Олигофрения в психологии это: симптомы, лечение, причины болезни, первые признаки

симптомы, лечение, причины болезни, первые признаки

Олигофрения — симптомы, лечение, причины болезни, первые признаки

Главная

Справочник болезней

Олигофрения

Описание

  • Описание
  • Симптомы
  • Диагностика
  • Лечение
  • Лекарства
  • Народные средства
  • Кто лечит
  • Где лечить

Обновлено: 10 сентября 2020Время на прочтение: 7 минутКомментарии

Фото: odepressii.ru

Автор материала

Описание

Олигофрения – это недоразвитие психологических функций из-за воздействия неблагоприятных факторов во время внутриутробного развития либо после рождения.

Выделяют три степени олигофрении: идиотия, имбецильность, дебильность.

Идиотия — самая тяжёлая степень недоразвития интеллекта. Пациенты с идиотией не способны к самообслуживанию, выражают только примитивные эмоции (крик, плач), не способны узнавать родных и близких, некоторые не способны ходить, совершают лишь стереотипные движения, такие как покачивания вперёд-назад, существует тенденция к копированию эмоций и мимики окружающих пациента людей.

Такие пациенты из-за нужды в постоянном контроле и уходе содержатся в психоневрологических интернатах и иных специальных учреждениях соцобеспечения. Как правило, пациенты с идиотией не доживают до периода зрелости, т.к. помимо психологических отклонений этому заболеванию сопутствуют множественные дефекты внутренних органов, в результате чего иммунная система несовершенна. В итоге организм не способен регулировать свои соматические функции, что приводит к снижению его защитных свойств. Такие пациенты чаще погибают от интеркуррентных заболеваний (острые заболевания, которые развиваются на фоне имеющегося хронического заболевания).

Имбецильность – это одна из форм олигофрении, характеризующаяся тяжёлой умственной отсталостью и неспособностью пациента к абстрактному мышлению. У человека с имбецильностью плохая артикуляция, наблюдаются заикания. Словарный запас скуден, что мешает пациенту строить длинные сложные фразы. Больной с диагнозом имбецильность способен выучить буквы, но проводить разбор слова по буквам или выстраивать из букв слово не может.

Пациент правильно называет предметы, знает, как эти предметы использовать. Больной часто бывает привязан к своим близким. Пациенты способны обучиться ухаживать за собой: надевать и снимать одежду, есть ложкой, ходить в туалет, проводить гигиенические мероприятия. Человек с имбецильностью способен повторять простые трудовые действия за окружающими людьми, но без пристального контроля пациент быстро начинает отвлекаться и перестаёт работать. При должных занятиях возможна его адаптация к узкому кругу людей, также возможно обучение лёгкому труду. Как правило, люди с диагнозом имбецильность живут в своих семьях.

Дебильность – это умственная отсталость лёгкой степени с тенденцией к конкретно-ситуационному мышлению. Пациенты с диагнозом дебильность характеризуются плохой памятью, нормальным словарным запасом, высокой способностью к подражанию, полной сохранностью моторных функций, хорошей внятной речью. Больной человек прекрасно повторяет за окружающими их действия, способен к физическому труду, обучается счёту. Однако такие люди лишены понимания их действий, то есть пациент может помыть посуду без моющего средства, добавить в суп неочищенную курицу, купить абсолютно ненужную вещь в магазине, пойти в школу за несколько часов до начала занятий. Обучение в обычном классе для пациента с диагнозом дебильность неэффективно по причине отсутствия абстрактного мышления. В специализированных классах ребёнок может обучиться письму, чтению, простым математическим вычислениям (вычитание, сложение, умножение, деление), получить базовые знания об окружающем мире. Пациент хорошо чувствует и понимает своё отличие от других людей в социуме. Поэтому такие люди стараются заучивать термины, применяемые в разных сферах жизни, чтобы казаться умными, но пациенты с диагнозом дебильность могут вставлять эти термины невпопад. Они очень доверчивы, легко попадают под влияние других людей. Такие люди могут вести самостоятельную жизнь, в некоторых случаях возможно окончание профессионально-технического училища, могут освоить профессию и работать под контролем наставника.
  

По вызвавшему фактору выделяют следующие типы олигофрении:

  1. Эндогенные, генетические: к ним относятся хромосомные абберации (синдром Дауна), наследственные недостаточности ферментов (фенилкетонурия, синдром Марфана, галактоземия), сочетанные поражения центральной нервной и костной систем.
  2. Эмбриопатии и фетопатии (fetus – плод): перенесённые инфекционные заболевания во время беременности (краснуха, сифилис, токсоплазмоз), приём алкоголя и нерекомендуемых лекарственных средств в период вынашивания.
  3. Родовые травмы, асфиксия при родах, перенесённые тяжелые инфекции в раннем возрасте (энцефалит, менингоэнцефалит), эпилепсия в постнатальном периоде.

Симптомы

Фото: kp.ru

Олигофрения является расстройством вследствие органического поражения головного мозга, т.е. связана с нарушением его структуры.

Одним из самых явных симптомов олигофрении является нарушение высших проявлений интеллекта (например абстрактного мышления). Это проявляется в невозможности обучения ребёнка в общеобразовательной школе. В педагогической практике, говоря о таких детях, используют термин задержка психического развития (ЗПР). Также из-за невнимательности, неспособности к запоминанию дети с данным расстройством плохо обучаются даже элементарным вещам, в том числе и уходу за собой. Пациент с олигофренией не способен понимать скрытый смысл происходящего, зачастую не понимает собеседника. Человек с данными расстройствами пытается выйти из неудобного для него положения пустыми размышлениями (при лёгких формах олигофрении).

В эмоциональной сфере также отмечаются расстройства. Пациент не способен понимать и воспроизводить высшие эмоции (стыд, сочувствие, совесть, нравственность, сопереживание, ответственность). Эмоции у таких людей являются простыми и непосредственными, поэтому ,будучи даже в зрелом возрасте, эмоционально они похожи на детей.

Характерно затруднение приобретения элементарных навыков, особенно при тяжёлых формах олигофрении. Это связано не только с неспособностью запомнить и понять действия наставника, но и с невозможностью воспроизведения координированных произвольных движений.

Степень проявления этих симптомов зависит от степени тяжести расстройства, которых выделяют три: идиотия, имбецильность, дебильность.

Диагностика

Фото: proaist.ru

Советским психиатром Сухаревой Г. Е. в 1965 г. были выдвинуты критерии диагностики олигофрении:

  1. Своеобразная психопатологическая структура слабоумия с преобладанием слабости абстрактного мышления при менее выраженных нарушениях. предпосылок интеллекта и относительно менее грубом недоразвитии эмоциональной сферы.
  2. Непроцессуальный непрогредиентный характер интеллектуального дефекта
  3. Замедленный темп психического развития индивида, нарушение онтогенеза (развития организма, начиная от оплодотворения яйцеклетки).
  4. Необратимый характер расстройств.

При тяжёлых формах олигофрении также могут быть выявлены органические поражения при обследовании пациентов с использованием рентгеновского компьютерного томографа (РКТ), электроэнцефалограммы (ЭЭГ), магнитного резонансного томографа (МРТ): дополнительные полости в головном мозге, большой объём системы желудочков мозга, нарушение соотношения белого и серого вещества, микроцефалия. При сильных органических поражениях возможно изменения формы черепа.

Лечение

Фото: narkolog-psihiatr.ru

Лечение лекарственными средствами взрослых пациентов не позволяет улучшить интеллект. Но большую роль играют выявление и предупреждение олигофрении в младенчестве. Раннее выявление инфекций (сифилиса, листериоза, токсоплазмоза) позволяет начать лечение при отсутствии органических поражений головного мозга. При выявленных энзимопатиях (недостаточность ферментов) назначают специальные диеты (при фенилкетонурии исключают продукты с содержанием фенилаланина), что способствует предупреждению развития расстройств интеллекта. При раннем выявлении олигофрении назначаются препараты, которые могут смягчить последствия расстройств (об этом подробнее в разделе “Лекарства”).

Важным аспектом в терапии олигофренов с лёгкой степенью поражения интеллекта является социальная терапия. Такие пациенты способны к подражанию. Необходимо трудоустраивать олигофренов в учреждения, где за ними будет осуществляться постоянный контроль со стороны наставника, иначе в силу своей тенденции к отвлечению пациент быстро перестаёт работать.  

Лекарства

Фото: popmech.ru

При раннем обнаружении расстройств интеллекта назначают неспецифические метаболические средства, которые способствуют восстановлению, развитию и укреплению центральной нервной системы. Применяются следующие препараты:

  1. Ноотропы (пирацетам, пиридитол, семакс, фенибут)
  2. Витамины группы В
  3. Аминокислоты и их предшественники (глутаминовая и янтарная кислота, церебролизин)

У людей с расстройствами интеллекта выявляется тенденция к беспокойствам, нарушениям поведения и сна. В силу высокой чувствительности мозга с органическими поражениями к нейролептикам стремятся назначать препараты с минимальными побочными эффектами (неулептил, сонапакс, терален, хлорпротиксен). Однако при излишней буйности пациента приходится назначать более сильные препараты (аминазин, галоперидол).

Народные средства

Фото: venskayadacha.com

Народная медицина не в силе восстановить интеллект пациента

Однако можно усмирить страдающего расстройствами интеллекта человека при вспышках буйности и агрессии.
Предлагается следующий сбор трав: приготовить по одной столовой ложке руты душистой и корней валерианы, залить этот сбор кипятком, дать настояться 30 минут. Давать пить человеку в течение дня, перед употреблением процедить.

При бессоннице принимают ванную с такими травами как календула, мята, душица. Также для улучшения сна прибегают к отварам корня валерианы (2 столовых ложки корня валерианы заливают 1,5 стакана кипятка, 15 минут необходимо нагревать на водяной бане. Принимать после еды 3 столовые ложки перед сном).

Информация носит справочный характер и не является руководством к действию. Не занимайтесь самолечением. При первых симптомах заболевания обратитесь к врачу.

Источники


  1. Руководство по психиатрии. В 2 томах. Т.1/А. С. Тиганов, Р 84 А. В. Снежневский, Д. Д. Орловская и др.; Под ред. А. С. Тиганова. — М.: Медицина, 1999. — 712 с: ил.,[2] л. ISBN 5-225-02676-1
  2. Н. Н. Иванец, Ю. Г. Ткшышн, В.В. Чирко, М. А. Кинкулышна: Психиатрия и наркология. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006.-832 с.
  3. В. П. Самохвалов: Психиатрия. – учебник для медицинских вузов.: 2002 г.- 324 с.
  4. Основы психиатрии: наглядные материалы к курсу лекций для
    0-75 студентов, обучающихся по специальности 1-23 01 04 «Психология» /
    сост. А. И. Горбачев. – Минск : БГУ, 2014. – 73 с.

Ваши комментарии о симптомах и лечении

Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Нашли ошибку

Олигофрения — Адамант Медицинская Клиника

Адамант
медицинская клиника

Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 78.

+7 (812) 740-20-90

Содержание:

Олигофрения — это врожденное или приобретенное в первые три года жизни заболевание, которое характеризуется недоразвитостью психики и в особенности интеллекта. Как правило, при этом особенно страдает абстрактное мышление.

В отличие от деменции, олигофрения не прогрессирует — уровень недоразвитости интеллекта стабилен, а при специализированном влиянии и воспитании даже повышается. Лечение зависит от степени олигофрении. И для того чтобы начать его своевременно необходимо распознать признаки заболевания еще в раннем возрасте.

Симптомы олигофрении

  • Отставание в умственном развитии.
  • Отставание в физическом развитии — ребенок поздно начинает присаживаться, ходить и т.д.
  • Отсутствие абстрактного мышления — больные олигофренией не отмечают общие качества у предметов и не могут объяснить абстрактные понятие, так как любовь, дружба и т.д.
  • Нарушения развития речи — от маленького словарного запаса (несколько сот слов) до полного отсутствия речи, при этом больной обращает на себя внимания, используя стоны или крик. Помимо этого, наблюдается затрудненное восприятие чужой речи.
  • Проблемы с идентификацией — больные не узнают своих друзей и родных.
  • Внушаемость, подчиняемость — больные связываются с неблагополучными компаниями по причине отсутствия собственной твердой позиции.
  • Сложности с выполнением простейшей бытовой деятельности — таких как уборка, мытье посуды, чистка зубов.
  • Эмоциональные отклонения — время от времени большой подвержен беспричинным вспышкам злобы, агрессии и раздражительности.

Наличие тех или иных симптомов, их сочетаний и степень проявления зависят от формы олигофрении.

Формы олигофрении

Различают три формы олигофрении:

  • Дебильность — олигофрения легкой степени. Больные обучаемы, способны овладеть простыми бытовыми навыками и социально адаптироваться до определенных пределов. В сравнении с более тяжелыми формами, больные адекватны и самостоятельны, имеют высокоразвитую речь.
    Однако им характерно слабое развитие абстрактного мышления и потому они эффективно обучаются лишь конкретным знаниям, восприятие теории дается им тяжело.
  • Имбецильность — олигофрения средней степени. В сравнении с идиотией у больных хорошо развита речь и другие психические функции. Однако они нетрудоспособны, им доступны лишь простейшие акты самообслуживания. Больные имбецильностью способны к простым обобщениям, усвоению элементарных знаний и адекватной ориентации в житейской обстановке.
  • Идиотия — наиболее тяжелая форма олигофрении, которой характерно полное отсутствие речи и мышления. Больные не реагируют на внешние раздражители, либо делают это неадекватно. Их речь ограничена отдельными звуками, вообще недоступна какая-либо осмысленная деятельность. Больные не обладают элементарными навыками самообслуживания и неопрятны.

Лечение олигофрении на легкой и средней стадии сводится к коррекции психического дефекта. В этом помогают коррекционные школы при активном участии логопедов, педагогов и самих родителей в формировании речи, мышления, внимания и социальных навыков у больных.

При идиотии необходим постоянный контроль в условиях домов для умственно отсталых, домов для инвалидов и психиатрических лечебниц. Больным необходим всесторонний уход.

Смотрите также

  • Детский врач невролог
  • Центр флебологии в Санкт-Петербурге

Что такое олигофрения

   

  

  

Вопрос: Что такое олигофрения? Насколько это серьезно?

Далее следует то, что было напечатано как «CSI (Международная христианская солидарность) расследование» в одном из апр. списков.

 
Всего было обследовано 171 ребенка, большинство из них с одним тестом, но некоторые с двумя. Возраст варьировался от 18 месяцев до 18 лет. Большинство из них были в возрасте 8-13 лет. Случайный образцы не пробовали. Те дети, которые явно принадлежали Дауну Синдром, микроцефалия или дисморфические признаки, наводящие на размышления нервно-психических синдромов, которые могут быть связаны с психическим задержка была устранена. Часто психологи проверяли всем классом, в группах или индивидуально. Тесты, используемые клиническим психолог включил субтесты «Конструктор блоков» и «Лабиринты» из Шкала интеллекта Векслера для детей (пересмотренная). Блочная конструкция тест, который проводится индивидуально, требует от ребенка посмотрите на образец на бумаге и скопируйте рисунок блоками. рисунки ранжируются по степени сложности. Лабиринты требуют ребенок, чтобы нарисовать выход из все более сложных лабиринтов. 82 ребенка в 10 учреждениях были протестированы. Тесты, используемые педагогом-психологом включены тесты Matrix и Basic Number Skills от британского шкалы способностей; тесты визуального распознавания (для дошкольников), и цветные прогрессивные матрицы Равена. 97 детей в 15 учреждения прошли проверку. Из 97 13 также прошли клинические испытания. психолог.

Выводы: на групповом скрининге теста треть детей в Петербурге классифицировали неправильно: 18 из 50 детей (36%), оцененных в пределах нормы, тем не менее всем был поставлен диагноз «олигофрен» с различными степени тяжести. Из девяти малышей петербургской группы которым был поставлен диагноз «олигофрен» (в возрасте 18 мес. до 3,5 лет) у 2 выявлены средние способности, у 6 — слабо выраженные. задержка в их развитии (но не более 6 мес) и 1 был тяжелым инвалидом. В Москве: «В трех учреждениях побывал в Москве, диагноз тяжелая неспособность к обучению оказалось в целом оправданным. Однако в одном из таких детских домов из 12 детей, отобранных для индивидуального обучения, 5 набрали нормальные ограничения на тест способностей. Особенно это удивило что среди десяти детей, протестированных в доме для инвалидов детей (по советским меркам «имбецилов» и «идиотов»), мы нашли один ребенок с нормальными способностями». Из 82 обследованных детей клиническим психологом (возраст от 18 мес. до 16 лет) в десяти учреждениях в Санкт-Петербурге и Москве 53 набрали в пределах нормы по невербальному развитию и тестированию IQ, т. е. 66% тех, видимый. «Можно с уверенностью сказать, что очень существенное число сирот ошибочно классифицируют как олигофренов» 9.0016

Диагноз «Олигофрения»: В советской психиатрической практике термин «олигофрения» (греч.: маленький мозг) широко используется, хотя почти никогда не используется психиатрами на Западе. Оксфордский словарь английского языка определяет его как «слабоумие». В 1989 году 6-й издание Р.Дж. В психиатрическом словаре Кэмпбелла упоминается в качестве альтернативного термина для умственной отсталости и определяется как «субнормальное общее интеллектуальное функционирование, возникающее в период развития (до 18 лет) и что связано с нарушением обучения и социальной адаптации или созревание». Как и термин «шизофрения», которым широко злоупотребляли в брежневское время при лечении диссидентов, советское определение «олигофрении» очень широк и включает в себя весьма субъективные критерии. приложение.

А: В ответ на эту статью я хотел бы, чтобы вы использовали свое воображение на минуту. Закрой глаза. Раннее утро в особом образовательный класс для умственно отсталых в одной из государственных школ в Нью-Йорке. Внезапно незнакомец, не говорящий по-английски, появляется в классе. С помощью переводчика он спрашивает трое или четверо детей в классе (которые кажутся «умнее» чем другие) делать лабиринты и копировать рисунки с цветными блоками. Незнакомец просматривает протоколы и сообщает, что в его стране (скажем, Албании) эти результаты считаются «средними». Более того, «с большой уверенностью» он заявляет, что по крайней мере, каждый третий ребенок в этой специальной образовательной единице неправильно классифицирован (то есть должны быть возвращены к общему образованию). Теперь откройте твои глаза. Вы считаете, что этот сценарий невозможен? Ты прав: это невозможно в Нью-Йорке. Это немыслимо в этой стране что диагноз МР или не-МР будет основан на двух субтестах взято из батареи IQ. Но почему вы думаете, что это должно быть возможно в Москве? Эти туристы-психологи изучали развитие история этих детей? Соблюдали ли они их в осмысленном учебная ситуация или социальная активность? Они взяли интервью у своих родители и учителя? Они анализировали медицинские данные? Ответ нет. Более того, даже использование ими субтестов было неуместным. потому что это нарушает основные принципы психометрии. Выражение «оценочные баллы были в пределах нормы» или «5 детей набрали нормальные баллы по тесту способностей» нонсенс (с точки зрения психометрии), потому что субтест может производить только так называемую «сырую» оценку, которую необходимо преобразовать в масштабированную оценку с помощью таблиц стандартизации чтобы провести сравнение и прийти к психометрическому диапазоны «средний», «ниже среднего» и т. д. Но эти таблицы разрабатывались на американских детях и там нет норм по WISC для российских детей. На мой взгляд, быстрая стрельба от бедра британскими туристами-психологами не выдерживает научной проверки и может только ввести в заблуждение общественность в целом. В России профессионалы таких не дают легко маркируется, как правило, свидетельствует об органическом поражении головного мозга нужно для диагностики.

Ниже вы также можете прочитать мою статью с обсуждение этого диагноза. Б. Гиндис. Доктор философии. Понимание медицинского заключения вашего ребенка: олигофрения. Пост 10 (1), 3-4. PNPIC, Медоу Лэнд, Пенсильвания.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ОЛИГОФРЕНИИ | JAMA Pediatrics

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ОЛИГОФРЕНИИ | ДЖАМА Педиатрия | Сеть ДЖАМА [Перейти к навигации]

Эта проблема

  • Скачать PDF
  • Полный текст
  • Поделиться

    Твиттер Фейсбук Электронная почта LinkedIn

  • Процитировать это
  • Разрешения

Артикул

Февраль 1952 г.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts