Общение это нравственного воспитания: Содержание и организация общения дошкольников как средство нравственного воспитания | Материал на тему:

Социальная работа как средство формирования духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних

Во все века высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.

Как бы ни был современен наш мир, как бы технический прогресс не влиял на развитие общества вопросы воспитания нравственности и духовности, были, есть и будут самыми важными и актуальными для становления человека и превращения его в полноценного представителя общества.

В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения приобретают особую остроту, так как сейчас мы можем наблюдать множество подростков, которые стали на тернистый путь преступления. Причинами отклонений в поведении учащихся являются: дефекты семейного воспитания, недостатки учебно-воспитательного процесса школы, индивидуальные психофизиологические особенности ребенка, кризис подросткового возраста.

По данным российских социологов на 2010–2013г. на 30 % увеличилось количество тяжких преступлений, которые совершаются подростками. Контингент неблагополучных учащихся, который раньше наблюдался в основном в ПТУ, теперь в определенной мере присутствует и в техникумах, и в вузах, и даже в школах, демонстрируя, прежде всего социальную запущенность, которая часто становится основой педагогической запущенности.

Одним из институтов в системе работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей и молодежи являются учреждения социальной защиты населения.

Задача специалиста социально-реабилитационного центра сегодня- не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества. Прежде всего, духовная личность-результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения. Духовный человек — это гражданин и патриот с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Добрый и отзывчивый, уважительно относящийся к детству, к старости, к ценностям здоровой и полноценной семьи, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещенный. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием. Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.

В основе духовно-нравственного развития и воспитания подростков лежат следующие принципы. Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. Воспитательный идеал поддерживает внутреннее (смысловое, содержательное, процессуальное) единство уклада жизни подростка. Обеспечивает возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации. Духовно-нравственное развитие и воспитание подростков направлено на достижение национального воспитательного идеала.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности подростка. Их отбор среди огромного количества ценностей (общечеловеческих, религиозных, этнических, общественных, корпоративных) происходит на основе национального воспитательного идеала, который, в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания.

Пример — это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать подростку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах, демонстрирующих устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируется, наполняется конкретным жизненным содержанием национальный воспитательный идеал. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример воспитателя.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя созначимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально-привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями (законными представителями), воспитателем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим. Содержанием этого педагогически организованного общения должно быть совместное освоение базовых национальных ценностей.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада жизни. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу воспитатель. Подросток испытывает большое доверие к воспитателю. Для него слова воспитателя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно воспитатель не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления подростка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между воспитателем и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания последних.

Родители (законные представители), так же как и воспитатель, подают ребёнку первый пример нравственности.

Пример — это персонифицированная ценность. Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни обучающегося множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. В содержании каждого из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания должны быть широко представлены примеры духовной, нравственной, ответственной жизни как из прошлого, так и из настоящего, в том числе получаемые при общении обучающихся с людьми, в жизни которых есть место духовному служению и моральному поступку.

Наполнение уклада жизни нравственными примерами активно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на сознание подростков компьютерные игры, телевидение и другие источники информации.

Уклад жизни подростка моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Воспитатель через уклад жизни вводит подростка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность подросток должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения несовершеннолетнего есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке — совесть, т. е. его нравственное самосознание.

Духовно-нравственное развитие и воспитание несовершеннолетних, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее. В условиях виртуальной зрелости подростков их собственное будущее превратилось в реальную проблему: они его недостаточно осознают, потому что мало действуют, нередко «застревают» в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений, проживают чужую жизнь, умаляя при этом свою собственную. Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и своевременной социализацией.

Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе — внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение подростком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой — бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.

Духовно-нравственное воспитание подростков, проходящих реабилитацию в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, обусловлено пониманием связи между духовно-нравственным состоянием общества и положением дел в экономике, задачами и возможностями развития учреждения в решении проблем успешной социализации несовершеннолетних в обществе. Духовно-нравственное воспитание личности рассматривается как стержень, базовая основа процесса воспитания во всем многообразии его направлений, методов, форм, технологий.

 

Литература:

 

1.                  Борисов Г. Б. В мире подростка. –М.: Медицина, 1982.

2.                   Вертинская Н. Н. Индивидуальная работа с учащимися. –Мн.: Народная асвета,1983.

3.                  Волкова Е. С. Трудные дети или трудные родители. –М.: Профиздат, 1992.

4.                  Даведьянова Н. С. О понимании духовности в современном обществе. Православная педагогика: Традиции и современность.- Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.

5.                  Программы психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних. В помощь сотрудникам специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Под ред. Г. М. Иващенко.- М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. -192с.

6.                  Личко А. Е. Эти трудные подростки.-М,: Просвещение, 1986.

7.                  Марьенко И. С. Процесс нравственного воспитания школьников. –М.: Народная асвета, 1971.

Основные термины (генерируются автоматически): духовно-нравственное развитие, воспитатель, национальный воспитательный идеал, воспитание подростков, диалогическое общение подростка, духовно-нравственное воспитание, нравственное самоопределение, подрастающее поколение, подростковый возраст, развитие общества.

Роль общешкольных мероприятий в духовно-нравственном воспитании

   

Чугунова Людмила Леонидовна,

учитель математики

высшей квалификационной категории

МКОУ С(К)ШИ № 37 г. Новосибирска

 
   

Чазова Юлия Владимировна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МКОУ С(К)ШИ № 37 г. Новосибирска

 

Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания,

гораздо более важную, чем развитие ума вообще,

наполнение головы познаниями.

К.Д. Ушинский

Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, в том, что оно совершенно не ценит ни своей собственной, ни чужой жизни, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания актуальна.

Особенно она важна для таких школ, как наша, где обучаются и воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья.

Дальнейшая социализация и интеграция детей с проблемами слуха невозможна, если ребёнок не усвоит ту систему нравственных идеалов и ценностей, которые приняты в обществе.

Для воспитания нравственности и патриотизма у школьников с ОВЗ мы используем в своей работе разные формы и методы. На наш взгляд, большой потенциал для нравственного развития обучающихся с нарушением слуха имеет коллективная творческая деятельность.

Совместная коллективная деятельность воспитанников при организации и подготовке школьных праздников, трудовых коллективных дел, творческих конкурсов, встреч с интересными людьми, создание детских спектаклей способствуют развитию у детей нравственных привычек, культуры поведения, дисциплины и организованности, опыта коллективных отношений, интересов и желания участвовать в творческих делах.

Кроме того, во время коллективной деятельности развивается слухоречевое общение, формируется нравственное сознание, связанное с мышлением, развитием речи.

В своей статье мы хотим рассказать о роли общешкольных мероприятий в духовно-нравственном воспитании детей с проблемами слуха, поделиться опытом работы в проведении общешкольных мероприятиях, способствующих воспитанию патриотизма, нравственному становлению личности.

В нашей школе ежегодно проводится праздник устной речи (проведение этого праздника уже стало школьной традицией). Цель праздника: организация практики речевого общения. Тематика данного праздника различна, например: «Олимпийские игры: от Древней Греции до наших дней», «Русские народные сказки», «По страницам сказок Пушкина», «Русь Великая».

И нам более подробно хотелось бы рассказать о празднике «Русь Великая»

Цель этого общешкольного проекта: изучение этапов становления государственности в России; развитие интереса к истории нашей Родины; воспитание патриотизма.

Задачи:

– изучить достижения России на разных временных этапах;

– дать представление об известных правителях, их заслугах перед Отечеством.

Участниками этого праздника были обучающиеся 5-11 классов. Обучающиеся каждого класса выбрали временной промежуток, который их больше заинтересовал. Ребятам предстояло выполнить очень большую работу: необходимо было подробно изучить обычаи, жизненный уклад, быт, одежду тех времен, кто был на тот момент правителем и чем прославился.

Кроме того, необходимо было познакомиться с историей государства Российского от князя Владимира до наших времен (данным темам были посвящены ряд классных часов, воспитательских занятий; посещался краеведческий музей, музей бересты.

После этого необходимо было подобрать, изготовить костюмы либо элементы костюмов. Ну и самое сложное, необходимо было в виде мини спектакля представить зрителям свой временной промежуток на празднике.

Обучающиеся 5-6 классов рассказали нам, откуда и как произошло название Русь.

Из выступления 7а – 8б классов мы узнали о принятии христианства на Руси.

Посмотрев заседание суда, показанное 7б классом, мы узнали, что основоположником законодательства на Руси был Ярослав Мудрый.

Усилил экономическое и политическое положение Руси Иван Калита. Это нам рассказали и обыграли ребята 8а класса.

Дмитрий Донской внес великий вклад в укрепление Руси Великой, освобождение её от гнёта татаро-монгольского ига. Мы были свидетелями битвы, показанной ребятами 8в и 6б классов.

Петр I Великий – русский царь и первый российский император, создатель русского флота, основатель Санкт-Петербурга, законодатель моды и это показали ребята 11в класса.

В своем выступлении обучающиеся 11б-10а классов сделали акцент на том, что если раньше главой государства становились по праву рождения, то сейчас президента выбирает сам народ. Кроме того, ими была проведена викторина по государственной символике, которая закончилась исполнением гимна РФ.

После данного проекта ребята отметили, что они узнали много интересных фактов из истории государства Российского, более глубоко изучили историю своей страны. Работать над проектом ребятам понравилось, понравился и результат, т.е. праздник. Многие отметили, что с удовольствием будут продолжать изучение народных традиций, истории нашей Родины.

И наша задача (задача педагогов) не упустить вот этот момент – момент заинтересованности наших воспитанников. Направить их активность, желания в нужное русло. Почему это важно?

Давайте вспомним недалекое прошлое, на вопрос какие праздники вы знаете, которые у нас отмечают в стране ребята отвечали: хэллоуин, день Св. Валентина (кроме Нового года, 8 марта, 9 мая). А что за праздник Рождество, Пасха ребята затруднялись ответить. Рождество для многих связано с Новым годом, некоторые знают слово колядки; Пасха – это праздник, когда красят яйца, а перед этим едят блины, потому что Масленица. И очень важно объяснять ребятам корни этих праздников, традиции.

Высокая миссия педагога коррекционной школы – нести в мир детства все нравственные ценности. Помочь детям с проблемами слуха открыть этот мир во всем его богатстве и многообразии, а подобные праздники оказывают действенное влияние на расширение кругозора, на повышение общекультурного и нравственного развития обучающихся, на подготовку к жизни, к адаптации и интеграции неслышащих школьников в окружающем мире.

Работа по духовно-нравственному развитию школьников должна быть системной, и хочется верить, что эта работа непременно принесёт свои плоды.

Количество просмотров: 2765  

Общение и этика

Вы здесь: Главная / Образование / Общение и этика

  • Общение
  • Этика

Этим областям будет посвящено как минимум 2 совместных занятия в режиме реального времени (RTRC) в семестр. Кроме того, мы создали два текстовых модуля, каждый из которых посвящен коммуникациям и этике, и мы будем проводить их один раз в год на ретрите по выходным, который должны посещать все учащиеся.

При выполнении проектов, а также во время отраслевых стажировок и международных визитов студенты будут проинструктированы наблюдать и сообщать о примерах того, как коллеги придерживаются профессионального поведения и ценностей, включая честность, беспристрастность, справедливость и справедливость, а также о ярких примерах хорошего или плохого поведения. коммуникация. Студенты будут работать в группах во время ретритов по выходным, чтобы подготовить записанные презентации для курсов бакалавриата, посвященные этике и передовой практике общения.

Коммуникация

Расширение использования энергии ветра потребует связи с рядом заинтересованных сторон и центров влияния. В число основных групп заинтересованных сторон могут входить фермеры, фермерские семьи и фермерские общины, лица, определяющие политику на местном и национальном уровнях, представители энергетической отрасли, регулирующие органы и широкая общественность, каждая из которых будет иметь различные информационные требования и потребности.

Студенты познакомятся с этими различными сегментами аудитории, чтобы повысить их осведомленность о том, что уровень поддержки людьми любого научного или технологического начинания в значительной степени определяет характер и объем государственных расходов на исследования и разработки. Таким образом, общественность, осведомленная о науке и технике ветра, может привести к ряду результатов, включая мотивацию более широких общих интересов и озабоченностей, влияние на политическое или личное поведение и определение выбора или вариантов политики.

Коммуникация предполагает понимание общественного восприятия этого относительно нового предприятия. Предварительные исследования уже показали, что многие скептически относятся к энергии ветра из-за 4 основных опасений: (1) они считают турбины шрамом на ландшафте и, таким образом, создают «визуальное загрязнение»; (2) вращающиеся лопасти и жужжащие генераторы производят шум, который, по мнению многих, они не переносят; и (3) есть опасения, что вращающиеся лопасти могут нанести вред летучим мышам и перелетным птицам.

(4) В Айове фермеры, у которых возникли проблемы с воздушным опрыскиванием на ветряных электростанциях, опасаются, что турбины могут помешать опылению кукурузы и другим биофизическим процессам. Эти результаты указывают на области дефицита информации, которые можно решить в проектах студентов WESEP и во взаимодействии с представителями широкой общественности. Коммуникационные стратегии также могут быть разработаны для решения проблемы нехватки информации у лиц, определяющих политику. К ним относятся повышение их осведомленности о необходимости сокращения выбросов CO
2
выбросы значительно и необходимость увеличения передачи со Среднего Запада на любое побережье. Такие усилия укрепят понимание учащимися своей коммуникационной ответственности и их способности активно влиять на политику на местном, государственном и федеральном уровнях.

Средства массовой информации считаются наиболее доступным, а иногда и единственным источником для большей части населения для получения информации о научных открытиях, спорах, событиях и работах ученых после окончания формального образования. Некоторые исследования показали, что общественное восприятие энергии ветра в лучшем случае неоднозначно. Таким образом, изучение эффективности СМИ в информировании общественности о ветроэнергетике является еще одной важной областью исследований.

Этика

Учащиеся, прошедшие обучение по этике, смогут (1) понять и сформулировать основные этические вопросы, возникающие в связи с исследованиями и разработками в области ветроэнергетики; (2) проводить различие между воспринимаемым и измеряемым риском и обсуждать моральное и политическое значение восприятия, измерения и информирования о риске; и (3) понять и объяснить различные конкурирующие взгляды на человеческие и экологические риски, связанные с исследованиями и разработками в области ветроэнергетики.

Все студенты, изучающие естественные науки, и будущие ученые должны иметь солидный опыт рассмотрения и решения вопросов, связанных с ответственным проведением исследований (RCR). Соответственно, студенты должны понимать мотивы, которые могут привести к неправомерным действиям, и условия, которые делают ученых уязвимыми для неправомерных действий. Недавние исследования показывают, что проблемы часто можно предотвратить путем упреждающего неформального вмешательства, и что лучший способ предотвратить неправомерные действия — это поощрение в рамках неформальной культуры лаборатории неформальных и сердечных норм коллегиального надзора и проверки. Соответственно, студенты на этих семинарах будут не только обращаться к традиционным темам RCR, но также читать и обсуждать недавние исследования, в которых определены конкретные упреждающие методы вмешательства и решения проблем до их возникновения. Для исследователей и ученых также крайне важно иметь более широкое понимание социальных, политических, экономических и правовых вопросов, которые приводят к принятию и использованию (или отказу и пренебрежению) новых технологий. Участники этого проекта будут ознакомлены с противоречиями, общественным мнением и законодательными выборами, которые делают ветроэнергетику важнейшим компонентом более широкой энергетической политики. Соответственно, студенты будут участвовать в занятиях и практических занятиях, призванных помочь им понять и сформулировать эти более широкие проблемы. Преподаватели естественных наук обычно не обучены преподавать этику или обучать студентов оценивать этические аспекты научных исследований. Но этические споры обычно возникают, когда люди с разными интересами или разными убеждениями приходят к разным выводам. В упражнениях по тематическому изучению учащиеся должны оценить такие разногласия после рассмотрения конкурирующих аргументов и позиций тех, кто не согласен. Вместо того, чтобы говорить учащимся, каких ценностей придерживаться или какие выводы они должны сделать, метод тематического исследования помогает учащимся прийти к сочувственному пониманию конкурирующих позиций и прийти к своим собственным хорошо аргументированным выводам. Этот проект будет включать в себя разработку портативных тематических исследований по этике, которые будут сосредоточены на социальных и этических проблемах, возникающих в связи с производством ветровой энергии. Эти тематические исследования будут иметь такой же формат, как и другие успешные тематические исследования, разработанные участниками Программы биоэтики Университета штата Айова. Эти ресурсы, разработанные и размещенные в Университете штата Айова, успешно использовались на сессиях RCR по всему миру.

Организационное моральное обучение: коммуникативный подход

Содержание Описание книги

    276 страниц 8 черно-белых иллюстраций

    к Рутледж

    276 страниц 8 черно-белых иллюстраций

    к Рутледж

    276 страниц 8 черно-белых иллюстраций

    к Рутледж


    Узнать о электронных книгах VitalSource
  • Электронные книги Тейлора и Фрэнсиса
    (покупка для учреждений)Открывается в новой вкладке или окне
  • Продолжить покупки. 8 Премия «Выдающаяся книга года»

    Обширная работа в психологии и неврологии показывает, что люди рождаются с моральной интуицией, и этот том извлекает выгоду из этого недавнего понимания, чтобы дать новый взгляд на то, как руководить организационной этикой. Организационное моральное обучение представляет основанные на общении рекомендации для менеджеров и лидеров, чтобы поощрять подлинный моральный диалог на работе, чтобы эти обсуждения можно было использовать для бдительного обновления методов работы, поскольку организации стремятся к этичному совершенству. Организационная этика имеет решающее значение для индивидуального, организационного, национального и даже глобального благополучия, и эта работа меняет представление о том, как управлять организационной этикой. Написанная в доступной форме как для студентов, так и для практиков, эта книга представляет собой передовой взгляд на организационную этику, основанный на науке и исследованиях, применимый к мировой аудитории.

    Глава 1. Переосмысление обучения организационной этике

    Глава 2. Моральная интуиция: достижения в области моральной психологии и нейробиологии

    Глава 3. Социальная интуитивистская модель

    Глава 4. Коммуникация и новая организационная этика 5: Как Культура (ing) Works

    Глава 6: Плюралистическое моральное невежество и спирали молчаливого заблуждения

    Глава 7: Обсуждение этики здесь и сейчас на рабочем месте

    Глава 9: Осмысление и идентичность: чего ожидать от моральных рассуждений

    Глава 8. Замена разговоров об этике здесь и сейчас

    Глава 10.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts