Определение объективность: ОБЪЕКТИВНОСТЬ | это… Что такое ОБЪЕКТИВНОСТЬ?

ОБЪЕКТИВНОСТЬ | это… Что такое ОБЪЕКТИВНОСТЬ?

(от лат. objectum — предмет) — независимость суждений, мнений, представлений и т.п. от субъекта, его взглядов, интересов, вкусов, предпочтений и т.д. (противоположность — субъективность). О. означает способность непредвзято и без предрассудков вникать в содержание дела, представлять объект так, как он существует сам по себе, независимо от субъекта. Под субъектом понимается как индивид, так и консолидированная группа лиц (напр., научное сообщество, церковь и т.п.), общество, целостная культура, человечество. О. предполагает освобождение от «наблюдателя», выносящего суждение о мире и всегда исходящего из определенной т.зр.
Абсолютная О. недостижима ни в одной области, включая научное познание. Тем не менее идеал объективного знания — одна из наиболее фундаментальных ценностей науки. О. исторична: мнения, представлявшиеся объективными в одно время, могут оказаться субъективными в др. Напр., астрономы более двух тысяч лет считали вполне объективной геоцентрическую картину мира; потребовалось несколько столетий и усилия выдающихся ученых и философов (Н.

Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей и др.), чтобы показать, что более объективной является гелиоцентрическая картина.
Хотя наука постоянно стремится к О., объективное и субъективное, знание и вера в ней существенным образом переплетены и нередко взаимно поддерживают друг друга. Знание всегда подкрепляется интеллектуальным чувством субъекта, и предположения не становятся частью науки до тех пор, пока что-то не заставит в них поверить. Субъективная вера стоит не только за отдельными утверждениями, то и за целостными концепциями или теориями. Особенно наглядно это проявляется при переходе от старой теории к новой, во многом аналогичном «акту обращения» в новую веру и не осуществимом шаг за шагом на основе логики и нейтрального опыта. Как показывает история науки, такой переход или происходит сразу, хотя не обязательно в один прием, или не происходит вообще при жизни современников новой теории. «Коперниканское учение приобрело лишь немногих сторонников в течение почти целого столетия после смерти Коперника.
Работа Ньютона не получила всеобщего признания, в особенности в странах континентальной Европы, в продолжение более чем 50 лет после появления «Начал». Пристли никогда не принимал кислородной теории горения, так же как лорд Кельвин не принял электромагнитной теории и т.д.» (Т. Кун). М. Планк замечал, что «новая научная истина прокладывает дорогу к триумфу не посредством убеждения оппонентов и принуждения их видеть мир в новом свете, но скорее потому, что ее оппоненты рано или поздно умирают и вырастает новое поколение, которое привыкло к ней».
Определенная система верований лежит в основе не только отдельной теории, но и самой науки в целом. Эта система задает предпосылки научного теоретизирования и определяет то, что отличает научное мышление от идеологического, утопического или художественного мышления. Совокупность мыслительных предпосылок науки размыта, значительная их часть носит характер неявного знания. Этим прежде всего объясняется, что науку трудно сколь-нибудь однозначно отграничить от того, что наукой не является, и определить научный метод исчерпывающим перечнем правил.

Предпосылочным, опирающимся на неявные, размытые верования и в этом смысле субъективным является и мышление целой исторической эпохи. Совокупность этих верований определяет стиль мышления эпохи, ее интеллектуальный консенсус. Стиль мышления почти не осознается той эпохой, в которую он господствует, и подвергается определенному осмыслению и критике только в последующие эпохи. Переход от стиля мышления одной эпохи к стилю мышления др. (и значит, от одного общего типа О. к др.) является стихийно-историческим процессом, занимающим довольно длительный период.
Конкретные науки различаются своими характерными типами О. К. Леви-Строс пишет, в частности, об О. (физической) антропологии, что она не только требует от исследователя абстрагироваться от своих верований, предпочтений и предрассудков (подобная О. свойственна всем социальным наукам), но и подразумевает нечто большее: «речь идет о том, чтобы подняться не только над уровнем ценностей, присущих обществу или группе наблюдателей, но и над методами мышления наблюдателя. .. Антрополог не только подавляет свои чувства: он формирует новые категории мышления, способствует введению новых понятий времени и пространства, противопоставлений и противоречий, столь же чуждых традиционному мышлению, как и те, с которыми приходится сегодня встречаться в некоторых ответвлениях естественных наук». Неустанный поиск антропологией О. происходит только на уровне, где явления не выходят за пределы человеческого и остаются постижимыми — интеллектуально и эмоционально — для индивидуального сознания. «Этот момент чрезвычайно важен, — подчеркивает Леви-Строс, — поскольку он позволяет отличать тип О., к которому стремится антропология, от О., представляющей интерес для других социальных наук и являющейся, несомненно, не менее строгой, чем ее тип, хотя она располагается и в иной плоскости». Антропология в этом отношении ближе к гуманитарным наукам, стремящимся оставаться на уровне значений (смыслов).
В зависимости оттого, какое из употреблений языка имеется в виду, можно говорить об О. описания, О. оценки и О. художественных образов (в последних наиболее ярко выражаются экспрессивная и оректическая языка функции).
О. описания можно охарактеризовать как степень приближения его к истине; промежуточной ступенью на пути к такой О. стала интерсубъективность. О. оценки определяется ее эффективностью, являющейся аналогом истинности описательных утверждений и указывающей, в какой мере оценка способствует успеху предполагаемой деятельности. Эффективность устанавливается в ходе обоснования оценок (и прежде всего — их целевого обоснования), в силу чего О. оценки иногда, хотя и не вполне правомерно, отождествляется с ее обоснованностью.
К. Маркс отстаивал идею, что групповая субъективность совпадает с О., если это — субъективность передового класса, т.е. класса, устремления которого направлены по линии действия законов истории. Напр., буржуазные социальные теории субъективны, поскольку их сверхзадача — сохранение капиталистического общества, что противоречит законам истории; пролетарские революционные теории объективны, ибо они выдвигают цели, отвечающие этим законам.
Согласно Марксу, положительно ценным объективно является то, реализация чего требуется законами истории. В частности, если в силу таких законов неизбежен революционный переход от капитализма к коммунизму, то объективно хорошим будет все, что отвечает интересам пролетарской революции и задачам построения коммунистического общества.
История представляет собой, однако, смену уникальных и единичных явлений, в ней нет прямого повторения одного и того же, и потому в ней нет законов. Отсутствие законов исторического развития лишает основания идею, что оценка из субъективной способна превратиться в объективную и стать истинной. Оценки в отличие от описаний не имеют истинностного значения; они способны быть лишь эффективными или неэффективными. Эффективность же в отличие от истины всегда субъективна, хотя ее субъективность может быть разной — от индивидуального пристрастия или каприза до субъективности целой культуры.
В науках о культуре можно выделить три разных типа О. (
см.
КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК ). О. социальных наук (экономическая наука, социология, демография и др.) не предполагает понимания изучаемых объектов на основе опыта, переживаемого индивидом; она требует использования сравнительных категорий и исключает «я», «здесь», «теперь» («настоящее») и т.п. О. гуманитарных н а у к (история, антропология, лингвистика и т.п.), напротив, опирается на систему абсолютных категорий и понимание на основе абсолютных оценок. И наконец, О. нормативных наук (этика, эстетика, искусствоведение и т.п.), также предполагающая систему абсолютных категорий, совместима с формулировкой явных оценок, и в частности явных норм.
В эпистемологии 17—18 вв. господствовало убеждение, что О., обоснованность и тем самым научность необходимо предполагают истинность, а утверждения, не допускающие квалификации в терминах истины и лжи, не могут быть ни объективными, ни обоснованными, ни научными. Такое убеждение было вызвано в первую очередь тем, что под наукой имелись в виду только естественные науки; социальные и гуманитарные науки считались всего лишь преднауками, существенно отставшими в своем развитии от наук о природе.

Сведение О. и обоснованности к истине опиралось на убеждение, что только истина, зависящая лишь от устройства мира и потому не имеющая градаций и степеней, являющаяся вечной и неизменной, может быть надежным основанием для знания и действия. Там, где нет истины, нет и О., и все является субъективным, неустойчивым и ненадежным. Все формы отражения действительности характеризовались в терминах истины: речь шла не только об «истинах науки», но и об «истинах морали» и даже об «истинах поэзии». Добро и красота оказывались в итоге частными случаями истины, ее «практическими» разновидностями. Редукция О. к истинности имела своим следствием также сведение всех употреблений языка к описанию: только оно может быть истинным и, значит, надежным. Все др. употребления языка — оценка, норма, обещание, декларация (изменение мира с помощью слов), экспрессив, оректив, предостережение и т.д. — рассматривались как замаскированные описания или объявлялись случайными для языка, поскольку казались субъективными и ненадежными.

В кон. 19 в. позитивисты объединили разнообразные неописательные утверждения под общим названием «оценок» и потребовали решительного исключения всякого рода «оценок» из языка науки. Одновременно представители философии жизни, стоявшей в оппозиции позитивизму, подчеркнули важность «оценок» для всего процесса человеческой жизнедеятельности и неустранимость их из языка социальной философии и всех социальных наук. Этот спор об «оценках» продолжается по инерции и сейчас. Однако очевидно, что если социальные и гуманитарные науки не будут содержать никаких рекомендаций, касающихся человеческой деятельности, целесообразность существования таких наук станет сомнительной. Экономическая наука, социология, политология, лингвистика, психология и т.п., перестроенные по образцу физики, в которой нет субъективных и потому ненадежных «оценок», бесполезны.
Не только описания, но и оценки, нормы и т.п. могут быть обоснованными или необоснованными. Действительная проблема, касающаяся социальных и гуманитарных наук, всегда содержащих явные или неявные оценочные утверждения (в частности, двойственные, описательно-оценочные высказывания), состоит в том, чтобы разработать надежные критерии обоснованности и, значит, О. такого рода утверждений и изучить возможности исключения необоснованных оценок. Оценивание всегда субъективирует, в силу чего науки о культуре отстоят дальше от идеала О., чем науки о природе. Вместе с тем без такого рода субъективации и тем самым отхода от О. невозможна деятельность человека по преобразованию мира.
В естественных н а у к ах также имеются разные типы О. В частности, физическая О., исключающая телеологические (целевые) объяснения, явным образом отличается от биологической О., обычно совместимой с такими объяснениями; О. космологии, предполагающей «настоящее» и «стрелу времени», отлична от О. тех естественных наук, законы которых не отличают прошлого от будущего.
Проблема О. художественных образов остается пока почти неисследованной. Аргументация (и прежде всего обоснование) объективирует поддерживаемое положение, устраняет личностные, субъективные моменты, связанные с ним. Однако в художественном произведении ничего не нужно специально обосновывать и тем более доказывать, напротив, надо отрешиться от желания строить цепочки рассуждений и выявлять следствия принятых посылок. И вместе с тем художественный образ может быть не только субъективным, но и объективным. «…Сущность художественного произведения, — пишет К.Г. Юнг, — состоит не в его обремененности чисто личностными особенностями — чем больше оно ими обременено, тем меньше речь может идти об искусстве, — но в том, что оно говорит от имени духа человечества, сердца человечества и обращается к ним. Чисто личное — это для искусства ограниченность, даже порок. «Искусство», которое исключительно или хотя бы в основном личностно, заслуживает того, чтобы его рассматривали как невроз». По поводу идеи З. Фрейда, что каждый художник является инфантильно-автоэротически ограниченной личностью, Юнг замечает, что это может иметь силу применительно к художнику как личности, но не приложимо к нему как творцу: «ибо творец ни автоэротичен, ни гетероэротичен, ни как-либо еще эротичен, но в высочайшей степени объективен, существенен, сверхличен, пожалуй, даже бесчеловечен или сверхчеловечен, ибо в своем качестве художника он есть свой труд, а не человек».

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

Объективность

Что такое объективность

Объективность – действительное, независимое от воли и сознания человека существование мира, предметов, их свойств и отношений.
Глоссарий.ру | Словарь по общественным наукам.

Объективность – отсутствие предвзятости, беспристрастное отношение к чему-нибудь.
Толковый словарь русского языка Ушакова

  • Объективность – это умение беспристрастно воспринимать информацию «на входе» и делать на ее основе верные выводы «на выходе».
  • Объективность – это готовность трезво оценивать как окружающих людей, так и себя и свои поступки.
  • Объективность – это незамутненность разума, позволяющая верно, непредвзято воспринимать действительность.
  • Объективность – это необходимое условие мудрости и ее мерило.
  • Объективность – это умение отличать «желаемое» от «действительного» и в своих мыслях, словах и действиях руководствоваться последним.

Преимущества объективности

  • Объективность расширяет границы – восприятия мира и людей.
  • Объективность приносит очищение – от искаженности мыслей, порождающих искаженность действий.
  • Объективность даёт равновесие – между черным и белым, между злом и благом.
  • Объективность даёт возможность – мыслить и действовать логично, рационально.
  • Объективность даёт свободу – осмысливать факты и делать выводы.

Проявления объективности в повседневной жизни

  • Профессиональная деятельность. Только объективно оценивая свои навыки и умения, человек может достичь успеха на профессиональном поприще.
  • Судебная система. Покровительница судейства – богиня Фемида – изображается с завязанными глазами и весами в руках. Она является олицетворением объективности, к которой стремится судебная система.
  • Межличностное общение. Человек, без предубеждения относящийся к людям вне зависимости от их убеждений – проявляет объективность.
  • Наука. Наглядным примером объективности может служить математика. Существует данность – умножением числа 2 на число 2 получаем число 4 – которая является объективной. Никакие субъективные взгляды людей не могут повлиять на эту данность.

Как достичь объективности

  • Обучение. Объективность предполагает самостоятельность мышления; получение образования и расширение кругозора создают платформу для этого. Получая знания – человек приучается к объективности.
  • Работа над собой. Подмечая за собой признаки предвзятого отношения к кому-либо (чему-либо) и борясь с этим – человек становится ближе к объективности.
  • Интерес к окружающему миру, событиям и людям. Объективность – это умение безоценочно воспринимать факты и события. Интересуясь происходящим в городе, стране и мире – человек получает пищу для размышлений и работы над воспитанием в себе объективности.
  • Спорт. Хорошим «тренажером» объективности можно считать шахматы. Они учат логическому мышлению и непредвзятой оценке игровой ситуации.

Золотая середина

Субъективизм | полное отсутствие непредубежденности

Объективность

Отстраненность | избыточная, нарочитая объективность

Крылатые выражения об объективности

Девиз историка: без гнева и пристрастия.
— Тацит —
Труднее всего написать положительную рекомендацию человеку, которого очень хорошо знаешь.
— Франк Хаббард —
Речь одного человека – еще не речь: нужно выслушать обе стороны.
— Мартин Лютер Кинг —

Что почитать?

Отфрид Хеффе / Справедливость
Профессор Тюбингенского университета Отфрид Хеффе рассматривает справедливость в политическом и юридическом контексте. Книга дает экскурс в «историю справедливости» и содержит анализ современного употребления понятия в политической и юридической практике.
Любовь Орлова / Ключ Соломона
Легендарный библейский царь Соломон является олицетворением мудрости и справедливости. Книга посвящена его неординарной личности, включает мнения историков, археологов и хранителей эзотерических знаний.

Работайте пусть немного, но каждый день, чтобы добродетели стали «привычками сердца».

Не стремитесь к абсолютному совершенству.

Никогда не сдавайтесь — помните: даже у великих случаются неудачи.

Доверяйте своей интуиции.

Избегайте крайностей. Стремитесь к золотой середине между недостатком и избытком добродетели.

Получайте удовольствие; работайте над выбранной программой с юмором и оптимизмом.


Был ботаник учитель от Бога
И студентов наказывал строго:
Если кто-то зевал,
Он родителей звал,
Причем каждого, для диалога.

I think perfect objectivity is an unrealistic goal; fairness, however, is not. Michael Pollan

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

Определение и значение объективности — Merriam-Webster

объективность ˌäb-ˌjek-ti-və-tē 

əb-

: качество или характер объективности : отсутствие фаворитизма по отношению к той или иной стороне : свобода от предвзятости

Многие ставили под сомнение объективность приемной комиссии.

Родителям бывает трудно объективно оценивать достижения своих детей.

Многие критики оспаривали объективность и достоверность его полевых наблюдений, предвосхищая современные антропологические опасения по поводу способности любого полевого исследователя подняться над личными предубеждениями и беспристрастно описать другую культуру. — Брюс Бауэр

В журналистских кругах было много слухов о том, что связи между репортерами и солдатами могут угрожать объективности. — Марк Юрковиц

Синонимы

  • отряд
  • незаинтересованность
  • бескорыстие
  • собственный капитал
  • беспристрастность
  • справедливость
  • справедливость
  • беспристрастность
  • правосудие
  • нейтрализм
  • нейтральность
  • беспартийность
  • объективность
Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе 

Примеры предложений

Недавние примеры в Интернете Последний вопрос актуален для специалистов-историков, где все большее число ученых пишет книги, сочетающие личную и семейную историю с архивными исследованиями, иногда переворачивая с ног на голову как заветные семейные истории, так и традиционные научные представления об истине и истине. 0057 объективность похожа. — Дженнифер Шусслер, New York Times , 1 июня 2023 г. Но Шон Адей, адъюнкт-профессор СМИ и связей с общественностью в Университете Джорджа Вашингтона, говорит, что аудитория новостей часто может приписать спутниковым снимкам большее чувство авторитета и объективности, чем другим видам фотографий. — Джордан Г. Тейчер, Новая Республика, , 31 марта 2022 г. Но его объективность не должна ставиться под сомнение. — Рори Эпплтон, The Indianapolis Star , 14 марта 2022 г. В войне, в которой подавляющее большинство западных правительств поддержало Украину и выступило против действий России, многие западные журналисты, кажется, почти отказались от своих журналистских принципов должной беспристрастности и объективности в освещении войны. — Маркус Райдер, 9 лет.0057 Fortune , 10 марта 2022 г. Каперник и цель Инициативы — устранить опасения по поводу надежности и объективности первого вскрытия, риска манипулирования доказательствами и потенциальной предвзятости со стороны коронера или судебно-медицинского эксперта и/или использования ошибочных судебно-медицинских процедур. — Кевин Л. Кларк, Essence , 25 февраля 2022 г. Клинк также сказал, что человек, которого Пекин выбрал для наблюдения за мирными переговорами, обладает сомнительными дипломатическими качествами.0057 Объективность Ли служил послом Китая в Москве в течение десяти лет до 2019 года. — Кейтлин Макфолл, Fox News , 25 мая 2023 г. Этот страх перед писательством, который, возможно, является не столько страхом неудачи, сколько глубокой и полубессознательной верой в то, что писательство является социально и морально неправильным, казался мне полной противоположностью профессиональной объективности Анни Эрно. — Рэйчел Каск, 9 лет.0057 Нью-Йорк Таймс , 2 мая 2023 г. На первый взгляд AFI кажется наименее доктринерским; его алфавитный порядок предполагает объективность . — Армонд Уайт, National Review , 18 января 2023 г. Узнать больше

Эти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать текущее использование слова «объективность». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.

История слов

Этимология

запись цели 1 + -ity

Первое известное использование

1803, в значении, определенном выше

Путешественник во времени

Первое известное использование объективности было в 1803 году

Другие слова того же года объективизм

объективность

объективация

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись «Объективность.

» Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/objectivity. По состоянию на 25 июня 2023 г.0057 Объективность

Английский: перевод Объективность для говорящих на испанском языке

Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster полное определение

в кембриджском словаре английского языка

Примеры объективности

Объективность

Поскольку квалиа субъективны, они прямо нападают на объективность современной науки.

От Huffington Post