Описание акцентуаций по леонгарду: Возбудимый тип акцентуации характера личности по Леонгарду.

Содержание

популярная система типов личности ► Неглянцевый журнал

Типологий личности существует великое множество. Часть из них практически не используется в научной психологии, однако акцентуации характера относятся к категории проверенных временем типов личности. Изучением данной темы начали заниматься еще в прошлом веке. Известный психолог из Германии Карл Леонгард в 1964 году выпустил труд «Нормальные и патологические личности», именно там впервые была приведена данная типология. Позже ее стали именовать «акцентуацией». Изначально для примера каждого типа психолог приводил литературных персонажей.

Что же такое акцентуация характера?

Конкретно Леонгард выделял три категории акцентуаций характера в зависимости от их происхождения.

  • Относящиеся именно к характеру. Они образованы исключительно в течение жизни и формируются, исходя из социальной среды. К ним у психолога относились демонстративный, педантичный, застревающий и возбудимый типы.
  • Относящиеся к темпераменту. Здесь речь идет о крайней выраженности данных от рождения характеристик. К этой группе были отнесены гипертимный, дистимический, циклоидный, экзальтированный, тревожный и эмотивный типы.
  • Относящиеся к личностному уровню. Выраженность глубинных характеристик личности, сюда вошли два типа – экстра- и интровертированный.

В целом, акцентуации формируются в течение жизни и если определенные особенности становятся более выражены, то их называют акцентуациями. Они не настолько отличаются от нормы, как в психопатии, так что речь идет не о патологии, а о крайнем варианте. Часто акцентуации возникают из-за определенного типа воспитания ребенка, например, излишней опеки, избалованности, эмоционального отвержения, жестокости и так далее.

Причем проявляются акцентуации личности далеко не всегда. Они дают о себе знать в следующих ситуациях:

  • возникновение нервных расстройств и физических болезней, которые обостряют определенную личностную черту;
  • ведение такого образа жизни, при котором обостряется некая черта характера;
  • появление неразрешимых проблем и травмы во время возрастных кризисов.

Именно акцентуации личности по Леонгарду стали первой подобной типологией, рассматривающей именно крайние варианты нормы, а не патологические случаи, как в классификации психопатий Ганнушкина.

Особенности акцентуаций характера

Перечислим то, что отличает именно эту типологию от многих других.

  1. Акцентуации, как говорилось выше, не говорят о наличии психических отклонений. По ним можно лишь судить, какие патологии могут возникнуть у человека в случае серьезных травматических ситуаций. А могут и не возникнуть.
  2. С возрастом проявление акцентуаций сглаживается, а в подростковом периоде они видны ярче всего.
  3. А еще один важный момент заключается в том, что акцентуаций характера может быть несколько, а может не быть ни одной. Последний вариант говорит о сбалансированной гармоничной личности.

Акцентуации личности по Леонгарду: описание типов

А теперь пришло время рассмотреть краткие характеристики тех типов, что описывал психолог.

Гипертимический тип акцентуации

Данные люди отличаются любовью к общению и постоянно приподнятым настроением. Они все время стремятся к активной деятельности и нередко отклоняются от темы беседы, не слушая другого человека. Ко всему этому гипертимы стремятся к лидерству, обладают завышенной самооценкой и несерьезным отношением к возлагаемым на них обязанностям. Негативно они относятся к жестким рамкам, скучной деятельности и одиночеству.

Дистимический тип акцентуации

Речь идет о серьезных, но при этом медлительных личностях со слабой волей. Нередко для них характерно подавленное настроение и заниженная самооценка. В отличие от гипертимов, они не любят общаться. В результате всех вышеназванных качеств дистимический тип личности приводит к пессимистическому отношению к жизни. А еще для него характерно повышенное чувство справедливости.

Аффективно-лабильный тип акцентуации

В этих людях сочетаются дистимические и гипертимические черты, которые чередуются друг с другом. Можно сказать, что речь идет о своеобразных фазах, для каждой из них характерны черты соответствующих типов личности. Аффективно-лабильные люди ранимы, обладают высокими моральными принципами и эмпатичны. Они не любят равнодушия и грубости, отличаются тревожностью и дружелюбием. Для дистимических периодов характерно сниженное настроение и самокритичность. Этим людям особенно важна поддержка близких.

Экзальтированный тип акцентуации

Личность с данным характером не боится яркого проявления своих эмоций. Она будет реагировать на любые события намного сильнее, нежели любой другой человек. Причем это касается как позитивных, так и негативных эмоций. Экзальтированный тип отличается привязанностью к родным и приятелям, любят природу и искусство, нередко религиозны.

Тревожный тип акцентуации

Уже по названию ясно, что речь идет о пугливом человеке, который не уверен в себе и видит мир в черных красках. Он замкнут и боязлив, часто не хочет оставаться один и имеет немало фобий. Людям данного типа характерна гиперответственность вкупе с покорностью и неспособностью отстоять собственное мнение.

Эмотивный тип акцентуации

Чувствительные и эмоциональные люди, которые во многом похожи на экзальтированный тип личности, однако отличаются менее бурными реакциями. Зато для них типична высокая эмпатия и впечатлительность. Конфликты эмотивы не любят, предпочитая скрывать обиды. Также они исполнительны.

Демонстративный тип акцентуации

Это живые и легкие в общении люди, про которых можно сказать, что они прекрасные актеры. Они любят делать все напоказ, плести интриги и стремятся оказаться в центре внимания. Нередко лживы.

Педантичный тип акцентуации

В данном случае речь о людях, очень долго переживающих травмирующие ситуации. Они почти не конфликтуют и негативно относятся к нарушениям порядка любого рода. Их характерные черты – это аккуратность, пунктуальность и точность в деталях, они добросовестны и усидчивы, нередко сомневаются в собственных поступках.

Застревающий тип акцентуации

Его также именуют аффективно-застойным. Причина названия в высокой задержке аффектов. Проще говоря, человек данного типа личности склонен зацикливаться на собственных мыслях и чувствах. Ему непросто забыть обиду, а инертность заметна даже на уровне жестов. Застревающая акцентуация характера часто приводит к долгим конфликтам, мстительности и подозрительности. Однако люди этого типа отличаются сильной волей.

Возбудимый тип акцентуации

Люди с этим типом очень импульсивные и почти не контролируют свои желания. Они часто гневаются и склонны к конфликтам, а еще не умеют ждать. Из недостатков также можно отметить низкую общительность и равнодушие к будущему. В общении эти люди стремятся к доминированию, потому контактируют лишь с теми, кто слабее их.

Экстровертированный тип акцентуации

Представители этого типа активнее реагируют на внешние раздражители, а не на внутренние. Они всегда ищут новые ощущения и любят общаться с людьми. Экстраверты отличаются импульсивными поступками, прислушиваются к чужому мнению и подвержены к влиянию извне. Их мнение по разным вопросам совсем не стойкое.

Интровертированный тип акцентуации

Данные люди больше внимания уделяют своему внутреннему миру. В зависимости от того, насколько эта черта выражена, зависит погруженность личности внутрь себя. Если интроверсия чрезмерная, то человек существует в своей реальности и почти не контактирует с другими. Тогда как при разумной интроверсии личность имеет собственное мышление, что скорее плюс, чем минус. Однако в целом любые интроверты намного менее общительны, чем экстраверты.

Выводы

После Леонгарда большое количество специалистов во всем мире продолжает изучать акцентуации и возможные вследствие их наличия психические отклонения. И по сей день многие используют именно классификацию немецкого ученого для диагностики и коррекции расстройств, особенно она популярна для изучения поведения подростков. Однако есть и другие популярные классификации акцентуаций, которые отличаются от рассмотренной в материале типологии. В следующем материале мы расскажем про классификацию Личко, она не менее распространена, и про то, как она сопоставляется с типами по Леонгарду.

Классификация акцентуации характера по К. Леонгарду

4 февраля в 07:00

Исследовния в психологии,

В предыдущей статье я описывала классификацию А. Е. Личко и упоминала, что она созвучна классификации К. Леонгарда, немецкого учёного, психиатра, они как бы дополняют друг друга. Концепция Леонарда построена на основе ранее предложенных П. Б. Ганнушкиным идей латентных психопатий. Остановлюсь на ней более подробно.

Типы акцентуации характера, темперамента по К. Леонгарду

Классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающим миром.

Застревающий (ригидный тип)

Умеренно общительный, склонный к нравоучениям, неразговорчивый. В конфликтах такой человек обычно выступает инициатором. Чувствителен к социальной справедливости. Дело, за которое он берётся, стремится выполнить качественно, добиться высоких показателей в любой деятельности, предъявляя повышенные требования к себе. Честолюбив, ревнив, иногда чрезмерно самонадеян. На работе предъявляет повышенные требования к подчинённым, в семье также непомерно требователен.

Базовая проблема этого типа — всегда страдает от мнимой несправедливости к нему и к тому, что он делает. Общается только по теме того, что нужно сказать правду, что люди поступают неверно. Отсюда насторожённость и недоверие к другим. Обидчив, подозрительнее, заносчив, мстителен, злопамятен, долго помнит обиды. Старается энергично отстаивать свои интересы. Базовая черта — аффективность (сильное эмоциональное напряжение, направленное на источник, которого он считает агрессором). Сильная инертность в отходе от аффектов. Переубедить застревающий тип, в том, что он неправ, крайне сложно.

Возбудимый

Характеризуется низкой контактностью в общении, замедленностью вербальных и невербальных реакций. Они часто угрюмы, занудны, склонны к брани и конфликтам, в которых сами являются активной и провоцирующей стороной. Очень властны в семье, в коллективе неучтивы. Если находятся в спокойном эмоциональном состоянии, они добросовестны и аккуратны, любят животных и маленьких детей. Однако, в состоянии эмоционального возбуждения плохо контролируют своё поведение, раздражительны и вспыльчивы.

Управлять собой не умеют. У них слабый собственный контроль над высказываниями, действиями, увлечениями. Всё строится на физиологическом влечении (захотел — сделал, не захотел — бросил, захотел — ушёл, независимо от обстоятельств и т.д.)

Импульсивны, грубы, гневливы, склонны к хамству, неуживчивы, часто меняют места работы. Не любят трудиться — это их не привлекает. Давление над собой не терпят. Живут только настоящим, не задумываясь о будущем, причём берут от него больше удовольствий и развлечений. Любят быть лидерами среди слабых личностей.

Демонстративный

Иногда этот тип называют истероидным. Люди данного типа легко устанавливают контакты, стремятся к лидерству, любят власть и похвалу. Быстро приспосабливаются к людям, но склонны к интригам, при своей внешней мягкости.

Окружающих они раздражают своей самоуверенностью и высоким уровнем притязаний. Как правило, сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Люди данного типа артистичны, обходительны, неординарны в мышлении и поступках. Людей отталкивают их негативные черты: хвастовство, отлынивание от работы, лицемерие, эгоизм.

Базовая черта по Леонарду — способность к вытеснению, т.е. быстро забывают свои отрицательные поступки. Им характерна демонстративность поведения. Они склонны к фантазиям, преувеличению фактов, лживости и позёрству. Им необходимы признание, похвала и внимание к собственной персоне.

Их раздражает невнимание других к себе. Эмоционально лабильны, настоящих чувств не испытывают, хотя могут их театрально обыграть. В компании любят исключительное положение (сидеть на троне). Самооценка необъективная, завышенная. Обычно лгут с невинным лицом и сами в эту ложь верят. Весьма успешны на сцене. В их поведении и речи больше рекламы, чем содержания.

Педантичный

Добросовестны, серьёзны, надёжны, аккуратны. В конфликты вступают редко. На работе предъявляют многочисленные формальные требования к членам коллектива, ведут себя как бюрократы. Их формализм и брюзжание сильно раздражает окружающих. В семье чрезмерно требовательны к аккуратности и порядку.

Тяжелы на подъём, глубоко переживают травмирующие их события. Инертны, ригидны, конфликты наблюдают со стороны. Работу выполняют расчётливо и по плану, ориентируются на её качество: уточняют, перепроверяют, чтобы не было ошибок. На лидерство не претендуют, т.к. боятся ответственности.

Гипертимный

Характеризуется чрезмерной контактностью, словоохотливостью. У этого типа ярко выражены жесты, мимика и пантомимика. Во время общения отклоняются от темы, либо меняют её. Не терпят замечаний. Они инициативны, энергичны, полны оптимизма, жаждут деятельности. Однако часто бывают зачинщиками конфликтов, легкомысленны, не всегда добросовестно относятся к своим обязанностям. Не любят одиночество, жёсткую дисциплину и монотонную работу.

Они, как правило, заводилы в компании, шумны, всегда в прекрасном настроении (люди-праздник и радость). Оценки происходящих событий поверхностны, отсутствует контроль над собой, гневливы, раздражительны, если им что-то не нравится.

Дистимический

Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение. Они обычно домоседы, избегают шумных компаний и вечеринок, ведут замкнутый образ жизни. Легко вступают в конфликты. Наделены обстоятельным чутьём, серьёзны, добросовестны. Имеют обострённое чувство справедливости. Дистимному типу характерны замедленность мышления, пассивность, неповоротливость, индивидуализм.

Циклоидный (циклотимический, аффективно-лабильный, неустойчивый)

Циклоидам свойственны частые смены настроения, высокомерность в обращении с людьми. В период повышенного настроения они общительны, в период подавленного настроения — замкнуты. Во время душевного подъёма ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада — с дистимной.

Экзальтированный (аффективно-экзальтированный)

Людям этого типа свойственны высокая контактность, влюбчивость, словоохотливость. Они часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов, в споре могут быть как активной, так и пассивной стороной. Дорожат близкими и друзьями, очень к ним привязаны и внимательны. Склонны к состраданию, альтруистичны, имеют хороший вкус, способны проявлять яркие и искренние чувства. Их негативные черты: приверженность к сиюминутным настроениям, паникёрство.

Тревожный (боязливый)

Данный тип отличается низкой контактностью, робостью, неуверенностью в себе, часто доминирует минорное настроение. Редко вступают в конфликты с людьми, играя в них лишь пассивную роль. Часто бывают мишенями для насмешек и «козлами отпущения». Они дружелюбны, самокритичны, исполнительны.

Эмотивный

Люди с таким типом акцентуации характера предпочитают общение у узком кругу избранных, которых они понимают с полуслова. В конфликтах играют пассивную роль, стараются их избегать. Обидчивы, но обиды носят в себе. Чрезмерно чувствительны и слезливы. Обладают сосредоточенностью, обострённым чувством долга, исполнительностью.

Экстравертированный

Отличаются высокой контактностью, у них много друзей и знакомых. Они словоохотливы, даже болтливы, открыты для любой информации. В общении не занимают лидирующих позиций, предпочитают подчиняться, находиться в тени. Исполнительны, всегда готовы внимательно выслушать другого. Негативные черты: подверженность влиянию, необдуманность поступков, легкомыслие, страсть к развлечениям, склонны к распространению слухов и сплетен.

Интровертированный

Характеризуются очень низкой контактностью, замкнутостью, оторванностью от реальности, склонностью к философствованию. Конфликтуют только в тех случаях, когда другие вмешиваются в их личную жизнь. Любят одиночество. Принципиальны, сдержанны, имеют твёрдые убеждения. Однако, упрямы, регидны в мышлении, склонны упорно отстаивать свою точку зрения или идеи, несмотря ни на что.

В заключение

Как видите, классификации акцентуаций характера А. Е. Личко и К. Леонгарда по содержанию близки. Знание данных характерологических характеристик может помочь человеку определить свой тип и тип близких ему людей. Следовательно, появляется возможность правильно построить взаимоотношения. Однако не нужно забывать, что акцентуации проявляются в тревожное для человека время, когда он «выбит из колеи» какими-то жизненными обстоятельствами.

Кроме того, в одном человеке могут сочетаться те или иные черты разных типов акцентуаций. Часто не приходит понимания в правильной оценке людей, окружающих нас. Недостаточность психологических знаний в подобных вопросах порождает конфликтные ситуации, противостояние, непонимание как в семье, так и на работе. Хотим мы этого или не хотим, но строить отношения с людьми, какими бы они не были, нам необходимо, поэтому разбираться в индивидуальных человеческих особенностях нам придётся.

Краткое содержание книги: Мастерство Джорджа Леонарда

Книга в трех предложениях

Самый успешный путь к овладению чем-либо — это практика ради самой практики, а не ради результата. Все значимое обучение состоит из кратких всплесков прогресса, за которыми следуют длительные периоды работы, когда кажется, что вы застряли на плато. Здесь нет экспертов — только ученики.

Краткое изложение книги Джорджа Леонарда «Мастерство»

Это краткое изложение моей книги «Мастерство» Джорджа Леонарда. Мои заметки носят неформальный характер и часто содержат цитаты из книги, а также мои собственные мысли. Это резюме включает ключевые уроки и важные отрывки из книги.

  • Определение мастерства: таинственный процесс, во время которого то, что вначале трудно, постепенно становится легче и приятнее благодаря практике.
  • Если и есть верный путь к успеху и самореализации в жизни, то его следует искать в длительном, по существу бесцельном процессе мастерства.
  • Начните с чего-нибудь простого.
  • Все значимое обучение состоит из коротких всплесков прогресса, за которыми следуют длительные периоды работы, когда кажется, что вы никуда не движетесь.
  • Семь разновидностей интеллекта: лингвистический, музыкальный, логический/математический, пространственный, телесный/кинестетический, внутриличностный, межличностный.
  • Единственным физическим достижением, в котором люди могут превзойти почти всех других животных такого же (или даже большего) размера, является бег на выносливость.
  • На пути к совершенствованию: общий прогресс всегда одинаков. Чтобы пройти путь мастера, вы должны усердно практиковаться, стремясь отточить свои навыки, чтобы достичь новых уровней компетентности. Но при этом вы также должны быть готовы проводить большую часть своего времени на плато, чтобы продолжать практиковать даже тогда, когда кажется, что вы ничего не добиваетесь.
  • Когда мы что-то практикуем, даже если нам кажется, что мы совсем не продвигаемся вперед, мы превращаем новое поведение в привычки. Обучение происходит все время.
  • Самый успешный путь к мастерству — это практика ради самой практики. Не ради результата.
  • О мастерстве в отношениях: В современном мире два партнера редко готовы жить бесконечно на неизменном плато. Когда ваш партнер по теннису начинает улучшать свою игру, а вы нет, игра в конце концов прекращается. То же самое относится и к отношениям.
  • Каждый раз, когда мы тратим деньги, мы показываем, что мы ценим.
  • Менталитет против мастерства сосредоточен на быстрых решениях. Операция на сердце, а не диета и физические упражнения. Лотерейные билеты вместо пенсионных сбережений.
  • В бизнесе некоторые люди могут заработать много денег за короткий промежуток времени (корпоративные рейдеры, финансовые гении, технологические стартапы), но часто создается очень мало ценности для других или национальной экономики. Человек становится богатым, но мир не становится намного лучше. Действительно ли это лучший путь, чем путь ремесленника? Кто-то, кто медленно и методично совершенствуется, вносит что-то полезное и ценное в общество и зарабатывает при этом достаточно денег (несмотря на то, что не разбогател)?
  • В конечном счете, война против мастерства, путь к терпеливым, самоотверженным усилиям без привязки к немедленным результатам — это война, в которой невозможно победить.
  • О человеческой природе: Человек — обучающееся животное, и сущность вида закодирована в этом простом термине. Овладение навыками, которые не запрограммированы генетически, является наиболее характерным для человека видом деятельности.
  • Пять ключей к мастерству: Обучение, Практика, Сдача, Намеренность и Грань.
  • Об обучении: Для овладения большинством навыков нет ничего лучше, чем оказаться в руках мастера-учителя.
  • О поиске хорошего учителя: Чтобы ясно увидеть учителя, посмотрите на его учеников.
  • Лучшие учителя стараются указывать ученику на то, что он делает правильно, так же часто, как и на то, что он делает неправильно. Представление об учителе, редко хвалящем и обучающем строгой критикой, является мифом.
  • Одно из преимуществ медленного обучения: оно заставляет вас внимательно посмотреть на процесс и обнаружить дополнительные шаги, которые в противном случае вы могли бы не заметить, если бы прогресс шел легко.
  • Идея: путь к мастерству требует определенного склада ума и желания работать. На это, вероятно, влияет генетика, точно так же, как генетика влияет на наши физические способности. Люди часто говорят что-то вроде: «Я видел так много талантливых спортсменов с данными Богом способностями, которые просто не хотели много работать. Они исчезли». Эти утверждения упускают из виду тот факт, что психологические способности также в значительной степени фиксированы. Вероятность того, что кто-то обладает пиковыми физическими способностями («данный Богом талант») И пиковыми умственными способностями (готовность много работать), невероятно низка. Таким образом, вы ожидаете, что лучше всего будут работать люди, обладающие очень высокими умственными способностями и достаточно высокими физическими способностями.
  • Независимо от вашего генетического потенциала, вы должны упорно трудиться, чтобы реализовать его. Потенциал — это всего лишь возможность.
  • Лучшие учителя — это те, кто открыл для себя, как активно вовлекать каждого ученика в процесс обучения.
  • Практика часто используется для описания того, что мы делаем. Вместо этого мы можем смотреть на практику как на то, что у нас есть, как на то, чем мы определяемся.
  • Награда всегда приходит к тому, кто занимается практикой, но награда не является целью. Практика – это цель.
  • Мастерство открывает так много нового, что вам предстоит узнать, пока вы продолжаете путешествие. Пункт назначения становится на две мили дальше на каждую пройденную милю.
  • Мастера любят практику, и потому, что им это нравится, они становятся лучше. И чем лучше они становятся, тем больше им нравится практика. Это восходящая спираль.
  • Мастер любой игры, как правило, также мастер практики.
  • Хорошая идея: ужин с семьей каждый вечер — это форма практики, которой вы можете заниматься так же страстно, как и заниматься своим ремеслом.
  • «Сколько времени мне понадобится, чтобы освоить айкидо?» — спрашивает будущий студент. — Как долго ты собираешься прожить? единственный респектабельный ответ.
  • Мастерство — это практика. Мастерство остается на пути.
  • Суть скуки заключается в навязчивом поиске новизны. Удовлетворение заключается в осознанном повторении, открытии бесконечного богатства в виде тонких вариаций на знакомые темы.
  • Нет экспертов. Есть только ученики.
  • О том, как вещи продолжают жить в нашем сознании даже после того, как они физически исчезают: «Вселенная все больше напоминает великую мысль, а не великую машину». -Сэр Джеймс Джинс
  • Каждый мастер визуализирует свой успех.
  • Теперь мы приходим, как и должны приходить во всем, что имеет реальные последствия, к кажущемуся противоречию, парадоксу.
  • Почти все без исключения мастера посвящают себя основам своего призвания. В то же время они, скорее всего, бросят вызов своим прежним ограничениям.
  • Древневосточная мудрость: «До просветления руби дрова и носи воду. После просветления руби дрова и носи воду».
  • Отступничество — универсальный опыт. Все сопротивляются значительным изменениям, будь то к худшему или к лучшему.
  • Гомеостаз: Наше тело, мозг и поведение имеют встроенную тенденцию оставаться в очень узких пределах.
  • Гомеостаз работает, чтобы сохранить вещи такими, какие они есть, даже если они не очень хороши.
  • Сопротивление пропорционально размеру и скорости изменения, а не тому, является ли изменение благоприятным или неблагоприятным.
  • Когда вы раскрываете свой потенциал в каком-либо начинании (даже самом маленьком), это может во многом изменить вас самих.
  • Сигналы тревоги, которые звонят, когда вы пробуете что-то новое (страх, пот, учащенное сердцебиение, дискомфорт), являются сигналами роста. Важно не игнорировать их из соображений безопасности, но вы также можете рассматривать их как признак своего улучшения.
  • Следуйте практике. Люди, приступающие к любым формам изменений, обретут стабильность и комфорт, ежедневно практикуя что-то. Практика обеспечивает стабильную базу во время нестабильности перемен.
  • Учиться значит меняться. Посвятите себя обучению на протяжении всей жизни.
  • Человек — это машина, которая изнашивается от бездействия. Есть пределы, но по большей части мы получаем энергию, используя энергию.
  • Поддерживать физическую форму. Он вносит огромную энергию в нашу жизнь.
  • Признавайте отрицательное и подчеркивайте положительное.
  • Отрицание подавляет энергию, тогда как реалистическое признание правды высвобождает ее.
  • Чтобы двигаться в одном направлении, вы должны отказаться от всех остальных. Преследовать одну цель означает отказаться от очень большого количества других возможных целей.
  • Избегайте травм. Большинство людей получают травмы из-за одержимости целью. Обращайте внимание на сигналы, которые подает ваше тело, и договаривайтесь с ними, но не отвергайте их и не игнорируйте.
  • Быть смертельно серьезным значит страдать узким зрением. Юмор не только облегчает вашу ношу, но и расширяет ваше видение.
  • Классный пример ритуала: некоторые хирурги одинаково моют руки и надевают халаты перед каждой операцией. Это шаблон и ритуал, который настраивает их ум на правильное место для выступления.
  • Мастерство — это не совершенство. Это о процессе.
  • Это действительно странно, если подумать, что мы полностью посвящаем себя развитию нашей игры в теннис, но оставляем что-то вроде наших отношений в значительной степени на волю случая.
  • Плато, взлеты и падения в наших отношениях даже больше, чем в других сферах жизни. И вы обнаружите, что самое большое обучение происходит на плато.
  • Быть психологически уравновешенным и сосредоточенным в значительной степени зависит от физического равновесия и сосредоточенности.
  • Лучший способ описать вашу полную творческую способность – это сказать, что для всех практических целей она безгранична.
  • Дзигоро Кано, основатель дзюдо, попросил, чтобы его после смерти похоронили в белом поясе. Какой удивительный символ: абсолютный мастер, навсегда принимающий знак новичка.
  • Если вы хотите по-настоящему освоить что-то, вы должны быть готовы остаться новичком и выглядеть дураком. Ум новичка необходим для изучения чего-либо нового.

Мастерство Джорджа Леонарда

Купить книгу: Распечатать

Или просмотреть другие аннотации к книгам.

Спасибо за внимание. Вы можете получить больше практических идей в моем популярном информационном бюллетене по электронной почте. Каждую неделю я делюсь 3 короткими идеями от себя, 2 цитатами других и 1 вопросом для размышления. Более 2 000 000 человек подписаны . Введите адрес электронной почты сейчас и присоединяйтесь к нам.

Об авторе

Джеймс Клир пишет о привычках, принятии решений и постоянном совершенствовании. Он является автором № 1 Нью-Йорк Таймс бестселлер, Атомные привычки. Книга была продана тиражом более 10 миллионов экземпляров по всему миру и переведена более чем на 50 языков.

Щелкните здесь, чтобы узнать больше →

Личностные и психомоторные характеристики ролей в женском футзале

Личностные и психомоторные особенности ролей в женском мини-футболе

ˑ: 

Л.

Е. Наконечная
Е.В. Романина , профессор, к.т.н.
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Ключевые слова: психологическая подготовка, женский спорт, мини-футбол.

Введение. Мини-футбол становится все более популярным как в мире, так и в нашей стране. Из года в год наша команда занимает призовые места на чемпионатах мира и Европы. Женский чемпионат проводится с 2010 года и пока носит неофициальный характер, но приобретает все большее значение. В декабре 2013 года наша команда стала бронзовым призером.

Развитие женского футбола в целом и мини-футбола в частности – перспективное направление, определяемое как одно из ведущих на высшем европейском уровне. «Ключевая цель УЕФА — широкомасштабное участие в европейском женском футболе. Европейский футбольный союз продолжит поддерживать ассоциации в вопросах дальнейшего развития женского футбола», – заявила Карен Эспелунд, глава Комитета УЕФА по женскому футболу.

Однако популярность этого вида спорта в нашей стране значительно уступает таковой в странах Европы. Актуальность подготовки и развития потенциала игроков, выявление ориентиров организации не только технико-тактической, но и психологической подготовки являются приоритетными направлениями.

Выявление особенностей работы с командой, учитывая специфику данного вида спорта, формирование дифференцированного подхода к игрокам для максимального раскрытия их потенциала и повышение конкурентоспособности команды в целом – важные задачи как тренера, так и психолога. Чаще всего игроков в команде дифференцируют по игровым позициям. Во всех играх они достаточно четко определяют функции игрока, на них строятся технические и тактические действия. Однако игровые ситуации в футзале существенно отличаются от таковых в других спортивных играх, в частности в обычном футболе. Количество игроков и размер поля, скорость, рывки, быстрая смена направления, а также тот факт, что все игроки принимают участие как в атаке, так и в защите — все это имеет значение не только в технико-тактических действиях, но и в личностные качества игроков.

Цель исследования состояла в том, чтобы выявить различия или сходства психомоторных характеристик и черт личности футзалисток.

Материалы и методы. Методы включали компьютерные тесты психомоторных реакций с использованием программы «УПДК — МК» (универсальная психодиагностическая система), «аСТАРТа», методику изучения акцентуаций личности К. Леонгарда (адаптированная версия С. Шмишека), опросник волевого самоконтроля. -контроль (VSC) А.Г. Зверкова и Е.В. Айдмана, тест «Стиль саморегуляции поведения» В.Н. Моросанова; математические методы обработки данных: U-критерий Манна–Уитни, описательная статистика (Excel 2007).

В исследовании, проведенном в футбольном клубе «Снежанна» в г. Котельники, приняли участие 12 спортсменов по мини-футболу (I старший разряд, кандидаты в мастера спорта, мастера спорта и мастера спорта международного класса).

Результаты и обсуждение. Психомоторные характеристики футзалисток по реакции на движущийся объект (табл. 1) различаются незначительно у представительниц разного положения. Общая тенденция заключалась в незначительном смещении в сторону реакций торможения, различались показатели времени реакции, но статистически значимые различия были выявлены только во времени простой реакции: атакующие игроки характеризуются более быстрой реакцией по сравнению с защитниками (при р <0,01), реакция выбора при стрессе находилась в зоне неопределенности.

Табл.

Игровая позиция

Реакция на движущийся объект (из 30)           

Простая реакция, м/с

Реакция выбора между двумя альтернативами            s

Реакция выбора между двумя альтернативами в условиях стресса

замедленная реакция

предшествующая реакция

точная реакция

скорость, м/с

ошибки

скорость, м/с

ошибки

Атака

12,7 ± 0,8

7,0 ± 0,5

10,2 ± 0,5

902:30

0,311 ± 0,010

0,407 ± 0,006

1,0 ± 0,3

0,380 ± 0,012

1,0 ± 0,2

Защита

13,8 ± 1,7

5,2 ± 1,1

10,8 ± 1,2

0,342 ± 0,008

0,438 ± 0,022

1,0 ± 0,5

0,457 ± 0,030

1,0 ± 0,3

Figure 1. Intensity of types of character accentuations of female futsal players according to the K. Leonhard’s classification of personality accentuations ( adapted S. Shmishek version ), %

Данные по акцентуациям характера футзалисток разного положения (рис. 1) выявляют явное сходство некоторых шкал, выраженные гипертимные, циклотимические характеристики темперамента, отсутствие выраженной дистимии, возбудимости; эти черты должны быть типичны для футзалисток. На рисунке 1 мы видим существенные различия в чертах характера. U-критерий Манна-Уитни также применялся для проведения статистического анализа данных для выяснения различий. Помимо данных о выраженных акцентуациях, математически обрабатывались данные о тенденциях и отсутствии акцентуаций. В итоге оказалось, что достоверные различия определялись только в акцентуации дистимического характера при р<0,05; такие показатели, как «возбудимость» и «тревожность» находились в зоне неопределенности, остальные различия акцентуаций не достигли уровня статистической значимости.

Рис. игроки с разными игровыми позициями, но их значимость математически не подтверждена, за исключением шкалы «гибкость», оказавшейся в зоне неопределенности. Эти характеристики должны отражать специфику мини-футбола, где каждый игрок может находиться в ситуации как нападения, так и защиты; а особенности планирования, моделирования и программирования своих действий, действий соперников и игроков своей команды должны быть типичны для всех независимо от игровой позиции и, возможно, определяются квалификацией команды, которую еще предстоит изучить.

Выводы. Выявленные различия между игроками в различных игровых ситуациях помогают тренеру и психологу применять дифференцированный подход к организации тренировочного процесса. Взаимозаменяемость в этом виде спорта очень важна, поэтому некая универсальность игрока во многом способствует его результативности. При работе с командой тренеру и психологу необходимо обращать внимание на командный дух игроков, формирование у них взаимопонимания и «чувства игрока».

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts