Определение скептицизм: Скептицизм | это… Что такое Скептицизм?

Скептицизм | это… Что такое Скептицизм?

Скептици́зм (от др.-греч. σκεπτικός — рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. В обыденном смысле скептицизм — психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений.

Секст Эмпирик в работе «Три книги пирроновых положений» отмечал, что скептицизм не рассматривает сомнение как принцип, а использует сомнение как полемическое оружие против догматиков, принцип скептицизма — явление. Следует различать обыденный скептицизм, научный и философский скептицизм. В обыденном смысле скептицизм — воздержание от суждений, обусловленное сомнениями. Научный скептицизм — последовательная оппозиция учениям, не имеющим эмпирических доказательств. Философский скептицизм — направление в философии, выражающее сомнение в возможности достоверного знания

[1]. Философский скептицизм рассматривает философию, в том числе и скептическую, как род наукообразной поэзии, но не науки. Отличительный признак[источник не указан 756 дней] философского скептицизма — утверждение «Философия — не наука!».

Содержание

  • 1 Античный скептицизм
  • 2 Критика скептицизма
  • 3 Скептицизм в средневековой философии и философии Нового Времени
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

Античный скептицизм

Античный скептицизм как реакция на метафизический догматизм представлен прежде всего Пирроном (испытавшем влияние раннего буддизма[нет в источнике][2]), затем средней академией (Аркесилай) и т. н. поздним скептицизмом (Энесидем, Агриппа, Секст Эмпирик). Энесидем указывает десять принципов (тропов) скептицизма: первые шесть — это различие живых существ; людей; органов чувств; состояний индивида; положений, расстояний, мест; явлений по их связям; последние четыре принципа — это смешанное бытие воспринимаемого объекта с др. объектами; относительность вообще; зависимость от количества восприятий; зависимость от уровня образования, нравов, законов, философских и религиозных взглядов.

Критика скептицизма

Скептик говорит, что знание требует уверенности. Но как он может об этом знать? Об этом пишут Теодор Шик и Льюис Вон: «Если скептики не уверены, что знание требует уверенности, они не могут знать, что это так». Это даёт серьёзное основание сомневаться в утверждении, что знание требует уверенности. Согласно законам логики, опираясь на это высказывание, можно сомневаться в скептицизме и оспорить скептицизм в целом. Однако реальность не состоит исключительно из законов логики

[3] (в которой существуют неразрешимые парадоксы, сводящие все вышесказанное на нет), поэтому к подобной критике необходимо относиться осторожно. (Пример: абсолютных скептиков не бывает, поэтому совсем необязательно, что скептик будет сомневаться в очевидных вещах)

Важнейшие представители:

  • М. Монтень
  • Д. Юм

Примечания

  1. Скептицизм // БСЭ, 1969—1978.
  2. Диоген Лаэртский IX, 11
  3. Архипкин В.Г., Тимофеев В.П. §9.4 // Естественно-научная картина мира. — Красноярск: КрасГУ, 2002. — 320 с. — ISBN 5-7638-03-45-0

Литература

  • В. П. Лега. Секст Эмпирик: Скептицизм как образ жизни // Mathesis. Из истории античной науки и философии. М., 1991, с. 210—219
  • Юрий Семёнов «Идеологическая мода в науке и скептицизм»

Ссылки

  • Клуб скептиков
  • Журнал «Скепсис»
  • Скептицизм на warrax.net

Скептицизм — Православный портал «Азбука веры»

  • Скеп­ти­цизм, или хорошо ли во всем сомне­ваться? С.Л. Худиев
  • Скеп­ти­цизм К.А. Махлак
  • Рели­ги­оз­ный скеп­ти­цизм в Риме перед Рож­де­ством Хри­сто­вым А.И. Садов

Скептици́зм (от др.-греч. σκεπτικός – склон­ный к рас­смат­ри­ва­нию, раз­мыш­ле­нию; рас­смат­ри­ва­ю­щий, иссле­ду­ю­щий) –
1) фило­соф­ское направ­ле­ние, в рамках кото­рого сомне­ние (в пра­виль­но­сти рас­суж­де­ний, в надеж­но­сти знаний,  в воз­мож­но­сти позна­ния объ­ек­тив­ной дей­стви­тель­но­сти и т. п.) арти­ку­ли­ру­ется как важ­ней­ший прин­цип мыш­ле­ния, а истин­ность знаний оце­ни­ва­ется как отно­си­тель­ная;

2) теория, отри­ца­ю­щая воз­мож­ность досто­вер­ного позна­ния объ­ек­тив­ной дей­стви­тель­но­сти;
3) кри­ти­че­ское, недо­вер­чи­вое отно­ше­ние к чему-либо.

Когда появился скеп­ти­цизм?

Скеп­ти­цизм возник в IV в. до Р.Х. Созда­те­лем этого учения был древ­не­гре­че­ский фило­соф Пиррон.

Явля­ются ли скеп­тики ате­и­стами?

Со времен антич­но­сти скеп­ти­цизм не отри­цает суще­ство­ва­ние Бога (или богов): дока­за­тель­ства Его (их) отсут­ствия так же недо­ста­точны, как и суще­ство­ва­ния (хотя, напри­мер, Ленин поло­жи­тельно отно­сился к позд­нему скеп­ти­цизму, рас­смат­ри­вая его тропы как «заро­дыш диа­лек­ти­че­ского мате­ри­а­лизма», направ­лен­ный против Абсо­люта).

Каково отно­ше­ние пра­во­слав­ных бого­сло­вов к скеп­ти­цизму?

Скеп­ти­цизм, как направ­ле­ние мыш­ле­ния, под­ра­зу­ме­ва­ю­щее сомне­ние в истин­но­сти знаний, в том числе в истин­но­сти знаний о суще­ство­ва­нии Бога, прин­ци­пи­ально про­ти­во­ре­чит пра­во­слав­ному учению. Так, напри­мер, рус­ский духов­ный писа­тель Сергей Васи­лье­вич Бул­га­ков в своем труде «Пра­во­сла­вие. Рас­колы. Ереси. Секты» отме­чает: «Скеп­ти­цизм, кото­рый по самому суще­ству своему раз­ру­шает самые осно­ва­ния всякой истины и всякой веры, вреден и пагу­бен. Такой скеп­ти­цизм есть не что иное, как наклон­ность или зло­на­ме­рен­ное ста­ра­ние не согла­шаться на истины веры и нрав­ствен­но­сти и под­вер­гать все сомне­нию, без всяких здра­вых осно­ва­ний, или по одним мнимым осно­ва­ниям — не для того, чтобы дойти до истины, но чтобы отверг­нуть всякую истину, при­весть ее в сомне­ние и сде­лать недо­ступ­ною».
Однако, воз­мож­ность здра­вого, скеп­ти­че­ского отно­ше­ния к неко­то­рым поло­же­ниям, рас­смат­ри­ва­е­мым в рамках пра­во­слав­ных бого­слов­ских дис­ци­плин, не отри­ца­ется Цер­ко­вью. Поло­жим, в рамках Пра­во­слав­ного Дог­ма­ти­че­ского Бого­сло­вия, помимо дог­ма­тов, кото­рые должен при­ни­мать каждый пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин, рас­смат­ри­ва­ются част­ные бого­слов­ские мнения, име­ю­щие как своих сто­рон­ни­ков, так и своих про­тив­ни­ков.

Что такое здо­ро­вый скеп­ти­цизм?

В ряде слу­чаев под здра­вым скеп­ти­че­ским мыш­ле­нием можно пони­мать здра­вую рас­су­ди­тель­ность. Такая рас­су­ди­тель­ность может убе­речь хри­сти­а­нина от соскаль­зы­ва­ния в заблуж­де­ние, может спо­соб­ство­вать пра­виль­ному усво­е­нию им дог­ма­ти­че­ских и нрав­ствен­ных истин.
«Воз­люб­лен­ные! не вся­кому духу верьте, но испы­ты­вайте духов, от Бога ли они, потому что много лже­про­ро­ков появи­лось в мире», — пишет св. Иоанн Бого­слов (1Ин.4:1).
«Братия! не будьте дети умом: на злое будьте мла­денцы, а по уму будьте совер­шен­но­летни», — учит апо­стол Павел (1Кор.14:20).
«При­ла­гая к сему все ста­ра­ние, пока­жите в вере вашей доб­ро­де­тель, в доб­ро­де­тели рас­су­ди­тель­ность, в рас­су­ди­тель­но­сти воз­дер­жа­ние, в воз­дер­жа­нии тер­пе­ние, в тер­пе­нии бла­го­че­стие, в бла­го­че­стии бра­то­лю­бие, в бра­то­лю­бии любовь», — настав­ляет апо­стол Петр (2Пет.1:5-6).

Исто­рия явле­ния

Скеп­ти­цизм изна­чально оформ­ля­ется как одно из направ­ле­ний в антич­ной фило­соф­ской мысли в IV в. до н. э. При этом скеп­ти­цизм не был строго орга­ни­зо­ван­ным фило­соф­ским дви­же­нием и пред­став­лял собой ряд школ, состо­я­щих из после­до­ва­те­лей кон­крет­ных фило­со­фов. Тем не менее  общий контур этого тече­ния воз­можно очер­тить, оттал­ки­ва­ясь от оппо­зи­ции фило­со­фов-скеп­ти­ков фило­со­фам-дог­ма­ти­кам. Скеп­тики кри­ти­ко­вали поло­же­ния, выдви­га­е­мые дог­ма­ти­ками, но при этом не пред­ла­гали какие-либо аль­тер­на­тив­ные пози­тив­ные поло­же­ния.

К фило­со­фам-пред­ше­ствен­ни­кам скеп­ти­цизма, как пра­вило, отно­сят Герак­лита (др.-греч. Ἡράκλειτος; VI – V в. до Р. Х.) и Ксе­но­фана (др.-греч. Ξενοφάνης; VI‑V в. до Р. Х.), а также пред­ста­ви­те­лей Элей­ской школы (однако, не всех) и прак­ти­че­ски всех софи­стов (послед­них, на основе мето­до­ло­ги­че­ски схожих под­хо­дов, иногда даже отож­деств­ляют со скеп­ти­ками). Диоген Лаэрт­ский (др.-греч. Δῑογένης ὁ Λᾱέρτιος; II–III вв.) суще­ствен­ным обра­зом рас­ши­рял поня­тие скеп­ти­цизма, вклю­чая в число его пред­ше­ствен­ни­ков даже антич­ного поэта Гомера (др. -греч. Ὅμηρος; при­близ. VIII–VII вв. до н. э.). Основ­ным кри­те­рием, кото­рый поз­во­лял Дио­гену отно­сить к скеп­ти­цизму весьма зна­чи­тель­ное коли­че­ство авто­ров, явля­лось отсут­ствие мета­фи­зи­че­ского дог­ма­тизма в твор­че­стве этих авто­ров.

Антич­ный скеп­ти­цизм можно рас­смат­ри­вать как реак­цию на мета­фи­зи­че­ский дог­ма­тизм, свой­ствен­ный прак­ти­че­ски всем иным антич­ным фило­соф­ским школам. Родо­на­чаль­ни­ком скеп­ти­цизма как опре­де­лен­ного направ­ле­ния в антич­ной фило­со­фии являлся фило­соф Пиррон из Элиды (др.-греч. Πύρρων; IV–III вв. до н. э.). В составе войска Алек­сандра Маке­дон­ского Пиррон побы­вал в Индии, что давало осно­ва­ние ряду иссле­до­ва­те­лей свя­зы­вать воз­ник­но­ве­ние скеп­ти­цизма Пир­рона с вли­я­нием на него буд­дист­ских идей. Отме­ча­ется, что неко­то­рые выска­зы­ва­ния дан­ного фило­софа являют прямое сход­ство  с такого рода идеями (напри­мер: «Ничто в дей­стви­тель­но­сти не явля­ется ни пре­крас­ным, ни без­об­раз­ным, ни спра­вед­ли­вым, ни неспра­вед­ли­вым, так как в себе всё оди­на­ково, и поэтому оно не в боль­шей сте­пени одно, чем другое»1).

Вторая волна антич­ного скеп­ти­цизма раз­ви­ва­лась в стенах Сред­ней ака­де­мии, в твор­че­стве пла­то­ника Арке­си­лая (греч. Ἀρκεσίλαος, IV–III вв. до н. э. Питана; III в. до н. э.). Арке­си­лай испы­ты­вал суще­ствен­ное вли­я­ние Пир­рона и пред­ло­жил эпи­сте­мо­ло­ги­че­ский метод воз­дер­жа­ния от суж­де­ний.

Нако­нец, третья волна скеп­ти­цизма – позд­ний антич­ный скеп­ти­цизм, наи­бо­лее ярким пред­ста­ви­те­лем кото­рого являлся Секст Эмпи­рик (др.-греч. Σέξτος ὁ Ἐμπειρικός, 2‑я поло­вина II века н. э.). С точки зрения Секста рас­суж­де­ния о мире и вещах пред­став­ляют собой лекар­ства от дог­ма­тизма: «скеп­тик из чело­ве­ко­лю­бия хочет по воз­мож­но­сти исце­лить рас­суж­де­нием само­мне­ние и ско­ро­па­ли­тель­ность [заклю­че­ний] дог­ма­ти­ков» (Pyrrh. III, 280).

Неко­то­рые иссле­до­ва­тели обо­зна­чают ука­зан­ные выше три волны антич­ного скеп­ти­цизма как стар­ший пир­ро­низм, ака­де­мизм и млад­ший пир­ро­низм соот­вет­ственно. Довольно подробно данные стадии раз­ви­тия антич­ного скеп­ти­цизма разо­брал оте­че­ствен­ный исто­рик фило­со­фии А. Ф. Лосев (в мона­ше­стве Анд­ро­ник) в «Исто­рии антич­ной эсте­тики». В част­но­сти, Лосев ука­зы­вает, что т. н. «стар­ший пир­ро­низм» пред­став­лял собой инту­и­тивно-реля­ти­вист­ский скеп­ти­цизм, осно­ван­ный на жиз­нен­ной прак­тике и повсе­днев­ной дея­тель­но­сти. Сле­ду­ю­щий период – ака­де­мизм — рефлек­тивно-веро­ят­ност­ный скеп­ти­цизм. На этом этапе скеп­ти­цизм ста­но­вится эпи­сте­мо­ло­ги­че­ским под­хо­дом, а вопросы этики сме­ня­ются вопро­сами позна­ния. Нако­нец, млад­ший пир­ро­низм был оха­рак­те­ри­зо­ван окон­ча­тель­ным пере­хо­дом скеп­ти­цизма в эпи­сте­мо­ло­ги­че­скую плос­кость, где он и остался как осо­бен­ная форма евро­пей­ской кри­ти­че­ской теории позна­ния. Лосев назы­вал этот период логи­че­ски-реля­ти­ви­сти­че­ским скеп­ти­циз­мом. Отли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью малых пир­ро­ни­стов явля­лась поста­новка под сомне­ние тех дог­ма­ти­че­ских и мета­фи­зи­че­ских утвер­жде­ний, кото­рые до этого ста­вить под сомне­ние было не при­нято. В част­но­сти, Эне­си­дем (др. -греч. Αἰνησίδημος; I в. н. э.) ставил под сомне­ние суще­ство­ва­ние Бога и ука­зы­вал, что дока­зать или опро­верг­нуть Его суще­ство­ва­ние невоз­можно.

С III в. н. э. скеп­ти­цизм как направ­ле­ние фило­соф­ской мысли в Европе зату­хает. В Сред­ние века, в усло­виях повсе­мест­ной рели­ги­оз­но­сти, а также упадка книж­ной куль­туры в эпоху Темных веков, скеп­ти­цизма в чистом виде не суще­ство­вало, но у хри­сти­ан­ских схо­ла­сти­ков можно встре­тить те или иные скеп­ти­че­ские утвер­жде­ния и приемы. Сред­не­ве­ко­вые авторы в целом сдер­жано и с неко­то­рой долей непри­язни отно­си­лись к антич­ному скеп­ти­цизму. В част­но­сти, свт. Гри­го­рий Бого­слов писал: «Но после того, как Сексты и Пир­роны и охота к сло­во­пре­ниям, подобно какой-то тяжкой и зло­ка­че­ствен­ной болезни, вторг­лись в наши церкви, пусто­сло­вие стали почи­тать учё­но­стью»2.

Обра­ще­ние к скеп­ти­цизму в евро­пей­ской мысли свя­зано с воз­рож­де­нием инте­реса к антич­ным авто­рам-скеп­ти­кам. В част­но­сти, это про­ис­хо­дит в 70‑х годах XVI века, когда были опуб­ли­ко­ваны в пере­воде на латин­ский язык трак­таты Секста Эмпи­рика «Три книги Пир­ро­но­вых поло­же­ний» и «Против учёных». Скеп­ти­цизм полу­чает широ­кое рас­про­стра­не­ние в раз­лич­ных сферах интел­лек­ту­аль­ной жизни – начи­ная от науки и закан­чи­вая этикой — и ста­но­вится сино­ни­мом поня­тия «сво­бо­до­мыс­лие». Одно­вре­менно с этим скеп­ти­цизм в Новое время, за счет широ­кого инте­реса к нему, начи­нает вклю­чать в себя мно­же­ство раз­но­об­раз­ных тече­ний и под­хо­дов, кото­рые в более стро­гом смысле слова скеп­ти­че­скими не явля­лись (но могли быть просто кри­ти­кой того или иного явле­ния). Это при­во­дило к раз­мы­ва­нию опре­де­ле­ния поня­тия «скеп­ти­цизм» в Новое время. Это, в свою оче­редь, при­во­дило к тому, что разные авторы под­ра­зу­ме­вали под скеп­ти­че­ским под­хо­дом довольно разные вещи. Напри­мер, извест­ный мате­ма­тик и фило­соф Рене Декарт фор­му­ли­руя свои фило­соф­ские идеи, отста­и­вал идею о суще­ство­ва­нии все­со­вер­шен­ного Творца — то есть с точки зрения антич­ного опре­де­ле­ния был дог­ма­ти­ком, оста­ва­ясь при этом скеп­ти­ком в рамках эпи­сте­мо­ло­ги­че­ской мето­до­ло­гии.

Скеп­ти­цизм в совре­мен­ном мире

В Новей­шее время скеп­ти­цизм прочно вошел в фило­со­фию сци­ен­тизма в каче­стве широ­кого набора интел­лек­ту­аль­ных под­хо­дов для опре­де­ле­ния истин­но­сти и/или лож­но­сти утвер­жде­ний. Наи­бо­лее ярко совре­мен­ный скеп­ти­цизм в его эпи­сте­мо­ло­ги­че­ском раз­резе изучен и раз­ра­бо­тан в трудах таких авто­ров, как Пол Фей­е­ра­бенд, Ван Фра­асен, а также Пол Куртц и Карл Поппер.

В совре­мен­ной России скеп­ти­цизм не только в кон­тек­сте науч­ной мето­до­ло­гии, но и в кон­тек­сте попу­ля­ри­за­ции науки пред­став­лен т. н. «Обще­ством скеп­ти­ков», а также экс­перт­ным сове­том премии Гарри Гудини, в кото­рый в числе про­чего входят доктор био­ло­ги­че­ских наук Михаил Гель­фанд, пере­вод­чик Алек­сандр Сер­геев и биолог Алек­сандр Панчин.

Про­блема соот­но­ше­ния скеп­ти­цизма и Пра­во­сла­вия

Оче­видно, что на миро­воз­зрен­че­ском уровне хри­сти­ан­ство вообще и Пра­во­сла­вие, в част­но­сти несов­ме­стимо со скеп­ти­циз­мом, как с после­до­ва­тель­ной миро­возрен­че­ской уста­нов­кой. Хри­сти­ан­ство пред­ла­гает ряд пози­тив­ных утвер­жде­ний (напр., о суще­ство­ва­нии Еди­ного Лич­ност­ного Бога — Творца и про­мыс­ли­теля мира, о чело­веке как образе Бога, о Христе как о Воче­ло­ве­чив­шемся Сыне Божьем, Иску­пи­теле людей, о Церкви как о Бого­че­ло­ве­че­ском орга­низме, Теле Хри­сто­вом  и проч.) в каче­стве обя­за­тель­ной основы для миро­воз­зре­ния веру­ю­щих. Само согла­сие или несо­гла­сие с набо­ром таких утвер­жде­ний (дог­ма­ти­че­ское учение Церкви) высту­пает в каче­стве кри­те­рия при­над­леж­но­сти к хри­сти­ан­ской тра­ди­ции. В рамках же скеп­ти­цизма любые пози­тив­ные миро­воз­зрен­че­ские поло­же­ния, выдви­га­е­мые в каче­стве объ­ек­тив­ных и общезна­чи­мых, под­вер­га­ются после­до­ва­тель­ной кри­тике. Само нали­чие в Церкви дог­ма­тов озна­чает прин­ци­пи­аль­ную несов­ме­сти­мость цер­ков­ного веро­уче­ния со скеп­ти­циз­мом как после­до­ва­тель­ным миро­воз­зре­нием.  Поэтому неуди­ви­тельно, что в пра­во­слав­ной пуб­ли­ци­стике скеп­ти­цизм нередко вос­при­ни­ма­ется как сино­ним неве­рия, ниги­лизма, а также как про­яв­ле­ние над­мен­но­сти, гор­дыни и само­мне­ния. Напри­мер, иеро­мо­нах Иов (Гуме­ров) харак­те­ри­зо­вал совре­мен­ный ему скеп­ти­цизм сле­ду­ю­щим обра­зом: «Скеп­ти­цизм не имеет ника­кого отно­ше­ния ни к позна­нию, ни к логике. Это – опре­де­лен­ная нрав­ственно-пси­хо­ло­ги­че­ская болезнь. Она порож­да­ется бес­пло­дием и твор­че­ской бес­по­мощ­но­стью. В духов­ной обла­сти это про­яв­ля­ется, прежде всего, в неспо­соб­но­сти иметь веру и познать неви­ди­мый мир. В куль­туре скеп­ти­цизм, кри­ти­цизм, ниги­лизм всегда воз­ни­кали как след­ствие твор­че­ской несо­сто­я­тель­но­сти»3.

При этом часто основ­ной мише­нью хри­сти­ан­ской кри­тики скеп­ти­цизма часто изби­ра­ется свой­ствен­ный данной миро­воз­зрен­че­ской уста­новке морально-нрав­ствен­ный реля­ти­визм. В самом деле, если ника­кие пози­тив­ные миро­воз­зрен­че­ские утвер­жде­ния не могут при­ни­маться в каче­стве без­условно истин­ных, то и любые нрав­ственно-эти­че­ские уста­новки ста­но­вятся лишь отно­си­тель­ными, а потому не вполне обя­за­тель­ными.

Одно­вре­менно с кри­ти­кой скеп­ти­цизма как миро­воз­зрен­че­ской уста­новки, можно отме­тить, что в каче­стве эпи­сте­мо­ло­ги­че­ского метода (скеп­ти­цизм, как отказ при­ни­мать какое-либо поло­же­ние без дока­за­тель­ства) исполь­зу­ется в научно-бого­слов­ской работе так же, как это про­ис­хо­дит и в других обла­стях науки. Однако стоит отме­тить, что сами иссле­до­ва­тели не склонны (и вполне спра­вед­ливо) обо­зна­чать нор­маль­ный для любого иссле­до­ва­теля кри­ти­че­ских подход к мате­ри­алу в про­цессе своих иссле­до­ва­ний как скеп­ти­цизм.


При­ме­ча­ния:

1 Пиррон из Элиды // Сайт “Хронос”.

2 Гри­го­рий Бого­слов. Слово 21, Похваль­ное Афа­на­сию Вели­кому, архи­епи­скопу Алек­сан­дрий­скому / Тво­ре­ния иже во святых отца нашего Гри­го­рия Бого­слова, архи­епи­скопа Кон­стан­ти­но­поль­ского, Т.I — СПб.: Изд. Л. П. Сой­кина, 1912. — С. 305—327.

3 О неве­рии и скеп­ти­цизме // Азбука веры. Форум.

Скептики и скептицизм | Наука и скептицизм

Я был несколько сбит с толку, увидев в собственном блоге Guardian Science Notes & Theories нечто совершенно ошибочное. Это было так:

Несколько слов о разнице между скептиками и скептиками. Общий «скептик» ставит под сомнение принятые убеждения. Таким образом, у нас есть скептики «человек не летал на Луну». (Некоторые люди ни во что не поверят.) Скептики другие: они придерживаются подхода, основанного на фактах, и находят мир во многих отношениях несовершенным.

Здорово! Как справедливо заметил один из первых комментаторов, варианты написания «скептик/скептик» — это просто варианты для Великобритании и США, хотя более поздние комментаторы отрицали это и продолжали увековечивать ошибку. Каким-то образом британское правописание теперь обозначает «плохой» скептицизм (т. е. ставит под сомнение научный консенсус по таким разнообразным темам, как вакцинация, высадка на Луну и изменение климата), а американское правописание отождествляется только с «подходом, основанным на фактических данных» к… тому или иному.

.

Это правда, что движение скептиков с большой буквы использует американское написание даже в Великобритании, но это очень ограниченное использование слова. Это тот, который не широко известен или не понимается за пределами определенных сообществ. Примерно до 2010 года, когда я начал вести блог и использовать Twitter, я никогда не сталкивался с этим (и я говорю это как человек, который интересуется наукой, является атеистом и пытается принимать решения рационально и на основе доказательств).

В довершение ко всему, это написала Дебора Хайд, редактор журнала The Skeptic. Не понимать смысла и истории названия собственного издания — это беда.

Скептицизм или скептицизм — это не отрицание и не движение. Основанное на греческом skeptomai , что означает думать или рассматривать, оно обычно означает сомнение или недоверие к конкретным идеям или более широкое представление о невозможности иметь определенное знание. Эта неопределенность является философской позицией, и философский скептицизм включает в себя попытки справиться с ней путем систематического сомнения и проверки идей.

Итак, давайте проясним. В США вы можете быть климатическим скептиком. В Великобритании вы можете считать себя скептиком и скептически относиться к знаниям. Оказывается также, что можно быть скептиком и не быть скептиком. Гайдская фраза «Некоторые люди ни во что не поверят», отвергающая «плохих» скептиков, предполагает очень слабое понимание того, что на самом деле означает скептицизм.

Это лежит в основе недавней критики скептиков, часто исходящей изнутри самого движения. Обвинение состоит в том, что многие самоидентифицирующие себя скептики не относятся должным образом скептически (или скептически) к позициям, которые занимают они или их ведущие деятели. Скорее, развивается трайбализм или групповой менталитет, в котором — бездумно — определенные позиции осуждаются или одобряются.

Было бы неправильно мазать под одну гребенку всех самоидентифицирующих себя Скептиков. Однако слишком часто на тех, кто со стороны, обращают внимание довольно узкое и повторяющееся внимание к конкретным темам и, что более важно, снисходительный, чрезмерно самоуверенный тон в общении с теми, кто не согласен или мало задумывается о таких вещах.

Эти вещи имеют значение, если Скептики действительно заинтересованы в изменении или открытии взглядов, а не собираются вместе и весело смеются над дурацкими убеждениями. Статья Хайда предполагает, что первое теперь имеет приоритет:

Многие скептики сохраняют уровень удовольствия любителя в развенчании экстрасенсорных способностей или историй о привидениях, и именно с этого началось движение. Но тема стала более серьезной и политической. В последнее десятилетие самыми грозными противниками альтернативной медицины были не правительственные регуляторы, а скептики.

Она добавляет вакцинацию, преподавание эволюции в школах, права геев и право на аборт. Она утверждает, что скептики, или ботаники (или компьютерщики), — это «люди, обладающие лучшими интеллектуальными инструментами для опровержения традиционных постулатов». Я бы поставил под сомнение это, если ее «нердократия» означает самовыбранную (и не обязательно опытную или квалифицированную) группу, которая может идентифицироваться с этим термином.

В нынешнем виде они также могут быть не лучшей (и уж точно не единственной) группой, пытающейся донести эти проблемы до широкой общественности.

Я закончу просто напоминанием о том, что этимология скептицизма подразумевает исследование и размышление, а не пренебрежение.

определение скептицизма в «Свободном словаре»

скептицизм

также скептицизм  (skĕp′tĭ-sĭz′əm)

сущ.

1. Сомневающееся или вопрошающее отношение или состояние ума; сомнение. См. Синонимы в неопределенности.

2. Философия

а. Древняя школа Пиррона Элидского, которая подчеркивала неопределенность наших верований, чтобы противостоять догматизму.

б. Учение о том, что абсолютное знание невозможно ни в отдельной области, ни вообще.

в. Методология, основанная на допущении сомнения с целью получения приблизительной или относительной уверенности.

3. Сомнение или неверие в религиозные принципы.

Словарь английского языка American Heritage®, пятое издание. Авторские права © 2016, издательство Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.

скептицизм

или скеп•тицизм

(ˈskɛp təˌsɪz əm)

сущ.

1. скептическое отношение или настроение.

2. сомнения или неверие в отношении религии.

3. ( кап. ) доктрины или мнения философских скептиков.

[1640–50]

Random House Словарь Kernerman Webster’s College Dictionary, © 2010 K Dictionaries Ltd. Copyright 2005, 1997, 1991 Random House, Inc. Все права защищены.

скептицизм, скептицизм

личная склонность к сомнению или недоверию фактам, лицам или учреждениям. См. также 312. ФИЛОСОФИЯ. — скептик, н ., прил. скептик, прил.

См. также: Attitudes

доктрины или мнения философских скептиков, особенно доктрина о том, что истинное знание вещей невозможно или что всякое знание недостоверно. См. Пирронизм. Скептик, Скептик, н.

См. также: Философия

-Ологи и -Измы. Copyright 2008 The Gale Group, Inc. Все права защищены.

Скептицизм

 

Фома сомневающийся Скептик, сомневающийся или неверующий; тот, кто верит только на основании доказательств из первых рук или вещественных доказательств. Первоначальным сомневающимся Фомой был апостол Фома, который отказывался верить, что Христос воскрес из мертвых после Своего распятия, пока не увидел Его собственными глазами.

Но Фома, один из двенадцати, по имени Дидим, не был с ними, когда пришел Иисус. Тогда другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если я не увижу на руках его раны от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра его, не поверю.

(Иоанна 20:24-25)

из Миссури Скептический, сомневающийся, подозрительный; нежелание принимать что-либо за истину без доказательств. Оригинальное использование фразы Я из Миссури; Вы должны показать мне, что обычно приписывается конгрессмену Уилларду Д. Вандиверу из Миссури в речи, произнесенной в клубе Five O’Clock в Филадельфии в 1899 году. Однако другие утверждают, что это выражение было широко известно в некоторых частях стране задолго до того, как конгрессмен популяризировал его, употребив в своей речи.

расскажи это морским пехотинцам Выражение недоверия или скептицизма, сказанное в ответ на небылицу, рыбную историю или любое надуманное сообщение. Это первоначально британское выражение датируется началом 19 века.век. Есть два популярных объяснения его происхождения, одно из которых положительно, а другое отрицательно отражается на британской королевской морской пехоте. Более запутанная история заключается в том, что Карл II сказал в ответ на заявление морского офицера о том, что он видел летучую рыбу: «Идите, расскажите об этом морским пехотинцам».

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts