Осознание человеком своих качеств, способностей, возможностей, интересов, идеалов, мотивов поведения, целостная оценка себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля.
Поделись
Центральным моментом кризиса Л.И.Божович считала развитие самосознания подростков. Развитие самосознания и его важнейшей стороны — самооценки — это сложный и длительный процесс, сопровождающийся у подростка целой гаммой специфических (часто внутренне конфликтных) переживаний, на которые обращали внимание буквально все психологи, занимавшиеся этим возрастом. Они отмечали свойственную подросткам неуравновешенность, вспыльчивость, частые смены настроения, иногда подавленность и пр. (2).
Еще очень незрелые попытки анализа своих возможностей сопровождаются то взлетом самоуверенности, то, напротив, сомнениями в себе и колебаниями. Такого рода неуверенность в себе часто приводит подростков к ложным формам самоутверждения — бравированию, развязности, нарушению дисциплины исключительно с целью показать свою независимость.
Часто самооценка оказывается у подростка внутренне противоречивой; сознательно он воспринимает себя как личность значительную, даже исключительную, верит в себя, в свои способности, ставит себя выше других людей. Вместе с тем внутри его гложут сомнения, которые он старается не допустить в свое сознание. Но эта подсознательная неуверенность дает о себе знать в переживании, подавленности, плохом настроении, упадке активности и пр. Причину этих состояний подросток сам не понимает, но они находят свое выражение в его обидчивости («ранимости»), грубости, частых конфликтах с окружающими взрослыми (2).
В основе развития самосознания, центрального, по мнению Л.И.Божович, новообразования подросткового возраста, лежит развитие рефлексии, побуждающей потребность понять самого себя и быть на уровне собственных к себе требований, т.е. достигнуть избранного образца. А неумение удовлетворить эти потребности определяет целый «букет» психологиче-i ских особенностей, специфичных для ! подросткового кризиса (2).
Самооценка—
компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков, оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств, места среди людей.
Однако не все особенности кризиса переходного возраста связаны с неудовлетворенностью подростка, идущей как бы изнутри. Большое значение имеет здесь и расхождение между возникшими у него потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации, расхождение, характерное для каждого возрастного кризиса (2).
Фактически подросток остается еще типичным школьником. Учение, школа, взаимоотношения с товарищами заполняют почти все его время и составляют главное содержание его жизни. Вместе с тем характер внутренней позиции подростка меняется. Та позиция («позиция школьника»), с которой ребенок вошел в школьную жизнь и которая характеризовала не только его отношение к учению, но и всю систему его отношения к действительности, сначала расшатывается, а затем к концу младшего школьного возраста и вовсе перестает определять и его психическую жизнь, и его поведение.
Л.И.Божович отмечала: расхождение между стремлениями подростка, связанными с осознанием и утверждением себя как личности, и положением школьника вызывает у него желание вырваться за рамки повседневной школьной жизни, в какую-то иную, значительную и самостоятельную. Подросток в отличие от младшего школьника обращен в будущее, хотя это будущее представляется ему еще очень туманно.
Мечта, являющаяся типичным спутником подросткового возраста, выполняет ту же функцию, что игра в дошкольном детстве: и то, и другое представляют собой способ реализации тех аффективных тенденций, которые не могут найти воплощения в их повседневной жизни (2).
Однако, по мнению Л.И.Божович, — это лишь один способ «самовыражения» детей подросткового возраста, способ наиболее благополучный. Иногда подростки, остро переживающие конфликт между своими желаниями и возможностями их удовлетворения, вступают на путь поиска особой, не воображаемой, а действительной жизни, но уводящей их от его благополучного течения и нарушающей ход нормального развития подростка. В этих случаях подростки забрасывают учение, школу, их захватывает двор, улица, компании таких же оторвавшихся от школы ребят, что нередко приводит их к асоциальным формам поведения (2).
Л.И.Божович особо подчеркивала, что кризис переходного периода протекает значительно легче, если уже в этом возрасте у школьника возникают относительно постоянные личностные интересы или какие-либо устойчивые мотивы поведения.
Личностные интересы в отличие от эпизодических (ситуативных) характеризуются своей «ненасыщаемостью»: чем больше они удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряженными становятся. Таковыми являются, например, познавательные интересы, эстетические потребности и пр. Удовлетворение таких интересов связано с активным поиском (или созиданием) предмета их удовлетворения. Это толкает подростков к постановке все новых и новых целей, часто выходящих за пределы сегодняшнего дня. Психологические исследования отчетливо свидетельствуют о том, какую роль для формирования устойчивости личности и ее саморегуляции имеет ориентация субъекта на отдаленные цели (2).
Исследования Л.И.Божович и ее сотрудников показали, что наличие у подростка устойчивых личностных интересов делает его целеустремленным, а следовательно, внутренне более собранным и организованным. Он как бы обретает волю. Недаром Л.С.Выготский, возражая принятому в традиционной психологии взгляду, говорил, что подростка характеризует не слабость воли, а слабость целей.
насыщаемых интересов. Они возникают и в связи с другими устойчивыми мотивами, требующими целевой организации поведения, например с мотивами общественно-трудовой деятельности или с необходимостью поддержать семью, кого-либо из близких людей и пр. Иначе говоря, любые осознанные и устойчивые мотивы изменяют весь внутренний облик подростка. Они становятся доминирующими в структуре его мотивационной сферы и, таким образом, подчиняют себе все другие его потребности и стремления. Это ликвидирует постоянные конфликты разнонаправленных мотивационных тенденций, характерных для кризиса переходного возраста, и делает подростка внутренне более гармоничным (2).
Переходный критический период завершается возникновением особого личностного новообразования, которое можно обозначить термином «самоопределение». С, точки зрения самосознания субъекта оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции (2).
В концепции Д.Б.Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит «поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя (10). Как подчеркивает Д. Б. Эльконин, самоизменение возникает и начинает осознаваться сначала психологически в результате развития учебной деятельности и лишь подкрепляется физическими изменениями. Это делает поворот к себе еще более интимным (18).
Стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности. Оказывается, что никакого места в системе отношений со взрослыми ребенок еще занять не может, и он находит свое место в детском сообществе.
Д.Б.Эльконин считал, что для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Здесь складывается новая социальная ситуация развития. Идеальная форма — то, что ребенок осваивает в этом возрасте, с чем он реально взаимодействует, — это область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения.
нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства й уважения друг к другу. Если подросток в школе не может найти системы удовлетворяющего его общения, он часто «уходит» из школы, разумеется, чаще психологически, хотя не так уж редко и буквально (10).
Что становится, по мнению Д.Б.Эльконина, главным для подростка в школе? Дети общаются, их отношения строятся на кодексе товарищества, полного доверия и стремления к абсолютному взаимопониманию. В этот период учебная деятельность для подростка отступает на задний план. Центр жизни переносится из учебной деятельности, хотя она й остается преобладающей, в деятельность общения. Главное происходит на переменках. Туда выплескивается все самое сокровенное, сверхсрочное, неотложное. Интересно складывается система отношений с учителем: то место, которое ребенок занимает внутри коллектива, становится даже важнее оценки учителя.
В общении осуществляется отношение к человеку именно как к человеку. Как раз здесь происходит усвоение моральных норм, осваивается система моральных ценностей. Здесь идет мыслимое и воображаемое проигрывание всех самых сложных сторон будущей жизни. Эта возможность совместно — в мысли, в мечте — проработать, проиграть свои устремления, свои радости имеет важное значение для развития внутренней жизни. И это единственная деятельность, в которой внутренняя жизнь может быть мысленно «продействована». Д.Б.Эльконин подчеркивал, что деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности в полном смысле этого слова. В этой деятельности формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста — социальное сознание, перенесенное внутрь (10,18).Концепция Д.И.Фельдштейна относительно содержания, роли и значения подросткового возраста как этапа психического развития основана на анализе логики психического развития, связи этого развития с окружающей средой. Проведенный им анализ показал, что непосредственные условия не определяют психического развития, поскольку оно зависит от типа взаимоотношений ребенка с его социальным окружением.
По мнению Д.И.Фельдштейна, в подростковом возрасте индивид выходит на качественно новую социальную позицию, в это время формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Следовательно, от того, как протекает социальная ориентация в этот период, зависит очень многое в формировании социальных установок человека. Данное обстоятельство выдвигает на первый план разработку психологических основ воспитательных воздействий, на-; правленных на развитие личности (14). ;
В основе исследования Д.И.Фельдштейном сущности и значения подросткового возраста лежит деятельностный подход, рассматривающий развитие личности как процесс, движущей силой которого является, во-первых, разрешение внутренних противоречий, во-вторых, смена типов деятельности, обусловливающая перестройку сложившихся потребностей и зарождение новых. Отсюда, как указывает автор, понятно, почему изучение смены типов деятельности позволяет выявить пути, механизмы становления личности в онтогенезе (14).
Таким образом, одним из центральных моментов концепции Д.И.Фельдштейна о содержании и роли подросткового возраста в общем процессе взросления становится проблема ведущей деятельности подростка. В качестве таковой он рассматривает деятельность по усвоению норм взаимоотношений. Данная сторона жизни индивида, активно развивающаяся в подростковом возрасте, получает наиболее полное выражение в общественно полезной деятельности, играющей в этот сложный период роль ведущей. В специально задаваемой общественно полезной деятельности, отвечающей мотивационно-потребностной сфере подростка, реализуется его потребность в самоопределении, в самовыражении, в признании взрослыми его активности (14).
Тестовые задания по теме «Человек», ч. 2
Категория: Правоведение и Обществоведение.
Тестовые задания по теме «Человек», ч. 2
Материал содержит тестовые задания по теме «Человек»
Представленные контрольно-измерительные материалы для 6 класса написаны к учебнику «Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений» /Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой (М. : Просвещение).
На выполнение тестовых тематических заданий отводится 7-15 минут.
На выполнение заданий к обобщающему уроку отводится 40-45 минут.
Целесообразность проведения таких тестовых работ вызвана необходимостью подготовки учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ.
В зависимости от формы задания используется различная система оценок. Все правильно выполненные задания части А оцениваются в 1 балл.
Задания уровня В с выбором нескольких вариантов ответа оценивается в 1-2 балла: 2 за правильный ответ, 1 балл при наличии одной ошибки.
За ответы на задания уровня С может быть выставлена отдельная оценка по пятибалльной системе.
Рекомендуется использовать гибкую систему оценивания результатов тестирования, при которой ученик имеет право на ошибку:
80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»
60-80% – оценка «4»
40-60%-оценка «3»
0-40% – оценка «2»
Тест 4. Познай самого себя
Вариант 1
А 1. Процесс познания человеком окружающего мира и самого себя:
1. Взаимодействие 2. Деятельность 3. Искусство 4. Отрочество
А 2. Осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и
развития личности:
1. Способность 2. Сознание 3. Потребность 4. Мораль
А 3. Индивидуальная особенность личности, условие успешного выполнения определенной
деятельности:
1. Способность 2. Сознание 3. Потребность 4. Мораль
А 4. Познание самого себя предполагает:
А. Исследование человеком своих способностей и возможностей.
Б. Поиск того вида деятельности, который поможет человеку реализовать себя как личность.
1. верно только А 2. верно только Б 3. верно и А, и Б 4. нет верного ответа
А 5. Верно ли, что:
А. Для правильной самооценки важно знать только свои положительные качества.
Б. Для правильной самооценки важно уметь отвергать оценки других людей по отношению к
себе?
1. верно только А 2. верно только Б 3. верно и А, и Б 4. нет верного ответа
В 1. Заполните пропуск в предложении.
Важной стороной самосознания является …. – оценка человеком самого себя, своих качеств,
способностей.
В 2. Что из перечисленного способствует развитию таланта?
1. Воля 2. Упрямство 3. Лень 4. Любознательность 5. Труд
С 1. На какие вопросы подросток пытается найти ответы? Приведите пример, когда и как
подросток проверяет свои способности.
С 2. Что такое способности? Как можно определить путь приложения и развития своих
способностей?
Тест 4. Познай самого себя
Вариант 2
А 1. Оценка человеком своих качеств, способностей, возможностей:
1. Деятельность 2. Сознание 3. Самооценка 4. Потребности
А 2. Чтобы оценить свои силы, готовность к полноправной жизни, в первобытной общине
молодые люди проходили обряд, называемый:
1. Посвящение в рыцари 2. Инициация 3. Гадание 4. Обучение
А 3. Высшая степень человеческих способностей:
1. Талант 2. Задатки 3 . Трудоспособность 4. Упорство
А 4. Верны ли суждения о познании мира?
А. Познать окружающий мир можно, не осуществляя деятельности.
Б. Получить знания об окружающем мире можно только с помощью телевизионных передач.
1. верно только А 2. верно только Б 3. верно и А, и Б 4. нет верного ответа
А 5. Верны ли суждения о способностях человека?
А. Природа наградила каждого из нас множеством способностей.
Б. Человек не всегда развивает свои способности.
1. верно только А 2. верно только Б 3. верно и А, и Б 4. нет верного ответа
В 1. Заполните пропуск в предложении.
Человек обладает огромными … , главное – уметь ими воспользоваться и развивать их.
В 2. Что из перечисленного соответствует понятию «способность»?
1. Задатки 2. Талант 3. Учеба 4. Гений 5. Игра 6. Общение
С 1. На какие вопросы подросток пытается найти ответы? Приведите пример, когда и как
подросток проверяет свои способности.
С 2. Что такое способности? Как можно определить путь приложения и развития своих
способностей?
Тест 4. Познай самого себя
Ключ
Вариант 1 Вариант 2
А 1. 2 А 1. 3
А 2. 3 А 2. 2
А 3. 1 А 3. 1
А 4. 3 А 4. 4
А 5. 4 А 5. 3
В 1. Самооценка В 1. Способности
В 2. 1 4 5 В 2. 1 2 4
Тест 5. Человек и его деятельность
Ключ
Вариант 1 Вариант 2
А 1. 4 А 1. 4
А 2. 2 А 2. 1
А 3. 4 А 3. 1
А 4. 2 А 4. 4
А 5. 3 А5. 3
В 1. 1-Б 2 – Г 3 – А 4 – В В 1. 1 –Б 2– А 3 – В
Тест 5. Человек и его деятельность
Вариант 1
А 1. На достижение чего направлена деятельность?
1. Действия 2. Игры 3. Инстинкта 4. Цели
А 2. Общей чертой, характеризующей человека и животных, является:
1. Сознание 2. Инстинкт 3. Мышление 4. Речь
А 3. Какой этап деятельности дает ей оценку?
1. Цель 2. Действие 3. Инстинкт 4. Результат
А 4. Верно ли, что:
А . И человек, и животное строят для себя жилища.
Б. Действиями животных руководит инстинкт.
1. верно только А 2. верно только Б 3. верно и А, и Б 4. нет верного ответа
А 5. Верны ли суждения о деятельности:
А . Цель определяет действия человека.
Б. Человек занимается разнообразной деятельностью.
1. верно только А 2. верно только Б 3. верно и А, и Б 4. нет верного ответа
В 1. Установите соответствие между терминами и их определениями. К каждой позиции, данной в
первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
1. Деятельность А. Важен не столько результат, сколько сам процесс.
2. Разум Б. Изменение и преобразование окружающего мира в интересах человека
3. Игра В. Создание предметов, необходимых для удовлетворения потребностей
Человека
4. Труд Г. Способность к интеллектуальной деятельности
С 1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
1. Какие виды деятельности названы в тексте?
2. Какова роль игры в жизни ребенка?
Игра является спонтанным качеством ребенка, и вместе с тем вся она строится на взаимоотношениях ребенка со взрослыми. Взрослые, учитывая возможности ребенка, создают для него на основе своего труда такие формы существования, при которых игра может стать основным типом его деятельности, ребенок может печь пирожки из глины или песка, потому что мать печет для него другие, настоящие, съедобные.
Из общения со взрослыми ребенок черпает и мотивы своих игр. При этом, особенно сначала, существенная роль в развитии игр принадлежит подражанию действиям взрослых, окружающих ребенка. (Рубинштейн С. Основы общей психологии)
Тест 5. Человек и его деятельность
Вариант 2
А 1. Что является итогом деятельности человека?
1. Цель 2. Действия 3. Потребности 4. Результат
А 2. Какой из видов деятельности требует соблюдения определенных условий, правил?
1. Игра 2. Труд 3. Учеба. 4. Общение
А 3. Что отличает деятельность человека от поведения животных?
1. Осознанность действий
2. Достижение результата
3. Подчинение инстинктам
4. Забота о потомстве
А 4. Верны ли суждения о деятельности?
А. Деятельность человека основана только на инстинкте.
Б. труд является деятельностью, не имеющей результата.
1. верно только А 2. верно только Б 3. верно и А, и Б 4. нет верного ответа
А 5. Верны ли суждения о личности?
А. Личность проявляется и формируется в действиях.
Б. Учение способствует развитию личности.
1. верно только А 2. верно только Б 3. верно и А, и Б 4. нет верного ответа
В 1. Установите соответствие между терминами и их определениями. К каждой позиции, данной в
первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
1. Цель А. Процесс осуществления деятельности
2. Действия Б. то, к чему стремятся
3. Результат В. конечный итог, следствие, завершающее собой какие-нибудь явления,
развитие чего-нибудь
С 1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
1. Чем, по мнению автора, деятельность отличается от поведения?
2. На какие этапы можно разделить деятельность?
Деятельность (активность)– процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с субъектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения).
Пример: если человек идет по пустыне и потеет от жары, это не деятельность, это рефлекторное действие. Но если этот человек – актер, снимающийся в рекламе дезодоранта, и в данной сцене он должен вспотеть, потому что так написано в сценарии, потение становится для него вполне осмысленным действием и потому превращается в деятельность.
Деятельность можно разделить на этапы– цель, действия, результат.
Т. Д. Шипилова, МБОУ » Повалихинская СОШ», Первомайский район, Алтайский край
Метки: Правоведение и Обществоведение
Итоговый тест . Обществознание. 6 класс
- 1
- Войти
- Зарегистрироваться / Создать сайт
Курсы для аттестации учителей от 800 ₽ (72 часа). Документы об окончании по почте БЕСПЛАТНО…
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Выбрать материалы
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Время выполнения теста ограничено
Вопрос 1
Способность к интеллектуальной деятельности:
Варианты ответов
- Инстинкт
- речь
- разум
- эмоция
Вопрос 2
Оценка человеком своих качеств, способностей, возможностей:
Варианты ответов
- потребность
- самооценка
- сознание
- Деятельность
Вопрос 3
На чем основаны действия животных?
Варианты ответов
- на сознании
- на инстинкте
- на мышлении
- на разуме
Вопрос 4
Процесс, в результате которого человек начинает понимать собеседника, самого себя, учится беседовать, уважать чужое мнение:
Варианты ответов
- труд
- работа
- общение
- игра
Вопрос 5
Примером использования свободного времени может быть:
Варианты ответов
- выполнение домашнего задания
- уборка комнаты
- занятие спортом
- школьный урок
Вопрос 6
Назовите правильное чередование цветов на флаге Российской Федерации?
Варианты ответов
- белый, красный, синий
- синий, красный, белый
- белый, синий, красный
- красный, белый, синий
Вопрос 7
Индивидуальные особенности личности, условия успешного выполнения определенной деятельности:
Варианты ответов
- самосознание
- творчество
- способности
- самооценка
Вопрос 8
К социальным потребностям человека относится:
Варианты ответов
- потребность в отдыхе
- необходимость в воде и пище
- потребность в общении
- стремление познать окружающий мир
Вопрос 9
Что является источником всякого богатства?
Варианты ответов
- деньги
- золото
- серебро
- труд
Вопрос 10
. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «Этапы жизни человека». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
Варианты ответов
- старость
- Детство
- зрелость
- Отрочество
- работоспособность
Вопрос 11
Общение это-
Варианты ответов
- Особый вид деятельности, целью которого является развлечение, отдых
- Вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний и умений
- Вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата
- Вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиям
Вопрос 12
Выберите неверное утверждение о личности и индивидуальности человека.
Варианты ответов
- Личность – это сформировавшийся человек, который имеет свои убеждения, взгляды, принципы.
- Индивидуальность — это не сугубо человеческая характеристика. Она не отражает своеобразие, неповторимость (уникальность) конкретного человека, живущего в определённый исторический период.
- Никто не является обезличенным «человеком вообще» . Каждый несёт в себе что-то, что делает его уникальным, исключительным, то есть человеком, обладающим индивидуальностью.
- «Индивидуальные» означает присущие только этому человеку черты, которые выделяют его среди других.
Вопрос 13
Верны ли суждения о человеке?
А. Человек – существо биосоциальное.
Б. В своем развитии человек может обойтись без общения.
Варианты ответов
- верно только А
- верно только Б
- верно и А, и Б
- нет верного ответа
Вопрос 14
Верны ли следующие суждения о страхе:
А. Страх — чувство, присущее только человеку;
Б. Чувство страха может быть полезным.
Варианты ответов
- верно только А
- верно только Б
- оба ответа верны
- нет верного ответа
Вопрос 15
Верны ли следующие суждения о личности?
А. Личность возникает в результате биологического развития человека.
Б.Огромное влияние на становление личности оказывает общество.
Варианты ответов
- Верно только А
- Верно только Б
- Верны оба суждения
- Оба суждения неверны
Вопрос 16
Что из перечисленного является деятельностью?
Варианты ответов
- Девочка занимается спортивной гимнастикой
- Мальчик играет в компьютерную игру
- Постовой регулирует уличное движение
- Бобры строят плотину
- Малыш собирает пирамиду
- Пчелы строят соты
Вопрос 17
Совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми это
Варианты ответов
- друг
- индивид
- индивидуальность
- личность
Вопрос 18
Выберите верные суждения?А. Человек обладает огромными способностями, главное – уметь ими воспользоваться и развивать;
Б. если у тебя есть талант, то он и так разовьется без всяких усилий?
Варианты ответов
- Верно только А
- Верно только Б
- Верно А и Б
- Оба ответа неверны
Вопрос 19
Найдите слово (понятие), обобщающее перечисленные термины: цель, средства, действия, результат.
Варианты ответов
- работа
- процесс
- занятие
- деятельность
Вопрос 20
Какие качества характерны для сильной личности
Варианты ответов
- обладает уверенностью в себе и в своих силах, инициативностью
- неспособен постоять за себя, не имеет собственного мнения
- осознает свои возможности и стремится их расширить
- обладает высокими нравственными качествами, берет ответственность на себя
Пройти тест
Сохранить у себя:
© 2020, Молчанова Алина Юрьевна 493
оценка личности | Определение, типы, важность, использование и факты
- Ключевые люди:
- Джун Этта Дауни Генри Мюррей
- Похожие темы:
- френология Эффект Барнума проективный тест нормативное измерение графология
Просмотреть весь связанный контент →
оценка личности , измерение личных характеристик. Оценка является конечным результатом сбора информации, предназначенной для развития психологической теории и исследований и повышения вероятности принятия мудрых решений в прикладных условиях (например, при выборе наиболее перспективных людей из группы кандидатов на работу). Подход, принятый специалистом по оценке личности, основан на предположении, что большая часть наблюдаемой изменчивости в поведении одного человека по отношению к другому является результатом различий в степени, в которой люди обладают определенными лежащими в основе личностными характеристиками (чертами). Специалист по оценке стремится определить эти черты, объективно измерить их и связать с социально значимыми аспектами поведения.
Отличительной чертой научного подхода к измерению личности является стремление по возможности описать человеческие характеристики в количественном выражении. Какая черта проявляется в человеке? Сколько признаков присутствует? Количественное измерение личности особенно полезно при сравнении групп людей, а также отдельных лиц. Различаются ли группы людей из разных культурных и экономических слоев, если рассматривать их в свете их конкретных личностных качеств или черт? Насколько велики групповые различия?
Открытое поведение является отражением взаимодействия широкого круга основных факторов, включая физическое состояние человека и влияние прошлого личного опыта этого человека. Следовательно, узконаправленный подход недостаточен для того, чтобы правильно оценить сложное человеческое поведение, возникающее в условиях постоянно меняющегося набора проблем, удовольствий, требований и стрессов повседневной жизни. Сложное измерение человеческой личности неизбежно зависит от использования множества концепций для определения черт и влечет за собой применение различных методов наблюдения и оценки. Теоретики и исследователи личности стремятся определить и понять разнообразие человеческих черт, множество способов мышления, восприятия, обучения и эмоций у людей. Такие нематериальные человеческие измерения, типы и атрибуты являются конструктами — в данном случае выводами, сделанными на основе наблюдаемого поведения. Широко изучаемые конструкты личности включают тревогу, враждебность, эмоциональность, мотивацию и интроверсию-экстраверсию. Тревога, например, является понятием или конструктом, выводимым у людей из того, что они говорят, их мимики и движений тела.
Личность интерактивна в двух смыслах. Как указывалось выше, личностные характеристики можно рассматривать как продукты взаимодействия лежащих в их основе психологических факторов; например, человек может испытывать напряжение, потому что он или она одновременно застенчивы и стремятся к социальному успеху. Эти продукты, в свою очередь, взаимодействуют с типами ситуаций, с которыми люди сталкиваются в своей повседневной жизни. Человек, который беспокоится о том, что его оценивают, может демонстрировать слабые результаты в оценочных ситуациях (например, при сдаче тестов), но хорошо функционировать в других ситуациях, в которых оценочный акцент отсутствует. Макияж личности может быть как преимуществом, так и недостатком в зависимости от ситуации. Например, некоторые люди подходят к оценочным ситуациям со страхом и предчувствием, в то время как другие, кажется, мотивированы в желаемом направлении конкурентным давлением, связанным с производительностью.
Попытки измерить личностные конструкты исходят из множества источников. Часто они вырастают из теорий личности; тревога и вытеснение (забвение неприятных переживаний), например, входят в число центральных понятий теории психоанализа. Понятно, что будут предприняты усилия, например, для количественной оценки степени тревожности и использования полученных таким образом баллов для оценки и предсказания будущего поведения. Среди основных вопросов в изучении измерения личности является вопрос о том, какие из многих личностных конструктов, которые были определены количественно, являются базовыми или фундаментальными, и какие можно ожидать, что их измерение потребует напрасных усилий, поскольку они представляют собой плохо определенные комбинации более элементарных конструктов. ; какие методы измерения наиболее эффективны и удобны для целей оценки; и лучше ли опросить людей в измерении личности, или попросить их сказать, например, что им напоминает чернильное пятно или облако в небе.
Усилия по измерению любого данного личностного конструкта могут потерпеть неудачу из-за неадекватности формулировки или определения измеряемой черты и недостатков используемых методов оценки. Исследователь может захотеть количественно определить степень подчинения индивидуумов в социальных и конкурентных ситуациях. Его эффективность будет зависеть от конкретной теории подчинения, которую он применит к проблеме; на фактических процедурах, которые он выбирает или разрабатывает для измерения покорности; и на адекватность исследования, которое он проводит, чтобы продемонстрировать полезность меры. Каждая из этих задач должна быть тщательно рассмотрена при оценке усилий по измерению личностных качеств.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Методы, используемые для описания и измерения личности, делятся на несколько категорий, различающихся по типу собираемой информации и методам ее получения. Хотя все должны полагаться на данные, полученные в результате прямых наблюдений за человеческим поведением, если они должны иметь хотя бы видимость научной ценности, все они могут различаться в отношении лежащих в их основе предположений, валидности и надежности (в данном случае согласованности).
Перечень основных навыков и качеств социальных работников — Школа социальной работы Университета Буффало
Социальная работа — это динамичная и ответственная профессия, требующая разнообразных навыков и качеств. Независимо от того, являются ли эти навыки врожденными или приобретенными, успех в этой области требует, чтобы социальные работники постоянно развивали их на протяжении всей своей карьеры. Хотя этот список не является исчерпывающим, следующие навыки жизненно важны для всех социальных работников.
1. Эмпатия
Эмпатия — это способность идентифицировать и понимать опыт и точку зрения другого человека. NASW определяет это как «акт восприятия, понимания, переживания и реагирования на эмоциональное состояние и идеи другого человека». №
социальные работники, чтобы лучше понимать и строить более прочные отношения с клиентами. Это жизненно важный навык, который помогает социальным работникам определять потребности клиента на основе его или ее уникального опыта, чтобы эффективно предоставлять услуги.
¹Баркер Р.Л. (2003). Словарь социальной работы. 5-е изд. Вашингтон, округ Колумбия: NASW Press.
2. Общение
Общение – как вербальное, так и невербальное – является жизненно важным навыком для социальных работников. Важна способность ясно общаться с широким кругом людей. Социальные работники обязаны защищать своих клиентов — для этого социальные работники должны понимать потребности клиента. Помимо знания языка тела и других невербальных сигналов, это означает правильное и эффективное общение с клиентами независимо от культурного происхождения, возраста, пола, уровня грамотности или инвалидности. Социальные работники также должны общаться с поставщиками медицинских услуг, коллегами и агентствами, а также документировать и сообщать информацию в четкой форме.
3. Организация
Социальные работники имеют плотный график и широкий круг обязанностей в дополнение к управлению и поддержке нескольких клиентов, включая документацию, отчетность, выставление счетов и совместную работу. Для этого социальные работники должны быть очень организованными и способными расставлять приоритеты в потребностях клиентов, чтобы эффективно вести дела. Дезорганизация и плохое управление временем могут привести к тому, что социальный работник упустит из виду потребности клиента, что приведет к негативным результатам.
4.
Критическое мышлениеКритическое мышление – это способность анализировать информацию, полученную в результате непредвзятого наблюдения и общения. Социальные работники должны иметь возможность объективно оценивать каждый случай путем сбора информации путем наблюдения, интервью и исследований. Критическое и беспристрастное мышление позволяет социальным работникам принимать обоснованные решения, определять лучшие ресурсы и формулировать наилучший план помощи клиентам.
5. Активное слушание
Активное слушание необходимо социальным работникам для понимания и выявления потребностей клиента. Внимательное слушание, концентрация, задавание правильных вопросов и использование таких приемов, как перефразирование и обобщение, также помогает социальным работникам взаимодействовать с клиентами и устанавливать доверительные отношения с ними.
6. Уход за собой
Социальная работа может быть требовательной и эмоционально напряженной, поэтому важно заниматься деятельностью, которая поможет вам поддерживать здоровый баланс между работой и личной жизнью. Забота о себе относится к практикам, которые помогают уменьшить стресс и улучшить здоровье и благополучие. Использование этих практик помогает предотвратить выгорание и усталость от сострадания и имеет решающее значение для устойчивой карьеры. Находя время для ухода за собой, социальные работники могут лучше предоставлять своим клиентам лучшие услуги. Узнайте больше об уходе за собой с помощью нашего стартового набора по уходу за собой.
7. Компетенция в области культуры
Эффективная работа с клиентами из разных слоев общества требует от социальных работников уважения и чуткости к культурным убеждениям и обычаям. Социальные работники должны быть осведомлены и уважать культурное происхождение своих клиентов и должны, как заявляет NASW, «исследовать свое культурное происхождение и идентичность, ища необходимые знания, навыки и ценности, которые могут улучшить предоставление услуг людям с ограниченными возможностями». разнообразный культурный опыт, связанный с их расой, этнической принадлежностью, полом, классом, сексуальной ориентацией, религией, возрастом или инвалидностью». Обладая непредвзятым отношением и пониманием разнообразия и ценности индивидуальных различий, социальный работник может предоставить клиентам то, что им нужно.
8. Терпение
Социальные работники сталкиваются в своей работе с целым рядом обстоятельств и людей. Важно иметь терпение, чтобы работать со сложными случаями и с клиентами, которым требуется больше времени для достижения прогресса. Это позволяет социальным работникам понять ситуацию клиента и избежать поспешных решений и разочарований, которые могут привести к дорогостоящим ошибкам и плохим результатам для клиента.
9. Профессиональная приверженность
Чтобы добиться успеха в социальной работе, необходимо учиться всю жизнь. Социальные работники должны иметь профессиональную приверженность ценностям и этике социальной работы, а также постоянному развитию профессиональной компетентности. Это обязательство необходимо для выполнения миссии социальных работников — «повышать благосостояние людей и помогать удовлетворять основные человеческие потребности всех людей, уделяя особое внимание потребностям и расширению прав и возможностей людей, которые уязвимы, угнетены и живут в бедности. ”
10. Защита интересов
Социальные работники продвигают социальную справедливость и расширяют возможности клиентов и сообществ посредством защиты интересов. Навыки адвокатирования позволяют социальным работникам представлять и отстаивать интересы своих клиентов, а также связывать их с необходимыми ресурсами и возможностями, особенно когда клиенты уязвимы или не могут отстаивать свои интересы.
Что такое социальная работа и чем занимаются социальные работники?
Основные ценности и этический кодекс социальной работы
Получите нашу электронную книгу «Руководство по социальной работе для начинающих»!
Запросить информацию о наших программах
10 советов для лидеров по улучшению самосознания
Business News Daily получает компенсацию от некоторых компаний, перечисленных на этой странице. Рекламное раскрытие информации
Домашняя страница
> Возглавьте свою команду
> Лидерство
Что такое самосознание?
Насколько важно самосознание в лидерстве и бизнесе?
Что такое навыки самосознания?
Советы по самосознанию
Шон Пик
Business News Daily
Автор статей
Обновлено 29 июня 2022 г.
Способность контролировать себя — одно из самых важных качеств лидера. Вот как улучшить самосознание.
- Самосознание — это способность контролировать свои эмоции и реакции.
- Исследования показывают, что благодаря этому люди с высоким самосознанием становятся лучшими лидерами.
- Есть много способов улучшить самосознание, например установить границы и практиковать самодисциплину.
- Эта статья предназначена для лидеров, которые хотят улучшить свое самосознание.
Какая самая важная характеристика лидера? Кто-то может сказать, что это честность. Другие могут сказать, что это хороший мотиватор. Но психолог и писатель Шерри Кэмпбелл, автор книги «Любить себя: мастерство быть самим собой» , считает, что самосознание является ключевым фактором успеха лидерства.
Что такое самосознание?
Самосознание — это способность контролировать свои эмоции и реакции. Это позволяет вам узнать свои сильные и слабые стороны, триггеры, мотиваторы и другие характеристики. Самосознание означает, что вы глубже смотрите на свои эмоции, на то, почему вы чувствуете себя определенным образом, и на то, как ваши чувства могут превратиться в реакцию.
Совет: Научившись определять эмоции по мере их возникновения, вы повысите самосознание.
Практика самосознания позволяет вам лучше реагировать на ситуации или людей, которые могут вас раздражать, что является полезным навыком, который следует развивать, особенно в качестве лидера. Когда вы осознаете свои эмоции и то, как вы справляетесь с ними, вы лучше подготовлены к их обработке и работе, избегая ненужных конфликтов. Это также поможет вам подать хороший пример вашей команде и сделать так, чтобы им было удобнее обращаться к вам с вопросами или проблемами. Даже если вы не там, где вы хотели бы быть лидером, развитие самосознания и признание областей, над которыми вам нужно работать, — это первый шаг.
Насколько важно самосознание в руководстве и бизнесе?
Без самосознания лидеры могут показаться высокомерными. Если вы не можете быть представительным или знать, когда вы переходите черту, как вы можете возглавить компанию?
Потребность в самосознании распространяется и на другие деловые ситуации. Подумайте о том, насколько важно самосознание, например, при продвижении коммерческих предложений или обработке отзывов; если вы не знаете, как отреагируете, или не знаете, как предотвратить негативную реакцию, вы можете навлечь на себя неприятности.
Знаете ли вы? Механизмы выживания, выработанные в детстве, могут помешать вам достичь цели. Узнав об этих автоматических реакциях, вы можете отказаться от их использования, когда они не приносят пользы.
Самосознание также полезно для презентаций. Многие люди нервничают, выступая с презентациями, речами или даже заметками на собрании. Самосознание может помочь. Например, если вы используете слишком много слов-паразитов во время презентации, отрепетируйте свою презентацию и попросите кого-нибудь хлопать каждый раз, когда вы используете слово, которого хотите избежать. Если вы склонны раскачиваться или ходить взад-вперед во время презентации, ограничьте свою способность двигаться, сев за стол с вашим клиентом или воспользовавшись подиумом.
Что такое навыки самосознания?
Помимо осознания собственных эмоций, самосознание включает в себя знание того, как вы будете реагировать на других.
«Самосознание удерживает нас на земле, настраивает и фокусирует», — пишет Кэмпбелл в своей книге. «Когда лидеры заземлены, они могут быть эффективными и обдуманными, выполняя задачу и настраиваясь на окружающих. Лидеры, обладающие способностью контролировать свой разум и эмоции, помогают направлять окружающих к самопознанию и успеху».
Вот некоторые важные навыки самосознания:
- Эмпатия: Когда вы точно настроите свои способности самосознания, вы станете более чуткими благодаря повышенному эмоциональному интеллекту.
- Адаптивность: Если вы знаете, как вы будете реагировать, вы можете избежать сложной ситуации, прогулявшись или просто сделав несколько глубоких вдохов.
- Уверенность: Принимая и даже принимая свои недостатки, потребности и сильные стороны, вы повысите свою способность быть уязвимым, что позволит укрепить отношения на рабочем месте. Сохранение уверенности — ключ к успеху.
- Внимательность: Когда вы осознаете себя, вы становитесь более внимательным к настоящему моменту, позволяя себе воспринимать ситуации такими, какие они есть, вместо того, чтобы зацикливаться на прошлом или проецировать будущее.
- Терпение: Хотя вашей непосредственной реакцией может быть отругание сотрудника за ошибку или выплескивание своего разочарования на команду, самосознание поможет вам проявить терпение даже перед лицом конфликта.
- Доброта: Это достижимо, когда вы откладываете собственные чувства, чтобы поддержать другого человека. Даже если у вас плохой день, самосознание и осознание того, что ваши работники тоже люди с похожими трудностями, могут помочь вам проявить больше сочувствия.
Ключевой вывод: Самоосознание редко происходит сразу. Это требует времени, приверженности и практики.
Советы по самосознанию
Научиться осознавать себя не всегда легко, но это может помочь вам стать более эффективным лидером. Вот 10 советов по улучшению самосознания.
- Будьте непредвзяты. Когда вы способны регулировать свой собственный эмоциональный мир, вы можете быть более восприимчивы к эмоциям других. Чтобы быть успешным лидером, вам нужно интересоваться новыми людьми и всем, что они могут предложить. Это показывает, что вы можете быть командным игроком и вам не обязательно быть номером один все время. Чем более вы открыты для других, тем более творческим предпринимателем вы станете.
- Помните о своих сильных и слабых сторонах. Люди, обладающие самосознанием, знают свои сильные и слабые стороны и могут работать исходя из этого пространства. Помнить об этом означает, что вы знаете, когда обратиться за помощью, а когда вы можете справиться с ситуацией самостоятельно.
- Сосредоточьтесь. Важной частью работы лидера является установление связей, но вы не сможете этого сделать, если будете отвлекаться. Приучите себя концентрироваться в течение длительного периода времени, не отвлекаясь на социальные сети, электронную почту или другие мелкие отвлекающие факторы, чтобы повысить свою продуктивность.
- Установить границы. Лидер должен установить жесткие ограничения. Будьте теплы к другим, но говорите «нет», когда это необходимо. Серьезно относитесь к своей работе и своим увлечениям и держите свои границы твердыми, чтобы поддерживать целостность ваших целей и работы, которую вы вкладываете в них.
- Знайте свои эмоциональные триггеры. Люди с самосознанием могут идентифицировать свои эмоции по мере их возникновения. Не подавляйте свои эмоции и не отрицайте их причины; вместо этого согните и согните их, и полностью обработайте их, прежде чем общаться с другими.
- Примите во внимание свою интуицию. Успешные люди учатся доверять своим инстинктам при принятии решений и брать на себя риски, связанные с этим выбором. Ваши инстинкты основаны на выживании сильнейших и необходимости добиться успеха. Они подскажут вам, что делать дальше, поэтому научитесь доверять своей интуиции.
- Практикуйте самодисциплину. Хорошие лидеры, как правило, дисциплинированы во всех сферах своей жизни. Эта черта дает им постоянную сосредоточенность, необходимую для сильного лидерства.
- Подумайте, как ваши действия влияют на других. Мы часто действуем, не подумав, ориентируясь только на собственные нужды. Хотя самосознание требует признания своих эмоций, вам также необходимо определить, как вы справляетесь с этими чувствами и как любые последующие действия влияют на окружающих. Быть более внимательным к другим поможет вам справляться с трудными ситуациями.
- При необходимости извиняйтесь. Ошибки случаются, но самосознание поможет вам понять, когда ваши ошибки требуют извинений.