Коррекция оптической дисграфии у младших школьников.
Оптическая дисграфия — это дисграфия, которая связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
Учащиеся с оптическими нарушениями письма обычно испытывают сложности с переносом букв на бумагу в правильной форме. Они искажают внешний вид буквенных символов или пишут их зеркально. Дети не могут корректно написать буквы, поэтому самопроизвольно добавляют им лишние детали, петельки, иногда теряют необходимые составляющие символов.
Специалисты утверждают, что чаще всего дисграфики оптического типа допускают такие специфические ошибки:
- замена похожих по написанию букв, которые имеют разное расположение отдельных элементов символа (в-д, ш-т)
- подмена букв, состоящих из одинаковых элементов в различном количестве (крючочков, кружочков и т.д.) ( ш-и, р-у, м-л, т-п)
- зеркальное написание букв. Символы пишутся правильно, но в другую сторону.
Очень часто такого типа ошибки совершают левши. (З-Е) - утеря и не дописывание составляющие части букв (Антон — Λнтон)
Особую группу детей с оптической дисграфией составляют младшие школьники 7-9 лет. У большинства из них оптические ошибки носят физиологический характер и постепенно исчезают, то есть это явление может наблюдаться на определенном этапе формирования графомоторного навыка письма у подавляющего большинства детей младшего школьного возраста.
Коррекция оптической дисграфии.
Работа по преодолению оптической дисграфии проводится в 3 этапа:
1. Развитие у учащихся зрительного восприятия и узнавания предметов, восприятия величины, восприятия формы, целостности восприятия, избирательности восприятия.
(Упражнения на дифференциацию простых символов и изображений, которые наложены друг на друга. Это могут быть буквы, очертания животных или бытовых предметов, знакомых школьнику.)
Выделение предметных изображений, наложенных друг на друга.
Задания на развитие восприятия величины предметов.
2. Уточнение и расширение объема зрительной памяти, формирование пространственного восприятия и представлений, ориентировка в схеме собственного тела, в окружающем пространстве.
Упражнение «Графические диктанты» Развитие ориентировки в пространстве и зрительно-моторных координаций.
На развитие моторных функций письма.
3. Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.
Упражнение «Буквы-перевертыши».Раскраска на нахождения буквы, написанной правильно.
Расшифровка слов, записать вместо цифр буквы.
Упражнение «Слепи и допиши».Сначала лепим букву из пластилина, называем части, из которых состоит буква, а потом на листочке дописываем букву по элементам.
Основные задачи коррекционного обучения направленны на:- Развитие и формирование пространственных и временных представлений.

- Развитие конструктивного праксиса.
- Развитие мнестических представлений.
- Развитие графомоторных навыков и умений.
- Развитие навыка звукобуквенного анализа и синтеза.
- Дифференциация смешиваемых букв.
Упражнения проводятся в игровой форме. Задания направлены на решение главной задачи, при их выполнении школьник постоянно думает об особенностях написания букв, самостоятельно находит в них различия и сходство. В результате это обеспечивает усвоение письменных навыков.
Коррекция оптической дисграфии у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи
Авторы: Чумак Наталья Владимировна, Асюченко Алина Александровна, Груздова Елена Ивановна
Рубрика: 5.
Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
XLII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, январь 2023)
Дата публикации: 14.01.2023
Статья просмотрена: 30 раз
Скачать электронную версию
Библиографическое описание:Чумак, Н. В. Коррекция оптической дисграфии у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи / Н. В. Чумак, А. А. Асюченко, Е. И. Груздова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLII Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 39-43. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/475/17726/ (дата обращения: 08.05.2023).
В настоящее время проблема коррекции специфических нарушений речи у младших школьников является актуальной, в связи с тем, что в начале обучения в школе у детей с тяжелыми нарушениями речи обнаруживаются определенные трудности с чтением и письмом.
Такие нарушения влияют на все дальнейшее школьное обучение учащихся.
Коррекционный аспект проблемы преодоления нарушений письма представлен в работах И. Н. Садовниковой, О. Б. Иншаковой, А. В. Ястребовой и др. Специфические нарушения письменной речи изучали такие авторы, как А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, Е. А. Логинова, Е. Ф. Соботович, Л. С. Цветкова и т. д. [2].
Диагностика, проведенная в начале учебного года, выявила проблемы в развитии письменной речи (дисграфия) у учащихся начальных классов с тяжелыми нарушениями речи. Анализ результатов позволил выявить особенности письма учащихся начальных классов, посещающих логопедический пункт. Из 12 детей у 40 % (4 учащихся) выявлена артикуляторно-акустическая дисграфия, с фонетическими нарушениями; у 20 % (2 учащихся) аграмматическая дисграфия и у 60 % (6 учащихся) наблюдается оптическая дисграфия. Чаще всего у учащихся с ОВЗ встречаются ошибки в виде: не дописывание элементов букв; добавление лишних элементов; пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент; зеркальное написание букв [1].
Результаты исследования выявили, что очень часто у учащихся начальных классов с ТНР встречается оптическая дисграфия. С целью предупреждения и коррекции оптической дисграфии необходима планомерная и последовательная коррекционная работа с учащимися младших классов с ТНР. Специалисты школы пришли к выводу, что при работе с младшими школьниками с ТНР необходимы вспомогательные средства, облегчающие процесс коррекции оптической дисграфии.
Перед педагогами стоит задача поиска наиболее оптимальных возможностей коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста. Практическая деятельность показала, что самым эффективным способом преодоления нарушений письменной речи у учащихся с ОВЗ выступает игровая технология.
Ценностью игровой технологии является увлеченность и заинтересованность детей с ОВЗ в коррекционной деятельности. Данная технология способствует снятию напряжения и страха при письме у младших школьников с ОВЗ, которые чувствуют свою собственную несостоятельность в графолексической деятельности, и позволяет создать положительный эмоциональный настрой в процессе всего урока [3].
При отборе методов и приемов коррекционно-развивающего воздействия на формирование письменной речи применялись общепринятые традиционные положения коррекционной деятельности, которые были дополнены определенным содержанием, имеющим коррекционную направленность.
В коррекционной деятельности по преодолению оптической дисграфии использовалась методика Е. В. Мазановой. Коррекционная работа по данной методике проводится в четыре этапа:
- Организационный этап. Он заключается в проведение первичного обследования, оформление документации. При коррекции дисграфии специалисту необходимо принимать во внимание ранние сроки начала коррекционной деятельности, комплексность мероприятий, которые направленные на преодоление специфических ошибок, своевременно подключить к выполнению домашних заданий родителей.
- Подготовительный этап. Здесь планируется работы в соответствии с результатами обследования, разрабатывается дидактический материал и наглядность по профилактике оптической дисграфии у младших школьников.
На данном этапе создается картотека игр и игровых упражнений на развитие познавательных процессов и письменной речи, изготовление карточек-заданий по развитию фонематического слуха и звукового анализа и синтеза, составление конспектов индивидуальных и групповых занятий. Создание в социальной сети своего персонального мини-сайта, размещение на нем электронной картотеки развивающих игр и игровых упражнений по преодолению дисграфии, консультаций для родителей и учителей [4]. - Основной этап. На нем происходит закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме, автоматизацию и дифференциацию смешиваемых и взаимозаменяемых букв.
По методике Е. В. Мазановой для лучшего усвоения образа букв учащимся традиционно предлагается: ощупать, вырезать, слепить буквы из пластилина, обвести по контуру, написать в воздухе, определить сходство и различие оптически сходных букв и т. д.; проводить дифференциацию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.
Все эти приемы эффективнее проводить в игровой форме с детьми младшего дошкольного возраста.
Для решения проблемы используются дидактические игры, которые направлены на устранение оптической дисграфии, такие как «Путаница», «Разгляди буквы», «Повтори рисунок по клеточкам», Для детей подготавливаются карточки с игровыми упражнениями, цель которых научиться автоматически распознавать буквы, отличать их друг от друга.
В коррекционной деятельности применяются и компьютерные игры, которые позволяют в более наглядной (но не простой) форме представлять материал разной степени сложности, но дети легко и быстро справляются с трудностями выполняемого задания через игру. Например, тренажер «Дельфа-142–1», «Баба Яга учится читать», программно-методический комплекс «Развитие речи», элементы программы «Грамотей», «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе», игры с логопедического портала «Мерсибо» [5].
- Заключительный этап, на котором закрепляются полученные навыки, организуется взаимодействие с учителями начальных классов и родителями учащихся.

Огромную роль в закрепление полученных навыков при нарушении письменной речи играет совместная работа специалистов и учителей начальных классов. Организуя работу в этом направлении, разрабатываются методические рекомендации. Учителям рекомендовано дополнять уроки чтения и письма, упражнениями по развитию речевого слуха, развитию артикуляционной моторики, мелкой моторики рук и т. д. С педагогами проводились консультации, мастер-классы, с целью знакомства учителей со спецификой и видами речевых нарушений, которые затрудняют овладение чтением и письмом, с методами коррекционной деятельности по преодолению нарушений письменной речи.
Подводя итог коррекционной деятельности, можно отметить, что, применяя игровую технологию, можно добиться положительных результатов в коррекции оптической дисграфии младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. Включение в педагогическую работу игр и игровых упражнений позволило добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всей коррекционной работы с младшими школьниками с ТНР.
Литература:
1. Воронова, А. П. Диагностика, профилактика и коррекция письма у детей с нарушениями речи// научно-методический журнал Логопедия № 1, 2014.
2. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов — М., 2003.
3. Ефименкова, Л. Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда / Л. Н. Ефименкова, Г. Г. Мисаренко. — М.: Просвещение, 1991. — 239 с.:
4. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие СПб., 1997.
5. Спирова, Л.Ф., Ястребова А. В. Дифференциальный подход к проявлениям нарушения Письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ //научно-методический журнал /Дефектология. — № 5. — 2018.
- Как издать спецвыпуск?
- Правила оформления статей
- Оплата и скидки
5 полезных стратегий при дисграфии ~ Неспособность писать
ДИСГРАФИЯ — это нарушение обучаемости.
Это влияет на то, как дети овладевают письменной речью и используют письмо для выражения мыслей и идей. В моей книге «Руководство по выживанию в школе с особыми потребностями» я посвятил главу дисграфии, потому что чувствовал, что ею часто пренебрегают, хотя она и является причиной большого разочарования. Мы часто думаем о дислексии и знаем о ней на практике. Другие расстройства обучения, такие как дисграфия и дискалькулия, обычно неправильно понимаются или упускаются из виду. Часто ко мне обращаются за рекомендациями к старшеклассникам или подросткам, которые не могут выразить себя при письме и демонстрируют сильную тревогу и депрессию по поводу сочинений в колледже и вступительных экзаменов.
Советы «из кармана»
1) Знаете разницу между дисграфией и нарушением координации почерка и/или дислексией?
Дисграфия НЕ является нарушением координации (или проблемой со слабыми или мышечными движениями). Это расстройство обработки информации, которое влияет на правописание, почерк и/или навыки обработки информации.
Признаки дисграфии различаются в зависимости от возраста, потому что наши способности к обработке информации меняются по мере того, как мы растем и развиваемся.
Дислексия — нарушение чтения. Детям с дислексией часто трудно сопоставлять звуки с буквами и смешивать звуки в слова. ОБА дисграфия и дислексия являются типами расстройств обучения и требуют специального плана лечения, чтобы гарантировать успех вашего ученика.
Ищете дополнительную информацию о ДИСКАЛКУЛИИ? Прочитайте мою предыдущую запись в блоге здесь.
2) Найдите распространенные жалобы:
-устала рука, когда пишу
-неразборчивое письмо (некоторые буквы наклонены и наклонены в разные стороны или смесь прописных и строчных букв)
-ребенок не может удержаться в строчках при раскрашивании
— большая разница между тем, что ученик пишет, и умом в речи
— отказывается писать
— неправильно держит карандаш и испытывает трудности с осанкой или положением рук при письме
— трудности с написанием букв, цифр и даже с соединением точек и лабиринтом
— трудности с копированием с доски
— плохая орфография и грамматика
— трудности с пробелами
3) Идеи, которые помогут детям с дисграфией:
Когда дети младшего возраста учатся писать, помогите им с перестановкой букв.
ВСЕГДА указывайте правильную модель при обучении формированию букв. Выделите левую сторону бумаги, используйте наклейку на левой стороне бумаги, чтобы побудить их отличить правую сторону от левой. Используйте графические органайзеры и миллиметровую бумагу, чтобы помочь с расстоянием. Используйте бумагу с выпуклыми линиями, чтобы помочь с правильной высотой букв. Если ваш ребенок интересуется Minecraft или Pokemon, ознакомьтесь с
наши новые рабочие листы и наборы упражнений для рукописного ввода. Ламинат для многократного использования.
4) Предлагайте альтернативы письменному выражению.
Если почерк мешает обучению и дети пишут, чтобы делать заметки в классе, попробуйте приспособиться. Работа с клавиатурой и использование записывающих устройств для записи информации должны быть включены в учебный план учащегося. Позвольте детям с дисграфией давать устные ответы, а не письменные.
5) Используйте мультисенсорный подход.
Вырежьте буквы из наждачной бумаги и других текстурных материалов и позвольте детям обводить их пальцами.
Попробуйте задействовать большие группы мышц и писать огромные буквы в воздухе, используя всю руку. Используйте песок, мыльную пену и сенсорные коробки, чтобы обвести буквы. Нарисуйте большие буквы мелом для тротуара и предложите детям пройтись по ним и запрыгнуть на них.
БОНУС
Мои любимые ресурсы по дисграфии:
LDAmerica
Wrightslaw
Понятно
Международная ассоциация дислексии
Руководство по выживанию для детей с особыми потребностями
было объявлено победителем в номинации «Умная книга академического выбора».
Какие советы вы бы добавили? У вашего ребенка или клиента дисграфия?
Вспомогательные технологии при дисграфии | Veroniiiica
На протяжении многих лет я использовал несколько различных типов вспомогательных технологий для лечения дисграфии, начиная от низкотехнологичных/нетехнологичных устройств, не требующих батареек, до использования компьютера или планшета, которые позволяют мне печатать все свои заметки и не беспокоиться о попытках расшифровать мой почерк позже.
Вот мои любимые типы вспомогательных технологий при дисграфии для учащихся от начальной школы до колледжа с вариантами, которые можно использовать и на рабочем месте.
Что такое дисграфия?
Дисграфия определяется Национальным институтом здравоохранения как «неврологическое расстройство, характеризующееся нарушениями письма. В частности, расстройство приводит к искажению или неправильности письма человека». Это считается неспособностью воспринимать печатную информацию, а также типом специфической неспособности к обучению, которая определяется IDEA как «расстройство одного или нескольких основных психологических процессов, связанных с пониманием или использованием языка, устной или письменной речи, которое может проявляться». себя в несовершенной способности слушать, думать, говорить, читать, писать, писать по буквам или производить математические вычисления». В соответствии с этим определением учащиеся с дисграфией могут претендовать на приспособления или изменения в классе, которые предусмотрены Планом помощи учащимся (SAP), Планом 504 или Индивидуальным планом обучения (IEP), а также претендовать на получение файла Службы поддержки инвалидов в колледже.
Ссылки по теме
- Дисграфия Приспособления в классе
- Введение в IEP для слабовидящих: послеобзор
- Почему вам следует получить справку об услугах по нетрудоспособности
Что такое вспомогательные технологии?
В Законе о помощи лицам с ограниченными возможностями, связанном с технологиями, от 1988 г. (Закон о технологиях) ассистивное технологическое устройство определяется как «любой элемент, элемент оборудования или система продукта, независимо от того, приобретены ли они в готовом виде, модифицированы или изготовлены по индивидуальному заказу, т.е. используется для увеличения, поддержания или улучшения функциональных возможностей людей с ограниченными возможностями». Закон о технологиях также определяет услугу вспомогательных технологий как «любую услугу, которая непосредственно помогает человеку с ограниченными возможностями в выборе, приобретении или использовании устройства вспомогательных технологий».
Ссылки по теме
- Вспомогательные технологии от А до Я для слабовидящих
- Пять мифов о вспомогательных технологиях
- Мое выступление на будущем свидании: что я хотел бы узнать о AT до поступления в колледж
Низкотехнологичные/нетехнологичные вспомогательные технологии для лечения дисграфии
Ручки для карандашей
Для учащихся, страдающих дисграфией в дополнение к другим проблемам с мелкой моторикой, ручки для карандашей могут стать отличным инструментом, помогающим учащимся держать карандаш более естественно.
Я не пользовался карандашами в течение многих лет из-за плохого контрастного зрения, хотя в моем IEP в начальной школе было указано, что мне разрешено пользоваться ручками для карандашей в классе.
Блокноты в широкую линейку
Мне трудно писать мелкими строками, поэтому, когда мне приходится писать в блокноте или на странице, я предпочитаю использовать блокноты в широкую линейку или блокноты с высококонтрастными линиями, по которым я могу легко следить. Основным компонентом дисграфии являются трудности с письмом по прямой линии, и хотя многие из моих слов не следуют прямой линии, даже когда я пишу большими строками, дополнительный интервал действительно имеет значение.
Белые доски с маркерами
Мне легче писать маркером на белой доске, чем писать на странице ручкой, так как мне легче исправлять ошибки и смотреть на то, что я рисую. Когда мне приходится рисовать графики или макеты для домашнего задания, я обычно рисую их на доске и фотографирую для выполнения задания.
Ссылки по теме
- Письменные принадлежности и слабовидящие
- Нетехнологичные решения для рисования графиков при слабом зрении и дисграфии
Среднетехнологичные вспомогательные технологии для лечения дисграфии
Диктовка/преобразование речи в текст
Диктовка имеет множество названий, включая преобразование речи в текст, распознавание речи, голосовой ввод и голосовой ввод, а также другие термины. Как бы вы ни называли это, диктовка как вспомогательная технология — это альтернативный формат ввода, в котором пользователь использует свой голос для произнесения текста и форматирования информации вместо использования клавиатуры или другого инструмента для ввода текста. Лично я предпочитаю использовать встроенные инструменты диктовки на своем планшете и компьютере, так как я не часто пользуюсь диктовкой и считаю, что эти инструменты очень точно передают мой голос.
Программное обеспечение для прогнозирования слов
Программное обеспечение для прогнозирования слов может помочь пользователям, которые тратят много времени на ввод, «предсказывая» слово или набор слов, которые пользователь намеревается ввести, на основе частоты, правописания и синтаксиса.
Пользователи также могут добавлять свои собственные ярлыки к инструментам прогнозирования слов.
Портативные текстовые процессоры/цифровые пишущие машинки
Для учащихся, не имеющих доступа к компьютерам в школе или классе, портативный текстовый процессор представляет собой портативную клавиатуру для обработки текста с питанием от батареи и небольшим экраном. Он предназначен для записи на ходу и может быть подключен к компьютеру для передачи сохраненного письменного текста без необходимости подключения к Интернету. Хотя эти устройства сложно приобрести, они остаются популярным инструментом в классах для учащихся с ограниченными возможностями и могут быть приобретены для использования в Интернете. Их можно купить всего за 19 долларов.от eBay и 40 долларов от Amazon. Конкретная модель, которую я использовал, — AlphaSmart Neo.
Сканеры-ручки
Сканеры-ручки представляют собой тип сканирующего устройства, которое позволяет пользователям сканировать рукописный или печатный текст, что может помочь пользователям при копировании информации.
Некоторые сканеры-ручки также могут читать текст вслух, хотя это зависит от модели. После сканирования текста пользователи могут скопировать его в программу для создания заметок или изменить текст по мере необходимости. Я использую недорогой сканер Scanmarker Air, и мне нравится, что я могу использовать его как с компьютером, так и с iPad.
Ссылки по теме
- Обучение использованию диктовки в качестве вспомогательной технологии для слабовидящих
- AlphaSmart для слабовидения и дисграфии
- ScanMarker Air для людей с ограниченными возможностями печати
Высокотехнологичные вспомогательные технологии при дисграфии
Приложения для ведения заметок
Все мои заметки для моих занятий хранятся в приложениях для ведения заметок, таких как Microsoft OneNote или Notability, вместо традиционных блокнотов. Эти приложения позволяют легко ссылаться на заметки прошлых дней или других занятий. Дополнительным бонусом является то, что мне не нужно носить с собой на занятия несколько тетрадей.

Очень часто такого типа ошибки совершают левши. (З-Е)
На данном этапе создается картотека игр и игровых упражнений на развитие познавательных процессов и письменной речи, изготовление карточек-заданий по развитию фонематического слуха и звукового анализа и синтеза, составление конспектов индивидуальных и групповых занятий. Создание в социальной сети своего персонального мини-сайта, размещение на нем электронной картотеки развивающих игр и игровых упражнений по преодолению дисграфии, консультаций для родителей и учителей [4].