Одаренность в психологии это: ОДАРЕННОСТЬ это

одаренность | это… Что такое одаренность?

ТолкованиеПеревод

одаренность

1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других;

2) общие способности, или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности,

3) умственный потенциал, или интеллект, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению;

4) совокупность задатков , природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей;

5)

талантливость;

наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности. Многозначность термина «О.» указывает на многоаспектность проблемы целостного подхода к сфере способностей. О. как наиболее общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения: психофизиологического, диффернциально-психологического и социально-психологического.


Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

одаренность

1. Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.

2. Общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности.

3. Умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению.

4. Совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей.

5. Талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.

Многозначность термина указывает на многоаспектность проблемы целостного подхода к сфере способностей. Одаренность как самая общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения — психофизиологического, дифференциально-психологического и социально-психологического.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

Нужно сделать НИР?

Синонимы:

высокоодаренность, гениальность, дарование, даровитость, одарённость, сверходаренность, суперодаренность, талантливость, харизма, одаренность

Антонимы:

бездарность

  • оглушение
  • одаренность общая

Полезное


понятие, признаки, виды, развитие одаренности

Одаренность – это в психологии особенный уровень развития личных способностей. Сегодня к вопросу одаренности существует постоянный интерес, как в области науки, так и в обществе. И не всегда известные люди, которых считают гениями, действительно гениальны с точки зрения науки. Даже Александр Македонский, которого обыватель наверняка посчитает гением – таковым вряд ли являлся, он был всего лишь успешным учеником истинного гения Аристотеля. И сегодня часто это результат не личных способностей, а помощи закулисных сил – коучей, тренеров, пиарщиков, целой команды профессионалов. Без нее человек не сможет быть так исключительно успешен в своем деле.

Одаренность — это явление, известное даже детям. У них спросили, что они знают об одаренности, и вот что они ответили: «Одаренность – это талант, когда у тебя что-то очень хорошо получается». «Одаренность – это когда у человека особый дар, например, пения». Это понимание соответствует житейскому понятию одаренности у взрослых. Однако, как раскрывает наука понятие одаренность?

Одаренность в психологии – это, то свойство, которое позволяет своему обладателю достигать незаурядных результатов в деятельности. Это может касаться как одной, так и нескольких сфер жизни, в которых одновременно может быть одарен человек. Яркую, редчайшую по своей выраженности одаренность, когда человек настолько значительно отличается от остальных в своих результатах деятельности, что совершает прорыв в интересующей его области или даже в нескольких – называют гениальностью.

Что такое одаренность

Мы часто задаемся вопросом, отчего считается, что один человек одарен или даже гениален, а другой нет? Гением нужно стать или им можно родиться? Как на гениальность влияют заболевания, и действительно ли на детях гениев отдыхает природа?

Насколько одаренность зависит от генов или от среды? Согласно изучению психогенетиков на примере анализа развития способностей монозиготных близнецов, одаренность примерно вполовину зависит от генетики и вполовину от среды. И в той части, что приходится на условия внешней среды, примерно половину дают первые два года жизни, а из оставшейся половины в равных частях семейная среда и общество. Сейчас все большее внимание обращают на внутриутробное развитие. Когда эмбрион растет – влияют уже не столько гены в чистом виде, сколько взаимодействие эмбрион-среда, всяческие стрессы и заболевания могут очень мощно повлиять на способности ребенка.

Существует мнение, что «на детях гениев природа отдыхает», что они гораздо менее или вовсе не талантливы по сравнению с родителями. Если иметь дело с подлинной гениальностью – это наверняка означает, что соответствующие 200-300 генов собрались в очень удачную комбинацию. Если у такого человека рождается ребенок, то его гены наполовину смешиваются с генами супруга, и такой удачной комбинации уже, скорее всего не будет, однако часть генов сохранится, поэтому ребенок гения, скорее всего, будет одаренным. А вот если говорить о ребенке просто одаренного человека – то шанс, что у его ребенка одаренность будет унаследована, довольно велик.

Встречаются случаи, что люди с психическими заболеваниями могут быть одарены в отдельной сфере. Этот оптимистичный взгляд значительно подкрепляется сейчас СМИ. К сожалению, по статистике мы можем говорить об обратном – аутизм, шизофрения и эпилепсия зачастую сопровождаются пониженным IQ и не способствуют одаренности. Однако случаются яркие исключения, когда заболевание так трансформирует мозг, что эта трансформация идет на пользу одаренности. Например, при эпилепсии в мозге существует очаг повышенного возбуждения, который в тяжелом случае ведет к припадкам. И если этот очаг вбрасывает свою активацию в часть мозга, что отвечает за определенную способность, то может случиться, что патология будет работать как лишний источник энергии для, например, художественных или математических способностей. Однако сложность здесь та, что эпилептический припадок сродни перезагрузке компьютера, и после нее процесс прерывается, что в большей мере способствует все-таки не математическим, а художественным способностям.

Также одаренность в случае заболевания, конечно же, сопровождается удачными средовыми воздействиями – большие усилия прикладывают к воспитанию и созданию должных условий для особенного ребенка родители.

Признаки одаренности

Детская одаренность – как ее выявить? Мы уже рассмотрели генетические предпосылки для ее формирования и говорили, что часто одаренность соседствует с высоким IQ, что утверждает о причинно-следственной последовательности между ними. Методики измерения IQ выявляют общий усредненный показатель развития различных способностей и скорее измеряют адаптивность, умение быстро ориентироваться в новой информации. Существует шутка, что тесты IQ измеряют способность проходить тесты IQ, и здесь есть доля правды.

Для выявления одаренности ребенка психологи концентрируют внимание на параметрах «хочу» и «могу», то есть наличии мотивации к определенной деятельности, интересу и удовольствию от нее, проявлении этой мотивации в деятельности, что является уже видимыми результатами способностей. Рассмотрим подробнее.

Мотивационная сторона одаренности как «хочу» определяется в том, что ребенок избирательно с большим вниманием реагирует на отдельные стимулы. Например, при звуках музыки прислушивается, замирает и способен долго слушать звуки музыки вместо игр. Либо подолгу и различными способами рисует и получает удовольствие именно от процесса, а не от похвалы взрослых за красивый рисунок. Сюда относятся и вдохновение к собиранию конструктора и необычные творческие решения в игрушечном строительстве; детская увлеченность танцами и спонтанное проявление себя в движении; интерес к природе, желание подольше понаблюдать за животными или растениями, ухаживать и изучать их. Ребенок готов не только интересоваться, но и хочет, стремиться довести свое увлечение до высшего результата, пика совершенства, получает от этого личное удовлетворение. Все эти стремления являются вложениями энергетических ресурсов в выбранную сферу и обязательно имеют свои результаты, связанные уже со следующим признаком одаренности – аспектом деятельности.

Деятельностная сторона одаренности как «могу» помимо того, что является продолжением желания заниматься определенной деятельностью и вследствие этой мотивации логично приводит к высоким результатам, также еще связана и со способностями быстро и успешно усваивать информацию, находить новые нестандартные решения, углубляясь в деятельности и поставив перед собой целей более сложные.

Одаренность в определенной сфере проявляется в собственном стиле действий, личном почерке мастера, подтверждающем его самобытность и творческую природу способностей в противовес просто заученным способам действий. Результатом такого индивидуального стиля является уникальный продукт деятельности. Также к этому аспекту относится глубокое понимание предмета, системность знаний о нем, способность изучать с любых сторон и переходить от простого к сложному и наоборот. Здесь стоит сказать, что психологи определяют одаренность как умение создать новые смыслы. В этом понятие одаренности пересекается с креативностью и творческим мышлением.

Виды одаренности

Есть ли отдельные виды одаренности? Их можно выделить по степени выраженности, форме и широте проявлений, видам деятельности.

Что касается степени выраженности – если выстроить человеческие способности вдоль некоей шкалы, где ноль отсутствие способности, то дальше следуют обычные способности, потом одаренность и самые высокие значения – гениальность. И разделения между нормой и разными уровнями одаренности, есть только непрерывная градация, внутри которой можно оценивать те или другие свойства. И только рассматривая отдельные свойства можно говорить, что именно по выбранному параметру особенно одарен, чему на физическом уровне соответствует высокое развитие определенных зон мозга, связанных, например, с движениями, зрением, разными видами памяти, логическому мышлению. В измерении коэффициента интеллекта психологи и рассматривают частные способности, формирующие общий показатель. В очень редких случаях человек одарен сразу по всем параметрам, как например Леонардо да Винчи, это случай один на миллион. А вот быть одаренным по конкретному параметру – это, к счастью, довольно частая ситуация, не менее половины людей наделены отдельными способностями на уровне одаренности, и задача каждого человека определить свою собственную одаренность и развивать ее.

По форме выделяют явную, заметную всем, и скрытую, еще не проявившуюся одаренность. При последней легко сделать ошибочное умозаключение об ее отсутствии, однако одаренность может проявиться в неожиданный момент жизни, при изменившихся внешних условиях или из-за событий во внутренней психической жизни.

По широте проявления разграничивают общую одаренность и специальную. Если общая распространяется на большинство видов активности человека, то специальная касается только конкретных сфер, так называемой узкой специализации.

Виды одаренности, определяемые в привязке к видам деятельности, в которых она проявляется – это практическая, познавательная, коммуникативная, художественная и духовная.

Развитие одаренности

Есть ли какие-то определенные гены, отвечающие за одаренность? Несмотря на поиски генов, нельзя говорить о наличии одного единственного гена, определяющего одаренность. Можно рассматривать только отдельные гены количеством до полутора десятков, обеспечивающие каждую способность. Например, по анализу ДНК, генетическому паспорту, уже в возрасте одного-двух лет можно увидеть большую выносливость из-за особого строения белков, оптимально сконфигурированные сосуды и высокую мощность работы сердца, тем самым предсказать высокие способности к физическим достижениям.

Однако это всего предрасположенность – на то, станет ли человек известным спортсменом, дальше уже будут влиять воспитание и количество тренировок. Один великий скрипач на восхищенные отзывы прессы о его гениальности обиженно сказал: «Я с пяти лет каждый день играю по 12 часов на скрипке, а они называют меня гением».

В более тонких сферах, например, художественной, математической, педагогической одаренности этих генов, влияющих на них, гораздо больше, счет идет на сотни. Это гены целого ряда гормонов, которые активизируют работу мозга, гены, управляющие сборкой мозга во время развития эмбриона, гены, отвечающие за работу мозга в зрелом состоянии – этот список велик и пока достаточно не изучен. Мало знать о генах, важно еще знать о том, как они взаимодействуют, и для создания математической модели генетической одаренности еще очень далеко. Однако, даже имея этот генетический паспорт, родителям нужно будет не забывать о собственной воле ребенка. Очень важный фактор – радость от того или иного вида деятельности, которое задействует в развитии способностей центр удовольствий.

Развитие одаренности можно ли с помощью специальных препаратов? Такие препараты существуют, однако попадают в категорию наркотических, психомоторных стимуляторов. Они позволяют мозгу работать в течение какого-то времени намного активнее, чем обычно. И на этом всплеске активации человек может значительно продвинуться в своих способностях. Некоторые великие произведения искусства и яркие прорывы в познании разных областей и были сделаны под влиянием стимуляторов. Однако такое влияние не безвредно – при искусственном воздействии на нервные клетки они начинают сопротивляться и действовать в противоположном направлении. И для поддержания высокого уровня активации необходимы все большие дозы препарата, а в момент отказа происходит резкий откат. Так формируется зависимость.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Проблема с одаренностью

Психологи, изучающие одаренных детей, знакомы со следующим сценарием: Ребенка направляют к школьному психологу из-за «поведенческих проблем в классе», проблем, которые часто включают такие описания, как «невнимательность», « дерзость» и «вспышки». После серии тестов школьный психолог сообщает об удивительных результатах. Нет, ребенок не страдает синдромом дефицита внимания или оппозиционно-вызывающим расстройством. Ребенок «страдает» от… одаренность.

Одаренность может быть как проклятием, так и благословением. Это во многом зависит от среды, в которой находится эта одаренность. Измученному учителю, у которого есть планы уроков, которые необходимо выполнить до звонка, кажущиеся непрекращающимися вопросы одаренных детей могут показаться особым адом. Одаренные дети часто находят планы уроков, соответствующие возрасту, скучными, потому что их когнитивные навыки могут выходить далеко за рамки школьных занятий и уроков, содержащихся в этих планах. На игровой площадке они могут проявлять черту, называемую 9.0003 «Непреодолимое стремление к творчеству» доктора Джоан Фримен, специалиста по потребностям одаренных детей. Это «стремление к творчеству» мешает одаренным детям просто «играть по правилам». Хотя они быстро усваивают правила игры, они так же быстро им надоедают и они хотят их изменить, что часто приводит в ужас со стороны других детей, которые часто находят утешение и утешение в рутине. Во взрослом возрасте одаренные люди могут найти рабочее место с его многочисленными правилами и часто жесткой иерархией власти особенно напряженной рабочей средой.

Одаренность может принести как проблемы, так и возможности.

Исследования показывают, что одаренность также связана с интеллектуальной, эмоциональной, воображаемой, чувственной и психомоторной «перевозбудимостью». Одаренные люди, как правило, эмоционально чувствительны и эмпатичны, что делает обычные драки на игровой площадке стрессовыми для них. Поскольку они часто чувствуют, что к ним предъявляют более высокие требования, чем к их сверстникам, им может быть трудно принять критику (все, что не соответствует совершенству, воспринимается как неудача). Их чрезмерная возбудимость может выделять их среди сверстников (и не в хорошем смысле), заставляя их чувствовать себя изолированными и непонятыми в детстве и во взрослом возрасте.

Учитывая эти проблемы, можно задаться вопросом, является ли одаренность скорее проклятием, чем благословением. Но одаренность также несет в себе потенциал для величия — не только для одаренного человека, но и для тех, кто может извлечь выгоду из своих достижений. Мы настраиваемся на спортивные события, чтобы посмотреть, как одаренные спортсмены совершают удивительные подвиги для наших команд. Мы покупаем новые изобретения, созданные одаренными, которые делают нашу жизнь проще и богаче. Мы читаем книги и смотрим фильмы, созданные умами тех, у кого есть природный талант к рассказыванию историй.

Так что же нужно одаренным, чтобы полностью раскрыть свой потенциал? Исследования показывают, что это, пожалуй, три наиболее важных фактора:

1. Быть с такими же, как они. Если вы когда-нибудь смотрели сериал «Теория большого взрыва», то знаете важность этого фактора. Главные герои шоу — гениальные «ботаники» мужского и женского пола, которые прекрасно подходят друг другу и выделяются повсюду, как тарантулы на белом хлебе. Кем бы вы ни были, вы должны чувствовать, что есть место, которому вы принадлежите. Большое количество исследований показывает, что одаренные взрослые, которые часто контактируют с другими одаренными людьми, с большей вероятностью будут чувствовать принадлежность и удовлетворение, тогда как те, чье социальное окружение не включает других одаренных взрослых, чувствуют себя изолированными и неудовлетворенными.

2. Учебные заведения, которые бросают им интеллектуальный вызов. В одном исследовании были опрошены одаренные взрослые, которые участвовали в курсах повышения квалификации в средней школе через 15 лет после выпуска. Восемьдесят пять процентов участников охарактеризовали свой академический опыт в продвинутых классах как положительный, а 88 % участников указали, что они поддержали бы перевод своих детей в более продвинутые классы, если бы это было рекомендовано школой. В другом исследовании сравнивались успешные и неуспешные мужчины, которых в детстве называли «гениями». Их результаты показали, что даже среди гениев образовательные достижения были основным фактором, определяющим успех во взрослой жизни.

3. Не обращаются по-другому. В своей книге « Одаренные жизни » доктор Джоан Фримен отмечает, что как только родители, учителя и сверстники видят, что одаренные дети развиты, они начинают относиться к ним по-другому. Но, как она подчеркивает, они продвинуты только в определенных областях и во всем остальном являются нормальными детьми. Просто ярлык «одаренный» может вызвать эмоциональный и социальный хаос. В одном лонгитюдном исследовании более 100 детей, отмеченных как «одаренные», были сопоставлены по возрасту, полу и социально-экономическому статусу (СЭС) с двумя другими детьми из того же школьного класса. Первый подобранный ребенок имел идентичный показатель IQ, а второй был выбран случайным образом. Результаты поразительно показали, что у группы, помеченной как «одаренная», в детстве было значительно больше эмоциональных проблем, чем у немаркированной одаренной группы. К 2005 году отмеченные и не отмеченные одаренными группами (теперь им за 40) не сильно различались жизненные результаты, но обе группы были намного более успешными, чем случайно выбранная группа. Факторами, которые предсказали жизненный исход для отмеченных и не отмеченных одаренных групп, были упорный труд, эмоциональная поддержка и позитивный, открытый личный взгляд.

Дополнительную информацию об одаренности, в том числе о том, как определить, одарены ли вы или ваш ребенок, можно найти в моей предыдущей статье о тестировании на одаренность.

Copyright Д-р Дениз Камминс 15 июля 2014 г.

Доктор Камминс — психолог-исследователь, член Ассоциации психологических наук и автор книги «Хорошее мышление: семь мощных идей, которые влияют на то, как мы думаем».

Дополнительную информацию обо мне можно найти на моей домашней странице.

Подпишитесь на меня в Твиттере.

А в гугле +.

И на LinkedIn.

Изображение: iStock

СохранитьСохранить

Одаренный ребенок | Определение, характеристики и факты

Льюис Терман

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Льюис Терман
Похожие темы:
человеческий интеллект

Просмотреть весь связанный контент →

одаренный ребенок , любой ребенок, который от природы наделен высокой степенью общих умственных способностей или экстраординарными способностями в определенной сфере деятельности или знаний. Определение одаренности в значительной степени является вопросом административного удобства. В большинстве стран преобладающим определением является коэффициент интеллекта (IQ) 130 или выше. Однако школы все чаще используют множественные измерения одаренности и оценивают широкий спектр талантов, включая вербальные, математические, пространственно-визуальные, музыкальные и межличностные способности.

В странах, в которых особое внимание уделяется обучению одаренных учеников, преобладающим методом отбора являются письменные тесты. Хотя стандартные тесты IQ являются наиболее часто используемыми средствами выявления одаренных детей, также используются и другие тесты как на интеллект, так и на креативность. Тесты сильно различаются по своей достоверности и надежности для разных возрастов и культур; следовательно, справедливые процедуры идентификации всегда принимают во внимание широкий спектр моделей поведения, которые могут быть признаками одаренности.

Принято считать, что одаренные дети отличаются от своих сверстников не только интеллектуальными способностями.

Доказательства этого были обнаружены американским психологом Льюисом М. Терманом, который в 1921 году инициировал исследование более 1500 одаренных детей с коэффициентом интеллекта выше 140. Следуя за участниками исследования по мере их взросления, Терман наблюдал усиление стремления к достижениям, наряду с большая психическая и социальная адаптация среди одаренных детей по сравнению с неодаренными детьми. В другом исследовании, проведенном в начале 20-го века, которое было сосредоточено на детях с IQ выше 180, психолог Лета Холлингворт обнаружила, что люди в этой группе очень чувствительны к тому, чем они отличаются от других, и часто страдают от таких проблем, как скука и неприятие со стороны окружающих. их ровесники. Изменчивость развития — еще одна характеристика, наблюдаемая у одаренных детей. В конце 20 века термин асинхронность использовалась для описания особенностей развития одаренных детей; то есть их умственные, физические, эмоциональные и социальные способности могут развиваться с разной скоростью.

Теоретически существует три способа обучения детей, которые интеллектуально и академически более развиты, чем их сверстники: (1) ускоренное обучение, при котором одаренный ребенок может изучать материал в более быстром темпе или быстрее продвигается по классам; (2) обогащение, при котором одаренный ребенок учится в обычных классах в обычном темпе, но с учебной программой, дополненной различными культурными мероприятиями; и (3) дифференциация, посредством которой одаренные дети ускоряются или обогащаются в обычном классе.

Специальные школы или классы позволяют одаренным детям развиваться ускоренными темпами. Инструкции, метод и материалы могут быть адаптированы к потребностям каждого ученика, и, поскольку дети работают и учатся вместе с другими способными учениками, каждый мотивирован приложить все усилия. Несмотря на возражения многих педагогов в отношении особых условий для одаренных детей, исследования показывают, что лучше всего для них группировать одаренных детей вместе, что это не наносит вреда обычным детям и что ускорение в этих группах дает больше возможностей для решения задач и интеллектуального развития, чем только обогащение.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts