Общение и речь в психологии: Общение и речь. Психология. Полный курс

Общение и речь. Психология. Полный курс

Общение и речь. Психология. Полный курс

ВикиЧтение

Психология. Полный курс
Ритерман Татьяна Петровна

Содержание

Общение и речь

Сущность понятия «общение» в контексте взаимодействия заключается в установлении и развитии контактов между людьми, возникающих под влиянием потребности в совместной деятельности. Общение состоит из нескольких элементов. Первый из них – обмен информацией между субъектами деятельности, второй – выработка совместной стратегии деятельности с включенными субъектами общения, третий – восприятие и понимание людьми друг друга в процессе решения совместных задач.

Некоторые исследователи отождествляют понятие «общение» с понятиями «социальные отношения» и «межличностные отношения». Но понятие «общение» является наиболее широким. Общение возникает вследствие совместной жизнедеятельности людей в условиях их взаимодействии с социальной средой и внутри групп.

Понятие же «социальные отношения» включает, прежде всего, безличностность. В данном случае люди общаются не как личности, а в качестве представителей социальных классов, экономических структур, формальных групп и т. п. В основе межличностных отношений лежат деловые и эмоциональные оценки и личностные предпочтения людей. Благодаря общению в обществе происходит объединение индивидов. Оно способствует формированию и развитию личности во всех сферах ее жизнедеятельности (учебной, профессиональной и т. д.). Общение обнаруживает себя во всех проявлениях социальных и межличностных отношений, как в положительных, так и в отрицательных, и в радости, и в печали, и в празднике, и в трауре (будучи облечено в символические, соответствующие ситуации разворачивания коммуникации, формы).

Речь является высшей функцией центральной нервной системы, важнейшим механизмом интеллектуальной деятельности (поскольку мысль формируется вербально), формой общения людей. Мышление неразрывно связано с обществом.

Можно выделить три типа речи: видимую (письменную), слышимую (устную) и произносимую (вслух или про себя) речь.

Л. С. Выготский, исследуя проблемы мышления и речи, объяснил механизмы преобразования общения в сознание личности, раскрыл культурно-исторический смысл трансформации общения как аспекта культуры в сознание личности.

Механизмы преобразования общения в индивидуальный мир личности и другие связанные с этим процессы (преобразование общения в индивидуальный мир личности, порождение в процессе развития личности мира общения) изучает культурно-историческая психология на основе данных языкознания.

Язык – это система знаков, которая служит средством человеческого общения, мышления и выражения отраженной в сознании действительности. Язык помогает человеку познавать мир, в языке объективируется самосознание личности.

Язык развивается вместе с народом в процессе его исторического становления, преобразуясь по мере слияния племен и образования народностей в язык народностей, затем, с образованием наций, – в национальный язык. Важнейшими функциями языка являются:

1. Коммуникативная (функция общения), которая состоит в том, чтобы язык служил средством общения между людьми. Эта функция языка позволяет сделать установку участникам речевой коммуникации на плодотворность и полезность общения, на адекватность понимания речи.

2. Мыслеформирующая (функция воплощения и выражения мысли) позволяет языку служить средством оформления и выражения мысли. С помощью слова не только выделяется и оформляется понятие, но и устанавливается отношение между единицами мышления и знаковыми единицами языка.

3. Экспрессивная (функция выражения внутреннего состояния говорящего) позволяет языку не только проявлять внутреннее состояние говорящего (и/или сообщать информацию), но и делать понятным его отношение к содержанию сказанного или к собеседнику, к ситуации общения. С помощью языка выражаются также и эмоции человека.

4. Эстетическая (функция создания прекрасного средствами языка) – установка на удовлетворение эстетического чувства адресата единством формы и содержания сообщения.

Язык всегда служил инструментом определения уровня жизни и развития народа, выполняя, таким образом, знаковую функцию (запрет на употребление некоторых слов для отдельных сословий, некоторых телодвижений).

Психологией доказано, что общество (как и человек), пытаясь «маскироваться», может заявлять в открытой форме о себе отнюдь не то, что соответствует истинному положению дел.

Благодаря социальной коммуникации (от лат. сommunico – «делаю общим») происходит формирование культуры и общественного сознания.

Язык может развиваться только в обществе, поскольку человек, будучи частью целого, всегда принадлежит племени, народу, человечеству.

Наряду со звуковой речью важнейшим средством общения людей является невербальная речь, которая именуется паралингвистической, или экстралингвистической. Благодаря средствам невербальной коммуникации возможности общения людей существенно расширяются. Средства этого вида коммуникации, будучи лаконичными и зачастую более выразительными, являются значительно более действенными, чем вербальные.

Формальные (производственные коллективы) и неформальные группы для обозначения вида деятельности, социального статуса и т. п. выбирают соответствующую символику.

Каждый человек обладает системой вербальной и невербальной коммуникации, используемой в общении и сформированной в процессе воспитания, обучения и профессионального развития. В мире существуют универсальные, понятные всем коммуникационные жесты (улыбка, приветственный или прощальный жест руки и т. п.). Но некоторые «слова» языка тела, достаточно красноречиво передающие то или иное внутреннее состояние человека, понятны только тем, кто принадлежит к определенной культуре или субкультуре.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

4.7. Речь

4.7. Речь Общая характеристика речи.

Формирование сознания в историческом процессе неразрывно связано с началом и развитием общественно-трудовой деятельности людей. Потребность в сотрудничестве породила потребность в словесном способе общения людей друг с другом.

7. Речь

7. Речь 1. Речь и ее функции.2. Виды речи.1. Человек – существо общественное и, чтобы понимать друг друга, общаясь, люди используют тот или иной язык.Язык является средством общения, которое было выработано человечеством в процессе своего развития, представляющим систему

Речь

Речь Непонимание Любое сообщение можно не понять — по результату это то же самое, что не слышать и не видеть. В психологии принято выделять четыре уровня непонимания:— фонетический;— семантический;— стилистический (синтаксический).Очень упрощенно можно сказать, что в

Речь и общение.

Функции речи

Речь и общение. Функции речи Изучая человеческое сознание и подчеркивая его связь с деятельностью, в которой оно не только проявляется, но и формируется, нельзя отвлечься от того, что человек — общественное существо, его деятельность — общественная деятельность и

Речь

Речь Известно, что когда человек радуется, он улыбается. Известен и другой эффект: если некоторое время растягивать губы в улыбке, то становится смешно и весело. Зная этот простой закон взаимосвязи, можно работать так же и с другими нашими функциями. Речь отражает наш

Общение и речь

Общение и речь Сущность понятия «общение» в контексте взаимодействия заключается в установлении и развитии контактов между людьми, возникающих под влиянием потребности в совместной деятельности. Общение состоит из нескольких элементов.

Первый из них – обмен

Общение и речь

Общение и речь Сущность понятия «общение» в контексте взаимодействия заключается в установлении и развитии контактов между людьми, возникающих под влиянием потребности в совместной деятельности. Общение состоит из нескольких элементов. Первый из них – обмен

Речь

Речь Постарайтесь отслеживать в течение дня свою речь. Для начала удалите из своей речи все слова-паразиты, имеющие очень низкие вибрации: прикольно, как бы, нормальненько, все фигня, зажигать и, извините, блин. Вы увидите, что употребление этих слов происходит чаще, чем

Речь

Речь О том, что такое речь, написано и сказано многими мастерами, поднаторевшими в искусстве публичных выступлений. Но помните, что эти люди относятся к своему занятию столь серьезно только из своекорыстных побуждений. Выступление на публике должно доставлять

5.3. Взгляд лингвиста: детская речь как речь разговорная

5.3. Взгляд лингвиста: детская речь как речь разговорная Как было сказано выше, англоязычные специалисты по ДР практически все без исключения психологи. Анализируя ДР, они опирались на авторитет англоязычных же лингвистов. Последние, будучи последователями Хомского,

ПОНЯТИЕ «ОБЩЕНИЕ». ОБЩЕНИЕ КАК КОММУНИКАЦИЯ

ПОНЯТИЕ «ОБЩЕНИЕ». ОБЩЕНИЕ КАК КОММУНИКАЦИЯ Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. В общении выделяются аспекты содержания, цели и

Речь, общение, лидерство

Речь, общение, лидерство Перейдем к знакомству с заключительной составляющей интеллекта, которая называется: речь. Речь – это весьма противоречивое явление. Хотя основы речи есть еще у животных, но смысл сообщений очень прост. У птиц речь исчерпывается всего четырьмя

Речь-призыв, или Побудительная речь

Речь-призыв, или Побудительная речь Побудительная речь – это речь в ситуации, требующей решения относительно действий в будущем. Она призывает поступать так-то или не делать того-то. Например, начинать войну или мириться, инвестировать в проект или сокращать расходы,

Речь – обсуждение факта, или Судебная речь

Речь – обсуждение факта, или Судебная речь Вторая ситуация для выступления, актуальная практически с самого начала демократического мироустройства, – это выяснение и квалификация фактов. Наиболее типичный пример – судебное разбирательство[3]. Судьи, прокурор, адвокаты

Речь – утверждение ценностей, или Торжественная речь

Речь – утверждение ценностей, или Торжественная речь Мы подходим к самому важному для любого лидера виду выступлений – торжественному. Здесь оратор обращается к настоящему, к тому, что мы считаем достойным похвалы или порицания. К тому, что хорошо и что плохо. Словом, к

Речь

Речь Все, о чем говорилось в предыдущих главах, все самые, казалось бы, элементарные упражнения со свечками, игры с машинками, «язык пальцев», разнообразные формы работы с карточками, адаптированные пересказы первых книжек – все это существует не само по себе. Это

📖 4. Общение и речь, Лекция 6. Межличностные отношения. Психология и педагогика. Курс лекций. Луковцева А. К. Страница 28. Читать онлайн


Одна из главных особенностей человека — это наша способность к взаимодействию. Люди передают друг другу различную информацию, сообщают о своих душевных состояниях и чувствах.

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение. Речь – это процесс общения с помощью языка.

Возможность речевого общения — это одно из основных отличий человека от остального животного мира, отражающее закономерности его физиологического, психического и социального развития.

Классификация видов речи (рис. 16) осуществляется на основании наличия тех или иных признаков. Например, монологическая речь всегда активна, планируема, предполагает умение пользоваться каким-либо языком, различными интонациями, использовать во время монолога паузы и т. д. В то время как отличительными чертами внутренней речи являются фрагментарность и отрывочность.

Внешняя и кинетическая речи играют в основном роль средств общения, а внутренняя речь — средств мышления.

Физиологической основой речи являются деятельность слухового и двигательного анализаторов, а также образующиеся временные связи между внешними раздражениями и движениями голосовых связок, гортани, языка и других органов, регулирующих произнесение слов.

К основным свойствам вербальной коммуникации относятся:

• информативность;

• понятность;

• выразительность.


Рис. 16. Классификация видов речи

В общении людей, как правило, присутствует эмоциональная окраска, являющаяся основой невербальной коммуникации. Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются продуктом общественного развития и не совпадают в разных национальных культурах, в разных возрастных группах, профессиональных сообществах, социальных группах. Например, у болгар вертикальный кивок головы означает несогласие с собеседником, у русских — согласие, в Китае цвет траура — белый, а на Западе — черный. Соответствие используемых средств невербальной коммуникации целям и содержанию словесной передачи информации является одним из элементов культуры общения.

В психологии понятия «речь» и «язык» разделяются.

Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, а также средств невербальной коммуникации, имеющих тот же смысл и значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом и является продуктом общественно-исторического развития. Это достаточно сложное образование, характеризующееся грамматикой, лексическим и фонетическим составами. Язык един для всех людей, говорящих на нем, речь же у каждого человека индивидуальна, своеобразна. В ней выражается психология отдельно взятого человека, принадлежащего к определенной общности, для которой характерны те или иные особенности речи.

Речь без усвоения языка невозможна, в то же время язык существует и развивается по законам, не связанным с психологией и поведением человека.

Речь человека может быть развернутой и сокращенной. Развернутый тип речи характеризуется большим словарным запасом и разнообразными грамматическими формами, частым употреблением предлогов, использованием безличных местоимений, уточняющих прилагательных и наречий, многочисленной подчинительной связью компонентов предложений, что свидетельствует о планировании человеком свой речи. Сокращенные речевые высказывания обычно используют в бытовой речи, в знакомой и привычной обстановке.

Устное общение | Психология Вики

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Язык: Лингвистика · семиотика · Речь


Эта статья нуждается во внимании психолога/академического эксперта по данному вопросу .
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.

Речь
Артикул
  • Оценка речи и слуха]]
  • Речевая тревога
  • Характеристики речи
    • Артикуляция
    • Интонация
    • Произношение
    • Речевые паузы
    • Высота речи
    • Скорость речи
    • Речевой ритм
    • Тон,
  • Сегменты
  • Развитие речи
  • Нарушения речи
  • Восприятие речи
  • Логопеды
  • Логопедия
  • Вокализация

Это поле: просмотр • разговор • редактирование

Устное сообщение или Речевая коммуникация относится к процессам, связанным с производством и восприятием звуков, используемых в разговорной речи. Ряд академических дисциплин изучают речь и звуки речи, включая акустику, психологию, речевую патологию, лингвистику и информатику.

Содержание

  • 1 Произведение речи
  • 2 Восприятие речи
  • 3 Проблемы с речью
  • 4 Физиология мозга
  • 5 См. также

Речевое производство

Основная статья: Речевое производство

В лингвистике (артикуляционная фонетика) манера артикуляции описывает, как язык, губы и другие органы речи участвуют в создании контакта между звуками. Часто это понятие используется только для образования согласных. Для любого места артикуляции может быть несколько ладов, а значит, и несколько однородных согласных.

Восприятие речи

Основная статья: Восприятие речи

Восприятие речи относится к процессам, с помощью которых люди могут интерпретировать и понимать звуки, используемые в языке. Изучение восприятия речи тесно связано с областями фонетики и фонологии в лингвистике и когнитивной психологии и восприятием в психологии. Исследования в области восприятия речи направлены на то, чтобы понять, как слушатели распознают звуки речи и используют эту информацию для понимания разговорной речи. Исследования речи находят применение в создании компьютерных систем, способных распознавать речь, а также в улучшении распознавания речи для слушателей с нарушениями слуха и языка.

Проблемы с речью

См. также: Нарушения речи
См. также: Речевые и языковые патологии

Существует несколько биологических и психологических факторов, которые могут повлиять на речь. Среди них:

  1. Заболевания и расстройства легких или голосовых связок, включая паралич, респираторные инфекции, узелки голосовых складок и рак легких и горла.
  2. Заболевания и расстройства головного мозга, включая алогию, афазию, дизартрию, дистонию и нарушения обработки речи, при которых нарушение планирования движений, передачи нервных импульсов, фонологической обработки или восприятия сообщения (в отличие от фактического звука) приводит к ухудшению речи.
  3. Проблемы со слухом, такие как экссудативный средний отит, могут привести к фонологическим проблемам.
  4. Артикуляционные проблемы, такие как заикание, шепелявость, волчья пасть, атаксия или повреждение нервов, приводящее к проблемам с артикуляцией. Синдром Туретта и тики также могут влиять на речь.
  5. Помимо афазии, аномия и некоторые виды дислексии могут нарушать качество слухового восприятия, а значит, и экспрессии. В эту категорию можно отнести нарушения слуха и глухоту.

Физиология мозга

Поль Брока

Две области коры головного мозга необходимы для речи. Зона Брока, названная в честь ее первооткрывателя, французского невролога Поля Брока (1824-1880), находится в лобной доле, обычно слева, рядом с моторной корой, контролирующей мышцы губ, челюстей, мягкого неба и голосовых связок. При повреждении в результате инсульта или травмы понимание не нарушается, но речь становится медленной и затрудненной, и больной будет говорить на «телеграмном языке». Зона Вернике, открытая в 1874 году немецким неврологом Карлом Вернике (1848-1919).04), лежит к задней части височной доли, опять же, обычно слева, рядом с областями, получающими слуховую и зрительную информацию. Повреждение его разрушает понимание — больной говорит бегло, но бессмысленно. Некоторые исследователи исследовали связь между физиологией мозга, неврологией и другими элементами физиологии и коммуникацией. Коммунибиология, впервые предложенная Битти и Маккроски, решает эти проблемы и представляет набор конкретных аксиом об этих явлениях.

См. также

  • Алаллия
  • Избегающая речь
  • Переключение кода
  • Пищеводная речь
  • Воображаемая речь
  • Указатель статей по языкознанию
  • Логорея
  • Устное чтение
  • Публичные выступления
  • Риторика
  • Разговор с самим собой
  • Пение
  • Модель источника-фильтра речевого производства
  • Речевой акт
  • Задержка речи
  • Нарушение речи
  • Кодирование речи
  • Обработка речи (механическая)
  • Распознавание речи
  • Повторение речи
  • Синтез речи
  • Речево-языковая патология
  • Разговорный язык
  • Говорящие птицы
  • Вокализация
  • Ораси
  • Вербальные способности
  • Вербальная беглость
  • Многословность
  • Вокализация
  • Вокология
  • Voice
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов).

Устное общение | Психология Вики

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Язык: Лингвистика · семиотика · Речь


Эта статья нуждается во внимании психолога/академического эксперта по данному вопросу .
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.

Речь
Артикул
  • Оценка речи и слуха]]
  • Речевая тревога
  • Характеристики речи
    • Артикуляция
    • Интонация
    • Произношение
    • Речевые паузы
    • Высота речи
    • Скорость речи
    • Речевой ритм
    • Тон,
  • Сегменты
  • Развитие речи
  • Нарушения речи
  • Восприятие речи
  • Логопеды
  • Логопедия
  • Вокализация

Это поле: просмотр • разговор • редактирование

Устное сообщение или Речевая коммуникация относится к процессам, связанным с производством и восприятием звуков, используемых в разговорной речи. Ряд академических дисциплин изучают речь и звуки речи, включая акустику, психологию, речевую патологию, лингвистику и информатику.

Содержание

  • 1 Произведение речи
  • 2 Восприятие речи
  • 3 Проблемы с речью
  • 4 Физиология мозга
  • 5 См. также

Речевое производство

Основная статья: Речевое производство

В лингвистике (артикуляционная фонетика) манера артикуляции описывает, как язык, губы и другие органы речи участвуют в создании контакта между звуками. Часто это понятие используется только для образования согласных. Для любого места артикуляции может быть несколько ладов, а значит, и несколько однородных согласных.

Восприятие речи

Основная статья: Восприятие речи

Восприятие речи относится к процессам, с помощью которых люди могут интерпретировать и понимать звуки, используемые в языке. Изучение восприятия речи тесно связано с областями фонетики и фонологии в лингвистике и когнитивной психологии и восприятием в психологии. Исследования в области восприятия речи направлены на то, чтобы понять, как слушатели распознают звуки речи и используют эту информацию для понимания разговорной речи. Исследования речи находят применение в создании компьютерных систем, способных распознавать речь, а также в улучшении распознавания речи для слушателей с нарушениями слуха и языка.

Проблемы с речью

См. также: Нарушения речи
См. также: Речевые и языковые патологии

Существует несколько биологических и психологических факторов, которые могут повлиять на речь. Среди них:

  1. Заболевания и расстройства легких или голосовых связок, включая паралич, респираторные инфекции, узелки голосовых складок и рак легких и горла.
  2. Заболевания и расстройства головного мозга, включая алогию, афазию, дизартрию, дистонию и нарушения обработки речи, при которых нарушение планирования движений, передачи нервных импульсов, фонологической обработки или восприятия сообщения (в отличие от фактического звука) приводит к ухудшению речи.
  3. Проблемы со слухом, такие как экссудативный средний отит, могут привести к фонологическим проблемам.
  4. Артикуляционные проблемы, такие как заикание, шепелявость, волчья пасть, атаксия или повреждение нервов, приводящее к проблемам с артикуляцией. Синдром Туретта и тики также могут влиять на речь.
  5. Помимо афазии, аномия и некоторые виды дислексии могут нарушать качество слухового восприятия, а значит, и экспрессии. В эту категорию можно отнести нарушения слуха и глухоту.

Физиология мозга

Поль Брока

Две области коры головного мозга необходимы для речи. Зона Брока, названная в честь ее первооткрывателя, французского невролога Поля Брока (1824-1880), находится в лобной доле, обычно слева, рядом с моторной корой, контролирующей мышцы губ, челюстей, мягкого неба и голосовых связок. При повреждении в результате инсульта или травмы понимание не нарушается, но речь становится медленной и затрудненной, и больной будет говорить на «телеграмном языке». Зона Вернике, открытая в 1874 году немецким неврологом Карлом Вернике (1848-1919).04), лежит к задней части височной доли, опять же, обычно слева, рядом с областями, получающими слуховую и зрительную информацию. Повреждение его разрушает понимание — больной говорит бегло, но бессмысленно. Некоторые исследователи исследовали связь между физиологией мозга, неврологией и другими элементами физиологии и коммуникацией. Коммунибиология, впервые предложенная Битти и Маккроски, решает эти проблемы и представляет набор конкретных аксиом об этих явлениях.

См. также

  • Алаллия
  • Избегающая речь
  • Переключение кода
  • Пищеводная речь
  • Воображаемая речь
  • Указатель статей по языкознанию
  • Логорея
  • Устное чтение
  • Публичные выступления
  • Риторика
  • Разговор с самим собой
  • Пение
  • Модель источника-фильтра речевого производства
  • Речевой акт
  • Задержка речи
  • Нарушение речи
  • Кодирование речи
  • Обработка речи (механическая)
  • Распознавание речи
  • Повторение речи
  • Синтез речи
  • Речево-языковая патология
  • Разговорный язык
  • Говорящие птицы
  • Вокализация
  • Ораси
  • Вербальные способности
  • Вербальная беглость
  • Многословность
  • Вокализация
  • Вокология
  • Voice
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов).

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts