Определение речи в психологии: Понятие о речи

Содержание

Введение в психологию речи и языка

29.04.2011

В психологии речь рассматривается в тесной связи с языком, общением и мышлением. Соотношение этих понятий столь сложно, что каждый очередной шаг в их’«познании приводит к появлению новых проблем.

Возникает ряд вопросов: что исторически первично — речь или язык? Является ли способность к усвоению речи врожденной или приобретается за счет социального опыта? Эти вопросы возникли не из простого научного любопытства. Ответы на них открывают широкие возможности для создания новых психологических технологий в сфере эффективного взаимодействия людей.

Речь реализуется с помощью языка. Речь — процесс общения, язык — средство общения. Как средство общения язык при этом играет роль условных символов (знаков), принятых в данной общности людей. Речь озвучивает и оживляет языковые символы. Язык и речь являются сложными образованиями и имеют определенную структуру, которая обеспечивает их нормальное функционирование.

В психологии имеется узкое и широкое понятие речи. В широком смысле речь рассматривается как процесс общения через всевозможные коммуникационные средства. Например: слова, жесты, мимика, позы, телодвижения. В узком смысле — как процесс общения с помощью естественного языка, исторически сложившегося в результате взаимодействия людей данной этнической группы.

Одним из общих элементов речи и языка является слово, точного определения которому до сих пор нет, хотя каждому понятно, что скрывается за этим понятием. В языковом аспекте можно сказать, что слово — это минимальный элемент языка, который может быть использован автономно в устойчивой письменной речи.

Речь выполняет ряд функций:
Коммуникативная функция речи заключается в обмене информацией между людьми, в выражении своего отношения к чему-либо. Эта функция находит широкое применение в повседневной жизни каждого человека. Если человека полностью и на продолжительное время исключить из коммуникативного процесса, то у него могут развиваться психические расстройства.

Человеку крайне необходимо отражаться в других и видеть свое отражение. У народов Севера был обычай: соплеменника, совершившего злой поступок, изгоняли из племени и вынуждали жить вдали без права общения даже со случайно встреченным человеком. Это считалось крайней мерой наказания. Лишение коммуникативной функции как самая строгая мера наказания используется и в местах лишения свободы, в виде временного помещения провинившегося в камеру-одиночку. А разве может существовать в реальности Маугли?

В рамках коммуникативной функции можно выделить информационный, организационный, побудительный и маркировочный аспекты речи.

Познавательная функция обеспечивает накопление человеком опыта, знаний, способствует привитию навыков и умений. В этом контексте речь можно рассматривать и как форму познания,- и как средство развития познавательных процессов. В этом качестве речь ускоряет процесс накопления опыта. Возьмем, к примеру, простейшую операцию заточки обыкновенной иглы напильником, даже если человек когда-то наблюдал эту операцию, без инструктивного слова «бывалого» здесь не избежать пораненных пальцев (о качестве работы и говорить не приходится).

Психодиагностическая функция речи состоит в определении личностных свойств, состояний и психических процессов индивида по параметрам речевого процесса.

Психотерапевтическая функция речи, выражается в речевой поддержке индивида, нуждающегося в психологической помощи. Слово как исцеляющее средство во все века ставилось впереди хирургического ножа и даже лечебных трав. Психолог и врач, не не использующие это средство, должны сменить свои профессии, ибо неумение оказать помощь человеку с полной объективностью молено квалифицировать как нанесение вреда клиенту.

В онтогенезе общения все эти вышеперечисленные функции набирают свой вес не сразу и не одновременно. Так, примерно до полутора лет «абсолютную власть» удерживает коммуникативная функция. При этом на первых порах главенствует ее информационный аспект, затем активно подключаются к общению другие аспекты и функции. Общение само по себе стимулирует развитие речи, действуя в качестве положительной обратной, связи. Здесь вновь можно сослаться на эффект Маугли: отсутствие общения с людьми приостанавливает развитие не только речи, но и психики в целом.

Ключевые слова: Язык, Речь

Источник: Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010

Материалы по теме

Предложение и высказывание

Норман Б.Ю. — Теория языка. Вводный курс, 2004

Язык и речь

Леонтьев А.А., Язык, речь, речевая деятельность

Язык — речь — слово в фольклоре

Основы русской филологии [Электронный ресурс] : курс лекций / В.В. Аннушкин. — 2-е изд.,…

Язык и речь в речевой деятельности

Зимняя И.А., Лингвопсихология речевой деятельности

Речь и общение. Язык. Знак и значение

Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем…

Говорящий и слушающий

Языкознание: От Аристотеля до компьютерной лингвистики: Альпина Нон-фикшн; Москва; 2018,…

Виды и уровни общения. Понятие о языке и речи

Функции языка и их реализация в речи

Львов М.Р., Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.:…

Психология речи

Общие понятия

Различные свойства, качества, функции, состояния, вся система психических процессов крайне важна. Нарушить целостность психической психики можно очень легко, исключив из нее любую составляющую. Такое часто встречается с потребностями, сознанием и эмоциями. Это и есть одна из важнейших методических проблем в изучении психики и мира в общем.

Но существует психологическая особенность, о которой важно сказать при описании любой части человеческой психики. Это речь, присутствующая везде, в ощущениях, многосложных конструкциях сознания и личности. Речь является необходимым компонентом при общении и взаимодействии.

Язык – это величайшее изобретение человечества, хоть с ним и связаны неизбежные специфические ограничения, наличие дискретных языковых конструкций на непосредственно процесс и результаты психического отражения. Специфика любого из языков в определенной степени отражает объективные требования жизни.

Пример 1

У народностей Севера есть ряд слов, которые обозначают разные состояния явления или предмета, на русском языке называющегося «снегом».

Письменность послужила преобразованием языка, речи, сознания и всей психики в целом. Но функция предметной отнесенности речи осталась, расширилась и стала сложнее. Мы видим рождение новых слов, отмирание старых, так как человек наблюдает изменение, перестройку самой картины понимаемого мира.

Происходят изменения и в объективном мире, который, в том числе, создается человеком.

Важно отметить сложности в отношениях речи и мышления, мыслей и слов. Для мысли свойственно находить выражение в словах, но существовать и реализоваться в понятиях. Иными словами, для мышления характерно оперировать не словами, а понятиями. Слово в первую очередь является средством выработки понятия, и только после его носителем, выразителем и моделью. Мысль и слово не являются тождественными понятиями.

Замечание 1

Все мы знаем, как трудно бывает понять другого человека. Но самый главный нюанс, что если бы не было речи, то понимания бы в принципе не существовало.

Особенности языка и речи

Но важно обозначить разницу между двумя разными явлениями – языком и речью, объективным и субъективным.

Определение 1

Язык является образованием объективным, социальным и общечеловеческим. Под языком понимается структурированная система знаков, которая сложилась исторически и существует в общественной жизни каждого человека.

Для языка свойственно создаваться, реализоваться и изменяться определенными людьми. Но существует он объективно, иными словами не зависит от индивидуальных пользователей или своих носителей.

Замечание 2

Насчитывается около 2,5 тыс. языков. Изучением языков занимается лингвистика.

 

Определение 2

Под речью понимается субъективная особенность, психологическая. Речь представляет из себя развернутый процесс, определенный тип психической деятельности, вид поведения, который использует язык как свое орудие, внешнее средство.

Важно отметить, что речевая деятельность сама по себе является материальной, но изучает ее особый межпредметный раздел психологии – психолингвистика.

Функции речи

Глобальные функции речи определяют ее значение в человеческой психике. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Номинативная функция, основная суть которой состоит в том, что все слова в человеческом языке предметно соотносятся, иными словами служат обозначением предметов. В качестве предмета может выступать и конкретная вещь, и обобщенное свойство, а также абстрактное явление. Для человека свойственно переводить в объективно знаковое существование все, что ему известно и знакомо. Языковые заменители есть во всем отображаемом материальном, объективном мире. Это приводит к психологическому удвоению мира. Что в свою очередь способствует взаимодействию человеческой психики и с одним и с другим миром. Так, происходит удваивание познавательных, регулятивных и всех остальных возможностей психики. Наблюдается расширение сферы человеческой деятельности, поведения, сознания, самосознания. Происходит расширение пространства самого существования и бытия. Для личности открывается еще одна сторона свободы к реальному миру, так как появляется возможность ухода от него в условный мир слов.

  2. Функция фиксации и передачи опыта является в определенной мере производной от первой функции. Важно отметить, что если препятствовать человеческому индивиду усваивать предшествующий людской опыт, то он не сможет стать человеком, не получит видовые особенности Homo Sapiens. При помощи же речи, разум поколений, который зафиксирован в речи, интериоризируется (начинает быть внутренним, психическим аспектом личности). Это является единственным путем создания, существования и развития человека.

  3. Функция реализации общения. Значению общения в жизни человека отводится особое место. Под общением понимается не просто обмен информацией, но и условия взаимодействия между людьми. Без них человеческая жизнь в принципе невозможна. Именно по этой причине эта функция речи имеет более широкое распространение, чем обеспечение процессов общения. Речь приобретает статус мощного средства воздействия на других людей, средства координации, побуждения, управления, предстает в качестве универсального регулятора межчеловеческого взаимодействия. Под диалогом понимается речевое взаимодействие, посредством которого происходит реализация межличностного восприятия, взаимопонимания, взаимодействия, эмоционального принятия (или неприятия) другого человека.

  4. Внутреннее вооружение, опосредованное всей человеческой психике. В онтогенезе человеческой психики есть определенный момент, когда происходит перекрещивание речи, которая формируется, со всеми другими (в том числе и теми, что только развиваются) психическими функциями и образованиями. В итоге происходит «оречивание», иными словами, вооружение речевыми знаками и приемами. При помощи данной добавки речи происходит преобразование всей психики. Речь предстает в качестве внутреннего орудия, а также особого средства формирования познаний, интеллекта, общения, а также всей психики и человека в целом.

Данная ситуация представляется неоправданной как частое расхожее понятие человеческой речи, как сигнала сигналов, «вторая сигнальная система», просто добавленная к первой сигнальной системе. Данный подход имеет упрощенный, традиционно редукционистский, а также неприменимый для психологии речи характер.

Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.

Автор: Анна Коврова

Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук

Психологический анализ речи

Понятие психологического анализа речи

Общая психология содержит такое понятие, как психологический анализ речи.

Определение 1

Психологический анализ речи — это отслеживание (по количеству и качеству) элементов речи разных типов в процессе речевого общения.

У каждого человека свои особенности восприятия и понимания той или иной информации. Также у всех людей уже есть какой-то конкретный и более удобный способ решения возникших проблем. Все это выражается с помощью особенностей человеческой речи.

Сама речь является социально обусловленным психологическим процессом использования языка в решении межличностных проблем. Также она помогает человеку решать проблемы, связанные только с самим собой, потому, что речь является средством мышления. Речь и мышление тесно связаны и не могут существовать друг без друга.

Язык, используемый в процессе реализации речи, представляет собой набор условных символов. С помощью таких символов люди могут передавать звуки, которые несут определенный смысл и значение.

Язык общий для всех людей. Человек, в большинстве случаев, уникален и субъективен.

Психологические функции и свойства речи

Существует четыре основные функции речи:

  • Выражение

    Именно через речь люди могут показать свое отношение к любому объекту, ситуации или индивиду.

  • Сообщение

    Именно через слова люди обмениваются информацией.

  • Обозначение

    Эта функция выражается в определении названия объекта или явления.

  • Влияние

    Через речь человек может влиять на эмоциональное состояние, мысли, предположения и поведение окружающих людей.

Свойства речи включают в себя:

  1. Содержательность

    Важна глубина и объем речи, что отражается на ее информативности.

  2. Понятность

    Человек должен уметь правильно и четко выражать то, что он хочет донести до собеседника.

  3. Выразительность

    Важна эмоциональная окраска речи при общении с другими людьми.

  4. Влияние

    Это свойство речи отражает способность человека влиять на других людей.

Все функции и свойства речи очень важны для человека. Они играют очень важную роль в формировании личности. Если какое-то свойство речи у человека нарушено, то это может привести к плохим последствиям. Чтобы их избежать, надо знать все функции и свойства речи и работать над их освоением. Также важен и вид речи, используемый человеком. Ведь все виды по-своему важны и необходимы человеку в процессе его жизнедеятельности.

Виды речи

Исходя из того, связана речь с обращением к другим людям или нет, выделяют внутреннюю и внешнюю речь.

Определение 2

Внутренняя речь — это такая речь, которая выражается в реализации языка вне процессов реального общения между людьми.

Существует всего три типа внутренней речи:

  • Речь про себя

    Индивид внутри себя проговаривает какую-то информацию.

  • Речь как способ мышления

    С помощью речи человек обдумывает какие-либо действия, поступки, возможные ответы на вопросы или оценивает ситуацию.

  • Речь как средство внутреннего программирования.

    Данный вид речи помогает запомнить всю необходимую информацию и сведения.

Определение 3

Внешняя речь — это такая речь, которая направлена на окружающих людей.

Для нее характерна передача важных сведений с помощью языка. Внешняя речь разделяется на письменную и устную. С помощью письменной речи люди общаются словами, которые находятся в каких-либо письменных документах. С помощью устной речи человек общается посредством языка. Такая речь воспринимается слухом.

Именно в этой речи выделяются такие два процесса, как аудирование и говорение. Аудирование представляет собой процесс, в ходе которого происходит восприятие и осознание устной речи. Данный процесс связан с особенностями, которые имеют участники общения. Также он зависит от тех сведений, которые необходимо передать.

Говорение осуществляется в виде словесного обращения к другому индивиду. Оно может осуществляться только с помощью слов. Говорение характеризуют количеством фраз, которые были высказаны. Также важен и темп речи говорящего человека.

Устная речь бывает в виде диалога и монолога. Диалогическая речь является таким видом речи, который представляет непосредственное общение двух или более человек. При диалоге происходит обмен различными репликами, высказываниями, информацией, которые носят содержательный и познавательный характер. Монологическая речь представляет собой совсем другое проявление устной речи. Здесь обычно осуществляется долгое и последовательное изложение совокупности мыслей, знаний, информации одним лицом. Письменная речь в виде монолога не имеет обратной связи с собеседником. В отличие от устного монолога письменная речь имеет некие ограничение в средствах выразительности. Именно поэтому ее содержательной стороной является грамотность.

Стоит отметить, что в психологии выделяют еще активную и пассивную речь. Первый вид речи всегда связан с тем, кто говорит, а второй — с тем, кто слушает.

Далее необходимо определить еще один вид речи, который называют эгоцентрическим.

Определение 4

Эгоцентрическая речь выражается в том, что она обращена к самому говорящему. Она помогает ему управлять и осуществлять контроль над своей деятельностью. Данный вид речи является переходным этапом между внутренней и внешней речью.

Таким образом, можно сделать вывод, что речь является способом общения между людьми. Она обеспечивает такую важную функцию, как способность к мышлению и обдуманной деятельности личности. Все психические функции формируются именно с помощью речи. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, когда речевые нарушения влияют на развитие психической организации человека. Также они оказывают воздействие и на интеллектуальную сферу личности.

Восприятие речи | Психология Вики

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Язык: Лингвистика · семиотика · Речь


Слух
Слуховая система
  • Слуховая кора
  • Слуховые вызванные потенциалы
  • Слуховой нерв
  • Ухо
Психофизика
  • Акустика
  • Аудиология
  • Аудиометры
  • Аудиометрия
  • Острота слуха
  • Слуховая дискриминация
  • Слуховая локализация
  • Звуковая маскировка
  • Слуховая стимуляция
  • Пороги слуха
Слуховое восприятие
  • Звуковые дисплеи
  • Звуковая обратная связь
  • Слуховые галлюцинации
  • Восприятие громкости
  • Восприятие музыки
  • Восприятие высоты тона
  • Восприятие речи
Прочие аспекты
  • Звуковые дисплеи
  • Аудирование (межличностное)
Клинические вопросы
  • Болезни уха
  • Нарушения слуха
  • Нарушение слуха
  • Глухой
  • Кохлеарные импланты
  • Слуховые аппараты
  • Звон в ушах

Это ящик: просмотреть • говорить • редактировать

Восприятие речи относится к процессам, посредством которых люди способны интерпретировать и понимать звуки, используемые в языке. Изучение восприятия речи тесно связано с областями фонетики и фонологии в лингвистике и когнитивной психологии и восприятием в психологии. Исследования в области восприятия речи направлены на то, чтобы понять, как люди-слушатели распознают звуки речи и используют эту информацию для понимания разговорной речи. Исследования речи находят применение в создании компьютерных систем, способных распознавать речь, а также в улучшении распознавания речи для слушателей с нарушениями слуха и языка.

Содержание

  • 1 Основы восприятия речи
    • 1.1 Звуковые сигналы
    • 1.2 Линейность и проблема сегментации
    • 1.3 Отсутствие инвариантности
    • 1.4 Постоянство восприятия и нормализация
    • 1.5 Категориальное восприятие
    • 1.6 Влияние сверху вниз на восприятие речи
  • 2 Темы исследования
    • 2.1 Восприятие речи младенцев
    • 2.2 Межъязыковое и иноязычное восприятие речи
    • 2.3 Восприятие речи на языке или нарушение слуха
    • 2. 4 Шум
    • 2.5 Методы исследования
  • 3 теории
    • 3.1 Теория двигателя SP
    • 3.2 Теория прямого реализма SP
    • 3.3 Нечетко-логическая модель СП
    • 3.4 Акустические ориентиры и отличительные признаки
    • 3.5 Образцовая теория
  • 4 Выдающиеся работники отрасли
  • 5 См. также
  • 6 Ссылки и библиография
  • 7 Ключевые тексты
    • 7.1 Книги
    • 7.2 Документы
  • 8 Дополнительный материал
    • 8.1 Книги
    • 8.2 Документы
  • 9 Внешние ссылки

Основы восприятия речи

Процесс восприятия речи начинается на уровне звукового сигнала и процесса слуха. (Полное описание процесса прослушивания см. в разделе «Слух».) После обработки исходного слухового сигнала звуки речи подвергаются дальнейшей обработке для извлечения акустических сигналов и фонетической информации. Затем эту речевую информацию можно использовать для языковых процессов более высокого уровня, таких как распознавание слов.

Акустические сигналы

File:Spectrograms of syllables dee dah doo.png

Рисунок 1: Спектрограммы слогов «dee» (вверху), «dah» (посередине) и «doo» (внизу), показывающие, как начальная форманта переходит перцептивно определить согласную [d] различаются в зависимости от идентичности следующей гласной. (Форманты выделены красными пунктирными линиями, переходы — начала изгиба траекторий формант.)

Речевой звуковой сигнал содержит ряд акустических признаков, которые используются при восприятии речи. Сигналы различают звуки речи, принадлежащие к разным фонетическим категориям. Например, одним из наиболее изученных сигналов в речи является время начала голоса или VOT. VOT — это первичная подсказка, сигнализирующая о разнице между звонкими и глухими смычными согласными, такими как «b» и «p». Другие сигналы различают звуки, которые производятся в разных местах артикуляции или манере артикуляции. Речевая система также должна комбинировать эти сигналы, чтобы определить категорию конкретного речевого звука. Об этом часто думают в терминах абстрактных представлений фонем. Затем эти представления можно комбинировать для использования в распознавании слов и других языковых процессах.

Нелегко определить, к каким акустическим сигналам чувствительны слушатели при восприятии того или иного звука речи:

На первый взгляд решение проблемы восприятия речи кажется обманчиво простым. Если бы можно было идентифицировать участки акустической волны, соответствующие единицам восприятия, то путь от звука к смыслу был бы ясен. Однако это соответствие или отображение оказалось чрезвычайно трудно найти даже после сорока пяти лет изучения проблемы. [1]

Если конкретный аспект акустической волны указывает на одну лингвистическую единицу, для определения такой реплики или реплик будет достаточно серии тестов с использованием синтезаторов речи. Однако есть два существенных препятствия:

  1. Один акустический аспект речевого сигнала может обозначать различные лингвистически значимые измерения. Например, продолжительность гласной в английском языке может указывать на то, является ли гласная ударной или нет, находится ли она в слоге, закрытом звонким или глухим согласным, а в некоторых случаях (например, в американском английском / ɛ / и / æ /) он может различать тождество гласных. [2] Некоторые эксперты даже утверждают, что продолжительность может помочь в различении того, что традиционно называют краткими и долгими гласными в английском языке. [3]
  2. Одна языковая единица может обозначаться несколькими акустическими свойствами. Например, в классическом эксперименте Элвин Либерман (1957) показал, что начальные формантные переходы /d/ различаются в зависимости от следующей гласной (см. рис. 1), но все они интерпретируются слушателями как фонема /d/. [4]

Линейность и проблема сегментации

Файл: Спектрограмма фразы «Я должен тебе».png

Рисунок 2: Спектрограмма фразы «Я должен тебе». Между звуками речи нет четко различимых границ.

Хотя слушатели воспринимают речь как поток дискретных единиц (фонем, слогов и слов), эту линейность трудно увидеть в физическом речевом сигнале (см. пример на Рисунке 2). Звуки речи не следуют друг за другом строго, а накладываются друг на друга. [5] На звук речи влияют предшествующие и последующие звуки. Это влияние может оказываться даже на расстоянии двух или более сегментов (а также через слоговые и словесные границы) [5] .

После спора о линейности речевого сигнала возникает проблема сегментации: возникают серьезные трудности при попытке разграничить отрезок речевого сигнала как принадлежащий единой единице восприятия. Это снова можно проиллюстрировать тем фактом, что акустические свойства фонемы /d/ будут зависеть от идентичности следующего за ней гласного (из-за коартикуляции).

Отсутствие инвариантности

Исследование и применение восприятия речи должно иметь дело с несколькими проблемами, возникающими из-за того, что было названо отсутствием инвариантности. Как указывалось выше, трудно найти надежные постоянные отношения между фонемой языка и ее акустическим проявлением в речи. На это есть несколько причин:

  • Изменение, вызванное контекстом. Фонетическая среда влияет на акустические свойства звуков речи. Например, / u / в английском языке выходит вперед, когда окружен венечными согласными. [6] Или, значения VOT, обозначающие границу между звонкими и глухими смычными, различны для губных, альвеолярных и велярных смычных и смещаются при ударении или в зависимости от положения в слоге. [7]
  • Изменение из-за различных условий речи. Одним из важных факторов, вызывающих вариации, является разная скорость речи. Многие фонематические контрасты обусловлены временными характеристиками (краткие и долгие гласные или согласные, аффрикаты и фрикативные, смычные и плавные, звонкие и глухие смычки и т. д.), и на них, безусловно, влияют изменения темпа речи. [1] Другим важным источником изменчивости является артикуляционная осторожность по сравнению с небрежностью, характерная для связной речи (артикуляционный недолет явно отражается на акустических свойствах производимых звуков).
  • Вариация из-за разной идентификации говорящего. Результирующая акустическая структура конкретных речевых произведений зависит от физических и психологических свойств отдельных говорящих. Мужчины, женщины и дети обычно издают голоса разной высоты. Поскольку у говорящих голосовые пути разного размера (особенно в зависимости от пола и возраста), резонансные частоты (форманты), важные для распознавания звуков речи, будут различаться по своим абсолютным значениям у разных людей9.0243 [8] (см. иллюстрацию на рис. 3). Диалект и иностранный акцент также вызывают вариации.

Постоянство восприятия и нормализация

File:Standard and normalized vowel space2.png

Рисунок 3: На левой панели показаны 3 периферийных гласных американского английского /i/, /ɑ/ и /u/ на стандартном графике F1 на F2 (в Гц). Несоответствие между мужскими, женскими и детскими ценностями очевидно. На правой панели формантные расстояния (в Барке), а не абсолютные значения, нанесены с использованием процедуры нормализации, предложенной Сырдалом и Гопалом в 1986. [9] . Значения формант взяты из Hillenbrand et al. (1995) [8]

Учитывая отсутствие инвариантности, примечательно, что слушатели воспринимают гласные и согласные, произносимые в разных условиях и разными говорящими, как постоянные категории. Было высказано предположение, что это достигается с помощью процесса нормализации восприятия, в котором слушатели отфильтровывают шум (то есть вариации), чтобы получить основную категорию. Различия в размерах голосового тракта приводят к изменению формантной частоты у говорящих; поэтому слушатель должен настроить свою систему восприятия на акустические характеристики конкретного говорящего. Это может быть достигнуто путем рассмотрения отношений формант, а не их абсолютных значений. [9] [10] [11] Этот процесс называется нормализацией голосового тракта (см. пример на рис. 3). Точно так же считается, что слушатели адаптируют восприятие продолжительности к текущему темпу речи, которую они слушают — это называется нормализацией скорости речи.

Вопрос о том, имеет ли место нормализация на самом деле и какова ее точная природа, является предметом теоретических споров (см. теории ниже). Перцептивное постоянство — явление, не свойственное только восприятию речи; оно существует и в других типах восприятия.

Категориальное восприятие

Основная статья: Категориальное восприятие
Файл:Categorization-and-distribution-curves.png

перцептивной дифференциации. Мы воспринимаем звуки речи категорически, то есть мы скорее замечаем различия между категориями (фонемами), чем в категории . Следовательно, перцептивное пространство между категориями искривлено, центры категорий (или «прототипы») работают как сито [12] или как магниты [13] для входящих звуков речи.

Рассмотрим искусственный континуум между глухим и звонким двугубным стопом, где каждый новый шаг отличается от предыдущего количеством VOT. Первый звук – предварительно звонкий [б], т. е. имеет отрицательный ВОТ. Затем, увеличивая ВОТ, доходим до точки, где он равен нулю, т.е. стоп представляет собой простой без придыхания глухой [р]. Постепенно добавляя такое же количество VOT за раз, мы достигаем точки, где стоп представляет собой сильно придыхательный глухой двухгубный звук [pʰ]. (Такой континуум использовался в эксперименте Лискера и Абрамсона в 1970. [14] Звуки, которые они использовали, доступны в Интернете.) В этом континууме, например, из семи звуков, носители английского языка идентифицируют первые три звука как /b/, а последние три звука как /p/ с четкая граница между двумя категориями. [14] Двухальтернативный тест идентификации (или категоризации) дает прерывистую функцию категоризации (см. красную кривую на рис. 4).

Если мы проверяем способность различать два звука с разными значениями VOT, но имеющими постоянное расстояние VOT друг от друга (например, 20 мс), слушатели, скорее всего, будут работать на случайном уровне, если оба звука попадают в одну и ту же категорию и на уровень почти 100%, если каждый звук попадает в другую категорию (см. синюю кривую различения на рис. 4).

Вывод, который следует сделать как из теста идентификации, так и из теста на различение, заключается в том, что слушатели будут иметь разную чувствительность к одному и тому же относительному увеличению VOT в зависимости от того, была ли пересечена граница между категориями. Подобная перцептивная корректировка подтверждается и для других акустических сигналов.

Влияние сверху вниз на восприятие речи

Процесс восприятия речи не обязательно однонаправлен. То есть языковые процессы более высокого уровня, связанные с морфологией, синтаксисом или семантикой, могут взаимодействовать с основными процессами восприятия речи, чтобы помочь в распознавании звуков речи. Может случиться так, что слушателю не нужно, а может быть, даже невозможно распознавать фонемы до того, как он узнает более высокие единицы, такие как, например, слова. Получив по крайней мере фундаментальную информацию о фонематической структуре воспринимаемого объекта из акустического сигнала, слушатели могут компенсировать отсутствующие или замаскированные шумом фонемы, используя свои знания разговорного языка.

В классическом эксперименте Ричард М. Уоррен (1970) заменил одну фонему слова звуком, похожим на кашель. Его испытуемые восстанавливали отсутствующий звук речи перцептивно без каких-либо затруднений и, более того, они не могли точно определить, какая фонема была нарушена. [15] В другом базовом эксперименте сравнивается распознавание естественно произносимых слов, представленных в предложении (или хотя бы фразе), и тех же слов, представленных изолированно. В последнем случае точность восприятия обычно падает. Гарнес и Бонд (1976) также использовал предложения-носители при исследовании влияния семантических знаний на восприятие. Они создали ряды слов, различающихся одной фонемой (bay/day/gay, например). Качество первой фонемы менялось по континууму. Все эти стимулы были помещены в разные предложения, каждое из которых имело смысл только с одним из слов. Слушатели имели склонность судить о многозначных словах (когда первый сегмент находился на границе между категориями) по смыслу всего предложения. [16]

Темы исследований

Восприятие речи младенцами

Младенцы начинают процесс овладения языком, обнаруживая очень небольшие различия между звуками речи. Они способны различать все возможные речевые контрасты (фонемы). Постепенно, по мере знакомства с родным языком, их восприятие становится языково-специфическим, т. е. они учатся игнорировать различия внутри фонематических категорий языка (различия, которые вполне могут быть контрастными в других языках — например, в английском различаются два звонкости). категории смычных согласных, в то время как в тайском есть три категории; младенцы должны усвоить, какие различия характерны для использования в их родном языке, а какие нет). По мере того как младенцы учатся сортировать поступающие звуки речи по категориям, игнорируя несущественные различия и усиливая контрастные, их восприятие становится категоричным. Младенцы учатся сопоставлять разные гласные фонемы своего родного языка примерно к 6 месяцам. Родные согласные контрасты приобретаются к 11 или 12 месяцам. [17] Некоторые исследователи предположили, что младенцы могут изучать звуковые категории своего родного языка посредством пассивного слушания, используя процесс, называемый статистическим обучением. Другие даже утверждают, что некоторые звуковые категории являются врожденными, то есть они генетически обусловлены (см. обсуждение врожденной и приобретенной категориальной различимости).

Если суточных младенцев слышат нормальный, ненормальный (монотонный) голос матери и чужой голос, они реагируют только на нормальный голос матери. При воспроизведении человеческого и нечеловеческого звука младенцы поворачивают голову только к источнику человеческого звука. Было высказано предположение, что слуховое обучение начинается уже во внутриутробном периоде. [18]

Как исследователи узнают, могут ли младенцы различать звуки речи? Одним из методов, используемых для изучения того, как младенцы воспринимают речь, помимо упомянутой выше процедуры поворота головы, является измерение их скорости сосания. В таком эксперименте ребенок сосет специальную соску под звуки. Сначала устанавливается нормальная скорость сосания ребенка. Затем стимул воспроизводится повторно. Когда ребенок впервые слышит стимул, скорость сосания увеличивается, но по мере того, как ребенок привыкает к стимуляции, скорость сосания снижается и выравнивается. Затем ребенку предъявляют новый стимул. Если ребенок воспринимает вновь введенный раздражитель как отличный от фонового раздражителя, скорость сосания будет увеличиваться. [18] Скорость сосания и метод поворота головы являются одними из наиболее традиционных поведенческих методов изучения восприятия речи. Среди новых методов (см. методы исследования ниже), которые помогают нам изучать восприятие речи, NIRS широко используется у младенцев. [17]

Восприятие речи на разных языках и на втором языке

Большое количество исследований сосредоточено на том, как носители языка воспринимают иностранную речь (называемую восприятием речи на разных языках) или речь на втором языке ( восприятие речи на втором языке). Последнее относится к сфере овладения вторым языком.

Языки различаются по своему фонематическому инвентарю. Естественно, это создает трудности при знакомстве с иностранным языком. Например, если два иноязычных звука уподобляются одной категории родного языка, различие между ними будет очень трудно различить. Классическим примером такой ситуации является наблюдение, что японцы, изучающие английский язык, будут иметь проблемы с идентификацией или различением английских жидкостей /l/ и /r/. [19]

Лучший (1995) предложил модель перцептивной ассимиляции, которая описывает возможные модели ассимиляции межъязыковых категорий и предсказывает их последствия. [20] Флеге (1995) сформулировал модель обучения речи, которая объединяет несколько гипотез о усвоении речи на втором языке (L2) и которая простыми словами предсказывает, что звук L2, который не слишком похож на звук родного языка (L1), будет легче усвоить, чем звук L2, который относительно похож на звук L1 (поскольку он будет восприниматься учащимся как более явно «отличающийся»). [21]

Восприятие речи при нарушениях языка или слуха

Исследование того, как люди с нарушениями речи или слуха воспринимают речь, предназначено не только для поиска возможных методов лечения. Это может дать представление о том, какие принципы лежат в основе нормального восприятия речи. Примером могут служить два направления исследований:

  • Слушатели с афазией. Афазия влияет как на выражение, так и на восприятие языка. Оба двух наиболее распространенных типа, афазия Брока и Вернике, в некоторой степени влияют на восприятие речи. Афазия Брока вызывает умеренные трудности понимания речи. Влияние афазии Вернике на понимание гораздо более серьезное. Принято считать, что афазики страдают дефицитом восприятия. Обычно они не могут полностью различить места артикуляции и звонкости. [22] Что касается других возможностей, то сложности разные. До сих пор не доказано, затрагиваются ли у страдающих афазией навыки восприятия речи низкого уровня или их трудности вызваны только нарушениями более высокого уровня. [22]
  • Слушатели с кохлеарными имплантами. Кохлеарная имплантация позволяет частично восстановить слух у глухих. Акустической информации, передаваемой имплантатом, обычно достаточно для того, чтобы пользователи имплантата могли правильно распознавать речь людей, которых они знают, даже без визуальных подсказок. [23] Пользователям кохлеарных имплантов труднее понимать незнакомые динамики и звуки. Перцептивные способности детей, получивших имплантат после двухлетнего возраста, значительно лучше, чем у тех, кому имплантировали во взрослом возрасте. Было показано, что ряд факторов влияет на перцептивные характеристики. Это, в частности, продолжительность глухоты до имплантации, возраст начала глухоты, возраст при имплантации (такие возрастные эффекты могут быть связаны с гипотезой критического периода) и продолжительность использования импланта. Существуют различия между детьми с врожденной и приобретенной глухотой. Постлингвально глухие дети имеют лучшие результаты, чем прелингвально глухие, и быстрее адаптируются к кохлеарному импланту. [23]

Шум

Одна из основных проблем в изучении речи состоит в том, как бороться с шумом в речевом сигнале. Об этом свидетельствуют трудности, с которыми компьютерные системы распознавания речи сталкиваются при распознавании человеческой речи. Эти программы могут хорошо распознавать речь, если они обучены работе с голосом конкретного говорящего и в тихих условиях. Однако эти системы часто плохо работают в более реалистичных ситуациях прослушивания, когда люди могут без труда понимать речь.

Методы исследования

Методы, используемые в исследованиях восприятия речи, можно условно разделить на три группы: поведенческие, вычислительные и, в последнее время, нейрофизиологические методы. Поведенческие эксперименты основаны на активной роли участника, т.е. испытуемым предъявляют стимулы и просят принять о них сознательные решения. Это может принимать форму теста идентификации, теста различения, оценки сходства и т. д. Эти типы экспериментов помогают дать базовое описание того, как слушатели воспринимают и классифицируют звуки речи.

Компьютерное моделирование также использовалось для имитации того, как мозг может обрабатывать речь для создания наблюдаемого поведения. Компьютерные модели использовались для решения нескольких вопросов восприятия речи, включая то, как обрабатывается сам звуковой сигнал для извлечения акустических сигналов, используемых в речи, а также как речевая информация используется для процессов более высокого уровня, таких как распознавание слов. [24]

Нейрофизиологические методы основаны на использовании информации, поступающей из более непосредственных и не обязательно сознательных (превнимательных) процессов. Субъектам предъявляются речевые стимулы в различных типах задач, и измеряются реакции мозга. Сам мозг может быть более чувствительным, чем это кажется из-за поведенческих реакций. Например, испытуемый может не проявлять чувствительности к разнице между двумя звуками речи в тесте на различение, но реакции мозга могут показать чувствительность к этим различиям. [17] Методы, используемые для измерения реакции нейронов на речь, включают связанные с событием потенциалы, магнитоэнцефалографию и спектроскопию в ближней инфракрасной области. Одним из важных ответов, используемых с потенциалами, связанными с событием, является негативность несоответствия, которая возникает, когда речевые стимулы акустически отличаются от стимула, который субъект слышал ранее.

Нейрофизиологические методы были внедрены в исследование восприятия речи по нескольким причинам:

Поведенческие реакции могут отражать поздние сознательные процессы и зависеть от других систем, таких как орфография, и, таким образом, они могут маскировать способность говорящего распознавать звуки на основе акустического распределения более низкого уровня. [25]

Без необходимости принимать активное участие в тесте можно тестировать даже младенцев; эта функция имеет решающее значение в исследованиях процессов приобретения. Возможность наблюдать слуховые процессы нижнего уровня независимо от слуховых процессов более высокого уровня позволяет решать давние теоретические вопросы, такие как наличие у человека специализированного модуля для восприятия речи [26] [27] или лежит ли в основе распознавания звука речи какая-то сложная акустическая инвариантность (см. отсутствие инвариантности выше) [28] .

Теории

Исследования восприятия речи (SP) никоим образом не объяснили все аспекты задействованных процессов. Многое из того, что было сказано о SP, является вопросом теории. Было разработано несколько теорий для развития некоторых из вышеупомянутых и других неясных вопросов. Не все из них дают удовлетворительное объяснение всех проблем, однако исследования, вдохновленные ими, дали много полезных данных.

Теория двигателя SP

Основная статья: Моторная теория восприятия речи

Одна из первых работ по изучению того, как люди воспринимают звуки речи, была проведена Элвином Либерманом и его коллегами из Haskins Laboratories. [29] Используя синтезатор речи, они сконструировали звуки речи, артикуляция которых менялась в диапазоне от /bɑ/ до /dɑ/ и до /gɑ/. Слушателей просили определить, какой звук они услышали, и различить два разных звука. Результаты эксперимента показали, что слушатели группировали звуки по дискретным категориям, хотя звуки, которые они слышали, постоянно менялись. Основываясь на этих результатах, они предложили понятие категориального восприятия как механизма, с помощью которого люди могут идентифицировать звуки речи.

Более поздние исследования с использованием различных задач и методологий показывают, что слушатели очень чувствительны к акустическим различиям в рамках одной фонетической категории, что противоречит строгому категориальному описанию восприятия речи.

Для теоретического учета данных категориального восприятия Либерман и его коллеги [30] разработали моторную теорию восприятия речи, где «предполагалось, что сложное артикуляционное кодирование декодируется при восприятии речи посредством те же процессы, которые задействованы в производстве» [1] (это называется анализом путем синтеза). Например, английская согласная / d / может различаться по своим акустическим характеристикам в разных фонетических контекстах (см. Выше), но все / d /, воспринимаемые слушателем, попадают в одну категорию (звонкая альвеолярная смычка), и это потому, что « лингвистические репрезентации — это абстрактные, канонические фонетические сегменты или жесты, лежащие в основе этих сегментов». [1] При описании единиц восприятия Либерман позже отказался от артикуляционных движений и перешел к нейронным командам артикуляторам [31] и даже позже к предполагаемым артикуляционным жестам [32] , таким образом, «нейронная репрезентация высказывания, определяющая продукцию говорящего, является дистальным объектом, который слушатель воспринимает» [32] . Теория тесно связана с гипотезой модульности, которая предполагает существование модуля специального назначения, который считается врожденным и, вероятно, специфичным для человека.

Теория подверглась критике за то, что не смогла «объяснить, как акустические сигналы преобразуются в предполагаемые жесты» [33] слушателями. Кроме того, неясно, как индексальная информация (например, личность говорящего) кодируется/декодируется вместе с лингвистически релевантной информацией.

Теория прямого реализма SP

Теория прямого реализма восприятия речи (в основном связанная с Кэрол Фаулер) является частью более общей теории прямого реализма, которая постулирует, что восприятие позволяет нам непосредственно осознавать мир, потому что оно предполагает прямое восстановление удаленного источника воспринимаемого события. Для восприятия речи теория утверждает, что объектами восприятия являются реальные движения голосового тракта или жесты, а не абстрактные фонемы или (как в моторной теории) события, которые причинно предшествуют этим движениям, т. е. предполагаемые жесты. Слушатели воспринимают жесты не с помощью специального декодера (как в моторной теории), а потому, что информация в акустическом сигнале специфицирует образующие его жесты. [34] Утверждая, что фактические артикуляционные жесты, производящие различные звуки речи, сами по себе являются единицами восприятия речи, теория обходит проблему отсутствия инвариантности.

Нечетко-логическая модель SP

Нечетко-логическая теория восприятия речи, разработанная Массаро [35] , предполагает, что люди запоминают звуки речи вероятностным или градуированным образом. Это предполагает, что люди помнят описания перцептивных единиц языка, называемых прототипами. В каждом прототипе могут сочетаться различные функции. Однако признаки не просто бинарны (истина или ложь), существует нечеткое значение, соответствующее тому, насколько вероятно, что звук принадлежит к определенной категории речи. Таким образом, при восприятии речевого сигнала наше решение о том, что мы на самом деле слышим, основано на относительной достоверности соответствия между информацией о стимуле и значениями конкретных прототипов. Окончательное решение основывается на нескольких функциях или источниках информации, даже на визуальной информации (это объясняет эффект МакГурка). [33] Компьютерные модели теории нечеткой логики использовались для демонстрации того, что предсказания теории о том, как классифицируются звуки речи, соответствуют поведению людей-слушателей. [36]

Акустические ориентиры и отличительные признаки

Основная статья: Акустические ориентиры и отличительные признаки

Н. Стивенс предложил другой вид связи: между фонологическими признаками и слуховыми свойствами. Согласно этой точке зрения, слушатели проверяют входящий сигнал на наличие так называемых акустических ориентиров, которые представляют собой определенные события в спектре, несущие информацию о жестах, которые их вызвали. Поскольку эти жесты ограничены возможностями артикуляторов человека, а слушатели чувствительны к их слуховым коррелятам, отсутствие инвариантности в этой модели просто отсутствует. Акустические свойства ориентиров составляют основу для установления отличительных признаков. Их связки однозначно определяют фонетические сегменты (фонемы, слоги, слова). [37]

Образцовая теория

Образцовые модели восприятия речи отличаются от четырех упомянутых выше теорий, которые предполагают, что нет никакой связи между распознаванием слов и говорящих и что различия между говорящими являются «шумом», который необходимо отфильтровать. вне.

Подходы, основанные на примерах, утверждают, что слушатели хранят информацию для распознавания слов и говорящего. Согласно этой теории, в памяти слушателя сохраняются отдельные экземпляры звуков речи. В процессе восприятия речи запомненные экземпляры напр. слог, хранящийся в памяти слушателя, сравнивается с поступающим стимулом, чтобы можно было классифицировать стимул. Точно так же при узнавании говорящего активируются все следы памяти о высказываниях, произведенных этим говорящим, и определяется личность говорящего. Подтверждением этой теории являются несколько экспериментов, описанных Джонсоном.0243 [11] , которые предполагают, что наша идентификация сигнала более точна, когда мы знакомы с говорящим или когда у нас есть визуальное представление пола говорящего. Когда говорящий ведет себя непредсказуемо или пол неверно идентифицируется, частота ошибок при идентификации слов намного выше.

Модели-образцы должны столкнуться с несколькими возражениями, два из которых: (1) недостаточный объем памяти для хранения каждого когда-либо услышанного высказывания и, что касается способности воспроизвести услышанное, (2) сохраняются ли также собственные артикуляционные жесты говорящего или вычисляется при создании высказываний, которые будут звучать как слуховые воспоминания. [33] [11]

Известные работники отрасли

  • Элвин Либерман
  • Майкл Стаддерт-Кеннеди

См. также

  • Автоматическое распознавание речи
  • Распознавание речи
  • Современные теории восприятия речи
  • Чтение по губам
  • Методы исследования восприятия речи
  • Исследование восприятия речи
  • Ритм
  • Физиология восприятия речи(Сделать ссылку на биографию)
  • Развитие восприятия речи (Сделайте ссылку на Dev)
  • Распознавание слов

Ссылки и библиография

  1. 1.0 1.1 1.2 1.3 , Д.Б.С, Л.Сига (1995). «Восприятие речи: новые направления в исследованиях и теории». Справочник по восприятию и познанию: речь, язык и общение . Эд. Дж. Л. Миллер, П.Д. Эймас. Сан-Диего: Академическая пресса.
  2. Клатт, Д. Х. (1976). Лингвистическое использование сегментной длительности в английском языке: акустические и перцептивные свидетельства. Журнал Акустического общества Америки 59(5) : 1208-1221.
  3. Халле, М., Моханан, К.П. (1985). Сегментарная фонология современного английского языка. Лингвистическая справочная 16(1) : 57-116.
  4. Либерман, А.М. (1957). Некоторые результаты исследования восприятия речи. Журнал Акустического общества Америки 29(1) : 117-123.
  5. 5,0 5,1 Фаулер, Калифорния (1995). «Речевое производство». Справочник по восприятию и познанию: речь, язык и общение . Эд. Дж. Л. Миллер, П.Д. Эймас. Сан-Диего: Академическая пресса.
  6. Хилленбранд, Дж. М., Кларк, М. Дж., Нири, Т. М. (2001). Влияние среды согласных на формантные модели гласных. Журнал Акустического общества Америки 109(2) : 748–763.
  7. Лискер, Л., Абрамсон, А.С. (1967). Некоторые эффекты контекста на время начала голоса в английском языке останавливаются. Язык и речь 10 : 1-28.
  8. 8,0 8,1 Хилленбранд, Дж., Гетти, Л.А., Кларк, М.Дж., Уилер, К. (1995). Акустические характеристики гласных в американском английском. Журнал Акустического общества Америки 97 : 3099-3111.
  9. 9.0 9.1 Сырдал А.К., Гопал Х.С. (1986). Перцептивная модель распознавания гласных, основанная на слуховом представлении гласных в американском английском. Журнал Акустического общества Америки 79 : 1086-1100.
  10. Стрейндж, В. (1999). «Восприятие гласных: динамическое постоянство». Акустика речевого общения: основы, теория восприятия речи и технология . Эд. Дж. М. Пикетт. Нидхэм-Хайтс (Массачусетс): Allyn & Bacon.
  11. 11,0 11,1 11,2 Джонсон, К. (2005). «Нормализация говорящего в восприятии речи». Справочник по восприятию речи . Эд. Писони, Д.Б., Ремез, Р.. Оксфорд: Издательство Блэквелл. Проверено 17 мая 2007 г.
  12. Трубецкой, Николай С. (1969). Принципы фонологии , Беркли и Лос-Анджелес: University of California Press.
  13. Айверсон П., Куль П.К. (1995). Картирование перцептивного эффекта магнита для речи с использованием теории обнаружения сигналов и многомерного масштабирования. Журнал Акустического общества Америки 97(1) : 553-562.
  14. 14,0 14,1 Лискер Л., Абрамсон А.С. (1970). «Измерение голоса: некоторые эксперименты по сравнительной фонетике» (PDF) . Проц. 6-й Международный конгресс фонетических наук : 563-567, Прага: Академия. Проверено 17 мая 2007 г.
  15. Уоррен, Р.М. (1970). Восстановление пропущенных звуков речи. Наука 167 : 392-393.
  16. Гарнес С., Бонд З.С. (1976). «Связь между акустической информацией и семантическим ожиданием». Phonologica 1976 : 285-293.
  17. 17,0 17,1 17,2 Минагава-Каваи Ю., Мори К., Наой Н., Кодзима С. (2006). Нейронные процессы настройки в ифантах во время приобретения языкового фонематического контраста. Журнал неврологии 27(2) : 315-321.
  18. 18,0 18,1 Кристалл, Дэвид (2005). Кембриджская языковая энциклопедия , Кембридж: CUP.
  19. Айверсон, П., Куль, П.К., Акахане-Ямада, Р., Диеш, Э., Токура, Ю., Кеттерманн, А., Зиберт, К., (2003). Перцептивная интерференция объясняет трудности усвоения неродных фонем. Познание 89 : B47–B57.
  20. Бест, К., (1995). «Прямой реалистический взгляд на восприятие межъязыковой речи: новые направления в исследованиях и теории». Восприятие речи и языковой опыт: теоретический и методические вопросы . Эд. Уинифред Стрэндж. Балтимор: Йорк Пресс. 171–204.  
  21. Флеге, Дж., (1995). «Изучение речи на втором языке: теория, выводы и проблемы». Восприятие речи и языковой опыт: Теоретико-методологические вопросы . Эд. Уинифред Стрэндж. Балтимор: Йорк Пресс. 233–277.
  22. 22,0 22,1 Чепе В., Осман-Саги Дж., Молнар М., Госи М. (2001). Нарушение восприятия речи у пациентов с афазией: событийный потенциал и нейропсихологическая оценка. Нейропсихология 39(11) : 1194-1208.
  23. 23,0 23,1 Луазу, П. (1998). Знакомство с кохлеарными имплантами. Журнал обработки сигналов IEEE 39(11) : 101-130.
  24. Макклелланд, Дж. Л. и Элман, Дж. Л. (1986). Модель восприятия речи TRACE. Когнитивная психология 18 : 1-86.
  25. Казанина, Н., Филлипс, К., Идсарди, В. (2006). «Влияние смысла на восприятие звуков речи» (PDF) . PNAS 30 : 11381-11386. Проверено 19 мая 2007 г.
  26. Гоккен, Дж. М. и Фокс Р. А. (2001). Неврологические данные в поддержку специализированного модуля фонетической обработки. Мозг и язык 78 : 241-253.
  27. Дехане-Ламбертц, Г., Палье, К., Серниклаес, В., Шпренгер-Шароль, Л., Жоберт, А., и Деэне, С. (2005). Нейронные корреляты переключения слухового восприятия на речевое. НейроИмидж 24 : 21-33.
  28. Няатанен, Р. (2001). Восприятие звуков речи человеческим мозгом отражается несовпадением отрицательности (MMN) и его магнитного эквивалента (MMNm). Психофизиология 38 : 1-21.
  29. Либерман, А.М., Харрис, К.С., Хоффман, Х.С., Гриффит, Б.К. (1957). Различение звуков речи внутри и за границами фонемы. Журнал экспериментальной психологии 54 : 358-368.
  30. Либерман, А.М., Купер, Ф.С., Шанквейлер, Д. П., и Стаддерт-Кеннеди, М. (1967). Восприятие речевого кода.. Психологический журнал 74 : 431-461.
  31. Либерман, А. М. (1970). Грамматика речи и языка. Когнитивная психология 1 : 301-323.
  32. 32,0 32,1 Либерман, А. М. и Маттингли, И. Г. (1985). Пересмотрена моторная теория восприятия речи. Познание 21 : 1-36.
  33. 33,0 33,1 33,2 Хейворд, Катрина (2000). Экспериментальная фонетика: введение , Харлоу: Лонгман.
  34. Диль, Р., Лотто, А., Холт, Л. (2004). Восприятие речи. Ежегодный обзор психологии 55 : 149–179.
  35. Массаро, Д.В. (1989). Тестирование между Моделью TRACE и Нечеткой логической моделью восприятия речи. Когнитивная психология 21 : 398-421.
  36. Оден, Г.К., Массаро, Д.В. (1978). Интеграция признаковой информации в восприятие речи. Психологический обзор 85 : 172-191..
  37. Стивенс, К.Н. (2002). К модели лексического доступа на основе акустических ориентиров и отличительных признаков. Журнал Акустического общества Америки 111(4) : 1872-1891.

Ключевые тексты

Книги

Статьи

  • Cutting, J.E., 1976. Слуховые и лингвистические процессы в восприятии речи: выводы из шести слияний при дихотическом слушании. Психологический обзор 83, стр. 114–140.
  • Кимура, Д. (1961b). Церебральное доминирование и восприятие вербальных стимулов. Канадский журнал психологии, 15, 156–165.
  • Стаддерт-Кеннеди, М. и Шанквейлер, Д. (1970). Полушарная специализация на восприятие речи. Журнал Акустического общества Америки, 48, 579–594.
  • Cherry, EC, (1953) «Некоторые эксперименты по распознаванию речи с одним и двумя ушами», Journal of the Acoustical Society of America, 25, 975-979.

Дополнительный материал

Книги

Статьи

  • Google Scholar

Внешние ссылки

{{enWP|Восприятие речи]]

Типы, симптомы, причины и лечение

Речь — это процесс производства определенных звуков, которые передают смысл слушателю. Расстройство речи относится к любому состоянию, которое влияет на способность человека производить звуки, из которых складываются слова.

Речь является одним из основных способов, с помощью которых люди сообщают другим свои мысли, чувства и идеи. Акт речи требует точной координации нескольких частей тела, включая голову, шею, грудь и живот.

В этой статье мы рассмотрим, что такое речевые расстройства и их виды. Мы также освещаем симптомы, причины, диагностику и лечение нарушений речи.

Поделиться на PinterestНарушение речи — это не то же самое, что расстройство речи.

Нарушения речи влияют на способность человека формировать звуки, которые позволяют ему общаться с другими людьми. Это не то же самое, что языковые расстройства.

Речевые расстройства мешают людям формировать правильные звуки речи, в то время как языковые расстройства влияют на способность человека запоминать слова или понимать, что им говорят другие.

Однако как речевые, так и языковые расстройства могут затруднить выражение человеком своих мыслей и чувств другим людям.

Нарушения речи могут возникнуть у людей всех возрастов.

Некоторые виды нарушений речи включают заикание, апраксию и дизартрию. Мы обсудим каждый из этих типов ниже:

Заикание

Заикание относится к расстройству речи, которое прерывает поток речи. Люди, которые заикаются, могут испытывать следующие типы нарушений:

  • Повторы возникают, когда люди непроизвольно повторяют звуки, гласные или слова.
  • Блоки случаются, когда люди знают, что хотят сказать, но испытывают трудности с произнесением необходимых звуков речи. Блоки могут привести к тому, что кто-то почувствует, что его слова застряли.
  • Продолжения относятся к растяжению или вытягиванию определенных звуков или слов.

Симптомы заикания могут различаться в зависимости от ситуации. Стресс, волнение или разочарование могут усугубить заикание. Некоторые люди также могут обнаружить, что определенные слова или звуки могут сделать заикание более выраженным.

Заикание может вызывать одновременно поведенческие и физические симптомы. Они могут включать в себя:

  • Натяжение на лице и плечи
  • Быстрое мигающее. дети, которые все еще учатся речи и языковым навыкам. Генетические факторы значительно увеличивают вероятность развития этого типа заикания.
  • Нейрогенное заикание возникает, когда повреждение головного мозга препятствует правильной координации между различными областями мозга, играющими роль в речи.

Апраксия

Мозг контролирует каждое действие человека, включая речь. Большая часть участия мозга в речи происходит бессознательно и автоматически.

Когда кто-то решает заговорить, мозг посылает сигналы различным структурам тела, которые работают вместе, чтобы произвести речь. Мозг инструктирует эти структуры, как и когда двигаться, чтобы образовать соответствующие звуки.

Например, эти речевые сигналы открывают или закрывают голосовые связки, двигают языком и формируют губы, а также контролируют движение воздуха через горло и рот.

Апраксия — это общий термин, относящийся к повреждению головного мозга, которое ухудшает двигательные навыки человека и может поражать любую часть тела. Апраксия речи, или вербальная апраксия, конкретно относится к нарушению двигательных навыков, которое влияет на способность человека правильно формировать звуки речи, даже если он знает, какие слова хочет сказать.

Дизартрия

Дизартрия возникает, когда повреждение головного мозга вызывает слабость мышц лица, губ, языка, горла или грудной клетки. Мышечная слабость в этих частях тела может сильно затруднить речь.

Люди, страдающие дизартрией, могут испытывать следующие симптомы:

  • невнятная речь
  • бормотание
  • слишком медленная или слишком быстрая речь
  • тихая или тихая речь
  • трудности с движением рта или языка

Поделиться на PinterestСимптомы речевого расстройства могут включать повторение или удлинение звуков, перестановку слогов и очень тихую речь.

Симптомы нарушений речи широко варьируются в зависимости от причины и тяжести расстройства. У людей могут развиться множественные нарушения речи с различными симптомами.

Люди с одним или несколькими нарушениями речи могут испытывать следующие симптомы:

  • повторение или удлинение звуков
  • искажение звуков
  • добавление звуков или слогов к словам
  • перестановка слогов
  • трудности с правильным произношением слов
  • трудности с произнесением правильного слова или звука
  • хриплый или хриплый голос может включать:

    • повреждение головного мозга в результате инсульта или травмы головы
    • мышечную слабость
    • повреждение голосовых связок
    • дегенеративное заболевание, такое как болезнь Хантингтона, болезнь Паркинсона или боковой амиотрофический склероз
    • слабоумие
    • рак, поражающий полость рта или горло
    • аутизм
    • синдром Дауна
    • потеря слуха

    преждевременно рожденные

  • имеющие низкий вес при рождении
  • имеющие семейный анамнез речевых нарушений
  • имеющие проблемы с ушами, носом или горлом

Логопед (SLP) — это медицинский работник, специализирующийся на нарушениях речи и языка.

SLP оценит человека на группы симптомов, которые указывают на один тип нарушения речи. Чтобы поставить точный диагноз, SLP должны исключить другие речевые и языковые расстройства и заболевания.

SLP рассмотрит медицинскую и семейную историю человека. Они также изучат, как человек двигает губами, челюстью и языком, и могут осмотреть мышцы рта и горла.

Другие методы оценки нарушений речи включают:

  • Денверское скрининговое обследование артикуляции . Этот тест оценивает четкость произношения человека.
  • Профиль просодически-голосового скрининга . SLP используют этот тест для изучения нескольких аспектов речи человека, включая высоту тона, фразировку, речевые паттерны и громкость речи.
  • Руководство по динамической оценке двигательных навыков речи (DEMSS) . DEMSS — это исчерпывающее руководство, помогающее SLP диагностировать нарушения речи.

Поделиться на PinterestЧеловек может пройти курс логопеда для лечения расстройства речи.

Тип лечения обычно зависит от тяжести нарушения речи и его основной причины.

Варианты лечения могут включать:

  • логопедические упражнения, направленные на знакомство с определенными словами или звуками
  • физические упражнения, направленные на укрепление мышц, производящих звуки речи

Мы обсуждаем некоторые варианты лечения нарушений речи ниже:

Выбор цели

Выбор цели предполагает, что человек практикует определенные звуки или слова, чтобы ознакомиться с определенными моделями речи. Примеры целей терапии могут включать трудные слова или звуки, которые вызывают нарушения речи.

Контекстное использование

Для этого подхода SLP учат людей распознавать звуки речи в различных контекстах, основанных на слогах.

Контрастная терапия

Контрастная терапия включает произнесение пар слов, содержащих один или несколько различных звуков речи. Примером пары слов может быть «бить» и «ноги» или «тесто» и «показывать».

Орально-моторная терапия

Орально-моторная терапия направлена ​​на улучшение мышечной силы, моторного контроля и контроля дыхания. Эти упражнения могут помочь людям развить беглость речи, которая позволяет говорить более плавно и естественно.

Наушники

Наушники представляют собой небольшие электронные приспособления, помещающиеся в слуховой проход. Эти устройства могут помочь улучшить беглость речи у людей, страдающих заиканием.

Некоторые ушные устройства воспроизводят измененные версии голоса владельца, чтобы создать впечатление, будто с ними говорит кто-то другой. Другие слуховые аппараты производят шум, который помогает контролировать заикание.

Лекарства

Некоторые нарушения речи могут вызывать у людей тревожные расстройства. Стрессовые ситуации могут вызывать тревогу, что приводит к более выраженным симптомам нарушения речи. Лекарства от беспокойства могут помочь уменьшить симптомы речевых расстройств у некоторых людей.

Речевые расстройства влияют на способность человека произносить звуки, образующие слова. Это не то же самое, что языковые расстройства, из-за которых людям труднее учить слова или понимать, что им говорят другие.

Типы расстройств речи включают заикание, апраксию и дизартрию. Есть много возможных причин нарушений речи, в том числе мышечная слабость, травмы головного мозга, дегенеративные заболевания, аутизм и потеря слуха.

Нарушения речи могут повлиять на самооценку человека и общее качество его жизни. Тем не менее, логопедия, дыхательные упражнения и, иногда, успокаивающие препараты могут помочь улучшить речь и уменьшить симптомы.

Что это такое, как это работает и почему вам может понадобиться терапия

Логопедия — это оценка и лечение проблем общения и нарушений речи. Его проводят логопеды (ЛП), которых часто называют логопедами.

Методы логопедии используются для улучшения общения. К ним относятся артикуляционная терапия, деятельность по языковому вмешательству и другие, в зависимости от типа речевого или языкового расстройства.

Логопедия может потребоваться при нарушениях речи, развившихся в детстве, или при нарушениях речи у взрослых, вызванных травмой или заболеванием, например, инсультом или черепно-мозговой травмой.

Существует несколько речевых и языковых расстройств, которые можно лечить с помощью логопеда.

  • Нарушения артикуляции. Нарушение артикуляции — это неспособность правильно произносить определенные звуки слова. Ребенок с этим расстройством речи может пропускать, менять местами, искажать или добавлять звуки слова. Примером искажения слова может быть использование слова «thith» вместо «this».
  • Нарушения беглости речи. Нарушение беглости влияет на течение, скорость и ритм речи. Заикание и неразбериха — это нарушения беглости речи. У человека с заиканием возникают проблемы с произношением звука, и его речь может быть заблокирована или прерываться, или он может повторять часть всего слова. Человек с захламленностью часто говорит очень быстро и сливает слова вместе.
  • Резонансные расстройства. Резонансное расстройство возникает, когда блокировка или обструкция регулярного потока воздуха в носовой или ротовой полостях изменяет вибрации, ответственные за качество голоса. Это также может произойти, если небно-глоточный клапан не закрывается должным образом. Резонансные расстройства часто связаны с расщелиной неба, неврологическими расстройствами и опухшими миндалинами.
  • Рецептивные расстройства. Человек с расстройством рецептивной речи с трудом понимает и обрабатывает то, что говорят другие. Это может привести к тому, что вы будете казаться незаинтересованным, когда кто-то говорит, вам будет трудно следовать указаниям или у вас будет ограниченный словарный запас. Другие языковые расстройства, аутизм, потеря слуха и травма головы могут привести к расстройству рецептивной речи.
  • Экспрессивные расстройства. Расстройство экспрессивной речи — это трудности с передачей или выражением информации. Если у вас экспрессивное расстройство, у вас могут возникнуть проблемы с формированием точных предложений, например, с использованием неправильного времени глагола. Это связано с нарушениями развития, такими как синдром Дауна и потеря слуха. Это также может быть результатом травмы головы или заболевания.
  • Когнитивно-коммуникативные расстройства. Затруднения при общении из-за повреждения части мозга, контролирующей способность мыслить, называют когнитивно-коммуникативным расстройством. Это может привести к проблемам с памятью, решению проблем и трудностям в разговоре или слушании. Это может быть вызвано биологическими проблемами, такими как аномальное развитие мозга, определенные неврологические состояния, черепно-мозговая травма или инсульт.
  • Афазия. Это приобретенное коммуникативное расстройство, которое влияет на способность человека говорить и понимать других. Это также часто влияет на способность человека читать и писать. Инсульт является наиболее распространенной причиной афазии, хотя ее могут вызывать и другие заболевания головного мозга.
  • Дизартрия. Это состояние характеризуется медленной или невнятной речью из-за слабости или неспособности контролировать мышцы, используемые для речи. Чаще всего это вызвано расстройствами нервной системы и состояниями, вызывающими паралич лицевого нерва или слабость горла и языка, такими как рассеянный склероз (РС), боковой амиотрофический склероз (БАС) и инсульт.

Логопедия обычно начинается с оценки SLP, которая определяет тип коммуникативного расстройства и лучший способ его лечения.

Логопедия для детей

Для вашего ребенка логопед может проводиться в классе, в небольшой группе или индивидуально, в зависимости от нарушения речи. Упражнения и занятия с логопедом варьируются в зависимости от расстройства, возраста и потребностей вашего ребенка. Во время логопедической помощи детям SLP может:

  • взаимодействовать, разговаривая и играя, а также используя книги, изображая другие объекты в рамках языкового вмешательства, чтобы помочь стимулировать развитие речи
  • моделировать правильные звуки и слоги для ребенка во время соответствующей его возрасту игры, чтобы научить ребенка произносить определенные звуки
  • предоставить стратегии и домашнее задание для ребенка и родителя или опекуна о том, как заниматься логопедией дома

Логопедия для взрослых

Логопедия для взрослых также начинается с оценки, чтобы определить ваши потребности и наилучшее лечение. Логопедические упражнения для взрослых могут помочь вам с речью, языком и когнитивным общением.

Терапия может также включать в себя повторное обучение функции глотания, если травмы или заболевания, такие как болезнь Паркинсона или рак ротовой полости, вызвали трудности с глотанием.

Упражнения могут включать:

  • решение проблем, память и организацию, а также другие действия, направленные на улучшение когнитивной коммуникации
  • разговорные тактики для улучшения социального общения
  • дыхательные упражнения для резонанса
  • упражнения для укрепления мышц рта

Существует множество доступных ресурсов, если вы хотите попробовать логопедические упражнения дома, в том числе:

  • приложения для логопедии
  • игры и игрушки для развития речи, такие как флип-карты и флеш-карты
  • рабочие тетради

Количество времени, в течение которого человек нуждается в логопедической терапии, зависит от нескольких факторов, включая:

  • возраст
  • тип и тяжесть нарушения речи
  • частота терапии
  • основное заболевание
  • лечение основного заболевания

Некоторые нарушения речи начинаются в детстве и улучшаются с возрастом, в то время как другие сохраняются во взрослом возрасте и требуют длительного лечения и поддерживающей терапии.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts