Определение психические процессы: Психические процессы | это… Что такое Психические процессы?

Психические процессы

Психические процессы — Устойчивая и целенаправленная совокупность взаимосвязанных нервно-психических актов, которые по определенной схеме преобразуют входы в выходы для получения определенного продукта, результата, представляющего ценность для психики в целом. Если рассмотреть в качестве примера психического процесса память, то входом здесь будет запоминаемая информация и сознательная или бессознательная потребность в запоминании данной информации, выход — запомненная информация.

Разные авторы приводят разные списки психических процессов. Вот наиболее распространенные:

— внимание,

— память,

— эмоции,

— чувства,

— воля,

— ощущение,

— восприятие,

— мышление,

— речь.

Психические процессы относятся к категории психических явлений — то есть они доступны непосредственному наблюдению, в том числе и неквалифицированному.

При этом обычно наблюдателем рефлексируется не сам процесс «в чистом виде», а его характеристики, отклонения от нормы. Примеры:

— человек внимателен/рассеян, его внимание сконцентрировано на этом или на этом;

— память развита хорошо/плохо, у одного человека хорошо развита память на лица, а у другого на слова;

— один человек эмоционально уравновешен, а другой нет, у одного эмоция радости, а у другого — удивления;

— между одними людьми любовь и согласие, другие относятся друг к другу с отвращением;

— в одни периоды кто-то может быть упрям и настойчив, в другие — вял и апатичен и т.д.

В отечественной общей психологии вообще выделяется три вида психических явлений:

— психические процессы,

— психические состояния,

— психические свойства.

Различия между этими явлениями временные. Психические процессы наиболее мимолетны, свойства — наиболее устойчивы во времени.

В последнее время само представление о психических процессах подвергается обоснованной критике. Действительно, выделение психических процессов является сугубо условным разделением психики на составные элементы. Это разделение обязано тому обстоятельству, что психология в двадцатом веке стала претендовать на звание полноценной науки. А в любой науке нельзя обойтись без анализа, без расчленения объекта исследования на более-менее самостоятельные единицы. Отсюда и появилась классификация психических явлений, психических процессов и т.п.

В современных публикациях все чаще утверждается, что психические процессы тесно взаимосвязаны. Они, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, который и есть психика. Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических процессов имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки.

Действительно, взаимосвязь психических процессов между собой очень тесная. Она выражается, например, в том, что восприятие невозможно без памяти, запоминание невозможно без восприятия, а внимание невозможно без мышления. Если, например, на психологическом тренинге развивается внимание, то вместе с ним также развивается и память.

Тем не менее, совсем отказаться от понятия психический процесс невозможно. Хотя бы потому, что их суть как психических явлений уж слишком очевидна. Следует также отметить, что критики психических процессов в силу каких-то причин убеждены, что процессы вообще должны быть полностью независимыми друг от друга, «параллельными», а не «пересекающимися». Поэтому, дескать, психические процессы и не процессы вообще.

В качестве аналогии с психическими процессами можно рассмотреть общественные процессы. Эти общественные процессы протекают в социуме: дети учатся в школе, спортсмены готовятся к очередной олимпиаде, родители воспитывают детей, взрослые ходят на работу, алкоголики пьют спиртные напитки, полиция борется с преступностью и т. д. Этих процессов очень и очень много, где-то они пересекаются, где-то идут параллельно. Один человек может участвовать во множестве общественных процессов. То обстоятельство, что мы не может однозначно и точно разделить жизнь социума на общественные процессы, совсем не означает, что их вообще нет как таковых.

52. Понятие психики. Психические процессы, свойства и состояния

52. Понятие психики. Психические процессы, свойства и состояния.

Психика человека – это внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира.

Основными функциями психики человека являются следующие: регуля-тивная, коммуникативная, когнитивная или познавательная

Коммуникативная – обеспечивает возможность общения людей друг с другом.

Познавательная – позволяет человеку познавать окружающий внешний мир.

Регулятивная функция обеспечивает регулирование всех видов деятельности человека (игровой, учебной, трудовой), а также всех форм его поведения.

Иными словами, психика человека дает возможность ему выступать в качестве субъекта труда, общения и познания.

Физиологическим носителем психики человека является его нервная система. Психика является свойством мозга. Связь центра мозга с внешней средой осуществляется при помощи нервных клеток и рецепторов.

Однако психические явления нельзя сводить к нервно-физиологическим процессам. Психическое имеет свою специфику. Нервно-физиологические процессы – субстрат, носитель психического. Отношение психического и нервно-физиологического есть отношение сигнала как информации и сигнала как носителя информации.

В современной психологической литературе выделяют четыре основные вида психических явлений, это: психические процессы, психические состояния, психические свойства и психические образования.

Психические процессы – это основной способ существования психиче-ского. Они обеспечивают первичное отражение и осознание человеком окру-жающей действительности, являются предельно пластичными и динамичными, имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец. Исходя из функциональной необходимости обеспечения деятельности человека, выделяют

познавательные, эмоциональные и волевые процессы.

Психические процессы – это те «кирпичики» (или элементы), из которых состоит процесс психического отражения или процесс функционирования психики человека.

Психические состояния – это целостная характеристика психической активности людей в определенных условиях, при выполнении ими конкретных задач. Каждый компонент психики (познавательный, эмоциональный, волевой) по-разному представлен в том или ином состоянии. Свое название «психическое состояние» получает от ведущего компонента: познавательное состояние (размышление, сосредоточенность и т.д.), эмоциональное (радость, печаль и т.д.), волевое (решительность, настойчивость и т.д.). Можно сказать, что собственно жизнь человека и есть смена одного состояния другим.

Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.

Психические свойства выступают в виде системных качеств человека, они формируются и проявляют себя в деятельности. К психическим свойствам человека относятся: направленности («Что хочет человек?»), способности («Что может человек?»), темперамент и характер («Как проявляется человек?»).

познание — Определение | OpenMD.com

Умственный процесс

познание

познание [ kog-nish-uhn ]

Определения, относящиеся к познанию:

  • Умение думать и использовать информацию.

    Система Омаха

    Омаха Системс, 2005

  • Интеллектуальный или психический процесс, посредством которого организм получает знания.

    Медицинские предметные рубрики NLM

    Национальная медицинская библиотека США, 2021 г.

  • Ментальный процесс познания и осознания; функция тесно связана с суждением.

    Полный глоссарий Садока по психиатрии и психологии

    BJ Sadoc Titles Press, 2012

  • Акт или процесс познания, включая осознание, суждение, восприятие, рассуждение и понимание.

    Тезаурус CRISP

    Национальные институты здравоохранения, 2006 г.

  • Умственный процесс познания, мышления, обучения и суждения; психологический результат восприятия, обучения и рассуждения.

    Тезаурус NCI

    Национальный институт рака США, 2021 г.

  • Умственный процесс мышления, обучения, запоминания, осознания окружающего и использования суждений.

    Словарь онкологических терминов NCI

    Национальный институт рака США, 2021 г.

  • Операция разума, посредством которой организм осознает объекты мысли или восприятия; он включает умственную деятельность, связанную с мышлением, обучением и памятью.

    Генный онтологический словарь

    Консорциум генных онтологий, 2021

  • Познание, состояния и процессы, связанные с познанием, которые в своей полноте включают восприятие и суждение. Познание включает в себя все сознательные и бессознательные процессы, посредством которых накапливаются знания, такие как восприятие, узнавание, представление и рассуждение. Другими словами, познание…

    Британская энциклопедия

    Британская энциклопедия, Inc., 2020

Вернуться в медицинский словарь OpenMD > С

Попробуйте этот поиск на: Фарлекс, Мерриам-Вебстер, Оксфордский словарь или Wordnik

Этот контент должен , а не использоваться вместо прошедших медицинскую проверку справочных материалов для поддержки принятия решений или профессиональных медицинских советов. Некоторые термины могут иметь альтернативные или обновленные определения, не отраженные в этом наборе. Определения на этой странице не следует считать полными или актуальными.

Когнитивная психология Определение и аспекты

Введение

В начале 20 -го -го века психологи сосредоточились в основном на поведенческой психологии. Однако это изменилось, когда они начали исследовать психические процессы. Психологи поняли, что использование поведенческой психологии для определения психических процессов непоследовательно. Более того, использование научных методов в психологии продвигалось вперед. Поэтому переход от поведенческой психологии к когнитивной психологии был неизбежен. Уирик Нейссер ввел термин «когнитивная психология» в 1919 г.67. С тех пор он использовался преимущественно в научных разработках для лучшего понимания психических процессов. В этой статье будет рассмотрена когнитивная психология, ключевые вехи в ее развитии и значение наблюдения за поведением (Wickens, 2005).

Cut 15% СКИДКА на первый заказ

Мы доставим индивидуальную Когнитивную психологию бумагу с учетом ваших требований с хорошей скидкой

Воспользуйтесь скидкой

322 специалисты онлайн

Определение когнитивной психологии

Уирик Нейссер ввел термин когнитивная психология в 1967 году. Нейссер был американским психологом. Он определил, что когнитивная психология связана с психическими процессами сенсорного ввода. Таким образом, когнитивная психология была обозначена как раздел психологии, занимающийся изучением психических процессов, включая восприятие, запоминание, обучение и мышление. С тех пор он был изучен с помощью более подходящих определений, которые охватывают его участие в когнитивной науке, нейронауке, лингвистике и философии. По сути, когнитивная психология фокусируется на том, как люди получают информацию, обрабатывают и хранят ее. Он также использовался, чтобы попытаться улучшить когнитивные исследования, принятие решений, обучение, память и образовательные программы, среди прочего. Вовлеченные психические процессы включали внимание, метапознание, восприятие, язык и другие.

Появился ряд влиятельных когнитивных психологов; в их число входят, среди прочих, Джон Андерсон, Фредрик Бартлетт, Аарон Бек, Уильям Эстес и Аллан Ньюэлл. С годами развивалась когнитивная психология. Фактически, современная когнитивная психология укоренилась в таких аспектах, как ненормальная психология, психология развития, психология личности, социальная психология и педагогическая психология. Более того, возникли дебаты по поводу границы между когнитивной наукой и когнитивной психологией. По сути, определение когнитивной психологии также претерпело изменения. На самом деле его можно определить как изучение психических процессов, а именно языка, мышления, суждений, внимания, знания, восприятия, принятия решений, решения проблем, рассуждений и памяти, среди прочего (Айзенк, 2004, стр. 393-404).

Вехи в развитии когнитивной психологии

В развитии когнитивной психологии было достигнуто несколько вех. К ним относятся, среди прочего, падение бихевиоризма, обработки информации, искусственного интеллекта и нейробиологии (Willingham, 2007).

Упадок бихевиоризма

Упадок использования поведенческой психологии начался с 1950-х годов. Это произошло потому, что объяснить рассуждения в памяти и языке было довольно сложно. Более того, бихевиоризм в основном применялся к животным. Кроме того, он не мог указать веских причин, лежащих в основе психических процессов и внутренних побуждений. Очевидно, оно было основано на наблюдении, которое не могло объяснить внутренние психические процессы. Поэтому психологам пришлось выйти за рамки поведенческой психологии, чтобы раскрыть аспекты психических процессов (Willingham, 2007).

Обработка информации

Обработка информации у человека была одним из основных понятий когнитивной психологии. На самом деле стало понятно, что люди и машины имеют общую память. Это дало представление о связи разума с компьютером. Эта аналогия сыграла важную роль в продвижении изучения когнитивной психологии, а также ее связи с когнитивной наукой.

Своевременная доставка!

Получите индивидуальную и 100% свободную от плагиата бумагу всего за 3 часа

Начнем

322 специалисты онлайн

Искусственный интеллект

Мысли о поведении и логике возникли благодаря влиянию сложных программ на искусственный интеллект. Это привело к идее абстрактной конструкции в когнитивной науке. В отличие от бихевиористов, которые использовали наблюдаемые явления, искусственный интеллект предлагал делать выводы о ненаблюдаемых процессах у людей.

Неврология

Использование концептуальных конструкций было необходимо для того, чтобы вооружить нейробиологов способностью исследовать мыслительные процессы. Это было важно, потому что позволяло наблюдать за поврежденным мозгом, чтобы выявить когнитивные проблемы. Более того, она обеспечила связь, связывающую строение мозга с его функциями.

Важность наблюдения за поведением в когнитивной психологии

Наблюдение за поведением имеет множество значений в когнитивной психологии. Например, он позволяет когнитивным психологам исследовать выводы и теории о поведении. Кроме того, это позволяет им оценить свои догадки о поведении. Однако из-за сложностей, связанных с непосредственным наблюдением за психическими процессами, когнитивные психологи делают выводы о своих клиентах посредством наблюдения за поведением. Это сложная задача, которая связывает наблюдаемое с ненаблюдаемым. По сути, наблюдение за поведением в когнитивной психологии важно для связи наблюдаемого с ненаблюдаемым. Более того, следует отметить, что метод наблюдения за поведением в когнитивной психологии позволяет психологу определить, являются ли его выводы фактическими и достоверными.

Это также определяет отношения между переменными и предлагаемыми абстрактными понятиями. По словам Уиллингема, когнитивные психологи должны использовать невидимые концептуальные конструкции, чтобы связать их влияние на видимые действия. Это позволило использовать три типа поведенческих исследований для достижения целей когнитивной психологии. К ним относятся экспериментальные исследования, реляционные исследования и описательные исследования. Теории важны для поиска, описания и экспериментирования наблюдений в поддержку когнитивной психологии. По сути, наблюдение за поведением составляет неотъемлемую часть когнитивной психологии (Wickens, 2005). Он обеспечивает установление и подтверждение связи между наблюдаемыми и ненаблюдаемыми аспектами когнитивной теории.

Получите заказную академическую работу

Всего за $13,00   $11/страница вы можете получить заказную академическую работу в соответствии с вашими инструкциями

Позвольте нам помочь вам

322 специалисты онлайн

Заключение

Когнитивная психология приобрела известность в начале 1950-х годов. Однако на разном научном уровне она исследовалась по-разному. Тем не менее, в 1967 году Уирик Нейссер ввел термин когнитивная психология, и с тех пор он по-разному используется для изучения психических процессов человека. К ним относятся, среди прочего, то, как люди думают, учатся, запоминают, принимают решения, решают проблемы, рассуждают и воспринимают. Во время его создания и развития было достигнуто несколько вех. Некоторые из них включают упадок бихевиоризма, искусственного интеллекта, обработки информации и неврологии. Однако наблюдение за поведением по-прежнему является неотъемлемой частью когнитивной психологии. Он позволяет связать наблюдаемое поведение с ненаблюдаемыми абстрактными конструкциями в когнитивной психологии.

Ссылки

Eysenck, M.W. (2004). Прикладная когнитивная психология: значение когнитивной психологии для клинической психологии и психотерапии. Журнал клинической психологии , 60(4), 393-404. Веб.

Викенс, А. (2005). Основы биопсихологии (2-е изд.). Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Прентис-Холл. Распечатать.

Уиллингем, Д. Т. (2007). Познание: мыслящее животное (3-е изд.). Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Pearson/Allyn & Bacon.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts