понятие, виды и уровни развития способностей.
Способности – это индивидуально- психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельности .несводимые к знаниям умения или навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности. (Б.М. Теплов).
Структура способностей.
Деятельность (трудовая . учебная и т.д), которой овладевает человек , предъявляют высокие требования к его психологическим качествам( особенностям интеллекта, эмоционально-волевой сфере, сенсомоторики). Этим требованиям не может удовлетворить одно какое либо качество, даже если оно достигло очень высокого уровня развития . мнение , что отдельно взятое психическое свойство может обеспечить высокую продуктивность деятельности , выступить как эквивалент всех способностей, лишено научной достоверности. Способности представляют собой совокупность психических качеств имеющих сложную структуру.
Структура совокупности психических качеств ,которая выступает как способность , в конечном счете определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для разных видов деятельности.
Способности человека к определенному виду деятельности имеют сложную структуру представляющую собой совокупность особенностей психики. Так, например, в структуру музыкальных способностей включается: музыкальный слух, способность к слуховым представлениям, музыкально-ритмическое чувство. Литературные способности состоят из следующих компонентов: высокого уровня эстетического чувства, потребности к самовыражению, оригинального, совершенного языка, склонности к фантазированию, высокого уровня развития образной памяти.
Успешность выполнения той или иной деятельности зависит от сочетания способностей. При отсутствии задатков к развитию каких-либо способностей их дефицит можно восполнить за счет развития других способностей, либо через приобретение навыков, либо за счет формирования индивидуального стиля деятельности.
Такого рода «замещение представляет собой компенсаторные возможности психики.Развитие способностей.
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Так в период с рождения до 6-7 лет происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органами движения, особенно, рук, что является условием для развития общих способностей. Младший и средний школьный возраст — время ускоренного развития специальных способностей. Необходимы условиями их становления в этот период являются игра, творческая, мотивированная и разнообразная деятельность, которая должна находиться в «зоне потенциального развития»(Л. С. Выготский), т.е. на пределе возможностей ребенка. Кроме того становление способностей осуществляется совместно с развитием волевой сферы человека, а также определяется качеством обучения и воспитания.
Случаи патологического снижения способностей определяются как олигофрения. Она имеет различную степень выраженности: легкая — дебильность; средняя — имбицильность; глубокая — идиотия, что определяет разработку специальных программ, подбор методики и коррекции во вспомогательных учебных заведениях.
Виды способностей.
По широте и направленности выделяют:
Общие способности — благоприятные возможности развития особенностей психики человека, одинаково важные для многих видов деятельности. К ним. например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память и совершенная речь и пр.
- Специальные способности — определяют успешность человека в специфических видах деятельности, для которой необходимы задатки особого рода. Это, например, математические, музыкальные, технические, лингвистические и пр.
Теплов Б.М. СПОСОБНОСТИ И ОДАРЕННОСТЬ
Б.М.Теплов
СПОСОБНОСТИ И ОДАРЕННОСТЬ1
Три признака, как мне кажется, всегда заключаются в понятии «способность» при употреблении его в практически разумном контексте.
Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.
Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Такие свойства, как, например, вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями некоторых людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения каких-либо деятельностей.
В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Нередко бывает, что педагог не удовлетворен работой ученика, хотя этот последний обнаруживает знания не меньшие, чем некоторые из его товарищей, успехи которых радуют того же самого педагога. Свое недовольство педагог мотивирует тем, что этот ученик, «принимая во внимание его способности», мог бы иметь гораздо больше знаний. Одинаковые знания и умения в области, например, математики для опытного учителя могут у разных учеников обозначать совершенно различное: у одного при блестящих способностях к математике они указывают на совершенно недостаточную работу, у другого они могут свидетельствовать о больших достижениях.
Мы не можем понимать способности как врожденные возможности индивидуума, потому что способности мы определили как «индивидуально-психологические особенности человека», а эти последние по самому существу дела не могут быть врожденными. Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития.
Таким образом, отвергнув понимание способностей как врожденных особенностей человека, мы, однако, нисколько не отвергаем тем самым того факта, что в основе развития способностей в большинстве случаев лежат некоторые врожденные особенности, задатки.
Понятие «врожденный», выражаемое иногда и другими словами, — «прирожденный», «природный», «данный от природы» и т.п. — очень часто в практическом анализе связывается со способностями.
Важно лишь твердо установить, что во всех случаях мы разумеем врожденность не самих способностей, а лежащих в основе их развития задатков. Да едва ли кто-нибудь и в практическом словоупотреблении разумеет что-нибудь иное, говоря о врожденности той или иной способности.
Далее, необходимо подчеркнуть, что способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Способность существует только в движении, только в развитии. В психологическом плане нельзя говорить о способности, как она существует до начала своего развития, так же как нельзя говорить о способности, достигшей своего развития, так же как нельзя говорить о способности, достигшей своего полного развития, закончившей свое развитие.
Поняв, что способность существует только в развитии, мы не должны упускать из виду, что развитие это осуществляется не иначе, как в процессе той или иной практической и теоретической деятельности. А отсюда следует, что способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Только в ходе психологического анализа мы различаем их друг от друга. Нельзя понимать дело так, что способность существует до того, как началась соответствующая деятельность, и только используется в этой последней. Абсолютный слух как способность не существует у ребенка до того, как он впервые стал перед задачей узнавать высоту звука. До этого существовал только задаток как анатомо-физиологический факт.
Развитие способностей, как и вообще всякое развитие, не протекает прямолинейно: его движущей силой является борьба противоречий, поэтому на отдельных этапах развития вполне возможны противоречия между способностями и склонностями. Но из признания возможности таких противоречий вовсе не вытекает признание того, что склонности могут возникать и развиваться независимо от способностей или, наоборот, способности — независимо от склонностей.
Выше я уже указывал, что способностями можно называть лишь такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения той или иной деятельности. Однако не отдельные способности как таковые непосредственно определяют возможность успешного выполнения какой-нибудь деятельности, а лишь то своеобразное сочетание этих способностей, которое характеризует данную личность.
Одной из важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека. Надо признать заслугой ряда зарубежных психологов, и в первую очередь Штерна в его «Дифференциальной психологии», выдвижение и разработку понятия компенсации способностей и свойств.
Именно вследствие широкой возможности компенсации обречены на неудачу всякие попытки свести, например, музыкальный талант, музыкальное дарование, музыкальность и тому подобное к какой-либо одной способности.
Для иллюстрации этой мысли приведу один очень элементарный пример. Своеобразной музыкальной способностью является так называемый абсолютный слух, выражающийся в том, что лицо, обладающее этой способностью, может узнавать высоту отдельных звуков, не прибегая к сравнению их с другими звуками, высота которых известна. Имеются веские основания к тому, чтобы видеть в абсолютном слухе типичный пример «врожденной способности», т. е. способности, в основе которой лежат врожденные задатки. Однако можно и у лиц, не обладающих абсолютным слухом, выработать умение узнавать высоту отдельных звуков. Это не значит, что у этих лиц будет создан абсолютный слух, но это значит, что при отсутствии абсолютного слуха, можно, опираясь на другие способности — относительный слух, тембровый слух и т.д., — выработать такое умение, которое в других случаях осуществляется на основе абсолютного слуха. Психические механизмы узнавания высоты звуков при настоящем абсолютном слухе и при специально выработанном так называемом «псевдоабсолютном» слухе будут совершенно различными, но практические результаты могут в некоторых случаях быть совершенно одинаковыми.
Надо помнить, что отдельные способности не просто сосуществуют рядом и независимо друг от друга. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей.
Исходя из этих соображений, мы не можем непосредственно переходить от отдельных способностей к вопросу о возможности успешного выполнения данным человеком той или иной деятельности. Этот переход может быть осуществлен только через другое, более синтетическое понятие. Таким понятием и является «одаренность», понимаемая как то качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.
Своеобразие понятий «одаренность» и «способности» заключается в том, что свойства человека рассматриваются в них с точки зрения тех требований, которые ему предъявляет та или другая практическая деятельность. Поэтому нельзя говорить об одаренности вообще. Можно говорить только об одаренности к чему-нибудь, к какой-нибудь деятельности. Это обстоятельство имеет особенно важное значение при рассмотрений вопроса о так называемой «общей одаренности», которого мы коснемся несколько позже.
То соотнесение с конкретной практической деятельностью, которое с необходимостью содержится в самом понятии «одаренность», обусловливает исторический характер этого понятия. Понятие «одаренность» существенно зависит от того, какая ценность придается тем или другим видам деятельности и что разумеется под «успешным» выполнением каждой конкретной деятельности.
1 Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М.: Наука. — 1961. – 312 с.
Psychology Encyclopedia — Статьи JRank
Быстро меняющаяся область психологии охватывает широкий спектр концепций, теорий, экспериментов и связанных научных дисциплин. Веб-сайт JRank Psychology Encyclopedia стремится предоставить полезную информацию по многим аспектам психологии. Известные эксперименты, психологические теории, психические расстройства и наука о человеческом разуме — это лишь некоторые из тем, затронутых в тысячах статей, собранных здесь.
Некоторые из основных моментов базы данных включают в себя:
- Эксперимент Стэнли Милгрэма по послушанию, в котором проверялась готовность человека причинять вред другим, когда об этом просили авторитетные лица.
- Наука и логика, лежащие в основе метода Роршаха, или теста чернильных пятен.
- Симптомы, диагностика и лечение распространенных состояний, таких как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и биполярное расстройство.
- Жизнь Зигмунда Фрейда и то, как она сформировала современный психоанализ и современные популярные представления о психологии.
- Психолог Абрахам Маслоу и его знаменитая теория об иерархии потребностей и самоактуализации.
Аномальная психология, Прикладная психология, Консультативная психология, Межкультурная психология, Психология развития, Дифференциальная психология, Педагогическая психология, Этология, Этиология — изменение теории, Экзистенциальная психология — История движения, Экспериментальная психология, Судебная психология, Гештальт-психология, Психология здоровья, Гуманистическая психология — Теории и терапевтические приложения, Исследования, Промышленная психология, Психология СМИ — Какое отношение психология имеет к СМИ?, Обработка информации, Метапсихология, Профессиональная терапия, Парапсихология, Философская психология, Физиологическая психология, Психиатрия / Психиатр, Психоанализ — Психоанализ и развитие личности, критики Фрейда…
Подростковый возраст — Половое созревание, Когнитивный переход, Эмоциональный переход, Социальный переход, Усыновление — Типы усыновления, Кого усыновляют?, Результаты усыновления, Синдром избитого ребенка, Рождение, Порядок рождения — Соперничество братьев и сестер, Родовая травма, Связь, Хулиганы, Жестокое обращение с детьми — ГОРЯЧИЕ ЛИНИИ, Развитие ребенка — ЭТАПНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА, Детская психология, Детство — История детства, Пренатальное развитие, Младенчество, Физическое развитие, Интеллектуальное развитие, Развитие личности, Социальное развитие, Задержка развития, Теории стадий развития — ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, Эхолалия, Эмоциональное развитие — Раннее младенчество (от рождения до шести месяцев), Позднее младенчество, месяцы) (7-12)…
Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД), Расстройства адаптации, Болезнь Альцгеймера, Анорексия, Антисоциальное поведение – Причины и характеристики, Лечение, Антисоциальное расстройство личности – Лечение, Тревожное/тревожное расстройство, Афазия, Синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ) – Кто получает СДВГ?, Что вызывает СДВГ?, Лечение, Аутизм, Биполярное расстройство, Расстройства мозга, Кратковременный реактивный психоз, Булимия, Навыки общения и расстройства, Конверсионная реакция, Делирий, Бред/бредовые расстройства, Зависимое расстройство личности, Нарушение развития чтения — Типы и причины нарушения чтения…
Аарон Т. Бек — Прагматический подход к терапии, Семейное дело, Авраам Маслоу, Адольф Мейер, Альберт Бандура, Альберт Эллис, Александр Романович Лурия, Альфред Адлер, Альфред Бине, Альфред Чарльз Кинси — Разрывы с отцом, чтобы стать энтомологом, Исследования человеческой сексуальности приносят славу и известность, Анна Фрейд, Энн Анастази — Пропускает школу и изучает психологию в Барнард-колледже, Арнольд Аллан Лазарус — Разрабатывает поведенческую терапию, Заменяет поведенческую терапию мультимодальной терапией, Присоединяется к движению самопомощи, Арнольд Гезелл, Артур Отис…
Амнезия, ассимиляция, обучение избеганию, формирование понятий, условный ответ, условный раздражитель, обусловливание, кривая забывания, обучение со свободным припоминанием, имитация, импринтинг, выученная беспомощность, кривая обучения, неспособность к обучению — типы неспособности к обучению, лечение, обучение -Обучение, Теория обучения, Память — ЛОЖНЫЕ И ВОССТАНОВЛЕННЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ, Моделирование, Оперантное обусловливание, Парно-ассоциированное обучение, Программированное обучение, Повторение, Семантическая память, Серийное обучение, Функция серийной позиции, Теория социального обучения, Социализация…
Эксперименты на животных — История, Современные тенденции, Модификация поведения — ВЫРАЩИВАЛ ЛИ СКИННЕР СВОЕГО СОБСТВЕННОГО РЕБЕНКА В ЯЩИКЕ СКИННЕРА?, Экспериментальный дизайн, Экспериментальная группа, Семья Джукс, Семья Калликак, Эксперимент Милгрэма по послушанию, Исследование разочарования изображения Розенцвейга, Сенсорная депривация…
Американская академия детской и подростковой психиатрии, Американская психиатрическая ассоциация, Американская психологическая ассоциация (АПА), Американское психологическое общество (АПС), Национальная ассоциация школьных психологов, Национальный институт психического здоровья, Психологические рефераты…
Тесты достижений, Комната Эймса, Оценка по шкале Апгар, Психологическая оценка, Шкала развития младенцев Бейли, Гештальт-тест Бендера, Тесты на творческие способности, Тест культурной ярмарки, Тест «Нарисуй человека», Электроэнцефалография (ЭЭГ), Свободная ассоциация, Техника чернильных пятен Хольцмана , Блочный тест Коха, Детекция лжи, Среднее — ПРИМЕР, Измерение, Медиана — ПРИМЕР, Шкалы ментальных тестов Меррилла-Палмера, Миннесотский многофазный опросник личности, Индикатор типа Майерс-Бриггс, Опросник личности, Рейтинговая шкала, Тест готовности, Ролевая игра/Психодрама , Метод Роршаха…
Арт-терапия — применение, преимущества, теория атрибуции, аверсивное обусловливание, поведенческая терапия, когнитивно-поведенческая терапия, контробусловливание, скрытая сенсибилизация, кризисное вмешательство, десенсибилизация, медикаментозная терапия, электрическая стимуляция мозга (ESB), электросудорожная терапия (ECT), семья Терапия, групповая терапия, консультирование по вопросам брака, музыкальная терапия — общие эффекты музыкальной терапии, как используется музыкальная терапия, первичная терапия, рационально-эмоциональная поведенческая терапия, терапия реальностью — терапия языком реальности, процедура, группы самопомощи — обзор, преимущества , Результаты, Тренировка чувствительности…
счеты, Способность, ненормальный, Аборт, абреакция, Абсолютный порог, ускорение, случайное свойство, склонность к несчастным случаям, аккомодация (глаза), Аккультурация — культурный плюрализм и мультикультурализм, ацетилхолин (АХ), Потенциал действия, иглоукалывание, Адаптация, зависимость, Наркомания / аддиктивная личность, Альфред Адлер Биография, подростковый возраст, адреналин (эпинефрин), Эдгар Дуглас Адриан Биография, эстетика, эстетика: некоторые психологические подходы, аффект, аффект, афферент, принадлежность, последействие, перцепция, остаточный образ, старение, старение : сенсорные и перцептивные изменения…
Кеннет Джон Уильям Крейк Биография, Творчество, творчество, кретинизм, криминология, Критический период, критические периоды, Поперечное исследование, кросс-модальная сенсорная интеграция, жестокость, Культы, культурные различия в восприятии, любопытство, кибернетика, история, Джон Далтон Биография, распознавание опасности, Биография Чарльза Роберта Дарвина, Биография Эразма Дарвина, Биография Леонардо да Винчи, Мечтательность, дедукция, Дедуктивное мышление, Защитные механизмы, дежа вю, Задержка удовлетворения, Отсроченная реакция, бред, бред, Деменция, слабоумие, Дендрит, дендрит , обозначение…
Ибн Баджа (Абу-Бакр Мухаммад ибн-Яхья ибн-ас-Саиг, ок. 1106–1138) Биография, Ибн Хазм (Али ибн-Хазм, 994–1064) Биография, Ибн Халдун (Абу-Заид Абд-ар-Рахман) ибн-Халдун, 1332–1406) Биография, Биография Ибн Сины, Ибн Араби (Ибн Аль-Араби, Шейх Абу-Бакр Мухаммад ибн-Али Мухьюддин, прозванный Величайшим Шейхом/Шейхом Аль-Акбаром/Доктором Максимусом, 1164–1240) Биография, иконическое изображение, id, id, идеал, идеализм…
восприятие: ранние греческие теории, восприятие как бессознательное влияние, перфекционизм, личное уравнение, личная идентичность, личность — теория типов личности, теория черт личности, психодинамическая теория личности, феноменологическая теория личности, развитие личности — влияние на развитие личности, расстройство личности, перспектива, фантомные конечности, феноменология, фобии, фобии, фонетика, френология, френология, физиогномика, биография Жана Пиаже, Пиаже и образование, биография Анри Пьерона, плацебо, эффект плацебо, эффект плацебо, пластичность нервной системы, биография Платона , Платонические формы…
Представляет сильный, последовательный и почти исчерпывающий аргумент в пользу естественной науки о человеческом поведении. Дает хорошее представление о поведенческой психологии. Охватывает базовую обусловленность, наблюдаемую у всех животных, включая людей, и охватывает темы, связанные в большей степени с человеческим поведением, такие как мышление, частные события, институты и культура.
Интерактивная психология образования: интеллект
Интерактивная психология образования: интеллектИнтеллект
Образец цитирования: Huitt, W. (2002). Интеллект. Педагогическая психология
Интерактивный . Валдоста, Джорджия: Государственный университет Валдосты. Получено [дата], из
http://www.edpsycinteractive.org/topics/cognition/intell.html
Вернуться к: | Обзор когнитивной системы
| Курсы EdPsyc
|
I. Обзор
Э. Г. Боринг, известный психолог из Гарварда в 1920-х годах, определил интеллект как что угодно. тесты интеллекта измеряют . Векслер, один из самых влиятельных исследователей в область интеллекта определила его как глобальную способность человека действовать целенаправленно, мыслить рационально и эффективно справляться со своим окружением . Заметить, что в этом есть конативный аспект определение. Многие современные учебники по психологии приняли бы рабочее определение интеллект как общая способность выполнять когнитивные задачи . Другие могут предпочесть определение, более ориентированное на поведение, такое как способность учиться на собственном опыте или способность адаптироваться к окружающей среде . Штернберг объединил эти два точки зрения на следующее: Интеллект – это познавательная способность человека учиться на опыте, хорошо рассуждать, запоминать важную информацию и справляться с с требованиями повседневной жизни .
B. Подходы к обучению
1. Концепция (широкая или узкая)
2. Оперативный (вербальный и невербальный, способность к обучению и т. д.)
C. Влияние на развитие
1. Природа (биология) — функционирование нервной системы, пол, генетика
2. Воспитание (окружающая среда) — образование родителей и социальный класс, сельская местность vs. городской/пригородный, этнический, образование/школьное образование; в Эффект Флинна
II. Альтернативные перспективы
А. Обзор
B. Психометрический (см. обзор Gardner, 1999)
1. Гальтон, Бине, Спирмен (начало 1900s), Векслер, Гилфорд
2. Фокус на структуре
3. На основе предположения о нормальном распределении конструкции интеллекта (см. рисунок ниже)
С. Обучение
а. Торндайк, Уотсон
б. акцент на податливость (функция)
Д. Познавательный
1. Обработка информации (интересуется тем, как люди мысленно представляют и обрабатывают информация)
а. Копьеносец (1920-е)
б. Модерн
(1) Ньюэлл, Шоу и Саймон (1958)
(2) Миллер, Галантер и Прибам (1960)
(3) Фюрерштейн (1978) — Инструментальное обогащение
2. Пиаже (описывается как процесс адаптации; акцент на развитии)
E. Теории систем
1. Триархическая теория Штернберга (Штернберг, 1994)
Штернберг считает, что интеллект состоит из трех отдельных, хотя и взаимосвязанные способности: аналитические, творческие и практические.
Способности разведки Аналитический попытаться решить знакомые проблемы, используя стратегии, которые манипулировать элементами проблемы или отношениями между элементами (например, сравнивая, анализируя) Креатив попытаться решить новые виды проблем, которые требуют от нас думать о проблеме и ее элементах по-новому (например, изобретая, проектируя) Практический попытаться решить проблемы, применяя наши знания к повседневные контексты (например, применение, использование) 90 164
Штернберг выдвигает гипотезу о том, что интеллект относится и проявляется в трех различные аспекты: (1) внутренний мир обработки информации, (2) опыт и прошлое обучение и (3) внешний мир адаптации, формирования и выбора реального мира среды.
Компоненты интеллекта описывает структуру когнитивных процессы, которые используются для адаптации, формирования или выбора реальной среды.
Компоненты разведки
(Внутренний мир)Метакомпоненты умственных процессов высшего порядка, используемых при планировании, мониторинг и оценка выполнения задачи; это «исполнительные» функции определяют использование других компонентов Компоненты производительности психических процессов, используемых при выполнении задания; вероятно, лучше всего измеряется текущими тестами интеллекта Компоненты приобретения знаний психические процессы, используемые при обучении
Интеллект демонстрируется двумя взаимодополняющими способами: способность справляться с новизной или новыми аспектами своего окружения и как быстро человек делает новая автоматическая обработка информации.
Интеллект и предварительные знания
(опыт и прошлые знания)Работа с новизной Интеллект— это способность учиться и мыслить внутри новые концептуальные системы, которые затем можно применить к уже существующим знаниям 90 164 Автоматизация информации Обработка сложный словесный, математический и др. задачи могут быть реально выполнены только потому, что многие операции, связанные с их производительность была автоматизирована
Интеллект — это не только способность приспосабливаться к окружающей среде; это также включает изменение этой среды или выбор новой.
Торговля С контекстами реального мира
(Внешний мир)Адаптация к Иногда человек проявляет свой интеллект, демонстрация способности адаптироваться к ситуации или контексту, в котором вы оказались. является основным аспектом интеллекта, который рассматривается психометристами, обучающимися теоретики и другие когнитивисты, такие как Пиаже Формование Иногда необходимо продемонстрировать свою интеллект, формируя или изменяя окружающую среду так, чтобы она лучше соответствовала потребностям человека. Выготский и теоретики динамических систем сосредотачиваются на этом аспекте интеллекта. Выбор Бывают случаи, когда необходимо продемонстрировать свой интеллект, выбирая альтернативную среду или контекст, в котором можно жить и работа. Не ко всем средам следует приспосабливаться, а к некоторым даже не стоит пытаться приспосабливаться. изменять. На мой взгляд, одна из важнейших частей работы Штернберга по интеллект — это его контрольный список адаптивного поведения. Потому что он рассматривает интеллект как набор навыков, каждое из действий в контрольном списке считается модифицируемым. Какой из этих над чем мы работали в этом классе? Над какими из них вы работали в других курсы на уровне колледжа? Над чем из них вы работаете на уроках, которые ведете?
Штернберга
Контрольный список адаптивного поведенияПрактическая способность решать проблемы
- Причины логически и хорошо
- Определяет связи между идеями
- Видит все аспекты проблемы
- Сохраняет непредубежденность и вдумчиво реагирует на идеи других
- Хорошо оценивает ситуацию
- Добирается до сути проблем
- Точно интерпретирует информацию
- Принимает правильные решения
- Обращается к первоисточникам за основной информацией
- Оптимально ставит задачи
- Хороший источник идей
- Воспринимает подразумеваемые предположения и выводы
- Находчиво решает проблемы
Вербальные способности
- Говорит четко и членораздельно, свободно устно
- Хорошо разговаривает
- Обладает знаниями в определенной области предмета
- Усердно учится
- Широко читает с высоким пониманием
- Записывает без проблем
- Отводит время для чтения
- Показывает хороший словарный запас
Социальная компетентность
- Принимает других такими, какие они есть
- Признает ошибки
- Проявляет интерес к миру в целом
- Приходит вовремя на встречи
- Обладает общественным сознанием
- Думает, прежде чем говорить и делать
- Выносит справедливые суждения
- Хорошо оценивает актуальность информации для решения проблемы
- Чувствителен к нуждам и желаниям других людей
- Проявляет интерес к ближайшему окружению
Штернберг признает, что интеллект — это только одно из объяснений того, почему у одних получается, а у других нет. Эти причины были организованы с точки зрения Системная модель человеческого поведения Хьюитта? Каковы некоторые преимущества этой договоренности с уважения к тому, чтобы помочь вам узнать и запомнить эти причины? Согласны ли вы с схема классификации? Как бы вы его изменили?
Штернберга Убеждения о
Почему умные люди терпят неудачуКогнитивно-ориентированный
Причины
- Отвлекаемость и отсутствие концентрации
- Слишком тонкое или слишком толстое намазывание
- Неспособность или нежелание видеть за деревьями лес
- Отсутствие баланса между критическим, аналитическим мышлением и творческим, синтетическим мышлением
- Использование неправильных способностей
Эмоциональные/социально-
Ориентированные причины
- Неверное возложение вины
- Страх неудачи
- Чрезмерная жалость к себе
- Чрезмерная зависимость
- Погрязнуть в личных трудностях
- Слишком мало или слишком много уверенности в себе
Волевой/Волевой-
Ориентированные причины
- Ошибка запуска
- Отсутствие мотивации
- Отсутствие настойчивости и настойчивости
- Неспособность выполнять задачи и выполнять их
- Отсутствие импульсного управления
- Неспособность воплотить мысль в действие
- Прокрастинация
- Отсутствие ориентации на продукт
- Неспособность откладывать удовлетворение
2. Теория множественного интеллекта Гарднера
Определение: Интеллектуальная компетентность человека должна включать набор навыков решение проблем — предоставление человеку возможности решать настоящие проблемы или трудности, которые он или она сталкивается и, когда это уместно, для создания эффективного продукта — и должен также влечет за собой возможность обнаружения или создания проблем, тем самым закладывая основу для приобретение новых знаний. (Гарднер, 19 лет83, с. 62, курсив в оригинале)
Критерии установления различных интеллектов:
- Изоляция при повреждении головного мозга
- Наличие людей с исключительным талантом
- Особая история развития
- Эволюционная история
- Набор основных операций
- Экспериментальное свидетельство
- Кодирование в системе символов
Гарднера
Multiple Intelligences (Seven Original Plus 1 1/2 Extra) | ||
Символ Аналитик Интеллект | Лингвистическая | Основной элемент: возможность быстрого преобразования из физическое представление стимулов (т. е. букв и/или других словесных символов) к более высоким коды уровней; способность манипулировать информацией в активированной памяти |
Логико-математический | Основной элемент: способность обобщать конкретные переживает и формирует новые, более абстрактные понятия и правила; способность быстро рассуждать и хорошо; способность рассуждать количественно | |
Неканонический (обычно описывается) Интеллект | Музыкальный | Основные элементы: перевести письменные символы в тон, ритм, тембр |
Пространственный | Основной элемент: способность визуализировать и мысленно вращать стимул или массив стимулов | |
Телесно-кинестетический | Основной элемент: контроль движений тела и
способность умело обращаться с предметами | |
Натуралист | Основной элемент: способность
различать различия в живых
окружающая среда | |
Личный Интеллект | Межличностный | Ключевой элемент: способность замечать и различать между другими людьми и, в частности, между их настроениями, темпераментами, мотивами, и намерения |
Внутриличностно | Основной элемент: способность различать и идентифицировать различные мысли и чувства и использовать их для понимания собственного поведения | |
Возможные дополнительные Интеллект | Экзистенциальный/надличностный | Основной элемент: поиск и связь с неизвестным |
Другой способ сгруппировать эти интеллекты:
- Манипуляции с символами — лингвистические, логико-математические, и Музыкальный
- Связанные с личностью — межличностные, внутриличностные и Экзистенциальный
- Связанные с объектами — пространственные, телесно-кинестетические и Натуралист
Каталожные номера:
- Гарднер, Х. (1983). Образ мышления: теория множественный интеллект . Нью-Йорк: базовый.
- Гарднер, Х. (1999, февраль). Кто владеет интеллект? The Atlantic Monthly . Получено: Август 2002 г., с http://www.theatlantic.com/issues/99feb/intel.htm.
- Смит, М. (2002) Говард Гарднер и множественный интеллект. энциклопедия неформального образования . Получено в феврале 2005 г. с http://www.infed.org/thinkers/gardner.htm.
- Штернберг, Р. (1994). В поисках человеческого разума (395-396). Новый Йорк: Харкорт Брейс.
| Интернет-ресурсы | Электронные файлы |
Вернуться к:
- Обзор когнитивной системы
- Курсы
- Домашняя страница
Все материалы на сайте [http://www.edpsycinteractive.org], если не указано иное, являются собственностью Уильям Г. Хьюитт. Законы об авторском праве и другие законы об интеллектуальной собственности защищают эти материалы.