Определение самосознание в психологии это: Самосознание — Психологос

Самосознание | Понятия и категории

С. Дали. Венера Милосская с выдвинутыми ящиками.

 

САМОСОЗНАНИЕ — как высший уровень развития сознания является основой формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях (см. также Я-концепция). Коротко самосознание можно определить как образ себя и отношение к себе. Эти образ и отношение неразрывно связаны со стремлением к самоизменению, самоусовершенствованию. Одна из высших форм работы самосознания — попытки найти смысл собственной деятельности, что нередко трансформируется в поиск смысла жизни.

Tags: 

Психология

САМОСОЗНАНИЕ — категория философии, социологии и психологии. Самосознание — особая, высшая форма и уровень развития сознания, связанная с осознанием человеком его собственной сущности, личности, собственного «Я». Оно связано с оценкой собственного нравственного облика, интересов, идеалов, мотивов деятельности.

Самосознание — это осознание человеком самого себя как чувствующего, мыслящего и деятельного существа.

Tags: 

Философия

Социология

Психология

САМОСОЗНАНИЕ — способность человека оценить себя, свои возможности, мысли, чувства, поступки и взять их под контроль; осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям, которое выражается в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей. Данная самооценка выступает в качестве основания целесообразных действий и поступков индивида.

Tags: 

Мировоззрение

САМОСОЗНАНИЕ — (само-со-знание) — противоположное осознанию внешнего мира (объекта) переживание единства и специфичности «Я» как автономной (отдельной) сущности, наделенной мыслями, чувствами, желаниями, способностью к действию. Включает в себя процессы самопознания (само-по-знания), самоидентификации, самоопределения.

Внешне проявляется как система предъявляемых (явно и неявно) самооценок и оценок других, помещающаяся в основание задаваемой модели познавательных и социальных дистанций, позволяющих мне определять мое место в системе складывающихся вне меня связей и отношений как в теоретическом, так и практическом их срезе, а также вырабатывать механизмы самоутверждения меня в мире и самозащиты меня от мира, определяющие индивидуальные качества личности…

Tags: 

Философия

САМОСОЗНАНИЕ — одна из сторон сознания человека, осознание им себя как личности, своих чувств, желаний, потребностей, идеалов, достоинств и недостатков. Самосознание половое — осознание человеком принадлежности к тому или иному полу, способность регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе морально-этическими требованиями и установками к полам. Самосознание учителя профессиональное — комплекс представлений учителя о себе как профессионале, включающий оценку себя как профессионала со стороны др.

людей — учеников, коллег, руководства, ожиданий со стороны др.; самооценку учителем своих отдельных сторон и становления профессиональной Я-концепции, придающей ему чувство профессиональной уверенности или неуверенности. На основе этой концепции учитель оценивает все происходящее в школе в отношении самого себя. При этом различают оценку учителем своих сегодняшних возможностей (актуальная самооценка), вчерашних {ретроспективная) и будущих достижений {потенциальная и идеальная), оценку, сопряженную с мнением окружающих {рефлексивная самооценка)…

Tags: 

Психология

Педагогика

САМОСОЗНАНИЕ — познание и оценка человеком самого себя как мыслящего, чувствующего и деятельного субъекта. С. — неотъемлемая сторона сознания, выражает данность субъективной реальности сознания самому субъекту. С. шире понятия самопознания: помимо познания себя, С. предполагает также эмоционально-ценностное и деятельностно-регулятивное отношение к себе. Ведущим познавательным механизмом С. является рефлексия — осмысление и обоснование собственных предпосылок. С. индивида проходит в своем развитии ряд этапов.

Tags: 

Мировоззрение

САМОСОЗНАНИЕ. С субъективной стороны самосознание всегда выражает стремление к переживанию, жажду ощущать бытие, способность к постоянному напряжению душевных сил. Напротив, представление об идеале жизни как об отсутствии всякого переживания (атараксия, нирвана) свидетельствует об ослаблении жизненного начала, омертвлении или усталости (о противоположности самосознания идеалу стоической невозмутимости смотри у А. С. Пушкина: «На свете счастья нет, но есть покой и воля» — «Я думал: вольность и покой замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан…»).

Tags: 

Философия

САМОСОЗНАНИЕ — выделение человеком себя из объективного мира, осознание и оценка своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов. Животное тождественно своей жизнедеятельности, оно изменяет природу лишь в силу своего присутствия, т. е. относится к ней непосредственно. Человек же опосредствует свое отношение к природе общественной практикой, и прежде всего употреблением орудий труда. Благодаря труду он выделяется из непосредственной природной связи: в процессе труда соотносит свои цели и задачи с природным материалом и учитывает собственные возможности. Изменяя природу, он изменяется сам. Создавая в процессе труда продукты, человек как бы удваивается и в предмете своей деятельности созерцает дело своих рук. Он различает себя как деятеля и предметы своей деятельности. Но т. к. труд всегда носит общественный характер, то человек начинает сознавать себя как человека, принадлежащего данной исторической системе, лишь относясь к др. человеку как к себе подобному. Важную роль в формировании Самосознания играет язык…

Tags: 

Философия

САМОСОЗНАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЕ, одна из форм социальной идентичности, чувство принадлежности к этнической группе (народу), проявляющееся на индивидуальном и групповом уровнях. Самосознание этническое является основным условием возникновения и существования этнической общности. Оно имеет различные содержание и меняется исторически, его основным компонентом служат признаки, которыми члены общности определяют границы своего отличия от других. Это может быть общее название (этноним), язык, религия, представление об общих происхождении, истории, территории (см.

Tags: 

Этнология

Понятие профессионального самосознания в психологической науке

Библиографическое описание:

Эннс, Е. А. Понятие профессионального самосознания в психологической науке / Е. А. Эннс. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 127-129. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/33/1719/ (дата обращения: 22.12.2022).

Современный этап развития общества выявил много противоречий связанных с профессиональной подготовкой будущих специалистов.

Самое острое из них – это несоответствие реального уровня подготовки выпускника вуза той модели, которая описывает востребованного на рынке труда специалиста. Это касается и сформированности операционального звена профессиональной деятельности, так и наличия у выпускников вуза развитого профессионального самосознания, являющегося регулирующим инструментом профессионального развития. Формирование личности будущего специалиста и содействие становлению его профессионального самосознания относятся к важнейшим задачам профессиональной подготовки.

Многообразие точек зрения на сущность, определение, структуру и развитие самосознания личности обусловило и разные подходы к пониманию сущности, структуры и динамики профессионального самосознания.

Данный феномен рассматривается как осознание человеком своей принадлежности к профессиональной группе (Б.Д. Парыгин), как процесс анализа человеком самого себя в рамках профессиональной деятельности (М.

И. Кряхтунов), как деятельность личности по осознанию своего собственного соответствия избранной профессии (М.С. Гуткина) как избирательная деятельность самосознания, направленная на собственное профессиональное самоопределение (А.П. Шавир). С.В. Кошелева пришла к выводу, что профессиональное самосознание — это осознание и целостная оценка специалистом себя, процесса и результата своей профессиональной деятельности. Т.Н. Фам определяет профессиональное самосознание как средство саморегуляции личности, выражающееся в осознании собственных психических особенностей, анализе себя как субъекта деятельности, осознании и оценке системы отношений[8].

Так, С. В. Васьковская трактует профессиональное самосознание как особый феномен человеческой психики, обусловливающий саморегуляцию личностью своих действий в профессиональной сфере на основе познания профессиональных требований, своих профессиональных возможностей и эмоционального отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности.

А. К. Маркова определяет профессиональное самосознание как «комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как к профессионалу».

В исследовании Т. Л. Мироновой профессиональное самосознание как разновидность социально-специфического самосознания представляет собой сложное личностное образование, формирующееся под воздействием профессиональной среды и активного участия субъекта в профессиональной деятельности. Профессиональное самосознание через мотивы личности профессионала связано с реальной профессиональной деятельностью и сигнализирует о смысле «Я» профессионала. В. Д. Брагина делает основной акцент в понимании профессионального самосознания на познании и оценке профессиональных качеств и отношении к ним [1].

Активно изучается самосознание педагогов (Е. М. Боброва, С. В. Васьковская, И. В. Вачков, В. Н. Козиев, Л. М. Митина, Г. С. Сухобская и др.).

Так, А. К. Маркова, описывая структуру профессионального самосознания, включает в нее:

— осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств. Здесь закладываются основы профессионального мировоззрения, позднее - личного профессионального кредо, личной концепции профессионального труда, из которой будет исходить специалист в своем труде;

— осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактным или конкретным коллегой; учет оценки себя как профессионала со стороны коллег; самооценивание человеком своих отдельных сторон — понимание себя, своего профессионального поведения, а также эмоциональное отношение и оценивание себя. Профессиональное самосознание опирается здесь на профессиональную самооценку; положительное оценивание себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, что приводит к позитивной «Я-концепции» [6].

Е. А. Климов в своей работе «Психология профессионала» выделяет несколько иные элементы в структуре профессионального самосознания:

— сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности;

— знание о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных ролей; знание человека о степени признания в профессиональной группе;

— знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач, знание своих индивидуальных способов успешного действия; представление о себе и своей работе в будущем [5].

Л. М. Митина предлагает рассматривать следующую структуру профессионального самосознания: каждый компонент необходимо рассматривать двояко - с точки зрения динамической (протекания и развертывания процесса) и с точки зрения результативной (появления и наличия определенного продукта). В когнитивном компоненте предлагается различать процесс самопознания и результат - систему знаний о себе, образующейся в результате процессов осознания себя в трех взаимодополняющих и взаимопересскающихся системах: в системе профессиональной деятельности, в системе профессионального общения и в системе личностного развития. По мнению Л. М. Митиной, «образ Я» имеет преимущественно когнитивный характер и является в структуре профессионального самосознания ведущим. Аффективный компонент профессионального самосознания характеризуется совокупностью трех видов отношений: отношением к системе своих профессиональных действий, к целям и задачам, которые субъект ставит перед собой в своей деятельности, к средствам и способам достижения этих целей, оценкой результатов своей работы; отношением к системе межличностных отношений; отношением к своим профессионально-значимым качествам и, в целом, к своей личности профессионала, оценкой уровня своей личностной и профессиональной компетентности и соответствия своему собственному идеальному «Я-образу» профессионала. Два предыдущих компонента (т.е. знание о себе, о своих личных и профессиональных качествах, адекватная оценка своей профессиональной компетентности, умение налаживать эффективное межличностное взаимодействие, а также эмоционально-ценностное отношение к себе) детерминируют поведенческий компонент профессионального самосознания, основным механизмом которого является удовлетворенность собой и своей профессиональной деятельностью [7].

С. В. Кошелева предлагает для анализа следующие компоненты профессионального самосознания: 1) представление о себе, 2) представление о содержании, 3) представление об условиях деятельности (социально-психологические факторы), 4) представление о целях и средствах деятельности [4].

Для профессионального самосознания родовым является понятие самосознания личности, поэтому, как правило, исследователи при изучении профессионального самосознания опираются на изученные особенности, свойства, структуру и функции самосознания личности и ищут особую специфику его содержания и проявления у представителей тех или иных профессий (К. В. Бакланов, Е. М. Борисова, М. И. Жукова, Г. П. Логинова, Т. Л. Миронова, Л. М. Митина, М. В. Молоканов, С. Р. Пантилеев, В. М. Савеленко, В. А. Сластении, А. И. Шутенко и др.)[1].

В целом, можно охарактеризовать профессиональное самосознание как сложное личностное образование, которое формируется под воздействием профессиональной среды.

В отличие от самосознания в целом, профессиональное самосознание специфичнее по своему содержанию – содержание профессионального самосознания относится к профессиональной деятельности и к себе, как к субъекту этой деятельности. Если самосознание формируется в жизнедеятельности и общении с окружающими людьми и является результатом познания себя, своих действий, психических качеств и т.д., то профессиональное самосознание – это проекция всех структурных компонентов самосознания на профессиональную деятельность [3]. Большинство отечественных исследователей (Е.М. Васильева; В. Н. Козиев; Л.М. Митина) и некоторые зарубежные психологи (Т. Макклапаред, М. Кун) предполагают, что профессиональное самосознание — это установка на себя в профессионально-трудовой сфере. И как любая установка, самосознание имеет когнитивную, аффективную и поведенческую подструктуру (Я-понимание, Я-отношение, Я-поведение). Следовательно, ключевыми компонентами структуры профессионального самосознания являются компоненты, которые характеризуют когнитивный, аффективный, поведенческий уровни и процессы профессиональной идентификации, как ключевые механизмы интеграции «профессионального Я» [2].

Высокий уровень развития профессионального самосознания характеризуется в когнитивном компоненте наличием знаний о своей профессиональной деятельности, представлений о себе в контексте данной деятельности, образ «Я-профессионал» интегрирован с «Я-концепцией». В аффективном компоненте – это положительное отношение к себе, адекватная профессиональная самооценка. Поведенческий компонент характеризуется наличием мотива к самоактуализации, стремлением к саморазвитию.

Выполняя функции детерминации и регуляции профессиональной деятельности, конструирования и саморазвития, а так же самоконтроля личности, профессиональное самосознание выступает движущей силой профессионального развития студента.

Литература:

  1. Барсукова А.Д. Особенности формирования профессионального самосознания студенчества. Монография. – М.: Издательство АСВ, 2009- 168 с.

  2. Ефремов Е.Г. Особенности формирования профессионального самосознания на различных стадиях профессионального обучения: дис. … канд. психол. наук. Томск, 2000.

  3. Зеер Э. Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 2003 г. Стр.252.

  4. Кошелева С. В. Организационно-психологические детерминанты профессионального самосознания руководителей: автореф. дис. …доктора психол. наук. - М., 1998

  5. Климов Е. А. Психология профессионала. — М.: ИПП, 1996. — 400 с

  6. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М., 1996. — 309 с.

  7. Митина Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. — 1997.-№4. С. 28-30.

  8. Сутович Е. И. Психолого-педагогические условия формирования профессионального самосознания будущих специалистов Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности. Труды III международной научной интернет-конференции (март–июнь 2009г.), г. Омск, 2009.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное самосознание, профессиональная деятельность, Митино, аффективный компонент, когнитивный компонент, поведенческий компонент, профессиональная группа, профессиональная компетентность, профессиональная среда, сложное личностное образование.

Технологии формирования

профессионального самосознания

Следовательно, ключевыми компонентами структуры профессионального самосознания являются компоненты, которые характеризуют когнитивный, аффективный, поведенческий уровни и процессы профессиональной идентификации…

Особенности формирования

профессионального самосознания

Профессиональное самосознание — это сложное личностное образование, выступающее как связующее звено между личностью и деятельностью, позволяющее в процессе своего формирования достигать оптимального результата, как в личностном росте. ..

К проблеме формирования

профессионального самосознания

профессиональное самосознание, профессиональная деятельность, Митино, профессиональная среда, профессиональная компетентность, профессиональная группа, поведенческий компонент

Социально-психологический тренинг как эффективный метод…

профессиональное самосознание, профессиональная деятельность, Митино, профессиональная среда, профессиональная компетентность, профессиональная группа, поведенческий компонент. ..

Профессиональное самосознание педагога как основа…

Большинство исследователей в структуре профессионального самосознания выделяют когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. Когнитивный компонент, являющийся ведущим в структуре профессионального самосознания

Развитие

профессионального самосознания студентов среднего…

профессиональное самосознание, профессиональная деятельность, Митино, профессиональная среда, профессиональная компетентность, профессиональная группа, поведенческий компонент. ..

Профессиональная идентичность как основной элемент

профессиональная идентичность, профессиональное самоопределение, образ профессии, профессиональный жизненный план, выбор профессии, профессиональная пригодность, профессиональное самосознание

Профессиональная компетентность педагога дошкольного…

профессиональная компетенция, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, профессиональная

профессиональная компетентность, компетенция, дошкольное образование, дошкольный возраст, знание, подход, образовательный процесс. ..

Формирование социально-психологической

компетентности

Структурные компоненты профессиональной компетентности… Структурные компоненты профессиональной компетентности социального педагога. Автор: Гиниятова Зульфия Мухтаровна.

Истинное значение самосознания (и как узнать, действительно ли вы обладаете самосознанием)

Самосознание — это важнейший инструмент, который поможет вам достичь более высокого уровня удовлетворенности работой, стать лучшим руководителем, улучшить отношения с коллегами , и лучше управлять своими эмоциями. Это также положительно коррелирует с более высоким уровнем общего счастья.

И все же, по оценкам одного исследования, только 10-15% людей по-настоящему осознают себя.

К счастью, самосознание можно практиковать и развивать — это не постоянная черта.

Если вы начнете сознательно практиковать самосознание, вы сможете оценить, как ваши ценности, увлечения и цели вписываются в ваше текущее окружение и эмоции, и как лучше их согласовать. Вы также можете понять, как другие люди относятся к вам, создавая более крепкие и искренние отношения с коллегами.

Самосознание поможет вам стать более счастливым и продуктивным сотрудником и руководителем, а также может помочь вам привести свою текущую жизнь в соответствие со своими увлечениями.

Здесь мы рассмотрим, что на самом деле означает самосознание, как определить, обладаете ли вы самосознанием, и, самое главное, как улучшить свое самосознание прямо сейчас.

Если вы все еще не убеждены, что самосознание — ценная черта, которую нужно развивать, вот список общих преимуществ самосознания.

Преимущества самосознания

  1. Совершенствуйте навыки, признавая, что вы делаете хорошо и что вам нужно улучшить
  2. Повышайте уровень счастья, согласовывая свои идеалы со своими действиями
  3. Станьте лучшим лидером, поняв, как сотрудники воспринимают ваше поведение
  4. Укрепляйте рабочие и личные отношения, управляя эмоциями
  5. Повысьте мотивацию к работе, ища свои истинные увлечения
  6. Уменьшите стресс, определяя эмоции и уменьшая количество задач, которые вам не нравятся

Что такое самосознание?

Самосознание было впервые определено Шелли Дюваль и Робертом Виклундом (1972), которые предположили, что в данный момент люди могут сосредоточить внимание на себе или на внешней среде.

Дюваль и Виклунд отметили, » Когда мы сосредотачиваем наше внимание на самих себе, мы оцениваем и сравниваем наше текущее поведение с нашими внутренними стандартами и ценностями. Мы становимся самосознательными как объективные оценивающие самих себя. »

Другими словами, когда вы сосредотачиваетесь на себе, а не на своем окружении, вы сравниваете себя со своими стандартами правильности. Эти стандарты корректности определяют, как вы должны думать, чувствовать и вести себя. По сути, это ваши ценности и убеждения, также известные как ваши идеалы.

Вы испытываете гордость или неудовлетворенность в зависимости от того, насколько ваше поведение соответствует вашим стандартам корректности. Если вы недовольны, вы можете изменить свое поведение, чтобы оно лучше соответствовало вашим стандартам. Например, вы можете заметить чувство неудовлетворенности своей текущей ролью и признать, что цените творчество, но не имеете возможности проявить эту страсть. Эта неудовлетворенность может побудить вас искать другие творческие выходы, изменяя свое поведение в соответствии со своими стандартами.

Таким образом, самосознание является основным инструментом самоконтроля.

Имеет смысл? Еще кое-что.

Таша Эйрих, исследователь и организационный психолог, и ее группа исследователей выделили две категории самосознания, которые, как мне кажется, важно отметить: внутреннее самосознание и внешнее самосознание.

Внутреннее самосознание — это то, о чем я уже упоминал: насколько ясно вы видите свои ценности, увлечения и стремления, и насколько хорошо эти стандарты соответствуют вашему окружению и вашим реакциям (которые включают мысли, чувства, поведение, сильные и слабые стороны).

По сути, внутреннее самосознание — это признание того, что ваша текущая работа не соответствует вашей истинной страсти к маркетингу, или чувство неудовлетворенности горячим разговором с коллегой, который противоречит вашей вере в важность доброты.

Внешнее самосознание , с другой стороны, это способность ясно видеть, как другие люди видят вас. Люди, которые знают, как их видят другие, обычно более чутки. Лидеры, которые могут видеть, как их сотрудники видят их, обычно более эффективны и имеют более крепкие отношения со своими сотрудниками.

Внешнее самосознание — это признание того, что ваш сотрудник воспринял ваш отзыв лично из-за вашего тона, или осознание того, что ваши сотрудники разочарованы данными, предоставленными в вашем последнем электронном письме.

Определение самосознания

Самосознание — это способность сосредоточиться на себе и на том, как ваши действия, мысли или эмоции соответствуют или не соответствуют вашим внутренним стандартам. Если вы обладаете высоким самосознанием, вы можете объективно оценивать себя, управлять своими эмоциями, согласовывать свое поведение со своими ценностями и правильно понимать, как вас воспринимают другие.

Тест на самосознание

Итак, мы рассмотрели, что такое самосознание и почему оно важно. Теперь, как вы должны знать, настолько ли вы самосознательны, как должны быть?

Тест самосознания Центра iNLP — это быстрый бесплатный онлайн-тест для измерения вашего самосознания. Хотя это не научная или клиническая оценка, тест был создан Майком Бундрантом, который имеет 25-летний опыт работы консультантом, тренером по НЛП (нейролингвистическое программирование, которое представляет собой подход к общению, личному развитию и психотерапии) и жизни. тренер. Тест, состоящий из 12 вопросов с несколькими вариантами ответов, дает вам оценку и интерпретацию вашего уровня самосознания, а также области, на улучшении которых вы должны сосредоточиться.

Кроме того, подумайте о том, чтобы пройти базовый личностный тест: результаты могут противоречить тому, как вы себя видите, и побуждают вас переоценить свои истинные сильные и слабые стороны.

Существуют и другие, нестандартные способы измерения вашего самосознания:

Во-первых, вы можете применять анализ обратной связи к своей собственной жизни всякий раз, когда принимаете важные решения. Например, вы можете записать, почему вы решили сменить отдел на работе, включая свои мотивы, мысли в процессе принятия решения и то, что вы ожидали в результате. Затем, через пару месяцев, проверьте свои записи — что пошло не по плану, в чем вы ошиблись и т. д.? Это может дать вам более глубокое понимание того, как вы принимаете решения и как вы можете улучшить процесс, а также что вас мотивирует.

Или напишите список того, что вы считаете своими сильными и слабыми сторонами. Когда вы закончите, посоветуйтесь с кем-то, кому вы доверяете, чтобы дать честную обратную связь: упускаете ли вы какие-то сильные и слабые стороны, или другие люди воспринимают вас по-другому?

В идеале, со временем вы будете использовать различные методы, чтобы постепенно глубже понять, кто вы есть, чего вы хотите и как эти вещи пересекаются или противоречат тому, как вы себя ведете, думаете и чувствуете.

Как стать более самосознательным

Как только вы обнаружите, насколько вы самосознательны, вы, вероятно, задаетесь вопросом, как вы можете улучшить это.

Существуют десятки способов улучшить и развить самосознание, но вот четыре из самых важных, которые помогут вам начать.

1. Спросите «Что?» вместо «Почему?»

Когда люди оценивают свое текущее состояние, эмоции и окружающую среду, они слишком часто спрашивают: «Почему?» Например: «Почему мне так грустно? Почему мой босс дал мне такую ​​обратную связь? Почему мой проект идет не так, как я надеялся?»

Вот почему вопрос «Почему?» неэффективно: исследования показали, что у вас нет доступа ко многим вашим бессознательным мыслям, чувствам и мотивам. Скорее всего, вы ошибаетесь в том, почему вы действуете, делаете или думаете определенные вещи. Например, вы можете услышать резкий отзыв от начальника и объяснить это тем, что вы не созданы для этой работы, или зацикливаться на своей неуверенности — вам трудно беспристрастно оценить свои сильные и слабые стороны и прийти к правильному выводу. .

Кроме того, вы не часто учитываете физиологические реакции в уравнении, когда пытаетесь понять свое поведение. Например, возможно, вы разозлились на своего сотрудника из-за низкого уровня сахара в крови или недосыпа, а не потому, что вы неподходящий руководитель.

Исследования также показали, что люди, склонные к самосозерцанию, чаще размышляют о негативных мыслях, оценивая себя. Самооценка с помощью вопросов «почему» может вызвать у вас чувство депрессии и беспокойства, но при этом будет совершенно непродуктивной.

Вместо того, чтобы спрашивать «Почему», люди с высоким самосознанием спрашивают: «Что?» Вопросы «что» более продуктивны и фокусируются на задачах и будущих целях, а не на прошлых ошибках.

Допустим, вы чувствуете разочарование на работе. «Почему я чувствую себя ужасно?» скорее всего, вы только почувствуете себя еще более подавленным, заставив вас размышлять о негативе. С другой стороны, «Какие ситуации на работе заставляют меня чувствовать себя плохо?» поможет вам распознать факторы, находящиеся вне вашего контроля, которые не соответствуют вашим увлечениям или целям, и поможет вам выработать стратегию, как исправить эти ситуации.

2. Проведите время с собой

Нелегко думать о себе, когда у вас играет телевизор, вы ужинаете с друзьями или вы приклеены к своему телефону.

Дайте себе пространство и время, необходимые для самоанализа, избегая отвлекающих факторов. Попробуйте проводить время за чтением, письмом, медитацией или другими занятиями в одиночку, чтобы установить связь с самим собой.

Старайтесь уделять себе 30 минут в день, чтобы не отвлекаться.

3. Практикуйте осознанность

Осознанность позволяет вам находиться в присутствии самого себя и наблюдать за своими мыслями без осуждения. Что может быть лучше для самосознания, чем сосредоточение внимания на себе без осуждения?

Внимательность заставляет вас целенаправленно сосредоточиться на себе в настоящий момент. В следующий раз, когда вы почувствуете разочарование на работе, используйте осознанность, чтобы проверить себя: какие мысли приходят вам в голову? Как вы себя чувствуете? Простое присутствие в достаточной степени, чтобы признать свои мысли, чувства и эмоции, поможет вам лучше узнать и лучше распознать их внутри себя.

Взгляните на эти приложения Mindfulness, если вам нужна помощь в начале работы.

4. Научитесь слушать и спрашивайте отзывы

Когда вы научитесь слушать своих друзей, коллег и руководителей, не оценивая и не осуждая их, вы станете более чуткими и лучше будете понимать людей. Между прочим, слушать — это не то же самое, что слушать — как и осознанность, практика слушания требует целенаправленности и контроля. Слушание важных людей в вашей жизни должно дать вам истинное представление о том, как они вас воспринимают.

Вы также можете перенести эти навыки слушания на себя и лучше понимать свои мысли и эмоции. Слушание других и себя имеет решающее значение для осознания себя.

Кроме того, важно запрашивать отзывы у людей, с которыми вы работаете или руководите. Невозможно иметь истинное, полное самоосознание, если вы обращаетесь только внутрь себя — получение разных точек зрения на то, кто вы есть, поможет вам увидеть более правдивую и полную картину.

 

Темы: Эмоциональный интеллект

Не забудьте поделиться этим постом!

Самосознание — IResearchNet

Самосознание часто определяется в терминах способности участвовать в рефлексивном осознании. По мнению большинства теоретиков, для этого требуются определенные типы когнитивных способностей. Даже в своей самой примитивной форме (визуальное самопознание и способность узнавать себя в зеркале) самосознание, по-видимому, ограничено небольшим подмножеством животных, включая людей, шимпанзе, орангутангов и дельфинов. У людей эта способность отсутствует при рождении и начинает проявляться только в возрасте от 12 до 18 месяцев. Более того, кажется, есть некоторая поддержка утверждению Джорджа Герберта Мида о том, что развитие этой способности требует истории социального воспитания, в ходе которой индивидуум приходит к осознанию того, что он или она отличается от других.

Помимо способности рефлексивно осознавать себя, самосознание часто связано с исполнительными процессами, необходимыми для саморегуляции. Таким образом, самосознательный человек часто рассматривается как более контролируемый и преднамеренный в своих действиях. В социальной психологии самосознание часто ассоциируется с теорией объективного самосознания Шелли Дюваль и Роберта Виклунда. Согласно этой теории, ситуационные сигналы, которые напоминают людям о себе (например, зеркала и видеокамеры), приводят к сосредоточению внимания на себе, а не на окружающей среде. Результатом является состояние самосознания, в котором людям предлагается сравнить свое нынешнее «я» с идеальными стандартами себя. Поскольку текущее или действительное «я» обычно оказывается недостаточным по сравнению с этими стандартами, Дюваль и Виклунд предположили, что самоосознание вызывает негативную эмоциональную реакцию. Затем этот негативный аффект побуждает человека либо (а) регулировать свое поведение по отношению к стандарту, чтобы уменьшить несоответствие, либо (б) избегать состояния самосознания.

Хотя эта теория привела к большому количеству исследований в поддержку ее основных принципов, несколько исследователей отметили, что стимулы, вызывающие самосознание, часто мотивируют саморегуляцию, не вызывая самокритики и негативных эмоций. Чарльз Карвер и Майкл Шайер предложили альтернативную теорию самосознания, которая сохранила некоторые черты модели Дюваля и Виклунда (например, самофокусированное внимание), но утверждала, что сравнение текущего «я» с идеальным эталоном само по себе достаточно для мотивации. поведение без создания отрицательного аффекта. Их модель самосознания была вдохновлена ​​другими кибернетическими моделями поведения. Джей Г. Халл и Алан Леви предложили более радикальный отход от первоначальной модели Дюваля и Виклунда. Согласно Халлу и Леви, стимулы, вызывающие самосознание, по существу действуют как самосимволические праймы, которые активируют самопознание и заставляют человека обрабатывать ситуации как личные. Поведение является следствием сосредоточения внимания на релевантных для себя аспектах окружающей среды (в отличие от сосредоточения внимания на себе и самооценки).

Хотя социальные психологи обычно интересуются ситуационным манипулированием самосознанием, исследователи личности интересуются индивидуальными различиями в склонности к самосознанию. Чтобы измерить такие различия, Алан Фенигштейн, Майкл Шайер и Арнольд Басс создали шкалу самосознания. Этот личностный опросник имеет три подшкалы: личное самосознание, публичное самосознание и социальная тревожность. Частное самосознание фокусируется на внутреннем опыте самосознания. Он измеряется такими пунктами, как «Я всегда пытаюсь разобраться в себе», «Я много размышляю о себе» и «Я внимательно отслеживаю изменения своего настроения». Публичное самосознание фокусируется на мотивах самопрезентации, иногда связанных с самосознанием, и измеряется такими пунктами, как «Меня беспокоит то, как я представляю себя», «Меня беспокоит, что другие люди думают обо мне, » и «Обычно я осознаю свою внешность». Социальная тревожность концентрируется на негативных эмоциях, иногда связанных с тем, что я нахожусь в центре внимания других, и измеряется такими пунктами, как «Я очень легко смущаюсь», «Я чувствую тревогу, когда выступаю перед группой» и «Большие группы заставляют нервничать». я нервничаю». Хотя подшкала социальной тревожности отражает разговорное понимание того, что значит быть самосознательным, шкалы частного и публичного самосознания оценивают индивидуальные различия в психологических процессах, которые чаще всего теоретически связаны с состоянием самосознания.

Учитывая, что как публичные, так и частные измерения самосознания сосредоточены на себе, неудивительно, что они, как правило, умеренно коррелируют. Точно так же и общественное самосознание, и социальная тревожность, как правило, умеренно коррелируют. Личное самосознание, как правило, не коррелирует с социальной тревожностью. В последнее время некоторые исследователи утверждают, что частное самосознание само по себе связано с двумя подкомпонентами: осознание внутреннего состояния, характеризуемое такими элементами, как «Я бдительно отслеживаю изменения своего настроения», и рефлексивность, характеризуемая такими элементами, как «Я размышляю о себе как о себе». много.» Этот вопрос еще предстоит решить.

Что касается индивидуальных различий в саморегуляции, компоненты Шкалы самосознания часто сравнивают с компонентами Шкалы самоконтроля, введенной Марком Снайдером.

Люди с высоким уровнем самоконтроля мотивированы заботой о себе, тогда как люди с низким уровнем самоконтроля мотивированы личными проблемами. Возможно, лучший способ думать об отношении этих индивидуальных различий состоит в том, что люди с высоким уровнем самоконтроля одновременно обладают высоким уровнем публичного самосознания и низким уровнем личного самосознания. И наоборот, у людей с низким самоконтролем низкий уровень публичного самосознания и высокий уровень личного самосознания.

Эффекты индивидуальных различий в личном самосознании часто аналогичны эффектам ситуационных манипуляций самосознанием (например, наличие или отсутствие зеркала). Точно так же часто обнаруживается, что эффекты индивидуальных различий в общественном самосознании параллельны эффектам ситуационных манипуляций, которые напоминают человеку о его внешнем виде другим (например, видеокамеры). Как следствие, исследователи часто проводят различие между ситуационными манипуляциями частного и общественного самосознания по тому же принципу, что и индивидуальные различия частного и общественного самосознания.

Исследования регулярно демонстрируют, что как ситуационное манипулирование самосознанием, так и индивидуальные различия в самосознании связаны с повышенной саморегуляцией. Манипуляции с личным самосознанием и индивидуальные различия в личном самосознании были связаны с повышенной согласованностью отношения и поведения, повышенной эмоциональной реактивностью в ответ на успех и неудачу и усилением саморегуляции в отношении стандартов надлежащего поведения (например, усиление помощи). когда помощь определяется как ситуационно уместная, и снижение агрессии, когда агрессия определяется как ситуационно неуместная). Личное самосознание также было связано с повышенной мотивацией избегать самосознания, когда это лично болезненно (например, после неудачи). Действительно, данные показывают, что последняя мотивация избегать самосознания может привести к тому, что люди будут употреблять наркотики, такие как алкоголь, которые могут снизить самосознание.

Манипуляции общественным самосознанием и индивидуальные различия в общественном самосознании связаны с усилением самопрезентации и управлением впечатлением. Например, люди с высоким общественным самосознанием демонстрируют больший акцент на социальной, а не на личной идентичности, заботу о телесном образе (вес тела, одежда, использование макияжа) и повышенную заботу о точке зрения других. Хотя такая сосредоточенность на проблемах самопрезентации может быть полезна для получения одобрения других, она также может привести к несколько саморазрушающим стратегиям управления впечатлением (например, повышенному самоограничению) и даже к паранойе в отношении намерений других.

В то время как в большинстве исследований по этой теме изучались эффекты манипуляций, повышающих самосознание, в некоторых исследованиях изучались манипуляции, понижающие самосознание. В дополнение к употреблению алкоголя, упомянутому ранее, к ним относятся манипуляции с деиндивидуализацией, которые делают человека неотличимым от других (например, за счет анонимности, нахождения в толпе, темноте или ношении масок). Такие манипуляции обычно усиливают расторможенное поведение, не соответствующее социальным и личным нормам. Одна из популярных версий того, как это происходит, состоит в том, что манипуляции с деиндивидуализацией снижают самосознание. Параллельно с предыдущими рассуждениями исследователи выделяют как публичные, так и частные компоненты деиндивидуализированного опыта. Считается, что ситуации, которые способствуют анонимности, уменьшают аспекты общественного самосознания, тогда как ситуации, которые уменьшают способность человека отличать себя от других, уменьшают аспекты личного самосознания.

Таким образом, самосознание в своей основе связано с рефлексивным осознанием себя. В социальной психологии самосознание обычно рассматривается как включающее когнитивные и аффективные процессы, необходимые для саморегуляции. Было предложено множество теорий, описывающих эти процессы. И социальные психологи, и психологи личности активно проводят исследования по этой теме. Как следствие, исследования изучали влияние как ситуационных манипуляций (самосознания), так и индивидуальных различий (самосознания). В рамках каждого из этих подходов исследователи обычно проводят различие между более личными, частными аспектами самосознания и более публичными, самопрезентационными аспектами самосознания. Это верно как для переменных, связанных с повышенным самосознанием, так и для переменных, связанных с деиндивидуализацией и снижением самосознания. Из-за своей актуальности для саморегуляции множества различных типов поведения исследования и теории самосознания объединили такие разрозненные темы, как помощь, агрессия и самопрезентация, и навели мосты между традиционными различиями между социальной психологией и психологией личности.

Ссылки:

  1. Карвер, К.С., и Шайер, М.Ф. (1981). Внимание и саморегуляция: подход теории управления к человеческому поведению. Нью-Йорк: Спрингер.
  2. Дюваль С. и Виклунд Р. А. (1972). Теория объективного самосознания. Нью-Йорк: Академическая пресса.
  3. Фенигштейн, А., Шайер, М.Ф., и Басс, А.Х. (1975). Общественное и частное самосознание: оценка и теория.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts