Скептицизм | это… Что такое Скептицизм?
Скептици́зм (от др.-греч. σκεπτικός — рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. В обыденном смысле скептицизм — психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений.
Секст Эмпирик в работе «Три книги пирроновых положений» отмечал, что скептицизм не рассматривает сомнение как принцип, а использует сомнение как полемическое оружие против догматиков, принцип скептицизма — явление. Следует различать обыденный скептицизм, научный и философский скептицизм. В обыденном смысле скептицизм — воздержание от суждений, обусловленное сомнениями. Научный скептицизм — последовательная оппозиция учениям, не имеющим эмпирических доказательств. Философский скептицизм — направление в философии, выражающее сомнение в возможности достоверного знания
Содержание
|
Античный скептицизм
Античный скептицизм как реакция на метафизический догматизм представлен прежде всего Пирроном (испытавшем влияние раннего буддизма[нет в источнике][2]), затем средней академией (Аркесилай) и т. н. поздним скептицизмом (Энесидем, Агриппа, Секст Эмпирик). Энесидем указывает десять принципов (тропов) скептицизма: первые шесть — это различие живых существ; людей; органов чувств; состояний индивида; положений, расстояний, мест; явлений по их связям; последние четыре принципа — это смешанное бытие воспринимаемого объекта с др. объектами; относительность вообще; зависимость от количества восприятий; зависимость от уровня образования, нравов, законов, философских и религиозных взглядов.
Критика скептицизма
Скептик говорит, что знание требует уверенности. Но как он может об этом знать? Об этом пишут Теодор Шик и Льюис Вон: «Если скептики не уверены, что знание требует уверенности, они не могут знать, что это так». Это даёт серьёзное основание сомневаться в утверждении, что знание требует уверенности. Согласно законам логики, опираясь на это высказывание, можно сомневаться в скептицизме и оспорить скептицизм в целом. Однако реальность не состоит исключительно из законов логики [3] (в которой существуют неразрешимые парадоксы, сводящие все вышесказанное на нет), поэтому к подобной критике необходимо относиться осторожно. (Пример: абсолютных скептиков не бывает, поэтому совсем необязательно, что скептик будет сомневаться в очевидных вещах)
Важнейшие представители:
- М. Монтень
- Д. Юм
Примечания
- ↑ Скептицизм // БСЭ, 1969—1978.
- ↑ Диоген Лаэртский IX, 11
- ↑ Архипкин В.Г., Тимофеев В.П. §9.4 // Естественно-научная картина мира. — Красноярск: КрасГУ, 2002. — 320 с. — ISBN 5-7638-03-45-0
Литература
- В. П. Лега. Секст Эмпирик: Скептицизм как образ жизни // Mathesis. Из истории античной науки и философии. М., 1991, с. 210—219
- Юрий Семёнов «Идеологическая мода в науке и скептицизм»
Ссылки
- Клуб скептиков
- Журнал «Скепсис»
- Скептицизм на warrax.net
Скептицизм — Православный портал «Азбука веры»
- Скептицизм, или хорошо ли во всем сомневаться? С.Л. Худиев
- Скептицизм К.А. Махлак
- Религиозный скептицизм в Риме перед Рождеством Христовым А.И. Садов
Скептици́зм (от др.-греч. σκεπτικός – склонный к рассматриванию, размышлению; рассматривающий, исследующий) –
1) философское направление, в рамках которого сомнение (в правильности рассуждений, в надежности знаний, в возможности познания объективной действительности и т. п.) артикулируется как важнейший принцип мышления, а истинность знаний оценивается как относительная;
3) критическое, недоверчивое отношение к чему-либо.
Когда появился скептицизм?
Скептицизм возник в IV в. до Р.Х. Создателем этого учения был древнегреческий философ Пиррон.
Являются ли скептики атеистами?
Со времен античности скептицизм не отрицает существование Бога (или богов): доказательства Его (их) отсутствия так же недостаточны, как и существования (хотя, например, Ленин положительно относился к позднему скептицизму, рассматривая его тропы как «зародыш диалектического материализма», направленный против Абсолюта).
Каково отношение православных богословов к скептицизму?
Скептицизм, как направление мышления, подразумевающее сомнение в истинности знаний, в том числе в истинности знаний о существовании Бога, принципиально противоречит православному учению. Так, например, русский духовный писатель Сергей Васильевич Булгаков в своем труде «Православие. Расколы. Ереси. Секты» отмечает: «Скептицизм, который по самому существу своему разрушает самые основания всякой истины и всякой веры, вреден и пагубен. Такой скептицизм есть не что иное, как наклонность или злонамеренное старание не соглашаться на истины веры и нравственности и подвергать все сомнению, без всяких здравых оснований, или по одним мнимым основаниям — не для того, чтобы дойти до истины, но чтобы отвергнуть всякую истину, привесть ее в сомнение и сделать недоступною».
Однако, возможность здравого, скептического отношения к некоторым положениям, рассматриваемым в рамках православных богословских дисциплин, не отрицается Церковью. Положим, в рамках Православного Догматического Богословия, помимо догматов, которые должен принимать каждый православный христианин, рассматриваются частные богословские мнения, имеющие как своих сторонников, так и своих противников.
Что такое здоровый скептицизм?
В ряде случаев под здравым скептическим мышлением можно понимать здравую рассудительность. Такая рассудительность может уберечь христианина от соскальзывания в заблуждение, может способствовать правильному усвоению им догматических и нравственных истин.
«Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире», — пишет св. Иоанн Богослов (1Ин.4:1).
«Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни», — учит апостол Павел (1Кор.14:20).
«Прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь», — наставляет апостол Петр (2Пет.1:5-6).
История явления
Скептицизм изначально оформляется как одно из направлений в античной философской мысли в IV в. до н. э. При этом скептицизм не был строго организованным философским движением и представлял собой ряд школ, состоящих из последователей конкретных философов. Тем не менее общий контур этого течения возможно очертить, отталкиваясь от оппозиции философов-скептиков философам-догматикам. Скептики критиковали положения, выдвигаемые догматиками, но при этом не предлагали какие-либо альтернативные позитивные положения.
К философам-предшественникам скептицизма, как правило, относят Гераклита (др.-греч. Ἡράκλειτος; VI – V в. до Р. Х.) и Ксенофана (др.-греч. Ξενοφάνης; VI‑V в. до Р. Х.), а также представителей Элейской школы (однако, не всех) и практически всех софистов (последних, на основе методологически схожих подходов, иногда даже отождествляют со скептиками). Диоген Лаэртский (др.-греч. Δῑογένης ὁ Λᾱέρτιος; II–III вв.) существенным образом расширял понятие скептицизма, включая в число его предшественников даже античного поэта Гомера (др. -греч. Ὅμηρος; приблиз. VIII–VII вв. до н. э.). Основным критерием, который позволял Диогену относить к скептицизму весьма значительное количество авторов, являлось отсутствие метафизического догматизма в творчестве этих авторов.
Античный скептицизм можно рассматривать как реакцию на метафизический догматизм, свойственный практически всем иным античным философским школам. Родоначальником скептицизма как определенного направления в античной философии являлся философ Пиррон из Элиды (др.-греч. Πύρρων; IV–III вв. до н. э.). В составе войска Александра Македонского Пиррон побывал в Индии, что давало основание ряду исследователей связывать возникновение скептицизма Пиррона с влиянием на него буддистских идей. Отмечается, что некоторые высказывания данного философа являют прямое сходство с такого рода идеями (например: «Ничто в действительности не является ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым, так как в себе всё одинаково, и поэтому оно не в большей степени одно, чем другое»1).
Вторая волна античного скептицизма развивалась в стенах Средней академии, в творчестве платоника Аркесилая (греч. Ἀρκεσίλαος, IV–III вв. до н. э. Питана; III в. до н. э.). Аркесилай испытывал существенное влияние Пиррона и предложил эпистемологический метод воздержания от суждений.
Наконец, третья волна скептицизма – поздний античный скептицизм, наиболее ярким представителем которого являлся Секст Эмпирик (др.-греч. Σέξτος ὁ Ἐμπειρικός, 2‑я половина II века н. э.). С точки зрения Секста рассуждения о мире и вещах представляют собой лекарства от догматизма: «скептик из человеколюбия хочет по возможности исцелить рассуждением самомнение и скоропалительность [заключений] догматиков» (Pyrrh. III, 280).
Некоторые исследователи обозначают указанные выше три волны античного скептицизма как старший пирронизм, академизм и младший пирронизм соответственно. Довольно подробно данные стадии развития античного скептицизма разобрал отечественный историк философии А. Ф. Лосев (в монашестве Андроник) в «Истории античной эстетики». В частности, Лосев указывает, что т. н. «старший пирронизм» представлял собой интуитивно-релятивистский скептицизм, основанный на жизненной практике и повседневной деятельности. Следующий период – академизм — рефлективно-вероятностный скептицизм. На этом этапе скептицизм становится эпистемологическим подходом, а вопросы этики сменяются вопросами познания. Наконец, младший пирронизм был охарактеризован окончательным переходом скептицизма в эпистемологическую плоскость, где он и остался как особенная форма европейской критической теории познания. Лосев называл этот период логически-релятивистическим скептицизмом. Отличительной особенностью малых пирронистов являлась постановка под сомнение тех догматических и метафизических утверждений, которые до этого ставить под сомнение было не принято. В частности, Энесидем (др. -греч. Αἰνησίδημος; I в. н. э.) ставил под сомнение существование Бога и указывал, что доказать или опровергнуть Его существование невозможно.
С III в. н. э. скептицизм как направление философской мысли в Европе затухает. В Средние века, в условиях повсеместной религиозности, а также упадка книжной культуры в эпоху Темных веков, скептицизма в чистом виде не существовало, но у христианских схоластиков можно встретить те или иные скептические утверждения и приемы. Средневековые авторы в целом сдержано и с некоторой долей неприязни относились к античному скептицизму. В частности, свт. Григорий Богослов писал: «Но после того, как Сексты и Пирроны и охота к словопрениям, подобно какой-то тяжкой и злокачественной болезни, вторглись в наши церкви, пустословие стали почитать учёностью»2.
Обращение к скептицизму в европейской мысли связано с возрождением интереса к античным авторам-скептикам. В частности, это происходит в 70‑х годах XVI века, когда были опубликованы в переводе на латинский язык трактаты Секста Эмпирика «Три книги Пирроновых положений» и «Против учёных». Скептицизм получает широкое распространение в различных сферах интеллектуальной жизни – начиная от науки и заканчивая этикой — и становится синонимом понятия «свободомыслие». Одновременно с этим скептицизм в Новое время, за счет широкого интереса к нему, начинает включать в себя множество разнообразных течений и подходов, которые в более строгом смысле слова скептическими не являлись (но могли быть просто критикой того или иного явления). Это приводило к размыванию определения понятия «скептицизм» в Новое время. Это, в свою очередь, приводило к тому, что разные авторы подразумевали под скептическим подходом довольно разные вещи. Например, известный математик и философ Рене Декарт формулируя свои философские идеи, отстаивал идею о существовании всесовершенного Творца — то есть с точки зрения античного определения был догматиком, оставаясь при этом скептиком в рамках эпистемологической методологии.
Скептицизм в современном мире
В Новейшее время скептицизм прочно вошел в философию сциентизма в качестве широкого набора интеллектуальных подходов для определения истинности и/или ложности утверждений. Наиболее ярко современный скептицизм в его эпистемологическом разрезе изучен и разработан в трудах таких авторов, как Пол Фейерабенд, Ван Фраасен, а также Пол Куртц и Карл Поппер.
В современной России скептицизм не только в контексте научной методологии, но и в контексте популяризации науки представлен т. н. «Обществом скептиков», а также экспертным советом премии Гарри Гудини, в который в числе прочего входят доктор биологических наук Михаил Гельфанд, переводчик Александр Сергеев и биолог Александр Панчин.
Проблема соотношения скептицизма и Православия
Очевидно, что на мировоззренческом уровне христианство вообще и Православие, в частности несовместимо со скептицизмом, как с последовательной мировозренческой установкой. Христианство предлагает ряд позитивных утверждений (напр., о существовании Единого Личностного Бога — Творца и промыслителя мира, о человеке как образе Бога, о Христе как о Вочеловечившемся Сыне Божьем, Искупителе людей, о Церкви как о Богочеловеческом организме, Теле Христовом и проч.) в качестве обязательной основы для мировоззрения верующих. Само согласие или несогласие с набором таких утверждений (догматическое учение Церкви) выступает в качестве критерия принадлежности к христианской традиции. В рамках же скептицизма любые позитивные мировоззренческие положения, выдвигаемые в качестве объективных и общезначимых, подвергаются последовательной критике. Само наличие в Церкви догматов означает принципиальную несовместимость церковного вероучения со скептицизмом как последовательным мировоззрением. Поэтому неудивительно, что в православной публицистике скептицизм нередко воспринимается как синоним неверия, нигилизма, а также как проявление надменности, гордыни и самомнения. Например, иеромонах Иов (Гумеров) характеризовал современный ему скептицизм следующим образом: «Скептицизм не имеет никакого отношения ни к познанию, ни к логике. Это – определенная нравственно-психологическая болезнь. Она порождается бесплодием и творческой беспомощностью. В духовной области это проявляется, прежде всего, в неспособности иметь веру и познать невидимый мир. В культуре скептицизм, критицизм, нигилизм всегда возникали как следствие творческой несостоятельности»3.
При этом часто основной мишенью христианской критики скептицизма часто избирается свойственный данной мировоззренческой установке морально-нравственный релятивизм. В самом деле, если никакие позитивные мировоззренческие утверждения не могут приниматься в качестве безусловно истинных, то и любые нравственно-этические установки становятся лишь относительными, а потому не вполне обязательными.
Одновременно с критикой скептицизма как мировоззренческой установки, можно отметить, что в качестве эпистемологического метода (скептицизм, как отказ принимать какое-либо положение без доказательства) используется в научно-богословской работе так же, как это происходит и в других областях науки. Однако стоит отметить, что сами исследователи не склонны (и вполне справедливо) обозначать нормальный для любого исследователя критических подход к материалу в процессе своих исследований как скептицизм.
Примечания:
1 Пиррон из Элиды // Сайт “Хронос”.
2 Григорий Богослов. Слово 21, Похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому / Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского, Т.I — СПб.: Изд. Л. П. Сойкина, 1912. — С. 305—327.
3 О неверии и скептицизме // Азбука веры. Форум.
Скептики и скептицизм | Наука и скептицизм
Я был несколько сбит с толку, увидев в собственном блоге Guardian Science Notes & Theories нечто совершенно ошибочное. Это было так:
Несколько слов о разнице между скептиками и скептиками. Общий «скептик» ставит под сомнение принятые убеждения. Таким образом, у нас есть скептики «человек не летал на Луну». (Некоторые люди ни во что не поверят.) Скептики другие: они придерживаются подхода, основанного на фактах, и находят мир во многих отношениях несовершенным.
Здорово! Как справедливо заметил один из первых комментаторов, варианты написания «скептик/скептик» — это просто варианты для Великобритании и США, хотя более поздние комментаторы отрицали это и продолжали увековечивать ошибку. Каким-то образом британское правописание теперь обозначает «плохой» скептицизм (т. е. ставит под сомнение научный консенсус по таким разнообразным темам, как вакцинация, высадка на Луну и изменение климата), а американское правописание отождествляется только с «подходом, основанным на фактических данных» к… тому или иному.
Это правда, что движение скептиков с большой буквы использует американское написание даже в Великобритании, но это очень ограниченное использование слова. Это тот, который не широко известен или не понимается за пределами определенных сообществ. Примерно до 2010 года, когда я начал вести блог и использовать Twitter, я никогда не сталкивался с этим (и я говорю это как человек, который интересуется наукой, является атеистом и пытается принимать решения рационально и на основе доказательств).
В довершение ко всему, это написала Дебора Хайд, редактор журнала The Skeptic. Не понимать смысла и истории названия собственного издания — это беда.
Скептицизм или скептицизм — это не отрицание и не движение. Основанное на греческом skeptomai , что означает думать или рассматривать, оно обычно означает сомнение или недоверие к конкретным идеям или более широкое представление о невозможности иметь определенное знание. Эта неопределенность является философской позицией, и философский скептицизм включает в себя попытки справиться с ней путем систематического сомнения и проверки идей.
Итак, давайте проясним. В США вы можете быть климатическим скептиком. В Великобритании вы можете считать себя скептиком и скептически относиться к знаниям. Оказывается также, что можно быть скептиком и не быть скептиком. Гайдская фраза «Некоторые люди ни во что не поверят», отвергающая «плохих» скептиков, предполагает очень слабое понимание того, что на самом деле означает скептицизм.
Это лежит в основе недавней критики скептиков, часто исходящей изнутри самого движения. Обвинение состоит в том, что многие самоидентифицирующие себя скептики не относятся должным образом скептически (или скептически) к позициям, которые занимают они или их ведущие деятели. Скорее, развивается трайбализм или групповой менталитет, в котором — бездумно — определенные позиции осуждаются или одобряются.
Было бы неправильно мазать под одну гребенку всех самоидентифицирующих себя Скептиков. Однако слишком часто на тех, кто со стороны, обращают внимание довольно узкое и повторяющееся внимание к конкретным темам и, что более важно, снисходительный, чрезмерно самоуверенный тон в общении с теми, кто не согласен или мало задумывается о таких вещах.
Эти вещи имеют значение, если Скептики действительно заинтересованы в изменении или открытии взглядов, а не собираются вместе и весело смеются над дурацкими убеждениями. Статья Хайда предполагает, что первое теперь имеет приоритет:
Многие скептики сохраняют уровень удовольствия любителя в развенчании экстрасенсорных способностей или историй о привидениях, и именно с этого началось движение. Но тема стала более серьезной и политической. В последнее десятилетие самыми грозными противниками альтернативной медицины были не правительственные регуляторы, а скептики.
Она добавляет вакцинацию, преподавание эволюции в школах, права геев и право на аборт. Она утверждает, что скептики, или ботаники (или компьютерщики), — это «люди, обладающие лучшими интеллектуальными инструментами для опровержения традиционных постулатов». Я бы поставил под сомнение это, если ее «нердократия» означает самовыбранную (и не обязательно опытную или квалифицированную) группу, которая может идентифицироваться с этим термином.
Я закончу просто напоминанием о том, что этимология скептицизма подразумевает исследование и размышление, а не пренебрежение.
определение скептицизма в «Свободном словаре»
скептицизм
также скептицизм (skĕp′tĭ-sĭz′əm)сущ.
1. Сомневающееся или вопрошающее отношение или состояние ума; сомнение. См. Синонимы в неопределенности.
2. Философия
а. Древняя школа Пиррона Элидского, которая подчеркивала неопределенность наших верований, чтобы противостоять догматизму.
б. Учение о том, что абсолютное знание невозможно ни в отдельной области, ни вообще.
в. Методология, основанная на допущении сомнения с целью получения приблизительной или относительной уверенности.
3. Сомнение или неверие в религиозные принципы.
Словарь английского языка American Heritage®, пятое издание. Авторские права © 2016, издательство Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.
скептицизм
или скеп•тицизм
(ˈskɛp təˌsɪz əm)сущ.
1. скептическое отношение или настроение.
2. сомнения или неверие в отношении религии.
3. ( кап. ) доктрины или мнения философских скептиков.
[1640–50]
Random House Словарь Kernerman Webster’s College Dictionary, © 2010 K Dictionaries Ltd. Copyright 2005, 1997, 1991 Random House, Inc. Все права защищены.
скептицизм, скептицизмличная склонность к сомнению или недоверию фактам, лицам или учреждениям. См. также 312. ФИЛОСОФИЯ. — скептик, н ., прил. — скептик, прил.
См. также: Attitudesдоктрины или мнения философских скептиков, особенно доктрина о том, что истинное знание вещей невозможно или что всякое знание недостоверно. См. Пирронизм. — Скептик, Скептик, н.
См. также: Философия-Ологи и -Измы. Copyright 2008 The Gale Group, Inc. Все права защищены.
Скептицизм
Фома сомневающийся Скептик, сомневающийся или неверующий; тот, кто верит только на основании доказательств из первых рук или вещественных доказательств. Первоначальным сомневающимся Фомой был апостол Фома, который отказывался верить, что Христос воскрес из мертвых после Своего распятия, пока не увидел Его собственными глазами.
Но Фома, один из двенадцати, по имени Дидим, не был с ними, когда пришел Иисус. Тогда другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если я не увижу на руках его раны от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра его, не поверю.
(Иоанна 20:24-25)из Миссури Скептический, сомневающийся, подозрительный; нежелание принимать что-либо за истину без доказательств. Оригинальное использование фразы Я из Миссури; Вы должны показать мне, что обычно приписывается конгрессмену Уилларду Д. Вандиверу из Миссури в речи, произнесенной в клубе Five O’Clock в Филадельфии в 1899 году. Однако другие утверждают, что это выражение было широко известно в некоторых частях стране задолго до того, как конгрессмен популяризировал его, употребив в своей речи.
расскажи это морским пехотинцам Выражение недоверия или скептицизма, сказанное в ответ на небылицу, рыбную историю или любое надуманное сообщение. Это первоначально британское выражение датируется началом 19 века.век. Есть два популярных объяснения его происхождения, одно из которых положительно, а другое отрицательно отражается на британской королевской морской пехоте. Более запутанная история заключается в том, что Карл II сказал в ответ на заявление морского офицера о том, что он видел летучую рыбу: «Идите, расскажите об этом морским пехотинцам».