Определение в психологии ощущение: Ощущения. Что такое «Ощущения»? Понятие и определение термина «Ощущения» – Глоссарий

Содержание

ОЩУЩЕНИЕ • Большая российская энциклопедия

Авторы: В. А. Лекторский

ОЩУЩЕ́НИЕ, эле­мен­тар­ное со­дер­жа­ние, ле­жа­щее в ос­но­ве чув­ст­вен­но­го зна­ния внеш­не­го ми­ра (напр., О. цве­та, зву­ка, твёр­до­го, ки­сло­го и т. д.). В ис­то­рии фи­ло­со­фии и пси­хо­ло­гии О. ис­тол­ко­вы­ва­лись как от­но­ся­щие­ся не к пред­ме­ту в це­лом, а лишь к его отд. свой­ст­вам, «ка­че­ст­вам». Как та­ко­вые они бы­ли раз­де­ле­ны на от­но­ся­щие­ся к свой­ст­вам пред­ме­тов внеш­не­го че­ло­ве­ку ми­ра (О. зри­тель­ные, слу­хо­вые, ося­за­тель­ные, обо­ня­тель­ные и вку­со­вые) и от­но­ся­щие­ся к кон­крет­ным со­стоя­ни­ям че­ло­ве­че­ско­го те­ла, сиг­на­ли­зи­рую­щим о дви­же­ни­ях и от­но­си­тель­ном по­ло­же­нии его раз­ных час­тей и о ра­бо­те внут­рен­них ор­га­нов. В ка­че­ст­ве ис­ход­ных, не раз­ло­жи­мых да­лее еди­ниц пси­хич. про­цес­сов во­об­ще и по­зна­ват. про­цес­сов О. бы­ли чёт­ко вы­де­ле­ны в эм­пи­риз­ме и сен­суа­лиз­ме 17–18 вв. (в ан­тич­ной фи­ло­со­фии, напр. , не су­ще­ст­во­ва­ло рез­ко­го раз­де­ле­ния О. и вос­при­ятия), име­ну­ясь при этом пер­во­на­чаль­но «чув­ст­вен­ны­ми идея­ми», «про­сты­ми идея­ми», «впе­чат­ле­ния­ми» и т. д. Спе­ци­фич. ха­рак­те­ри­сти­кой О. счи­та­лась их осоз­на­вае­мая дан­ность, не­по­сред­ст­вен­ность, по­ни­мае­мая ли­бо как ре­зуль­тат пря­мо­го при­чин­но­го воз­дей­ст­вия свойств пред­ме­тов внеш­не­го ми­ра (Дж. Локк, Э. Б. де Кон­диль­як, Б. Рас­сел), ли­бо про­сто как факт соз­на­ния без­от­носи­тель­но к его при­чи­не (Дж. Берк­ли, Д. Юм, Э. Мах). При этом про­ве­дён­ное Лок­ком раз­де­ле­ние О. на от­но­ся­щие­ся к «пер­вич­ным ка­че­ст­вам», ре­аль­но су­ще­ст­вую­щим в са­мих пред­ме­тах (О., от­но­ся­щие­ся к про­стран­ст­вен­ным свой­ст­вам пред­ме­тов, их фор­ме, рас­по­ло­же­нию и др.), и к «вто­рич­ным ка­че­ст­вам», су­ще­ст­вую­щим лишь в со­зна­нии, в си­лу не­яс­но­сти кри­те­рия это­го раз­де­ле­ния бы­ло ос­по­ре­но Берк­ли. Счи­та­лось, что ес­ли вос­при­ятие, пред­по­ла­гаю­щее оп­ре­де­лён­ную ак­тив­ность ума, мо­жет вво­дить в за­блу­ж­де­ние, быть ил­лю­зор­ным, то О. как ис­ход­ный ма­те­риал для по­строе­ния вос­при­ятия са­мо по се­бе не мо­жет вес­ти к за­блу­ж­де­нию. «Не бы­ва­ет ил­лю­зий чувств, бы­ва­ют толь­ко ошиб­ки в ис­тол­ко­ва­нии чув­ст­вен­ных дан­ных как зна­ков ве­щей, иных, чем они са­ми» (Рас­сел Б. Че­ло­ве­че­ское по­зна­ние. М., 1957. С. 200). Для боль­шин­ст­ва фи­ло­со­фов, ана­ли­зи­ро­вав­ших О., имен­но их не­со­мнен­ность и без­оши­боч­ность вы­во­ди­ла их за пре­де­лы зна­ния и субъ­ект-объ­ект­но­го от­но­ше­ния. 

В кон. 19 в. экс­пе­ри­мен­таль­ная пси­хо­ло­гия (и пре­ж­де все­го пси­хо­фи­зи­ка) сде­ла­ла О. пред­ме­том на­уч. ис­сле­до­ва­ния. Бы­ли вы­яв­ле­ны т. н. по­ро­ги чув­ст­ви­тель­но­сти, ха­рак­тер за­ви­си­мо­сти О. от ин­тен­сив­но­сти внеш­них раз­дра­жи­те­лей (за­кон Ве­бе­ра – Фех­не­ра) и др. В свя­зи с тем, что О. мо­гут вы­зы­вать­ся не толь­ко аде­к­ват­ны­ми сти­му­ла­ми (напр., зри­тель­ное О. све­том), но и сти­му­ла­ми не­аде­к­ват­ны­ми (напр., то же зри­тель­ное О. ме­ха­нич. или элек­трич. раз­дра­жи­те­лем), И. Мюл­лер сфор­му­ли­ро­вал «за­кон спе­ци­фи­че­ской энер­гии ор­га­нов чувств»: ка­че­ст­во ощу­ще­ний за­ви­сит не от свойств внеш­них пред­ме­тов, а от осо­бен­но­стей ощу­щаю­щей (ре­цеп­тор­ной) сис­те­мы че­ло­ве­ка. Со­глас­но Г. Гельм­голь­цу, О. от­но­сят­ся к ка­че­ст­вам внеш­не­го ми­ра, как ие­рог­лиф к обо­зна­чен­но­му им пред­ме­ту. Для сен­суа­листов-фе­но­ме­на­ли­стов (Дж. Берк­ли, Д. Юм, Э. Мах и др.), от­ри­цав­ших связь О. с объ­ек­тив­ны­ми свой­ст­ва­ми пред­ме­тов, ос­та­вал­ся не ре­шён­ным во­прос о том, как из субъ­ек­тив­ных, ин­ди­ви­ду­аль­ных О. мо­жет быть по­строе­но вос­при­ятие объ­ек­тив­но су­ще­ст­вую­ще­го пред­ме­та. Не­яс­ным бы­ло и то, сле­ду­ет ли от­но­сить к О. пе­ре­жи­ва­ния бо­ли, ис­ход­ные чув­ст­ва удо­воль­ст­вия и не­удо­воль­ст­вия, су­ще­ст­ву­ют ли О. про­стран­ст­ва и вре­ме­ни и т. п.

В фи­ло­со­фии и пси­хо­ло­гии 20 в. был по­став­лен под со­мне­ние сам факт су­ще­ст­во­ва­ния О. как не­ких са­мо­сто­ят. реа­лий в си­лу то­го, что в нор­маль­ных ус­ло­ви­ях обыч­но­го опы­та вос­при­ни­ма­ют­ся в ка­че­ст­ве не­по­средств. дан­но­сти пред­ме­ты и си­туа­ции в их це­ло­ст­но­сти, ко­то­рая не мо­жет быть пред­став­ле­на в ви­де сум­мы отд. эле­мен­тов-ощу­ще­ний. В ча­ст­но­сти, пред­ста­ви­те­ля­ми геш­тальт­пси­хо­ло­гии от­ме­ча­лось, что экс­пе­рим. изу­че­ние О. в тра­диц. пси­хо­фи­зи­ке про­ис­хо­ди­ло в ис­кус­ст­вен­но соз­дан­ных, ла­бо­ра­тор­ных ус­ло­ви­ях. Вы­де­лен­ные в ког­ни­тив­ной пси­хо­ло­гии и эко­ло­гич. под­хо­де к вос­при­ятию (см. Гиб­сон Дж. Дж.) еди­ни­цы ин­фор­ма­ции, из ко­то­рой стро­ит­ся вос­при­ятие, в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев не осоз­на­ют­ся и не мо­гут быть ис­тол­ко­ва­ны в ка­че­ст­ве О., как они по­ни­ма­лись ра­нее в фи­ло­со­фии и пси­хо­ло­гии.

что это такое, характеристика конкретных примеров и их классификация

Чувственный опыт, ощущение – это в психологии простейший процесс, обеспечивающий познание человеком внешнего мира и самого себя. Он представляет канал связи, благодаря которому в нашем сознании рождаются восприятие, воображение, мышление, выражающиеся действиями и эмоциями.

Оглавление

  • Понятие об ощущениях
  • Классификация
    • Внешние – экстроцептивные
    • Внутренние – интероцептивные
  • Полезное видео: ощущение
  • Свойства ощущений
  • Пороги ощущений
  • Полезное видео: понятие, свойства и виды ощущений
  • Вывод

Понятие об ощущениях

Постараемся понять, что это такое. Понятие об ощущениях в психологии дается как о процессе отражения человеческим сознанием свойств, присущих предметам или явлениям, а также внутреннего состояния.

Этот процесс – первоисточник знаний об окружающем мире. Он информирует о форме предметов, запахах, цвете, размерах, температуре, плотности, вкусе продуктов. С его помощью человек слышит, различает звуки, совершает движения, постигая пространство.

Возникновению ощущений предшествует действие внешних раздражителей окружающей среды на органы чувств. Воздействуя на участки нервной системы, раздражение посылает нервным окончаниям органов информацию о мире. Раздражителям свойственна пространственная локализация. Нервные окончания информируют нас, на какой участок тела либо откуда воздействует раздражитель: идет дождь, поступает тепло, падает свет.

Физиология ощущаемости обеспечивается сложной деятельностью органов чувств. К примеру, если человек лишен зрения, он не может различать цвет объектов. У людей с отсутствием слуха нет представления, как звучит голос матери, дождь или музыка.

Это интересно! Что это такое – девиантное поведение

Ощущения на уровне физиологии обеспечивают органы чувств

Классификация

В познании мира задействовано более двух десятков органов чувств. Возникновение ощущаемого образа происходит от воздействия на рецепторы, являющиеся окончаниями любого органа чувств. Глаза, язык, уши, кожа обладают миллионами рецепторов, от которых сигнал о свойствах предмета поступает в мозг. Классификация ощущений в психологии делит их на внешние и внутренние.

К сведению! Современная психологическая наука предлагает новую классификацию, определяемую понятием внешне-внутренних ощущений: температурных, болевых, вкусовых, вибрационных, мышечно-суставных, статико-динамических.

Внешние – экстроцептивные
НазваниеХарактеристика ощущений
Зрительные

(визуальные)

Возникают от воздействия световых лучей на рецепторы сетчатки глаза. Различаем хроматические цвета (окрашенные) с оттенками предметов спектра – от желтого до фиолетового, ахроматические – белый, черный с оттенками серого. Чем меньше света, тем цветовая гамма предметов становится менее яркой, обретая в сумерках серые краски. Отсюда пошла пословица: «В темноте все кошки серые».
ВкусовыеВозникают посредством раздражения вкусовых рецепторов, расположенных на языке, слизистой глотки, поверхности неба. Насчитывают их четыре разновидности: соленые, кислые, сладкие, горькие. Также существует множество оттенков, придающих неповторимый вкус кулинарным блюдам.

Разные участки языка отличаются особой восприимчивостью: кончиком чувствуем сладкое, краями – кислое, основанием – горькое.

Вкусовая категория взаимосвязана с обонянием. По запаху зачастую определяют качество пищи. Например, при насморке еда кажется безвкусной.

ОбонятельныеОбоняние – чувствование запахов благодаря специальным рецепторам носа. Ведущую роль обоняние играет для лиц с ограниченными возможностями по слуху и зрению. По запахам они различают людей, предметы, сигналы об опасности.

Обоняние важно для жизни. Почувствовав запах гари или газа, человек может избежать опасности для жизни. Ароматы цветов и парфюма влияют на эмоциональное состояние людей.

Осязательные

(тактильные)

Передаются воздействием на кожу. Различаются виды – от прикосновения и температурные. Нервные окончания кожи дают возможность чувствовать тепло, холод, силу прикосновения. Разные участки кожи различаются чувствительностью. Холод больше осязается грудью, животом, поясницей. Прикосновение сильнее чувствуется кончиком языка, подушечками пальцев. Температурные ощущения носят эмоциональную окраску: тепло – расслабляет, холод – бодрит.
СлуховыеРазличается три вида – музыкальные, речевые и шумы.

Слуховые анализаторы во всех видах характеризуются качественными показателями звука – силой, высотой, тембром, длительностью, темпом.

Музыкальный слух – способность различать звуки по всем качественным показателям, мелодии и ритму.

Фонематический слух – восприятие звуков речи. При развитом фонематическом слухе формируется грамотная письменная речь.

Шумы – влияют на эмоциональное состояние людей. Успокаивает шелест листвы, шум морского прибоя. Шум дождя, завывание ветра – вызывают грусть или тревогу. Шипение змеи, лай собак, сигнал автомобиля, звук грозы напоминают об опасности, звук салюта вызывает радость. Посторонние шумы негативно воздействуют на обучение школьников, умственную работу офисных сотрудников.

Характеристика видов ощущений

Это интересно! Понятие воля: что это в психологии

Внутренние – интероцептивные

Этот вид чувственного опыта дает информацию о процессах, происходящих в организме. Они подают сигналы жажды, голода, боли, важные для выживания в окружающей среде.

НазваниеХарактеристики
ДвигательныеЧувствуется движение, положение частей тела в пространстве. Координатором выступают двигательные рецепторы, находящиеся в мышцах, сухожилиях, пальцах рук, на языке, губах.
ОрганическиеДают представление о работе организма – пищевода, кишечника, сердца, других внутренних органов. Нервные окончания сообщают о нарушениях жизнедеятельности внутренних органов. Они проявляются спазмами, тошнотой, отеками, сердцебиением, головокружением, другими симптомами.
ОсязательныеВызваны слиянием двигательных ощущений с кожными. Возникают во время ощупывания предметов рукой в состоянии движения.
РавновесиеПространственное расположение тела обеспечивается вестибулярным аппаратом, находящимся во внутреннем ухе. С органом равновесия связана работа остальных органов. При сильном воздействии на вестибулярный аппарат внешних факторов у людей наблюдаются головокружение, тошнота, потеря ориентации.
БолевыеВыполняют защитные функции, сообщая о нарушениях в очаге боли. При их отсутствии человек не способен распознать тяжесть ранения или травмы. Полная нечувствительность к боли – аномалия, приводящая к травмам.

Полезное видео: ощущение

Свойства ощущений

Чувственные психологические процессы зависят от физических и биологических особенностей конкретного индивидуума. Они характеризуются приспособляемостью к определенным раздражителям, а также комплексом свойств, проявляющихся в разной степени.

  • Качество (модульность). Характеризуется отличием одного ощущения от других. К примеру, обоняние информирует о химических особенностях объектов – запахах: пряностей, цветочных, сероводорода, сдобы.
  • Интенсивность. Выражена количеством раздражителя, силой его воздействия, функциональной готовностью рецептора выполнять предназначенную работу. Пример: при насморке сила запаха ослабевает.
  • Длительность. Зависит от функционального состояния рецепторов, времени и интенсивности воздействия раздражителя. Ощущения не возникают и не исчезают мгновенно. Возникновению предшествует латентный период – время с начала действия раздражителя до проявления ощущений. Скрытый период у видов – разный: наивысший характерен для болевых, низший присущ вкусовым. Исчезновению свойственна инерция – время между окончанием воздействия раздражителя и прекращением чувствительности.
  • Чувствительность. Характеризуется реакцией нервной системы на раздражители. Каждый орган чувств различается степенью чувствительности. Наиболее высокая степень присуща обонянию.
  • Адаптация. Приспособляемость органов чувств к изменению внешних условий. Пример: переходя от света к темноте, постепенно начинаем различать предметы.
  • Сенсибилизация – взаимодействие ощутительных процессов, под влиянием одного раздражителя. Пример: звучание музыки ассоциативно вызывает определенное цветовосприятие.
  • Компенсация. Выражается усилением одной чувствительности при нарушении другой. Пример: обострение слуха после потери зрения.

Возьмите на заметку! Применяя свойства сенсибилизации и адаптации, развивается способность позитивного восприятия мира, окрашенного яркими эмоциями.

Свойства ощущений

Пороги ощущений

Рассмотрим, что входит в определение – порог ощущений. Органы чувств, на которые происходит воздействие, отличаются особой чувствительностью к отображаемым явлениям. Психологи называют такое состояние психики порогами ощущений. Их несколько:

  • Нижний (абсолютный) порог представляет минимальную величину раздражителя, вызывая малозаметные ощущения. Высокой чувствительности соответствуют нижние пороги.
  • Верхний порог – проявление максимальной величины раздражителя, при котором продолжает сохраняться чувствительность. Верхний порог соответствует низкой чувствительности.
  • Порог различения – минимальная степень различия между двумя раздражителями, вызывающая малозаметные различия в ощущениях.

Это интересно! Принципы устройства бытия: что это такое онтология

У каждого индивидуума величина порогов чувствительности различна. Они подвержены изменениям с возрастом, состоянием здоровья, психики. При воздействии лекарственных и наркотических средств чувствительность может повышаться или понижаться.

Большую роль играет тренинг, а также характер деятельности. У музыкантов от тренировок развивается слух, у легкоатлетов – двигательные показатели. Дегустаторы совершенствуют вкусоощущение и обоняние. Художники развивают визуальную чувствительность, распознавая большее число оттенков цвета.

Полезное видео: понятие, свойства и виды ощущений

Вывод

Все виды и свойства ощущений эффективно используются в психотерапевтической практике. Примеры, приведенные в статье, важны для понимания значимой роли этого психического процесса в комфортной и безопасной жизни людей.

Что означает ощущение в контексте человеческого тела?

Кэтрин А. Сандерсон, Amherst College

Уделите минутку и попытайтесь вызвать мелодичный и низкий звук голоса Моргана Фримена. Сила голоса Моргана Фримена дает представление о том, как наши органы чувств — в данном случае наши уши — собирают информацию о физическом мире. Это то, что психологи называют ощущением. Но выводы, которые мы делаем о его голосе — скажем, ощущение силы — отражают другой процесс, который психологи называют восприятием.

Ощущение относится к информации, полученной из физического мира, и выводы, которые мы делаем из этой информации, называются восприятием. (Изображение: Antiv/Shutterstock)

Ощущение против восприятия

Эти два процесса, ощущение и восприятие, различны, но тесно связаны. Ощущение описывает физическую информацию об окружающей среде, получаемую различными сенсорными рецепторами в наших глазах, ушах, носу и т. д. Восприятие — это процесс, посредством которого мы придаем смысл этому вводу; как мозг автоматически выбирает, организует и интерпретирует эти ощущения.

Вот простой способ понять разницу. Ощущение — это в основном физический процесс, тогда как восприятие сильно зависит от психологии. Вот почему одни и те же физические раздражители могут восприниматься разными людьми по-разному.

Сенсорная информация, поступающая через рецепторы, должна быть сначала обработана и проанализирована мозгом. (Изображение: Деян Георгиев/Shutterstock)

Допустим, вы с другом заходите в пекарню и сразу чувствуете запах свежеиспеченных булочек с корицей. Вы оба можете почувствовать запах корицы. Но этот запах может быть воспринят одним из вас просто как приятный запах и голодные боли, а другим как счастливое чувство, вызванное воспоминаниями о бабушкиной кухне.

Разные люди воспринимают одни и те же ощущения по-разному, потому что мозг каждого человека интерпретирует вещи по-разному, в зависимости от их настроения, воспоминаний и ожиданий.

Преобразование через пять чувств

Ощущение начинается со специализированных рецепторных клеток, расположенных в наших органах чувств: наших глазах, ушах, носу, языке и коже. Во-первых, мы обнаруживаем какой-то стимул в окружающей среде: мы видим малиновку, летящую за нашим окном, мы чувствуем запах булочек с корицей, проходя мимо пекарни, мы слышим мелодичный голос Моргана Фримена, когда слушаем радио. Затем мы принимаем эту сенсорную информацию и преобразуем ее в нашем мозгу в нейронные импульсы. Этот процесс называется трансдукцией.

Для каждого из наших пяти чувств происходит один и тот же процесс: сенсорные рецепторы воспринимают ту или иную форму энергии, скажем, энергию света, звуковых волн или химическую энергию молекул запаха. Затем эти рецепторы преобразуют энергию этого стимула в нервные импульсы, которые отправляются в различные части мозга, первичную область обоняния или первичную область слуха и так далее.

Сенсорное сокращение

Но имейте в виду, что не вся сенсорная информация отправляется для обработки в мозг. Вместо этого информация, которую мы получаем из окружающей среды, сначала анализируется и фильтруется в процессе, называемом сенсорной редукцией. Эта фильтрация не позволяет нашему мозгу перегружаться всеми ощущениями, которым мы постоянно подвергаемся: ощущением, что наши носки трутся о наши ноги, или звуком крови, бегущей по нашим венам.

Область психофизики исследует эти связи между физическими характеристиками стимулов и нашим психологическим восприятием их. Представьте, что вы находитесь в переполненном ресторане. Ваше внимание сосредоточено на людях, с которыми вы обедаете, и на еде, которую вы едите.

Вы игнорируете многие другие ощущения вокруг вас — официантов, приносящих людям меню, аромат разнообразных блюд, разговоры людей за соседними столиками — если только они не вызывают особого интереса.

Эта статья взята непосредственно из серии видео Введение в психологию . Смотрите прямо сейчас на Wondrium .

Не замечать плача ребенка

Итак, что определяет, можем ли мы обнаружить определенный стимул света, звука, запаха и т. д.? Одним из факторов является количество присутствующего стимула. Абсолютный порог относится к минимальному количеству стимуляции, необходимой для того, чтобы иметь возможность сознательно обнаруживать конкретный стимул — свет, звук, давление, вкус, запах — в 50% случаев.

Другой тип порога (порог различия) относится к наименьшей физической разнице между двумя стимулами, которые сознательно обнаруживаются в 50% случаев. Этот порог, часто называемый просто заметной разницей, проверяет, может ли кто-то различить два похожих стимула.

Итак, наша способность обнаруживать данный стимул частично основана на физике того, что достаточно громко, чтобы слышать, достаточно велико, чтобы видеть, и так далее. Но на нашу способность обнаруживать что-то в окружающей среде также влияют психологические факторы, включая нашу мотивацию, ожидания и опыт.

Молодые родители могут быть особенно восприимчивы к малейшему звуку, который издает их ребенок в течение ночи, в то время как более опытные родители могут привыкнуть вообще не замечать такой шум. Кто-то может войти в комнату и сразу почувствовать стойкий запах сигаретного дыма, а кто-то может вообще его не заметить.

Некоторые специалисты, например радиологи, учатся обнаруживать тонкие различия, которые другие редко могут. (Изображение: Rafa jodar/Shutterstock)

Что общего у авиадиспетчеров и ценителей вина

Но есть профессии, в которых люди учатся обнаруживать определенный раздражитель среди моря фонового шума. Авиадиспетчеры должны иметь возможность обнаруживать определенные самолеты и следовать за ними, игнорируя другие сигналы, появляющиеся на экране радара.

Рентгенологи должны уметь определять, является ли изображение на легком раковой опухолью или здоровой тканью. Знатоки вина учатся замечать тонкие различия между очень похожими винами, которые большинство из нас вообще не замечает. Все это примеры тренированных форм сенсибилизации.

Точно так же собак часто учат оказывать ценную помощь в обнаружении наркотиков и взрывчатых веществ и помогать в поисково-спасательных операциях. Некоторые увлекательные исследования показывают, что собак можно научить обнаруживать запах многих видов рака у людей, даже в очень низких концентрациях, до того, как рак можно будет обнаружить с помощью традиционных тестов.

Общие вопросы о том, что означает ощущение в контексте человеческого тела

В: В чем разница между ощущением и восприятием?

Ощущение относится к процессу получения входных данных из окружающей среды через сенсорные рецепторы, такие как уши и глаза, среди других входных данных. С другой стороны, восприятие относится к процессу осмысления мозгом поступающей сенсорной информации, ее анализа и сортировки.

В: Что такое трансдукция?

После первого шага ощущения, получения сенсорной информации из окружающей среды, наш мозг воспринимает сенсорную информацию и преобразует ее в нервные импульсы. Этот процесс называется трансдукцией.

В: Что происходит в процессе, известном как снижение чувствительности?

Сенсорная информация, которую мы получаем на первом этапе ощущения, не сразу отправляется в мозг для анализа и обработки. Вместо этого информация сначала фильтруется, чтобы мозг не был перегружен сенсорной информацией, которой мы постоянно подвергаемся. Этот процесс называется сенсорной редукцией.

Продолжайте читать


Нервная система человека
Нейроны: клетки, ответственные за то, как мы думаем и чувствуем
Эндокринная система: органы и функции

Ощущение и восприятие | Гидроцефалия и молодые люди

На этой странице …

  • Что такое сенсация и восприятие?
  • Как «сенсация» и восприятие в поведении?
  • Что происходит с ощущение и восприятие при гидроцефалии?
  • Близкородственные процессов
  • Получение права информация в
  • Возможные проблемы
  • Добавлены сложности

Что такое сенсация и восприятие?

Ощущение и восприятие происходят, когда мы взаимодействуем с мир вокруг нас.

Ощущение заключается в обнаружении вещей, существующих в мира через: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Для этого организм использует органы чувств: глаза, уши, нос, кожа и язык, которые посылают сообщения специализированная область мозга, называемая «сенсорной корой».

Восприятие заключается в преобразовании сенсорных сообщений и сигналы в мысль или часть полезной информации, которую мозг может обработать напр. я вижу кошку; я чувствую боль в левой ноге; Я теряю равновесие.

Вернуться к началу

Как «сенсация и восприятие в поведении?

Нам нужен комбинированный ввод от наших органов чувств, чтобы сказать нам о том, что происходит в окружающем нас мире. Мозг воспринимает и использует много информации, чтобы решить, если и когда делать что-то в ответ: действовать или вести себя.

Например:

  • Наше обоняние может сказать нам, что молоко скисло, поэтому мы не пьем его.
  • Наше зрение улавливает разницу между краем обрыва и краем ступеньки (что может показаться похожим под ногой). Дополнительная информация помогает нам решить, следует ли отказаться от или не.

Переход от видения или слышания чего-либо к действию в связи с этим включает в себя многие мозговые процессы. Внимание тесно связано с ощущением и восприятием. Вы можете прочитать о внимании отдельно, но это то место, где «команды» мозга центр» или исполнительные функции также Стань участником. Как только что-то ощущается и воспринимается, исполнительная часть мозга Функции «говорят» (или направляют) органы чувств, чтобы они обращали внимание на определенные вещи. Глядя или прислушиваясь к «правильным» вещам, мы получаем более полное картина ситуации: мы можем воспринимать ситуацию в целом, чтобы понять это лучше.

Наверх

Что происходит с ощущение и восприятие при гидроцефалии?

Поскольку сенсорная кора находится на поверхности головного мозга, он может быть прижат к внутренней части черепа, когда мозг набухает (см. Гидроцефалия для более подробного описание того, почему это происходит). Это давление может привести к повреждению клеток на поверхности мозга, что может затруднить передачу сенсорных сигналов. быть принятым и понятым.

Гидроцефалия также растягивает многие соединения в мозг. Это может означать, что процессы, которые обычно работают вместе, не «общаются». так же, как они должны. Так, очевидная неспособность ребенка или подростка видеть или услышать что-то (например) может быть из-за аффектов, что гидроцефалия может воздействовать на другие, связанные процессы, такие как внимание или исполнительное функционирование.

Вернуться к началу

Тесно связанные процессы

Ни один из процессов мозга не работает сам по себе. Проблемы с внимание, например, может мешать сосредоточиться на «правильных» вещах. Этот может быть особенно трудным в занятых ситуациях, когда есть много разных о чем подумать. Подробнее о том, как работает внимание, читайте здесь.

Занятые или сложные ситуации также означают, что мозг должен работать усерднее, чтобы понять, что происходит.

Например, просят использовать единственный карандаш, лежащий на столе, — это более легкая задача, чем попросить использовать красный карандаш из ящика, полного многих карандашей.

Способность воспринимать и обращать внимание на «правильные» вещи в ситуации также зависит от понимания или «понимания» ситуация. Подробнее о понимании можно прочитать здесь. Если вопрос, инструкция или ситуация не поняты должным образом, будет трудно решить, как реагировать или вести себя.

Вернуться к началу

Получение права информация в

Как уже упоминалось, ни один из процессов мозга не работает один. Таким образом, может быть полезно подумать о том, как эти ключевые процессы связаны с друг с другом.

Вернуться к началу

Возможные проблемы

    Измененные ощущения и восприятие могут способствовать трудности с:

    • Навигация (самоориентация по отношению к окружающие достопримечательности)
    • Поиск вещей в сумке/ящике/шкафу (нахождение одного предмета среди многих)
    • Геометрия (как мы воспринимаем формы, углы)
    • Восприятие социальных сигналов (например, язык тела, изменение выражения лица)
    • Восприятие расстояния/пространства (например, глубина поле)

    Ощущение и восприятие находятся в начале сложной линии процессов, которые позволяют нам взаимодействовать с миром. Проблемы с чувствительностью и восприятие может иметь влияние практически на любую область жизни. Если ребенок или молодой человек испытывает трудности только в некоторых ситуациях, это может указывать на то, что другие процессы в мозгу были затронуты.

    Может быть очень трудно сказать, какой из отделов мозга процессы поражены гидроцефалией. Предложения по обращению с житейские проблемы и трудности даны на протяжении всей Жизни с Страницы гидроцефалии.

    Некоторые из страницы, которые могут представлять особый интерес:

    • Знать, как себя вести
    • Общение с другими
    • Личная организация
    • Решение проблем

    Вернуться к началу

    Дополнительные осложнения

    Гидроцефалия часто связана с другими состояниями таких как расщелина позвоночника, церебральный паралич и кровоизлияние в мозг. Каждое условие может или не может изменить ощущение и восприятие. Spina bifida, например, может вызывают изменения в ощущении и восприятии, связанные с повреждением спинной мозг, не обязательно в головной мозг.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts