Определение абсолютизм: абсолютизм | это… Что такое абсолютизм?

Абсолютизм | Понятия и категории

Филипп де ШАМПЕНЬ (1602-1674). Портрет Людовика XIII. 1665.
Принято считать, что именно в его правление абсолютизм приобрел законченные формы.

АБСОЛЮТИЗМ (франц. absolutisme от лат. absolutus — безусловный, неограниченный) — форма правления, при которой верховная власть в стране целиком принадлежит одному лицу; неограниченная монархия. 

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 7.

АБСОЛЮТИЗМ (от лат. absolutus — безусловный) — неограниченная монархия, деспотическая, основанная на произволе форма государственного правления, при которой политическая власть принадлежит всецело одному лицу — монарху. Расцвет абсолютизма в Западной Европе — 17-18 века, в России — 18-19 века *.

Краткий политический словарь. М., 1988, с. 6.

Примечания

* В приложении к истории России 18-19 веков корректным является понятие «самодержавие».

Термин же «абсолютизм» описывает только политические системы Западноевропейской цивилизации. Политическим изданиям советских времен свойственно было путать эти два разных понятия.

 

Проблема абсолютизма первых Стюартов привлекает в последнее время пристальное внимание историографии. И это неудивительно: в ней заключена «тайна» превращения времени правления Якова I и его преемника Карла I в пролог революции. Вместе с тем для раскрытия этой проблемы вовсе не требуется, как полагает Д. Илтон, «читать историю революции назад», напротив, историю правления этих монархов следует «читать вперед». Продуктивность такого чтения требует, однако, соблюдения двух условий: 1) умения за извивами политики двора и парламента видеть столкновение интересов больших общественных групп и 2) умения при анализе событий «текущего настоящего» не терять из виду сцепления времен — прошедшего и будущего…

Tags: 

История

Дальнейший рост буржуазного уклада. Восстановление крепостничества в Дании. В первой половине XVIII века политическая история Дании-Норвегии по сравнению с историей Швеции бедна событиями. Самодержавные монархи, включая долго царствовавшего Фредрика IV (1699-1730), несколько улучшили делопроизводство и судопроизводство, оздоровили финансы, развили средства сообщения, наладили мизерную помощь беднейшему населению. Предметом особой заботы правительства были города, промышленность и торговля. То было время крайнего меркантилизма. В начале XVIII века уже примерно пятая часть датчан проживала в городах. С окончанием Великой Северной войны удельный вес Копенгагена и датчан в балтийской торговле заметно вырос…

Tags: 

История

Абсолютизм, абсолютная монархия (от лат. absolutus — неограниченный, независимый, безусловный) — форма правления и государственного устройства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. Абсолютизм — последняя стадия развития феодального государства.

Возник в период угасания феодализма и зарождения капиталистических отношений, т. е. в период Позднего Средневековья. Складывался в странах Западной Европы с конца XV века, достиг апогея в период Нового времени, в XVII веке. Признаки Абсолютизма: 1) сосредоточение всей власти в руках монарха, прекращение деятельности сословно-представительных учреждений…

Tags: 

История

ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ – особая политика ряда европейских абсолютистских государств во 2-й половине 18 века, внешне получившая форму следования идеям Просвещения и выражавшаяся в проведении ряда реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавших шаг в сторону буржуазного развития).

Мысль о государстве во главе с «просвещенным монархом», следующим советам философов и способным преобразовать общественную жизнь на новых, «разумных», началах, получила широкое распространение среди части просветителей 18 века (особенно отчетливо она выражена у Вольтера). ..

Tags: 

История

Из всех западноевропейских стран лишь во Франции абсолютизм принял наиболее законченную, классическую форму, и сословно-представительные учреждения (Генеральные штаты) не созывались в течение долгого времени. Отвечая коренным интересам всего дворянства, абсолютизм защищал феодальную собственность на землю. Под его опекой продолжали оставаться незыблемыми главные налоговые и сословные привилегии класса феодалов в целом. Значительная часть государственных средств уходила на содержание армии и бюрократического аппарата, на материальную поддержку дворян.

Tags: 

История

Военные силы, которые абсолютистское государство могло противопоставлять натиску антифеодальных движений, складывались из двух элементов: вооруженной буржуазии в городах (буржуазной гвардии) и регулярной армии. Один интендант писал Кольберу, что население в его провинции покорно, когда знает, что там имеются войска, а когда их нет — становится буйным.

Все военные силы на территории провинции находились под командованием губернатора. Губернаторы как представители прежде всего военной власти на местах служили важным звеном централизованной военной машины. Централизация была главным стратегическим преимуществом власти, ибо народные движения даже в моменты их наибольшего подъема носили стихийный и местный характер…

Tags: 

История

Французское государство XVII века, построенное на принципе абсолютной власти короля, по своей классовой природе было диктатурой дворянства. Главным назначением абсолютистского государства была защита феодального строя, феодального экономического базиса от всех антифеодальных сил.

Основной антифеодальной силой являлось крестьянство. Сила крестьянского сопротивления в течение позднего средневековья все нарастала, и только централизованный орган принуждения — государство имело возможность успешно противостоять ей. Важным союзником крестьян было городское плебейство. Но только присоединение буржуазии к народным массам и руководство с ее стороны могли превратить стихийную борьбу антифеодальных сил в революцию. Важнейшей задачей абсолютизма было препятствовать образованию такого блока буржуазии, крестьянства и плебейства…

Tags: 

История

«ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ». История Русского абсолютистского государства второй половины XVIII века может быть разделена на два периода: 1) до крестьянской войны 1773 — 1775 годов; этот период принято называть периодом «просвещенного абсолютизма» и 2) период открытой дворянской реакции, особенно усилившейся с 1789—1790 годы в связи с революцией во Франции.

Расцвет «просвещенного абсолютизма» в России относится к 50—60-м годам XVIII века. Несмотря на либеральные фразы и демагогические приемы самодержцев, социальная природа самодержавия при «просвещенном абсолютизме» оставалась дворянской. Как и во многих странах той поры — в Австрии, Пруссии и др. — «просвещенный абсолютизм» в России был особой формой политики самодержавия, характерной особенностью которой было некоторое приспособление политики дворянского государства к требованиям поднимающегося капитализма…

Tags: 

История

В XVIII веке общественному и политическому строю Пруссии были свойственны те же черты, которые наметились уже достаточно отчетливо во второй половине XVII века. В стране продолжало усиливаться крепостничество. Возраставший экспорт сельскохозяйственных продуктов побуждал помещиков непрерывно увеличивать тяготы крепостнической эксплуатации. Барщина становилась все тяжелее; часть беднейших крестьян в некоторых местах была переведена на положение дворовых, отдававших полностью свой труд помещику за предоставление им скудной месячины.

Tags: 

История

Неудачи Австрии в двух больших войнах сделали для правящих кругов очевидной неотложность реформ. Эти реформы, осуществленные в правление Марии Терезии (1740 — 1780) и ее сына Иосифа II (1780 — 1790), весьма характерны для политики «просвещенного абсолютизма».

Как и в других странах, «просвещенный абсолютизм» в Австрии проводил реформы в интересах господствующего класса дворян и шел лишь на минимальные уступки поднимающейся буржуазии. Правительство стремилось только устранить наиболее грубые, мешавшие развитию страны феодальные институты. Наиболее важным из проведенных мероприятий была военная реформа, необходимость которой ощущалась особенно остро. В 1748 г., вскоре после окончания первой австро-прусской войны, в стране был введен новый порядок военного набора…

Tags: 

История

Страницы

  • 1
  • 2
  • 3
  • следующая ›
  • последняя »

Формирование абсолютизма в России в XVII в. — что это, определение и ответ

1. Что такое абсолютизм

Абсолютизм – это тип государственного устройства, предполагающий неограниченную власть монарха (отсюда второе название – абсолютная монархия), который опирается на чиновничий аппарат и армию, а также подчиняет себе церковь. Русский вариант абсолютизма называют самодержавием, и оно начинает активно формироваться в России с XVII века, достигая апогея в правление Алексея Михайловича.

2. Особенности формирования российской модели

Уже в XV-XVI вв., особенно в правление Ивана Грозного, мы наблюдаем предпосылки формирования абсолютной монаршей власти и выделения фигуры великого князя / царя. В XVII веке государственный строй начинает стремительно развиваться в этом направлении: если во времена Михаила Романова большую роль играют Земский собор, Боярская Дума, патриарх, то к эпохе Алексея Михайловича всё меняется.

Михаил Романов

Для Михаила как для первого царя новой династии, пришедшего в период хозяйственной разрухи в условиях максимального недоверия власти важно было заручиться поддержкой разных сословий (отсюда – особая роль Земского собора), а также ввиду своей неопытности. Исключительную роль в этот период играет патриарх Филарет – отец избранного царя. Всё это создаёт условиях для конфликта власти светской (представленной царём) и церковной (представленной патриархом).

Алексей Михайлович

При Алексее Михайловиче авторитет царской власти возрастает. Со временем отпадёт необходимость созывать Земский собор, а разросшаяся Боярская Дума будет собираться всё реже, царь будет уделять больше внимания узкому кругу приближённых. Конфликт с патриархом будет разрешён победой светской власти, а патриарх Никон отправится в ссылку. Окончательно эту проблему решит Пётр I, упразднив в 1721 году патриаршество и введя вместо него Святейший Синод – орган, ведавший делами церкви.

Отсюда отметим главные особенности формирования абсолютизма в России:

  • Изменение царского титула и статуса царя, отражение в нём идеи божественного происхождения власти и преемственности;

  • Постепенная потеря влияния Земского собора и Боярской Думы;

  • Победа светской власти в противостоянии с церковной.

3. Соборное уложение (1649)

Принятие Соборного уложения в 1649 году ещё больше укрепило самодержавных характер царской власти. Так, вторая глава была посвящена обереганию монаршей особы: за злой умысел против государя предполагалась смертная казнь. В том же документе были прописаны порядок и устройство гражданской и военной службы – чиновничьего и армейского аппарата (опоры самодержавия).

После принятия Соборного уложения начали издаваться законы, подписанные именем царя, а также созданные и принятые без участия Боярской Думы.

4. Образ царя в народном сознании

Для русского крестьянина фигура царя обладала исключительной сакральностью, источником власти был сам Бог, а монарх – помазанником Божьим, а потому государева воля воспринималась как закон. Царя не обвиняли в ошибках, в проблемах виноваты лишь корыстные и неграмотные бояре, советчики царя. Однако царь нёс ответственность за свои действия напрямую перед Богом, и показателем неуспеха царя были неурожаи, стихийные бедствия. Царь-батюшка воспринимался как защита и опора, хранитель правды и справедливости, к которому обращались с просьбами и прошениями.

Итоги

В XVII—XVIII веках абсолютизм имел важнейшее значение. Именно инструментами абсолютизма удавалось бороться с феодализмом и его пережитками, объединять государство, устраняя элементы раздробленности. Церковь в это время оказалась подчинена государственной власти. Успешно развивались экономические отношения внутри страны, складывался внутренний рынок, а государство защищало отечественных производителей и купцов. Кроме того, централизация власти и введение регулярной армии позволяло подавлять народные восстания и осуществлять военную экспансию соседних государств.

абсолютизм — определение и значение

  • Дайте определение
  • Связать
  • Список
  • Обсудить
  • См.
  • Услышать
  • и Любовь

Определения

из Словаря английского языка American Heritage®, 5-е издание.

  • сущ. Политическая теория, утверждающая, что вся власть должна принадлежать одному правителю или другому органу власти.
  • сущ. Форма правления, при которой вся власть принадлежит одному правителю или другому органу власти.
  • сущ. Абсолютная доктрина, принцип или стандарт.

из словаря века.

  • сущ. Состояние абсолютности.
  • сущ. Принцип абсолютной индивидуальной власти в правительстве; вера в неограниченное право определения или распоряжения суверена.
  • сущ. Богословское учение о предопределении или абсолютных указах.
  • сущ. Метафизические учения абсолютистов.

из версии GNU Collaborative International Dictionary of English.

  • сущ. Состояние абсолютности; система или доктрина абсолюта; принципы или практика абсолютного или произвольного правления; деспотизм.
  • сущ. (теол.) Доктрина абсолютных указов.

из Викисловаря, Creative Commons Attribution/Share-Alike License.

  • сущ. Позитивность; состояние абсолютности.

из WordNet 3.0 Copyright 2006 Принстонского университета. Все права защищены.

  • сущ. учение об абсолютном существе
  • сущ. форма правления, при которой правитель является абсолютным диктатором (не ограниченным конституцией, законами, оппозицией и т. д.)
  • сущ. доминирование через угрозу наказания и насилия
  • сущ. принцип полной и неограниченной власти в правительстве

Этимологии

из Викисловаря, Creative Commons Attribution/Share-Alike License

Впервые засвидетельствовано в 1753 г. для богословия и в 1830 г. для политического смысла. От absolute +‎ -ism после французского absolutisme .

Поддержка

Помогите поддержать Wordnik (и сделайте эту страницу свободной от рекламы), приняв слово абсолютизм.

Примеры

  • Точно так же, если бы было наоборот (хотя вы могли бы быть на более твердом основании, если бы утверждали, что моральный абсолютизм сам по себе этически несостоятелен).

    Этика и энтузиазм Хэл Дункан 2009

  • Подозреваю, что федеральные суды абсолютизм есть ответ на консервативный трибунал абсолютизма.

    Мэтью Иглесиас » Решающая оговорка о задержанных 2010

  • Это не библейский абсолютизм , а древнее и традиционное христианство.

    Кристин Уикер: Учимся говорить о Боге и сексе Кристин Уикер 2010

  • То, что кажется забытым в таком абсолютизме, теряется в этой погоне.

    Заговор Волоха » Ричард Талер отвечает критикам либертарианского патернализма 2010

  • ALF рассматривает вопрос как о целях, так и о средствах как абсолютный, и если верно указание Докинза на абсолютизм , то его критика распространяется и на эту область.

    Докинз, Хусейн и Альф 2007

  • Когда вы доберетесь до сути спора, вопрос релятивизма против абсолютизма и будет тем, о чем идет речь.

    Уолдо Джакит — Боб Гибсон выступает против поправки №1. 2006

  • Но я склонен думать, что абсолютизм по-прежнему актуален и даже необходим в свете этой точки зрения.

    Но будет ли это продаваться в Пеории? 2005

  • Дело в том, что быть фундаменталистом в отношении непогрешимости Писания или « абсолютизма » — я читал Робина Гилла, в конечном счете, не о нашем взгляде на Библию.

    Там нет скользкого склона Джеймс Ф. МакГрат 2010

  • Неспособность Польши сформировать сильную центральную власть по сравнению с гипер- абсолютизмом Пруссии по-прежнему остается наиболее вероятным объяснением различных результатов. Lakefxdan Говорит:

    Мэтью Иглесиас » Финал 2010

  • Я уверен, что я, вероятно, делал это в прошлом, но я скорее думаю, что абсолютизм лучше сопровождать пинтой и грозящим пальцем.

    Этика и энтузиазм Хэл Дункан 2009

Глоссарий социальных исследований

Глоссарий социальных исследований

 

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Главная 9013 5

Ссылка для цитирования: Harvey, L., 2012-23, Глоссарий социальных исследований , Quality Research International, http://www.qualityresearchinternational.com/socialresearch/

Это динамический глоссарий, и автор будет приветствовать любые предложения по электронной почте о дополнениях или поправках. Страница обновлена 11 ноября 2022 г. , © Ли Харви, 2012–2023.

 

 

________________________________________________________________

Абсолютизм

основное определение

Абсолютизм в философии утверждает существование неоспоримых, абсолютных истин и является противоположностью релятивизму. Политически абсолютизм относится к осуществлению власти, не ограниченной никакими сдержками или противовесами.

объяснительный контекст

Материалистическая критика

С материалистической точки зрения абсолютизм (тезис о существовании абсолютных истин) невозможен (в реальном мире*).

 

Абсолютизм предполагает утверждение, что истины существуют. Это можно утверждать тремя широкими способами:

диктат без обращения к эмпирической реальности (например, бог есть добро).

утверждение реальности, основанное на (эмпирическом) опыте: таковы вещи (как я/мы их переживаем).

утверждение, которое является логическим следствием сформулированной теоретической позиции (которая может иметь или не иметь эмпирических референтов).

 

На первом; такая позиция лишена права на материалистическое знание, поскольку исключает всякую необходимость какого-либо взаимодействия с реальным миром.

 

На второй; такие элементы материального знания могут быть только относительными, опосредование опыта культурно и исторически специфично.

 

На третьем; теоретические структуры явно влияют на логику эмпирического подтверждения (отягощенный теорией характер наблюдения), с одной стороны, а дедуктивная логика абстрактного анализа явно является функцией либо теоретической основы, либо утверждения истинностного значения предпосылок. , или оба, с другой. В обоих случаях культурная специфика теории делает анализ относительным.

 

Таким образом, может показаться, что материальное знание обязательно является относительным знанием. Действительно, если противоположность абсолютного является относительной, то это так. Но в этом нет ничего плохого. Проблема в абсурдности абсолютизма. Абсолютизм — это не знание, а идеалистическая вера. Это трансцендентальное утверждение (овеществляющее диктат, конкретные эмпирические данные или теория). Это продукт, а не процесс. Это легитимный продукт. Это некритично. (Это не основа, следовательно, знания). Он не взаимодействует с реальным миром, а навязывает ему структуры (или даже игнорирует его). Таким образом, абсолютизм есть идеалистическое заблуждение. (Это не абсолютистское представление и не идеалистическое утверждение!)

 

Материалистическое знание следует рассматривать не как продукт, а как процесс. Нет смысла говорить о материалистическом знании как об относительном, ибо противоположного материально не существует. Относительно чего относительное знание, кроме условий его возникновения? Оно, конечно, культурно и исторически специфично (инструментальное суждение о достоверности (работает ли оно?) столь же культурно и исторически специфично).

 

Короче говоря, материалистическое знание — это знание, а не вера. То есть речь идет о реальном мире и развивается как процесс взаимодействия с ним. Это не некритическое навязывание миру заранее заданных тезисов. Противоположностью абсолютизма является не релятивизм, а знание.

 

* определение реализма в данном случае: реализм в целом предполагает представление о том, что существует конкретный мир объектов (включая других людей), внешний по отношению к индивидуальному человеческому разуму, о котором люди могут узнавать посредством чувств и процессов мозга.

аналитический обзор

Британская энциклопедия (2009) утверждает:

абсолютизм, политическая доктрина и практика неограниченной централизованной власти и абсолютного суверенитета, которыми наделен, в частности, монарх или диктатор. Суть абсолютистской системы заключается в том, что правящая власть не подвергается регулярному оспариванию или контролю со стороны какого-либо другого органа, будь то судебный, законодательный, религиозный, экономический или избирательный. Король Франции Людовик XIV (1643–1715) представил наиболее известное утверждение абсолютизма, когда сказал: «L’état, c’est moi» («Я — государство»). Абсолютизм в различных формах существовал во всех частях мира, в том числе в нацистской Германии при Адольфе Гитлере и в Советском Союзе при Иосифе Сталине.

Anonymous (2004) заявляет:

Моральный абсолютизм — убеждение или теория о том, что существуют абсолютные стандарты, по которым можно судить о моральных вопросах, — предполагает, что мораль не определяется социальными или ситуационными влияниями. Согласно моральному абсолютизму, мораль заложена в законах мироздания, в природе человечества или в каком-либо другом фундаментальном источнике. Моральный абсолютизм иногда противопоставляется моральному релятивизму и типизируется — хотя, таким образом, также чрезмерно упрощается — такими фразами, как «Правильно есть правильно, а неправильно — неправильно».
Моральный абсолютизм рассматривает действия как изначально или бесспорно нравственные или аморальные. Моральные абсолютисты могли бы, например, считать рабство или калечащие операции на женских половых органах в детстве абсолютно и бесспорно аморальными, независимо от верований и целей культуры, которая придерживается этих практик.

В меньшинстве случаев моральный абсолютизм доводится до более ограниченной позиции, согласно которой действия являются моральными или аморальными независимо от обстоятельств, в которых они происходят. Ложь, например, всегда будет аморальной, даже если она делается для достижения какого-то другого блага (например, спасения жизни). Этот редкий взгляд на моральный абсолютизм можно противопоставить моральному консеквенциализму — мнению, согласно которому моральность действия зависит от контекста или последствий этого действия.

Современная теория прав человека представляет собой форму морального абсолютизма, обычно основанную на природе человечества и сущности человеческой природы. Одна из таких теорий была построена Джоном Ролзом в его «Теории справедливости».

Многие религии придерживаются морально-абсолютистских позиций, рассматривая систему морали как установленную божеством или божествами. Поэтому они считают такую ​​моральную систему абсолютной, (обычно) совершенной и неизменной. Философия объективизма также занимает морально-абсолютистскую позицию, поскольку считает законы морали, как и законы физики, присущими самой Вселенной.

связанные вопросы

 

смежные области

См. также

идеализм

9011 7

материализм

реализм

релятивизм

Источники

Аноним, 2004,

‘ Моральный абсолютизм» первоначально, но больше не доступен на http://neohumanism.org/m/mo/moral_absolutism.html, по состоянию на 30 января 2013 г.

Британская энциклопедия, 2009 г.,

«Абсолютизм», доступно по адресу http://www.britannica.com/EBchecked/topic/1824/absolutism, обновлено 27 декабря 2017 г., по состоянию на 29 мая 2019 г.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts