Понятие одаренности в педагогике
Понятие одаренности
Определение 1
Одаренность – это системное и развивающееся на протяжении всей жизни качество психики, определяющее возможности человека достигать высоких и незаурядных результатов по одному или одновременно нескольким видам деятельности (в сравнении с другими людьми).
Определение 2
Одаренный ребенок – это ребенок, который отличается от других детей неординарными, яркими и выдающимися достижениями в определенном виде деятельности.
В настоящее время учеными в области психологии и педагогики доказано, что одаренность является качественным своеобразием и результатом сложного взаимодействия социокультурной среды и наследственных качеств личности, опосредованных деятельностью ребенка. Необходимо также отметить, что для развития одаренности большое значение имеет собственная активность ребенка, психологические механизмы его саморазвития, которые заложены в основу формирования и последующей реализации индивидуальной одаренности.
Определение 3
Детский возраст – это возрастной период, во время которого осуществляется становление и развитие способностей и личностных качеств ребенка.
Детский возраст характеризуется глубокими интегративными процессами в психике ребенка.
Одним из самых актуальных и часто обсуждаемых вопросов в сфере одаренности, является вопрос, касающийся частоты проявления детской одаренности. Отвечая на данный вопрос, выдвигаются две точки зрения, которые по своей сути являются противоположными:
«Каждый ребенок является одаренным от рождения»
«Дети, действительно имеющие одаренности встречаются крайне редко»
Сторонники первой точки зрения считают, что любого ребенка, имеющего нормальное развитие, можно развить до уровня одаренности, при условии создания необходимых благоприятных условий воспитания и обучения.
Сторонники второй точки зрения, напротив, считают, что одаренность является уникальным явлениям.
Детей, имеющих одаренности необходимо искать, с целью их дальнейшего развития, осуществляемого в специально организованных условиях.Признаки одаренности
Первые признаки одаренности проявляются у ребенка в период дошкольного детства. Их выявление осуществляется посредством наблюдения за характером деятельности ребенка. Основными аспектами ведущих признаков одаренного поведения являются мотивационный и инструментальный:
- Инструментальный – определяет характер способов деятельности.
- Мотивационный – определяет характер отношений ребенка к окружающей действительности и собственной деятельности.
Основные признаки инструментального аспекта поведения одаренного ребенка:
- Быстрое освоение способов и приемов выполнения того или иного вида деятельность, её успешное выполнение.
- Изобретение и применение новых более эффективных способов и приёмов деятельности, для разрешения необходимых жизненных ситуаций.
- Глубокое овладение предметов, на основании чего выдвижение новых целей деятельности, направленных на новое видение ситуации и ее последующее успешное разрешение.
Для ребенка, действительно имеющего одаренности, характерным является именно третий признак поведения.
Определение 4
Новаторство – это, своего рода, выход за рамки требований осуществляемой деятельности, позволяющий ребенку открывать новые закономерности и приемы.
Основные признаки мотивационного аспекта одаренного поведения:
- Высокая чувственная избирательность к некоторым сторонам предметной действительности (звуки, запахи, цвет, растения и т.д.), и некоторым формам своей деятельности (физическая, познавательная, художественная и т.д.).
- Высокие познавательные потребности, проявляющиеся в повышенной любознательность, а также стремлении выходить за рамки исходных требований учебно-познавательной деятельности.
- Высокий интерес к определенным видам или сферам деятельность, увлеченность конкретным предметом, погруженность в выполнение какого-либо дела. Данный интерес проявляется в усидчивости, упорстве, трудолюбии, предпочтении противоречивой, парадоксальной и нестандартной научной информации, непринятие и отвержение шаблонов и стандартов.
- Повышенная требовательность к результатам своего труда, стремление ставить сверхсложные цели и настойчивость в их достижение, склонность к самосовершенствованию, самообразованию и саморазвитию.
Виды одаренности
Педагог, в процессе своей профессиональной деятельности должен уметь распознавать одаренности. В педагогике принято выделять следующие виды одаренности.
Интеллектуальная одаренность – проявляется в том, что одаренные дети умеют точно и глубоко анализировать содержания обучения, стремятся осмыслить его философски. Также для них характерно наличие высокого уровня интеллекта, в связи с чем, они очень быстро и легко усваивают учебные предметы.
Академическая одаренность – данная одаренность проявляется в том, что дети обладают высоким интеллектом, но на первый план выходят отличительные способности к обучению. Подразделяется на два подвида: учащиеся, которые имеют широкие способности к обучению и учащиеся, которые имеют способности к обучению в определенной области или близких друг к другу областях.
Довольно часто педагогу сложно различить интеллектуальную и академическую одаренность. Это связано с тем, что учащиеся, имеющие определенный вид одаренности учатся в обоих случаях успешно, показывая блестящие результаты. Разница заключается в том, что дети с интеллектуальной одаренностью имеют повышенное критическое мышление, а также обладают способностью самостоятельно философски осмысливать сложные интеллектуальные проблемы. Учащиеся с академической одаренностью всегда успешны именно в обучении.
Творческая одаренность – характеризуется высоким творческим потенциалом. Особенность творчески одаренных детей заключается в том, что они имеют ярко выраженную познавательную потребность, которая является составляющей основой познавательной мотивации одаренного ребенка.
Одаренность: возможности и проблемы
Стремительно меняющиеся условия жизни подтолкнули общество к формированию нового социального заказа. Общество ждет от образования подготовки людей, мыслящих не шаблонно, способных проявить себя в нестандартных ситуациях, участвующих в решении глобальных проблем человечества.
Чтобы разобраться в этой непростой ситуации, мы пригласили для участия в круглом столе компетентных экспертов:
- Богоявленскую Диану Борисовну – доктора психологических наук, профессора, главного научного сотрудника Психологического института РАО;
- Толстикову Светлану Николаевну – кандидата психологических наук, декана факультета педагогики и методики дошкольного образования Московского гуманитарного педагогического института;
- Сухина Игоря Георгиевича – старшего научного сотрудника Института теории и истории педагогики Российской академии образования (РАО), члена Союза писателей России.
– Как вы считаете, на должном ли уровне государство поддерживает одаренных детей?
Сухин Игорь Георгиевич: Известно, что в последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений. Не случайно создана и реализуется подпрограмма «Одаренные дети» федеральной целевой программы «Дети России».
– Интересная и нужная программа, но под нее не подпадают дошкольники.
Богоявленская Диана Борисовна: Государство поддерживает и одаренных дошкольников. Есть центр Венгера, который давно, до всякой федеральной кампании занимался проблемами развития одаренных детей. Только он плохо финансируется, не хватает средств. Хорошо финансируются вещи вредные. Например, исследовательская работа, начиная со школьного возраста. Ссылаются при этом на то, что у нас рыночная экономика, конкуренция, поэтому люди должны быть конкурентоспособными, и чем раньше мы начинаем вводить детей в ситуацию конкуренции, тем конкурентоспособнее они будут. Действительно, по теории Дарвина, один из тысячи детей пробьется и будет таким вот очень сильным и побеждающим. Но у нашего государства забота другая – чтобы максимальное количество детей достигало определенного уровня развития.
Введение в ситуацию конкуренции, т. е. внешних мотивов деятельности для детей, еще не ставших личностями, с несформированными способностями, создает четкий барьер для их развития. Толкаться локтями, может быть, они будут учиться, а потенциала не будет.Толстикова Светлана Николаевна: Одаренных детей поддерживает город. В Москве открывается ресурсный центр для одаренных детей, разработаны и действуют программы «Таланты с малых лет», «Маленькие гении» и т. д. Центры подчеркивают индивидуальность, т. е. одаренность в чем-либо. Очень много образовательных программ в самих дошкольных учреждениях, направленных как раз на полноценное развитие, скажем так, одаренной личности.
– Значит, в отношении государства к одаренным детям прослеживается положительная динамика?
Богоявленская Диана Борисовна: Государство хочет и делает, а реализуют это конкретные люди: ученые, менеджеры, бизнесмены. Когда все делается неграмотно, то забота государства не на пользу. Государство рассчитывает на компетентных людей.
– У нас нет специалистов, способных работать с одаренными детьми?
Богоявленская Диана Борисовна: Кадровая ситуация по-настоящему тяжелая. Произошла определенная организационная трансформация. Дошкольное образование слито со школьным. Вы знаете, когда-то люди, которые стали классиками нашей психологии, говорили – главное чтобы школа для маленьких не стала маленькой школой. Это Выготский, Амонашвили и Венгер также. Перенос дошкольного образования в школу – в общем, вреден, потому что возрастные особенности не позволяют. Поэтому идет ущерб здоровью. В первую очередь страдает спина, не может сформироваться произвольность. Поэтому государство вкладывает деньги в образование и вроде бы хочет, чтобы оно становилось лучше, а все оборачивается тем, что у нас с каждым годом хуже и хуже успеваемость и уровень развития детей. Программа у нас такая насыщенная, а институты жалуются, что приходят все более неподготовленные студенты.
Вот в чем проблема, особенно с одаренными детьми, хотя у нас в целом и игнорируется задача соблюдения возрастных особенностей, и забота государства не реализуется. С одаренными еще сложнее. У них вроде бы яркие всплески, яркие достижения бывают, но результатом чего эти всплески являются, не анализируется. Там очень много компенсаторных механизмов.– Есть ли у воспитателей детских садов возможность получить специальное образование для работы с одаренными детьми?
Толстикова Светлана Николаевна: Под влиянием социального заказа на нашем факультете вводится специализация «Особенности работы с одаренными детьми». Это будет дополнительная программа к основной специальности. Основная ква лификация – организатор-методист дошкольного образования, дополнительная специализация «Особенности ра боты с одаренными детьми в детском саду». Но будут показаны именно разные стороны и подходы к данному процессу. Ни для кого не секрет, что есть программа «Одаренный ребенок», которой пользуются многие сады. Но одаренных мы же не можем в какой-то стандарт загнать. Одаренность – это всегда непохожесть, несхожесть, неидентичность и т. д. Показано, какие есть варианты, способы, методы работы, а уже после ее освоения каждый волен сам выбирать, как он будет поступать, что он будет предпринимать и т. д.
– Что будет основным в этой программе — психологические моменты работы с одаренными детьми?
Толстикова Светлана Николаевна: Только психологические мы не можем взять, скорее, будут психолого-педагогические основы, потому что, в первую очередь, мы выпускаем педагогов. Нам хотелось, чтобы сам воспитатель, который непосредственно занимается с детьми и проводит с ними большую часть времени, умел работать с одаренными. Как бы ни был хорош психолог, но это кратковременное общение с ребенком, большую же часть проводит воспитатель. И нам бы хотелось, чтобы именно воспитатели получили такую подготовку.
Богоявленская Диана Борисовна: Воспитателям ДОУ дополнительная подготовка по работе с одаренными детьми нужна, чтобы понимать, что такое одаренность. Например, когда приходишь в учреждение и начинаешь говорить об одаренных, то отвечают: у нас был одаренный ребенок, только он головой об пол бился. Очень часто нарушения развития, связанные с патологией или другими формами изменений ребенка, ведут к ранним достижениям, но они не являются, по сути де ла, результатом одаренности. И вообще в раннем возрасте говорить об одаренности достаточно трудно, потому что есть фундаментальные работы Лейтеса, который четко доказал, что развитие идет неравномерное и один период может совпадать с другим, периоды могут накладываться. Мы говорим об опережающем развитии. Создается эффект, что на фоне других ребенок может больше и вывод – ах, он одарен! Через несколько лет все выравнивается, а клеймо одаренного на нем висит. И обязывает его, и идет деформация личности.
– То есть программа обязательной диагностики всех детей на признак гениальности не может быть эффективной?
Богоявленская Диана Борисовна: Ой! Это такая беда. Страшная вещь.
Толстикова Светлана Николаевна: Глубокие диагностики на одаренность проводятся только по согласованию с родителями. А общие диагностики, которые предусмотрены, конечно, проводятся. Но тут сразу видно – одаренный ребенок одарен во всем. Специалист это увидит. И тогда для ребенка создается индивидуальный образовательный маршрут, по которому происходит его развитие.
Сухин Игорь Георгиевич: Здесь вот какая проблема возникает. Приведу определенную ана логию с чтением. Каждая отдельная книга должна прийти к ребенку в конкретном возрасте, иначе «встреча» с ней может и не состояться (раньше – недоступно, позже – неинтересно). Но существует обязательная программа по чтению, и в один и тот же день все ученики «проходят» то или иное произведение (которое кому-то еще недоступно, кому-то уже неинтересно). Так же и с обязательными диагностиками. Сразу же возникает контрвопрос: «А каковы критерии?» Одним из таких критериев является способность действовать «в уме», исследованная Я. А. Пономаревым. Целью исследований было найти ответ на вопрос – развивается ли в ходе обучения какая-либо интеллектуальная способность, не сводимая к простому накоплению знаний и умений. И однозначный ответ был получен – да, такая способность в ходе обучения развивается, это способность действовать «в уме». Первоначально это понятие называлось «внутренний план действий» и обозначало возможность действовать «в уме». Но так как рядом исследователей термин «внутренний план действий» понимался однобоко – как планирование (один из компонентов теоретического мышления), то в дальнейшем оно было заменено Я. А. Пономаревым на способность действовать «в уме». Данная способность была обозначена как одна из универсальных характеристик человеческого сознания, один из важнейших показателей общего развития психики человека, не относящихся ни к одному из традиционно выделяемых психических процессов, а представляющих собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления.
– Какова может быть точность такой диагностики?
Сухин Игорь Георгиевич: Я. А. Пономарев выделил пять этапов развития способности действовать «в уме» и разработал диагностический аппарат, который позволил получить четкую картинку, какого именно этапа в каком возрасте достигают «средние» дети. Нужно преломить эту диагностику к одаренным детям. Полагаю, одаренные дети должны обгонять «средних» детей на один-два этапа. Один из ключевых вопросов – разработка конкретной системы заданий для целенаправленного развития способности действовать «в уме». Одну из таких систем применительно к дошкольному и младшему школьному возрасту я разработал в рамках создания учебно-методического комплекта «Шахматы – школе», получившим гриф «Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации».
– Как вы относитесь к внедрению единой общероссийской методики выявления одаренности на раннем этапе?
Богоявленская Диана Борисовна: Чем это раньше, тем хуже.
Сухин Игорь Георгиевич: Начало ХХI века – время, когда приоритетной становится вариатизация. В то же время все единое подвергается жаркому «дебатированию» (ЕГЭ – типичный случай). Сколько людей – столько мнений. Нельзя не учитывать и такой значимый факт российской действительности, как столкновение интересов конкретных специалистов и групп специалистов. Любое «единое» – это страшная подковерная борьба за «первый приз». Вариативность – честнее.
– Как вы считаете, в России много одаренных детей?
Сухин Игорь Георгиевич: Порядка 7%. Но главное, чтобы государство не забывало и неодаренных детей. Ведь, если порой считается, что талант сам пробьет себе дорогу, то развить способности условно «среднего» ребенка, неизмеримо важнее.
Богоявленская Диана Борисовна: Я провожу исследования по методике диагностики творчества, одаренности среди детей и взрослых. Мной обследовано около 9 тысяч, как мы говорим, испытуемых. Если брать выборку целиком, а не там, где есть отбор и т. д., то не более 20%. Есть еще особо одаренные дети, у которых IQ выше 180, там идет нарушение развития. Когда появляются определенные личностные искажения. Эмоциональная сфера страдает и поэтому там невозможен контакт. Это болезнь, но именно у этих детей очень часто высочайшие показатели. Например, шизофрения обеспечивает потрясающую силу абстракции в раннем возрасте, которая не ощущается у здоровых детей. Так же, как и раннее чтение до трех лет. Когда не понимают, что такое одаренность, то путают проявления одаренности и необычный результат. А причины результативности никого не интересуют. С такой позицией, которую я обозначила по обсуждаемой теме, вы, наверное, больше не встретитесь. Но я бы не сказала, что у меня нет единомышленников. Как раз недавно я вернулась с международного конгресса и совершенно счастлива, что среди директоров центров, участников конгресса нашла единомышленников. Люди так и понимают обозначенную проблему, но только те, которые понимают детей. Но не каждый осмелится говорить такие вещи, которые не в ногу.
– У вас есть вес. К вам обязательно прислушиваются.
Богоявленская Диана Борисовна: Мой вес как раз набрался в результате того, что я говорю всегда то, что понимаю. Я всегда занималась проблемами мышления и творчества, а когда началась кампания, я написала статью «Не убить пересмешника» и занимаюсь одаренностью именно для этого. Потому что кукурузу можно пересеять там, где она хорошо растет, а вот поколение, которое неправильными педагогическими методами воспитывается, уже не исправишь. Это более серьезная вещь. Поэтому я борюсь.
Наши эксперты высказали различные мнения по вопросам поддержки и развития одаренных детей. Они не всегда совпадают, но чувствуется, что эти специалисты стремятся помочь одаренным детям реализовать свои возможности. Надеюсь, их ответы подтолкнут воспитателей, да и вообще специалистов, которые связаны с образованием, к поиску нетривиальных подходов к образованию и воспитанию. И в результате этой деятельности общество будут пополнять активно мыслящие, талантливые люди.
Как выявить одаренного ребенка — особенности работы и обучения одаренных детей, развитие одаренности
<<Лид>>
Кто такие одарённые дети
Одарённые дети обладают высоким потенциалом в какой-либо сфере деятельности. Американский психолог Джозеф Рензулли (Joseph Renzulli) считает, что одарённость лежит на стыке способностей к какому-либо делу, креативности и мотивации.
Одарённых детей часто называют «вундеркиндами» (от немецкого «чудо-ребёнок»), но эти понятия следует различать.
Одарённые дети отличаются высокой нормой развития, то есть потенциалом, который может развиться в талант или заглохнуть. Одарённым в той или иной сфере считается каждый пятидесятый ребёнок.
Вундеркинды же с ранних лет опережают нормы развития и демонстрируют культурно значимые достижения. Например, Вольфганг Амадей Моцарт создал свои первые фортепианные произведения в пять лет, а математик Блез Паскаль в девять написал научный трактат. Вундеркинд рождается один на миллион человек.
Одарённость — это совокупность способностей, которые можно приложить к интересам ребёнка. Развивая лишь один навык, нельзя полагать, что вы совершенствуете одарённость.
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»
Типы одарённости
Единой классификации не существует, но чаще всего психологи выделяют пять типов одарённости:
- Интеллектуальная одарённость характеризуется повышенной наблюдательностью, концентрацией внимания и способностью анализировать информацию. Такие дети отличаются высоким IQ, обладают сильным критическим мышлением и, как правило, преуспевают в каком-то одном предмете.
- Академическая одарённость подразумевает отличную память. Такие дети легко усваивают школьный материал, могут обучаться самостоятельно, потому что процесс учёбы приносит им удовольствие. Как правило, они способны пройти программу нескольких классов за один учебный год.
- Креативная одарённость может проявляться в богатой фантазии и нестандартном мышлении. Частный случай — творческая одарённость, то есть склонность детей к рисованию, танцам, музыке, стихосложению, актёрскому мастерству и другим искусствам.
- Социальная одарённость заключается в наличии лидерских качеств, высоком уровне эмпатии, интуиции, яркой харизме. Такие дети могут непринуждённо общаться с людьми разных возрастов и часто обладают врождённым эмоциональным интеллектом — восприимчивостью к чувствам других.
- Психомоторная одарённость предполагает опережающее возраст физическое развитие. Такие дети с ранних лет проявляют интерес к подвижным играм и спорту.
Как выявить одарённого ребёнка
Одарённость — это результат сложного взаимодействия наследственности, воспитания и саморазвития. В 50% случаев особые способности ребёнка проявляются к 5–6 годам и к 8 раскрываются в полной мере.
На сегодняшний день не существует единого метода, который позволил бы точно определить, одарён ребёнок или нет. Как правило, используется комплекс разных тестов. Например, для оценки уровня интеллектуального развития применяют Стэнфордский тест достижений, а для выявления творческих наклонностей — тест Торренса.
В домашних условиях выявить одарённость ребёнка можно только наблюдая, как он проводит время и какие темы вызывают у него огонь в глазах, а также помогая ему искать себя в различных видах деятельности.
Вот некоторые факторы, которые могут указывать на одарённость ребёнка. Эти критерии не являются обязательными, но время от времени могут проявляться:
- Раннее развитие. Часто одарённые дети учатся говорить, читать и писать раньше других.
- Хорошая концентрация и память. Если ребёнок легко запоминает стихи, слова песен и интересующие его факты — возможно, он обладает одарённостью.
- Развитая речь. Словарный запас одарённых детей, как правило, шире, чем у сверстников. Они легко вводят в лексикон новые слова и умело ими пользуются.
- Подвижное мышление. Одарённые дети рано учатся гипотетическому и абстрактному мышлению. Им свойственно совершенствовать игры и находить хитрые способы решения задач.
- Богатая фантазия. По тому, как и во что ребёнок играет, тоже можно судить о его одарённости. Талантливые дети склонны придумывать целые миры, сюжеты с небанальными поворотами и самозабвенно перевоплощаться в персонажей своих фантазий.
- Познавательный интерес. Одарённых детей могут интересовать более глубокие темы, чем сверстников. Если ребёнок долго и настойчиво проявляет интерес к определённой теме или деятельности, не удовлетворяется простыми ответами и жаждет докопаться до сути, это может быть признаком таланта.
Выявление у ребёнка одарённости не должно быть самоцелью, но можно помочь раскрыть потенциал ребёнка. Для этого нужно поощрять его увлечения, даже если они не кажутся чем-то стоящим. Ребёнок, любящий выдумывать несуществующие слова, возможно, станет в будущем выдающимся лингвистом, а юный любитель рисовать в школьных тетрадях узоры имеет шансы вырасти популярным дизайнером.
Мир всегда предъявляет повышенные требования к тем, кто выбивается из стандартов. Социум реагирует активно: конкурсы, олимпиады, ожидания родственников и педагогов, зависть сверстников. Неудачи и конкуренция создают напряжение, которое не даёт сосредоточиться. Поэтому одарённым детям важно обращаться за психологическими консультациями — предвосхищать проблемы, чтобы не решать их потом.
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»
Школы для одарённых детей
«Школа одарённых» Тюменского госуниверситета.Источник: abiturient.utmn.ru
Одарённые дети нуждаются в особом подходе, построенном на нескольких принципах:
- Опора на мотивацию. Обучение должно подпитывать врождённый познавательный интерес ребёнка.
- Свобода выбора. Школа должна предоставлять ученикам право получать знания, а не заставлять изучать то, что не нравится.
- Индивидуализация. У ребёнка должна быть возможность уделять больше времени предметам, которые ему интересны.
- Уважение самостоятельности. Одарённым детям важно самим находить ответы, «разжёвывание» материала убивает мотивацию учиться.
- Свобода самовыражения. У одарённых ребят почти на всё есть своя точка зрения. Важно, чтобы они могли её без проблем выражать.
- Проектная деятельность. Разработка проектов, задействующих разные способности детей, развивает их и пробуждает интерес.
- Групповая работа. Многие одарённые дети — интроверты и индивидуалисты. Работа в небольших группах позволяет им развивать коммуникативные навыки.
- Терпимость. Некоторым одарённым ребятам тяжело соблюдать школьные правила, особенно если они не видят в них смысла. Учителя должны относиться к их особенностям с пониманием.
- Подготовка преподавателей. Учителя должны знать, как работать с одарёнными детьми. От педагогов требуется чуткость, развитая эмпатия, широкий кругозор, творческое мировоззрение.
Школ, отвечающих данным условиям, в России немного. Большинство расположено в крупных городах. Вот наиболее известные из них:
- Школа-интернат МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва)
- Лицей НИУ ВШЭ (Москва)
- Школа-интернат «Интеллектуал» (Москва)
- Школа «Летово» (Москва)
- Образовательный центр «Сириус» (Сочи)
- Школа-интернат им. Н.Н. Дубинина (Владивосток)
- Губернаторский Светленский лицей (Томск)
Один из вариантов обучения юных талантов — семейное образование. Родители могут подобрать для ребёнка подходящую программу и создать комфортные условия для занятий. Семейное обучение позволяет уделять больше времени дополнительным занятиям, совмещать учёбу с гастролями, спортивными соревнованиями или проходить программу быстрее сверстников.
Советы родителям одарённых детей
Совместно с психологом Еленой Петрусенко мы подготовили несколько советов по воспитанию одарённых детей.
Совет 1. Обращайтесь к специалистам
Если вы заметили, что ребёнок демонстрирует нетривиальные способности, обратитесь к специалистам. Психолог поможет определить тип одарённости, а тьютор — подобрать подходящую программу развития.
<<Параграф c цитатой>>
Совет 2. Пробуйте разное
Развивайте таланты своего ребёнка, посещая кружки и секции. Там он не только сможет узнать больше о любимом деле, но и познакомиться с единомышленниками.
Совет 3. Не давите
Бывает, что ребёнок не хочет заниматься тем, к чему имеет предрасположенность. Например, обладая абсолютным слухом, ненавидит петь и обожает хоккей. Он имеет на это право.
Не стоит требовать от ребёнка безоговорочного успеха во всём, чем он занимается. Это ведёт к развитию синдрома отличника, который может иметь печальные последствия.
Совет 4. Хвалите, но не перехваливайте
Как бы ни впечатляли способности, не стоит постоянно подчёркивать исключительность ребёнка. Вера в собственное превосходство едва ли поможет ему влиться в какой-либо коллектив. А если с возрастом ребёнок перестанет опережать других в развитии, его может постичь тяжёлое разочарование.
Совет 5. Уравновешивайте развитие
Если ребёнок — интеллектуал, он всё равно должен много двигаться и регулярно бывать на свежем воздухе. Юному спортсмену, в свою очередь, важно не забывать про математику, правописание и другие дисциплины.
Совет 6. Ищите близких по духу
У развитых не по годам детей нередко возникают сложности с общением. Сверстники сторонятся их, либо они сами избегают контактов с другими детьми. Важно помочь ребёнку найти компанию, в которой он станет своим. Это необязательно должны быть ровесники, возможно, ему будет интереснее с ребятами постарше. Главное, чтобы они понимали его образ мыслей и разделяли его интересы.
Совет 7. Проявляйте чуткость
Не дайте одарённости ребёнка стать барьером между вами. Если его увлечения вам не близки и вы даже не понимаете, о чём он говорит, ищите другие точки соприкосновения и поддерживайте связь. Каким бы развитым ни был ребёнок — он всё ещё остаётся ребёнком, и ему необходимы ваша любовь, поддержка и одобрение.
Совет 8. Любите ребёнка таким, какой он есть
Если с возрастом способности ребёнка усреднятся — не расстраивайтесь. Половина одарённых детей к 15 годам перестают выделяться среди ровесников, и лишь немногие вырастают в настоящих гениев.
Одарённость в детстве не гарантирует успех во взрослом возрасте. В свою очередь, не все талантливые взрослые в детстве проявляли одарённость.
Наличие или отсутствие у ребёнка каких-либо талантов ни в коем случае не должно влиять на ваше отношение к нему. Любите его таким, какой он есть, позволяйте ему быть собой. Ведь главное — вырастить не гения, а психически здорового и счастливого человека.
Типы одарённости, почему одарённость не способствует школьной успеваемости и как воспитывать юных талантов.
Что такое одаренность? | Одаренность Определение и значение
Определение и значение понятия «одаренность»
Одаренные дети определяются как те, кто демонстрирует передовые способности или потенциал в одной или нескольких конкретных областях по сравнению с другими людьми того же возраста, опыта или окружения. Эти одаренные люди отличаются своей способностью мыслить, рассуждать и судить, поэтому им необходимо получать специальные образовательные услуги и поддержку, чтобы они могли полностью раскрыть свой потенциал и таланты.
Одаренные дети принадлежат к разным расам и этническим группам, а также к разным экономическим условиям. Хотя нет двух одинаковых одаренных детей, у многих есть общие одаренные характеристики и черты, такие как:
- Развитое мышление и понимание выше, чем у их сверстников
- Эмоциональная напряженность в молодом возрасте
- Повышенное чувство самосознания
- Сильно развитое любопытство
- Отличная память
Определение одаренных
Существует множество определений одаренности, ни одно из которых не является общепризнанным. В зависимости от контекста, определения часто определяют и влияют на ключевые решения в школах, такие как определение приемлемости и критериев для образовательных программ и услуг для одаренных, какие области одаренности будут рассматриваться (например, конкретные способности в предметной области, такой как математика) и когда будут предложены услуги. Как родители одаренных учащихся или специалисты, работающие с одаренными детьми, важно понимать различные определения и их значение, чтобы обеспечить надлежащее руководство и поддержку, необходимые для социально-эмоционального развития.
Определения одаренности штата
Определения одаренности в отношении учащихся школ варьируются от штата к штату. Большинство штатов основывают свое определение одаренности на сравнении с другими детьми того же возраста или на потребностях, которые не обеспечиваются в обычном классе. В некоторых штатах есть определенные критерии для идентификации одаренных. В случае Иллинойса, например, одаренные учащиеся считаются одаренными и талантливыми, если они входят в 5% лучших на местном уровне в любой области способностей, особенно в языковых искусствах и математике. Однако не все штаты требуют, чтобы школьные округа следовали определению штата.
Для получения дополнительной информации см. список определений одаренности штата, предоставленный NAGC (Национальной ассоциацией одаренных детей).
Федеральное определение одаренности
Согласно статье NAGC об определениях одаренности, «термин одаренный и талантливый означает учащихся, детей или молодежь, которые демонстрируют высокие способности к достижениям в таких областях, как интеллектуальные, творческие, художественные или лидерские способности. или в определенных академических областях, и которые нуждаются в услугах или мероприятиях, которые обычно не предоставляются школой, чтобы полностью развить эти способности».
Что делает ребенка одаренным?
На базовом уровне дети классифицируются как одаренные, если они демонстрируют высокий уровень интеллектуальных способностей. Как правило, идентификация может быть проведена с помощью комбинации одаренных тестов и оценок. Поскольку федеральное правительство не вводит в обязательном порядке программы для одаренных в школах, критерии одаренности зависят от того, в каком штате вы живете, в каком школьном округе вы находитесь и т. д.
Во многих случаях для определения того, является ли ребенок одаренным или нет, поскольку успеваемость по сравнению со сверстниками является важным способом оценки академических способностей ребенка. Они могут включать тесты достижений, такие как ACT или тесты достижений Вудкока-Джонсона. Профессиональные оценки также могут использоваться для выявления одаренных – они более дорогостоящие, но гораздо более полные. Этот метод включает в себя определение сильных сторон ребенка, проблем, стиля обучения и образовательных потребностей. Они часто включают тесты на коэффициент интеллекта (IQ), такие как Стэнфорд-Бине или шкала интеллекта Векслера для детей (WISC).
Какой IQ у одаренного ребенка?
IQ большинства населения находится в пределах от 85 до 115. Средний, или средний, IQ равен 100. IQ одаренных детей попадает в следующие диапазоны:
- Слабо одаренные: от 115 до 130
- Умеренно одаренные: от 130 до 145
- Высоко одаренные: от 145 до 160
- Глубоко одаренный: 160 или выше
Эти диапазоны IQ для одаренных основаны на стандартной кривой нормального распределения. Однако разные тесты IQ могут влиять на этот диапазон, поскольку некоторые тестовые потолки ограничиваются 145. Кроме того, разные одаренные профессионалы использовали другие термины, такие как «исключительно» одаренный. Хотя всеобщий консенсус в отношении этих диапазонов и меток может быть не достигнут, понятно, что учащиеся, средний IQ которых отклоняется от 100, нуждаются в специальных образовательных приспособлениях для удовлетворения своих потребностей.
Является ли одаренность инвалидностью?
Одаренность не считается инвалидностью, хотя некоторые одаренные учащиеся могут также иметь нарушения обучаемости, такие как дислексия, СДВГ или аутизм. Эти учащиеся известны как дважды исключительные учащиеся (также известные как 2e дети или студенты). Для выявления таких учащихся часто требуется профессионал, способный оценить и определить две области исключительности, которые часто могут маскировать друг друга, что затрудняет идентификацию. Из-за своих уникальных способностей и характеристик учащимся 2e требуется особое сочетание образовательных программ и поддержки.
Проходит ли одаренность?
Одаренность никуда не делась. Однако дары и таланты одаренного ребенка могут быть подавлены или остаться незамеченными. Это может быть вызвано неточной идентификацией или «маскировкой», когда ребенок прячется за некоторыми аспектами своей одаренности, которые могут привести к тому, что его не идентифицируют. Вот некоторые одаренные характеристики, которые могут затруднить идентификацию:
Асинхронное развитие
Асинхронное развитие относится к неравномерному развитию. Что касается одаренных детей, то многие из них достигают высокого уровня в одной или нескольких областях, но они могут функционировать на гораздо более низком социальном и эмоциональном уровне. Одаренные дети могут вести себя незрелыми из-за своих способностей.
Недостаток навыков обучения
Одаренные дети часто испытывают трудности в школе, потому что у них, как правило, плохие навыки обучения. Они могут пройти начальную и среднюю школу без необходимости много учиться, но как только они поступят в среднюю школу и колледж, одаренные ученики могут быть не готовы справиться с трудностями курсовой работы более высокого уровня.
Неуспеваемость
Одаренные учащиеся могут показывать большие успехи в учебе, но по-прежнему успевать ниже того, что ожидается в зависимости от способностей ребенка. Есть много причин, по которым одаренные ученики могут не успевать. Вот некоторые из причин:
- Особые потребности или двойная исключительная потребность
- Отсутствие мотивации
- Психологические проблемы, такие как перфекционизм и тревога
- Депрессия
Часто требуется вмешательство, чтобы обратить вспять неуспеваемость одаренных. Важно работать с одаренным ребенком, чтобы выяснить, что именно вызывает неуспеваемость. Если перед ребенком не стоят адекватные задачи, сосредоточьтесь на развитии его сильных сторон и талантов. Консультационные услуги также могут быть полезными, позволяя ребенку довериться тому, кому он может доверять. Родители также должны работать с учителями, чтобы понять стили обучения и предпочтения одаренных учеников и бросить им вызов, чтобы максимально использовать их потенциал.
Как вы поддерживаете одаренных детей?
Одаренные дети нуждаются в поддержке как для академического, так и для социально-эмоционального развития. Традиционный класс может не подойти, если одаренные ученики не будут должным образом ставить перед собой задачи. Вот почему важно искать одаренные услуги в вашем районе. В зависимости от того, где вы живете и в каком школьном округе вы находитесь, это может включать группировку по способностям, выпускные классы для одаренных или доступ к одаренным государственным школам. Вне школы программы для одаренных могут предложить одаренным учащимся возможность дальнейшего изучения уникального предмета, представляющего интерес, или они могут предоставить место для установления социальных связей с интеллектуально схожими сверстниками. Ознакомьтесь с нашей статьей об образовании для одаренных, чтобы получить дополнительную информацию о доступных вариантах обучения и поддержки.
Ресурсы для одаренных детей
Хотите узнать больше по теме для одаренных детей? Наша библиотека ресурсов предлагает бесплатные статьи для одаренных, руководства, исследования и многое другое, чтобы информировать и поддерживать одаренных учащихся и их семьи. Чтобы помочь вам начать работу, вот несколько статей, которые могут вас заинтересовать:
- Характеристики и черты одаренных
- Мой ребенок одаренный?
- Тестирование и оценка одаренных
- дважды отличников: определение, характеристики и идентификация
- Варианты обучения и поддержки для одаренных
Что дарят? — Институт повышения квалификации
Определение «Одаренный»
Что такое одаренность? Педагоги, исследователи, специалисты по психологии развития и родители одаренных детей затруднились ответить на этот, казалось бы, элементарный вопрос. Это что-то врожденное или приобретенное? Являются ли люди одаренными независимо от того, достигают они или находят выдающиеся достижения?
Существует множество определений одаренности, ни одно из которых не является общепризнанным. МЭА выступает за определение, сформулированное в 1991 от Columbus Group, состоящей из родителей и профессионалов, хорошо разбирающихся в потребностях одаренных учащихся:
«Одаренность — это асинхронное развитие, при котором расширенные когнитивные способности и повышенная интенсивность сочетаются для создания внутренних переживаний и осознания, которые качественно отличаются от нормы. Эта асинхронность увеличивается с увеличением интеллектуальных способностей. Уникальность одаренных делает их особенно уязвимыми и требует изменений в воспитании, обучении и консультировании для их оптимального развития».
Группа Columbus возникла из-за необходимости описать врожденные различия в развитии, с которыми сталкиваются очень и глубоко одаренные люди. Первоначально группа состояла из старшего научного сотрудника IEA Стефани Толан, доктора Кристин Гаррисон (теперь Невилл), Кэти Кирни, Марты Морлок и доктора Линды Сильверман. Они вывели термин «асинхронное развитие» применительно к одаренности, и этот термин стал популярным и эффективным способом объяснить эту уникальную реальность развития одаренных людей. ( Вне графика )
Подобно тому, как учащийся может испытывать пробелы в обучении (например, учащийся, изучающий математику, который не может решить основные геометрические задачи), дети, которые развиваются асинхронно, могут испытывать «пробелы» между их интеллектом и другие части себя. Одно из таких проявлений может произойти с учащимися, которые сталкиваются с психомоторными проблемами с координацией или навыками письма, несмотря на их глубокие интеллектуальные способности. Часто одаренные ученики испытывают разочарование и увеличивающийся разрыв между их интеллектом и социальным и эмоциональным поведением. Поскольку асинхронность часто создает эти пробелы в развитии, крайне важно предоставить соответствующие ресурсы и возможности, которые лучше всего выявляют, бросают вызов и помогают конкретным потребностям каждого одаренного ребенка.
См. другие определения одаренности
БОЛЬШЕ, ЧЕМ ДОСТИЖЕНИЕ
Одаренность часто отождествляют с достижением и похвалой, причем успех является основным признаком действительно одаренного ребенка. Это узкая перспектива, учитывая, например, тысячи неуспевающих и одаренных учащихся из групп риска по всей Америке. Он также не учитывает представление о том, что одаренные дети не развиваются линейно и синхронно. Родители часто говорят об их одаренном ребенке, воплощающем сразу несколько возрастов, колеблющемся от «старой души» до эмоционального трехлетнего ребенка с минуты на минуту. Представьте себе, например, одаренного ребенка, который проводит выходные, изучая компьютерные языки, такие как Java и C++, но который разваливается, если его просят выполнить повторяющееся задание, например, десять раз скопировать словарные слова.
ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Несмотря на то, что нет двух одинаковых одаренных детей, исследования показали, что большинство одаренных учащихся имеют много общих характеристик и моделей поведения. Ниже приведены общие характеристики одаренных детей, хотя не все они обязательно применимы к каждому одаренному ребенку:
- Обладает обширной и подробной памятью, особенно в определенной области интересов
- Обладает расширенным словарным запасом для своего возраста, использует не по годам развитую речь
- Обладает развитыми для своего возраста коммуникативными навыками и способен выражать идеи и чувства
- Задает умные и сложные вопросы
- Способен определить важные характеристики новых понятий и проблем
- Быстро усваивает информацию
- Логически приходить к ответам, основанным на здравом смысле
- Обладает широкой базой знаний большое количество информации
- Понимает абстрактные идеи и сложные понятия
- Использует аналоговое мышление для решения проблем или рассуждений
- Наблюдает за отношениями и видит связи
- Находит и решает сложные и необычные проблемы
- Понимает принципы, формирует обобщения и использует их в новых ситуациях
- Хочет учиться и любопытен Интерес
- Понимает и использует различные системы символов
- Размышляет об обучении
- Увлекается конкретным предметом
- Обладает развитыми для своего возраста навыками понимания прочитанного
- Обладает развитыми для своего возраста способностями к письму
- Обладает сильными художественными или музыкальными способностями
- Интенсивно концентрируется в течение длительного периода времени, особенно в определенной области интересов
- Больше
- Испытывает крайние положительные или отрицательные чувства
- Испытывает сильную физическую реакцию на эмоции
- Обладает сильной аффективной памятью, повторно переживая или перечувствовав события спустя долгое время после вызывающего события
ЧРЕЗМЕРНАЯ возбудимость/интенсивность
Одаренные молодые люди часто больше осознают, стимулируются и зависят от своего окружения. Дети, которые чувствуют вещи с большой интенсивностью, воспринимают мир по-другому. Эмоциональные или физические реакции на события могут длиться дольше, чем ожидалось, и часто воспроизводятся в сознании ребенка. Этот опыт повышенной стимуляции, наблюдаемый у многих одаренных людей, называется интенсивностью или повышенной возбудимостью.
Интенсивность можно охарактеризовать:
- Экстремальные чувства положительные или отрицательные чувства сложные эмоции связь с чувствами других сильный смех и слезы
- Физическая реакция на эмоции боли в животе и головные боли покраснение лица повышение температуры тела
- Сильная аффективная память повторное переживание или повторное прочувствование вещей спустя долгое время после события, спровоцировавшего его; кошмары; сложные сны наяву, связанные с реальными событиями
- 0010
Подробнее об интенсивности для одаренных и стратегиях управления интенсивностью
НЕУспеваемость у одаренных детей
Одним из самых больших разочарований для родителей одаренных детей является предположение, что одаренность означает хорошую успеваемость в традиционной школьной среде. Одаренные дети не мотивированы хорошими оценками; они больше увлечены приобретением знаний, чем выполнением механических задач. Это вызывает проблему, когда школьная структура и оценки основаны на повторении и запоминании. Хотя есть много причин, по которым одаренные ученики не успевают, наиболее распространенными являются:
- Несоответствие между учениками и их средами в классе
- Неинтереса в содержании
- Плохое самозаместительство
- Страх неудачи
- Свалидности обучения
- Отсутствие самостоятельной регистрации
- Отсутствие учебных навыков
Когда это возможно, важно
Узнайте больше о том, как понять, определить и устранить неуспеваемость у одаренных детей
Дайте одаренным детям инструменты, которые им нужны, чтобы жить целеустремленной, наполненной смыслом жизнью любым способом, который они выберут.
Ни один ребенок не должен быть изолирован своими способностями. Помогите нам убедиться, что яркие молодые умы получат инструменты, необходимые им не только для успеха в учебе, но и в жизни.
Несмотря на то, что нет двух одинаковых одаренных детей, исследования показали, что у большинства одаренных учащихся есть много общих характеристик и моделей поведения.
Что значит быть одаренным?
Что такое GT?
Национальная ассоциация одаренных детей (NAGC) определяет одаренность как «Одаренные люди — это те, кто демонстрирует выдающиеся уровни способностей (определяемые как исключительная способность рассуждать и учиться) или компетенции (документально подтвержденные результаты или достижения в 10 % лучших или реже) в одном или нескольких доменах. Домены включают любую структурированную область деятельности со своей собственной системой символов (например, математика, музыка, язык) и/или набором сенсомоторных навыков (например, рисование, танец, спорт)».
Поведение одаренных детей отличается от поведения их сверстников следующим образом. Вот некоторые общие черты учащихся GT (см.: Дети-инвалиды и одаренные дети (1985):
- Многие одаренные дети рано учатся читать, лучше понимая языковые нюансы. Половина одаренных и талантливых детей научились читать перед поступлением в школу.
- Одаренные дети часто читают широко, быстро и интенсивно и имеют большой словарный запас.
- Одаренные дети обычно усваивают базовые навыки лучше, быстрее и с меньшей практикой.
- Они лучше умеют создавать абстракции и обращаться с ними.
- Они часто улавливают и интерпретируют невербальные сигналы и могут делать выводы, которые другие дети должны разъяснить им.
- Они меньше принимают как должное, ищут «как» и «почему».
- Они могут работать самостоятельно в более раннем возрасте и дольше концентрироваться.
- Их интересы одновременно дико эклектичны и чрезвычайно сфокусированы.
- У них часто кажущаяся безграничной энергия, что иногда приводит к ошибочному диагнозу гиперактивности.
- Обычно они хорошо реагируют и хорошо относятся к родителям, учителям и другим взрослым. Они могут предпочесть компанию детей старшего возраста и взрослых компании своих сверстников.
- Они любят узнавать новое, готовы исследовать необычное и очень любознательны.
- Они решают задачи и проблемы организованно, целенаправленно и эффективно.
- Они проявляют внутреннюю мотивацию учиться, узнавать или исследовать и часто очень настойчивы. «Лучше я сделаю это сам» — распространенное мнение.
И они прирожденные ученики, которые часто демонстрируют многие из следующих характеристик:
- Они могут проявлять острую наблюдательность и чувство значимости; они умеют замечать важные детали.
- Они могут много читать самостоятельно, предпочитая книги и журналы, написанные для детей старше их.
- Они часто получают большое удовольствие от интеллектуальной деятельности.
- У них хорошо развиты способности к абстракции, концептуализации и синтезу.
- Легко видят причинно-следственные связи.
- Они часто проявляют вопрошающее отношение и ищут информацию не только ради пользы, но и ради нее самой.
- Они часто настроены скептически, критично и оценивающе. Они быстро замечают несоответствия.
- У них часто есть большой запас информации по самым разным темам, которую они могут быстро вспомнить.
- Они легко понимают основные принципы и часто могут делать обоснованные обобщения о событиях, людях или объектах.
- Они быстро замечают сходства, различия и аномалии.
- Они часто атакуют сложный материал, разделяя его на компоненты и систематически анализируя.
Проблемы, связанные с GT
Несмотря на возможности, предоставляемые GT, есть и потенциальные проблемы. Дениз Камминс, доктор философии, описала 3 основные потребности студентов GT для достижения успеха (Psychology Today 2014):
Психологи, изучающие одаренных детей, знакомы со следующим сценарием: ребенка направляют к школьному психологу из-за «поведенческих проблем в классе», проблем, которые часто включают такие описания, как «невнимательность», «дерзость» и «вспышки гнева». .» После серии тестов школьный психолог сообщает об удивительных результатах. Нет, ребенок не страдает синдромом дефицита внимания или оппозиционно-вызывающим расстройством. Ребенок «страдает»… одаренностью.
Одаренность может быть как проклятием, так и благословением. Это во многом зависит от среды, в которой находится эта одаренность. Измученному учителю, у которого есть планы уроков, которые необходимо выполнить до звонка, кажущиеся непрекращающимися вопросы одаренных детей могут показаться особым адом. Одаренные дети часто находят планы уроков, соответствующие возрасту, скучными, потому что их когнитивные навыки могут выходить далеко за рамки школьных занятий и уроков, содержащихся в этих планах. На детской площадке они могут проявлять черту, названную доктором Джоан Фриман, специалистом по потребностям одаренных детей, «непреодолимым стремлением к творчеству». Это «стремление к творчеству» мешает одаренным детям просто «играть по правилам». Хотя они быстро усваивают правила игры, они так же быстро им надоедают и они хотят их изменить, что часто приводит в ужас со стороны других детей, которые часто находят утешение и утешение в рутине. Во взрослом возрасте одаренные люди могут найти рабочее место с его многочисленными правилами и часто жесткой иерархией власти особенно напряженной рабочей средой.
Исследования показывают, что одаренность также связана с интеллектуальной, эмоциональной, воображаемой, чувственной и психомоторной «чрезмерной возбудимостью». Одаренные люди, как правило, эмоционально чувствительны и эмпатичны, что делает обычные драки на игровой площадке стрессовыми для них. Поскольку они часто чувствуют, что к ним предъявляют более высокие требования, чем к их сверстникам, им может быть трудно принять критику (все, что не соответствует совершенству, воспринимается как неудача). Их чрезмерная возбудимость может выделять их среди сверстников (и не в хорошем смысле), заставляя их чувствовать себя изолированными и непонятыми в детстве и во взрослом возрасте.
Учитывая эти проблемы, можно задаться вопросом, является ли одаренность скорее проклятием, чем благословением. Но одаренность также несет в себе потенциал для величия — не только для одаренного человека, но и для тех, кто может извлечь выгоду из своих достижений. Мы настраиваемся на спортивные события, чтобы посмотреть, как одаренные спортсмены совершают удивительные подвиги для наших команд. Мы покупаем новые изобретения, созданные одаренными, которые делают нашу жизнь проще и богаче. Мы читаем книги и смотрим фильмы, созданные умами тех, у кого есть природный талант к рассказыванию историй.
Так что же нужно одаренным, чтобы полностью раскрыть свой потенциал? Исследования показывают, что это, пожалуй, три наиболее важных фактора:
1. Быть с такими же, как они. Если вы когда-нибудь смотрели сериал «Теория большого взрыва», то знаете важность этого фактора. Главные герои шоу — гениальные «ботаники» мужского и женского пола, которые прекрасно подходят друг другу и выделяются повсюду, как тарантулы на белом хлебе. Кем бы вы ни были, вы должны чувствовать, что есть место, которому вы принадлежите. Многие исследования показывают, что одаренные взрослые, которые часто контактируют с другими одаренными людьми, с большей вероятностью будут чувствовать принадлежность и удовлетворение, тогда как те, чье социальное окружение не включает других одаренных взрослых, чувствуют себя изолированными и неудовлетворенными.
2. Учебные заведения, которые бросают им интеллектуальный вызов. В одном исследовании через 15 лет после выпуска были опрошены одаренные взрослые, которые участвовали в курсах повышения квалификации в старшей школе. Восемьдесят пять процентов участников охарактеризовали свой академический опыт в продвинутых классах как положительный, а 88 % участников указали, что они поддержали бы перевод своих детей в более продвинутые классы, если бы это было рекомендовано школой. В другом исследовании сравнивали успешных и неуспешных мужчин, которых в детстве считали «гениями». Их результаты показали, что даже среди гениев образовательные достижения были основным фактором, определяющим успех во взрослой жизни.
3. Не обращаются по-другому. В своей книге Одаренные жизни доктор Джоан Фримен отмечает, что как только родители, учителя и сверстники видят, что одаренные дети развиты, они начинают относиться к ним по-другому. Но, как она подчеркивает, они продвинуты только в определенных областях и во всем остальном являются нормальными детьми. Просто ярлык «одаренный» может вызвать эмоциональный и социальный хаос. В одном лонгитюдном исследовании более 100 детей, отмеченных как «одаренные», были сопоставлены по возрасту, полу и социально-экономическому статусу (СЭС) с двумя другими детьми из того же школьного класса. Первый подобранный ребенок имел идентичный показатель IQ, а второй был выбран случайным образом. Результаты поразительно показали, что у группы, помеченной как «одаренная», в детстве было значительно больше эмоциональных проблем, чем у немаркированной одаренной группы. К 2005 году отмеченные и не отмеченные одаренными группами (теперь им за 40) не сильно различались жизненные результаты, но обе группы были намного более успешными, чем случайно выбранная группа. Факторами, которые предсказали жизненный исход для отмеченных и не отмеченных одаренных групп, были тяжелая работа, эмоциональная поддержка и позитивный, открытый личный взгляд.
Идентификация
Описание процесса идентификации GT можно найти на дополнительных страницах веб-сайта и в Справочнике для родителей GT округа. Вкратце, процесс может начаться либо с выдвижения учащегося для оценки, либо с проверки, проводимой в каждой школе. Всеобщий скрининг проводится для всех второклассников.
2E
Термин «дважды исключительный» [1], часто обозначаемый аббревиатурой 2e, только недавно вошел в лексикон педагогов и относится к интеллектуально одаренным детям, имеющим ту или иную форму инвалидности. Эти дети считаются исключительными как из-за их интеллектуальных способностей, так и из-за их особых потребностей.
Ребенком 2e обычно называют ребенка, который, помимо того, что его интеллект считается выше среднего, официально диагностирован с одной или несколькими ограниченными возможностями. Инвалидность разнообразна: дислексия, расстройство зрительной или слуховой обработки, обсессивно-компульсивное расстройство, расстройство сенсорной обработки, аутизм, синдром Аспергера, синдром Туретта или любая другая инвалидность, препятствующая способности учащегося эффективно учиться в традиционной среде. У ребенка может быть диагностирован синдром дефицита внимания с гиперактивностью или диагнозы тревоги или депрессии.
Не существует четкого профиля дважды исключительных детей, потому что природа и причины дважды исключительности очень разнообразны. Эта вариация среди дважды исключительных детей затрудняет определение того, сколько их может быть. Наилучшие оценки распространенности колеблются от 300 000 до 360 000 в США (порядка 0,5% от общего числа детей до 18 лет). Линда Сильверман, доктор философии, директор Центра развития одаренных детей, обнаружила, что 1/6 одаренных детей, протестированных в GDC, имеют какие-либо различия в обучении.
Учащиеся GT в школах Canon City
Все одаренные и талантливые учащиеся уровня III в школах Canon City будут иметь план расширенного обучения (ALP), первоначально составленный учащимся и учителями школы и/или координатором GT. Создание и мониторинг ALP — это совместный процесс, в котором участвуют учащийся, родитель, учитель и координатор или администрация, где это уместно.
ALP — это прямая связь между профилем учащегося, созданным в процессе идентификации, и внедрением программных услуг, соответствующих сильным сторонам и интересам ребенка. ALP – это руководство по планированию для принятия учебных решений в отношении материалов, вариантов программ и оценок для одаренных учащихся на основе сильных сторон, интересов и социально-эмоциональных компетенций. Они имеют решающее значение при переходе одаренных учащихся с одного уровня обучения на другой и из школы в школу.
Каждый ALP содержит 3 основных элемента:
- Как минимум одна учебная цель, установленная в области сильных сторон/интересов ребенка
- Хотя бы одна аффективная цель для развития социальных/эмоциональных компетенций
- Стратегии программирования, которые помогут вашему ребенку расти и достигать вышеуказанных целей
Если у вас есть вопросы о целях вашего ребенка или стратегиях программирования, выбранных для достижения этих целей, свяжитесь со своим специалистом по GT.