Обществознание 5.3
1. Нравственный идеал
2. Категории этики
3. Добро и зло — наиболее общие формы моральной оценки
4. Долг, стыд и совесть
Нравственный идеал – это представление людей о совершенной личности, воплощающей в себе лучшие моральные качества и являющейся образцом для подражания, эталоном поведения, целью, на достижение которой должны быть направлены усилия человека.
В основе нравственного идеала лежит неудовлетворенность людей своей жизнью, желание сделать ее лучше, счастливее путем нравственного самосовершенствования или преобразования существующей действительности.
Содержание нравственного идеала изменчиво и отражает потребности, устремления людей, живущих в разные исторические эпохи.
Область нравственных ценностей – это вся область человеческого существования. Она простирается как внутри самого человека, так и вне его, даже за пределами его досягаемости: ведь человек гуманный заботится и о том, что будет, когда не станет его самого.
Гуманистическое учение о ценностях руководствуется шкалой: «человечность – бесчеловечность».
Человечность – это сложное человеческое состояние и способность. В ней соединяются забота о человеке, его признание как ценности и любовь к нему, почтительность и благоговение перед человеческой и всякой другой жизнью. В основе человечности лежат три краеугольных принципа: уважение, доброжелательность и совестливость.
Венчает все это созвездие добродетелей, освещая их своим светом, разум, который делает человечность мудрой и зрелой.
Все, что соответствует или не противоречит человечности становится нравственной ценностью. Все, что противоречиво в себе и состоит из смеси положительного и отрицательного, заслуживает названия псевдоценностей и подлежит критической оценке. Все, что бесчеловечно, то не ценность.
В результате образуются три области:
— область ценностей;
— область псевдоценностей;
— область антиценностей.
Категории этики — это основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали. Категории этики объективны по содержанию (там сконцентрировано то, что есть в реальной жизни, и они не зависят от сознания людей) и субъективны по форме (т.е. объективное содержание может по-разному оцениваться в зависимости от интеллектуального развития личности, нравственной культуры, образа жизни и т.д.). Все категории этики являются и категориями морального сознания.
Имея много общего с категориями других наук, этические категории обладают и некоторыми особенными чертами. Особенности этических категорий отражают ту сторону общественных отношений, которая связана с поведением людей, с их отношением друг к другу, к обществу, государству, семье, к коллективу с точки зрения добра и зла, долга, чести, справедливости. При этом они не всегда выступают в чистом виде, а переплетаются с категориями других наук, высвечивая в них нравственный аспект.
Категории этики носят оценочный характер. Их всех можно оценивать с точки зрения добра и зла, хорошего или плохого, а сами они могут выступать формой этой оценки: человек долга, честный, порядочный, справедливый, ответственный и т.п. В категориях этики в значительно большей степени, чем в категориях других наук, выражена эмоциональная сторона общественных отношений.
Самой общей категорией для обозначения моральных ценностей является категория добра (блага), которая охватывает всю неопределенно большую совокупность действий, принципов и норм нравственного поведения.
Добро и зло — наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное. Это фундаментальные категории морального сознания, от содержания которых зависят все другие этические представления.
Добро — категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящему злу. Добро заключается в преодолении обособленности, разобщенности, отчуждения между людьми, утверждении взаимопонимания, морального равенства и гуманности в отношениях между ними. Добро характеризует действия человека с точки зрения его духовного возвышения и нравственного совершенствования. Понятие добра тесно связано с таким понятием как добродетель — морально положительное качество человека. Разные добродетели выражают разные грани добра: мужество и покладистость, доброта и суровость, щедрость и бережливость, справедливость и великодушие. Добродетели не даются нам от природы, их необходимо воспитывать.
Зло — категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требо-ваниям морали, заслуживающим осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств. Зло – это деятельность, противоречащая принятым в данной культуре нор-мам морали (в конечном счете – идеалу), которая имеет негативное значение для состояния других людей или самого действующего объекта: причиняет материальный или духовный ущерб, вызывает страдания и сходные негативные чувства, ведет к деградации личности. Понятие морального зла определяет то, чему противодействует мораль, что она стремиться устранить и исправить: чувства, намерения, поступки, качества, характеры. Избавления от зла физического (страданий, смерти) и морального (греха) возведено в конечную цель человека во многих религиях.
Добро и зло не являются равноправными началами. Зло вторично по отношению к добру: оно лишь «оборотная сторона» добра, отступление от него. Не случайно в христианстве и исламе Бог (добро) всемогущ, а дьявол (зло) способен лишь соблазнять отдельных людей к нарушению заповедей. Представление о том, что в мире и в человеке идет борьба между «силами добра» и «силами зла» — одна из фундаментальных идей, пронизывающих всю историю культуры.
Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, дру-гим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях. Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем.
Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т.п. Долг может быть личным: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.
Долг необходимо включает в себя осознание своей ответственности перед другими людьми, перед обществом, перед самим собой. Иначе говоря, в долге осмысляется, переживается отношение человеческой личности к другим (ближним и дальним), к обществу, через призму высших моральных ценностей. Созна-ние долга играет очень важную роль в общественной жизни. При утрате или ослаблении чувства долга деградируют многие общественные отношения. Впро-чем, оскудевает и духовная жизнь личности. Не случайно во все времена большим уважением пользовался человек долга — человек, умеющий обуздывать эгои-стические устремления.
Страх в процессе культурного развития человечества становится предпосылкой для формирования «первичного» компонента морали — стыда. Еще Аристотель писал, что стыд нередко рассматривают «как своего рода страх дурной славы».
Стыд означает порицание всего того, что считается не должным, дурным, и на этой основе формируются представления о нравственно должном и добром.
Но стыд еще не совесть. Чувство стыда еще не содержит в себе того «грозного судию», внутреннего «прокурора», той глубины размышлений и анализа, кото-рые характерны для развитой совести. Кроме того, для стыда, как правило, необ-ходимы свидетели, а для совести они совершенно не обязательны. Важно также и то, что совесть все оценивает по мерке высших общечеловеческих моральных ценностей. Стыд же более конкретен. Например, человеку может быть стыдно, если он одет не по моде.
Несмотря на определенные различия, именно стыд предопределил появление совести как стыда перед самим собой. Как замечал
Действительно, переживания стыда и чувствование совести родственны, но следует их различать.
Человек совестливый по мере своего самосовершенствования предъявляет к себе все более высокие требования. Чистая совесть — нормальное состояние че-ловека, выполняющего моральный долг, это награда за нравственные усилия. Совесть интуитивна, она усматривает то, чего еще нет, поэтому должна «работать» до совершения поступка. Переживания после проступка будут уже стыдом. Совесть включается только тогда, когда человек знает моральные нормы. Если он не знает их и «морально невинен», то и совесть в нем не может заговорить.
Совесть человека, по существу, независима от мнения окружающих. Стыд же полностью сориентирован на мнение других лиц, которые могут выразить свое осуждение по поводу нарушения норм, и переживание стыда тем сильнее, чем важнее и значимее для человека эти лица.
Стыд — это эмоциональное состояние или глубинное человеческое переживание, которое возникает в результате несоответствия своего поведения с принятыми нормами и осознания человеком, что он поступил нечестно или смехотворно. Таким образом, стыд – это стыд перед другим за себя, совесть основана на сострадании другому из-за себя, как виновника страдания.
Совести нельзя научить. Совесть — это личный опыт зрелого человека. В процессе воспитания ребенка мы даем ему лишь предпосылки чувствования своей совести. Каждый человек, взрослея, проходит сам свой путь совершенствования.
Учебник:
Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10-11 классов. – 7-е изд. – М.: ООО ТИД «Русское слово — РС», 2014. – 312 с.
Глава 10
§ 35 стр. 240-252
Составление конспекта по плану:
1. …
2. …
Вопросы для закрепления и повторения:
1. …
2. …
3. …
4. …
5. …
Идеал и ценности
- «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла»
В.О.Ключевский
- «Злой человек вредит самому себе прежде, чем повредит другому»
Августин
Притча «Остров духовных ценностей»
- Когда-то давным-давно на Земле был остров, на котором жили все духовные ценности. Но однажды они заметили, как остров начал уходить под воду. Все ценности сели на свои корабли и уплыли. На острове осталась лишь Любовь.
- Она ждала до последнего, но, когда ждать уже стало нечего, она тоже захотела уплыть с острова.
- Тогда она позвала Богатство и попросилась к нему на корабль, но Богатство ответило: «На моём корабле много драгоценностей и золота, для тебя здесь нет места». Когда мимо проплывал корабль Грусти, она попросилась к ней, но та ей ответила: «Извини, Любовь, я настолько грустная, что мне надо всегда оставаться в одиночестве». Тогда Любовь увидела корабль Гордости и попросила о помощи её, но та сказала, что Любовь нарушит гармонию на её корабле. Рядом проплывала Радость, но та так была занята весельем, что даже не услышала о призывах Любви. Тогда Любовь совсем отчаялась.
- Но вдруг она услышала голос где-то позади: «Пойдём, Любовь, я возьму тебя с собой». Любовь обернулась и увидела старца. Он довёз её до суши, и, когда старец уплыл, Любовь спохватилась, ведь она забыла спросить его имя. Тогда она обратилась к Познанию:
- — Скажи, Познание, кто спас меня? Кто был этот старец?
- Познание посмотрело на Любовь:
- — Это было Время.
- — Время? — переспросила Любовь. — Но почему оно спасло меня?
- Познание ещё раз взглянуло на Любовь, потом вдаль, куда уплыл старец:
- — Потому что только Время знает, как важна в жизни Любовь.
Тема урока:
Идеал и ценности
Что такое идеал?
Идеал — образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений.
Идеалист — бескорыстный человек, стремящийся к возвышенным целям.
Идеализация — представление кого-либо или
чего-либо лучшим, чем есть в действительности.
Материалист — человек стремящийся к материальной выгоде.
А что такое ценности?
Ценности -это положительная значимость чего-либо, не подвергающееся сомнению.
Нравственные ценности служат идеалом для всех людей.
Семь фундаментальных ценностей: Истина, Добро, Польза, Господство, Справедливость, Свобода, Красота.
Выделите те положения, которые являются
ценными для вас в жизни.
Домашние
животные
Хорошая учёба
Верные друзья
Хорошее
отношение
учителей
Уважения
класса
Спортивные
успехи
Посещение
театров и музеев
Карманные
деньги на расходы
Чтение
Понимание
родителей
Модная
одежда
Выпишите, что вы никогда не сможете простить
человеку, с которым дружите или кого уважаете.
Объясните почему. Дополните список.
Жадность
Хамство
Грубость
Слабость характера
Подлость
Предательство
?
?
?
Укажите, что вы себе никогда не позволяете в
общении с человеком, которого любите и кем дорожите.
Объясните почему. Добавьте свои варианты.
Нагрубить
Обмануть
Повысить голос
Говорить неправду
Неопрятно выглядеть
?
?
?
Важнейшая ценность для любого человека – это жизнь.
но порой люди ею рискуют.
Прочтите тексты и определите, во имя каких ценностей
люди рисковали жизнью.
Во время эпидемии
тифа врач помогал
больным, хотя знал,
что эта болезнь.
В 1941 году на фронт
уходили
тысячи добровольцев,
чтобы сражаться
с фашистскими войсками,
напавшими на нашу страну.
Предложите
Вашу
ситуацию.
Два друга-альпиниста
в горах попали под обвал
камней. Один серьёзно
пострадал, а второй спас его ,
рискуя собственной жизнью.
«Золотое» правило нравственности:
«Относись к людям так,
как ты хочешь,
чтобы относились
к тебе».
Подведём итоги
На поведение людей влияют идеалы и ценности. Идеалы – это образы для подражания, нечто совершенное. В качестве идеала могут выступать реальные люди или вымышленные герои, общественные идеи и ценности.
Ценностями называют все предметы, явления (духовные и материальные), которые бывают для человека важными в его жизни. Существуют общечеловеческие ценности, которые считались важными всегда.
Домашнее задание
- Прочитать § 23, устно ответить на вопросы 1-6.
- С. 157, «Практикум», письменно ответить на вопрос № 1.
Социология/Макс Вебер — Идеальный тип
ВЕБЕР: ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП
ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
«Идеальный тип образуется путем одностороннего акцентирования одной или нескольких точек зрения и путем синтеза большого числа расплывчатых, дискретных, более или менее присутствующие, а иногда и отсутствующие конкретные отдельные явления, которые устраиваются согласно этим односторонне подчеркнутым точкам зрения в единую аналитическую конструкцию… В своей понятийной чистоте эта мыслительная конструкция… не может быть найдена эмпирически нигде в действительности». – ( Weber, 1903 )
ПРЕДПОСЫЛКИ:
Идеальный тип — один из наиболее известных вкладов Вебера в современную социологию. Вебер считал, что ответственностью социолога является разработка концептуальных инструментов, которые впоследствии могли быть использованы историками и социологами. Важнейшим таким концептуальным инструментом был идеальный шрифт.
Согласно Веберу, на самом базовом уровне идеальный тип — это концепция, построенная социологом на основе его или ее интересов и теоретической ориентации , чтобы зафиксировать основные черты какого-либо социального явления.
Самое главное в идеальном типе это то, что это эвристические устройства ; они должны быть полезными и полезными в проведении эмпирических исследований и в понимании определенного аспекта социального мира. Идеальный тип — это, по сути, «измерительная линейка» или «метр» . Как говорит Вебер, «Его функция — сравнение с эмпирической реальностью, чтобы установить ее расхождения или сходства, описать их наиболее однозначно понятными понятиями, а также понять и объяснить их небрежно». Например, социологи построили бы идеально-типическую бюрократию на основе своего погружения в исторические данные. Затем этот идеальный тип можно сравнить с реальной бюрократией.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ИДЕАЛЬНОГО ТИПА:
Идеальные типы не являются продуктом прихоти и фантазии социолога, а являются логически построенными понятиями.
Идеальный тип должен быть полученным индуктивно из реального мира из социальной истории. Таким образом, чтобы произвести идеальные типы, исследователи должны были сначала погрузиться в историческую действительность, а затем вывести типы из действительности.
Идеальные типы должны быть не слишком общими и не слишком специфичными , чтобы найти золотую середину между номотетическим и идеографическим знанием. Идеальные типы развиваются из промежуточных явлений, таких как кальвинизм, методизм и т. д.
Хотя идеальные типы должны быть получены из реального мира, они не быть зеркальным отображением того мира . Скорее, они должны быть односторонним преувеличением сущности того, что происходит в реальном мире.
Использование слова «идеальный» не должно означать, что описываемое понятие является в каком-либо смысле лучшим из всех возможных миров. Как использовал Вебер, этот термин означал, что форма, описанная в понятии, была редко, если вообще когда-либо встречалась в реальном мире .
Идеальный тип должны иметь смысл сами по себе , и они должны помочь нам разобраться в реальном мире.
РАЗНООБРАЗИЯ ИДЕАЛЬНЫХ ТИПОВ:
- ИСТОРИЧЕСКИЕ ИДЕАЛЬНЫЕ ТИПЫ: Они относятся к явлениям, обнаруженным в какой-то определенной исторической эпохе. Например, современный капиталистический рынок.
- ОБЩИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕАЛЬНЫЕ ТИПЫ: Они относятся к явлениям, пронизывающим ряд исторических периодов и обществ. Например, бюрократия.
- ИДЕАЛЬНЫЕ ТИПЫ ДЕЙСТВИЯ: Это чистые типы действий, основанные на мотивах актера. Например, аффективное действие.
- СТРУКТУРНЫЕ ИДЕАЛЬНЫЕ ТИПЫ: Это формы, принимаемые причинами и следствиями социальных действий. Например, традиционное господство.
Таким образом, можно сказать, что идеальный тип есть аналитическая конструкция, служащая исследователю мерилом для установления как сходства, так и отклонения в конкретных случаях. Это не среднее статистическое значение и не гипотеза; скорее это умственная конструкция, организация умопостигаемых отношений внутри исторической сущности, образованная преувеличением некоторых существенных черт данного явления.
Теги: Статьи по социологии для UPSC, Социология для IAS, Социология для UPSC, Weber Ideal Type
Ideal type — Oxford Reference
Показать сводные данные
Обзор
Идеальные типы в социологии наиболее тесно связаны с именем Макса Вебера, хотя как метод исследования и объяснения они чаще встречаются в экономике, например в концепции совершенного рынка. Для Вебера построение идеального типа было явно эвристическим приемом или методом исследования. Идеальный тип не является ни средним типом, ни простым описанием наиболее часто встречающихся черт явлений реального мира. Таким образом, нельзя построить идеальный тип бюрократии, найдя черты, присущие реальной бюрократии. Идеал также не используется нормативно в смысле желаемой цели.
Идеальные типы разрабатываются со ссылкой на реальный мир, но включают в себя выбор тех элементов, которые являются наиболее рациональными или наиболее рациональным образом сочетаются друг с другом. Таким образом, идеальный тип бюрократии включает в себя те аспекты реальных бюрократических организаций, которые объединяются в связную цепочку средств и целей.
В работах Вебера подразумевается, что построение идеального типа — это способ познания реального мира. Это находится в рамках рационалистического взгляда на гуманитарные науки: а именно, что все мы разделяем рациональные способности, и тот факт, что мы можем мыслить и действовать рационально, упорядочивает мир. Таким образом, конструируя рациональный идеальный тип, мы узнаем кое-что о том, как устроен мир. Затем мы можем узнать больше, сравнив идеальный тип с реальностью, посмотрев, как и почему реальная бюрократия может отличаться от идеального типа. Мы заканчиваем моделью не того, что такое бюрократия или какой она должна быть, а того, какой она могла бы быть, если бы была полностью рациональной. Таким образом, мы можем многое узнать из источников кажущейся иррациональности в реальной бюрократии.
Метод сложен и во многом обязан неокантианской философской традиции, из которой вышел Вебер. У англо-саксонских социологов с этим возникли проблемы, и они часто рассматривают идеальные типы как своего рода гипотетическую модель, которую можно проверить в сравнении с реальностью, тем самым придавая объяснению Вебера (по крайней мере) отчетливо позитивистский лоск. Лучший отчет можно найти в Susan J. Hekman, Weber, The Ideal Type, and Contemporary Social Theory (1983). См. также изображения общества.