ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ». Результаты социологического опроса (июль, 2006 г.)
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как россияне относятся к введению школьной формы, в чем видят её основные преимуществ и недостатки, кто, по мнению респондентов, должен принимать решение о введении школьной формы.
Большинство россиян (64%) считают, что в школах следует вводить форму одежды. Доля тех, кто придерживается противоположной точки зрения, вдвое меньше (31%). Чаще всего за введение школьной формы выступают женщины – 77%, из них 39% считают, что «безусловно следует» ее вести.
На этом фоне существенно выделяется позиция в отношении школьной формы молодых респондентов 18–24 лет, среди которых преобладает отрицательное отношение к её введению – половина опрошенных этой группы (51%) против введения школьной формы, тогда как «за» – лишь треть (38%).
По сравнению с респондентами, считающими себя плохо и средне материально обеспеченными, хорошо обеспеченные опрошенные демонстрируют более негативное отношение к введению формы в школах.
Основные преимущества школьной формы – сглаживание социального неравенства детей (это отмечают 53% опрошенных) и ее «дисциплинирующий» фактор (44%). Немаловажным для родителей является и то, что школьная форма формирует чувство общности и сплоченности с классом, школой (18%). Лишь 15% опрошенных не видят никаких «плюсов» введения школьной формы. Причем, среди молодёжи 18–24 лет доля тех, кто таких преимуществ не находит, максимальна и составляет треть опрошенных (34%).
Главные недостатки школьной формы – нежелание детей ее носить (32%) и «потеря индивидуальности» (18%). Также респонденты указывают на фактор «затратности» – 15% отмечают повышение финансовых расходов на обучение ребенка, а 11% – затраты времени и сил родителей в связи с приобретением формы. Нередко к «минусам» относят низкое качество материалов и пошива школьной формы (14%). Впрочем, немало и тех – четверть опрошенных (25%), – кто не видит никаких недостатков во введении школьной формы.
Кто должен принимать решение о введении школьной формы? Относительное большинство опрошенных (43%) считают, что должно быть принято государственное решение о введении школьной формы во всех школах России. Существенно реже респонденты указывают, что это прерогатива директора школа (15%) или региональных органов власти (13%). Лишь 12% опрошенных считают, что сами родители должны принимать решение о том, будет ли их ребенок ходить в школьной форме.
Елена Пахомова
Всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 8–9 июля 2006 г. Опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Как Вы считаете, следует ли в школах вводить школьную форму? | |||
Всего опрошенных | Пол | ||
Мужчины | Женщины | ||
Безусловно да | 33 | 26 | 39 |
Скорее да | 31 | 35 | 28 |
Скорее нет | 25 | 27 | 22 |
Безусловно нет | 6 | 8 | 5 |
Затрудняюсь ответить | 5 | 4 | 6 |
Как Вы считаете, следует ли в школах вводить школьную форму? | ||||||
Всего опрошенных | Возраст, лет | |||||
18-24 | 25-34 | 35-44 | 45-59 | 60 и старше | ||
Безусловно да | 33 | 14 | 36 | 30 | 34 | 50 |
Скорее да | 31 | 24 | 32 | 29 | 33 | 40 |
Скорее нет | 25 | 41 | 25 | 25 | 24 | 3 |
Безусловно нет | 6 | 10 | 3 | 10 | 4 | 3 |
Затрудняюсь ответить | 5 | 11 | 4 | 6 | 5 | 4 |
Как Вы считаете, следует ли в школах вводить школьную форму? | ||||
Всего опрошенных | Оценка своего материального положения | |||
Очень хорошее, хорошее | Среднее | Плохое, очень плохое | ||
Безусловно да | 33 | 24 | 32 | 43 |
Скорее да | 31 | 32 | 32 | 29 |
Скорее нет | 25 | 35 | 24 | 18 |
Безусловно нет | 6 | 7 | 7 | 6 |
Затрудняюсь ответить | 5 | 2 | 5 | 4 |
В чем Вы видите преимущества введения школьной формы? (до двух ответов) | |
Сглаживает социальное неравенство детей | 53 |
Школьная форма дисциплинирует | 44 |
Формирует чувство общности и сплоченности с классом, школой | 18 |
Снижает общие расходы родителей на обучение в школе | 13 |
Высокие требования, стандарты качества материалов и пошива школьной одежды | 1 |
Другое | 0 |
Не вижу никаких преимуществ введения школьной формы | 15 |
Затрудняюсь ответить | 5 |
В чем Вы видите основные недостатки введения школьной формы? (до двух ответов) | |
Сами дети не хотят носить школьную форму | 32 |
Препятствует развитию индивидуальности, вкуса ребенка | 18 |
Существенно повышает расходы родителей на обучение ребенка в школе | 15 |
Низкое качество материалов и пошива школьной формы | 14 |
Требует значительных затрат времени и сил родителей в связи с приобретением школьной формы | 11 |
Другое | 2 |
Таких недостатков нет | 25 |
Затрудняюсь ответить | 7 |
Источник: ВЦИОМ
Версия для печати
Россияне назвали главные достоинства и недостатки нации » Новости Нарьян-Мара сегодня – Последние события в НАО – Информационное агентство NAO24.
RUОбщество 14-06-2018, 09:30
Источник РИА Новости
Россияне считают главными положительными качествами соотечественников гостеприимство, трудолюбие и душевность, а среди недостатков чаще всего называют пьянство и лень, показал опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ)
ВЦИОМ провел исследование, посвященное образу нации в глазах самих россиян. Социологи предложили респондентам выбрать из предложенного перечня не более пяти эпитетов, которые, на их взгляд, лучше всего характеризуют русских людей.
«Народный рейтинг» показал, что главным качеством русских является гостеприимство (его назвали 45% опрошенных россиян). На втором месте, по данным всероссийского опроса, – трудолюбие (41%). Третью строчку занимает душевность (33%)», — говорится в материалах ВЦИОМ.
В первую пятерку наиболее характерных, по мнению россиян, национальных черт входят также щедрость (26%) и общительность (25%). При этом щедрость чаще упоминают люди старшего поколения, нежели молодежь: это качество назвали 30% среди респондентов в возрасте 45-59 лет и 18% среди 18-24-летних. О силе сограждан сказали 23% россиян, а о слабости – лишь 2%.
«Если говорить о негативных качествах, то здесь лидирует пьянство – 16% россиян отмечают это качество. Причем молодые люди (18-24 года) характеризуют русских как пьющих чаще (25%) остальных возрастных групп. На втором месте в «антирейтинге» находится лень (13%). Об отсутствии дисциплины в русских людях говорят 6% респондентов. Грубость и хитрость упоминают еще реже — по 5% опрошенных», — отмечено в материалах исследования.
Руководитель практики социального моделирования и прогнозирования департамента исследований ВЦИОМ Юлия Баскакова отметила, что результаты опроса показывают заметные различия в восприятии образа нации между представителями различных поколений.
«Чем моложе респонденты, тем критичнее они оценивают россиян: сегодняшние 18-24-летние приписывают им негативные качества вдвое чаще, чем люди пенсионного возраста.
По ее словам, «в зеркале этого опыта русский человек порой начинает выглядеть ленивым, грубым, лицемерным». «Подобная критичность восприятия может быть полезна в случае, если она становится основой для самокритичности и мотивом для молодых людей развивать в себе те качества, которые им кажутся недостаточно выраженными в других россиянах», — указала Баскакова.
Всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» был проведен 23-24 мая нынешнего года среди 2 тысяч респондентов старше 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью, статистическая погрешность не превышает 2,2%.
Следите за нашим Telegram-каналом чтобы быть в курсе последних новостей
comments powered by HyperComments
8.3 Плюсы и минусы опросных исследований.
Методы исследования в социальных науках: введениеГлава 8. Методы сбора данных: опросные исследования
Опросное исследование, как и все методы сбора данных, имеет как сильные, так и слабые стороны. В следующих разделах будут рассмотрены оба.
Сильные стороны метода обследования
Исследователи, использующие методы опроса для сбора данных, получают ряд преимуществ. Во-первых, опросы — отличный способ собрать много информации от многих людей, и они относительно эффективны с точки зрения затрат.
Преимущество экономической эффективности связано с потенциалом обобщаемости обследования. Поскольку опросы позволяют исследователям собирать данные из очень больших выборок по относительно низкой цене, методы опросов поддаются методам вероятностной выборки, которые мы обсуждали в главе 7 «Выборка». Из всех методов сбора данных, описанных в этом тексте, опросное исследование, вероятно, является лучшим методом, который можно использовать, когда вы надеетесь получить репрезентативную картину отношений и характеристик большой группы.
Обзорное исследование также имеет тенденцию быть надежным методом исследования. Это связано с тем, что опросы стандартизированы; одни и те же вопросы, сформулированные точно так же, задаются участникам. Другие методы, такие как качественный опрос, о котором вы узнаете в главе 10 «Методы сбора качественных данных», не обеспечивают такого же уровня согласованности, как количественный опрос. Одной из сильных сторон методологии обследования является ее способность давать надежные результаты. Это не означает, что все опросы всегда надежны. Плохо сформулированный вопрос может привести к тому, что респонденты по-разному интерпретируют его значение, что может снизить надежность вопроса.
Универсальность опросных исследований также является преимуществом. Опросы используются самыми разными людьми во всех видах профессий. Универсальность, предлагаемая исследованиями в виде опросов, означает, что понимание того, как составлять и проводить опросы, является полезным навыком для всех видов работ. Например, юристы часто используют опросы при отборе присяжных. Социальные службы и другие организации (например, церкви, клубы, группы по сбору средств и группы активистов) используют их для оценки эффективности своих усилий. Предприятия используют их, чтобы узнать, как продавать свою продукцию. Правительства используют их, чтобы понять мнения и потребности сообщества, а политики и средства массовой информации используют опросы, чтобы понять своих избирателей.
Ниже приведены преимущества опросных исследований:
- Экономичность.
- Обобщаемость.
- Надежность.
- Универсальность.
Недостатки метода обследования
Как и все методы сбора данных, опросное исследование также имеет несколько недостатков. Во-первых, хотя можно утверждать, что опросы являются гибкими в том смысле, что они могут задавать любое количество вопросов по любому количеству тем, тот факт, что исследователь опроса обычно привязан к одному инструменту для сбора данных (анкете), означает, что опросы также можно охарактеризовать как негибкий. Например, предположим, что вы рассылаете опрос 1000 человек, а затем обнаруживаете, когда начинают поступать ответы, что ваша формулировка в конкретном вопросе сбивает с толку многих респондентов. На данном этапе уже поздно менять вопрос для респондентов, которые еще не вернули свои анкеты (однако, если вы сначала проводите пилотное исследование, вам следует избегать такой ситуации). С другой стороны, при проведении углубленных интервью исследователь может предоставить респондентам дополнительные пояснения, если они запутались в вопросе, и может корректировать свои вопросы по мере того, как они узнают больше о том, как респонденты их понимают.
Валидность также может быть проблемой для опросов. Вопросы опроса стандартизированы; таким образом, может быть трудно задать что-либо, кроме очень общих вопросов, понятных широкому кругу людей. Из-за этого результаты опроса могут быть не такими достоверными, как результаты, полученные с помощью методов сбора данных, позволяющих исследователю более комплексно изучить изучаемую тему.
Потенциальные недостатки опросного исследования включают:
- Негибкость; и
- Срок действия.
8.3 Плюсы и минусы опросного исследования – методы исследования, сбор данных и этика
Опросное исследование, как и все методы сбора данных, имеет как сильные, так и слабые стороны. В следующих разделах будут рассмотрены оба.
Сильные стороны метода обследования
Исследователи, использующие методы опроса для сбора данных, получают ряд преимуществ. Во-первых, опросы — отличный способ собрать много информации от многих людей, и они относительно эффективны с точки зрения затрат.
Преимущество экономической эффективности связано с потенциалом обобщаемости обследования. Поскольку опросы позволяют исследователям собирать данные из очень больших выборок по относительно низкой цене, методы опросов поддаются методам вероятностной выборки, которые мы обсуждали в главе 7 «Выборка». Из всех методов сбора данных, описанных в этом тексте, опросное исследование, вероятно, является лучшим методом, который можно использовать, когда вы надеетесь получить репрезентативную картину отношений и характеристик большой группы.
Обзорное исследование также имеет тенденцию быть надежным методом исследования. Это связано с тем, что опросы стандартизированы; одни и те же вопросы, сформулированные точно так же, задаются участникам. Другие методы, такие как качественный опрос, о котором вы узнаете в главе 10 «Методы сбора качественных данных», не обеспечивают такого же уровня согласованности, как количественный опрос. Одной из сильных сторон методологии обследования является ее способность давать надежные результаты. Это не означает, что все опросы всегда надежны. Плохо сформулированный вопрос может привести к тому, что респонденты по-разному интерпретируют его значение, что может снизить надежность вопроса.
Универсальность опросных исследований также является преимуществом. Опросы используются самыми разными людьми во всех видах профессий. Универсальность, предлагаемая исследованиями в виде опросов, означает, что понимание того, как составлять и проводить опросы, является полезным навыком для всех видов работ. Например, юристы часто используют опросы при отборе присяжных. Социальные службы и другие организации (например, церкви, клубы, группы по сбору средств и группы активистов) используют их для оценки эффективности своих усилий. Предприятия используют их, чтобы узнать, как продавать свою продукцию. Правительства используют их, чтобы понять мнения и потребности сообщества, а политики и средства массовой информации используют опросы, чтобы понять своих избирателей.
Ниже приведены преимущества опросных исследований:
- Экономичность.
- Обобщаемость.
- Надежность.
- Универсальность.
Недостатки метода обследования
Как и все методы сбора данных, опросное исследование также имеет несколько недостатков. Во-первых, хотя можно утверждать, что опросы являются гибкими в том смысле, что они могут задавать любое количество вопросов по любому количеству тем, тот факт, что исследователь опроса обычно привязан к одному инструменту для сбора данных (анкете), означает, что опросы также можно охарактеризовать как негибкий. Например, предположим, что вы рассылаете опрос 1000 человек, а затем обнаруживаете, когда начинают поступать ответы, что ваша формулировка в конкретном вопросе сбивает с толку многих респондентов. На данном этапе уже поздно менять вопрос для респондентов, которые еще не вернули свои анкеты (однако, если вы сначала проводите пилотное исследование, вам следует избегать такой ситуации). С другой стороны, при проведении углубленных интервью исследователь может предоставить респондентам дополнительные пояснения, если они запутались в вопросе, и может корректировать свои вопросы по мере того, как они узнают больше о том, как респонденты их понимают.
Валидность также может быть проблемой для опросов. Вопросы опроса стандартизированы; таким образом, может быть трудно задать что-либо, кроме очень общих вопросов, понятных широкому кругу людей. Из-за этого результаты опроса могут быть не такими достоверными, как результаты, полученные с помощью методов сбора данных, позволяющих исследователю более комплексно изучить изучаемую тему.