Ограничители свободы внешние и внутренние: «Свобода человека и её ограничители».

Разработка урока по обществознанию «Свобода – условие самореализации личности. Свобода и её ограничители. Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности»

ТЕМА: Свобода–условие самореализации личности. Свобода и её ограничители. Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

Цели: Задачи: Знать и осознавать свободу человека. Определять свой выбор и нести ответственность. Знать гражданские права. Уметь: Правильно выбирать свободу своего выбора и нести ответственность План:1. Свобода человека. 2. Мера свободы 3. Ограничение свободы является 4.Свобода и ответственность 5. Гражданские (личные) права человека и гражданина Выводы. Итог урока.

1.Свобода человека — это его самореализация, осуществление и воплощение своего человеческого потенциала, самореализация осуществляется не в вакууме, а в реальной материальной природной и социальной среде. Поэтому она неизбежно наталкивается как на содействие, так и на сопротивление всяких обстоятельств, в том числе и общественных. Это сопротивление есть важный ограничитель свободы человеческой жизнедеятельности. Человек свободен до тех пределов и постольку, до каких и поскольку он может преодолевать это сопротивление. Если не может, он не свободен. Отсюда, между прочим, следует, что объективный мир несет в себе определенные элементы человеческой несвободы, объективность как таковая в определенной мере противостоит свободе. В этом отношении духовный мир человека обеспечивает совершенно иные условия. Человек может, как он хочет, оперировать с духовно-идеальными объектами, создавать из них любые сочетания, конструировать любые самые фантастические образы. Другим, не менее мощным барьером свободы человеческой жизнедеятельности является сопротивление мира общественных отношений. Каждый человек живет и действует в реальном мире социальных взаимосвязей, множества самых различных социальных контактов. Человек вносит изменения в общественный мир и тем самым объективирует себя, как бы раскрывает себя. Естественно, это его изменение в обществе вызывает ответную реакцию со стороны множества людей, с которыми он реально связан и чьи интересы он в той или иной степени задевает. И эти реакции, эти оценки для человека чрезвычайно важны. Они — эти реакции — выступают и как побудительные мотивы, катализаторы человеческой деятельности, и как своеобразные ограничители его свободы, побуждающие его воздерживаться от каких-то действий или реализовывать их в урезанном виде. Точно так же и мир общественных предписаний, юридических норм, традиций, влияние сложившихся авторитетов ограничивают возможности самореализации человека, заставляя его или отказываться от многих своих намерений, или приспосабливаться к требованиям общества. В связи с этим следует заметить, что человеческие отношения, социальность в широком смысле слова, так же как и объективность мира, выступают в определенном смысле как ограничители человеческой свободы, препятствие на пути ее реализации. Это вытекает из самой реальности общества как формы связи людей, из объективности общественных отношений и связей вообще. С этой точки зрения духовная жизнедеятельность человека развертывается в иных условиях. Здесь нужно обратить внимание еще на одну черту духовности, идеальности. Идеальность абсолютно субъективна, она существует только во внутреннем духовном мире личности, она видима, осязаема только внутренним зрением человека. В этом смысле духовно-идеальная деятельность человека абсолютно суверенна и закрыта от внешнего мира, она не раскрывается полностью. Эта закрытость от внешнего мира, эта интимность духовной жизни человека, свойственная самому существу человеческого бытия отражает его самые фундаментальные основы. «В это внутреннее убеждение человека невозможно вторгнуться, над ним нельзя совершить насилие, и моральная норма поэтому недоступна. Ценность человека определяется его внутренним повелением, и точка зрения морали есть, таким образом, для себя сущая свобода» (Гегель Г. Но если духовно-идеальный мир человека абсолютно закрыт и защищен от внешнего социального мира, то, стало быть, в этом мире человек не испытывает давления со стороны других людей, социальных связей и зависимостей, социальных норм, традиций, предписаний и привычек. Человеку здесь нечего опасаться возможной реакции общества. Это означает, что в данном случае нет общественного барьера духовной жизнедеятельности, человеку нет нужды оглядываться на возможные запреты и предписания, он может думать, желать, отвергать так, как будто бы этих запретов вообще нет В этом отношении духовная жизнедеятельность человека на несколько порядков более свободна, чем его объективированная социально-предметная деятельность.

Говоря о мере свободы духовной жизнедеятельности человека, было бы ошибочно сводить все дело к чисто механическому сопоставлению духовной и материально-предметной деятельности человека, фиксировать, что в одной области эта мера выше, в другой — ниже. Свобода — это не качество деятельности как таковой, будь то духовно-идеальная или предметная деятельность. Свобода — это глубинное, основополагающее качество человека вообще. Именно в своей духовности, в ее раскованности и свободе он выступает наиболее явно как человек. 2. Мера свободы — это мера человечности человека. Справедливо писал Гегель: «Человек как таковой свободен… Свобода духа составляет самое основное свойство его природы»

1 «Свобода есть возможность действовать, не вводя в обсуждение своих поступков боязни общественного наказания телесного или страх голода, или даже боязни порицания, если только оно не исходит от друга» 2 «Фермент новизны, творческая устремленность к будущему заложены в глубине индивидуального духа, все новое как бы начинается из ничего в том таинственном глубочайшем центре личности, который мы зовем его свободой 3 «Место свободы в мире определено ее связью с тем, что до человека и без него не существует, — с идеальным как «продуктом» мышления. В способности творить то, чего не было до сознания и не возникло бы без сознания — важнейшая характеристика человека Духовность человека не только не отбрасывает его индивидуальность, не только не сводит ее к некой второстепенной величине, но, напротив, сохраняет, прямо произрастает на этой индивидуальности и ее непосредственно воплощает. Смысло-ценностное самоутверждение человека. Выделяя такие фундаментально-глубинные качества человека, как духовность, творчество, свобода, мы бы, пожалуй, рядом с ними поставили такое качество человеческого бытия, как смысло-ценностное самоутверждение. Суть этого качества заключается в том, что для каждого человека все его деяния, вся его жизнь выступает как определенное утверждение смысла этой жизни, ее ценности. Что бы человек ни делал, какие бы цели ни преследовал — строя ли себе жилище, изобретая новые технологические схемы, сочиняя романы, воспитывая детей, воюя с агрессорами и т.п., — всегда и везде он ищет и утверждает для себя свой собственный смысл, индивидуально-человеческую самоценность.

Хорошо об этом писал Гегель: «Бесконечное право субъекта заключается в том, что сам он находит удовлетворение в своей деятельности, в своем труде. Если люди должны интересоваться чем-либо, они должны сами участвовать в этом, находить в этом удовлетворение для чувства собственного достоинства. .. Поэтому ничего не происходит и ничего не производится без того, чтобы действующие индивидуумы не получали удовлетворения; это — частные лица, т.е. у них имеются особые, свойственные им потребности, стремления, вообще интересы; в числе этих потребностей у них имеется потребность не только в том, чтобы обладать собственными потребностями и собственной волей, но и в том, чтобы у них имелись собственные разумение, убеждение или, по крайней мере, мнение, соответствующее их личным взглядам, если только пробудилась потребность иметь суждение, рассудок и разум. Затем люди, если они должны действовать для дела, хотят также и того, чтобы оно вообще нравилось им, чтобы они могли принимать в нем участие, руководствуясь своим мнением об его достоинствах, о его правоте, выгодах, полезности» По существу, человек потенциально беспределен, потенциально универсален. Его уникальность, неповторимость, воплощенные в духовном мире, в неизбывном устремлении к творчеству, в глубинном полагании свободы, в жизнедеятельности как смысло-ценностном самоутверждении и обусловливают эту его потенциальную беспредельность Н. А. Бердяев писал: «Каждый человек по своей внутренней природе есть некий великий мир — микрокосм, в котором отражается и пребывает весь реальный мир и все великие исторические эпохи; он не представляет собой какой-то отрывок вселенной, в котором заключен этот маленький кусочек, он являет собой некоторый великий мир, который может быть по состоянию сознания данного человека еще закрытым, но по мере расширения и просветления его сознания внутренне раскрывается.

1 «Никакой социальности, никакой реальности вне человека и над человеком нет… всякое социальное производио от индивидуального» (Трубников И.Т. Проблема смерти, времени и цели человеческой жизни. (Через смерть и время к вечнос-ти)
2 «Вся трудность теоретической стороны вопроса о взаимоотношении личности и общества проистекает именно от того, что они берутся в качестве каких-то самодовлеющих и противостоящих друг другу субстанций.

В процессе своей жизнедеятельности человек созидает общество как некий объективированный системный социальный мир. Он воплощен в материальной и духовной культуре, в преобразованной природной среде, «второй» природе, в техноструктуре, в языке, символах, значениях, смыслах, традициях. «Благодаря закреплению своих достижений в окружающем его предметном мире человек получает возможность безграничного совершенствования как своей родовой человеческой сущности, так и каждого индивида в отдельности. Каждое новое поколение начинает свою деятельность в условиях более развитой действительности, чем его предшественники, его «деятельность усвоения» мира человеческой культуры оказывается более высокой деятельностью, чем деятельность предшествующего поколения, сами «деятельные» индивиды — «иными» индивидами»

3. Ограничение свободы является одним из относительно новых видов наказаний, призванных стать альтернативой лишению свободы.При этом можно говорить об ограничении свободы как уголовной санкции в широком и узком смысле. В широком смысле это понятие включает в себя также фрагментарное заключение и домашний арест как уголовно-правовую меру. В большинстве из указанных стран ограничение свободы является самостоятельным видом наказания. В некоторых государствах (Куба, Мексика, Франция) оно назначается только в качестве замены лишения свободы .В международном праве нет общего определения ограничения свободы как уголовной меры, указываются лишь черты его режима. Так, Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) 1990 года, рекомендуют в числе прочих альтернативных санкций применять «направление в исправительное учреждение с обязательным ежедневным присутствием». Единого подхода к определению содержания данного вида наказания не существует даже в рамках СНГ. В большинстве стран ограничение свободы предполагает помещение лица, по общему правилу, в уголовно-исполнительное учреждение при отсутствии изоляции от общества.

Самый дорогой подарок, что получил человек от Бога – это свобода выбора. Души приходят на Землю, имея свое предназначение. Но, в принципе, никто не запрещает нам выбирать любой жизненный путь. У нас есть свобода выбора. Однако, при этом надо осознавать, что это наш личный выбор, и что свобода выбора и ответственность тесно связаны между собой.

 4.Свобода и ответственность

Делая свой выбор, мы всегда ответственны за него. человек волен выбирать, кем стать. Но любой выбор предполагает цену и последствия. Любую мечту можно осуществить. Вопрос только в том, согласен ли человек заплатить за это своими годами или своими усилиями или еще чем-то. А если пожалеешь себя и не предоставишь достойной платы, то, соответственно, твое будущее будет уже иным.

Мы ответственны за свое будущее.

Когда человек вступает в брак, он принимает ответственность за счастье и благополучие своих любимых и свою семью. Совместная жизнь – это не просто постоянный партнер для секса под боком.

Настоящая ответственность за семью предполагает постоянный труд во благо своей второй половинки. Это и изучение психологии партнера, и подстройка к нему, и желание сделать ему хорошо, быть аккуратным, чтобы не причинить боль.

Мы ответственны за свое партнера в браке.

Особая ответственность у нас за будущее наших детей. Если зачатие происходит без любви, то оба партнера ответственны, что у их детей будет поломанный моральный и психический облик. Если ребенок зачат в болезни или по пьянке, то партнеры отвечают за его будущее здоровье и вредные привычки, что возникают как бы на пустом месте. Рожая детей, мы ответственны за их здоровье, воспитание и будущее, мы закладываем их счастливую жизнь.

Мы ответственны за своих детей.

На своем рабочем месте каждый из нас ответственен за любые последствия своей халатности. Ошибка врача и автомеханика может стать причиной человеческой смерти и началом целой цепочки негативных последствий.

Если умрут родители, дети остаются сиротами. Тогда они могут не получить должного образования и воспитания.

Ошибка педагога может и не привести к смерти, но может покалечить жизнь ребенку.

Мы ответственны за свои действия.

Как вы видите, любой самостоятельный шаг предполагает, что человек берет на себя ответственность за свой поступок. Проверьте, готовы ли вы к такому шагу. Ответственность сосредоточена на действиях к ведет к результатам. Она приводит человека к возможностям, к точке, где он может сделать свой новый выбор. Взять на себя ответственность означает принимать решение, действовать и быть готовым к последствиям своих поступков. Самый общий фундаментальный закон Вселенной – это закон Быть ответственным – это значит, осознавать, что ты являешься ПРИЧИНОЙ всего того, что происходит с тобой. Такой человек осознает все последствия своих мыслей, слов, решений, действий и реакций. И если он допускает ошибку, то старается ее исправить. Он знает, что любая ошибка приносит ему опыт.

Отсюда следует два очень важных вывода:

  1. Мы никого не можем винить за то, что происходит с нами. Никто не отвечает за последствие наших решений.

  2. Мы не можем винить себя за решения и выбор других людей. Мы не обязаны отвечать за их действия.

Все, что нас окружает, – люди, ситуации, проблемы и удачи – все это есть отражение нашего внутреннего мира.

Когда мы принимаем на себя ответственность за свою жизнь, то, прежде всего, мы принимаем эту истину. Можно годами изучать закон Отражения, но без понимания личной ответственности мы не сможем изменить свою судьбу.

 5. Гражданские (личные) права человека и гражданина

Гражданские (личные) права человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения, неувязаны напрямую с принадлежностью к гр-ву РФ, необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства, частной жизни.
1. Право на жизнь, ст. 20 КРФ.
В последние годы в РФ отменена смертная казнь за нарушение правил в валютных операциях, за хищение гос. или общ. имущества в особо крупных размерах, за получение взятки.
2. Право на охрану гос-вом достоинства личности, ст. 21 КРФ.
Эта норма регулирует этику поведения работников гос. органов при обращении с другими людьми, уважительное к ним отношение, особенно к лицам преклонного возраста, инвалидам и участникам войны.
3. Право на неприкосновенность личности, ст. 22.
4. Право на неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телеграфных и телефонных переговоров, ст. 23 и 24.
5. Право на неприкосновенность жилища, ст. 25.
В соответствии с з-ном РСФСР «О милиции» от 18 апр. 1991 г. предусмотрено право милиции входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления либо при наличии достаточных оснований полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай и для обеспечения безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях и массовых беспорядках. О всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в них граждан милиция уведомляет прокурора в течение 24 часов.
6. Право определять и указывать свою нац. принадлежность, пользоваться родным языком, ст. 26.
7. Право на свободу передвижения, ст. 27(I).
25 июня 1993 г. был принят з-н РФ «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ». Он отменил прописку и ввел регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и жительства в ее пределах. З-н устанавливает ограничения, кот. касаются местностей, в кот. существ. особый режим (пограничн. зоны, военные городки, зоны экологич. бедствия, территории, где введено ЧП и т.д
8. Право Свободно выезжать за тер-рию РФ и беспрепятственно возвращаться, ст. 27 (I).
Действует з-н РФ «О порядке выезда из РФ и въезде в РФ от 15 августа 1996
9. Свобода совести и свобода вероисповедания, ст. 28.
Действует з-н «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сент. 1997 г.
10. Свобода мысли и слова, массовой ин-ции, ст. 29.
В соответствии с з-ном РФ от 27 дек. 1991 «О СМИ» не допускается использование СМИ:
а) в целях уголовно наказуемых деяний
б) для разглашения сведений, составляющих гос. или иную охраняемую з-ном тайну
в) для призыва к захвату власти, насильственному изменению конст. строя и целостности гос-ва, разжигания национальной, классовой, соц., религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны.
Запрещается использование в теле-, видео-, а также кино скрытых вставок, воздействующих на сознание людей (эффект 25 кадра).
Учредителями СМИ может быть любой гражданин России, достигший 18 лет, кроме лиц, отбывающих заключение в местах лишения свободы и больных душевно. Подлежит суд защите. 

Конспект занятия по теме «Свобода человека»

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № ___

Дисциплина: обществознание

Тема: Свобода человека

Цель занятия: создать  условия для формирования у обучающихся  представления о свободе личности в различных ее проявлениях и признаках свободного общества  как  важнейших  ценностей  современной цивилизации

Планируемые результаты

Предметные: владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов.

Метапредметные: самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

Личностные: гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности

Норма времени: 2 часа

Вид занятия: лекция информационная

План занятия:

  1. Свобода как условие самореализации личности.

  2. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества).

  3. Выбор и ответственность за его последствия.

  4. Гражданские качества личности.

  5. Правомерное поведение – как жизненный ориентир и ценность.

Оснащение: учебник, тетрадь.

Литература: Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей.

Обществознание. 10 кл. Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.А, Белявский А.В. и др. М.: Просвещение, 2014

Преподаватель: Шумская Н.В.

Тема: Свобода человека

План:

  1. Свобода как условие самореализации личности.

  2. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества).

  3. Выбор и ответственность за его последствия.

  4. Гражданские качества личности.

  5. Правомерное поведение – как жизненный ориентир и ценность.

Вопрос 1. Свобода как условие самореализации личности.

Часто доводится слышать выражения типа «стремление к свободе как самореализации личности», «свобода – цель самореализации». Возникает вопрос – является ли свобода самореализацией личности, не происходит ли тут путаницы понятий?

Для того, чтоб разобраться в том имеет ли выражение «свобода как самореализация личности» смысл, имеет смысл разобраться вначале с тем, что являют собой понятия «личность», «самореализация» и «свобода».

Определений понятия «личность» существует немало. Основное значение их сводится к тому, что личность – это некая совокупность выработанных человеком привычек и предпочтений, на которые наложили отпечаток общественный опыт и образование.

Личность формируется в конкретных социальных условиях, которые и определяют в большинстве своем его поведение в различных ситуациях.

Самореализация — это выявление и реализация человеком своих возможностей и способностей – как творческих, так и личностных. Самореализация это, собственно, самоутверждение себя как личности.

Свобода – это способность человека делать осознанный выбор, обоснованием которому являются его интересы и стремления, это возможность создавать условия для реализации себя как личности.

Теперь вернемся к тому, с чего начали – является ли выражение «свобода как самореализация личности» таким, которое имеет смысл, является ли свобода – целью самореализации?

Опираясь на приведенные выше обобщенные трактовки основных понятий, можно сделать вывод, что самореализация – это действие, направленное на развитие своих возможностей и утверждения себя как личности, а свобода – возможность создать условия для этого, средство для достижения этих целей.

Свобода нам нужна не просто так, а именно как возможность, как инструмент для самореализации.

Поэтому словосочетание «свобода как самореализация личности» употреблять не стоит правильнее будет «свобода как средство для самореализации личности».

Вопрос 2. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества).

Абсолютной, безграничной свободы быть не может, т.к. полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других. А один из ограничителей здесь — права и свободы других людей.

Рассмотрим ситуацию. Современное общество предоставляет человеку разнообразные средства, помогающие избавиться от угнетенного, депрессивного состояния. Среди них есть и такие (алкоголь, наркотики), которые неумолимо разрушают человеческий организм. Делая свой выбор, человек, который знает о такой опасности, может пренебречь этим, но тогда его неминуемо ждет расплата, причем платить придется самым дорогим — собственным здоровьем, а иногда и жизнью.

Иначе говоря, подлинно свободный человек не будет рабом своих сиюминутных настроений и пристрастий. Он изберет здоровый образ жизни. В данном случае, помимо осознанной опасности, человека побуждают действовать так, а не иначе и определенные общественные условия.

Ответственность – неблагоприятные последствия в случае нарушения установленных правил, это ограничение свободы человека.

Внешние – нормы морали, права, традиции, обычаи, общественное мнение.

Оно проявляется прежде всего в сознательной готовности человека следовать установленным нормам, оценивать свои поступки с точки зрения их последствий для окружающих, принимать санкции в случае допущенных нарушений.

Как показывают исследования психологов, большинство людей склонны принимать на себя ответственность за свои действия. Однако возникают ситуации, когда чувство ответственности притупляется.

Так, человек в толпе способен на такие действия — оскорбительные выкрики, сопротивление представителям правопорядка, различные проявления жестокости и агрессии, которые он никогда бы не совершил в иной обстановке.

В данном случае влияние оказывает не только массовость выступлений, но в первую очередь анонимный характер деятельности людей.

Вопрос 3.Выбор и ответственность за его последствия.

Ядро свободы — это выбор, который всегда связан с интел­лектуальным и эмоционально-волевым напряжением челове­ка (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничения­ми определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит и от условий реализации свободы, сложившихся форм обществен­ной деятельности, уровня развития общества и места челове­ка в общественной системе.

 

Свобода — это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совер­шать поступок в соответствии со своими целями, интере­сами, идеалами и оценками, основанными на осознании объ­ективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

 

Свобода есть там, где есть выбор. Но только свобода выбо­ра порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответ­ственность — две стороны сознательной деятельности че­ловека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

 

Ответственность — социально-философское и социоло­гическое понятие, характеризующее объективный, истори­чески конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осу­ществления предъявляемых к ним взаимных требований.

 

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фун­дамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

 

Выделяют следующие виды ответственности:

— историческая, политическая, нравственная, юридичес­кая и т. д.;

— индивидуальная (персональная), групповая, коллек­тивная.

Социальная ответственность выражается в склоннос­ти человека вести себя в соответствии с интересами дру­гих людей.

 

По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого челове­ка (индивидуальная, персональная ответственность).

 

Только свободная и ответственная личность может полно­ценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

Вопрос 4. Гражданские качества личности.

Гражданские качества личности проистекают из личностных качеств, а также находятся в тесной взаимосвязи между собой, сочетаются друг с другом и образуют определенную целостность, единство.

Воспитание гражданственности личности определяется объективным состоянием общества, уровнем развития демократии, гуманности. Основные черты гражданского облика личности закладываются в детском, подростковом, юношеском возрасте на основе опыта, приобретаемого в семье, школе, социальной среде, и в дальнейшем формируются на протяжении всей жизни человека.

К основным элементам гражданственности относится нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, способности выполнять свои обязанности, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств. Нравственная культура базируется на общечеловеческих моральных ценностях, а правовая культура выступает в качестве субъективной основы и предпосылки существования правового государства, для которого характерна высокая степень востребованности гражданских качеств людей.

Основная цель гражданского воспитания — воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремления к миру, потребности в труде на благо общества.

Гражданская позиция – это система, состоящая из трех структурных элементов:

эмоционально-чувственный компонент – совокупность гражданских чувств личности, к которым относятся чувства долга, чести, достоинства, осознания гражданских требований и внутренние установки в правильности выбранного поведения;

интеллектуальный компонент – совокупность мировоззренческих гражданских взглядов личности: от простых знаний о государстве, правах и обязанностях граждан до широких морально-политических обобщений, иными словами, до становления гражданского мышления, под которым мы понимаем способность осмысливать, анализировать, сравнивать, обобщать, оценивать сложные социально-политические явления, происходящие в России и мире, устанавливать их взаимосвязь и противоречивость;

деятельностный компонент, характеризующий готовность использовать знания и убеждения в жизни и выражающийся в гражданской ответственности и активности личности.

Гражданские качества – это качества личности, характеризующие её способность к активному проявлению своей гражданской позиции через социально значимую, практико- ориентированную деятельность.

Патриотизм,уважение к закону,толерантность,высокая нравственность,любовь к Родине,самоотверженность во имя её,небезразличие к судьбе своей страны, активность в жизни своего государства. 

Вопрос 5. Правомерное поведение – как жизненный ориентир и ценность.

Правомерное поведение — поведение соответствующее правовым нормам, не нарушающее их. Такое поведение, как правило, имеет общественную пользу, одобряется обществом. Можно отметить следующие признаки правомерного поведения:

— правомерное поведение ограничено установленными правовыми нормами.
— правомерное поведение полезно для общества, оно не противоречит его интересам и целям. В связи с этим выделяют необходимое (желательное) и нежелательное, но социально допустимое правомерное поведение.
— правомерное поведение осуществляется на добровольноми осознанном основании.

— правомерное поведение должно быть распространено среди большинства населения (что не исключает различного отношения людей к праву), в противном случае (массового нарушения правовых норм) общество перестало бы нормально функционировать (что обычно имеет место при революциях, гражданских войнах или других социальных катаклизмах).

Что же заставляет основную часть населения действовать правомерно? Страх из-за возможной юридической ответственности? Боязнь наказания? Личные убеждения? Привычка?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим более подробно виды правомерного поведения, которые выделяют в зависимости от главного мотива.

Социально активное поведение — высшая форма правомерного поведения, соответствующая высокому уровню правосознания и правовой культуры, ответственности и добровольности.

Конформистское поведение основано на подчинении правовым предписаниям без их глубокого и всестороннего осознания, без высокой правовой активности.

Маргинальное правомерное поведение тоже соответствует правовым предписаниям, но находится под воздействием государственного принуждения, продиктовано страхом перед наказанием.

Значение социальных предпосылок состоит в том, что люди всегда действуют в определённой социальной среде, которая оказывает на них самое разнообразное влияние. Ведь мы с вами являемся участниками множества социальных связей, каждая из которых в определённой мере влияет на поведение человека.

Предпосылкой правомерного поведения служит понимание людьми справедливости и полезности правовых установлений, социальная зрелость и юридическая грамотность. Правомерное поведение опирается на развитое правосознание и правовую культуру, которые позволяют отличить допустимое поведение от недопустимого. Высокий уровень правосознания общества и отдельной личности определяет правовую культуру всего общества, способствует выработке и распространению правомерного поведения.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте определение понятию «свобода».

  2. К чему может привести неограниченная свобода выбора?

  3. Какова связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность»?

  4. Что такое «гражданские качества личности»?

  5. Назовите виды правомерного поведения.

Свобода — Фонд экономического образования

Как обычно представляется, свобода — это негативная идея, простое отсутствие ограничений. Это не кажется очень ценным понятием. Младенец, оставленный совсем один, не был бы ограничен, но у него не было бы большой свободы. Все, что он мог сделать, это умереть. Я предпочитаю позитивно измерять свободу теми вещами, которые человек может делать. Чем шире диапазон деятельности, в которой он может принимать участие, тем больше его свобода.

Действия человека можно ограничить двумя способами. Во-первых, они могут быть ограничены приказами диктатора, правительства или его соседей. Это внешние ограничения, и отсутствие такого рода ограничений можно было бы назвать внешней свободой. Во-вторых, они могут быть ограничены его собственными способностями или отсутствием способностей. Это внутренние ограничения, и отсутствие такого рода ограничений можно было бы назвать внутренней свободой. Без внутренней свободы внешняя форма ничего не стоит. Поэтому я сначала обсуждаю внутреннюю свободу.

Возможно, многие спросят, как может быть ограничена свобода личности? Лучше всего это показать на примерах.

У квалифицированного рабочего больше свободы, чем у неквалифицированного. Ибо неквалифицированные могут делать только грубую работу. Квалифицированный рабочий тоже может выполнять грубую работу, если захочет, но это не обязательно. Кроме того, он может выполнять работу, требующую навыков. Ему доступен более широкий спектр деятельности. У него больше свободы.

У образованного человека гораздо больше свободы, чем у необразованного. Ведь необразованный человек может заниматься только ручным трудом. Образованный человек может и заниматься физическим трудом, если захочет, но не обязан. Кроме того, он может заниматься работой интеллектуального характера. Перед ним открывается гораздо более широкий спектр деятельности. У него намного больше свободы.

Человек с хорошими моральными качествами имеет больше свободы, чем тот, у кого его нет в этом отношении. Преступники в это не верят. Они говорят, что могут подчиняться моральным правилам, если захотят, но не обязаны. Но за эту небольшую свободу они отказываются от гораздо большего, чем получают. Предположим, например, что человек был виновен в краже. Он никогда не сможет получить должность в банке или любую другую доверительную должность. Единственным проступком он лишил себя самых желанных возможностей в жизни. Он сильно урезал свою свободу. Подобные последствия следуют из любого другого нарушения морального кодекса. Причина этого проста. Когда люди живут в тесном контакте, эффективное сотрудничество требует, чтобы их поведение соответствовало определенным правилам. Эти правила составляют моральный кодекс. Для собственного успеха общество автоматически развивает механизмы, которые благоприятствуют тем, кто соответствует этому кодексу, и противостоят тем, кто не соответствует этому кодексу.

Воспитание на пути к свободе

Все примеры, которые я привел, относятся к сфере образования. Даже хорошие нравы — это форма воспитания, приобретаемая теми, кому посчастливилось родиться и вырасти в подходящей среде. И только через образование человек может расширить свои возможности и тем увеличить свою свободу.

Под образованием я подразумеваю не только то, чему учат в школе. Это только начало. Управление делами нации включает в себя массу «ноу-хау», усвоенных на улице и на фабриках, большая часть которых существует только как обычай. Хорошей иллюстрацией этого является Западная Германия в конце второй мировой войны. В то время в Западной Германии было широко распространено разрушение промышленности. Что еще хуже, Соединенные Штаты и их союзники в течение нескольких лет после прекращения боевых действий сняли оборудование с нескольких оставшихся заводов и отправили его в Россию. Тем не менее, 10 лет спустя Западная Германия была самой процветающей страной в Европе, уступая в промышленном отношении только Соединенным Штатам во всем мире, и люди из других частей Европы стекались в Западную Германию, чтобы воспользоваться имеющимися там большими возможностями. Причина этого ясна. Когда боевые действия прекратились, немцы были не толпой необученных людей, а группой, состоящей из людей, способных делать все, что нужно в современном государстве. Получив контроль над своими собственными делами, они за короткое время добились того, что бизнес страны работал гладко и продуктивно.

Сравните это с Конго. Под давлением коренного населения и благонамеренных чужаков бельгийцы, руководившие делами нации, ушли. Сразу наступил хаос. У огромной массы людей не было ни одного из качеств, необходимых современному государству. Оставшись в одиночестве, такой народ может только погрузиться в дикость, стать жертвой голода, болезней и суеверий. Под внешним управлением они могли бы пройти необходимое обучение, но для этого потребовалось бы по крайней мере поколение, и в этот период они, конечно, не были бы свободны.

Вывод таков, что без образования невозможна полноценная свобода.

Внешние влияния

Это подводит меня ко второй части моего обсуждения, ограничениям свободы, налагаемым внешними факторами. Оставшись совсем один, у человека было бы очень мало свободы. Все его время будет необходимо, чтобы остаться в живых. Таким образом, некоторая форма сотрудничества с другими является практической необходимостью, а это требует некоторого ограничения индивидуальных действий.

Проблема состоит в том, чтобы разработать такой тип сотрудничества, который позволит индивидууму делать все, что в его силах. Сложность в том, чтобы сделать это из-за быстрого прогресса в человеческих делах, который быстро делает любое подробное устройство устаревшим. На скорость этого продвижения указывают некоторые факты.

Во-первых, более половины всего, что мы сейчас знаем, было разработано при моей жизни. Это была работа науки, ибо наука — это просто человеческое понимание вселенной, включая его понимание человека как части вселенной.

Второй факт заключается в том, что более 90 процентов всех когда-либо живших ученых живы и работают, и их число неуклонно растет. Благодаря усилиям этих людей прогресс в будущем, безусловно, будет гораздо более быстрым, чем при моей жизни.

В этих условиях любой подробный план, разработанный правительством, быстро устаревает и должен быть пересмотрен. В рамках правительственной операции этот пересмотр является просто выбором одного человека или небольшого числа людей. При свободе быстро принимаются лучшие методы, предложенные кем бы то ни было, в силу их превосходства.

Эффект свободы, таким образом, заключается в максимальном разнообразии человеческих дел. Из-за большого количества неизвестных ценность любой предлагаемой процедуры обычно не может быть определена разумом, а должна быть проверена путем испытаний. Количество предложений, количество испытаний и, следовательно, количество найденных превосходных методов является наибольшим, когда каждый человек делает свой собственный выбор.

Это причина свободы и причина, по которой свобода в конечном итоге восторжествует.

Эта страница в значительной степени зависит от JavaScript.

Пожалуйста, включите JavaScript и перезагрузите страницу, чтобы воспользоваться нашими современными функциями.

Свобода без ограничений и ответственности

Оскар Эванс

«Если бы люди были ангелами, не было бы необходимости в правительстве. Если бы ангелы управляли людьми, то не было бы необходимости ни во внешнем, ни во внутреннем контроле над правительством. При создании правительства, которым должны управлять люди над людьми, великая трудность заключается в следующем: вы должны сначала дать правительству возможность контролировать управляемых; и, во-вторых, заставьте его контролировать себя».

— Джеймс Мэдисон в The Federalist 51

Пока я пишу это, группа трусливых хулиганов находится возле личной резиденции представителя штата Айдахо. Дом, где он и его жена живут со своими детьми. Их замок, где они вместе едят, спят, молятся и отдыхают вдали от тягот, опасностей и забот этого мира.

Его избиратели и другие лица, в том числе активисты и агитаторы из-за пределов его округа, могут связаться с ним по телефону, электронной почте, в социальных сетях, в коридорах Капитолия штата, в залах комитетов и на собраниях и, вероятно, другими способами, которые мне еще предстоит узнать.

учитывать.

Но эти трусы вместо этого решили появиться в своем личном доме по одной причине — попытаться запугать и запугать его и его семью. Мы все должны согласиться с тем, что это неприемлемо, независимо от нашей позиции по какому-либо конкретному закону или акту.

Они стоят у его дома на тротуаре с факелами и вилами, пытаясь запугать его, потому что он поддерживает законопроект, который… подождите… запрещает протесты в частной резиденции государственного чиновника.

По иронии судьбы, в «Федералисте 51» Мэдисон намеревался показать необходимость сдерживания правительства со стороны управляемых, а не народа. Протестующие утверждают, что их не слышат. Возможно, стоит учитывать, что только потому, что чьи-то голоса не подтверждаются или не одобряются, не означает, что их не слышат. Но. конечно, это чувство, которое требует разума и базового понимания, чтобы рассмотреть и понять.

Я подозреваю, что многие активисты с факелами и вилами с радостью и быстро поправят вас, если вы осмелитесь назвать нашу Конституционную республику демократией.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts