Окружающий мир узор из камней: Узоры из камешков окружающий мир

Урок по окружающему миру «В мире камня» | План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему:

Урок по окружающему миру

Тема урока: «В мире камня» (УМК «Планета знаний»)

Тип урока: Урок – исследование.

Класс: 2 в

Дата проведения: 17.02.2016г.

Учебник: « Окружающий мир» Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов, 2 класс В 2ч.

Учитель: Морозова Ирина Николаевна

Цель урока: Расширение кругозора учащихся  о горных породах и минералах.

Задачи:

— Познакомить с полезными ископаемыми и камнями — самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.

— Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и делать выводы.

— Развивать коммуникативные умения учащихся, умения анализировать и обобщать, навыки самостоятельной работы.

— Воспитывать гордость за родной край. 

  Оборудование и наглядные пособия:

— тетрадь № 2 « Окружающий мир»;

— презентация « В мире камня»;

— интерактивная доска;

— мультимедийный проектор;

— карточки для учащихся;

— демонстрационный материал (кремень, янтарь, каменный уголь, каменная соль, гранит, известняк, яшма, пемза. )

Место проведения:

— кабинет начальных классов.

1. Организационный момент.

Прозвенел сейчас звонок.

Начинается урок.

Я желаю всем удачи

Пусть решатся все задачи.

За работу, в добрый час!

Все получится  у нас!

— Пусть девизом нашего урока станут слова:

Окружающий нас мир

Интересно познавать.

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать.

— Дорогие ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Посмотрите на наших гостей и улыбнитесь им, получая тем самым положительный заряд энергии на весь урок.

II. Мотивация к учебной деятельности

— Ребята, сегодня на урок окружающего мира я принесла коробку. Вам интересно, что в ней находится?

— Тогда послушайте мой рассказ:

(Слайд 2) «С незапамятных времен он прочно вошел в жизнь человека. Ещё много тысяч лет назад он использовался как орудие труда.

(Слайд 3) Ими расчленяли на части туши убитых зверей. Им можно было растирать зерна злаков в муку, разглаживать кожи, высекать огонь. Блестящими цветными …человек издавна любил украшать себя.

(Слайд 4) Он был надежным орудием обороны и нападения: удачно брошенный поражал врага и настигал ускользающую добычу.

(Слайд 5) Однако, не каждый такой предмет обладает нужными свойствами, например, твердостью или красотой, чтобы быть использованным для изготовления оружия или украшения. Поэтому, люди искали, отбирали их, запоминали их внешние признаки, давали им названия.

(Слайд 6) — Кто догадался, что находится в моей коробке? Давайте проверим. (Коробка открывается)

— О чем же мы с вами будем говорить на уроке?

— Тема нашего урока «В мире камня»  (Слайд 7)

В настоящее время люди очень много знают о камнях: об их происхождении, свойствах и способах их изготовления. Изучением камней, или как их еще называют горные породы и минералы, занимается наука – геология.» (Слайд 8)

III. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений учащихся.

— Сегодня мы познакомимся с некоторыми из  камней, рассмотрим небольшую коллекцию.

— Но для этого нам нужно знать краткие сведения о них: название, где используется.

— Откройте, пожалуйста, свои коробки на столах. Рассмотрите камни. Все ли вам знакомы?

IV. Выявление места и причины затруднения.

— Сможем ли мы сейчас определить названия  всех камней? Почему? (Недостаточно знаний)

— Как же быть с теми камнями, о которых мы ничего не знаем? (Спросить у взрослых, прочитать в книге)

— В каких книгах мы можем узнать о названиях камней, их свойствах? (В справочниках)

V. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднений.

— Какую же цель мы поставим себе на этом уроке? (Узнать названия камней, их свойства, где используют). (Слайд 9)

— Сегодня я  предлагаю вам побыть геологами и заняться некоторыми исследованиями в своих лабораториях, для этого мы разделились на группы, в которых вы сами выбрали старших научных сотрудников. Решая поставленные задачи,  мы с вами будем взбираться на одну из вершин Уральских гор, самых древних гор планеты,  которые находятся на территории нашей страны.

— Каждый шаг нашего исследования вы будете оценивать, используя цветные символы.

Зелёный камень — справились успешно

Жёлтый камень — справились частично

Красный камень – не справились, нужна помощь.

— Итак, начинаем наше путешествие в мир камня.

 Камни – такая же неотъемлемая часть природы, как  мы с вами, растения и животные.  Мир камня древнее живого мира.

Все камни или как их еще называют горные породы и минералы, которые мы рассмотрим на уроке, созданы природой, поэтому их называют природными камнями.

И о первом таком камне нам расскажет Высокопоясный Константин.

Кремень. (Слайд 10)

В древности осколки кремня использовались для высечения огня. Древним человеком кремень использовался для изготовления оружия и бытовых предметов. Существует устойчивое народное поверье, что такой кремень обладает особыми свойствами воздействия на воду. Исстари кусок чёрного кремня клали в ёмкости с продуктами питания при их засолке или ином заготовлении впрок.

Со следующим камнем нас познакомит Пожидаева Дарья.

Янтарь. (Слайд 11)

Янтарь — затвердевшая смола хвойных деревьев. Лучше всего остатки древних насекомых сохранились в янтаре. Янтарь – таинственный дар моря, выбрасываемый на балтийское побережье после сильных бурь. Литовцы дали ему имя «гинтарас», что значит «защита от болезней», от этого слова и произошло название янтарь. Он – один из самых первых драгоценных камней, известных человечеству. В кусочках смолы иногда находят насекомых, столь же древних, как и янтарь. Из янтаря делают кольца, серьги, бусы и другие украшения.

— Посмотрите — это украшение из янтаря.

— Ну а самое необыкновенное применение камня мы можем наблюдать в Царском селе Ленинградской области в Екатерининском дворце — целую Янтарную комнату. (Слайд 12)  К сожалению, во время ВОВ она была вывезена фашистами за пределы нашей страны и её местонахождение  её неизвестно до сих пор. Однако к 300  Санкт – Петербурга в 2003г. янтарный кабинет был полностью восстановлен и принял первых посетителей. Реставрация Янтарной комнаты длилась 23 года и на нее израсходовано: — 6 тонн янтаря, в том числе отходы, которые составили 80%

— Ну а теперь я прошу найти в вашей коллекции вот такой камень.

(Слайд 13)  Каменный уголь.

Основа образования угля — растительные остатки. Уголь был первым из используемых человеком видов ископаемого топлива. Он хорошо горит, выделяя много тепла.

Откуда же он взялся?

Все началось много, много лет назад, когда Земля была царством лесов и болот. Наступая на леса, болотная вода затапливала всю землю вокруг деревьев великанов, подмывала их корни и деревья погибали. И гиганты падали в мутную болотную жижу. За долгое время под землей накапливается толстый слой слежавшихся растений. То, что тысячи лет назад было могучей растительностью, превращается в бурую массу – торф. Сдавленный пластами земли, торф постепенно твердеет, каменеет и превращается в камень – бурый уголь. А если бурый уголь под землей очень сильно сдавливается, то постепенно превращается в черный каменный уголь.

(Слайд 14)  Каменная соль.

Каменная соль залегает пластами в осадочных горных породах. По своему происхождению соль является химическим морским осадком, образовавшимся при испарении морской воды. Многие соленые озера обязаны своим происхождением залежам каменной соли в недрах земли

— Много сложено поговорок и пословиц о соли. На парте у вас листик с пословицами. Давайте их прочитаем.

(Слайд 15)  Пословицы

1. Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

2. Без соли стол кривой.

3. Без соли, без хлеба худая беседа.

4. Солью сыт не будешь, слезами горя не избудешь.

— Как на ваш взгляд, судя по пословицам относились люди к соли.

(Ответы детей)

— О ценности соли говорит нам и известная поговорка “Не солоно хлебавши”. — Как вы её понимаете?

—  Дело в том, что даже на званых праздничных пирах соль подносили только самым почетным гостям. А гости попроще так и уходили – “Не солоно хлебавши”.

— А ещё на Руси издавна существует обычай – как встречать дорогих гостей. Хлебом и солью.

VI. Работа в группах.

— А теперь я предлагаю вам начать свою работу в лабораториях и по описанию определить и показать нам камень. На столах таблица со справочным материалом. Вы определяете камень по выделенному фрагменту в таблице. (Слайд 16)  

Справочная таблица

«Горные породы и минералы»

Название

Цвет

Прочность

Особые свойства

Использование

Гранит

Розовый, красный, серый с черными крапинами

Очень прочный и твердый

Состоит из разных по размеру зерен

Строительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятников, отделка станций метро

Известняк

Белый

Твердый, но легко колется и крошится

При письме на поверхности оставляет след

В строительстве, при изготовлении мелков

Яшма

Серовато-зеленая или красно-синяя и др.

Твердая, прочная

С причудливыми разводами и узорами

Как поделочный камень: для изготовления шкатулок, ваз, табакерок

Пемза

Светло-коричневая

Твердая и шершавая

Пористая (похожа на губку), легкая

Для шлифовки и полировки изделий, как гигиеническое средство

(Слайд 17)  Гранит.

Гранит — прочная горная порода с красивым рисунком расположения кристаллов. (Слайд 18)  Из гранита делают фундаменты, опоры мостов, гранитной брусчаткой выложены улицы. Он хорошо полируется и им украшают здания, набережные, станции метро.

(Слайд 19)  В Санкт-Петербурге пьедесталом памятника Петру I служит камень-великан из гранита, который нашли недалеко, на берегу Балтийского моря. Его несколько месяцев вырубали 400 мастеров-каменотесов. Была сооружена  специальная дорога. Чтобы доставить камень к воде. Там его погрузили на громадный плот, который буксировали два боевых корабля. А еще гранит часто используется в строительстве.

(Слайд 20)  Известняк

С этим камнем каждый школьник знаком, мы пишем им на доске. Конечно же, это мел.    

Известняк  часто  встречается  в природе. Из него могут быть сложены  целые  горы,  или  он   может   залегать  глубоко  в земле   мощными   толстыми   слоями.  С  давних  пор  люди получали   из   известняка   известь,   известковые  растворы, строительные  камни. Дома  и  стены  часто  делали  из этого камня.  (Слайд 21)  Существует   выражение    «Москва  белокаменная». Многие  здания   в    старой    Москве сделаны из белого камня.  

(Слайд 22)  Яшма.

В России яшма пользовалась большой популярностью при Екатерине Второй, которая развивала камнерезное дело и способствовала созданию нескольких крупных заводов по обработке яшмы.  (Слайд 23)   В древности из яшм делали печатки и амулеты, якобы оберегавшие от расстройства зрения и от засухи. Наиболее известные российские месторождения поделочной яшмы находятся на Южном Урале.

(Слайд 24)  Пемза.

Пемза — пористое вулканическое стекло. (Слайд 25 видео)  Когда вулкан извергается, расплавленная магма изливается на поверхность земли. Затем магма охлаждается на воздухе (или в воде) и застывает в виде камня. Кусочки застывшей лавы, оставшиеся на поверхности земли, — пемза.

Используется как заполнитель в легких бетонах , как добавка к цементам и извести. Применяется для шлифовки металла и дерева, полировки каменных изделий. Так же используется для гигиенического удаления огрубевшей кожи стоп.

— Сравните пемзу с губкой.  Чем они похожи?  Ребята, когда вы опускаете губку в воду, она тонет? Давайте проверим.

— А пемза будет тонуть ? Давайте проверим.(Делают в группах)

— Как вы думаете, почему пемза не тонет в воде ? (Внутри камня пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла)

— Ребята, вы внимательно прослушали информацию о камнях и теперь, я уверена, что теперь  вам  не составит сложности выполнение задания 21 на с.14 в рабочих тетрадях. (Электронный учебник, интерактивная доска)

— Хорошо. С одной поставленной задачей вы справились. 

— Оцените ваше первое исследование. Прошу выбрать в группах тот камень, который покажет на сколько хорошо вы преодолели 1 высоту. Руководители лабораторий вывешивают свои результаты.

Физкультминутка. (Дыхательная гимнастика). (Слайд 26)  

— Каждому нужно сделать шарик из бумаги- «камень». Ставим по середине стола «барьер» из пенала. Я произношу строки, а вы выполняете действия. — — — Давайте потренируемся.

Как в одной из дальних стран появился ураган!

(поочередные наклоны головы к плечам в ритм).

Дунул вправо — пыль столбом!

(Набрать побольше воздуха и на повороте головы вправо выдохнуть)

Дунул влево – рухнул дом!

(Набрать побольше воздуха и на повороте головы влево выдохнуть)

Ураган был так силен – даже двигал камни он. (Набрать воздуха и постараться одним выдохом докатить «камень до пенала»)

— Ребята. Геологи не только хорошо знают географию, но и прекрасно владеют математикой. У вас на столах непростая геологическая задача. Давайте с ней ознакомимся. (Слайд 27)  

Геологи нашли 7 камней, массы которых 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 кг. Эти камни разложили в 4 рюкзака так, что в каждом рюкзаке масса камней была одинакова. Как им это удалось?

(Решение на интерактивной доске. С помощью какого действия ее можно решить)

— И со второй поставленной задачей вы справились. Оцените работу своей группы, выбрав второй камень.

(Руководители лабораторий вывешивают свои результаты.)

— Кто создатель камней, о которых мы говорили ?

— Тогда как мы можем назвать эти камни одним общим названием? Они какие? ( Природные)

— Но коль есть камни природные, значит есть и ещё какие? ( Искусственные)

— А их кто создал?

— Назовите какие искусственные камни вы знаете? .

— Как вы думаете, что означают слова « керамика», « фарфор», « бетон»?

— Поможет нам найти ответ на этот вопрос справочник в учебнике с. 92. Откройте его и прочтите, что означают эти слова. (Электронный учебник, интерактивная доска)

— А теперь давайте выполним следующее задание. (Электронный учебник, на интерактивной доске.)

— Молодцы. Оцените работу своей группы, выбрав следующий камень. Я поздравляю вас, что мы оказались на самой вершине горы!

– Молодцы, ребята, вы настоящие исследователи!

— Вы прекрасно справились с поставленными задачами в своих лабораториях и заслужили в награду интересную информацию.

(Слайд 28)  Это интересно.

(Слайд 29)  Крокодилы глотают камни, чтобы глубже нырять и лучше переваривать пищу.

(Слайд 30)  На острове Яп в Тихом океане наряду с американским долларом находятся в обращении огромные каменные монеты с дыркой в центре- «рэи». Для переноски крупного рэи требуются усилия двадцати взрослых мужчин, поэтому монетами не обмениваются, а просто пишут имя нового владельца на камне.

(Слайд 31)  Явление, при котором нарушаются все законы физики, — камень Даваско. Огромный валун, весом более 300 тонн, повисший на сомом краю скалы, покачивающийся от порывов ветра и вот уже несколько тысячелетий словно прикованный к скале какой-то неземной силой- это за пределами человеческого понимания. Находится он в г.Тандиль  в Аргентине.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

— Вот и подошло к концу наше путешествие в мир камня, в мир застывшей музыки, бесконечного разнообразия оттенков и причудливых образов, в которых каждый открывает свой мир. Возможно, именно в этой многоликости и неповторимости заключается магическое воздействие каменных творений, автор которых – сама Природа. И в конце урока, попробуйте подвести итог изученному. (Слайд 32)  

Сегодня на уроке: 

Выполнили поставленную нами цель?

Я узнал …..

Я научился….

Мне понравилось…..

Я бы хотел…..

Новые знания мне пригодятся…..

VIII.  Домашнее задание. (Слайд 33)  

Камни служат человеку и как украшения. Таких камней в природе огромное множество. Нам с вами повезло, что мы живем в стране, которую зовут Россия и на её территории находятся Уральские горы – настоящая подземная сокровищница камней – самоцветов, о которых мы поговорим на следующем уроке.

У каждого камня самоцвета своё имя, своё обозначение и даже каждому месяцу года присущ свой камень. Вспомните, кто в каком месяце родился и определите свой камень.

Ваше домашнее задание – подготовить сообщение о своём камне.

Оценки

Конспект урока по окружающему миру «Что у нас над головой? Что у нас под ногами?»

Урок №4                                 Окружающий мир

Тема урока: Что у нас над головой? Что у нас под ногами?

Педагогическая цель: формировать представления о дневном и ночном небе, элементарные сведения о солнце и облаках, луне и звездах. Формировать представления о природных объектах, форме, размерах, цвете предметов; познакомить с часто встречающимися камнями (гранитом, кремнем, известняком)

 

Цель урока:

-уточнить представления учащихся о дневном и ночном небе;

— учить моделировать объекты окружающего мира;

— учить проводить наблюдения над объектами окружающего мира;

— учить различать камни с помощью атласа – определителя, развивать представления о размере, форме, цвете предметов, выделять существенные признаки предметов;

— учить вступать в учебный диалог.

Тип урока: решение частных задач.

Планируемые образовательные результаты:

·        Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нем; моделировать форму солнца и форму созвездий; находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; научатся группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; определять образцы камней по фотографиям и рисункам атласа-определителя; различать гранит, кремний, известняк; получат возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой.

·        Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): регулятивные – формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

познавательные – активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

·        Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

Методы и формы обучения: Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Образовательные ресурсы

: Кубик, тарелка, мяч, фигурки кукол, темные защитные очки; пластилин; коллекция камней, индивидуальные наборы камней, лупа, ножницы, клей-карандаш

 

Материально – техническое обеспечение: компьютер, электронное приложение, диск, учебники, тетради на печатной основе, ручки, карандаши, линейки, ластики, ножницы, клей, доска, маркер..

 

Ход урока.

 

I. Мотивация (самоопределение учебной деятельности)

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок

 

II. Актуализация знаний

Тест «Что мы знаем о Москве?» (приложение 1)

 

III. Самоопределение к деятельности.

1.     Разгадывание загадок.   (приложение 2)

Кто-то утром не спеша

Надувает красный шар,

А как выпустит из рук –

Станет вдруг светло вокруг. (Солнце)

 

Украшал ночную синь

Серебристый апельсин,

А прошла неделька только –

От него осталась долька. (Луна)

 

На черный платок

Просыпано просо,

Пришел петушок,

А склевать не просто. (Звёзды)

 

2.     Чтение темы урока в учебнике стр 18

 

IV. Построение проекта и выхода из затруднений.

1.     Наблюдение за ночным и дневным небом.

1)   Просмотр  слайдов с изображением ночного неба.

2)   Чтение описания ночного неба в атласе – определителе «От земли до неба» стр 208

Динамическая пауза.

Потрудились – отдохнем

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбку подарили.

V.Реализация построенного проекта

1.     Электронное приложение к учебнику. Презентация на тему «Что у нас над головой?».

2.     Игра «День – ночь» (если учитель говорит слово «ночь», учащиеся должны положить голову на стол и закрыть глаза, если слово «день» — сесть красиво.)

3.     Моделирование. (Вылепить из пластилина модель Солнца)

4.     Разгадывание загадки.

Из какого ковша

Не пьют, не едят,

А только на его глядят?  (созвездие Большой Медведицы)

5.     Чтение древней сказки о Медведице.

(Приложение 3 )

Динамическая пауза.

Карусели, карусели,

(Взмахи прямыми руками вперед–назад)

Мы с тобой в машину сели

И поехали, и поехали!

(Изображаем, как держим руль автомобиля).

Карусели, карусели,

В вертолет с тобой мы сели

(Круговые вращения одной рукой)

И поехали, и поехали!

Карусели, карусели,

На лошадку с тобой сели

(Привстаем на носки, руками держим воображаемую уздечку)

И поехали, и поехали!

Карусели, карусели,

Мы за парты тихо сели.

 

6.     Электронное приложение к учебнику.

Презентация на тему «Что у нас под ногами?»

7.     Работа по материалам учебника (с. 20).

8.     Практическая работа с атласом – определителем стр 20. Рассмотреть камешки, собранные на прогулке.

9.     Работа в паре. Работа с информацией рубрики «Знаете ли вы, что…» стр 21

 

Динамическая пауза.

По дорожке мы шли, шли, много камешков нашли.

Присели, собрали, дальше пошли.

Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,

Присели, собрали, дальше пошли.

Вот мы в горку пошли, пестрых камешков нашли,

Присели, собрали, дальше пошли.

А под горку пошли – белых камешков нашли,

С собой в школу принесли.

 

VI. Включение в систему знаний и повторений.

1.     Работа в группе. Выполнить задание №1 в рабочей тетради (с. 10) (наблюдение за облаками на небе)

2.     Выполнить задание №2 в рабочей тетради (с. 10)

3.     Работа в паре. Практическая работа «Определяем камни» стр 10 №1

4.     Выполнить задание в рабочей тетради №2, используя картинки из Приложения (с. 24)

 

VII. Рефлексия учебной деятельности.

      Выполнение заданий из электронного приложения к учебнику.

 

VIII. Подведение итогов урока.

Обобщить полученные на уроке сведения и определить свое эмоциональное состояние на уроке 

– Что нового вы узнали о Солнце? Что можно увидеть на небе ночью? С каким созвездием мы познакомились?

– Чем отличаются друг от друга разные камешки? Чем интересны гранит, кремний, известняк?

 Оцените свои достижения с помощью смайликов

 

IХ. Дополнительное творческое задание

      Собрать красивые камешки и составить из них узор (рабочая тетрадь стр11 №3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Тест «Что мы знаем о Москве?»

1.     Сашин папа на поезде поехал в командировку в столицу России. В какой город он покупал билет?

   В Санкт-Петербург

   В Москву

   В Новгород

2.      Гости столицы любят плавать на речном теплоходике по центру города. Назовите реку, по которой они плывут.

  Волга

  Москва

   Ангара        

3.     Жители России выбирают главу государства. За кого голосуют граждане нашей страны?

   За короля

   За премьер-министра

   За президента

4.     На вопрос учителя, какой город мы называем столицей, первоклассники ответили так:

   Оля: «Это самый красивый город страны».

   Вика: «Это самый главный город страны».

   Юра: «Это самый старый город страны».

С кем из ребят ты согласен?

5.     На какой фотографии показан Московский Кремль?

 

 

 

 


Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 3

Древняя сказка.

           Жили – были на белом свете красавица Каллисто и её сын – охотник Аркас. Однажды злая волшебница узнала о необыкновенной красоте женщины и превратила ее в медведицу. Медведица поселилась в лесу и жила среди диких зверей. Случилось так, что сын красавицы Аркас отправился на охоту. Он сразу заметил медведицу, которая совершенно не испугалась охотника. Аркас решил выстрелить. Ещё секунда, и меткий выстрел охотника погубил бы медведицу. Но случилось чудо. Добрый волшебник спас жизнь животному. Волшебник схватил медведицу за хвост и поднял на небо, где превратил в созвездие.

Стоунхендж, Эйвбери и связанные с ними объекты

Выдающаяся универсальная ценность

Краткое обобщение

Объект всемирного наследия Стоунхендж, Эйвбери и связанные с ними объекты имеет международное значение благодаря своим комплексам выдающихся доисторических памятников. Стоунхендж — самый сложный в архитектурном отношении доисторический каменный круг в мире, а Эйвбери — самый большой. Вместе со взаимосвязанными памятниками и связанными с ними ландшафтами они демонстрируют церемониальные и погребальные практики неолита и бронзового века, возникшие в результате примерно 2000 лет непрерывного использования и строительства памятников между примерно 3700 и 1600 годами до нашей эры. Как таковые, они представляют собой уникальное воплощение нашего коллективного наследия.

Объект всемирного наследия включает два района Чалкленда на юге Британии, в которых были построены комплексы церемониальных и погребальных памятников эпохи неолита и бронзы и связанные с ними объекты. В каждой области есть центральный каменный круг и хендж, а также множество других крупных памятников. В Стоунхендже к ним относятся Авеню, Курсусы, Даррингтонские стены, Вудхендж и самая плотная концентрация курганов в Британии. В Эйвбери они включают Уиндмилл-Хилл, Вест-Кеннет-Длинный курган, Святилище, Силбери-Хилл, Вест-Кеннет и Бекхэмптон-авеню, ограду с частоколом Вест-Кеннет и важные курганы.

Стоунхендж является одним из самых впечатляющих доисторических мегалитических памятников в мире из-за огромных размеров его мегалитов, сложности его концентрического плана и архитектурного дизайна, формы камней — уникального использования как песчаника Уилтшир Сарсен, так и голубого камня Пемброк. — и точность, с которой он был построен.

В Эйвбери массивный Хендж, содержащий самый большой доисторический каменный круг в мире, и Силбери-Хилл, самый большой доисторический курган в Европе, демонстрируют выдающиеся инженерные навыки, которые использовались для создания шедевров земляной и мегалитической архитектуры.

Доисторические памятники и объекты, включенные в список Всемирного наследия, в исключительном порядке сохранились, включая поселения, могильники и большие постройки из земли и камня. Сегодня вместе со своим окружением они образуют беспрецедентные ландшафты. Эти комплексы имели большое значение для тех, кто их создал, о чем свидетельствуют огромные затраты времени и усилий, которые они представляют. Они дают представление о погребальных и церемониальных практиках того периода и являются свидетельством доисторических технологий, архитектуры и астрономии. Тщательное расположение памятников по отношению к ландшафту помогает нам лучше понять неолит и бронзовый век.

Критерий (i): Памятники Стоунхенджа, Эйвбери и связанных с ними памятников демонстрируют выдающиеся творческие и технологические достижения в доисторические времена.

Стоунхендж — самый сложный в архитектурном отношении доисторический каменный круг в мире. Он не имеет себе равных по своему дизайну и уникальной конструкции, с огромными горизонтальными каменными перемычками, закрывающими внешний круг и трилитоны, скрепленными между собой соединениями тщательной формы. Его отличает уникальное использование двух разных видов камней (голубые камни и сарсены), их размер (самый большой весит более 40 т) и расстояние, на которое они транспортировались (до 240 км). Примечателен и сам масштаб некоторых окружающих памятников: Стоунхендж Курсус и Авеню имеют длину около 3 км, а Даррингтонские стены — самый большой из известных хенджей в Британии, диаметром около 500 м, демонстрирующий способность доисторических народов придумывать, проектировать и строить объекты большого размера и сложности.

Доисторический каменный круг Эйвбери — самый большой в мире. Окружающий хендж состоит из огромного вала и рва в окружности 1,3 км, внутри которого 180 локальных бесформенных стоячих камней образовали большой внешний и два меньших внутренних круга. Ведущие от двух из четырех его входов, Вест-Кеннет и Бекхэмптон-авеню с параллельными стоячими камнями до сих пор соединяют его с другими памятниками ландшафта. Еще один выдающийся памятник, Силбери-Хилл, является крупнейшим доисторическим курганом в Европе. Построен около 2400 г. до н.э., стоит 390,5 м в высоту и содержит полмиллиона тонн мела. Назначение этого внушительного, искусно спроектированного памятника остается неясным.

Критерий (ii): Объект всемирного наследия представляет собой выдающуюся иллюстрацию эволюции строительства памятников и постоянного использования и формирования ландшафта на протяжении более 2000 лет, от раннего неолита до бронзового века. Памятники и ландшафт оказали непоколебимое влияние на архитекторов, художников, историков и археологов и до сих пор сохраняют огромный потенциал для будущих исследований.

Мегалитические и земляные памятники объекта Всемирного наследия демонстрируют формирование ландшафта в результате строительства памятников на протяжении около 2000 лет, начиная примерно с 3700 г. до н.э., что отражает важность и широкое влияние обеих областей.

С XII века, когда Стоунхендж считался одним из чудес света летописцами Генри де Хантингтоном и Джеффри де Монмутом, Стоунхендж и Эйвбери вызывают любопытство и являются предметом изучения и спекуляций. Начиная с первых исследований Джона Обри (1626-169 гг.7), Иниго Джонс (1573–1652) и Уильям Стакли (1687–1765), они оказали непоколебимое влияние на архитекторов, археологов, художников и историков. Две части объекта всемирного наследия предоставляют прекрасную возможность для дальнейших исследований.

Сегодня эта недвижимость вызывает у некоторых духовные ассоциации.

Критерий (iii): Комплексы памятников в Стоунхендже и Эйвбери дают исключительное представление о погребальной и церемониальной практике в Великобритании в эпоху неолита и бронзы. Вместе со своими настройками и связанными участками они образуют беспрецедентные ландшафты.

Дизайн, расположение и взаимосвязь памятников и достопримечательностей свидетельствуют о богатом и высокоорганизованном доисторическом обществе, способном навязывать свои концепции окружающей среде. Ярким примером является выравнивание Стоунхендж-авеню (вероятно, маршрута процессий) и Стоунхенджского каменного круга по оси летнего восхода и зимнего заката, что свидетельствует об их церемониальном и астрономическом характере. В Эйвбери длина и размер некоторых особенностей, таких как Вест-Кеннет-авеню, которая соединяет Хендж со Святилищем на расстоянии более 2 км, являются еще одним свидетельством этого.

Глубокое понимание меняющейся погребальной культуры того периода дает использование Стоунхенджа в качестве кремационного кладбища, Длинный курган Западного Кеннета, крупнейшая известная неолитическая коллективная гробница с каменными камерами в южной Англии, а также сотни другие захоронения, иллюстрирующие развитие погребальных обрядов.

Целостность

Границы объекта охватывают атрибуты, которые вместе отражают выдающуюся универсальную ценность Стоунхенджа и Эйвбери. В них находятся основные памятники эпохи неолита и бронзового века, свидетельствующие о творческом гении и технических навыках, на которые распространяется эта собственность. Ландшафты Эйвбери и Стоунхенджа обширны, оба составляют около 25 квадратных километров, и отражают отношения между памятниками, а также их ландшафт.

В Эйвбери граница была расширена в 2008 году и теперь включает Восточный Кеннет-Лонг-Барроу и Файфилд-Даун с его обширной полевой системой бронзового века и естественными камнями Сарсена. В Стоунхендже границы будут пересмотрены, чтобы учесть возможное включение связанных, важных памятников поблизости, таких как Шар Робин Гуда, ограждение с дамбой эпохи неолита.

Установка некоторых ключевых памятников выходит за границы. Предоставление буферных зон или руководство по планированию, основанное на всестороннем исследовании окружающей среды, должно быть рассмотрено для защиты как отдельных памятников, так и общей обстановки объекта.

Сохранившиеся памятники эпохи неолита и бронзового века в Стоунхендже и Эйвбери исключительны и примечательны, учитывая их возраст — они были построены и использовались примерно между 3700 и 1600 годами до нашей эры. Каменные и земляные памятники сохраняют свой первоначальный дизайн и материалы. Деревянные постройки исчезли, но их местонахождение указывают отверстия для столбов. Памятники регулярно обслуживаются и ремонтируются по мере необходимости.

Наличие оживленных основных дорог, проходящих через объект всемирного наследия, отрицательно сказывается на его целостности. Дороги разрывают связь между Стоунхенджем и окружающими его памятниками, особенно A344, которая отделяет Каменный круг от Авеню. В Эйвбери дороги проходят через некоторые ключевые памятники, включая Хендж и Вест-Кеннет-авеню. Автомагистраль A4 отделяет Святилище от группы курганов на Овертон-Хилл. Дороги и транспортные средства также наносят ущерб ткани некоторых памятников, в то время как транспортный шум и визуальные помехи отрицательно сказываются на их обстановке. Нарастающее влияние беспорядка, связанного с автомагистралями, необходимо тщательно контролировать.

Присутствует давление разработки, требующее тщательного контроля. Воздействие существующей интрузивной застройки должно быть смягчено там, где это возможно.

Подлинность

Вмешательства были ограничены в основном раскопками и повторной установкой некоторых упавших или погребенных камней на их известные позиции в начале и середине двадцатого века с целью улучшения понимания. Вспашка, рытье нор и ранние раскопки привели к некоторым потерям, но то, что осталось, замечательно по своей полноте и концентрации. Материалы и материалы археологии, поддерживаемые археологическими архивами, продолжают служить достоверным свидетельством доисторических технологических и творческих достижений.

Это выживание и огромный потенциал погребенной археологии делают этот объект чрезвычайно важным ресурсом для археологических исследований, которые продолжают открывать новые доказательства и расширять наше понимание предыстории. Современные исследования значительно улучшили наше понимание собственности.

Известные основные памятники в основном остаются на месте, и многие из них до сих пор являются доминирующими элементами сельского ландшафта. Их форма и дизайн хорошо сохранились, и посетители могут легко оценить их расположение, обстановку и взаимосвязи, которые в сочетании представляют беспрецедентные ландшафты.

В Стоунхендже несколько монументов сохранили свою ориентацию на восходе и закате Солнца, включая Каменный круг, Авеню, Вудхендж, Южный круг Даррингтонских стен и прилегающую к нему авеню.

Хотя первоначальное церемониальное использование монументов неизвестно, они сохраняют духовное значение для некоторых людей, и многие до сих пор собираются у обоих каменных кругов, чтобы отпраздновать Солнцестояние и другие праздники. Стоунхендж известен и ценится многими как самый известный доисторический памятник в мире.

Необходимо улучшить понимание общей взаимосвязи между останками, как погребенными, так и стоящими, в Стоунхендже и Эйвбери.

Требования к охране и управлению

Правительство Великобритании защищает объекты всемирного наследия в Англии двумя способами: во-первых, отдельные здания, памятники и ландшафты определяются в соответствии с Законом о планировании (внесенных в список зданий и охраняемых территорий) 1990 г. и Законом о древних памятниках 1979 г. и Закон об археологических зонах, а во-вторых, через систему территориального планирования Великобритании в соответствии с положениями Законов о городском и сельском планировании. Отдельные участки в пределах собственности охраняются посредством определения правительством отдельных зданий, памятников, садов и ландшафтов.

Руководство правительства по защите Исторической среды и Всемирного наследия изложено в Основах национальной политики планирования и Циркуляре 07/09. Политика защиты, продвижения, сохранения и улучшения объектов всемирного наследия, их окружения и буферных зон также содержится в нормативных документах по планированию. Защита объекта и его окружения от ненадлежащей застройки может быть дополнительно усилена путем принятия специального Дополнительного документа по планированию.

На местном уровне собственность защищена юридическим обозначением всех ее основных памятников. В Концепции местного развития существует специальная политика по защите выдающейся универсальной ценности объекта от ненадлежащего развития, а также соответствующие ссылки в соответствующих стратегиях и планах на всех уровнях. Основная стратегия Уилтшира включает конкретную политику в отношении объектов всемирного наследия. В этой политике говорится, что будут подготовлены дополнительные рекомендации по планированию для обеспечения ее эффективной реализации и, таким образом, защиты объекта всемирного наследия от ненадлежащего развития. Политика также признает необходимость проведения исследования условий для этого. Как только обзор границ Стоунхенджа будет завершен, начнется работа по изучению обстановки.

Местное управление по планированию отвечает за постоянную защиту путем разработки политики и ее эффективной реализации при принятии решений по заявкам на планирование с планами управления Стоунхенджем и Эйвбери в качестве ключевого существенного соображения. Эти планы также учитывают ряд других ценностей, относящихся к сайту, в дополнение к выдающейся универсальной ценности. Эйвбери находится в зоне выдающейся природной красоты Норт-Уэссекс-Даунс, установленной национальным законодательством для обеспечения сохранения и улучшения природной красоты ландшафта.

Около трети территории Стоунхенджа и Эйвбери принадлежит и управляется природоохранными организациями: Английским наследием, вневедомственной государственной организацией, а также Национальным фондом и Королевским обществом защиты птиц, которые являются благотворительными организациями. Схемы агроэкологии, пример партнерства между частными землевладельцами и Natural England (неведомственный государственный орган), очень важны для защиты и улучшения обстановки доисторических памятников с помощью таких мер, как восстановление травы и борьба с кустарниками. К большей части собственности можно получить доступ через общественные права проезда, а также разрешительные пути и открытый доступ, обеспечиваемые некоторыми агроэкологическими схемами. Управляемый открытый доступ предоставляется в Solstice. На территории находится значительное количество частных домохозяйств, поэтому местные жители играют важную роль в управлении ею

В отеле есть эффективные планы управления, координаторы и руководящие группы как в Стоунхендже, так и в Эйвбери. Существует потребность в общей интегрированной системе управления объектом, которая будет решаться путем создания координирующей группы партнерства Стоунхенджа и Эйвбери при сохранении руководящих групп Стоунхенджа и Эйвбери, чтобы обеспечить решение конкретных местных вопросов и поддерживать конструктивное взаимодействие. сообщества. Единый план управления имуществом заменит два отдельных плана управления.

Необходимо внедрить общую стратегию управления и интерпретации посетителей, а также стратегию ландшафта, чтобы оптимизировать доступ к объекту и его понимание. Это должно включать улучшенную интерпретацию для посетителей и местного сообщества как на месте, так и в местных музеях, хранение коллекций, раскопанных на территории, а также через публикации и Интернет. Эти цели решаются в Стоунхендже посредством создания центра для посетителей и стратегии интерпретации, обучения и участия. Обновленный План управления будет включать аналогичную стратегию для Эйвбери. Управление посетителями и проблемы и возможности устойчивого туризма решаются с помощью конкретных целей как в Планах управления Стоунхенджем, так и в Планах управления Эйвбери.

Понимание общей взаимосвязи между погребенными и стоячими остатками продолжает развиваться благодаря исследовательским проектам, таким как проект «Между памятниками», и обширным геофизическим исследованиям. Исследовательские рамки были опубликованы для Сайта и регулярно пересматриваются. Это побуждает к дальнейшим соответствующим исследованиям. Стратегия лесных угодий, пример проекта управления на уровне ландшафта, после завершения может быть дополнена другими элементами планирования в масштабе ландшафта.

Важно поддерживать и улучшать улучшения памятников, достигнутые за счет восстановления травы, и избегать эрозии земляных памятников и погребенных археологических объектов из-за давления посетителей и роющих животных.

На момент внесения в список государство-участник согласилось удалить дорогу A344, чтобы воссоединить Стоунхендж и его авеню и улучшить расположение Каменного круга. Работы по закрытию автомагистрали A344 будут завершены в 2013 году. Проект также включает в себя новый центр для посетителей Стоунхенджа. Это предоставит посетителям удобства мирового класса, включая интерпретацию более широкого ландшафта объектов всемирного наследия и удаление современного беспорядка из окружения Каменного круга. Несмотря на достигнутый значительный прогресс, воздействие дорог и дорожного движения остается серьезной проблемой для обеих частей объекта всемирного наследия. A303 продолжает оказывать негативное влияние на обстановку Стоунхенджа, целостность собственности и доступ посетителей к некоторым частям более широкого ландшафта. Долгосрочное решение еще предстоит найти. В Эйвбери будет разработана Стратегия движения объектов всемирного наследия, чтобы разработать руководство и определить целостный набор действий для устранения негативных последствий, которые преобладание дорог, дорожного движения и связанного с ними беспорядка оказывает на целостность, состояние и расположение памятников, а также удобство их использования. и уверенность, с которой посетители и местное сообщество могут исследовать территорию в целом.

Гёбекли-Тепе: первый в мире храм? | История

Теперь это место на вершине холма, которое сейчас рассматривается как раннее свидетельство доисторического поклонения, ранее избегалось исследователями как не более чем средневековое кладбище. Бертольд Штайнхильбер

В шести милях от Урфы, древнего города на юго-востоке Турции, Клаус Шмидт сделал одно из самых поразительных археологических открытий нашего времени: массивные резные камни возрастом около 11 000 лет, изготовленные и уложенные доисторическими людьми, которые еще не изобрели металлические инструменты или даже керамика. Мегалиты старше Стоунхенджа примерно на 6000 лет. Это место называется Гёбекли-Тепе, и Шмидт, немецкий археолог, работающий здесь более десяти лет, убежден, что это место древнейшего храма в мире.

«Гутен Морген», , говорит он в 5:20 утра, когда его фургон забирает меня из моего отеля в Урфе. Тридцать минут спустя фургон подъезжает к подножию травянистого холма и паркуется рядом с колючей проволокой. Мы следуем за группой рабочих вверх по холму к прямоугольным ямам, затененным гофрированной стальной крышей — основному месту раскопок. В ямах стоят по кругу стоячие камни, или столбы. Дальше, на склоне холма, находятся еще четыре кольца частично выкопанных столбов. Каждое кольцо имеет примерно схожую компоновку: в центре две большие каменные Т-образные колонны, окруженные обращенными внутрь камнями чуть меньшего размера. Самые высокие столбы имеют высоту 16 футов и, по словам Шмидта, весят от семи до десяти тонн. Когда мы идем среди них, я вижу, что некоторые из них пусты, а другие искусно вырезаны: лисы, львы, скорпионы и стервятники в изобилии извиваются и ползают по широким сторонам колонн.

Карта Гёбекли-Тепе Гилберт Гейтс Круг столбов © Винсент Дж. Муси/National Geographic Society/Corbis Короткий резной столб © Винсент Дж. Муси/National Geographic Society/Corbis Частично добытый столб на травяной равнине © Винсент Дж. Муси/National Geographic Society/Corbis Столб с резьбой, которая может изображать танцоров-священников. © Винсент Дж. Муси/National Geographic Society/Corbis Портал найден закопанным в полу храма © Винсент Дж. Муси/National Geographic Society/Corbis Лев, вырезанный на куске столба © Винсент Дж. Муси/National Geographic Society/Corbis Знак, указывающий путь в Гёбекли-Тепе © Винсент Дж. Муси/National Geographic Society/Corbis

Шмидт указывает на большие каменные кольца, одно из них имеет диаметр 65 футов. «Это первое святое место, построенное людьми», — говорит он.

С этого насеста на высоте 1000 футов над долиной мы можем видеть горизонт почти во всех направлениях. 53-летний Шмидт просит меня представить, как выглядел бы этот пейзаж 11 000 лет назад, до того как столетия интенсивного земледелия и заселения превратили его в почти безликое коричневое пространство, которым он является сегодня.

Доисторические люди смотрели бы на стада газелей и других диких животных; полого текущие реки, которые привлекали мигрирующих гусей и уток; фруктовые и ореховые деревья; и волнистые поля дикого ячменя и сортов дикой пшеницы, таких как эммер и однозернянка. «Этот район был похож на рай», — говорит Шмидт, член Немецкого археологического института. Действительно, Гёбекли-Тепе находится на северной окраине Плодородного полумесяца — дуги с мягким климатом и пахотными землями от Персидского залива до современных Ливана, Израиля, Иордании и Египта — и привлекал бы охотников-собирателей из Африки и Леванта. . И отчасти потому, что Шмидт не нашел доказательств того, что люди постоянно проживали на самой вершине Гёбекли-Тепе, он считает, что это было место поклонения беспрецедентного масштаба — первый человеческий «собор на холме».

Когда солнце поднялось выше в небе, Шмидт повязал на лысеющую голову белый шарф в стиле тюрбана и ловко спустился с холма среди реликвий. На скорострельном немецком он объясняет, что нанес на карту всю вершину, используя георадар и геомагнитные исследования, наметив, где по крайней мере 16 других колец мегалитов остаются похороненными на 22 акрах. Раскопки площадью в один акр покрывают менее 5 процентов участка. Он говорит, что археологи могли бы копать здесь еще 50 лет и едва оцарапать поверхность.

Гёбекли-Тепе впервые был исследован и отклонен антропологами Чикагского и Стамбульского университетов в 1960-х годах. В рамках тщательного осмотра местности они посетили холм, увидели несколько разбитых плит известняка и предположили, что курган был не чем иным, как заброшенным средневековым кладбищем. В 1994 году Шмидт работал над собственным исследованием доисторических мест в регионе. Прочитав краткое упоминание об усыпанной камнями вершине холма в отчете исследователей Чикагского университета, он решил отправиться туда сам. С того момента, как он впервые увидел его, он понял, что это место было необычным.

В отличие от близлежащих суровых плато, Гёбекли-Тепе (название в переводе с турецкого означает «холм живота») имеет плавно закругленную вершину, возвышающуюся на 50 футов над окружающим ландшафтом. По мнению Шмидта, форма выделялась. «Только человек мог создать что-то подобное», — говорит он. «Сразу было ясно, что это гигантское место каменного века». Осколки известняка, которые геодезисты раньше принимали за надгробия, вдруг приобрели другое значение.

Шмидт вернулся год спустя с пятью коллегами, и они обнаружили первые мегалиты, некоторые из которых были закопаны так близко к поверхности, что их поцарапали плуги. По мере того, как археологи копали глубже, они обнаружили столбы, расположенные по кругу. Команда Шмидта, однако, не нашла ни одного явного признака поселения: ни очагов для приготовления пищи, ни домов, ни мусорных ям, ни глиняных статуэток плодородия, разбросанных по соседним участкам примерно того же возраста. Археологи нашли свидетельства использования инструментов, в том числе каменных молотков и лезвий. И поскольку эти артефакты очень похожи на другие артефакты из близлежащих мест, которые ранее были датированы углеродом примерно до 9000 г. до н.э., Шмидт и его коллеги считают, что каменные постройки Гёбекли-Тепе того же возраста. Ограниченное радиоуглеродное датирование, проведенное Шмидтом на этом участке, подтверждает эту оценку.

В представлении Шмидта наклонная каменистая земля Гёбекли-Тепе — мечта каменотеса. Даже без металлических долот или молотков доисторические каменщики, вооруженные кремневыми орудиями, могли откалывать более мягкие выходы известняка, превращая их в столбы на месте, прежде чем нести их на несколько сотен ярдов на вершину и поднимать в вертикальном положении. Затем, говорит Шмидт, когда каменные кольца были закончены, древние строители засыпали их землей. В конце концов, они поместили еще одно кольцо рядом или поверх старого. На протяжении веков эти слои создавали вершину холма.

Сегодня Шмидт руководит командой из более чем дюжины немецких археологов, 50 местных рабочих и постоянного потока энтузиастов-студентов. Обычно он ведет раскопки на участке два месяца весной и два месяца осенью. (Летняя температура достигает 115 градусов, слишком жарко, чтобы копать; зимой район заливает дождь.) В 1995 году он купил традиционный османский дом с внутренним двором в Урфе, городе с населением почти полмиллиона человек, чтобы использовать в качестве базы операций.

В день моего визита бельгиец в очках сидит на одном конце длинного стола перед кучей костей. Йорис Петерс, археозоолог из Университета Людвига-Максимилиана в Мюнхене, специализируется на анализе останков животных. С 1998 г. он исследовал более 100 000 фрагментов костей из Гёбекли-Тепе. Петерс часто находил на них порезы и осколки краев — признаки того, что животные, от которых они произошли, были забиты и приготовлены. Кости, хранящиеся в десятках пластиковых ящиков, сложенных в кладовой дома, являются лучшим ключом к пониманию того, как жили люди, создавшие Гёбекли-Тепе. Петерс обнаружил десятки тысяч костей газелей, которые составляют более 60 процентов от общего числа, а также костей других диких животных, таких как кабаны, овцы и благородные олени. Он также нашел кости дюжины различных видов птиц, в том числе стервятников, журавлей, уток и гусей. «В первый год мы просмотрели 15 000 костей животных, все они были дикими. Было совершенно ясно, что мы имеем дело с местом обитания охотников-собирателей», — говорит Питерс. «С тех пор каждый год одно и то же». Обильные остатки дичи указывают на то, что люди, жившие здесь, еще не одомашнили животных и не занимались земледелием.

Но, как говорят Петерс и Шмидт, строители Гёбекли-Тепе стояли на пороге серьезных изменений в образе жизни благодаря окружающей среде, которая содержала сырье для земледелия. «У них были дикие овцы, дикие злаки, которых можно было одомашнить, и люди, способные это сделать», — говорит Шмидт. Фактически, исследования в других местах в регионе показали, что в течение 1000 лет после строительства Гёбекли-Тепе поселенцы загоняли овец, крупный рогатый скот и свиней. А в доисторической деревне всего в 20 милях отсюда генетики обнаружили свидетельства существования старейших в мире одомашненных сортов пшеницы; Радиоуглеродное датирование указывает на то, что земледелие появилось здесь около 10 500 лет назад, или всего через пять столетий после постройки Гёбекли-Тепе.

По мнению Шмидта и других, эти новые открытия предлагают новую теорию цивилизации. Ученые долгое время считали, что только после того, как люди научились заниматься сельским хозяйством и жить в оседлых общинах, у них появилось время, организация и ресурсы для строительства храмов и поддержки сложных социальных структур. Но Шмидт утверждает, что все было наоборот: обширные скоординированные усилия по строительству монолитов буквально заложили основу для развития сложных обществ.

Масштабы предприятия в Гёбекли-Тепе подтверждают это мнение. Шмидт говорит, что памятники не могли быть построены разрозненными бандами охотников-собирателей. Чтобы вырезать, возводить и закапывать кольца из семитонных каменных столбов, потребовались бы сотни рабочих, которых нужно было кормить и приютить. Отсюда возможное появление оседлых сообществ в этом районе около 10 000 лет назад. «Это показывает, что сначала происходят социокультурные изменения, а сельское хозяйство — позже», — говорит археолог из Стэнфордского университета Ян Ходдер, раскопавший Чаталхоюк, доисторическое поселение в 300 милях от Гёбекли-Тепе. «Вы можете привести веские доводы в пользу того, что эта область является реальным источником сложных неолитических обществ».

Что было так важно для этих первых людей, что они собрались, чтобы построить (и закопать) каменные кольца? Пропасть, отделяющая нас от строителей Гёбекли-Тепе, почти невообразима. В самом деле, хотя я стоял среди вырисовывающихся мегалитов, желая понять их значение, они не разговаривали со мной. Они были совершенно чужими, их поместили туда люди, которые видели мир так, как я никогда не пойму. Нет никаких источников, объясняющих, что могут означать эти символы. Шмидт соглашается. «Мы за 6000 лет до изобретения здесь письменности», — говорит он.

«Между Гёбекли-Тепе и шумерскими глиняными табличками [выгравированными в 3300 г. до н. э.] прошло больше времени, чем от Шумера до наших дней», — говорит Гэри Роллефсон, археолог из колледжа Уитмена в Уолла-Уолла, штат Вашингтон, знакомый с работами Шмидта. «Попытка выделить символизм из доисторического контекста — бесполезное занятие».

Тем не менее, у археологов есть свои теории — возможно, свидетельство непреодолимого человеческого стремления объяснить необъяснимое. Удивительное отсутствие доказательств того, что люди жили именно там, говорят исследователи, говорит против использования его в качестве поселения или даже места, где, например, собирались лидеры кланов. Ходдер очарован тем, что в резных фигурках на колоннах Гёбекли-Тепе преобладают не съедобные животные, такие как олени и крупный рогатый скот, а угрожающие существа, такие как львы, пауки, змеи и скорпионы. «Это страшный, фантастический мир отвратительно выглядящих тварей», — размышляет он. Хотя более поздние культуры были больше озабочены сельским хозяйством и плодородием, предполагает он, возможно, эти охотники пытались справиться со своими страхами, строя этот комплекс, который находится на приличном расстоянии от того места, где они жили.

Даниэль Стордер, археолог из Национального центра научных исследований Франции, подчеркивает важность резных фигурок стервятников. В некоторых культурах долгое время считалось, что высоко летящие птицы-падальщики доставляют плоть мертвых на небеса. Стордер нашел похожие символы на участках той же эпохи, что и Гёбекли-Тепе, всего в 50 милях от него в Сирии. «Вы действительно можете видеть, что это одна и та же культура», — говорит она. «Все самые важные символы одинаковы».

Со своей стороны, Шмидт уверен, что секрет находится прямо у него под ногами. На протяжении многих лет его команда находила фрагменты человеческих костей в слоях грязи, заполнявших комплекс. Глубокие шурфы показали, что полы колец сделаны из затвердевшего известняка. Шмидт делает ставку на то, что под этажами он найдет истинное предназначение построек: место последнего упокоения общества охотников.

Возможно, говорит Шмидт, это место было кладбищем или центром культа смерти, где мертвые лежали на склоне холма среди стилизованных богов и духов загробной жизни. Если это так, то местонахождение Гёбекли-Тепе не случайно. «Отсюда мертвые смотрят на идеальный вид», — говорит Шмидт, когда солнце отбрасывает длинные тени на полузасыпанные колонны.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts