Одаренность это: Понятие одаренности в педагогике

понятие, признаки, виды, развитие одаренности

Одаренность – это в психологии особенный уровень развития личных способностей. Сегодня к вопросу одаренности существует постоянный интерес, как в области науки, так и в обществе. И не всегда известные люди, которых считают гениями, действительно гениальны с точки зрения науки. Даже Александр Македонский, которого обыватель наверняка посчитает гением – таковым вряд ли являлся, он был всего лишь успешным учеником истинного гения Аристотеля. И сегодня часто это результат не личных способностей, а помощи закулисных сил – коучей, тренеров, пиарщиков, целой команды профессионалов. Без нее человек не сможет быть так исключительно успешен в своем деле.

Одаренность — это явление, известное даже детям. У них спросили, что они знают об одаренности, и вот что они ответили: «Одаренность – это талант, когда у тебя что-то очень хорошо получается». «Одаренность – это когда у человека особый дар, например, пения». Это понимание соответствует житейскому понятию одаренности у взрослых. Однако, как раскрывает наука понятие одаренность?

Одаренность в психологии – это, то свойство, которое позволяет своему обладателю достигать незаурядных результатов в деятельности. Это может касаться как одной, так и нескольких сфер жизни, в которых одновременно может быть одарен человек. Яркую, редчайшую по своей выраженности одаренность, когда человек настолько значительно отличается от остальных в своих результатах деятельности, что совершает прорыв в интересующей его области или даже в нескольких – называют гениальностью.

Что такое одаренность

Мы часто задаемся вопросом, отчего считается, что один человек одарен или даже гениален, а другой нет? Гением нужно стать или им можно родиться? Как на гениальность влияют заболевания, и действительно ли на детях гениев отдыхает природа?

Насколько одаренность зависит от генов или от среды? Согласно изучению психогенетиков на примере анализа развития способностей монозиготных близнецов, одаренность примерно вполовину зависит от генетики и вполовину от среды. И в той части, что приходится на условия внешней среды, примерно половину дают первые два года жизни, а из оставшейся половины в равных частях семейная среда и общество. Сейчас все большее внимание обращают на внутриутробное развитие. Когда эмбрион растет – влияют уже не столько гены в чистом виде, сколько взаимодействие эмбрион-среда, всяческие стрессы и заболевания могут очень мощно повлиять на способности ребенка.

Существует мнение, что «на детях гениев природа отдыхает», что они гораздо менее или вовсе не талантливы по сравнению с родителями. Если иметь дело с подлинной гениальностью – это наверняка означает, что соответствующие 200-300 генов собрались в очень удачную комбинацию. Если у такого человека рождается ребенок, то его гены наполовину смешиваются с генами супруга, и такой удачной комбинации уже, скорее всего не будет, однако часть генов сохранится, поэтому ребенок гения, скорее всего, будет одаренным. А вот если говорить о ребенке просто одаренного человека – то шанс, что у его ребенка одаренность будет унаследована, довольно велик.

Встречаются случаи, что люди с психическими заболеваниями могут быть одарены в отдельной сфере. Этот оптимистичный взгляд значительно подкрепляется сейчас СМИ. К сожалению, по статистике мы можем говорить об обратном – аутизм, шизофрения и эпилепсия зачастую сопровождаются пониженным IQ и не способствуют одаренности. Однако случаются яркие исключения, когда заболевание так трансформирует мозг, что эта трансформация идет на пользу одаренности. Например, при эпилепсии в мозге существует очаг повышенного возбуждения, который в тяжелом случае ведет к припадкам. И если этот очаг вбрасывает свою активацию в часть мозга, что отвечает за определенную способность, то может случиться, что патология будет работать как лишний источник энергии для, например, художественных или математических способностей. Однако сложность здесь та, что эпилептический припадок сродни перезагрузке компьютера, и после нее процесс прерывается, что в большей мере способствует все-таки не математическим, а художественным способностям.

Также одаренность в случае заболевания, конечно же, сопровождается удачными средовыми воздействиями – большие усилия прикладывают к воспитанию и созданию должных условий для особенного ребенка родители.

Признаки одаренности

Детская одаренность – как ее выявить? Мы уже рассмотрели генетические предпосылки для ее формирования и говорили, что часто одаренность соседствует с высоким IQ, что утверждает о причинно-следственной последовательности между ними. Методики измерения IQ выявляют общий усредненный показатель развития различных способностей и скорее измеряют адаптивность, умение быстро ориентироваться в новой информации. Существует шутка, что тесты IQ измеряют способность проходить тесты IQ, и здесь есть доля правды.

Для выявления одаренности ребенка психологи концентрируют внимание на параметрах «хочу» и «могу», то есть наличии мотивации к определенной деятельности, интересу и удовольствию от нее, проявлении этой мотивации в деятельности, что является уже видимыми результатами способностей. Рассмотрим подробнее.

Мотивационная сторона одаренности как «хочу» определяется в том, что ребенок избирательно с большим вниманием реагирует на отдельные стимулы. Например, при звуках музыки прислушивается, замирает и способен долго слушать звуки музыки вместо игр. Либо подолгу и различными способами рисует и получает удовольствие именно от процесса, а не от похвалы взрослых за красивый рисунок. Сюда относятся и вдохновение к собиранию конструктора и необычные творческие решения в игрушечном строительстве; детская увлеченность танцами и спонтанное проявление себя в движении; интерес к природе, желание подольше понаблюдать за животными или растениями, ухаживать и изучать их. Ребенок готов не только интересоваться, но и хочет, стремиться довести свое увлечение до высшего результата, пика совершенства, получает от этого личное удовлетворение. Все эти стремления являются вложениями энергетических ресурсов в выбранную сферу и обязательно имеют свои результаты, связанные уже со следующим признаком одаренности – аспектом деятельности.

Деятельностная сторона одаренности как «могу» помимо того, что является продолжением желания заниматься определенной деятельностью и вследствие этой мотивации логично приводит к высоким результатам, также еще связана и со способностями быстро и успешно усваивать информацию, находить новые нестандартные решения, углубляясь в деятельности и поставив перед собой целей более сложные.

Одаренность в определенной сфере проявляется в собственном стиле действий, личном почерке мастера, подтверждающем его самобытность и творческую природу способностей в противовес просто заученным способам действий. Результатом такого индивидуального стиля является уникальный продукт деятельности. Также к этому аспекту относится глубокое понимание предмета, системность знаний о нем, способность изучать с любых сторон и переходить от простого к сложному и наоборот. Здесь стоит сказать, что психологи определяют одаренность как умение создать новые смыслы. В этом понятие одаренности пересекается с креативностью и творческим мышлением.

Виды одаренности

Есть ли отдельные виды одаренности? Их можно выделить по степени выраженности, форме и широте проявлений, видам деятельности.

Что касается степени выраженности – если выстроить человеческие способности вдоль некоей шкалы, где ноль отсутствие способности, то дальше следуют обычные способности, потом одаренность и самые высокие значения – гениальность. И разделения между нормой и разными уровнями одаренности, есть только непрерывная градация, внутри которой можно оценивать те или другие свойства. И только рассматривая отдельные свойства можно говорить, что именно по выбранному параметру особенно одарен, чему на физическом уровне соответствует высокое развитие определенных зон мозга, связанных, например, с движениями, зрением, разными видами памяти, логическому мышлению. В измерении коэффициента интеллекта психологи и рассматривают частные способности, формирующие общий показатель. В очень редких случаях человек одарен сразу по всем параметрам, как например Леонардо да Винчи, это случай один на миллион. А вот быть одаренным по конкретному параметру – это, к счастью, довольно частая ситуация, не менее половины людей наделены отдельными способностями на уровне одаренности, и задача каждого человека определить свою собственную одаренность и развивать ее.

По форме выделяют явную, заметную всем, и скрытую, еще не проявившуюся одаренность. При последней легко сделать ошибочное умозаключение об ее отсутствии, однако одаренность может проявиться в неожиданный момент жизни, при изменившихся внешних условиях или из-за событий во внутренней психической жизни.

По широте проявления разграничивают общую одаренность и специальную. Если общая распространяется на большинство видов активности человека, то специальная касается только конкретных сфер, так называемой узкой специализации.

Виды одаренности, определяемые в привязке к видам деятельности, в которых она проявляется – это практическая, познавательная, коммуникативная, художественная и духовная.

Развитие одаренности

Есть ли какие-то определенные гены, отвечающие за одаренность? Несмотря на поиски генов, нельзя говорить о наличии одного единственного гена, определяющего одаренность. Можно рассматривать только отдельные гены количеством до полутора десятков, обеспечивающие каждую способность. Например, по анализу ДНК, генетическому паспорту, уже в возрасте одного-двух лет можно увидеть большую выносливость из-за особого строения белков, оптимально сконфигурированные сосуды и высокую мощность работы сердца, тем самым предсказать высокие способности к физическим достижениям. Однако это всего предрасположенность – на то, станет ли человек известным спортсменом, дальше уже будут влиять воспитание и количество тренировок. Один великий скрипач на восхищенные отзывы прессы о его гениальности обиженно сказал: «Я с пяти лет каждый день играю по 12 часов на скрипке, а они называют меня гением».

В более тонких сферах, например, художественной, математической, педагогической одаренности этих генов, влияющих на них, гораздо больше, счет идет на сотни. Это гены целого ряда гормонов, которые активизируют работу мозга, гены, управляющие сборкой мозга во время развития эмбриона, гены, отвечающие за работу мозга в зрелом состоянии – этот список велик и пока достаточно не изучен.

Мало знать о генах, важно еще знать о том, как они взаимодействуют, и для создания математической модели генетической одаренности еще очень далеко. Однако, даже имея этот генетический паспорт, родителям нужно будет не забывать о собственной воле ребенка. Очень важный фактор – радость от того или иного вида деятельности, которое задействует в развитии способностей центр удовольствий.

Развитие одаренности можно ли с помощью специальных препаратов? Такие препараты существуют, однако попадают в категорию наркотических, психомоторных стимуляторов. Они позволяют мозгу работать в течение какого-то времени намного активнее, чем обычно. И на этом всплеске активации человек может значительно продвинуться в своих способностях. Некоторые великие произведения искусства и яркие прорывы в познании разных областей и были сделаны под влиянием стимуляторов. Однако такое влияние не безвредно – при искусственном воздействии на нервные клетки они начинают сопротивляться и действовать в противоположном направлении.

И для поддержания высокого уровня активации необходимы все большие дозы препарата, а в момент отказа происходит резкий откат. Так формируется зависимость.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Что такое одаренность?

21 Ноября 2017

Как определить, что ваш ребенок одаренный? Нужно ли водить его на всевозможные кружки и регистрировать на олимпиадах? Об этом мы поговорили с Еленой Игоревной Щеблановой, доктором психологических наук, заведующей лабораторией психологии одаренности Психологического института РАО.

Научно обоснованных теорий одаренности насчитывается несколько десятков, и они существенно отличаются друг от друга. Но в последние два десятилетия ученые пришли к более-менее общим выводам. Одаренность – это высокий творческий потенциал, который развивается в течение всей жизни. Когда проявляется одаренность, точно сказать нельзя, потому что в разных сферах деятельности начало проявления одаренности, пик ее развития и его возможный спад происходят в разном возрасте. Например, мальчики могут петь сопрано в первые годы жизни, и многие музыканты уверяют, что в этом возрасте у них можно развить «ангельский голос», но сохранить его крайне трудно – со временем голос ломается. Однако в начале подросткового периода у детей проявляются другие способности, например, в спорте. Ранние проявления одаренности характерны для математиков, а одаренность в гуманитарных науках может обнаруживаться гораздо позже.

Сейчас психологи стремятся создать систему образования, которая обеспечит равные условия для развития всех детей, в том числе одаренных. Здесь возникает вопрос об идентификации одаренных детей. Идентификация – это не отбор и не диагностика, это процесс. Одаренность видоизменяется, это сложный многомерный конструкт, объединяющий не только специфические черты личности, но и их взаимодействие, которое постоянно видоизменяется.

В нашей стране главный критерий, по которому определяют одаренных детей, – это выдающиеся достижения. Но это всего лишь один из множества показателей одаренности. Чаще дети побеждают в олимпиадах или на соревнованиях в подростковом периоде. В раннем возрасте многие одаренные дети не могут проявить свою неординарность, как итог – их одаренность остается незамеченной.

Сложности работы с одаренными детьми

У многих одаренных детей проявляется асинхронность (неравномерность) развития, т.е. всю свою энергию они направляют в одно русло. Некоторых родителей это пугает: ребенок не социализируется, он замыкается на одном занятии. Тревожность мам и пап вызывает то, что одаренный ребенок может плохо учиться в школе, точнее, ниже своих способностей. Казалось бы, умный ребенок, но перебивается с тройки на четверку, иногда и вовсе получает неудовлетворительные оценки. Часто это происходит потому, что одаренным детям скучна школьная программа, они опережают развитие своих сверстников, как следствие, им даже не хочется делать домашнюю работу.

Одаренные дети эмоционально чувствительны, их легко задеть неаккуратным словом.

Они могут страдать от того, что ощущают себя другими, не такими, как сверстники. К тому же взрослые, если замечают их способности, начинают много требовать. Высокие ожидания окружающих надламывают психику. Сами одаренные дети – часто перфекционисты, ставят перед собой завышенные цели и стремятся достичь их во что бы то ни стало, а когда они чувствуют, что не справляются, сильно расстраиваются. В итоге ребенок может закрыться или отказаться что-либо делать.

Что делать?

По словам Елены Щеблановой, родителям следует прежде всего понять своеобразие и индивидуальность, сильные и слабые стороны своего ребенка. Не стоит навязать свой проект развития. Наоборот, нужно узнать, чем ребенок отличается от вас, что он любит и чем больше всего дорожит. Излишнее давление родителей приводит к тому, что в один момент ребенок бросает заниматься тем, что ему навязывают. Это может вызывать протест, а в крайних случаях приводить к асоциальному поведению.

Все ученые отмечают, что в раскрытии способностей ребенка большую роль играет мама. Если она внимательна к ребенку на всех этапах его взросления и поддерживает его творческие начинания, это обязательно благоприятно скажется на развитии его способностей. Велика также поддержка отца и других членов семьи. И даже если ребенок не будет получать награды в виде кубков и грамот, в будущем он полностью себя реализует.

Комментарий эксперта информагентства Марии Борисовой, кандидата психологических наук:

Посредством тестов выявлять одаренных детей сложно, потому что одаренность может проявляться на разных этапах и в разных сферах. Сейчас диагностика слишком ограниченна, например, тесты на IQ практически ничего не дают. Идентификация – это процесс, который помогает понять, что у ребенка есть потенциал проявить себя в каких-либо областях. Нет гарантии, что способности раскроются не завтра, а, например, через пять, через двадцать лет.

Тут возможен только индивидуальный подход. Одаренный ребенок – это не среднестатистический ребенок с высоким уровнем способностей, это человек, чьи способности выше на порядок. Одаренный ребенок совершенно по-другому мыслит, он может сам придумывать решение задач, находить нестандартные ходы.

У нас в стране традиционно одаренность определяют по одному критерию – по достижениям. Победа в олимпиадах может означать, что ребенок просто хорошо работает и хочет достичь каких-то результатов. А есть дети, которые по-настоящему одарены, но они сидят где-нибудь в углу и тихо занимаются своим делом. У них есть потенциал, но нет мотивации к достижению результатов.

Таким детям нужна помощь общества, потому что одаренные дети – сложные дети. Они могут быть капризными, эмоционально нестабильными, часто их не понимают сверстники, им могут завидовать. Взрослым нужно сконцентрировать внимание не на одаренности, а на ее признаках. Ведь ребенок может никогда не раскрыть свои способности, но при этом всегда будет думать, что он лучше других, как следствие, он сильно разочаруется в жизни.

Важно сохранить одаренность и во взрослой жизни. Мы знаем много спортсменов, музыкантов, которые, заканчивая карьеру, опускают руки. Надо показать, что развиваться можно всегда, можно передавать свой опыт или искать применение своего опыта в других областях.

Агата Коровина, информагентство Евразийского женского сообщества

Поделиться страницей:

Читать все статьи рубрики

Теги: #ЕЛЕНА ЩЕБЛАНОВА #ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ РАО #МАРИЯ БОРИСОВА #ПОРТАЛ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»


Что дарят? — Институт повышения квалификации

Определение «Одаренный»

Что такое одаренность? Педагоги, исследователи, специалисты по психологии развития и родители одаренных детей затруднились ответить на этот, казалось бы, элементарный вопрос. Это что-то врожденное или приобретенное? Являются ли люди одаренными независимо от того, достигают они или находят выдающиеся достижения?

Существует множество определений одаренности, ни одно из которых не является общепризнанным. МЭА выступает за определение, сформулированное в 1991 от Columbus Group, состоящей из родителей и специалистов, хорошо разбирающихся в потребностях одаренных учащихся:

«Одаренность — это асинхронное развитие, при котором расширенные когнитивные способности и повышенная интенсивность сочетаются для создания внутренних переживаний и осознания, которые качественно отличаются от нормы. Эта асинхронность увеличивается с увеличением интеллектуальных способностей. Уникальность одаренных делает их особенно уязвимыми и требует изменений в воспитании, обучении и консультировании для их оптимального развития».

Группа Columbus возникла из-за необходимости описать врожденные различия в развитии, с которыми сталкиваются очень и глубоко одаренные люди. Первоначально группа состояла из старшего научного сотрудника IEA Стефани Толан, доктора Кристин Гаррисон (теперь Невилл), Кэти Кирни, Марты Морлок и доктора Линды Сильверман. Они вывели термин «асинхронное развитие» применительно к одаренности, и этот термин стал популярным и эффективным способом объяснить эту уникальную реальность развития одаренных людей. ( Off the Charts )

Подобно тому, как учащийся может испытывать пробелы в обучении (например, учащийся, изучающий математику, который не может решить основные геометрические задачи), дети, которые развиваются асинхронно, могут испытывать «пробелы» между их интеллектом и другие части себя. Одно из таких проявлений может произойти с учащимися, которые сталкиваются с психомоторными проблемами с координацией или навыками письма, несмотря на их глубокие интеллектуальные способности. Часто одаренные ученики испытывают разочарование и увеличивающийся разрыв между их интеллектом и социальным и эмоциональным поведением. Поскольку асинхронность часто создает эти пробелы в развитии, крайне важно предоставить соответствующие ресурсы и возможности, которые лучше всего выявляют, бросают вызов и помогают конкретным потребностям каждого одаренного ребенка.

См. другие определения одаренности

БОЛЬШЕ, ЧЕМ ДОСТИЖЕНИЕ

Одаренность часто отождествляют с достижением и похвалой, причем успех является основным признаком действительно одаренного ребенка. Это узкая перспектива, учитывая, например, тысячи неуспевающих и одаренных учащихся из групп риска по всей Америке. Он также не учитывает представление о том, что одаренные дети не развиваются линейно и синхронно. Родители часто говорят об их одаренном ребенке, воплощающем сразу несколько возрастов, колеблющемся от «старой души» до эмоционального трехлетнего ребенка с минуты на минуту. Представьте себе, например, одаренного ребенка, который проводит выходные, изучая компьютерные языки, такие как Java и C++, но который разваливается, если его просят выполнить повторяющееся задание, например, десять раз скопировать словарные слова.

ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Несмотря на то, что нет двух одинаковых одаренных детей, исследования показали, что большинство одаренных учащихся имеют много общих характеристик и моделей поведения. Ниже приведены общие характеристики одаренных детей, хотя не все из них обязательно применимы к каждому одаренному ребенку:

  • Обладает обширной и подробной памятью, особенно в определенной области интересов
  • Обладает расширенным словарным запасом для своего возраста, использует раннюю речь
  • Обладает развитыми для своего возраста коммуникативными навыками и способен выражать идеи и чувства
  • Задает умные и сложные вопросы
  • Способен определить важные характеристики новых понятий и проблем
  • Быстро усваивает информацию
  • Логически приходить к ответам, основанным на здравом смысле
  • Обладает широкой базой знаний большое количество информации
  • Понимает абстрактные идеи и сложные понятия
  • Использует аналоговое мышление для решения проблем или рассуждений
  • Наблюдает за отношениями и видит связи
  • Находит и решает сложные и необычные проблемы
  • Понимает принципы, формирует обобщения и использует их в новых ситуациях
  • Хочет учиться и любопытен Интерес
  • Понимает и использует различные системы символов
  • Думает об обучении
  • Увлекается конкретным предметом
  • Обладает развитыми для своего возраста навыками понимания прочитанного
  • Обладает развитыми для своего возраста способностями к письму
  • Обладает сильными художественными или музыкальными способностями
  • Интенсивно концентрируется в течение длительных периодов времени, особенно в определенной сфере интересов
  • Больше
  • Испытывает крайние положительные или отрицательные чувства
  • Испытывает сильную физическую реакцию на эмоцию
  • Обладает сильной аффективной памятью, повторно переживая или перечувствовав события спустя долгое время после вызывающего события

ЧРЕЗМЕРНАЯ возбудимость/интенсивность

Одаренные молодые люди часто больше осознают, стимулируются и зависят от своего окружения. Дети, которые чувствуют вещи с большой интенсивностью, воспринимают мир по-другому. Эмоциональные или физические реакции на события могут длиться дольше, чем ожидалось, и часто воспроизводятся в сознании ребенка. Этот опыт повышенной стимуляции, наблюдаемый у многих одаренных людей, называется интенсивностью или повышенной возбудимостью.

Интенсивность можно охарактеризовать:

  • Экстремальные чувства положительные или отрицательные чувства сложные эмоции связь с чувствами других сильный смех и слезы
  • Физическая реакция на эмоции боли в животе и головные боли покраснение лица повышение температуры тела
  • Сильная аффективная память повторное переживание или повторное прочувствование событий спустя долгое время после события, вызвавшего его; кошмары; сложные сны наяву, связанные с реальными событиями
  • 0036

Подробнее об интенсивности для одаренных и стратегиях управления интенсивностью

НЕУспеваемость у одаренных детей

Одним из самых больших разочарований для родителей одаренных детей является предположение, что одаренность означает хорошую успеваемость в традиционной школьной среде. Одаренные дети не мотивированы хорошими оценками; они больше увлечены приобретением знаний, чем выполнением механических задач. Это вызывает проблему, когда школьная структура и оценки основаны на повторении и запоминании. Хотя есть много причин, по которым одаренные ученики не успевают, наиболее распространенными являются:

  • Несоответствие между учениками и их средами в классе
  • Незатразгивание в содержании
  • Плохая самозаконность
  • Страх неудачи
  • Учебные инвалидности
  • Отсутствие самостоятельной регистрации
  • Отсутствие учебных навыков
9000 2. рано распознавать неуспеваемость и быстро устранять ее. Если ваши дети думают, что учеба и школа требуют практически никаких усилий, они могут продолжать расслабляться и никогда не научатся бросать себе вызов и работать в полную силу на более высоком уровне мышления (Winner, 19 лет).96).

Узнайте больше о том, как понять, определить и устранить неуспеваемость у одаренных детей

Дайте одаренным детям инструменты, которые им нужны, чтобы жить целеустремленной, наполненной смыслом жизнью любым способом, который они выберут.

Ни один ребенок не должен быть изолирован своими способностями. Помогите нам убедиться, что яркие молодые умы получат инструменты, необходимые им не только для успеха в учебе, но и в жизни.

Несмотря на то, что нет двух одинаковых одаренных детей, исследования показали, что у большинства одаренных учащихся есть много общих характеристик и моделей поведения.

Что значит быть одаренным?

Что такое GT?

Национальная ассоциация одаренных детей (NAGC) определяет одаренность как «Одаренные люди — это те, кто демонстрирует выдающиеся уровни способностей (определяемые как исключительная способность рассуждать и учиться) или компетенции (документально подтвержденные результаты или достижения в 10% лучших или реже) в одном или нескольких доменах. Домены включают любую структурированную область деятельности со своей собственной системой символов (например, математика, музыка, язык) и/или набором сенсомоторных навыков (например, рисование, танец, спорт)».

Поведение одаренных детей отличается от поведения их сверстников следующим образом. Вот некоторые общие черты учащихся GT (см.: Дети-инвалиды и одаренные дети (1985):

  • Многие одаренные дети рано учатся читать, лучше понимая языковые нюансы. Половина одаренных и талантливых детей научились читать читать перед поступлением в школу. 
  • Одаренные дети часто читают широко, быстро и интенсивно и имеют большой словарный запас.
  • Одаренные дети обычно усваивают базовые навыки лучше, быстрее и с меньшей практикой.
  • Они лучше умеют создавать абстракции и оперировать ими.
  • Они часто улавливают и интерпретируют невербальные сигналы и могут делать выводы, которые другие дети должны разъяснить им.
  • Они меньше принимают как должное, ищут «как» и «почему».
  • Они могут работать самостоятельно в более раннем возрасте и дольше концентрироваться.
  • Их интересы одновременно дико эклектичны и чрезвычайно сфокусированы.
  • У них часто кажущаяся безграничной энергия, что иногда приводит к ошибочному диагнозу гиперактивности.
  • Обычно они хорошо реагируют и хорошо относятся к родителям, учителям и другим взрослым. Они могут предпочесть компанию детей старшего возраста и взрослых компании своих сверстников.
  • Они любят узнавать новое, готовы исследовать необычное и очень любознательны.
  • Они решают задачи и проблемы организованно, целенаправленно и эффективно.
  • Они проявляют внутреннюю мотивацию учиться, узнавать или исследовать и часто очень настойчивы. «Лучше я сделаю это сам» — распространенное мнение.

И они прирожденные ученики, которые часто демонстрируют многие из следующих характеристик:

  • Они могут проявлять острую наблюдательность и чувство значимости; они умеют замечать важные детали.
  • Они могут много читать самостоятельно, предпочитая книги и журналы, написанные для детей старше их возраста.
  • Они часто получают большое удовольствие от интеллектуальной деятельности.
  • У них хорошо развиты способности к абстракции, концептуализации и синтезу.
  • Легко видят причинно-следственные связи.
  • Они часто проявляют вопрошающее отношение и ищут информацию не только ради пользы, но и ради нее самой.
  • Они часто настроены скептически, критично и оценивающе. Они быстро замечают несоответствия.
  • У них часто есть большой запас информации по самым разным темам, которую они могут быстро вспомнить.
  • Они легко понимают основные принципы и часто могут делать обоснованные обобщения о событиях, людях или объектах.
  • Они быстро замечают сходства, различия и аномалии.
  • Они часто атакуют сложный материал, разделяя его на компоненты и систематически анализируя.

Проблемы, связанные с GT

Несмотря на возможности, предоставляемые GT, есть и потенциальные проблемы. Дениз Камминс, доктор философии, описала 3 основные потребности студентов GT для достижения успеха (Psychology Today 2014):

Психологи, изучающие одаренных детей, знакомы со следующим сценарием: ребенка направляют к школьному психологу из-за «поведенческих проблем в классе», проблем, которые часто включают такие описания, как «невнимательность», «дерзость» и «вспышки гнева». .» После серии тестов школьный психолог сообщает об удивительных результатах. Нет, ребенок не страдает синдромом дефицита внимания или оппозиционно-вызывающим расстройством. Ребенок «страдает»… одаренностью.

Одаренность может быть как проклятием, так и благословением. Это во многом зависит от среды, в которой находится эта одаренность. Измученному учителю, у которого есть планы уроков, которые необходимо выполнить до звонка, кажущиеся непрекращающимися вопросы одаренных детей могут показаться особым адом. Одаренные дети часто находят планы уроков, соответствующие возрасту, скучными, потому что их когнитивные навыки могут выходить далеко за рамки школьных занятий и уроков, содержащихся в этих планах. На детской площадке они могут проявлять черту, названную доктором Джоан Фриман, специалистом по потребностям одаренных детей, «непреодолимым стремлением к творчеству». Это «стремление к творчеству» мешает одаренным детям просто «играть по правилам». Хотя они быстро усваивают правила игры, они так же быстро им надоедают и они хотят их изменить, что часто приводит в ужас со стороны других детей, которые часто находят утешение и утешение в рутине. Во взрослом возрасте одаренные люди могут найти рабочее место с его многочисленными правилами и часто жесткой иерархией власти особенно напряженной рабочей средой.

Исследования показывают, что одаренность также связана с интеллектуальной, эмоциональной, воображаемой, чувственной и психомоторной «чрезмерной возбудимостью». Одаренные люди, как правило, эмоционально чувствительны и эмпатичны, что делает обычные драки на игровой площадке стрессовыми для них. Поскольку они часто чувствуют, что к ним предъявляют более высокие требования, чем к их сверстникам, им может быть трудно принять критику (все, что не соответствует совершенству, воспринимается как неудача). Их чрезмерная возбудимость может выделять их среди сверстников (и не в хорошем смысле), заставляя их чувствовать себя изолированными и непонятыми в детстве и во взрослом возрасте.

Учитывая эти проблемы, можно задаться вопросом, является ли одаренность скорее проклятием, чем благословением. Но одаренность также несет в себе потенциал для величия — не только для одаренного человека, но и для тех, кто может извлечь выгоду из своих достижений. Мы настраиваемся на спортивные события, чтобы посмотреть, как одаренные спортсмены совершают удивительные подвиги для наших команд. Мы покупаем новые изобретения, созданные одаренными, которые делают нашу жизнь проще и богаче. Мы читаем книги и смотрим фильмы, созданные умами тех, у кого есть природный талант к рассказыванию историй.

Так что же нужно одаренным, чтобы полностью раскрыть свой потенциал? Исследования показывают, что это, пожалуй, три наиболее важных фактора:

1. Быть с такими же, как они. Если вы когда-нибудь смотрели сериал «Теория большого взрыва», то знаете важность этого фактора. Главные герои шоу — гениальные «ботаники» мужского и женского пола, которые прекрасно подходят друг другу и выделяются повсюду, как тарантулы на белом хлебе. Кем бы вы ни были, вы должны чувствовать, что есть место, которому вы принадлежите. Многие исследования показывают, что одаренные взрослые, которые часто контактируют с другими одаренными людьми, с большей вероятностью будут чувствовать принадлежность и удовлетворение, тогда как те, чье социальное окружение не включает других одаренных взрослых, чувствуют себя изолированными и неудовлетворенными.

2. Учебные заведения, которые бросают им интеллектуальный вызов. В одном исследовании через 15 лет после выпуска были опрошены одаренные взрослые, которые участвовали в курсах повышения квалификации в старшей школе. Восемьдесят пять процентов участников охарактеризовали свой академический опыт в продвинутых классах как положительный, а 88 % участников указали, что они поддержали бы перевод своих детей в более продвинутые классы, если бы это было рекомендовано школой. В другом исследовании сравнивали успешных и неуспешных мужчин, которых в детстве считали «гениями». Их результаты показали, что даже среди гениев образовательные достижения были основным фактором, определяющим успех во взрослой жизни.

3. Не обращаются по-другому. В своей книге Одаренные жизни доктор Джоан Фримен отмечает, что как только родители, учителя и сверстники видят, что одаренные дети развиты, они начинают относиться к ним по-другому. Но, как она подчеркивает, они продвинуты только в определенных областях и во всем остальном являются нормальными детьми. Просто ярлык «одаренный» может вызвать эмоциональный и социальный хаос. В одном лонгитюдном исследовании более 100 детей, отмеченных как «одаренные», были сопоставлены по возрасту, полу и социально-экономическому статусу (СЭС) с двумя другими детьми из того же школьного класса. Первый подобранный ребенок имел идентичный показатель IQ, а второй был выбран случайным образом. Результаты поразительно показали, что у группы, помеченной как «одаренная», в детстве было значительно больше эмоциональных проблем, чем у немаркированной одаренной группы. К 2005 году отмеченные и не отмеченные одаренными группами (теперь им за 40) не сильно различались жизненные результаты, но обе группы были намного более успешными, чем случайно выбранная группа. Факторами, которые предсказали жизненный исход для отмеченных и не отмеченных одаренных групп, были тяжелая работа, эмоциональная поддержка и позитивный, открытый личный взгляд.

Идентификация

Описание процесса идентификации GT можно найти на дополнительных страницах веб-сайта и в Справочнике для родителей GT округа. Вкратце, процесс может начаться либо с выдвижения учащегося для оценки, либо с проверки, проводимой в каждой школе. Всеобщий скрининг проводится для всех второклассников.

2E

Термин «дважды исключительный» [1], часто обозначаемый аббревиатурой 2e, только недавно вошел в лексикон педагогов и относится к интеллектуально одаренным детям, имеющим ту или иную форму инвалидности. Эти дети считаются исключительными как из-за их интеллектуальных способностей, так и из-за их особых потребностей.

Ребенком 2e обычно называют ребенка, который, помимо того, что считается интеллектуально выше среднего, официально диагностирован с одной или несколькими ограниченными возможностями. Инвалидность разнообразна: дислексия, расстройство зрительной или слуховой обработки, обсессивно-компульсивное расстройство, расстройство сенсорной обработки, аутизм, синдром Аспергера, синдром Туретта или любая другая инвалидность, препятствующая способности учащегося эффективно учиться в традиционной среде. У ребенка может быть диагностирован синдром дефицита внимания с гиперактивностью или диагнозы тревоги или депрессии.

Не существует четкого профиля дважды исключительных детей, потому что природа и причины дважды исключительных детей очень разнообразны. Эта вариация среди дважды исключительных детей затрудняет определение того, сколько их может быть. Наилучшие оценки распространенности колеблются от 300 000 до 360 000 в США (порядка 0,5% от общего числа детей до 18 лет). Линда Сильверман, доктор философии, директор Центра развития одаренных детей, обнаружила, что 1/6 одаренных детей, протестированных в GDC, имеют какие-либо различия в обучении.

Учащиеся GT в школах Canon City

Все одаренные и талантливые учащиеся уровня III в школах Canon City получат план расширенного обучения (ALP), первоначально составленный учащимся и учителями школы и/или координатором GT. Создание и мониторинг ALP — это совместный процесс, в котором участвуют учащийся, родитель, учитель и координатор или администрация, где это уместно.

ALP — это прямая связь между профилем учащегося, созданным в процессе идентификации, и внедрением программных услуг, соответствующих сильным сторонам и интересам ребенка. ALP – это руководство по планированию для принятия учебных решений в отношении материалов, вариантов программ и оценок для одаренных учащихся на основе сильных сторон, интересов и социально-эмоциональных компетенций. Они имеют решающее значение при переходе одаренных учащихся с одного уровня обучения на другой и из школы в школу.

Каждый ALP содержит 3 основных элемента:
  • По крайней мере, одна цель обучения, установленная в области сильных сторон/интересов ребенка
  • Хотя бы одна аффективная цель для развития социальных/эмоциональных компетенций
  • Стратегии программирования, которые помогут вашему ребенку расти и достигать вышеуказанных целей

Если у вас есть вопросы о целях вашего ребенка или стратегиях программирования, выбранных для достижения этих целей, обратитесь к своему специалисту по GT.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts