Тест с ответами по теме «Экзистенциально-гуманистический подход в работе с пациентами невротического уровня»
Вашему вниманию представляется тест нмо с ответами для медицинских работников (медсестры и врачи) по теме «Экзистенциально-гуманистический подход в работе с пациентами невротического уровня». Данный тест нмо с ответами для медицинского персонала среднего и высшего звена (медицинские сестры и врачи) по теме «Экзистенциально-гуманистический подход в работе с пациентами невротического уровня» позволяет успешнее подготовиться к итоговой аттестации и/или понять данную тему.
- Экзистенциально-гуманистический
- Экзистенциально
- уровня
- Тест
- теме
- с
- работе
- подход
- пациентами
- по
- ответами
- нмо
- невротического
- на
- медицинские
- гуманистический
- в
- итоговое
- предварительное
- тестирование
1. «Человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален; агрессия, насилие и т.
п. возникают в связи с воздействием окружения» – утверждает1) гештальтпсихология;
2) гуманистическая психология;+
3) когнитивная психология;
4) психология субъекта;
5) экзистенциальная психология.
2. Базовая концепция экзистенциально-гуманистической терапии, когда в результате клиент начинает относиться с безусловным принятием и эмпатией к самому себе, проявляя конгруэнтность в отношениях с собой и другими людьми
1) изменение копинг стратегии;
2) любовь к себе;
3) общение;
4) присутствие;+
5) работа с фрустрацией.
3. В каком направлении психотерапии ключевыми понятия являются: аутентичность, тревога, заброшенность и др.?
1) в аутогенной тренировке;
2) в гештальт-терапии;
3) в групповой – аналитической терапии;
4) в личностно-ориентированной терапии;
5) в экзистенциально-гуманистическом.+
4. В логотерапии Франкла при психогенных неврозах используется
1) личностный рост;
2) парадоксальная интенция, дерефлексия;+
3) поведенческие особенности;
4) преодоление личностных конфликтов;
5) решение эмоциональных проблем.
5. В метод поддерживающей психотерапии входит
1) аутогенная тренировка;
2) конструктивная психотерапия;
3) поведенческая психотерапия;
4) реконструктивная психотерапия;+
5) суггестивная психотерапия.
6. В психотерапии изменения происходят
1) в заключении;
2) в начале терапии;
3) в ходе анализа варианта решений;
4) в ходе терапии;+
5) по окончании терапии.
7. В работе по достижению глубины могут помочь следующие психотерапевтические шаги
1) делать явным то, что демонстрируется, но пока не осознается;+
2) поддерживать необходимую продолжительность и интенсивность;+
3) проникнуть в субъективность;+
4) работа с бессознательным;
5) символдрама.
8. В работе с экзистенциальным напряжением выделяют следующие способы
1) выбрать нетрадиционные стратегии и техники;
2) мольба вместе с клиентом во имя спасения его родных и близких;
3) определение механизмов защиты;+
4) осознание экзистенциального беспокойства;+
5) потакание слабостям клиента.
9. В рамках какой теории дано определение психотерапии: «Психотерапия – это процесс взаимодействия между двумя или более людьми, один из которых специализировался в области коррекции человеческих отношений»?
1) гуманистической;+
2) динамической;
3) когнитивной;
4) статической.
10. В экзистенциально-гуманистической психологии механизмом и условием развития патологии считают
1) нарушения речи;
2) отказ от роста и развития;
3) противоречия и конфликты в системе отношений;+
4) ранние нарушения высших психических функций;
5) травматические переживания.
11. В экзистенциональной психотерапии Р. Мея представлением о психопатологии является
1) теория Дарвина;
2) теория деятельности;
3) теория нескоректированности напряжения внутри личности, слабый социальный интерес;+
4) теория поля;
5) теория установки и внутреннего сопротивления.
12. Видом блокировки экзистенциальной фрустрации является
1) апатия;
2) вина;+
3) вялость;
4) лень;
5) скука.
13. Выделяют основные предельные экзистенциальные напряжения
1) любовь, изоляция, бессмысленность, воля;
2) смерть, изоляция, одиночество, бессмысленность;+
3) смерть, свобода, изоляция, бессмысленность;
4) смерть, свобода, любовь, воля;
5) смысл, изящность, артистизм.
14. Гуманистическая психология подчеркивает роль
1) гордыни;
2) развитие социального интеллекта;
3) самосознания, ответственности за выбор и познание смысла жизни;+
4) сострадания и сочувствия попавшему в беду человеку;
5) тренировки различных стратегий поведения до оптимального выбора.
15. Гуманистическая психология – направление в психологии
1) исходящее из того, что основной мотив каждого человека – стремление к самоактуализации;
2) исходящее из того, что структура личности закладывается в детстве в виде особого «стиля жизни», который предопределяет все последующее психическое развитие;
3) признающее решающее значение в организации человеческого поведения иррациональным побуждениям, установкам, скрытым за «поверхностью» сознания;
4) рассматривающее всю психическую деятельность с точки зрения ее непрерывной динамики, активности;
5) считающее предметом психологии элементы сознания и структурные отношения между ними.
16. Гуманистическая психология – это
1) бихевиоризм;
2) клиентоцентрированная терапия;+
3) психология «гештальт — образов»;
4) психология бессознательного;
5) фрейдизм.
17. Жизнеизменяющая психотерапия – это форма психологической работы, в которой действительным местом приложений психотерапевтов являются
1) переехать в другое место;
2) попытка пациента проанализировать ответы на экзистенциальные вопросы;+
3) работать с телесными проявлениями эмоций;
4) сделать жизнь пациента более аутентичной и более реализованной;+
5) субъективная реальность клиентов.+
18. История становления экзистенциальной психологии и психотерапии. Истоками психологии являются
1) А. Адлер;
2) З. Фрейд;
3) К.Г. Юнг;
4) Р. Мэй, И. Ялом, В. Франкл, Дж. Бьдженталь;+
5) Ф. Перлз.
19. К защитам от бессмысленности относят
1) буллинг;+
2) вегетативная форма;
3) крусадерство;+
4) нигилизм;+
5) социофобия.
20. К механизмам избегания ответственности относят
1) контрперенос;
2) отрицание ответственности;+
3) перенос ответственности на других;+
4) раздражительность;
5) сон.
21. К основным понятиям логотерапии относят
1) архетип;
2) забота;+
3) интенциональность;+
4) нигилизм;
5) трансценденция.+
22. К узлам экзистенциальных проблем относят
1) буллинг;
2) проблема свободы, ответственности и выбора;+
3) проблемы межличностного общения;
4) проблемы общения, любви и одиночества;+
5) проблемы смысла и бессмысленности существования.+
23. К функции психотерапевта при работе в экзистенциально-гуманистическом направлении относят
1) интерперсональное влияние;
2) конвульсии;
3) помощь пациенту с помощью «непосредственной психотерапевтической интеракции»;+
4) самоэксплорация;
5) универсальность страданий;
6) эмоциональная поддержка и сплочение.
24. К этапам консультирования относят
1) интерпретация;+
2) исповедь;+
3) проекция;
4) суммирование;
5) установление контакта, раппорт.+
25. Какие из нижеперечисленных принципов относятся к гуманистической психологии?
1) акцент на свободе воле и творческой силе индивида;
2) доминирующая потребности носят физиологический характер;+
3) изучение всех факторов и обстоятельств жизни человека;+
4) подчеркивание роли сознательного опыта;
5) убеждение в целостном характере природы человека.
26. Ключевое понятие «присутствие» в экзистенциально-гуманистической психологии включает в себя
1) жизнь в контакте со своими мыслями и чувствами, со своим телом;
2) искреннее глубокое участие;+
3) обучению сочувствию;
4) помощь справляться с чувством тревоги, на протяжении своей жизни;
5) способность чувствовать клиента и себя (терапевта и себя). +
27. Литературными предпосылками экзистенциального направления в психологии явились труды
1) Жуковского;
2) М. Ломоносова;
3) М.Ю. Лермонтова;
4) С. Пушкина;
5) Ф.М. Достоевского.+
28. Наиболее важная концепция, которую гуманистические психологи извлекли из экзистенциализма
1) концепция всеобщей любви;
2) концепция всепрощения;
3) концепция нарцисса;
4) концепция непротивления злу и насилию;
5) концепция становления личности.+
29. Одним из представителей логотерапии является
1) В. Франкл;+
2) И. Ялом;
3) Р. Мэй;
4) Р. Санфорд;
5) С. Милн.
30. Основателем какого из нижеперечисленных методов психотерапии является Серен Кьеркегор?
1) гештальт-терапия;
2) клиент-центрированная терапия;
3) когнитивная терапия;
4) позитивная терапия;
5) экзистенциальная психотерапия.+
31. Основателем какого из нижеперечисленных методов экзистенциальной психотерапии является Франкл?
1) гештальт-терапия;
2) клиент-центрированная терапия;
3) когнитивная терапия;
4) логотерапия;+
5) позитивная терапия.
32. Основоположником гуманистического направления в психологии является
1) Адлер;
2) Айзенк;
3) Выготский;
4) Лазарус;
5) Маслоу.+
33. Понятие «Отражение» включает в себя
1) потребность в творчестве;
2) потребность в укорененности;
3) противоречия;+
4) процесс;+
5) содержание.+
34. Понятие экзистенция означает
1) взаимодействие;
2) общество;
3) превосходство;
4) существование;+
5) творчество.
35. Признаки хорошего консультанта
1) вспыльчивость;
2) присутствие;+
3) стрессоустойчивость;
4) теоретическая подготовка;+
5) чувствительность.+
36. Психотерапией, центрированной на базисных проблемах существования индивидуума, может быть названа такая психотерапевтическая система, как
1) групповая психотерапия;
2) когнитивная психотерапия;
3) психоанализ;
4) разговорная психотерапия;
5) экзистенциальная психотерапия. +
37. Раздел психологической науки, изучающий проблемы смысла жизни, отношения к смерти, Богу, высшим ценностям, проблемы свободы, любви, одиночества и т.п. – это
1) аналитическая психология;
2) возрастная психология;
3) гештальтпсихология;
4) дифференциальная психология;
5) экзистенциально-гуманистическая психология.+
38. Степень самостоятельности клиента в психотерапии
1) осуществляется по выбору клиента;
2) осуществляется самостоятельно человеком;
3) проявляется совместно с психотерапевтом;+
4) совместно с семьёй клиента;
5) сопровождается только психотерапевтом.
39. Стратегии защиты от тревоги смерти
1) компульсивный героизм;+
2) нарциссизм;+
3) переедание;
4) трудоголизм;+
5) фобия.
40. Термин гуманистическая означает
1) внушающая;
2) зависимая;
3) ориентированная на человека;+
4) поведенческая;
5) познавательная.
41. Цель психотерапии – «сделать людей свободными», это высказывание
1) К. Роджерса;
2) К.Г. Юнга;
3) Маслоу;
4) Петрова;
5) Р. Мэй.+
42. Цель терапии по И. Ялому
1) найти смысл жизни;
2) осмыслив свою жизнь найти в ней свой путь;+
3) понять основы группового воздействия;
4) понять проблему из детства;
5) работа с вакуумом.
43. Что означает понятие экзистенциальный вакуум?
1) апатия;
2) аутизация;
3) бессмысленность существования;+
4) зависимость;
5) неврастения.
44. Экзистенциальная терапия связана с
1) использованием искусства как терапевтического фактора;
2) огромным риском для жизни;
3) повышением компетентности в сфере общения;
4) поиском смысла жизни человеком;+
5) сочувствием.
Специальности для предварительного и итогового тестирования:
Психотерапия.
← Тест с ответами по теме «Бесплодный брак»↑ Тесты НМО Тест с ответами по теме «Узловой зоб у взрослых (по утвержденным клиническим рекомендациям)» →
Возникновение и развитие — Гуманистическая психология
Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60–х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название «третьей силы».
Центром этого направления стали США, а лидирующими фигурами — К.Роджерс, Р.Мэй, А.Маслоу, Г.Олпорт.
Наиболее глубокое и всестороннее обоснование положения гуманистической психологии получили в трудах американского психолога Абрахама Маслоу (1908—1970). Его теория во многом базируется на идеях философии экзистенциализма, или философии существования человека. Говорится об уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства, о том, что человек есть «то, чем он делает сам себя», и несет ответственность за свой жизненный выбор.
Большое значение представители гуманистического направления придают теории становления личности. По их мнению, сущность человека заключается в его стремлении реализовать себя в мире, развить и проявить свои способности.
Тем самым личность постоянно находится в процессе становления и утверждения себя в окружающей природе и социальной среде. Такова одна из главных идей теории самоактуализации личности, разработанной А. Маслоу.Человек характеризуется как свободное существо, реализующее возможности своего существования. При этом он проявляет свой внутренний мир, реализует свое «Я».
Маслоу рассматривал человека как целостную личность, утверждал, что «каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое». Вместе с тем он указывал на творческий характер человеческой личности, считал, что «творчество — универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения».
Существенный вклад Маслоу внес в обоснование роли потребностей как побудительных сил деятельности и поведения людей. Он утверждал, что в основе мотивов поведения людей лежат их потребности, природные и социальные. Их он рассматривал в порядке иерархии. У основания системы потребностей человека, как ее представил Маслоу, лежат физиологические потребности в пище, питье, кислороде, физической активности, сне и т.
По мнению Маслоу, для того чтобы появились мотивы, направленные на удовлетворение потребностей в самоуважении и самоактуализации, нужно, чтобы были удовлетворены указанные выше физиологические потребности, а также потребности безопасности, защиты, принадлежности и любви. Он считал, что «удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации». Однако допускаются и некоторые исключения.
У отдельных людей могут возникать сильные мотивы, направленные на творческую деятельность и социальное самоутверждение, хотя не вполне удовлетворяются их физиологические потребности или же потребности в безопасности и любви. Но это, по Маслоу, скорее исключение. Правилом же является последовательное удовлетворение потребностей, как они расположены в его схеме.
Основные положения гуманистической психологии разделял и американский психолог Карл Роджерс (1902—1987). Он также исходил из того, что поведение человека определяется его внутренними мотивами и что человек свободен в выборе своих поступков и тем самым в определении своей судьбы. Роджерс утверждал, что человек по своей сути добр и стремится реализовать себя в обществе. Злые же и разрушительные мотивы поведения людей, которые, увы, имеют место, противоречат, по его мнению, подлинной природе человека, являются ее извращением. Утверждая это, Роджерс ссылался на свой тридцатилетний клинический опыт психотерапевта.
Такой его взгляд на природу человека «точно отождествляется с гуманистическим направлением в персонологии». Речь идет о гуманистическом направлении в современной психологии личности. Как и другие представители этого направления, Роджерс считал, что в сознании каждого человека изначально заключается стремление к самосохранению и реализации себя в обществе. По Роджерсу, каждая личность обладает «концепцией собственного Я». Ее представления о том, как она сможет реализовать себя в обществе, в общении с другими людьми, составляет ее «реальное Я». Однако человек «склонен представлять себя и в идеальном образе видеть себя тем, чем ему хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей». Это его «идеальное Я», к которому стремится приблизиться его «реальное Я». Согласно концепции Роджерса, «реальное Я» человека часто сталкивается с противоречиями между его «идеальным Я», отражающим то, чем человек хотел бы стать, и требованиями общества, проявляющимися в виде условного отношения к его поступкам, одобряющего или не одобряющего их. В то же время Роджерс считал, что само общество должно создавать условия для развития и реализации способностей каждого человека.
Каждое новое направление в науке определяет свою программу через противопоставление установкам уже утвердившихся школ. В данном случае гуманистическая психология усматривала неполноценность других психологических направлений в том, что они избегали конфронтации с действительностью в том виде, как ее переживает человек, игнорировали такие конституирующие признаки личности, как ее целостность, единство, неповторимость. В результате картина личности предстает фрагментарной и конструируется либо как «система реакций» (Скиннер), либо как набор «измерений» (Гилфорд), агентов типа Я, Оно и Сверх-Я (Фрейд), ролевых стереотипов. Кроме того, личность лишается своей важнейшей характеристики — свободы воли — и выступает только как нечто определяемое извне: раздражителями, силами «поля», бессознательными стремлениями, ролевыми предписаниями. Ее собственные стремления сводятся к попыткам разрядить (редуцировать) внутреннее напряжение, достичь уравновешенности со средой; ее сознание и самосознание либо полностью игнорируются, либо рассматриваются как маскировка «грохотов бессознательного».
Гуманистическая психология выступила с призывом понять человеческое существование во всей его непосредственности на уровне, лежащем ниже той пропасти между субъектом и объектом, которая была создана философией и наукой нового времени. В результате, утверждают психологи-гуманисты, по одну сторону этой пропасти оказался субъект, сведенный к «рацио», к способности оперировать абстрактны ми понятиями, по другую — объект, данный в этих понятиях. Исчез человек во всей полноте его существования, исчез и мир, каким он дан в переживаниях человека. С воззрениями «бихевиоральных» наук на личность как на объект, не отличающийся ни по природе, ни по познаваемости от других объектов мира вещей, животных, механизмов, коррелирует и психологическая «технология»: разного рода манипуляции, касающиеся обучения и устранения аномалий в поведении (психотерапия).
Основные положения нового направления — гуманистической школы психологии личности, которая и является в настоящее время одной из наиболее значительных психологических школ, сформулировал Гордон Олпорт.
Г.Олпорт (1897-1967) рассматривал создаваемую им концепцию личности как альтернативную механицизму поведенческого подхода и биологическому, инстинктивному подходу психоаналитиков. Олпорт возражал и против переноса фактов, связанных с больными людьми, невротиками, на психику здорового человека. Хотя он и начинал свою карьеру как врач-психотерапевт, но очень быстро отошел от врачебной практики, сосредоточившись на экспериментальных исследованиях здоровых людей. Олпорт считал необходимым не просто собирать и описывать наблюдаемые факты, как это практиковалось в бихевиоризме, но систематизировать и объяснять их. «Собирание «голых фактов» делает психологию всадником без головы», — писал он и свою задачу видел не только в разработке способов исследования личности, но в создании новых объяснительных принципов личностного развития.
Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся. Человек прежде всего социальное существо и потому не может развиваться без кон тактов с окружающими людьми, с обществом. Отсюда неприятие Олпортом положения психоанализа об антагонистических, враждебных отношениях между личностью и обществом.
При этом Олпорт утверждал, что общение личности и общества является не стремлением к уравновешиванию со средой, но взаимообщением, взаимодействием. Таким образом, он резко возражал и против общепринятого в то время постулата, что развитие — это адаптация, приспособление человека к окружающему миру, доказывая, что человеку свойственна как раз потребность взорвать равновесие и достигать все новых и новых вершин.
Олпорт одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл trite — черта. Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и являются врожденными, генотипическими, а инструментальные оформляют поведение и формируются в процессе жизни, т. е. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности.
Важным для Олпорта является и положение об автономности этих черт, которая развивается со временем. У ребенка еще нет этой автономности, так как его черты еще неустойчивы и полностью не сформированы. Только у взрослого человека, осознающего себя, свои качества и свою индивидуальность, черты становятся по-настоящему автономными и не зависят ни от биологических потребностей, ни от давления общества. Эта автономность черт человека, являясь важнейшей характеристикой его личности, и дает ему возможность, оставаясь открытым для общества, сохранять свою индивидуальность. Таким образом Олпорт решает проблему индентификации-отчуждения, которая является одной из важнейших для всей гуманистической психологии.
Олпорт разработал не только свою теоретическую концепцию личности, но и свои методы системного исследования психики человека. Для этой цели он создает многофакторные опросники. Наибольшую известность приобрел опросник Миннесотского университета (ММPI), который используется в настоящее время (с рядом модификаций) для анализа со вместимости, профпригодности и т. д. Со временем Олпорт пришел к выводу, что интервью дает больше информации и является более надежным методом, чем анкета, потому что позволяет в ходе беседы менять вопросы, наблюдать за состоянием и реакцией испытуемого.
Четкость критериев, наличие объективных ключей для расшифровки, системность выгодно отличают все разработанные Олпортом методы исследования личности от субъективных проективных методик психоаналитической школы.
Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих понятиях:
1. Человек целостен;
2. Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи;
3. Главной психологической реальностью являются переживания человека;
4. Человеческая жизнь — единый процесс;
5. Человек открыт к самореализации;
6. Человек не детерминирован только внешними ситуациями.
На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика.
Истоки гуманистической психологии | Кейн Рамзи | Ахология
«Я не руководил своей жизнью. Я его не проектировал. Я никогда не принимал решений. Вещи всегда приходили и делали их для меня. Вот что такое жизнь». — Б. Ф. Скиннер
Истоки гуманистического подхода лежат в реакции на психодинамический подход Зигмунда Фрейда и поведенческий подход Б. Ф. Скиннера. Тем не менее, идея в его основе, по крайней мере, так же стара, как Сократ, что у каждого человека есть врожденное стремление к «самоактуализации» или раскрытию потенциала своих способностей.
Для его разработки была и очень практическая причина. Вторая мировая война создала огромную потребность в консультировании, включая групповую терапию. Травмы, с которыми столкнулись многие вернувшиеся ветераны, не имели своих корней в более эзотерических понятиях психоанализа, поэтому требовался более прямой подход к консультированию, стратегия, которая могла бы удовлетворить насущные потребности и вселить чувство надежды после поистине ужасного мирового события.
Отцами-близнецами гуманистического подхода являются Карл Роджерс и Абрахам Маслоу. Они считали психоанализ чрезмерно негативным взглядом на индивидуума, со слишком большим акцентом на присутствующих патологиях. Вместо этого Роджерс и Маслоу приступили к построению позитивного подхода к личности, который рассматривает людей как хороших по своей природе со встроенной «тенденцией к актуализации» и концентрацией позитивного роста.
«Если вы планируете быть чем-то меньшим, чем вы способны быть, вы, вероятно, будете несчастливы все дни своей жизни». — Абрахам Маслоу
Гуманистический подход
Этот подход иногда называют феноменологическим, что означает, что он касается субъективного опыта индивидуума и того, что для него значит быть самим собой. Это противоречит более объективному подходу, используемому другими ветвями психологии, которые рассматривали человека объективно, полагаясь на то, что наблюдатель формирует мнение о состоянии человека. Гуманисты утверждали, что только человек может по-настоящему знать, каково это быть им, что значение поведения является личным и субъективным.
Гуманистический метод направлен на усиление человеческих качеств, таких как «выбор, творчество, взаимодействие тела, разума и духа, а также способность стать более отчужденным, свободным, ответственным, жизнеутверждающим и заслуживающим доверия»[1].
Предположения гуманистической психологии [3]
- Опыт — мышление, ощущение, чувство, воспоминание и т. д.
- Субъективный опыт является центральным и первичным индикатором поведения.
- У людей есть свобода воли. Осуществление свободы воли известно как «личная свобода воли»9.0030
- Поведение животных не является полностью точным индикатором поведения человека.
- Самоактуализация присуща.
- Люди по своей природе хороши и будут развиваться, если им будут созданы подходящие условия, особенно в детстве.
- Каждый человек и каждый опыт уникален и не может быть экстраполирован из групповых исследований.
Гуманистическое представление о себе
Роджерс заявил, что люди могут реализовать свой потенциал роста только в том случае, если у них есть «позитивное самоуважение». Кроме того, он сказал, что это могло бы произойти только в том случае, если бы они имели «безусловное положительное отношение» других, что означает, что они чувствуют, что их ценят и уважают те, кто находится в их непосредственной сфере опыта.
«Рост происходит, когда люди сталкиваются с проблемами, пытаются справиться с ними и в этой борьбе развивают новые аспекты своих навыков, способностей, взглядов на жизнь». — Карл Роджерс
Роджерс заметил, что у большинства людей проблема заключалась в том, что они воспринимали положительное отношение других как условное, тем самым ставя человека в «условия ценности». Этот сценарий создает раскол между «настоящим я» — человеком, каким он является на самом деле, и «идеальным я» — тем человеком, которым, по их мнению, он должен быть, чтобы соответствовать условиям ценности. Затем человек пытается закрыть щель между этими полками, но часто вредными способами. Это может включать в себя преследование целей, которые не принесут им удовлетворения, или искажение их взгляда на мир или на самих себя.
Например, мужчина может считать, что имеет ценность в глазах родителей только в том случае, если он зарабатывает большие суммы денег. Если затем они не заработают теоретическую сумму, соответствующую условиям, они могут отказаться от своих усилий, лишив себя всех своих профессиональных достижений, или они могут отвергнуть своих родителей, создав дополнительные причины для несчастья.
В гуманизме это ощущение себя называется «Я-концепцией». Карл Роджерс (1959) считал, что она состоит из трех компонентов:
- Представление о себе — наше представление о себе
- Самоуважение или самооценка — насколько мы ценим себя
- Идеальное Я — какими мы хотели бы быть на самом деле
Гуманистические потребности
Абрахам Маслоу разработал идею человеческих потребностей и создал теоретическую иерархию потребностей, согласно которой потребности расположены в виде пирамиды, в которой самые основные потребности находятся в основании и имеют приоритет над потребностями, расположенными выше. Он предположил, что те, кто удовлетворил свои потребности, могут стать самоактуализирующимися, редкими людьми, которые полностью реализуют свой потенциал.
Маслоу отметил, что эта иерархия подвержена изменениям, и в действительности границы между потребностями могут быть размыты и подвижны. Он также заявил, что если человек в течение длительного периода времени не удовлетворял потребности, это может привести к «фиксации». Таким образом, если кто-то подвергался большому количеству физического насилия, это могло привести к беспокойству по поводу насилия еще долгое время после того, как оно прекратилось.
Гуманистический подход не использует стандартную научную методологию из-за его акцента на субъективном опыте. Таким образом, экспериментирование не включает в себя методы исследования, а вместо этого использует качественные методы. Например, использование неструктурированных интервью, открытых анкет и дневниковых записей. Эти методы полезны для тематических исследований — выяснения того, как люди думают и чувствуют. [4]
Гуманистический подход заложил основу для нескольких новых направлений в психологии, не в последнюю очередь для «позитивной психологии» — термина, введенного доктором Мартином Селигманом в 2000 г. Позитивная психология, как и гуманизм, сосредоточена на человеческом потенциале и достижении прожитая и наполненная жизнь. Точно так же и «психология коучинга», которая также связана с реализацией потенциала.
«Цель позитивной психологии состоит в том, чтобы катализировать изменение психологии от озабоченности только исправлением худших вещей в жизни к также созданию лучших качеств в жизни». — Д-р Мартин Селигман
Справки:
1. Ассоциация гуманистической психологии. (1991) Гуманистический взгляд и методы. Получено с: https://www.ahpweb.org/index.php?option=com_k2&view=item&id=33:humanistic-view—methods&Itemid=24
2. Sammons, A. (nd). Гуманистический подход: Основы. Получено с http://www.psychlotron.org. uk/newResources/approaches/AS_AQB_approaches_HumanisticBasics.pdf
3. Гуманистическая психология (гуманизм) (n.d.) Получено с: https://www.goodtherapy.org/learn-about- терапия/виды/гуманистическая психология
4. Маклеод, Сол (2015). Гуманизм. Получено с: https://www.simplypsychology.org/humanistic.html
The Achologist — официальное онлайн-издание Achology, Академии современной прикладной психологии для профессиональных практиков и лайф-коучей.
Гуманистическая психология — Мичиганская школа психологии (MSP)
В первой половине двадцатого века в американской психологии доминировал психоанализ, за которым позже последовал бихевиоризм. Ни одна школа не признавала полностью качества человеческого потенциала или изучение ценностей, намерений и смысла человеческого существования. Возникла необходимость в новой парадигме, которая прославляла бы неотъемлемую ценность и достоинство человека. Эта парадигма должна была быть названа гуманистической психологией.
Гуманистическая психология как «Третья сила» зародилась в Детройте в начале 1950-х годов. Именно здесь соучредитель MSP Кларк Мустакас, Абрахам Маслоу, Карл Роджерс и другие впервые встретились, чтобы обсудить гуманистические принципы самоактуализации, здоровья, творчества, внутренней природы, бытия, становления, индивидуальности и смысла.
Гуманистическая психологическая ориентация является современной и интегративной школой мысли. Центральные постулаты гуманистического подхода к психотерапии включают:
- развитие способностей к самосознанию и пониманию отношений с другими людьми;
- укрепление родственных связей;
- уточнение и развитие ценностей,
- личных смыслов и жизненных целей;
- создание атмосферы взаимной заботы,
- уважение и сочувствие;
- развитие большего чувства личной свободы и выбора при уважении прав и потребностей других.
К интересам гуманистической психологии относятся:
- устремления людей, их цели, желания, страхи, возможности и реализация личностного роста, и
- качеств эмпатии, конгруэнтности, подлинности, присутствия и близости.
- Переживания утраты, трагедии и боли, которые понимаются как отражение основных вопросов, касающихся природы личности, существования и вовлеченности человека в мир.
«Гуманистическая психология стремится быть верной всему спектру человеческого опыта. Его основы включают философский гуманизм, экзистенциализм и феноменологию. В науке и профессии психолога гуманистическая психология стремится разработать систематические и строгие методы изучения человека и исцелить фрагментарный характер современной психологии с помощью все более всеобъемлющего и комплексного подхода. Гуманистические психологи особенно чувствительны к уникальным человеческим измерениям, таким как творческий опыт и трансцендентность, а также к качеству человеческого благополучия. Соответственно, гуманистическая психология нацелена прежде всего на вклад в психотерапию, образование, теорию, философию психологии, исследовательскую методологию, организацию и управление, а также социальную ответственность и изменения». 0004
*APA Division 32: Общество гуманистической психологии. (2013). О нас [Веб-страница]. Получено с http://www.apadivisions.org/division-32/about/index.aspx
Пять основных постулатов гуманистической психологии*
- Человеческие существа, как люди, превосходят сумму своих частей. Их нельзя свести к компонентам.
- Человеческие существа существуют в уникальном человеческом контексте, а также в космической экологии.
- Люди осознают и осознают, что они осознают, т. е. они сознательны. Сознание человека всегда включает в себя осознание себя в контексте других людей.
- У людей есть выбор и, соответственно, ответственность.
- Люди преднамеренны, стремятся к целям, осознают, что они вызывают будущие события, и ищут смысл, ценность и творчество.
* Ассоциация гуманистической психологии. (2006). Пять основных постулатов гуманистической психологии. Journal of Humanistic Psychology , 46 (3), 239.