Г. Москва – 2021 Стадии психосексуального развития по З. Фрейду
Г. Москва – 2021 Стадии психосексуального развития по З. Фрейду
1 2 Связанные:практическое задание
1 2 База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2023 обратиться к администрации | Главная страница Автореферат Анализ Анкета Бағдарламасы Бизнес-план Биография Бюллетень Викторина Выпускная работа Глава Диплом |
Специализация «Человекоцентрированный подход» — Магистерская программа «Консультативная психология.
Персонология» — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Руководитель специализации
Здравствуйте, уважаемые абитуриенты!
Специализация «Человекоцентрированный подход» — уникальная в мире программа подготовки магистров психологии, исследующих и практикующих человекоцентрированный подход в психологическом консультировании, психотерапии, образовании, бизнес-консалтинге, медиации, медицине и в других социальных сферах.
Человекоцентрированный подход — (англ. person-centered approach) — 2-я по своей распространенности в мире после психоанализа система психотерапевтической и консультационной работы с человеком, разработанная американским психологом К. Роджерсом — одним из основоположников гуманистической психологии. Возникнув в 1940-е гг. в качестве недирективной, или клиенто-центрированной, психотерапии данный подход получил чрезвычайное распространение в 1960-70-е гг.
Основные положения человекоцентрированного подхода: во-первых, внутренняя природа (или сущность) человека позитивна, конструктивна и социальна и, во-вторых, эта природа начинает обнаруживать и проявлять себя в человеке каждый раз, когда в его взаимоотношениях с другим человеком (другими людьми) существует атмосфера безусловного позитивного принятия, эмпатического понимания и конгруэнтного самопредъявления. Главная задача психотерапевта — создать такую атмосферу общения с клиентом, т. е.: а) принимать его без каких-либо предварительных условий, таким, каков он есть; б) понимать клиента, не оценивая, но сопереживая ему, понимать его не умом, но сердцем; в) быть с клиентом, открыто и откровенно общаясь с ним, не скрываясь и не прячась от него за маской профессионала-эксперта. Только такое общение терапевтично. Именно оно актуализирует, стимулирует и усиливает — фасилитирует — позитивную природу (внутренний потенциал) человека, следствием и проявлением чего и оказывается собственно психотерапевтический эффект — психическое исцеление, оздоровление и развитие человека.
Человекоцентрированный подход, изначально возникший благодаря работам Роджерса в сфере индивидуальной психотерапии и психологического консультирования, получил впоследствии применение и распространение в таких областях, как психология личности, педагогика и педагогическая психология, социальная психология, психология семьи, политическая психология. Современная психотерапевтическая практика в русле человекоцентрированного подхода продолжает развиваться и совершенствоваться, она включает не только индивидуальную, но и групповую работу (например, «группы встреч» — разновидность групповой психологической работы в целях стимулирования личностного роста участников в атмосфере безусловного позитивного принятия эмпатии и конгруэнтности), не только вербальные, но и невербальные техники самоисследования (например, «экспрессивную психотерапию» — работу с клиентом средствами живописи, ваяния, танца, пения (N. Rogers, 1993). [Большой психологический словарь, Мещеряков, Зинченко, 2007]
Узнать больше и ознакомиться с зарубежной и отечественной литературой о человекоцентрированном подходе:
Статья о Карле Роджерсе со списком литературы на Википедии
Российское общество Человекоцентрированного подходаОбучение на специализации представляет собой единство трех составляющих:
1. Научно-исследовательская работа и подготовка магистерской диссертации.
2. Освоение профессиональных компетенций клиент-центрированного психолога-консультанта.3. Супервизия данных форм со стороны квалифицированных и сертифицированных преподавателей и обучающих психотерапевтов.
Ведущие преподаватели специализации:
Колпачников Вениамин Валентинович: кандидат психологических наук, доцент, руководитель специализации. Действующий президент Российского общества Человекоцентрированного подхода, Член Центра исследования человека, основанного Карлом Роджерсом в г. Ла Хойа (Калифорния, США). Изучал человекоцентрированный подход и клиенто-центрированную психотерапию в университете гуманитарных исследований (г. Дел Марк, Калифорния, США) и в Центре исследования человека (г. Ла Хойа, Калифорния, США) в 1993-1994 годах, а также на лидерской программе Э. Медоуса «Человекоцентрированный подход в партнерских и деловых отношениях» (г. Ла Хойа, Калифорния, США) в 1999-2002 году.
Орлов Александр Борисович: доктор психологических наук, профессор, автор множества научных работ, член редсоветов ведущих научных журналов по психологии. Основатель и первый президент Российского общества Человекоцентрированного подхода. Непосредственный частник группы-встреч с Карлом Роджерсом в 1986 году. Проходил обучение у Натали Роджерс, дочери Карла Роджерса. Автор, соавтор, составитель, научный редактор книг и журналов по психологии, психотерапии и педагогике. Переводчик книг и трудов Карла и Натали Роджерс. Клиент-центрированный психотерапевт, фасилитатор и супервизор со стажем более 30 лет.
Преимущества обучения на специализации «Человекоцентрированный подход»:
— Атмосфера свободы, уважения, внимания, диалога, понимания, принятия, исследования, самоисследования
— Возможность проявлять творчество, инициативу, предлагать и реализовывать что-то новое
— Прохождение практики психологического консультирования под супервизией (5 встреч)
— Мастер-классы, лекции, телемосты ведущих специалистов в области человекоцентрированного подхода
— Включенность в жизнь Российского общества Человекоцентрированного подхода
— Скидки и льготы на участие в международных мероприятиях человекоцентриванного подхода
— Ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция Общества Человекоцентрированного подхода с международным участием
Выпускники, прошедшие подготовку по специализации «Человекоцентрированный подход»:
— обладают необходимыми исследовательскими компетенциями в области психологии личности, психологического консультирования и психотерапии для продолжения обучения в аспирантуре
— располагают базовыми знаниями, умениями и навыками в области клиент-центрированной психотерапии, что позволяет им работать в качестве психолога-консультанта
— способны осуществлять эффективную профессиональную деятельность в разнообразных психологических центрах и службах, в сфере частной консультационной и психотерапевтической практики
— способны применять компетенции человекоцентрированного подхода в таких областях как образование, медицина, искусство, спорт, масс-медиа, бизнес и наука
Важная информация:
Как поступить на программу «Консультативная психология. Персонология»?
Выпускники о специализации «Человекоцентрированный подход»
Интервью с координатором международного сообщества по пре-терапии
Партнеры:
Center for Studies of the Person
World Association for Person Centered & Experiential Psychotherapy & Counseling
Центр психологического консультирования «ТРИАЛОГ»
Успешно прошедшие подготовку по специализации «Человекоцентрированный подход» вместе с дипломом магистра психологии НИУ ВШЭ получают сертификат Российского общества Человекоцентрированного подхода.
Данный сертификат удостоверяет достаточность теоретической подготовки, полученной выпускниками специализации «Человекоцентрированный подход» магистерской программы «Консультативная психология. Персонология» для международной сертификации на уровень «Психолог- консультант».
Видеоинтервью с Дионом Ван Верде
Истоки гуманистической психологии | Кейн Рамзи | Achology
Опубликовано в·
Чтение: 5 мин.·
18 апреля 2019 г.«Я не руководил своей жизнью. Я его не проектировал. Я никогда не принимал решений. Вещи всегда приходили и делали их для меня. Вот что такое жизнь». — Б. Ф. Скиннер
Истоки гуманистического подхода лежат в реакции на психодинамический подход Зигмунда Фрейда и поведенческий подход Б. Ф. Скиннера. Тем не менее, идея в его основе, по крайней мере, так же стара, как Сократ, что у каждого человека есть врожденное стремление к «самоактуализации» или раскрытию потенциала своих способностей.
Для его разработки была и очень практическая причина. Вторая мировая война создала огромную потребность в консультировании, включая групповую терапию. Травмы, с которыми столкнулись многие вернувшиеся ветераны, не имели своих корней в более эзотерических понятиях психоанализа, поэтому требовался более прямой подход к консультированию, стратегия, которая могла бы удовлетворить насущные потребности и вселить чувство надежды после поистине ужасного мирового события.
Отцами-близнецами гуманистического подхода являются Карл Роджерс и Абрахам Маслоу. Они считали психоанализ чрезмерно негативным взглядом на индивидуума, со слишком большим акцентом на присутствующих патологиях. Вместо этого Роджерс и Маслоу приступили к построению позитивного подхода к личности, который рассматривает людей как хороших по своей природе со встроенной «тенденцией к актуализации» и концентрацией позитивного роста.
«Если вы планируете быть чем-то меньшим, чем вы способны быть, вы, вероятно, будете несчастливы все дни своей жизни». — Абрахам Маслоу
Гуманистический подход
Этот подход иногда описывают как феноменологический, что означает, что он касается субъективного опыта индивидуума и того, каково ему быть самим собой. Это противоречит более объективному подходу, используемому другими ветвями психологии, которые рассматривали человека объективно, полагаясь на то, что наблюдатель формирует мнение о состоянии человека. Гуманисты утверждали, что только человек может по-настоящему знать, каково это быть им, что значение поведения является личным и субъективным.
Гуманистический метод направлен на усиление человеческих качеств, таких как «выбор, творчество, взаимодействие тела, разума и духа, а также способность стать более отчужденным, свободным, ответственным, жизнеутверждающим и заслуживающим доверия»[1].
Предположения гуманистической психологии [3]
- Опыт — мышление, ощущение, ощущение, запоминание и т. д.
- Субъективный опыт является центральным и первичным индикатором поведения.
- У людей есть свобода воли. Осуществление свободы воли известно как «личная свобода воли»9.0040
- Поведение животных не является полностью точным индикатором поведения человека.
- Самоактуализация присуща.
- Люди по своей природе хороши и будут развиваться, если им будут созданы подходящие условия, особенно в детстве.
- Каждый человек и каждый опыт уникален и не может быть экстраполирован из групповых исследований.
Гуманистическое представление о себе
Роджерс заявил, что люди могут реализовать свой потенциал роста только в том случае, если у них есть «позитивное самоуважение». Кроме того, он сказал, что это могло бы произойти только в том случае, если бы они имели «безусловное положительное отношение» других, что означает, что они чувствуют, что их ценят и уважают те, кто находится в их непосредственной сфере опыта.
«Рост происходит, когда люди сталкиваются с проблемами, пытаются справиться с ними и в этой борьбе развивают новые аспекты своих навыков, способностей, взглядов на жизнь». — Карл Роджерс
Роджерс заметил, что у большинства людей проблема заключалась в том, что они воспринимали положительное отношение других как условное, тем самым ставя человека в «условия ценности». Этот сценарий создает раскол между «настоящим я» — человеком, каким он есть на самом деле, и «идеальным я» — тем человеком, которым, по их мнению, он должен быть, чтобы соответствовать условиям ценности. Затем человек пытается закрыть щель между этими полками, но часто вредными способами. Они могут включать в себя преследование целей, которые не принесут им удовлетворения, или искажают их взгляд на мир или на самих себя.
Например, мужчина может считать, что имеет ценность в глазах родителей только в том случае, если он зарабатывает большие суммы денег. Если затем они не заработают теоретическую сумму, соответствующую условиям, они могут отказаться от своих усилий, лишив себя всех своих профессиональных достижений, или они могут отвергнуть своих родителей, создав дополнительные причины для несчастья.
В гуманизме это ощущение себя называется «я-концепцией». Карл Роджерс (1959) считал, что она состоит из трех компонентов:
- Представление о себе — наше представление о себе
- Самоуважение или самооценка — насколько мы ценим себя
- Идеальное Я — какими мы хотели бы быть на самом деле
Гуманистические потребности
Абрахам Маслоу разработал идею человеческих потребностей и создал теоретическую иерархию потребностей, согласно которой потребности расположены в виде пирамиды, где самые основные потребности находятся в основании и имеют приоритет над потребностями, расположенными выше. Он предположил, что те, кто удовлетворил свои потребности, могут стать самоактуализировавшимися, редкими людьми, которые полностью реализуют свой потенциал.
Маслоу отметил, что эта иерархия подвержена изменениям, и в действительности границы между потребностями могут быть размытыми и подвижными. Он также заявил, что если человек в течение длительного периода времени не удовлетворял потребности, это может привести к «фиксации». Таким образом, если кто-то подвергался большому количеству физического насилия, это могло привести к беспокойству по поводу насилия еще долгое время после того, как оно прекратилось.
Гуманистический подход не использует стандартную научную методологию из-за его акцента на субъективном опыте. Таким образом, экспериментирование не включает в себя методы исследования, а вместо этого использует качественные методы. Например, использование неструктурированных интервью, открытых анкет и дневниковых записей. Эти методы полезны для тематических исследований — выяснения того, как люди думают и чувствуют. [4]
Гуманистический подход заложил основу для нескольких новых направлений в психологии, не в последнюю очередь для «позитивной психологии» — термина, введенного доктором Мартином Селигманом в 2000 г. Позитивная психология, как и гуманизм, сосредоточена на человеческом потенциале и достижении прожитая и наполненная жизнь. Точно так же и «психология коучинга», которая также связана с реализацией потенциала.
«Цель позитивной психологии состоит в том, чтобы ускорить изменение психологии от озабоченности только исправлением худших вещей в жизни к созданию лучших качеств в жизни». — Д-р Мартин Селигман
Справки:
1. Ассоциация гуманистической психологии. (1991) Гуманистический взгляд и методы. Получено с: https://www.ahpweb.org/index.php?option=com_k2&view=item&id=33:humanistic-view—methods&Itemid=24
2. Sammons, A. (nd). Гуманистический подход: Основы. Получено с http://www.psychlotron.org.uk/newResources/approaches/AS_AQB_approaches_HumanisticBasics. pdf
3. Гуманистическая психология (гуманизм) (n.d.) Получено с: https://www.goodtherapy.org/learn-about- терапия/виды/гуманистическая психология
4. Маклеод, Сол (2015). Гуманизм. Получено с: https://www.simplypsychology.org/humanistic.html
The Achologist — официальное онлайн-издание Achology, Академии современной прикладной психологии для профессиональных практиков и лайф-коучей.
Гуманистическая психология: теория потребностей Абрахама Маслоу
Что такое теория гуманистической психологии Абрахама Маслоу? Как иерархия потребностей Маслоу способствовала гуманистической психологии?
В Transcend , психолог Скотт Барри Кауфман объясняет идеи гуманистической психологии и вклад в них Абрахама Маслоу. Согласно Кауфману, Маслоу разработал свою иерархию человеческих потребностей, основанную на принципах гуманистической психологии.
Читайте дальше, чтобы узнать о гуманистической психологии и о том, как теории Абрахама Маслоу способствовали ее созданию.
В книге Transcen d психолог Скотт Барри Кауфман объясняет, как идеи гуманистической психологии возникли примерно в 19 веке.30-х годов, во многом в ответ на два наиболее распространенных направления психологии того времени: бихевиоризм и фрейдистский психоанализ. Согласно обеим этим теориям, люди по своей сути являются эгоистичными существами, движимыми базовыми мотивами, такими как власть и похоть, и чтобы быть хорошими, мы должны помешать этим эгоистичным желаниям. Абрахам Маслоу, считающийся одним из основателей гуманистической психологии, утверждал, что люди по своей природе хороши, и только когда наши потребности не удовлетворяются, мы ведем себя так, как считается «плохим».
Гуманистическая психология сосредоточена на положительных аспектах человечества и человеческого сознания. Он основан на идее, что людей способны к свободе воли, самосознанию и состраданию . Хотя иногда нами движут такие вещи, как власть и похоть, мы способны на гораздо большее, чем просто следовать своим эгоистичным желаниям. Благодаря сознательным решениям, а не бездумному поведению, мы можем быть творческими, любить, мыслить рационально и желать от жизни большего, чем просто выживание и размножение. Из-за этого гуманистические психологи, такие как Скотт Барри Кауфман и Абрахам Маслоу, утверждают, что основное внимание психологии должно быть сосредоточено не на подавлении эгоистичных желаний, а на раскрытии нашего безграничного потенциала как сознательных существ.
(Краткое примечание: хотя гуманистическая психология возникла из предполагаемых ограничений других областей психологии, она также имеет свои ограничения. Во-первых, критики утверждают, что гуманистическая психология слишком сильно полагается на изучение субъективного опыта людей — она использует слишком много качественных исследований, которые трудно точно измерить. Кроме того, в нем игнорируются некоторые, возможно, верные концепции бихевиоризма и психоанализа. Например, его внимание к важности человеческого сознания имеет тенденцию упускать из виду тот факт, что человеческое поведение, по крайней мере, в некоторой степени управляется бессознательные мотивы и желания — мы не всегда полностью осознаем наши мотивы или почему мы ведем себя определенным образом. )
Иерархия человеческих потребностей Маслоу
встретились, тогда мы будем относиться к себе и другим с достоинством, уважением и добротой, и мы сможем сосредоточиться на стремлении быть лучшим человеком, которым мы можем быть.
Именно из этой идеи Маслоу разработал свою иерархию потребностей. Внизу иерархии находятся наши основные потребности, которые включают наши физиологические потребности в еде, тепле и крове, наши социальные потребности в общении и привязанности и нашу личную потребность в самоуважении. На вершине иерархии находится наша потребность в самореализации — наша потребность жить полноценной жизнью и в полной мере использовать свои способности. Он утверждает, что мы не можем достичь самореализации, если сначала не будут удовлетворены наши основные потребности.
(Краткое примечание: иерархия потребностей Маслоу основана на идее, что люди в своей основе «хороши», и философские дебаты о том, хороши мы по своей природе или злы, уходят в глубь веков. Некоторые, как Аристотель, утверждают, что мы рождаются ни добрыми, ни злыми, и что мы учимся морали через других.Томас Гоббс утверждает, что люди по своей природе эгоистичны и жестоки, поэтому нам нужны социальные правила и нормы, чтобы держать людей в узде.Жан-Жак Руссо утверждает обратное, говоря, что мы добры от природы, и что общество учит нас быть жестокими и аморальными. Иерархия потребностей Маслоу больше соответствует этой интерпретации.)
Он также утверждает, что мы инстинктивно хотим достичь стадии самореализации : Мы, естественно, хотим делать больше, чем просто удовлетворять наши основные потребности. Мы хотим стать тем человеком, который постоянно движется вперед и совершенствует свои навыки и способности.
(Краткое примечание: помимо черт, упомянутых Кауфманом, психологи выявили несколько других общих черт самоактуализирующихся людей. Важно отметить, что при достижении цели самоактуализирующиеся люди больше сосредоточены на путешествии, чем на пункте назначения, что Кауфман и Маслоу ссылаются на них, когда описывают их как всегда растущих и идущих вперед. Самоактуализирующиеся люди также, вероятно, будут благодарны: они ценят то, что у них есть, и не принимают хорошее как должное. Они, вероятно, будут хороши в решении проблем и любят применять свои знания в трудных ситуациях.Некоторые другие черты самоактуализаторов включают спонтанность, независимость и уважение к частной жизни.)
Любое грубое или жестокое поведение человека на самом деле является ошибочной попыткой удовлетворить наши основные потребности. Таким образом, Абрахам Маслоу предлагает сосредоточиться не на избавлении от негативных тенденций, а на удовлетворении наших потребностей , на чем фокусируется гуманистическая психология: улучшение нашей жизни посредством позитивных действий, а не выявление и устранение наших негативных тенденций и моделей поведения.
Как работа Маслоу повлияла на позитивную психологию Чтобы лучше понять, как теория человеческих потребностей Маслоу может быть полезным инструментом, мы можем обратиться к недавно разработанной области позитивной психологии. Как следует из названия, позитивная психология фокусируется на хороших сторонах человеческой природы и на том, как мы можем жить более здоровой и счастливой жизнью. Позитивная психология в значительной степени основана на учении Маслоу; даже термин «позитивная психология» приписывается Маслоу. Как и предположил Маслоу, позитивные психологи считают, что простое переосмысление психического здоровья как наличия положительных качеств, а не отсутствия отрицательных, может сделать психологию не только более реалистичной, но и более полезной. Например, идеи позитивной психологии используются учителями, терапевтами и работодателями, чтобы мотивировать других и улучшать их благополучие. |
Две категории потребностей Маслоу: дефицит и рост
Теперь, когда мы понимаем взаимосвязь между гуманистической психологией и иерархией потребностей Абрахама Маслоу, важно обсудить две ключевые категории потребностей в иерархии Маслоу: дефицит и рост .
Кауфман утверждает, что в то время как люди обычно сосредотачиваются на традиционном изображении иерархии потребностей в форме пирамиды, в своих трудах и выступлениях Маслоу подчеркивал это более важное различие.
Потребности дефицита обусловлены ощущением человеком, что ему не хватает некоторых основных потребностей в еде, безопасности, крове, любви и самоуважении. Удовлетворение этих потребностей важно, но сами по себе они не приведут к самореализации, и Маслоу утверждает, что большинству людей не удается самореализоваться, потому что они проводят большую часть своей жизни, мотивированные необходимостью компенсировать недостатки.
Потребность в росте мотивирована желанием прогрессировать и стать лучше , а не из-за страха, неуверенности или краткосрочного удовлетворения, которые вызывают дефицитные потребности. Такого рода потребности приведут к самореализации, поскольку побуждают вас учиться, развиваться и расширяться.
(Краткое примечание: в то время как Кауфман утверждает, что большинству людей не удается самореализоваться, потому что они никогда не могут удовлетворить свои основные потребности, другие психологи предполагают, что люди становятся самодовольными, когда их основные потребности удовлетворяются, и никогда даже не пытаются расти.