Определение психологии, ее цели и задачи
14.05.2011
Дать определение любой науке — задача непростая. Например, наука об управлении имеет более 150 формулировок. Спорить об уровне объективности каждой из них — занятие бесплодное, ибо авторы рассматривают проблему управления с различных точек зрения. Нет полного единства по этому вопросу и в психологии. Причина не только в субъективном факторе, но и в специфике самой психологии. Действительно, психология:
- имеет дело с самой таинственной и сложной для познания категорией — психикой;
- поворачивает познание на себя, когда объект познания и его субъект выступают в одном лице (человек изучает… самого себя).
Одно из определений психологии как науки гласит: психология — это наука, предметом изучения которой являются закономерности формирования, функционирования и развития психики человека.
Попытка разобраться в самом слове «психика» наталкивается на терминологический барьер.
В Священном писании говорится, что душа дается человеку Господом Богом во временное пользование, дескать, поноси, пока ходишь по земле. При этом душа есть нечто абсолютно непостижимое, недоступное для смертного человека. В житейской психологии, где знания о внутреннем мире человека черпаются людьми из повседневной жизни, эти слова — душа и психика — стали синонимами. В научной психологии, где знания добываются через теоретическое и экспериментальное изучение, употребляют слово «психика».
Итак, психолог-профессионал оперирует понятием «психика». Далее этому понятию будет дано более строгое определение. А сейчас под психикой будем понимать сложный внутренний мир человека со всеми его познавательными процессами, индивидуально-психологическими особенностями личности и системой восприятия окружающего мира.
Раскрыть содержание этих элементов — в этом состоят основные задачи психологии.В качестве объекта изучения в психологии выступает Человек. Это понятие включает как индивида, так и группу людей, состоящих между собой в различных отношениях (межличностных, деловых, отношениях власти и др.). Человек — самый таинственный объект.для психологии.
Цель изучения психологии — научиться понимать человека, во всем многообразии и динамичности его внутреннего (психического) мира, научиться жить, не мешая друг другу.
Как «оседлать» бурную стихию собственных страстей? Как «прочитать» первого встречного, словно раскрытую книгу? Как обеспечить свою безопасность в условиях криминальных психических воздействий? Как провести презентацию своей работы перед строгими комиссиями? Как научиться управлять, а не править людьми? Все подобные вопросы находятся в компетенции психологии, науки, от которой мир ждет рекомендаций, как правильно жить, не мешая друг другу. Но ответы на них надо искать не в самой психологии, а с помощью психологии.
«Знание этой культуры — не краткий конспект психологии, — говорил В. А. Сухомлинский, — а азбука самопознания, культуры духовной жизни личности. Человек, не знающий себя, никогда не сумеет распознать другого».
Ключевые слова: Наука
Источник: Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.
Материалы по теме |
---|
Интернет как пространство научных психологических исследований и профессиональной психологической помощи Психология Интернет-коммуникации : учеб. пособие / Е. П. Белинская. — М. : МПСУ ; Воронеж :… |
Наука об управлении Менеджмент. Учебное пособие |
Формирование зарубежной детской психиатрии Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб… |
Современная психология в системе наук Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций |
Структура и принципы культурологического знания Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И… |
Объективные методы психологии Луковцева А.К., Психология и педагогика |
Глубинная психология Творогова Н.Д., Общая и социальная психология |
Медицина и психология Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии — Минск.: Изд-во МИУ, 2009. .. |
что это такое, виды целей и как они возникают?
С самого детства человек слышит о необходимости выбрать правильную цель. Родители, учителя, наставники, все как один, уверяют, что от этого зависит успех и результативность человека. Чем значимее цель, тем насыщеннее и интереснее жизнь, тем большим смыслом она наделена. Но как найти верное направление? Как понять, куда необходимо двигаться? Как определить цель, которая действительно будет мотивировать? И вообще, так ли она важна, как о ней говорят? Не переоценивается ли ее значение? Можно ли стать успешным без навыков целеполагания? Какие препятствия возникают перед человеком, у которого нет цели?
Что такое цель?
Цель — это материальный или ментальный (мыслительный) результат, на достижение которого направлены действия человека. В самом определении заложен дуализм (двойственная природа) цели. С одной стороны, она бывает прагматичная. Например, хороший заработок, просторный дом, красивая машина. С другой – приоритетом может стать духовный продукт, не имеющий материального эквивалента. Феномен в том, что такие результаты порой ценятся даже выше реальных.
Часто возникает путаница, вызванная наличием близкородственных понятий к слову «цель». В первую очередь – это задача и задание. Чем же они отличаются друг от друга?
Задача — это ситуация, с явно выраженной целью, которую можно достичь во время решения. В узком смысле задачей могут называть саму цель, но это не совсем правильно, поскольку задача характеризуется, кроме ожидаемого результата, еще и условиями его достижения. При этом, задача подразумевает поиск пути решения, широко применяясь в учебном процессе, когда ученику или студенту необходимо найти ответ, что делается для развития творческих и интеллектуальных способностей человека.
Задание — это тоже задача, только с заранее оговоренным планом действия. Речь может идти и о более масштабном действии. Например, домашнее задание состоит из нескольких задач, каждая из которых преследует достижение своей цели.
Хотя все это условно, потому задание, цель и задачи, чаще всего, воспринимается практически как одно и то же, оставляя демагогию для закоренелых буквоедов. Многие авторы, чтобы избежать тавтологии в своих текстах, чередуют эти слова, используя их практически как синонимы.
Пройти тест на тип личности
Каким образом возникает цель?
Все связано с обстоятельствами и моральной зрелостью человека. Чем более развитая личность, тем чаще мотивом для ее поступков служат внутренние факторы. По принципу Пирамиды Маслоу, на нижних уровнях которой расположены физиологические потребности, включая голод и сексуальное влечение. На более высоких ступенях развития появляются цели, связанные с личным ростом или карьерой, духовным саморазвитием.
Цель зарождается в ответ на внешний стимул, либо внутренний порыв. В первом случае все достаточно ясно. Допустим, человек поднимает голову и обращает внимание на метеорит, летящий в его сторону. Возникает объективная цель – убежать, которая настолько сильно мотивирует человека, что в напоминании не нуждается. Вряд ли кто-нибудь в такой момент решит остановиться, чтобы перекурить, и случайно забудет о приближающемся «привете» из космоса.
Если цель появляется в результате мыслительного процесса, без внешней стимуляции, то она нуждается в регулярном подкреплении. Вот почему примитивные цели реализуются легче и быстрее, а мотивы более возвышенных задач необходимо время от времени возобновлять в памяти, напоминая зачем они были поставлены.
Сам процесс постановки цели называется целеполаганием. Известны разные методики, помогающие правильно выбирать цели. Достаточно популярна техника SMART, в основе которой пять базовых принципов, по которым желательно проверять любую цель:
- Specific – конкретность;
- Measurable – измеримость;
- Achievable – достижимость;
- Relevant – значимость;
- Time bound – ограниченность во времени.
Выполнение этих условий помогает максимально адаптировать цель под ее реализацию. Чем больше пунктов учесть, тем выше шансы, что запланированное будет выполнено. Формируется рамка цели, которая четко определяет допустимые колебания в процессе достижения, отвечая на вопросы «что?», «где?», «когда?», как в одноименной телепередаче. Это помогает избежать лишних движений, повышая шансы на успешную реализацию задуманного. Слово «рамка» совершенно не означает отсутствие гибкости при выполнении задания. Просто, с помощью этого подхода происходит конкретизация цели, а уже методы ее достижения подбираются по ситуации.
Допустим, кто-то хочет научиться выполнять жим от груди с весом 100 кг за один год тренировок в спортзале. Результат в 80 или даже 95 кг не вписывается в эти рамки. Не подойдет и срок реализации больше года. Цель определена четко – за год научиться поднимать штангу, которая весит центнер. Для выполнения цели необходимы посещения спортзала или хотя бы штанга в домашнем спортивном уголке. Заранее определен результат, сроки, место и/или инструмент. Учитывая, что есть различные виды целей, то и рамки для них определяются индивидуально.
Пройти тест на самооценку
Виды целей.
Поскольку цель – понятие обширное, то имеется развернутая классификация, помогающая определить какого рода задачи ставятся перед человеком, чтобы лучше понимать, как их выполнить.
По завершенности процесса:
- Промежуточные – подразумевают выполнение одного из этапов общего процесса;
- Конечные – замыкают логическую последовательность событий.
По приоритетности:
- Необходимые – первоочередные цели, которые следует достигать вначале;
- Желательные – рекомендованы к исполнению, но не обязательны;
- Возможные – не имеют конкретного значения в данный момент.
По сложности:
- Простые – предусматривают одно необходимое действие;
- Сложные – предполагают прохождение нескольких этапов.
По форме выражения:
- Качественные – не поддаются измерению;
- Количественные – могут быть подсчитаны.
По масштабу:
- Стратегические – определяют перспективные глобальные задачи;
- Тактические – отвечают за механизм достижения стратегических целей;
- Оперативные – текущие подзадачи, от выполнения которых зависит успех всей кампании.
По срокам исполнения:
- Долгосрочные – срок от трех до пяти лет;
- Среднесрочные – период от года до трех лет;
- Краткосрочные – их сроки измеряются неделями, либо месяцами.
По взаимосвязи:
- Индифферентные – никак не связанные;
- Конкурирующие – одна цель замедляет достижение другой;
- Комплементарные – дополняющие друг друга;
- Антагонистические
- Идентичные – совпадающие цели.
Кроме этих классификаций, можно еще говорить о целях в жизни и о главной цели жизни. Эти понятия не идентичны. О них мы сейчас и поговорим.
Пройти тест на темперамент
Жизненные цели человека.
Поскольку человек отличается от животных разумом и духовностью, для него актуальны вопросы, которые связаны с поиском своего предназначения. Для чего он рожден? Какую миссии должен выполнить? В чем может раскрыть свой потенциал? Ответив на них, можно найти цель и смысл жизни человека. Это крайне важно, ведь в противном случае индивидуум напоминает корабль, который сбился с пути и не знает, куда плыть. Такой человек опасен для себя и окружающих. Он может легко попасть под дурное влияние, совершить неправильный поступок, либо проживать свою жизнь впустую.
Цель жизни человека связана с его самым главным мотивом. Например, для спортсмена это будет олимпийское золото, для ученого – Нобелевская премия, для музыканта – всенародная любовь и признание. Достижение этих задач станет главной победой в жизни для каждого из них. Но это совершенно не означает, что параллельно не могут возникать другие цели в жизни. Например, путешествия в разные страны, уютная квартира, дорогой автомобиль и т.д. Просто есть одно самое главное задание, выполнение которого придает человеку ощущение того, что жизнь прожита не впустую. Все остальные цели только дополняют общую картину.
К выбору жизненной цели желательно подойти ответственно. С одной стороны, она должна быть масштабной, а с другой – теоретически осуществимой. Баланс удержать сложно, но крайне важно. Если цель окажется легкой, то она будет быстро достигнута и человек окажется в ситуации, когда придется искать новую задачу. В таком случае может начаться апатия и депрессия, ощущение внутренней пустоты. Если же цель будет чересчур сложной и глобальной, человек с ней не справится, опять же впадая в депрессивное состояние и ощущая, что прожил жизнь зря.
Еще более важное умение для выбора цели – думать своей головой, а не слушать чужие подсказки. Иначе, можно прожить чужую жизнь и добиться ненужных результатов. Чтобы этого не произошло, следует научиться расставлять приоритеты, понимая, чего хочется на самом деле, слушать свой внутренний голос, а не советы «доброжелателей». Если важнее семейные ценности, то желательно посвятить свою жизнь созданию крепкой и дружной семьи.
Если цель – карьера, необходимо приложить усилия к продвижению по служебной иерархии, отложив на второй план все остальное. Если кто-то скажет «моя цель – большой театр», то он должен, как минимум, стать артистом, а не космонавтом или водолазом. Четкое понимание цели, помогает сформулировать ее рамки и определить механизмы достижения. Но еще важнее выбрать приоритеты и определить ту цель, которая наполнит жизнь смыслом.
Люди ставят перед собой цели. У одних они глобальные, другие же довольствуются приземленными желаниями, по типу поесть или попить. Кто-то преследует материальные ценности. Есть и те, кому важнее духовное развитие. Независимо от жизненных приоритетов и типа мышления, мотивом для любого действия становится цель. Даже животные, выходя из своего укрытия, делают это с определенной целью, пусть даже неосознанной. Человек же, обладая даром самому ставить перед собой задачи, просто не имеет права относится к нему безответственно.
Пройти тест на полушария мозга
УОУ | Открытый университет Уттаракханда
Перейти к основному содержаниюЧто нового
Уведомления
Результат экзамена за август/сентябрь 2022 | Публичное уведомление UGC: Эквивалентность степени, полученной через ODL
- Объявления
- Прием
- Экзамен
- Семинары
Project & IT Guideline of School of
Предварительный список старшинства профессора, доцента и доцента
शिक्षाशास्त्र विभाग की शोध उपाधि समिति (RDC) से सम्बन्धित सूचना
शिक्षाशास्त्र विभाग की शोध उपाधि समिति (RDC) से सम्बन्धित सूचना
हिन्दी विभाग की शोध सलाहकार समिति Rac से सम्बन्धित सूचना
Вводная программа: Школа компьютерных наук и информационных технологий
Подробнее
- विषय: सभी पाठ्यक्रमों में प्रवेश तिथि विसшить
- Академический календарь 2022-23
- Проспект о приеме Сентябрь 2022 г.
- Данные о приеме Сентябрь-2021
- विषय: शीतकालीन सत्र जनवरी 2022 में प्रवेश की अन्तिम तिथि विसшить
- विषय: सत्र 2021-22 में विभिन्न पाठ्यक्читав
далее
- Результат вступительного экзамена B.Ed (ODL) Сентябрь 2022 г.
- B.Ed(ODL) प्रवेश परीक्षा की संशोधित उत्तर कुंजी
- Результат поступления за сентябрь 2022 г. MBA, MCA и B.Ed (Special)
- दिनांक 18 सितम्बर 2022 (रविवार) को आयोजित होने वाली MBA/MCA एवं B.Ed Special
- शीतकालीन परीक्षा सत्र दिसम्बर -21 से प परीक्षाएं जो म म म म म म म संबंधित नकल प्रक (Ufm)0016
- प्ा संख संख्या MSCCH-508, MAED-506 एवं MASO-606 की पू выполнительный
Подробнее
- योग विभाग की शीतकालीन सतшить जनवरी 2022 |
- Расписание мастер-классов музыкальной программы MA 2022 |
- Расписание онлайн/виртуального семинара для магистров/магистров наук. Геоинформатика, семестр-I, II, III и VI/CGIS/DGIS |
- Расписание онлайн-семинаров для программ BA Music Session 2021 |
- Расписание семинаров по библиотечным и информационным наукам (BLIS-105) |
- Уведомление о семинаре [27 июня – 1 июля 2022 г. (для II семестра), 04–08 июля 2022 г. (для I семестра)] для различных программ получения сертификатов и дипломов, предлагаемых Школой профессиональных исследований |
more
Lt. Gen. Gurmit Singh, PVSM, UYSM, AVSM, VSM (Retd.)
Governor of Uttarakhand and Chancellor of University
Prof. Om Prakash Singh Negi
Vice Chancellor
Important Dates
1 августа
Входные началы: сессия, сентябрь-2022
31 октября
0005
uou in press
दिव्यांग सशक्तिकरण के लिए यूओयू को मिलेगा सर्व श्रेष्ठ संस्थान का अव अव000
:
2: 616:
подробнее
youtube.com/embed/bqNAWk1fy04″ frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>Горячая линия распространения книг
(время работы с 10:00 до 17:00: пн-сб)
Имя | Регион | Номер телефона |
Г-н Нарендра Бхандари | Паури и Уттаркаши | 9568507027 |
Г-н Йогеш Мишра | Дехрадун и Питорагарх | 9639434331 |
Г-н Панкадж Бишт | Рурки и Раникет | 9639157777 |
Г-н Камаль Панвар | Халдвани и Багешвар | 8006969541 |
Г-н Пуран Лал Шах Шах | Центр изучения моделей (16000) и ежедневный выпуск | 8909967659 |
Контактное лицо: 05946-286021
Электронная почта: [email защищен]
Последние события
Празднование Ганди Джаянти-2022
Медицинский лагерь в деревне приемных детей
Национальная неделя питания 1–7 сентября 2022 г.
Неделя предотвращения самоубийств 2022 г.
आज़ादी का अमृत महोत्सव क Йобедование
76 -й День независимости 9000.
.
. 9000. Day Day Day Day Day Day
.
.
.
. 9011 2
.
.
.
. Открытый университет Уттаракханда
Behind Transport Nagar, Vishwavidyalaya Marg,
Haldwani (Nainital) 263139 Uttarakhand
Operator : 05946-286000
Admissions : 05946286002
Book Distribution Unit : 05946-286001
Exam Section : 05946-286022
Fax : 05946-264232
Постановка целей – CALE Learning Enhancement
Что такое постановка целей?
Целеполагание — это процесс принятия активных мер для достижения желаемого результата. Может быть, вы мечтаете стать учителем, музыкантом или физиотерапевтом. Каждая из этих мечтаний включает в себя постановку и достижение маленьких (и больших!) целей. Каждую из этих основных целей можно разбить на более мелкие, более достижимые цели, которые приведут вас к успеху.
Существует три типа целей: цели процесса, производительности и результата.
- Цели процесса — это конкретные действия или «процессы» выполнения. Например, стремясь учиться в течение 2 часов после обеда каждый день. Цели процесса на 100% контролируются человеком.
- Цели производительности основаны на личном стандарте. Например, стремясь достичь среднего балла 3,5. Личные цели в основном поддаются контролю.
- Цели исхода основаны на победе. Для студента колледжа это может выглядеть как получение работы в своей области или получение работы в определенном месте работы, которое вы хотели. Цели-результаты очень трудно контролировать из-за других внешних воздействий.
Цели процесса, производительности и результата имеют линейную зависимость. Это важно, потому что если вы достигаете своих целей процесса, вы даете себе хороший шанс достичь своих целей производительности. Точно так же, когда вы достигаете своих целей по производительности, у вас больше шансов достичь своей конечной цели.
Общие советы по постановке целей
- ставить как краткосрочные, так и долгосрочные цели
- ставить SMART-цели
- ставьте цели, которые мотивируют вас
- запишите свои цели и разместите их на видном месте
- корректируйте свои цели по мере необходимости
- Признавайте и вознаграждайте себя, когда достигаете цели
Установите SMART-цели
Установите все три типа целей — процесс, производительность и результат — но сосредоточьтесь на выполнении более мелких целей процесса, чтобы дать вам наилучшие шансы на успех!
- конкретный – очень подробное описание того, чего вы хотите достичь (используйте кто, что, где, как и т. д.)
- Измеримость — как вы продемонстрируете и оцените достижение своей цели?
- Достижимо — их можно достичь собственным упорным трудом и самоотверженностью — убедитесь, что ваши цели находятся в пределах ваших возможностей для достижения
- Релевантно — насколько ваши цели совпадают с вашими задачами?
- На основе времени — установите 1 или несколько контрольных дат — это «когда», чтобы направить вашу цель к успешному и своевременному завершению (включая сроки, периодичность и даты)
Раздаточный материал по постановке целей – Центр психологии производительности
Прикладные упражнения
Рабочий лист по постановке целей
Рабочий лист по постановке целей – Центр психологии производительности
Статьи по постановке целей
- Важность постановки целей
- Прежде чем ставить новые цели, оцените предыдущие
Видео по постановке целей
В этом видео рассказывается о постановке целей Центром академического успеха Университета штата Орегон.