Преступления. Мотив(от лат. moveo – двигаю) – обусловленное определенными потребностями и интересами внутреннее побуждение — Студопедия
Поделись с друзьями:
Мотив (от лат. moveo – двигаю) – обусловленное определенными потребностями и интересами внутреннее побуждение, которое вызывает у лица решимость совершить преступление и которыми оно руководствовалось при его совершении.
Цель – мысленная модель будущего результата, к достижению которого стремится лицо при совершении преступления. Цель отличается от мотива преступления тем, что она определяет направленность действий, это представление о результате, к достижению которого лицо стремится, мотив же – это то, чем руководствовалось лицо, совершая преступление.
В зависимости от содержания цели могут быть самыми разнообразными: цель наживы, причинение ущерба личности или обществу, цель сбыта и т.д.
Понятие цели преступления сходно с понятием последствий (или результата) преступления. Однако нельзя отождествлять эти понятия. Последствие есть объективный, а цель – субъективный фактор, характеризующий процесс мышления. Реализация цели приводит к последствиям.
В первой из них цель существует параллельно с результатом и достигается только после наступления преступного результата, по существу, являющегося средством достижения цели. Так, при должностном подлоге в случае, когда должностное лицо вносит в корыстных целях в официальные документы заведомо ложные сведения, последствием преступления является введение в заблуждение государственных органов, которое совершается в целях извлечения имущественной выгоды. Следовательно, цель этого преступления — извлечение имущественной выгоды.
Во второй группе таких преступлений цель и результат как бы едины. Так, например, при причинении телесных повреждений направленность цели и результат преступления очень часто совпадают.
Кроме того, имеются и такие преступления, в которых целью является само деяние, например, в формальных преступлениях.Преступления, в которых мотив и цель являются обязательными признаками, совершаются только с прямым умыслом. В неосторожном преступлении можно говорить о мотивах поведения, а не о мотивах преступления.
Уголовно-правовое значение мотива и цели:
— могут быть обязательными признаками состава преступления, когда законодатель либо прямо указывает на них в диспозиции соответствующей статьи Уголовного кодекса, либо подразумевает их как необходимый признак состава конкретного преступления;
— являются в ряде случаев квалифицирующими признаками;
— когда мотив и цель не указаны в диспозиции статей Уголовного кодекса и законодательная конструкция того или иного состава преступления их не предполагает, то они исполняют роль обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность.
Наряду с мотивами и целью необходимо также учитывать и эмоциональное состояние лица (эмоции – потрясаю, волную от лат. emoveo), совершившего преступление. В психологии и философии выделяют четыре основные формы эмоциональных состояний, которые различаются силой и продолжительностью. Это чувство, аффект, страсть, настроение.
Под чувством принято понимать одну из форм отражения действительности, выражающую субъективное отношение человека к удовлетворению его потребностей, к соответствию или несоответствию чего-либо его представлениям.
Аффект – это очень сильное кратковременное чувство, связанное с двигательной реакцией (или с полной неподвижностью, так как оцепенение тоже форма двигательной реакции).
Страсть
– это сильное и продолжительное чувство.Настроение – равнодействующая многих чувств. Это состояние отличается длительностью, устойчивостью и служит фоном, на котором протекают все остальные психические процессы.
Далеко не все эмоции имеют уголовно-правовое значение, не все могут быть составным компонентом субъективной стороны преступления. Уголовное право учитывает лишь те из них, которые сопровождают процесс подготовки и осуществления преступного деяния. Какими бы по форме ни были эмоциональные состояния по поводу уже совершенного преступления, они не могут быть компонентами субъективной стороны.
Чаще всего уголовное право обращается к аффекту (сильное душевное волнение, вызванное неправомерным поведением потерпевшего). В этом состоянии психика человека выходит из обычного состояния, волнение тормозит сознательную, интеллектуальную деятельность, в известной степени нарушает избирательный момент в мотивации поведения, затрудняет самоконтроль, лишает возможности всесторонне взвесить последствия своих деяний.
В состоянии аффекта способность отдавать себе отчет в своих действиях, а также руководить ими в значительной степени понижена, что является одним из оснований для признания совершенного в таком состоянии преступления менее тяжким по сравнению с преступлением, совершенным при спокойном состоянии психики. Однако состояние аффекта не исключает самоконтроля, сознательного поведения, способности руководить своими поступками.
Лица, совершившие те или иные действия в состоянии физиологического аффекта, признаются вменяемыми и ответственными за свои поступки, поскольку у них сохраняется в той или иной мере способность самообладания, не наблюдается глубокого помрачения сознания. Ответственность исключается лишь при патологическом аффекте, когда наступает глубокое помрачение сознания, человек утрачивает способность отдавать отчет в своих действиях и руководить ими. В состоянии патологического аффекта утрачивается вменяемость.
Аффект в законе рассматривается как основание для снижения меры наказания. Исходя из этого, законодатель, признавая некоторые действия, совершенные в состоянии аффекта, преступными, рассматривает их в то же время как совершенные при смягчающих обстоятельствах. Например, ст. 107, 113 УК РФ предусматривают пониженную ответственность за убийство, совершенное в состоянии аффекта, и причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Что-то пошло не так
Что-то пошло не такРубрикатор
- Бухгалтеру
- Юристу
- Кадровику
- Физическому лицу
- Формы и отчеты
- Налоги и взносы
- Учет и платежи
- Расчеты с работниками
- Документы
- Суд
- Корпоративное право
- Кадровые документы
- Трудовые отношения
- Отчеты и контроль
- Общие вопросы
- Охрана труда
- ИП и самозанятость
- Работа. Служба
- Здоровье
- Семья
- Имущество. Жилье
- Документы
- Льготы. Пенсии
- 2-НДФЛ
- СЗВ-К
- СЗВ-М
- 4-ФСС
- Авансовый отчет
- Товарно-транспортная накладная
- КУДИР
- Декларация (статьи, образцы)
- Отчетность (статьи, образцы)
- Статистика (статьи, образцы)
- Налоги (статьи, образцы)
- НДС (статьи, образцы)
- НДФЛ (статьи, образцы)
- УСН (статьи, образцы)
- ЕСХН
- Страховые взносы
- Патент
- Взносы
- Коэффициент-дефлятор
- ПФР (статьи, образцы)
- ФСС (статьи, образцы)
- ЕНВД
- Бухучет (статьи, образцы)
- БСО
- Инвентаризация
- Учетная политика (статьи, образцы)
- Учет (статьи, образцы)
- Подотчет (статьи, образцы)
- КБК
- Товарно-материальные ценности (статьи, образцы)
- РКО
- ПБУ
- Проводки
- Касса (статьи, образцы)
- План счетов
- Амортизация
- Оплата
- Неустойка
- Расчетный счет (статьи, образцы)
- Платежи
- Платежка (статьи, образцы)
- Долги
- Расчетный счет ООО
- ККТ (статьи, образцы)
- Онлайн-касса
- 1С
- Акты
- Накладная
- Реквизиты
- Поставщик
- Деньги
- Журнал
- Банк
- Путевой лист
- Импорт
- Сделки
- Склад (статьи, образцы)
- Товар
- Финансы
- ЭЦП
- Зарплата (статьи, образцы)
- Расчетные листки
- Пособия
- Премия (статьи, образцы)
- Алименты
- Оплата труда
- Матпомощь (статьи, образцы)
- Выплаты
- Вычет
- Матответственность (статьи, образцы)
- Льготы
- Компенсация
- Беременность
- Больничный
- Договор (статьи, образцы)
- Документооборот
- Документы (статьи, образцы)
- Записки
- Заполнение
- Запрос
- Агент
- Доверенность (статьи, образцы)
- Соглашение
- Протокол
- КП
- Лицензии
- Делопроизводство
- Письмо
- Подпись
- Приказ
- Приложение
- Заявление (статьи, образцы)
- Жалоба
- Удостоверение
- Формы и образцы
- Характеристика
- Претензия
- Транзит
- Транспорт
- Перевозки
- Почта
- Нотариус
- Таможня
- Иски (статьи, образцы)
- Ходатайство
- Жалоба
- Суд (статьи, образцы)
- Судебный приказ
- ФАС
- Коммерческая тайна
- Ликвидация
- Ликвидация компании
- НКО
- Обособленное подразделение
- ООО (статьи, образцы)
- Директор
- Аренда
- Акционер
- Банкротство (статьи, образцы)
- Регистрация
- Реестр
- Кадастр
- КНД
- Безопасность
- Проверки
- Инвестиции
- Строительство (статьи, образцы)
- Ремонт
- Эффективный контракт
- Трудовой договор
- Трудовые книжки
- Трудовая книжка
- Должностные инструкции
- Должностные обязанности
- Больничный
- Медкнижка
- Трудовой кодекс
- ТК РФ
- Прием на работу (статьи, образцы)
- Увольнение (статьи, образцы)
- Сокращение
- Командировка (статьи, образцы)
- Отпуск (статьи, образцы)
- Отгул
- Дисциплина
- Рабочее время
- Обучение
- Собрание
- Гражданская служба
- Центр занятости
- Персональные данные (статьи, образцы)
- Видеонаблюдение
- ГИТ
- Кадры (статьи, образцы)
- Аттестация
- Эвакуация
- Электробезопасность
- Техника безопасности
- СОУТ (статьи, образцы)
- Спецодежда
- Охрана труда (статьи, образцы)
- Травматизм
- Пожарная безопасность
- СЭС
- Медосмотр (статьи, образцы)
- ИП (статьи, образцы)
- Расчетный счет ИП
- Самозанятые
- Стаж
- Резюме
- Работа (статьи, образцы)
- Судимость
- Армия
- Военные
- ДМС
- Карантин
- Коронавирус
- Медицина (статьи, образцы)
- Наследство (статьи, образцы)
- Супружество
- Школа
- Автомобили
- Земля (статьи, образцы)
- Недвижимость (статьи, образцы)
- Страхование (статьи, образцы)
- ОСАГО
- ЖКХ
- ИНН
- Паспорт
- Водительские права
- Загранпаспорт
- Пенсии (статьи, образцы)
- Ветеран труда
Теории Мотивации: Индивидуальные Потребности
Мотивация — сложное явление. Несколько теорий пытаются объяснить, как работает мотивация. В управленческих кругах, вероятно, самые популярные объяснения мотивации основаны на потребностях человека.Модель основных потребностей, называемая теорией содержания мотивации, выделяет конкретные факторы, мотивирующие человека. Хотя эти факторы находятся внутри человека, внешние факторы также могут влиять на него или ее.
Короче говоря, у всех людей есть потребности, которые они хотят удовлетворить. Некоторые из них являются первичными потребностями, такими как потребности в еде, сне и воде — потребности, которые связаны с физическими аспектами поведения и считаются невыученными. Эти потребности имеют биологический характер и относительно устойчивы. Их влияние на поведение обычно очевидно, и поэтому его легко идентифицировать.
Вторичные потребности, , с другой стороны, являются психологическими, что означает, что они познаются в основном через опыт. Эти потребности значительно различаются в зависимости от культуры и человека. Вторичные потребности состоят из внутренних состояний, таких как стремление к власти, достижениям и любви. Выявить и интерпретировать эти потребности сложнее, поскольку они проявляются по-разному. Вторичные потребности отвечают за большую часть поведения, которым занимается руководитель, и за вознаграждение, которое человек ищет в организации.
Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу
Несколько теоретиков, в том числе Абрахам Маслоу, Фредерик Герцберг, Дэвид Макклелланд и Клейтон Альдерфер, предложили теории, помогающие объяснить потребности как источник мотивации.
Абрахам Маслоу определил потребность как физиологический или психологический дефицит, который человек испытывает принуждение удовлетворить. Эта потребность может создать напряженность, которая может повлиять на отношение к работе и поведение человека. Маслоу сформировал теорию, основанную на его определении потребности, которое предполагает, что люди мотивированы множеством потребностей и что эти потребности существуют в иерархическом порядке. Его предпосылка состоит в том, что только неудовлетворенная потребность может влиять на поведение; удовлетворенная потребность не является мотиватором.
Теория Маслоу основана на следующих двух принципах:
- Принцип дефицита: Удовлетворенная потребность больше не мотивирует поведение, потому что люди действуют, чтобы удовлетворить недостающие потребности.
- Принцип прогрессии: Пять выявленных им потребностей существуют в иерархии, что означает, что потребность любого уровня вступает в игру только после того, как удовлетворена потребность более низкого уровня.
В своей теории Маслоу выделил пять уровней потребностей человека. Таблица иллюстрирует эти пять уровней и предлагает варианты удовлетворения каждой потребности.
Хотя исследования не подтвердили строгие принципы дефицита и прогрессии теории Маслоу, его идеи могут помочь менеджерам понять и удовлетворить потребности сотрудников.
Двухфакторная теория Герцберга
Фредерик Герцберг предлагает еще одну схему для понимания мотивационных последствий рабочей среды.
В своей двухфакторной теории Герцберг выделяет два набора факторов, влияющих на мотивацию на рабочем месте:
- Гигиенические факторы включают заработную плату, гарантии занятости, условия труда, организационную политику и техническое качество надзора. Хотя эти факторы не мотивируют сотрудников, их отсутствие может вызвать неудовлетворенность. Такая простая вещь, как добавление музыки в офис или введение запрета на курение, может уменьшить неудовлетворенность людей этими аспектами их работы. Однако эти улучшения гигиенических факторов не обязательно повышают удовлетворенность.
- Удовлетворители или мотиваторы включают в себя такие вещи, как ответственность, достижения, возможности роста и чувство признания, и являются ключом к удовлетворению работой и мотивации. Например, менеджеры могут узнать, что люди действительно делают на своей работе, и внести улучшения, тем самым повысив удовлетворенность работой и производительность.
Следуя двухфакторной теории Герцберга, менеджеры должны убедиться, что гигиенические факторы адекватны, а затем внедрять в рабочие места людей, удовлетворяющих требованиям.
ЭРГ-теория Альдерфера
Теория ERG (существование, родство, рост) Клейтона Альдерфера построена на теории иерархии потребностей Маслоу. В начале своей теории Альдерфер сводит пять уровней потребностей Маслоу к трем категориям.
- Потребности существования – это желания физиологического и материального благополучия. (В терминах модели Маслоу потребности существования включают физиологические потребности и потребности в безопасности)
- Потребности в родстве — это желания удовлетворения межличностных отношений. (В терминах модели Маслоу соответствие родственности социальным потребностям)
- Потребность в росте – это желание постоянного психологического роста и развития. (В терминах модели Маслоу потребности роста включают в себя потребность в уважении и потребности в самореализации)
Этот подход предполагает, что неудовлетворенные потребности мотивируют поведение и что по мере удовлетворения потребностей более низкого уровня они становятся менее важными. Однако потребности более высокого уровня становятся более важными по мере их удовлетворения, и если эти потребности не удовлетворяются, человек может двигаться вниз по иерархии, которую Альдерфер называет принцип фрустрации-регрессии. Под этим термином он подразумевает, что уже удовлетворенная потребность более низкого уровня может реактивироваться и влиять на поведение, когда потребность более высокого уровня не может быть удовлетворена. В результате менеджеры должны предоставить работникам возможность извлечь выгоду из важности потребностей более высокого уровня.
Теория приобретенных потребностей Макклелланда
Теория приобретенных потребностей Дэвида Макклелланда признает, что каждый расставляет потребности по своему приоритету. Он также считает, что люди не рождаются с этими потребностями, а на самом деле узнают их через жизненный опыт. Макклелланд выделяет три конкретные потребности:
- Потребность в достижениях — стремление к совершенству.
- Потребность во власти – это желание заставить других вести себя так, как иначе они бы себя не вели.
- Потребность в принадлежности – стремление к дружеским, близким межличностным отношениям и избегание конфликтов.
McClelland связывает каждую потребность с определенным набором рабочих предпочтений, и менеджеры могут помочь адаптировать среду для удовлетворения этих потребностей.
Отличники отличаются от других своим желанием делать что-то лучше. Эти люди сильно мотивированы рабочими ситуациями с личной ответственностью, обратной связью и средней степенью риска. Кроме того, отличники часто демонстрируют следующее поведение:
- Стремиться к личной ответственности за поиск решений проблем
- Требуют быстрой обратной связи о своей работе, чтобы они могли легко сказать, улучшаются они или нет
- Ставьте перед собой умеренно сложные цели и добивайтесь наилучших результатов, когда вероятность успеха оценивается как 50-50
Человек с высокой потребностью во власти, скорее всего, со временем пойдет по пути постоянного продвижения по службе. Люди с высокой потребностью во власти часто демонстрируют следующее поведение:
- Наслаждайтесь командованием
- Хотите влиять на других
- Предпочитает находиться в конкурентных и статусно-ориентированных ситуациях
- Склонны больше заботиться о престиже и получении влияния на других, чем об эффективной работе
Люди с потребностью в общении ищут общения, общественного одобрения и межличностных отношений, приносящих удовлетворение. Люди, нуждающиеся в членстве, ведут себя следующим образом:
- Проявляйте особый интерес к работе, которая приносит дружеские отношения и социальное одобрение
- Стремись к дружбе
- Предпочитайте ситуации сотрудничества, а не конкуренции
- Отношения желания, предполагающие высокую степень взаимопонимания
- Не могут стать лучшими менеджерами, потому что их стремление к общественному одобрению и дружбе может усложнить принятие управленческих решений
Интересно, что высокая потребность в достижениях не обязательно ведет к тому, чтобы быть хорошим менеджером, особенно в крупных организациях. Люди с высокой потребностью в достижениях обычно заинтересованы в том, насколько хорошо они справляются лично, а не в том, чтобы влиять на других, чтобы они преуспевали. С другой стороны, у лучших менеджеров высока потребность во власти и низка потребность в принадлежности.
Теории мотивации, основанные на потребностях – объяснение
Что такое теории мотивации, основанные на потребностях?
Автор Джейсон Гордон
Обновлено 8 апреля 2022 г.
- Маркетинг, реклама, продажи и PR
Принципы маркетинга Продажи Реклама Связи с общественностью SEO, социальные сети, прямой маркетинг
- Бухгалтерский учет, налогообложение и отчетность
Управленческий и финансовый учет и отчетность Налогообложение бизнеса
- Профессионализм и карьерный рост
- Право, сделки и управление рисками
Правительство, правовая система, административное право и конституционное право Юридические споры — гражданское и уголовное право Агентское право HR, занятость, труд и дискриминация Субъекты бизнеса, корпоративное управление и собственность Деловые операции, антимонопольное право и право ценных бумаг Недвижимость, личная и интеллектуальная собственность Коммерческое право: договор, платежи, обеспечительные интересы и банкротство Защита потребителя Страхование и управление рисками Иммиграционное право Закон об охране окружающей среды Наследство, поместья и трасты
- Управление бизнесом и операции
Управление операциями, проектами и цепочками поставок Стратегия, предпринимательство и инновации Деловая этика и социальная ответственность Глобальный бизнес, международное право и отношения Деловые коммуникации и переговоры Менеджмент, лидерство и организационное поведение
- Экономика, финансы и аналитика
Экономический анализ и денежно-кредитная политика Исследования, количественный анализ и принятие решений Инвестиции, трейдинг и финансовые рынки Банковское дело, кредитование и кредитная индустрия Деловые финансы, личные финансы и принципы оценки
- Курсы
+ Еще
Содержание
Что такое теории мотивации, основанные на потребностях?
Теории, основанные на потребностях, объясняют индивидуальное поведение мотивацией удовлетворения потребностей или желаний человека. Лидер в бизнес-среде обязан понимать потребности подчиненных и следить за тем, чтобы рабочая среда обеспечивала средства для удовлетворения этих потребностей.
Вернуться к: УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕСОМ
Наиболее часто упоминаемые теории, основанные на потребностях, включают:
- Иерархия потребностей Маслоу — Д-р Абрахам Маслоу, психолог, определил 5 основных внутренних потребностей. Он разбил эти потребности на потребности более низкого уровня (физиологические и безопасность) и потребности более высокого уровня (социальные, уважение, самоактуализация).
- ERG Theory — Эта теория очень похожа на модель Маслоу. Предложенный Клейтоном Альдерфером, он представил модель, в которой индивидуальные потребности сгруппированы в три категории: существование, родство и рост.
- Теория X и Теория Y МакГрегора — Теория X и Y были предложены социальным психологом Дугласом МакГрегором.