«Одаренность – это способность к творчеству» – Новости – Институт образования – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Представляем итоги круглого стола «Детская одаренность как предиктор академической и жизненной успешности»
Терминология: одаренные дети, детская одаренность и успешность
Существует проблема соотношения понятий успешности, детской одаренности и одаренных детей. Например, большинство специалистов, педагогов и психологов интересуется теми детьми, которым удалось достичь высоких результатов в учебе, показать свою академическую успешность. Для них создаются специализированные школы: средние физико-математические школы при университетах, средние музыкальные школы при ведущих консерваториях, средние художественные школы и другие образовательные проекты. Успех воспринимается как грань одаренности, при этом вынуждает рассматривать ее под социально-политическим углом.
Доля одаренных детей на сегодняшний день по разным оценкам составляет 2-5%, и основной интерес к ним проявляет лишь узкая группа психологов. Детская одаренность же означает интеллектуально-творческий потенциал каждого ребенка. Наиболее распространенная концепция одаренности по модели американского психолога Дж. Рензулли включает в себя три фактора – интеллект, креативность и мотивация.
Александр Ильич Савенков,
член-корреспондент РАО, д.психол.н., д.п.н., профессор, директор Института педагогики и психологии образования МГПУ
Презентация Савенкова А. И. (PPTX, 932 Кб)
Одаренность – высокий творческий потенциал, единая и целостная характеристика ребенка в результате системного взаимодействия познавательных, мотивационных, эмоциональных, волевых и других личностных свойств и социокультурного окружения, составляющая особо благоприятную внутреннюю предпосылку дальнейшего развития.
Елена Игоревна Щебланова,
заведующая лабораторией одаренности Психологического института РАО, д.псих.н.
Презентация Щеблановой Е.
И. (PPTX, 1.82 Мб)Прогнозирование развития одаренности
Предсказательная сила показателей одаренности снижается по мере взросления. Если ребенок в определенном возрасте опережает сверстников по показателям школьной успеваемости или демонстрирует высокие результаты IQ-тестов, это не значит, что он сможет сохранить это преимущество через 15-20 лет.
Наталья Борисовна Шумакова,
проф., д.псих.н. научный руководитель ГБОУ Школа №1569 «Созвездие»
Презентация Шумаковой Н. Б. (PPTX, 2.63 Мб)
Творчество и интеллект
Одаренность – это способность к творчеству. Если мотивом является успешность, то никакого развития не будет, важна именно способность развития деятельности по своей инициативе, доминирование познавательной мотивации
Традиционное тестирование по тестам IQ не способно выделить творческих людей.
Понимание одаренности как уровня умственных способностей не включает оценку способности человека к творчеству.
В России во второй половине ХХ века сформировалась школа мышления Рубинштейна. Разработанный им принцип творческой самодеятельности или принцип метода креативного поля заключается в том, что творчество проявляет себя там, где субъект развивает свою деятельность по собственной инициативе.
Диана Борисовна Богоявленская,
почетный член РАО, д.психол.н., профессор кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ
Измерение интеллектуальной одаренности
Необходимые факторы для оценки интеллектуальной одаренности:
- Учет комплекса признаков для определения психологического содержания интеллекта: показателей когнитивных, креативных, понятийных, метакогнитивных и эмоциональных способностей;
- Проявление интеллектуальной одаренности в динамике – лонгитюдное измерение индивидуальных способностей;
- Исследование в специфичной среде конкретной предметной области.
Интеллект – сложная, многомерная система, но однозначно – не линейная. Очевидно, что в случае, если к диагностике, анализу и прогнозу нелинейной системы применяются линейные методы, вероятность ошибки оценки – крайне велика.
Полная версия семинара
Одаренность. Что такое «Одаренность»? Понятие и определение термина «Одаренность» – Глоссарий
Глоссарий. Психологический словарь.
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ш
- Э
- Я
Одаренность – наличие способностей, которые могут обеспечить достижение успеха в определенной области.
Одаренность принято отличать от таланта – талантливым называют, как правило, человека, который уже достиг каких-либо высот. Одаренность, напротив, обычно присуща детям и не гарантирует того, что ребенок станет успешным, хотя в значительной мере увеличивает его шансы.
При этом важно подчеркнуть, что одаренность, не подкрепленная соответствующими знаниями и навыками, никак не влияет на улучшение потенциала. Например, ребенок, имеющий музыкальную одаренность, но не обладающий по крайней мере базовыми знаниями игры на инструменте, скорее всего, не сможет стать талантливым исполнителем. По этой причине детские психологи настоятельно рекомендуют родителям обращать внимание на способности ребенка с ранних лет – с тем, чтобы не упустить возможность дать ему соответствующие навыки.
Также стоит отметить, что одаренность может быть специальной (предрасположенность к одному определенному виду деятельности) или общей (ориентированность сразу на несколько сфер). Общей одаренностью обладают, к примеру, композиторы, которые, помимо написания музыки, прекрасно рисуют или пишут стихи. Еще один уровень оценки способностей – гениальность, которая значительно превосходит другие уровни. Одаренных и талантливых людей достаточно много, но действительно гениальных – единицы.
< Объективность
Одержимость >
Популярные термины
Одаренность
Как развить свой талант
Чтобы достичь успеха, надо развивать свои природные способности. Талантом наделен каждый из нас, просто не все знают, как его обнаружить и развить. Вот несколько рекомендаций от психолога по развитию творческого потенциала.
Новости СМИ2
новое на сайте
- «Каждый день жалею о своей непродуктивности — но не могу ничего изменить»
- Проявления сексуальности на работе: что они могут рассказать о нас
- Нас восемь миллиардов! Стоит ли бояться, что ресурсов планеты на всех не хватит?
- Как принимать решения в стрессовой ситуации: 3 подсказки
- «Я запретила себе влюбляться — и теперь не могу ответить парню на чувства»
- «Муж постоянно называет меня бандеровцем, потому что у меня украинские корни»
- Действительно ли «не в деньгах счастье»? Ученые нашли ответ на этот вопрос
- Конфликты в паре: 3 признака, что мы хотим от партнера невыполнимого
Сегодня читают
- «Мой мужчина уходит к бывшей. Ей нужны его деньги»
- Тело громко намекает: 6 признаков, что вы игнорируете свои истинные желания
- «Я сам ходил налево, но измену жены забыть не могу». Часть 2. Встреча с соперником
- 4 непростительные ошибки в начале отношений: признания женщин комментируют мужчины
- Дисфункциональная семья: 10 негласных правил токсичных родителей
- «Боюсь остаться старой девой»
Psychologies приглашает
Telegram-канал Psychologies
ПОДПИСАТЬСЯ
новый номерОСЕНЬ 2022 №71
Подробнее
спецпроекты
5 Определения одаренности — Институт развития образования
Вам говорят, что ваш ребенок одаренный, но что это на самом деле означает? Существует множество определений одаренности. Ни один из них не является общепризнанным, но многие имеют определенные определяющие характеристики. Вот некоторые из них:
- Некоторые определения относятся к «асинхронному развитию», характерному для одаренных детей.
«Одаренность — это асинхронное развитие, при котором расширенные когнитивные способности и повышенная интенсивность сочетаются для создания внутренних переживаний и осознания, которые качественно отличаются от нормы. Эта асинхронность увеличивается с увеличением интеллектуальных способностей. Уникальность одаренных делает их особенно уязвимыми и требует изменений в воспитании, обучении и консультировании для их оптимального развития».
Это определение мы используем в IEA. - Согласно Закону Джейкоба Джавитса об образовании одаренных и талантливых учащихся, являющемуся частью Закона о начальном и среднем образовании, федеральное правительство в настоящее время определяет одаренных учащихся как: интеллектуальные, творческие, художественные или лидерские способности или в определенных академических областях, и которые нуждаются в услугах и мероприятиях, которые обычно не предоставляются школой, чтобы полностью развить эти возможностей».
- В книге Одаренные дети: мифы и реальность Эллен Виннер определяет одаренность тремя нетипичными характеристиками:
- Скороспелость – «Они начинают делать первые шаги в освоении какой-либо области в более раннем, чем средний возраст. Они также добиваются более быстрого прогресса в этой области, чем обычные дети, потому что обучение в этой области дается им легко».
- Настойчивое стремление маршировать под собственного барабанщика — «Одаренные дети не только учатся быстрее, чем средние или даже способные дети, но и учатся количественно другим способом».
- Ярость к мастерству — «Одаренные дети внутренне заинтересованы в том, чтобы разобраться в области, в которой они проявляют не по годам развитие».
- Национальная ассоциация одаренных детей (NAGC) определяет одаренность следующим образом:
- В большинстве штатов также есть собственное определение «одаренных» для программ и целей финансирования. Чтобы увидеть определение вашего штата, посмотрите здесь: http://www.ecs.org/clearinghouse/52/28/5228.htm. Важно отметить, что лишь немногие районы различают разные уровни одаренности. Ребенок, набравший в тесте IQ от 130 до 140 баллов, сильно отличается от ребенка, набравшего от 150 до 180 баллов.
Хотя нет двух одинаковых определений, существует несколько руководящих принципов, которые могут помочь структурировать наше представление об одаренности.
- Аннемари Ропер, разработавшая модель качественной оценки Аннемари Ропер, помогает объединить множество различных теорий с ее концепцией о том, что «одаренность — это большее осознание, большая чувствительность и большая способность понимать и преобразовывать восприятие в интеллектуальное. и эмоциональные переживания».
- Некоторые считают, что есть много областей одаренности, не все из которых мы обычно считаем интеллектуальными. Ниже приведены шесть категорий одаренности, к которым часто относятся эксперты и определения:
- Общие интеллектуальные способности
- Особые академические способности
- Творческие способности
- Способность к лидерству
- Способность к изобразительному и исполнительскому искусству
- Психомоторные способности
- В то время как некоторые определяют одаренность на основе показателя IQ, тесты IQ не всегда раскрывают всю картину, и выявление исключительно на основе тестов IQ может игнорировать многих детей, считающихся одаренными по другим критериям.
- «Одаренные» — не единственное слово, которым можно описать этих невероятно ярких и талантливых молодых людей. (Чтобы изучить различные наиболее часто используемые термины, взгляните на пост Стефани Толан «Что в имени?») Само слово не имеет значения. Ни то, ни другое, во многих отношениях, не является определением. Важно то, что мы выявляем этих очень способных молодых людей и помогаем им полностью раскрыть свой интеллектуальный и личный потенциал.
- Одаренные дети, независимо от того, как вы их определяете или идентифицируете, имеют иные образовательные потребности, чем их сверстники. Их образование должно позволять им расти вместе с их уникальным интеллектуальным развитием.
Из-за разнообразия определений в этой области часто более эффективно использовать конкретные описания способностей и идей вашего ребенка. Это может помочь другим понять потребности вашего ребенка.
Нравится этот пост? Подпишитесь на нашу рассылку по электронной почте, чтобы получать больше информации и ресурсов об одаренной молодежи прямо на ваш почтовый ящик.
определение одаренности в The Free Dictionary
Также найдено в: Thesaurus, Medical, Wikipedia.
Связанные с одаренностью: Одаренные дети
(gĭf′tĭd)прил.
1. Наделенный большими природными способностями, интеллектом или талантом: одаренный ребенок; одаренный пианист.
2. Раскрытие особого таланта: талантливое исполнение арии.
3. Получено в подарок: подаренное имущество; браслет в подарок.
подар. лы нареч.
одаренность сущ.
Словарь английского языка American Heritage®, пятое издание. Авторские права © 2016, издательство Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.
Упоминается в ?
- способности
- блеск
- одаренность
Ссылки в архиве периодических изданий ?
Эта потребность особенно актуальна (и будет особенно полезна, если ее решить) из-за небольшого размера выборки, с которой часто сталкиваются исследователи одаренности. По определению, изучаемые студенческие группы невелики, а если изучается конкретная подгруппа (например, бедные, высокоспособные учащиеся из числа меньшинств), их число становится еще меньше.
Исследования одаренности и образования одаренных: состояние области и соображения на будущее
Семья, образование и одаренность; тематические исследования в построении высоких достижений.
Семья, образование и одаренность; тематические исследования в создании высоких достижений
Амман, 28 июня (Петра) — Премьер-министр Абдулла Энсур откроет во вторник вторую научную конференцию по одаренности и талантливым исследованиям в арабском мире.
PM, чтобы покровительствовать образовательной конференции
Учащиеся, которые демонстрируют «традиционные» характеристики одаренности (IQ и успеваемость), могут быть идентифицированы по этим сильным сторонам.
Интервью с Джеффри Муном: профиль оценки талантов Фрейзера 2
Оно состоит из восьми глав, которые ведут читателя от широкой концепции понимания одаренности у маленьких детей через необходимость планирования к специфике формальной идентификации одаренных детей и условия их содержания.
А-М. Morrissey Young Gifted Children—Практическое руководство для понимания и поддержки их потребностей
Выявление и развитие одаренности — главная задача учителей математики во всем мире.
Математическая одаренность: творческий сценарий. Студенческий мост с университетом (EPBBU)
Краткое изложение: Шейх Хамдан бин Рашид Аль Мактум, заместитель правителя Дубая и министр финансов, открыл 12-ю Азиатско-Тихоокеанскую конференцию по одаренности «Одаренность 2012» в Дубайском международном выставочном центре в субботу.
Сосредоточьтесь на одаренных учениках, говорит Хамдан
Одно из новых открытий Куинха относится к пониманию того, что такое одаренность и как школы выявляют, измеряют, оценивают, а затем помещают учащихся в соответствующие программы обучения одаренных.
Одаренные учащиеся, отличающиеся культурным и языковым разнообразием: как учителя и родители могут поддержать их академические и социальные потребности
Как сказал один наш друг, ее будут помнить за ее любовь к природе, за ее одаренность в музыке и спорте.