны быть взаимосвязаны: достижение одной цели должно быть обязательным условием для возможности достижения другой. Ближние цели вытекают из средних, а средние обоснованы и поддержаны дальними. Такое построение целей позволяет подбирать и менять ближние цели в зависимости от характера, личностных и возрастных особенностей воспитанников.
3. Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема. В воспитательном процессе недопустима конфронтация воспитателя с воспитанниками. Воспитатель должен бороться не с плохими качествами, которые есть у ребенка, а за хорошие качества, которые у него еще только будут. Недопустимо акцентировать внимание воспитанников на их промахах и недостатках. Даже при наличии у воспитанников существенных ошибок и постоянном проявлении ими качеств, трактуемых как недостатки, необходимо выявлять и поддерживать их отдельные положительные стороны, формируя у детей ощущение повторяющихся успехов. Таким образом создаются положительный эмоциональный фон, спокойная и уверенная обстановка в группе, усиливается тяга детей к самостоятельной деятельности.
4. Воспитание через взаимодействие. Личностные качества ребенка проявляются прежде всего в его общении и взаимодействии с окружающими людьми. Больше всего возможностей для этого предоставляет общение со сверстниками, где все занимают равноправные позиции и могут смело вырабатывать свой стиль поведения, корректировать и формировать его. Активизация взаимодействия способствует ускорению процесса формирования личностных качеств. При этом шире используются групповые и парные формы работы, формируются гуманные отношения в коллективе.
5. Воспитание через творчество. Качества личности воспитываются только в деятельности, но деятельность эта может быть разной. Творческая деятельность воспитывает в ребенке способности и стремление к созданию чего-то принципиально нового, а репродуктивная деятельность учит в точности выполнять предписанную программу действий. Последняя до сих пор преобладает в учебных программах по большинству школьных предметов, поэтому основным недостатком традиционной системы образования является невозможность воспитать творчески мыслящего человека, готового к решению сложных и нестандартных жизненных проблем. Для преодоления этого недостатка необходимо активно включать детей в деятельность творческого характера и целенаправленно развивать у них творческие способности.
Психология воспитания | Диплом по психологии
Психология воспитания – область психологии, занимающаяся разработкой психологических основ обучения и воспитания. Психологию воспитания относят к прикладным отраслям психологии, целью которых является решение практических проблем. Вместе с тем психология воспитания является полем как фундаментальных, так и прикладных исследований и использует педагогические учреждения в качестве психологической лаборатории.
Воспитание – это процесс организованного целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка.
Цели и задачи воспитания
Главная цель воспитания – формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе.
Задачи воспитания на всех этапах социальной истории определяются в первую очередь так называемыми общечеловеческими и нравственными ценностями. Задачи воспитания не устанавливаются раз и навсегда и не являются постоянными в любом обществе. Меняется система общественного устройства и социальные отношения – изменяются и задачи воспитания. Всякий раз они задаются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества. В более или менее стабильные периоды общественного развития и задачи воспитания становятся относительно устойчивыми. Во время значительных социально-экономических преобразований они становятся неопределенными.
Институты воспитания
К институтам воспитания относятся семья; детские сады, школы и другие специальные учреждения; средства массовой информации; литература и искусство.
Средства и методы воспитания
Под средствами и методами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия воспитателя на воспитуемого с целью выработать у него определенные качества и формы поведения. Слово «метод» означает способ осуществления, понятие «средство» подразумевает то, с помощью чего данный метод осуществляется на практике. К средствам воспитания можно отнести практически все в окружающем мире: природу, искусство, традиции, слова (в устной и письменной форме), различные виды деятельности и т. д.
Классификация видов методов воспитания
Классифицировать методы воспитания можно по разным основаниям, и таких классификаций существует много. В 1960-е гг. общепринятой была классификация методов воспитания, состоящая всего из двух категорий: 1) методы, направленные на сознание ребенка; 2) методы, направленные на его поведение.
В 1970-е гг. значительная часть теоретиков педагогики и педагогической психологии принимали классификацию методов воспитания на основе трех главных направлений деятельности воспитателя: 1) методы целенаправленного формирования качеств личности; 2) методы стимулирования естественного саморазвития личности; 3) методы коррекции развития личности.
В начале 1980-х гг. оформилась концепция деятельностного подхода к воспитанию и ленинградские педагоги Т.Е. Конникова и Г. И. Щукина предложили классификацию методов воспитания по критерию их отношения к деятельности ребенка. В их системе рассматривалось три группы методов воспитания: 1) методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности; 2) методы формирования общественного сознания; 3) методы стимуляции деятельности.
Известный современный московский педагог-новатор и ученый В. А. Караковский предложил классификацию, критерием которой являются используемые средства воспитания, и выделил шесть групп методов: 1) воспитание словом; 2) воспитание делом; 3) воспитание ситуацией; 4) воспитание игрой; 5) воспитание общением; 6) воспитание отношениями.
Основные трудности и проблемы воспитательного процесса
- Деятельность воспитателя обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, индивидуальности его, характера и отношения к воспитанникам. Уровень профессиональной подготовки педагогов, их мастерство, умение руководить процессом оказывают большое влияние на ход воспитания и его результаты.
- Результаты воспитания не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Между педагогическими проявлениями воспитанности и невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности. Личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Поэтому воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. Это обусловлено большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию.
- Воспитательный процесс очень динамичен, подвижен и изменчив. При этом он отличается длительностью (по сути, он длится всю жизнь) и непрерывностью. Нельзя заблуждаться, полагая, что одно яркое «мероприятие» способно изменить поведение ученика. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании ученика, в место того чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки.
- Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых людей, общественных организаций, ученического коллектива и т.д. Среди этих многообразных влияний немалая роль принадлежит классному коллективу и личности воспитателя, однако воспитатель всегда должен помнить и о других сферах воспитательного воздействия. Очень важно, чтобы требования, исходящие от них и от воспитателя, были едиными и не противоречили одно другому.
Что такое педагогическая психология? 6 Примеры и теории
Педагогическая психология — одна из старейших отраслей в этой области, корни которой восходят, по крайней мере, к Платону.
Платон считал, что обучение основано на врожденной способности разума получать информацию и оценивать ее интеллектуальную и моральную ценность.
Самый выдающийся ученик Платона, Аристотель, подчеркивал, что обучение включает в себя построение ассоциаций, таких как последовательность во времени, смежность в пространстве, а также сходство и/или контрасты.
Более поздние мыслители уделяли значительное внимание процессам обучения и памяти, различным методам обучения и тому, как можно оптимизировать обучение.
Вместе эти мыслители сформировали растущий и разнообразный корпус теории и практики педагогической психологии, и эту интригующую тему мы обсудим ниже.
Прежде чем продолжить, вы можете бесплатно загрузить три упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.
Эта статья содержит:
- Что такое педагогическая психология и почему она важна?
- Краткая история поля
- Описание работы и роли психолога-педагога
- 3 примера из реальной жизни
- 3 Популярные теории
- Темы исследований в области психологии образования
- Педагогическая психология против школьной психологии
- Взгляд на идеи Выготского
- Соответствующие ресурсы PositivePsychology. com
- Сообщение на вынос
- Ссылки
Что такое педагогическая психология и почему она важна?
Педагогическая психология занимается изучением и улучшением человеческого обучения на протяжении всей жизни, в каких бы условиях оно ни происходило.
К таким условиям относятся не только школы, но и рабочие места, организованные спортивные состязания, правительственные учреждения и сообщества пенсионеров — везде, где люди участвуют в обучении и обучении того или иного типа.
Педагогическая психология важна из-за того, что она сосредоточена на понимании и улучшении важнейшей способности человека к обучению.
В этой миссии повышения качества обучения педагоги-психологи стремятся помочь как ученикам, так и учителям.
Краткая история области
Как отмечалось выше, ранние греческие философы, такие как Платон и Аристотель, занимались процессом обучения, получением фактических и моральных знаний.
Однако лишь позже в истории педагогическая психология стала самостоятельной областью, отличной от философии.
Джон Локк (1632–1704), влиятельный британский философ и «отец психологии», классно описал человеческий разум как tabula rasa (чистый лист), у которого нет врожденных или врожденных знаний, но который может учиться только через накопление опыта.
Иоганн Гербарт (1776–1841) считается основоположником педагогической психологии как отдельной области. Он подчеркивал интерес к предмету как важнейший компонент обучения.
Он также предложил пять формальных шагов обучения:
- Обзор того, что уже известно
- Предварительный просмотр нового материала для изучения
- Презентация нового материала
- Связь нового материала с уже известным
- Демонстрация того, как можно с пользой применить новые знания
Мария Монтессори (1870–1952) была итальянским врачом и педагогом, которая начала с обучения детей-инвалидов и детей из малообеспеченных семей. Затем она основала сеть школ, в которых обучали детей любого происхождения, используя практический, мультисенсорный и часто ориентированный на учащихся подход к обучению.
Натаниэль Гейдж (1917–2008) был влиятельным психологом-педагогом, пионером исследований в области преподавания. Он служил в армии США во время Второй мировой войны, где разработал тесты на пригодность для отбора штурманов самолетов и операторов радаров.
Гейдж продолжил разработку исследовательской программы, которая во многом способствовала научному изучению преподавания.
Он считал, что прогресс в обучении в значительной степени зависит от эффективного преподавания и что надежная теория эффективного преподавания должна охватывать:
- Процесс обучения
- Содержание для изучения
- Способности учащихся и уровень мотивации
- Управление классом
Вышеупомянутое является лишь примером влиятельных мыслителей, которые со временем внесли свой вклад в область педагогической психологии.
Прекрасную и краткую историю педагогической психологии от Платона и Аристотеля до бихевиоризма и других современных течений см. в Grinder (1989).
Описание работы и роли психолога-педагога
Педагог-психологи обычно имеют степень магистра или доктора наук в этой области.
Они работают в различных учебных, исследовательских и прикладных учреждениях (например, K–12, университеты, военные и образовательные отрасли, такие как разработчики учебников и тестов).
Те, кто имеет докторскую степень, часто преподают и проводят исследования в колледжах или университетах.
Они преподают базовые курсы, такие как Введение в педагогическую психологию , и более сложные семинары, такие как Профессиональная этика в психологии образования или Методы исследования в психологии образования .
Они проводят исследования по таким темам, как лучший показатель навыков грамотности для учащихся средних школ, наиболее эффективный метод обучения начинающих инженеров-профессионалов и взаимосвязь между уровнем образования и эмоциональным здоровьем пенсионеров.
Педагоги-психологи также работают в различных прикладных ролях, таких как консультирование по разработке учебных программ; оценка образовательных программ в школах или на учебных площадках; и предлагая учителям лучшие методы обучения для предметной области, уровня класса или населения, будь то обычные ученики, дети с ограниченными возможностями или одаренные ученики.
3 примера из реальной жизни
Говард Гарднер, профессор Гарвардской высшей школы образования, известен тем, что разработал теорию множественного интеллекта.
Эта теория утверждает, что помимо традиционно измеряемых вербальных и визуально-пространственных форм интеллекта существуют также формы, включающие кинестетический или спортивный интеллект, межличностный или социально-эмоциональный интеллект, музыкальный или художественный интеллект и, возможно, другие формы, которые мы еще не изучили. научился измерять.
Доктор Гарднер преподает, проводит исследования и публикует материалы. Его многочисленные книги включают Структуры разума: теория множественного интеллекта (1983) и Дисциплинированный ум: помимо фактов и стандартизированных тестов, образование, которого заслуживает каждый ребенок (2000).
Мейми Фиппс Кларк (1917–1983), показанная выше, была первой афроамериканкой, получившей докторскую степень по психологии в Колумбийском университете. Она и ее муж Кеннет Кларк (1914–2005) интересовались развитием и самооценкой афроамериканских детей.
Ее докторская работа продемонстрировала дегуманизирующий эффект сегрегированных школ как на афроамериканских, так и на белых детей в известном «исследовании кукол» (Clark & Clark, 1939). Она обнаружила, что как афроамериканские дети, так и белые дети приписывают белым куклам больше положительных характеристик, чем черным куклам.
Эта работа использовалась в качестве доказательства в деле Браун против Совета по образованию (1954 г.), единогласном постановлении Верховного суда США, постановившего, что школы, разделенные по расовому признаку, не равны и должны быть исключены из сегрегации.
Она и ее муж основали несколько учреждений, предоставляющих консультационные и образовательные услуги малоимущим афроамериканским детям, в том числе проект Harlem Youth Opportunities Unlimited.
Ирен Мари Монтеро Хиль получила степень магистра на факультете эволюционной и педагогической психологии Автономного университета Мадрида, Испания.
Г-жа Монтеро Хиль совмещала последующее обучение в докторантуре со своей ролью самого молодого члена Конгресса депутатов Испании, представляющего Мадрид. Позже она отложила учебу, чтобы стать министром по вопросам равноправия Испании, офисом, который выступает за равные возможности независимо от возраста, пола или инвалидности.
Приведенные выше примеры показывают лишь некоторые вклады, которые педагоги-психологи могут внести в исследовательскую, преподавательскую, юридическую и правозащитную деятельность.
Загрузите 3 бесплатных инструментария для позитивной психологии (PDF)
Указав свое имя и адрес электронной почты ниже.
3 Популярные теории
Различные теории были разработаны для объяснения того, как люди учатся. Некоторые из наиболее устойчивых и репрезентативных современных теорий обсуждаются ниже.
1. Бихевиоризм
Бихевиоризм приравнивает обучение к наблюдаемым изменениям в деятельности (Skinner, 1938). Например, работник сборочной линии мог «научиться» собирать игрушку из деталей, и после 10 практических занятий рабочий может сделать это без ошибок в течение 60 секунд.
В бихевиоризме основное внимание уделяется стимулам или побуждениям к действию (ваш руководитель вручает вам коробку с деталями игрушки), за которым следует поведение (вы собираете игрушку), за которым следует подкрепление или его отсутствие (вы получаете повышение за самая быстрая сборка игрушки).
Бихевиоризм утверждает, что положительно подкрепленные поведенческие реакции с большей вероятностью повторятся в будущем.
Следует отметить, что бихевиористы верят в предустановленную внешнюю реальность, которая постепенно открывается в процессе обучения.
Некоторые ученые также считают, что с бихевиористской точки зрения учащиеся больше реагируют на стимулы окружающей среды, чем активны или проактивны в процессе обучения (Ertmer & Newby, 2013).
Однако одним из наиболее устойчивых достижений более поздней бихевиористской традиции является позитивное поведенческое вмешательство и поддержка (PBIS), в котором упреждающие методы играют заметную роль в улучшении обучения в школах.
Такая проактивная поведенческая поддержка включает в себя максимальную структуру в классе, заблаговременное обучение четким поведенческим ожиданиям, регулярное использование подсказок с учащимися и активное наблюдение за учащимися (Simonsen & Myers, 2015).
Более 2500 школ в Соединенных Штатах в настоящее время применяют поддерживающую поведенческую основу PBIS с документально подтвержденными улучшениями как в поведении учащихся (Bradshaw, Waasdorp, & Leaf, 2012), так и в достижениях (Madigan, Cross, Smolkowski, & Stryker, 2016).
2. Когнитивизм
Когнитивизм был частично вдохновлен развитием компьютеров и модели обработки информации, которая, как считается, применима к человеческому обучению (Neisser, 1967).
Он также развился отчасти как реакция на предполагаемые ограничения бихевиористской модели обучения, которая, как считалось, не учитывала психические процессы.
В когнитивизме обучение происходит, когда информация принимается, систематизируется, удерживается в памяти и извлекается для использования.
Когнитивисты очень заинтересованы в изучении и памяти с точки зрения нейронов или взаимодействия мозга с поведением. Их направления исследований часто включают исследования, включающие функциональную визуализацию мозга (например, функциональную магнитно-резонансную томографию), чтобы увидеть, какие мозговые цепи активируются во время конкретных учебных задач.
Когнитивисты также очень интересуются «нейропластичностью», или тем, как обучение вызывает новые связи между отдельными клетками мозга (нейронами) и их более широкими нейронными сетями.
С точки зрения когнитивистов, люди считаются очень активными в процессе обучения, включая то, как они организуют информацию, чтобы сделать ее значимой и запоминающейся для себя.
Когнитивисты, как и бихевиористы, считают, что обучение отражает внешнюю реальность, а не формирует или конструирует реальность.
3. Конструктивизм
Конструктивизм считает, что с детства человек учится последовательно (Piaget, 1955).
На этих стадиях мы сопоставляем наши основные понятия или «схемы» реальности с опытом в мире и соответствующим образом корректируем наши схемы.
Например, основываясь на определенном детском опыте, вы можете сформировать схематическое представление о том, что все предметы падают, когда вы их отпускаете. Но допустим, вы получаете гелиевый шарик, который поднимается, когда вы его отпускаете. Затем вы должны скорректировать свою схему, чтобы зафиксировать эту новую реальность: «большинство вещей исчезает, когда я отпускаю их, но по крайней мере одна вещь поднимается, когда я отпускаю их».
Для конструктивистов всегда существует субъективный компонент того, как организована реальность. С этой точки зрения нельзя сказать, что обучение отражает предустановленную внешнюю реальность. Скорее, реальность — это всегда взаимодействие между активным конструированием мира и самим миром.
Темы исследований в области психологии образования
Недавние исследования в области психологии образования сделали акцент на том, как социально-эмоциональные факторы влияют на успеваемость учащихся.
Например, Zysberg and Schwabsky (2020) исследовали взаимосвязь между позитивной школьной культурой или климатом, чувством самоэффективности учащихся и успеваемостью в израильских средних и старших классах.
Они обнаружили, что школьный климат положительно связан с чувством самоэффективности учащихся. Самоэффективность, в свою очередь, была положительно связана с успеваемостью по математике и английскому языку.
Это исследование отражает конструктивистский подход, акцентируя внимание на том, как учащиеся придают смысл своему образовательному опыту.
Другое недавнее исследование было сосредоточено на поведенческих вмешательствах для поддержки онлайн-обучения, которое становится все более распространенным в качестве образовательного варианта.
Например, Yeomans and Reich (2017) обнаружили, что регулярные подсказки учащимся о завершении онлайн-работы привели к увеличению числа пройденных курсов на 29%. Они пришли к выводу, что отправка регулярных напоминаний является недорогим и эффективным способом улучшить прохождение онлайн-курсов.
Это исследование отражает активный бихевиористский подход к улучшению результатов обучения.
Еще одна текущая область исследований в педагогической психологии связана с использованием методов визуализации мозга во время учебной деятельности.
Например, Takeuchi, Mori, Suzukamo и Izumi (2019) изучали активность мозга у учителей и учеников, в то время как учителя давали подсказки для решения зрительно-пространственной задачи (сборки головоломок).
Они обнаружили, что префронтальная кора головного мозга, участвующая в планировании и мониторинге сложных когнитивных действий, значительно активизировалась у учителей не тогда, когда они планировали давать подсказки, а только тогда, когда они действительно давали подсказки.
У студентов-участников префронтальная кора значительно активизировалась, когда они решали головоломку с помощью предоставленных подсказок.
В этом исследовании подчеркивается когнитивистский подход, сосредоточенный на активности мозга во время обучения.
Для когнитивистов понимание того, как мозг преобразует вводимые инструкции в обучение, может привести к улучшению стратегий обучения и улучшению результатов обучения.
Педагогическая психология и школьная психология
Педагогические и школьные психологи в некоторой степени совпадают по своей подготовке и функциям, но также имеют важные отличия.
Педагоги-психологи больше занимаются преподаванием и исследованиями на уровне колледжей или университетов. Они также ориентируются на более крупные и разнообразные группы в своей исследовательской и консультационной деятельности.
В качестве консультантов педагоги-психологи работают с такими организациями, как школьные округа, военные или корпорации, над разработкой наилучших методов обучения.
Некоторые школьные психологи участвуют в обучении, исследованиях и/или консультировании больших групп, таких как школьный округ. Однако большинство из них больше ориентированы на работу в рамках конкретной школы, а также с отдельными учащимися и их семьями.
Около 80% школьных психологов работают в государственных школах и проводят прямые вмешательства с отдельными людьми или небольшими группами.
Они помогают с тестированием и поддержкой учащихся с особыми потребностями, помогают учителям разрабатывать стратегии управления классом и участвуют в индивидуальном или групповом консультировании, которое может включать кризисное консультирование и эмоционально-поведенческую поддержку.
Взгляд на идеи Выготского
Лев Выготский (1896–1934) был русским психологом, разработавшим некоторые идеи, лежащие в основе конструктивистского движения в образовании.
Одной из центральных идей теории обучения Выготского является идея о зоне ближайшего развития (ЗБР).
ZPD представляет собой область между тем, что учащийся (студент, взрослый стажер, реабилитационный пациент и т. д.) уже может делать самостоятельно, и тем, что учащийся может легко выполнить с помощью учителей или более продвинутых сверстников.
Например, пятилетний ребенок может уже знать, как выполнить задание из трех шагов вручную, но можно ли научить его выполнять задание из четырех или пяти шагов?
ZPD — это зона формирующихся навыков, которая требует своего рода исследования и измерения, чтобы лучше понять потенциал учащегося (Moll, 2014).
Выготского также интересовали отношения между мыслью и языком. Он предположил, что большая часть мысли состоит из интернализированного языка или «внутренней речи». Подобно Пиаже, работы которого он читал с интересом, Выготский пришел к выводу, что язык имеет социальное происхождение, которое затем интериоризируется как внутренняя речь.
В этом смысле Выготского часто считают (социальным) конструктивистом, где обучение зависит от социальной коммуникации и норм. Таким образом, обучение отражает нашу связь с другими и согласие с ними, а не связь с чисто внешней или объективной реальностью.
Соответствующие ресурсы PositivePsychology.com
Как упоминалось в обсуждении теории эффективного обучения Натаниэля Гейджа, мотивация учащихся является важным компонентом, который необходимо оценивать и поощрять.
Саморефлексия «Кто я» может помочь учащимся и их учителям подумать о том, в чем они хороши, с какими серьезными проблемами они столкнулись и что их вдохновляет. Эти знания могут помочь как преподавателям, так и учащимся найти способы повышения мотивации в конкретных случаях.
Как отмечалось выше, когнитивистский подход к педагогической психологии включает в себя понимание того, как мозг обучается, формируя новые связи между нейронами. Упражнение «Принятие установки на рост» — это простое руководство по замене фиксированного мышления заявлениями о росте. Это может вдохновить взрослых учиться, ссылаясь на присущую им нейропластичность.
Идея состоит в том, что при достаточном усилии и повторении мы можем формировать в нашем мозгу новые и прочные связи положительного и адаптивного характера.
Родителям и учителям мы рекомендуем статью доктора Габриэллы Ланча о Стратегии здоровой дисциплины для обучения и вдохновения детей . В этой статье предлагаются основные и эффективные стратегии и рабочие листы для создания положительного поведенческого климата дома и в школе, который является просоциальным и способствующим обучению.
17 упражнений по позитивной психологии. Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим улучшить свое самочувствие, эта подборка подписей содержит 17 проверенных инструментов позитивной психологии для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим процветать и процветать.
Важная информация
Область педагогической психологии имеет древние корни и по сей день остается актуальной.
Сегодня в мире существует множество программ, обеспечивающих качественную подготовку по психологии образования на уровне магистратуры, докторантуры и докторантуры.
По данным Бюро статистики труда США, возможности карьерного роста в области психологии будут расти здоровыми темпами примерно на 14% в течение этого десятилетия, и ожидается, что психология образования будет идти в ногу со временем.
Кроме того, удовлетворенность работой в педагогической психологии и смежных областях, таких как школьная психология, традиционно была высокой, в том числе в том, что касается социального воздействия, независимости и вознаграждения (Worrell, Skaggs, & Brown, 2006).
Те, кто имеет докторскую степень в области педагогической психологии, могут оказать широкое влияние на учащихся любого типа. Они часто преподают в колледжах или университетах, проводят исследования и публикуются по различным темам в этой области или консультируются с различными организациями по поводу лучших методов преподавания и обучения.
Исследователи в области педагогической психологии внесли важный вклад в современное образование и культуру, начиная с парадигм обучения (бихевиоризм, когнитивизм, конструкционизм) и теории множественного интеллекта и заканчивая активной школьной поддержкой положительного поведения.
Мы надеемся, что вы узнали больше о богатой области психологии образования из этой краткой статьи и сочтете содержащиеся в ней ресурсы полезными. Не забудьте скачать наши бесплатные упражнения по позитивной психологии.
- Браун против Совета по образованию , 347 США (1954 г.).
- Брэдшоу, С.П., Ваасдорп, Т.Е., и Лиф, П. Дж. (2012). Влияние общешкольных позитивных поведенческих вмешательств и поддержки на проблемы с поведением ребенка. Педиатрия , 130 (5), e1136–e1145.
- Кларк, К., и Кларк, М. (1939). Развитие самосознания и появление расовой идентификации у негритянских дошкольников. Журнал социальной психологии , 10 (4), 591–599.
- Эртмер, П.А., и Ньюби, Т.Дж. (2013). Бихевиоризм, когнитивизм и конструктивизм: сравнение важнейших характеристик с точки зрения учебного дизайна. Ежеквартальное повышение производительности , 26 (2), 43–71.
- Гарднер, Х. (1983). Образ мышления: теория множественного интеллекта . Основные книги.
- Гарднер, Х. (2000). Дисциплинированный ум: Помимо фактов и стандартных тестов, образование, которого заслуживает каждый ребенок . Книги пингвинов.
- Гриндер, Р. Э. (1989). Педагогическая психология: основная наука. В MC Wittrock & F. Farley (Eds. ), Будущее педагогической психологии (стр. 3–18). Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс.
- Мэдиган, К., Кросс, Р. В., Смолковски, К., и Страйкер, Л. А. (2016). Связь между общешкольными позитивными поведенческими вмешательствами и поддержкой и успеваемостью: оценка за 9 лет. Образовательные исследования и оценка , 22 (7–8), 402–421.
- Moll, LC (2014). Л. С. Выготский и образование . Рутледж.
- Нейссер, У. (1967). Когнитивная психология . Эпплтон-Сенчури-Крофтс.
- Пиаже, Дж. (1955). Детское конструирование реальности . Рутледж и Кеган Пол.
- Симонсен, Б., и Майерс, Д. (2015). Вмешательства и поддержка позитивного поведения в классе: руководство по активному управлению классом . Публикации Гилфорда.
- Скиннер, Б.Ф. (1938). Поведение организмов: экспериментальный анализ . Фонд Б. Ф. Скиннера.
- Такеучи Н., Мори Т., Судзукамо Ю. и Изуми С.И. (2019). Активность префронтальной коры у учителей и учащихся при обучении проблеме инсайта. Разум, мозг и образование , 13 , 167–175.
- Уоррелл, Т. Г., Скэггс, Г. Е., и Браун, М. Б. (2006). Удовлетворенность работой школьных психологов: 22-летняя перспектива в США. School Psychology International , 27 (2), 131–145.
- Йоманс, М., и Райх, Дж. (2017). Планирование подсказок увеличивает и прогнозирует завершение курса в массовых открытых онлайн-курсах. Конференция : Седьмая международная конференция по аналитике и знаниям в области обучения , стр. 464–473.
- Зисберг, Л., и Швабски, Н. (2020). Школьный климат, академическая самоэффективность и успеваемость учащихся . Педагогическая психология. Тейлор и Фрэнсис онлайн.
Что такое педагогическая психология? — Определение
Педагогическая психология — это научная область, связанная с применением психологических теорий и концепций для понимания и улучшения преподавания и обучения в формальной образовательной среде. Проще говоря, это касается изучения того, как учащиеся учатся и как учителя могут помочь им учиться эффективно. Педагогическая психология опирается и сочетает в себе различные психологические теории и принципы, например те, которые связаны с человеческим развитием, мотивацией, обучением, управлением поведением и оценкой, среди прочего, с целью улучшения условий преподавания и обучения. Педагоги-психологи изучают процесс обучения не только среди населения в целом, но и среди таких подгрупп, как одаренные дети и дети с различными нарушениями обучаемости.
Цель педагогической психологии не в том, чтобы давать конкретные предписания учителям и другим лицам, влияющим на образовательные достижения учащегося, как если бы существовало лишь несколько установленных способов оптимизации процессов преподавания и обучения. Скорее, исследования в этой области предназначены для выявления общих принципов, которые могут применяться различными способами в различных образовательных условиях и для разных учащихся. Исследования в области педагогической психологии призваны ответить на такие вопросы, как: Как люди учатся? Что мотивирует их учиться? И какие факторы мешают обучению? [showmyads]
Психологи-педагоги, как и их коллеги в других областях психологии, работают в различных условиях. Они могут работать в колледжах и университетах, где они либо читают лекции, либо проводят исследования по темам, имеющим отношение к образованию и обучению. Другие выступают в качестве консультантов, помогая разрабатывать учебные программы, университетские курсы и учебные материалы для людей, работающих в учебных заведениях или на работе. Они также могут помочь в разработке и пересмотре политики и стандартов в области образования. Поскольку это занимает много времени, некоторые предпочитают прибегать к услугам профессиональных корректоров, чтобы перепроверить качество своих работ. Психологу-педагогу непросто сбалансировать все эти вещи, но использование всех доступных вам инструментов — это первый шаг к успеху.
Другие психологи-педагоги работают в начальных и средних школах, и в этом случае они могут работать непосредственно с учащимися (индивидуально или в группах), чтобы помочь им преодолеть проблемы, связанные с их образованием. Это могут быть проблемы, которые прямо влияют на обучение, как в случае неспособности к обучению, или косвенно, например, эмоциональные, социальные и поведенческие проблемы. В тех случаях, когда учащиеся испытывают затруднения, педагоги-психологи обычно начинают с оценки их уникальных учебных, эмоциональных и поведенческих потребностей с помощью наблюдения, тестовых материалов и других методов оценки. Затем они могут консультироваться и сотрудничать с учителями, родителями и другими соответствующими лицами для разработки и внедрения эффективных подходов и положений для поддержки обучения. Они также оценивают прогресс учащихся с течением времени, чтобы определить эффективность вмешательства.
Изображение предоставлено FreeDigitalPhotos.net
- Почему школам следует проявлять осторожность при обучении «характеру» (psychologytoday.