Окружающий мир опыты с водой 3 класс: Свойства воды — урок. Окружающий мир, 3 класс.

Исследуем свойства воды – опыт с водой (3 класс, окружающий мир)

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 120.

Обновлено 29 Июня, 2021

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 120.

Обновлено 29 Июня, 2021

На Земле 71 % поверхности покрыто водой. Это Мировой океан и воды материков. В составе всех живых организмов присутствует вода, поэтому без воды жизнь на планете невозможна. Многие природные явления объясняются свойствами воды. Для того чтобы лучше их понять, исследуем свойства воды на примере разных явлений в быту или природе.

Простейшие свойства

Такие свойства воды, как текучесть, прозрачность, отсутствие цвета и запаха, хорошо известны.

Текучесть воды хорошо видна на водопадах.

Рис. 1. Водопад Серебряный призрак, Камчатка.

Где найти воду с запахом? Рядом с вулканом вода имеет резкий запах, так как насыщена газами.

Если в реке мутная вода, животные ориентируются, используя эхолокацию и слух, например, амазонский дельфин.

Что нужно для опытов

Перед исследованием нужно подготовить посуду и вспомогательные материалы.

  • Понадобятся прозрачные стаканы, 2 миски, 2 колбы с трубкой.
  • Приготовить ложки, сахар, соль, краски, мел, растительное масло, фильтровальную бумагу, воронку.
  • Принести кочан китайского салата.
  • Заранее приготовить лёд.

Вода — растворитель

Налить воду в 2 стакана, в один насыпать сахар, в другой — соль. Размешать, попробовать. Сахар и соль растворились, у воды появился вкус. Так же поступает хозяйка, когда варит компот или суп.

Налить воду в 2 стакана, в один налить масло, в другой насыпать мел. Размешать. Масло плавает в воде, от мела вода белая. Видно, что вода растворяет не все вещества.

Вырезать кружок из фильтровальной бумаги, свернуть, положить в воронку, налить воду с мелом. Из воронки капает чистая вода, мел остаётся на фильтре. Песок — природный фильтр. Вода, просачиваясь через слои песка, очищается, — в колодец поступает чистая вода.

По тонким сосудам вода двигается вверх. Свежесорванные листья салата изменят цвет, если поставить их на 1–2 дня в подкрашенную воду. Это свойство важно для растений, вода добирается до самых тонких веточек. Так же подкрашивают розы.

Рис. 2. Синяя роза.

Вода и лёд

Налить в 2 колбы воду, вставить трубки. Одну поставить в миску со льдом — вода опустится, её объём уменьшится. Вторую поставить в горячую воду — вода по трубке поднимется. Горячая вода увеличивается в объёме, поэтому в чайник не наливают слишком много воды.

Налить полный стакан воды, поставить в морозильник. Через день лёд поднялся над стаканом, его объём больше, чем объём воды.

В регионах с морозной зимой водопроводные трубы прячут под землю, иначе их разорвёт замёрзшая вода.

Достать из формочки лёд, опустить в воду. Лёд плавает, так как он легче воды. Это свойство видно во время ледохода.

Рис. 3. Ледоход.

Что мы узнали?

Опыты с водой демонстрируют её свойства: способность растворять или не растворять разные вещества, увеличиваться или уменьшаться в объёмах, в зависимости от температуры. Наблюдая природные явления, можно увидеть, как влияют свойства воды на окружающий мир. А исследовав эти свойства самостоятельно, о результатах можно рассказать на уроке в 3 классе.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 120.


А какая ваша оценка?

Конспект урока по окружающему миру на тему «Вода. Свойства воды. Берегите воду! » 3 класс

/data/files/x1604394280.pptx (Презентация. Вода.)Тема: Вода. Свойства воды. Берегите воду! (УМК «Школа России»)

Коновалова Евгения Валерьевна

МАОУ Омутинская СОШ №2

Цель: обобщить и расширить знания учащихся о воде, об использовании воды человеком и мерах ее охраны.

Задачи: 

1) изучить свойства воды;

2) воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.

3)развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать;

4)развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации из текста в соответствии с заданием;

-умение определять и различать свойства воды;

-рассказывать о загрязнении воды с помощью модели;

— способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

-умение высказывать предложения о том, почему нужно беречь воду;

-умение формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

-умение работать в группах, учитывая позицию собеседника;

-организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

-развивать способность принимать и сохранять учебную задачу;

-различать способ и результат действия, выполнять учебные действия, вносить коррективы в действия.

Личностные УУД:

— учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

— ориентироваться на бережное отношение к природе, формировать позицию эколога;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Оборудование: интерактивная панель, презентация, таблицы, наклейки, лабораторная посуда: стаканы, фильтры, стеклянные палочки, воронки.

Материалы: вода, сахар, песок, грушевая эссенция.

План урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему урока.

1. Актуализация знаний.

III. Работа по теме урока.

1.Беседа о том, что такое вода.

IV. Физкультминутка.

V. Практическая часть.

1.Инструктаж по технике безопасности.

2. Проведение опытов.

3. Игра «Береги воду!».

VI. Итог урока.

VII. Рефлексия.

VIII. Домашнее задание.

Конспект урока

I.Организационный момент

II.Актуализация знаний. 

Самоопределение к деятельности

— Назовите самую главную жидкость на земле.  (Вода.)

— В каких трех состояниях находится вода в природе?

— Приведите примеры воды в природе, находящейся в ком состоянии. (Водоемы наземные, водоемы подземные дождь, роса.)

— Приведите примеры воды в природе, находящейся в твердом состоянии. (Снег, иней, ледник на вершине горы, град лед.)

— Приведите примеры воды в природе, находящейся в газ образном состоянии. (Пар, туман.)

— Почему вода? Докажите.

— Сегодня на уроке будем говорить о воде и ее свойствах.

III.Работа по теме урока

1. Беседа

Что такое вода

Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный — голубой. А все потому, что этой краски на нем много больше, чем желтой, белой, зеленой, коричневой. Голубой краской изображена на глобусе вода — все моря и океаны нашей планеты.

Они занимают в два раза больше места, чем суша.

Океаны, моря, бесчисленные озера и реки, речки… Не ели ком ли много на свете воды? Нет, как раз столько, сколько ну но, чтобы наша планета не замерзла. Ведь Мировой океан что-то вроде гигантского котла центрального отопления Земли ! Солнце все лето греет его воду, а зимой эта прогретая вода степенно отдает свое тепло Земле. Чем не отопление? Без неё на Земле наступят такие жестокие морозы, что погибнет все живое: и звери, и птицы, и леса, и поля…

Есть у Мирового океана и другая великая забота — поить Землю. Воду пьют все на свете поля, все на свете леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

Но вода не только всех поит, она еще и кормит. Моря-океаны днем и ночью бороздят тысячи больших и малых рыболовных судов.

Вода работает на гидроэлектростанциях — добывает электрический ток.

И моет всех тоже вода. Умываются люди, умываются машины, принимают душ города и дороги. ..

А еще вода — самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, по океанам и морям день и ночь плывут суда— плывут тяжелые грузы и пассажиров.

Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон идя стройки, не сделать ни бумагу для книжек и тетрадок, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни пластмассу, ни лекарства, ни конфеты — ничего не сделаешь без воды!

Вот она какая, вода!

— Какую роль играет вода на Земле? (Вода греет, поит, кормит, моет Землю, добывает электрический ток, вода — это дорога, вода нужна на промышленных предприятиях.)

— Прочитайте текст в учебнике на с. 51.

— Кроме Мирового океана, где еще есть вода? (Вода входит в состав любого живого организма.)

— Как узнать, сколько воды в организме человека? (Нужно массу тела разделить на 3, а полученное число умножить на 2.)

— Вычислите, сколько воды в вашем организме. (Ученики выполняют задание.)

IV. Физкультминутка.

V. Практическая часть.

1. Инструктаж по технике безопасности.

2. Практическая часть.

Опыт 1. «Вода прозрачная»

Перед детьми стакан с водой. Доказать, что вода в стакане прозрачная.

Через стакан с водой показать рисунок, определить, что изображено на рисунке.

Вывод: Вода прозрачная, через нее видны предметы.

Опыт № 2. «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить».

Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.

Вывод: Вода не имеет цвета. Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет).

Опыт № 3 «Запах воды»

Стакан чистой воды, стакан с лимонной эссенцией.

Чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах

Вывод: Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.

Опыт 4 «Вода-растворитель»

В один стакан с водой насыпать речной песок, размешать. Растворился песок или нет? В другой стаканчик насыплем ложечку сахарного песка, размешаем его. Что наблюдаем? В третий стаканчик насыплем измельченный мел и размешаем. В каком из стаканчиков произойдет растворение?

Вывод: Бывают вещества хорошо растворимые, малорастворимые и нерастворимые в воде.

Опыт № 5. «Как очистить воду»

Взять сосуд с воронкой, на дно воронки положить бумажную салфетку, вату, слой бинта.

Взять другой сосуд с грязной водой и переливать её через воронку в пустой сосуд. Грязь будет оседать на фильтре, а сосуд наполнится чистой водой.

Затем ещё раз пропустить через фильтр и получим чистую воду.

Дети проводят опыт самостоятельно.

Вывод: Воду можно профильтровать.

3. Игра «Береги воду!»

Бережное отношение к воде

Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в морях и океанах, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для многих технических производств и сельского хозяйства. Для людей и промышленности нужна пресная чистая вода.

Пресной воды существенно меньше, и треть населения земли испытывает в ней острый недостаток. Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах. Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за загрязнения.

Вопросы:

Свойство воды, которое мы используем каждый день? (вода растворитель)

Какая вода пригодна для питья? (пресная)

Почему нельзя пить воду из реки, озера, пруда? Прочитайте текст на с. 60—62.

Может ли человек прожить без воды? (нет)

Ограничены ли запасы воды? (ограничены)

Сколько воды в день нужно человеку для разных нужд? Найдите в учебнике на с.59. (20-50 л.)

Сколько воды в день нужно семье из четырех человек? (80-200 л.)

Как люди охраняют воду от загрязнения?

Как каждый человек должен беречь воду?

VI. Итог урока.

— Почему вода — самая главная жидкость на свете?

Вода — одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает живое, опасно это и для жизни человека. Поэтому воду — наше главное богатство — надо беречь!

— Что нового вы узнали на уроке?

VII. Рефлексия.

Игра «Три М».

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

VIII. Домашнее задание.

В учебнике, прочитать текст на с. 51—54. Выполнить задание в рабочей тетради №7. 

Приложение 1.

СВОЙСТВА ВОДЫ

Что делаем

Вывод

Опыт 1.Проверили прозрачность воды.

Опыт 2. Определили цвет воды.

Опыт 3. Проверили есть ли запах у воды.

Опыт 4. Изучили растворимость веществ в воде.

Опыт 5. Фильтруем воду.

Оценка выполненной работы

СВОЙСТВА ВОДЫ

Что делаем

Вывод

Опыт 1.Проверили прозрачность воды.

Опыт 2. Определили цвет воды.

Опыт 3. Проверили есть ли запах у воды.

Опыт 4. Изучили растворимость веществ в воде.

Опыт 5. Фильтруем воду.

Оценка выполненной работы

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»

Вода и наш мир — Хорошее и прекрасное

Видео

Капиллярный эксперимент | Урок 1, Эксперимент 1
Эксперимент по поверхностному натяжению | Урок 1, Эксперимент 2
Научный эксперимент по адгезии | Урок 1, Эксперимент 3
Эксперимент по растворимости | Урок 1, Эксперимент 4
Эксперимент с круговоротом воды | Урок 3, Эксперимент 1
Эксперимент по испарению | Урок 3, Эксперимент 2
Научный эксперимент с замороженной водой | Урок 6
Эксперимент по науке о воде и почве | Урок 6
Научный эксперимент с волнами | Урок 7
Эксперимент с соленой водой | Урок 7
Научный эксперимент с айсбергом | Урок 8
Научный эксперимент на леднике | Урок 8
Научный эксперимент с подземными водами | Урок 9

Просто добавь воды: научные эксперименты с h3O

EducationWorld с радостью представляет этот урок естествознания для K-6, адаптированный из Справочник школьного волонтера: простое руководство для учителей и родителей K-6 , Яэль Калхун и Элизабет К. Финлинсон ( Лила Пресс, 2011).

План урока, опубликованный с разрешения авторов, является прекрасным примером короткого задания с простыми инструкциями, которое отвечает разнообразным интересам родителей и потребностям учителей. Упражнение идеально подходит для реализации волонтерами в классе.

См. другие Справочник школьного волонтера Занятия:
Урок характера: связь с самим собой
Будь боссом: план урока по управлению чувствами
Урок празднования разнообразия: ожерелье единства

Об авторах

Яэль Кэлхун , MA, MS, RYT, писатель и педагог, преподавала в дошкольных учреждениях через колледж. Она также работала специалистом по экологическому планированию и написала более дюжины книг. В настоящее время она является соучредителем и исполнительным директором GreenTREE Yoga, некоммерческой организации, стремящейся донести преимущества йоги до различных слоев населения.

Элизабет К. Финлинсон , LCSW , — лицензированный клинический социальный работник, работала школьным терапевтом, координатором волонтеров и частным врачом, специализирующимся на детях и семьях. Она преподает воспитание характера и физическое воспитание и является активным школьным волонтером.

Предметы

Естествознание

Класс

K-6

Краткое описание

Заинтересуйте учащихся научными исследованиями и вопросами о воде. Понимание молекулярной структуры не имеет решающего значения для получения удовольствия от науки; главное наблюдательность и любопытство.

Цели

Студенты будут

  • Практика наблюдения — ключ к науке.
  • Обратите внимание на кое-что новое о веществе, которое мы можем считать само собой разумеющимся – воде!

Время : 30 минут

Необходимые материалы

  • Пластиковые стаканчики с широким дном для воды
  • Зубочистки
  • Вощеная бумага
  • Пластиковая упаковка
  • Газета
  • Квадраты газетной бумаги
  • Увеличительное стекло
  • Плита
  • Коробка скрепок или прямых булавок

План урока

Подготовка

  1. Прочтите приведенное ниже задание и сначала попробуйте выполнить его дома.
  2. Найдите «интересные факты о воде», чтобы поделиться ими с классом.
  3. Узнайте о молекулах воды: все, что вам действительно нужно знать, чтобы выполнить это задание, это то, что молекула воды состоит из связи двух атомов водорода с одним атомом кислорода. Поскольку он имеет положительный (водород) и отрицательный (кислород) заряды, он прилипает или связывается с другими молекулами воды.
  4. Вырежьте для каждого учащегося по 6-дюймовому квадрату из газетной бумаги и пищевой пленки.
  5. Вырежьте для каждого учащегося по 12-дюймовому листу вощеной бумаги.

Деятельность

Часть 1: Вопросы для обсуждения (10 минут)

  1. Что такое вода? (Нарисуйте на доске молекулу воды. [См. справа.])
  2. Кому это нужно? Что использует воду на нашей планете? Где мы его находим?
  3. Как он перемещается по планете?
  4. Попросите человека подойти и встать рядом с вами. Выбор кого-то, кто еще не участвует или ведет себя разрушительно, может быть хорошим методом управления классом. Пусть люди попытаются угадать, какая часть этого человека состоит из воды. (Это около 70 процентов, включая воду в ваших костях.) Какая часть нашей планеты покрыта водой? (Около 70 процентов.)
  5. Спросите учащихся, что им нравится делать с водой.
  6. Установить границы . «Разливы могут случиться, но давайте усердно работать, чтобы не пролить ни капли». Объясните учащимся, что мы можем выполнять это задание только в том случае, если будем осторожны. Сегодня у вас есть особые дела, которые вы хотите сделать с водой, и все должны делать это вместе. Любой, кто решает не следовать вашим указаниям, делает выбор в пользу того, чтобы быть отстраненным от деятельности. (Отпущенные студенты переписывают страницу о воде из книги, лежащей в конце класса.) Попросите одного из студентов повторить то, что вы только что сказали. Спросите, есть ли у кого вопросы по этому поводу. Это обсуждение является важным шагом. Некоторые классы не привыкли к практическим занятиям и могут быстро потерять из виду ваши ожидания.

Часть 2: Изучение воды

1. Адгезия (капли воды слипаются): 5 минут

Раздайте :

  • лист газеты, сложенный так, чтобы он покрыл стол;
  • квадрат вощеной бумаги и несколько зубочисток; и,
  • 1/3 стакана воды на каждую небольшую группу студентов.

Исследуйте в течение двух минут: окуните зубочистку в воду и нанесите шесть капель на вощеную бумагу. Используйте зубочистку, чтобы проткнуть и переместить капли воды на вощеной бумаге в течение нескольких минут.

Руководство : Предложите учащимся сделать следующее:

  • Протяните зубочисткой небольшую каплю по бумаге. Позвольте учащимся самостоятельно исследовать в течение нескольких минут.
  • Попросите их разделить капли на шесть капель, а затем на множество более мелких капель.
  • Потяните маленькие капли в один угол и сделайте одну большую каплю.

Объясните : Вы только что наблюдали связывание (прилипание) молекул воды из-за того, что положительный атом (водород) связывается с отрицательным атомом (кислород). Затем вы разорвали эти связи, надавив зубочисткой, чтобы капли стали меньше. Какие примеры этого вы можете увидеть снаружи?

2. Преломление света (капли воды как лупы): 5 минут

Приготовление : Раздайте каждому учащемуся полиэтиленовую пленку и газетные квадраты.

Большие капли : Зубочисткой нанесите несколько капель на обертку, чтобы получилась большая капля.

Наблюдайте, как он растет : Поднесите каплю воды к пластику над газетной бумагой и наблюдайте. Сравните отпечаток без капли воды. Почему есть разница? Молекулы воды слипаются и образуют форму линзы. Эта форма концентрирует свет, как увеличительное стекло.

Урок природы : Посмотрите на форму линзы большого увеличительного стекла. Обсудите, как она увеличивается, потому что световые волны изгибаются или преломляются — так же, как капля воды увеличивает отпечаток в журнале.

3. Поверхностное натяжение (капли воды образуют «кожу»): 5 минут

Установка : Наполните стакан водой. Пусть все согласны, что он полон до краев. Поднимите булавки (или скрепки). Спросите, сколько булавок, по их мнению, можно добавить в воду, чтобы она не пролилась.

Прогнозы : «Наука занимается наблюдением и предсказаниями. Мы наблюдали, как вода прилипает и как она увеличивается, так что теперь давайте предскажем, как она будет вести себя, когда мы добавим булавки. Напишите свое предсказание на листке бумаги и подпишите его, никому не говоря, что вы написали». Соберите бумаги. Затем спросите, не хочет ли кто-нибудь записать ее предсказание на доске.

Водная математика : Начните добавлять по одной булавке за раз. Студенты могут внимательно наблюдать, как поверхностное натяжение, наконец, исчезает, и вода разливается. Сравните количество кеглей в воде с предсказаниями учеников.

Продлить урок

Предсказать и наблюдать
Предложите учащимся попробовать это исследование воды дома и подумать над следующим:

  • Влияет ли размер стакана на количество булавок?
  • Влияет ли температура воды на поведение воды?
  • Какие еще переменные или факторы мы могли бы изменить?

В науке мы просто изменяем одну переменную за раз, поэтому мы знаем, какая переменная вызвала это изменение. Это называется научным методом.

Разноцветный сельдерей
Поставьте банку с водой, окрашенной пищевым красителем. Положите в банку стебель листового сельдерея или белый цветок. Измеряйте и записывайте, что происходит каждый день в течение трех дней. Вода будет двигаться вверх по маленьким трубочкам, или капиллярам, ​​в сельдерее или цветке отчасти потому, что вода прилипает или прилипает к стенкам трубочек. Процесс испарения также вызывает подъем воды.

Предложите учащимся самим найти свои вопросы и поставить эксперименты дома или в классе. Что произойдет, если изменить цвет воды через день? С такой же скоростью движется вода по стеблю сельдерея с листьями или без них? Как насчет того, чтобы поставить один стебель на солнце, а другой в темноте?

Учащиеся могут отображать данные в виде гистограмм.

Лодочные гонки
Установите прямоугольную кастрюлю или емкость с водой на несколько дюймов в глубину. Посыпьте уголок воды перцем. Поместите каплю средства для мытья посуды в середину перца. Что случается? Мыло разрушает поверхностное натяжение, и перец рассеивается.

Вырежьте плоские четырехдюймовые бумажные «лодочки» с буквой «v» сзади. Учащиеся могут украсить кораблики. Теперь поставьте два бумажных кораблика в один угол для гонки. Спросите учащихся, как они могут заставить лодки двигаться. Выслушав их идеи, поместите каплю мыла в букву «v».

Посмотрите, как лодки мчатся по поверхности воды по той же причине. Какие вопросы вы могли бы сейчас задать? Влияет ли толщина бумаги на расстояние? Типа мыло? Соответствует ли размер «v»? Температура воды? Запишите и представьте данные с помощью диаграмм и графиков.

Спрашивай и наблюдай — это все наука!

Поделись книгой
Танец реки Томаса Локера (доступен менее чем за 10 долларов в Интернете) — это книга с красивой прозой и захватывающими дух фотографиями круговорота воды, приглашающая к комментариям учащихся классов K-6.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts