Организм и психика человека: Психика и организм

Содержание

Организм в психологии

Определение 1

Организм человека — это единое целое. Он обладает сложным анатомическим строением. Человеческому организму присущи отдельные психические особенности, которые представляют собой высшую стадию эволюции органического мира.

Особенности организма человека

Организм человека невозможно представить в качестве набора отдельных органов, способных выполнять свои собственные функции и не подвергающихся воздействию соседних. Он представляет собой целостную систему, составные элементы которой являются наиболее совершенным и гармоничным созданием из всех, кто только мог быть создан природой.

Все органы, как и их роль и назначение взаимосвязаны. Организм человека часто называют биологической системой. Она состоит из связанных структур, подчиненных друг другу. Их взаимоотношения и особенности строения подчинены их работе как единого целого.

Организм людей включает систему органов, взаимодействующих между собой. Каждый из них предназначен для осуществления своей функции. По этой причине от правильной работы органов в большей степени зависит человеческая психика.

Организм и психическая деятельность

Особую роль в психической деятельности играют несколько основных особенностей человеческого организма:

  • Тип телосложения;
  • Пол и возраст;
  • Особенности строения нервной системы и мозга;
  • Наличие генетических аномалий;
  • Степень гормональной активности.

Работа психики будет зависеть не только от функционирования головного мозга и нервной системы индивида, но и в общем, от гормонального и физиологического функционирования всего организма, тела человека.

Для формирования и эффективного функционирования человеческой психики, имеющей сложную организацию, требуется соответствующая система биологических условий. Данные условия включают: уровень содержания кислорода в крови и клетках мозга, температуру тела, состояние обмена веществ.

Замечание 1

В условиях повседневной жизни человек достаточно часто убеждается в зависимости, вернее, во взаимозависимости психического состояния и физического самочувствия.

Есть большое число наблюдений, которые свидетельствуют о прямом воздействии психики на здоровье людей.

В современной науке проведены исследования, которые показали, что человеческий организм представляет собой в высшей степени самоорганизующуюся и саморегулирующуюся систему. Человеческий мозг за весь период эволюции приобрел особенное свойство. Оно выражается в высочайшей пластичности, то есть, умении приспособиться к самым разным, порой неожиданным, условиям для существования.

Настоящие возможности психики, включая ее резервы в саморегуляции организма и состояний тела, огромны.

Главной отличительной особенностью психики человека является наличие сознания. Сознательное отражение представляет собой отражение предметной действительности. В нем выделяются ее объективные устойчивые свойства, не зависимо от отношений к ней субъектов.

На организм и психику человека оказывают воздействие процессы душевной жизни, включая волю, познание и чувства.

В состав познавательных процессов входят:

  • ощущение,
  • восприятие,
  • память,
  • мышление,
  • воображение.

С их помощью мы познаем мир и самого себя. Особенное место среди познавательных процессов здесь занимает внимание. Оно присутствует во всех процессах, позволяя сконцентрироваться на чем-либо.

Чувства и эмоции способны отражать переживание людьми собственного отношения к явлениям окружающею мира, событиям внутренней жизни. Здесь определяется то, в какой мере они важны именно для индивида, его жизни. То есть происходит установление личностной значимости того или иного события.

Произвольность и воля призвана обеспечивать сознательную регуляцию поведения, возможность действовать в соответствии с сознательно поставленной целью, принятым намерением. Все это формирует возможность ясно видеть поступающие извне и снаружи сведения о сложившейся в каждый данный момент ситуации. Эти процессы душевной жизни индивида включают в себя не только сообщения, которые идут из социума, а также информацию, поступающую от организма и из природной среды, а также из собственной психической сферы.

Человеческая психика способна ощущать, воспринимать, думать, помнить, чувствовать. Она отвечает за все привычки людей, их индивидуальность и за то, с помощью каких средств (механизмов) все это происходит. Все люди живут в определенной психической реальности. Любой индивид переживает эмоции, видит окружающие предметы, чувствует запахи. При этом мало кто из людей задумывается, что все перечисленные явления и процессы принадлежат психике.

В рамках организма психика существует для объединения и интерпретации информации о мире. Она соотносит ее с соответствующими потребностями и регулирует поведение в ходе адаптации. Психика же ответственная за приспособление к реальности.

Замечание 2

Человеческая психика — это весьма сложная система. Она включает отдельные подсистемы, при этом ее составляющие организованы по типу иерархии и подвержены постоянным изменениям.

Посредством психики появляется возможность не только с высокой точностью отражать особенности окружающего мира, но и появляется предвидение (предугадывание) того, что может произойти в последующем (в будущем). В наибольшей мере подобная опережающая функция психической деятельности присуща только для организма человека.

Благодаря перечисленным свойствам психики в составе организма человека человек может представить то, что произойдет через определенный промежуток времени. С помощью нее индивид строит планы, ставит цели, мечтает.

Психическая деятельность дает возможность людям заранее подготовиться к какому-то сложному событию.

Для психики характерен индивидуальный характер, при этом психические особенности формируют индивидуальность, а любое воздействие преломляется через индивидуальные особенности.

Психика и организм человека. Влияние психики на организм. Связь между ними.

Психика людей – это все то, благодаря чему человек чувствует, думает, ощущает, воспринимает, вспоминает, действует и помнит.

Именно поэтому, между психикой, психическими процессами и организмом людей существует неразрывная связь.

Содержание:

  • 1 Психика и организм человека
  • 2 Влияние психики на организм “Связь организма и психики”
    • 2. 1 Психические свойства
  • 3 Существует четыре типа темперамента
    • 3.1 Холерик
    • 3.2 Сангвиник
    • 3.3 Флегматик
    • 3.4 Меланхолик
  • 4 Выводы психологов
  • 5 Психика и человек
    • 5.1 Состояние психики
    • 5.2 Примеры

Психика и организм человека

Психические процессы, и соответственно организм, с возрастом меняются. Об этом говорил еще Леонтьев Алексей Николаевич, рассматривая одну периодизацию, связанную с возрастом и типом деятельности людей, являющуюся ведущей:

  1. Младенчество – эмоциональное общение.
  2. Раннее детство – предметная деятельность.
  3. Школьный возраст – учение.
  4. Возраст подростка – общение со сверстниками и участие в деятельности, носящей общественно – полезный характер.
  5. Юношеский возраст – учебно-профессиональная деятельность.

Влияние психики на организм “Связь организма и психики”

Теперь поговорим о характеристиках, которые связаны с психикой и с организмом.

Психические свойства

К ним относятся черты характера, темперамент, способности, личностные качества и т.п. Теперь, чтобы вам было понятно, о чем все-таки идет речь, рассмотрим на примерах.

Примеры характерных черт человека:

  1. Альтруистичность.
  2. Вежливость.
  3. Заботливость.
  4. Женственность.
  5. Загадочность.
  6. Коллективизм.
  7. Самостоятельность.
  8. Чувствительность.
  9. Целеустремленность.
  10. Чистоплотность.
  11. Юмористичность.
  12. Уравновешенность.
  13. Эрудированность.
  14. Усидчивость.
  15. Эгоистичность.
  16. Добросердечность.
  17. Хладнокровие.
  18. Слабохарактерность.
  19. Сообразительность.
  20. Организованность.

Качества личности, присущие лидерам:

  1. Уважение себя и других.
  2. Отличная память.
  3. Здравомыслие.
  4. Порядочность.
  5. Требовательность.
  6. Грамотность.
  7. Креативность.
  8. Трудолюбие.
  9. Нацеленность на результат.
  10. Ответственность за собственные слова.
  11. Прямолинейность.
  12. Открытость.
  13. Откровенность.

Темперамент – это сочетание определенных свойств и качеств личности.

Существует четыре типа темперамента

  1. Сангвиник.
  2. Холерик.
  3. Меланхолик.
  4. Флегматик.

Холерик

Быстро раздражается, легко обижается. В нем море активности и страсти, эмоциональности, мыслей и идей. Он очень общительный и жизнерадостный.

Сангвиник

Более спокойный человек, уравновешенный, неконфликтный. У него не такая быстрая реакция на окружающий мир, как у холерика, но общительность в нем присутствует практически в такой же степени. В нем много организованности и выдержки, терпения и рассудительности.

Флегматик

Малоподвижный, медлительный, осторожный. В нем часто живут фобии (страхи), даже если они ничем особенным “не обозначены”.

Меланхолик

Меланхолический тип темперамента характеризуется постоянный пессимизмом, недовольством всем на свете, плаксивостью и ранимостью. Но это не означает, что они – неинтересные и совсем скучные люди: темпераменты так же отличаются разнообразностью, как и человек.

Выводы психологов

Психологи уверены, что «чистейших» типов темперамента не бывает. Просто есть какая-то «доминированность» одного из них над другим.

Тогда появляются сочетания «флегматик – сангвиник», «холерик – меланхолик». Они, сочетаясь, будто «дополняют» друг друга – друг другом. Не взирая на такую «словесную игру», все получается достаточно серьезно.

Стоит заметить и отметить: не нужно, всецело, верить темпераментным характеристикам. Типы темперамента – как гороскопы и приметы: где-то совпадают и «совершаются» (сбываются), а где-то – только частично.

Если «жить» только примеркой черт и качеств, жизнь станет скучной и очень нудной. Разнообразие должно присутствовать во всем (хотя бы по возможному минимуму). Никто никогда не накладывал человеку запрет на веру во что-либо: если люди верят, никому не навредив при этом, то ничего плохого в такой вере нет. А темперамент и гороскопы не предусматривают какое-либо «вредительство», угрожающее социуму.

Активность – еще одна характеристика психики и ее процессов. Она характеризует: труд, деятельность, действия человека.

Психика и человек

Состояние психики

  1. Аффект.
  2. Вдохновение.
  3. Сон.
  4. Транс.
  5. Голод.
  6. Страх.
  7. Усталость.
  8. Реакции.
  9. Настроение.
  10. Напряженность.

Психика – связующее звено организма человека с окружающей средой. Следовательно, под влиянием среды индивид (человек) и формируется.

«Переплетение» организма, психики и внешнего мира дает нам уникальную возможность увидеть, как «создает» себя человек, как он развивается, на что он способен, чем дышит и живет, что умеет.

Благодаря миру, человек общается с себе подобными, обменивается опытом, учит и учится. Человек работает, развлекается, грустит, радуется, плачет и смеется….

И он знает, почему входит в то или в иное состояние. Всему есть свои объяснения и причины.

Если человек неадекватно как-то себя ведет, это является поводом для тревог.

Неадекватное поведение это:

  1. Беспричинное избиение людей.
  2. Убийства.
  3. Раскачивания на стуле, странные покачивания головой.
  4. Произнесение непонятных звуков.

В случаях девиантности (отклонения от норм), можно уже говорить не о состояниях психики, а об ее серьезных отклонениях.

Отклонения могут появиться не с самого рождения, а могут стать следствием какой-либо травмы или болезни. Бывает, что психика нарушается из-за какого-либо потрясения (смерть матери, пропажа близкого человека, разорение или банкротство).

Примеры

Один мальчик, из общеобразовательной школы, был обыкновенным ребенком, неплохо учился. Через восемь лет обучения он стал как-то странно себя вести: раскачивался на стуле, сидя за партой, как-то дико хохотать…. Все произошло само по – себе. Никто до сих пор не знает истинных причин того, что с ним произошло.

Мама мальчика, который купался в речке и утонул (его схватила судорога) сошла с ума. Ей постоянно мерещился голос сына, который звал ее и просил о помощи. Спать она вообще не могла: ее мучили кошмары, которые тоже были связанны с сыночком.

У одной женщины умер муж. Она так переживала его кончину, что на почве волнений ее определили в психиатрическую лечебницу, хоть и признали абсолютно вменяемой: она утверждала, что каждую ночь, после полуночи, ее муж навещает ее, и рассказывает, что есть в потустороннем мире и чем он отличается от земного. Кто знает, может и есть, в этом во всем какая-то частичка правды. Но люди (очень многие) верят только в то, что они успели или смогли увидеть своими собственными глазами.

Следуем далее:

Это – Расстройство психики

Здесь – Методы психологического влияния

 

Мозг человека: факты и информация

  • Наука
  • Справочник

Узнайте о самом сложном органе человеческого тела, от его строения до наиболее распространенных нарушений.

Мозг 101

Человеческий мозг отвечает за все функции организма. Узнайте об частях человеческого мозга, а также о его уникальной защите, такой как гематоэнцефалический барьер.

Вот кое-что, на что стоит обратить внимание: человеческий мозг сложнее любой другой известной структуры во Вселенной. Эта губчатая масса жира и белка, в среднем весом в три фунта, состоит из двух всеобъемлющих типов клеток, называемых глией и нейронами, и содержит многие миллиарды каждого из них. Нейроны отличаются своими ветвящимися отростками, называемыми аксонами и дендритами, которые собирают и передают электрохимические сигналы. Различные типы глиальных клеток обеспечивают физическую защиту нейронов и помогают поддерживать их и мозг здоровыми.

Вместе эта сложная сеть клеток дает начало каждому аспекту нашего общего человечества. Мы не могли бы дышать, играть, любить или помнить без мозга.

Анатомия головного мозга

Головной мозг — самая большая часть головного мозга, на которую приходится 85 процентов веса органа. Характерная, глубоко морщинистая внешняя поверхность представляет собой кору головного мозга. Именно головной мозг делает человеческий мозг — и, следовательно, людей — такими грозными. Животные, такие как слоны, дельфины и киты, на самом деле имеют больший мозг, но у людей наиболее развит головной мозг. Он упакован до отказа внутри нашего черепа, с глубокими складками, которые ловко максимизируют общую площадь поверхности коры.

Головной мозг состоит из двух половин, или полушарий, которые далее делятся на четыре области, или доли. Лобные доли, расположенные за лбом, связаны с речью, мышлением, обучением, эмоциями и движением. За ними находятся теменные доли, которые обрабатывают сенсорную информацию, такую ​​как прикосновение, температура и боль. В задней части мозга находятся затылочные доли, отвечающие за зрение. Наконец, есть височные доли около висков, которые связаны со слухом и памятью.

Второй по величине частью головного мозга является мозжечок, расположенный под задней частью большого мозга. Он играет важную роль в координации движений, осанки и баланса.

Третьей по величине частью является промежуточный мозг, расположенный в ядре головного мозга. Комплекс структур размером примерно с абрикос, два его основных отдела — таламус и гипоталамус. Таламус действует как ретрансляционная станция для входящих нервных импульсов со всего тела, которые затем направляются в соответствующую область мозга для обработки. Гипоталамус контролирует секрецию гормонов из близлежащего гипофиза. Эти гормоны управляют ростом и инстинктивным поведением, например, когда молодая мать начинает кормить грудью. Гипоталамус также важен для поддержания баланса телесных процессов, таких как температура, голод и жажда.

Ствол мозга, расположенный у основания органа, контролирует рефлексы и основные жизненные функции, такие как частота сердечных сокращений, дыхание и кровяное давление. Он также регулирует, когда вы чувствуете сонливость или бодрствование, и соединяет головной мозг и мозжечок со спинным мозгом.

Мозг чрезвычайно чувствителен и нежен, поэтому ему требуется максимальная защита, которую обеспечивают твердая кость черепа и три прочные оболочки, называемые мозговыми оболочками. Пространства между этими мембранами заполнены жидкостью, которая амортизирует мозг и предохраняет его от повреждения при контакте с внутренней частью черепа.

Гематоэнцефалический барьер

Хотите больше доказательств того, что мозг уникален? Не смотрите дальше гематоэнцефалического барьера. Открытие этой уникальной особенности датируется 19 веком, когда различные эксперименты показали, что краситель при попадании в кровоток окрашивал все органы тела, кроме головного и спинного мозга. Тот же краситель при введении в спинномозговую жидкость окрашивал только головной и спинной мозг.

Это привело ученых к выводу, что у мозга есть своеобразный защитный слой. Называемый гематоэнцефалическим барьером, он состоит из особых, тесно связанных клеток, которые вместе функционируют как своего рода полупроницаемые ворота на протяжении большей части органа. Он сохраняет среду мозга безопасной и стабильной, предотвращая попадание некоторых токсинов, патогенов и других вредных веществ в мозг через кровоток, одновременно пропуская кислород и жизненно важные питательные вещества.

Чтобы посмотреть все видео о мозге от National Geographic, нажмите здесь.

Состояние здоровья мозга

Конечно, когда такая точно откалиброванная и сложная машина, как мозг, получает повреждения или дает сбои, возникают проблемы. Каждый пятый американец страдает от той или иной формы неврологического повреждения, список которых включает инсульт, эпилепсию и церебральный паралич, а также деменцию.

Болезнь Альцгеймера, которая частично характеризуется постепенным прогрессированием кратковременной потери памяти, дезориентации и перепадов настроения, является наиболее частой причиной деменции. Это шестая ведущая причина смерти в Соединенных Штатах, и число людей с этим диагнозом растет. Во всем мире около 50 миллионов человек страдают от болезни Альцгеймера или какой-либо формы деменции. Несмотря на то, что существует несколько препаратов для смягчения симптомов болезни Альцгеймера, лекарство от него не существует. Исследователи по всему миру продолжают разрабатывать методы лечения, которые однажды могут положить конец разрушительным последствиям болезни.

Однако гораздо чаще, чем неврологические расстройства, встречаются состояния, подпадающие под широкую категорию, называемую психическими заболеваниями. К сожалению, негативное отношение к людям, страдающим психическими заболеваниями, широко распространено. Клеймо, связанное с психическим заболеванием, может вызвать чувство стыда, смущения и отторжения, заставляя многих людей молча страдать. В Соединенных Штатах, где тревожные расстройства являются наиболее распространенными формами психических заболеваний, только около 40 процентов больных получают лечение. Тревожные расстройства часто связаны с аномалиями в гиппокампе и префронтальной коре головного мозга.

Синдром дефицита внимания/гиперактивности, или СДВГ, — это психическое заболевание, которое также поражает взрослых, но гораздо чаще диагностируется у детей. СДВГ характеризуется гиперактивностью и неспособностью оставаться сосредоточенным. Хотя точная причина СДВГ еще не установлена, ученые считают, что это может быть связано с несколькими факторами, среди которых генетика или травма головного мозга. Лечение СДВГ может включать психотерапию, а также лекарства. Последнее может помочь, увеличивая химические вещества мозга дофамин и норэпинефрин, которые жизненно важны для мышления и концентрации внимания.

Депрессия — еще одно распространенное психическое заболевание. Это ведущая причина инвалидности во всем мире и часто сопровождается тревогой. Депрессия может быть отмечена рядом симптомов, включая постоянную грусть, раздражительность и изменения аппетита. Хорошей новостью является то, что в целом тревожность и депрессия хорошо поддаются лечению с помощью различных лекарств, которые помогают мозгу более эффективно использовать определенные химические вещества, а также с помощью различных форм терапии.

Читать далее

Эксклюзивный контент для подписчиков

Почему люди так одержимы Марсом?

Как вирусы формируют наш мир

Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу будет исследовать красную планету

Почему люди так одержимы Марсом?

Как вирусы формируют наш мир

Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу

Узнайте, как люди представляли себе жизнь на Марсе на протяжении истории исследовать красную планету

Почему люди так одержимы Марсом?

Как вирусы формируют наш мир

Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу

Узнайте, как люди представляли себе жизнь на Марсе на протяжении истории

Узнайте, как новый марсоход НАСА будет исследовать красную планету

Подробнее Философу Рене Декарту часто приписывают открытие проблемы разума и тела, тайны, которая преследует философов по сей день. Реальность сложнее, чем это.

Автор: Джонатан Вестфал

Рассмотрим человеческое тело со всем, что в нем есть, включая внутренние и внешние органы и части — желудок, нервы и мозг, руки, ноги, глаза и все остальное. Даже со всем этим оборудованием, особенно с органами чувств, удивительно, что мы можем сознательно воспринимать вещи в мире, которые находятся далеко от нас. Например, утром я могу открыть глаза и увидеть чашку кофе, ожидающую меня на прикроватной тумбочке. Вот он, в футе от меня, и я не касаюсь его, но каким-то образом он проявляет себя для меня. Как получилось, что я это вижу? Как зрительная система передает моему осознанию или уму образ чашки кофе?

Эта статья адаптирована из книги Джонатана Вестфала «Проблема разума и тела», входящей в серию основных знаний MIT Press.

Ответ не особенно прост. Грубо говоря, физическая история состоит в том, что свет попадает в мои глаза от чашки кофе, и этот свет падает на две сетчатки в задней части глаз. Затем, как мы узнали из физиологии, две сетчатки посылают электрические сигналы через перекрест зрительных нервов вниз по зрительному нерву. Эти сигналы передаются в так называемую зрительную кору в задней части мозга. И тут происходит какое-то чудо. Зрительная кора активизируется, и я вижу кофейную чашку. Мне в сознании чаши, можно даже сказать, хотя неясно, что это значит и чем это отличается от того, что я вижу чашу.

В одну минуту просто активируются нейроны, а изображения чашки кофе нет. Следующий, вот он; Я вижу чашку кофе в футе от меня. Как мои нейроны связались со мной, моим разумом или сознанием и отпечатали для меня образ чашки кофе?

Это загадка. Эта загадка — проблема разума и тела.

Наша проблема разума и тела — это не просто трудность, связанная с тем, как связаны разум и тело и как они влияют друг на друга. Трудность также заключается в том, как они могут быть связаны и как они могут влиять друг на друга. Их характерные свойства очень разные, как масло и вода, которые просто не смешаются, учитывая то, что они из себя представляют.

Существует очень распространенное мнение, согласно которому французский философ Рене Декарт открыл или изобрел эту проблему в 17 веке. Согласно Декарту, материя по существу пространственна и обладает характерными свойствами линейной размерности. Вещи в пространстве имеют, по крайней мере, положение, а также высоту, глубину и длину, или одно или несколько из них. С другой стороны, ментальные сущности не обладают этими характеристиками. Мы не можем сказать, что разум — это куб размером два на два на два дюйма или сфера с радиусом в два дюйма, например, расположенная в пространстве внутри черепа. Это не потому, что оно имеет какую-то другую форму в пространстве, а потому, что оно вообще не характеризуется пространством.

Трудность не только в том, что разум и тело различны. В том, что они настолько различны, что их взаимодействие невозможно.

Что характерно для разума, утверждает Декарт, так это то, что он сознателен , а не то, что он имеет форму или состоит из физической материи. В отличие от мозга, обладающего физическими характеристиками и занимающего пространство, придавать ему пространственные описания, по-видимому, не имеет смысла. Короче говоря, наши тела определенно находятся в пространстве, а наши умы — нет, в том прямом смысле, что присвоение линейных размеров и местоположений им или их содержанию и действиям непостижимо. Примечательно, что этот прямой тест на телесность пережил все философские изменения взглядов со времен Декарта, почти невредимым.

Этот выпуск вызвал значительный интерес после публикации в 1641 году трактата Декарта «Размышления о первой философии», первое издание которого включало как возражений Декарту, написанных группой выдающихся современников, так и собственные ответы философа . Хотя в самих «Размышлениях» мы находим различие между разумом и телом, очень четко проведенное Декартом, на самом деле он не упоминает о нашей проблеме разума и тела. Декарта не беспокоит тот факт, что, как он их описал, разум и материя очень различны: одно пространственно, а другое нет, и поэтому одно не может воздействовать на другое. Сам Декарт пишет в своем «Ответе на одно из возражений»:0009

Вся проблема, содержащаяся в таких вопросах, возникает просто из предположения, которое является ложным и никак не может быть доказано, а именно, что, если душа и тело являются двумя субстанциями, природа которых различна, это мешает им быть в состоянии действовать друг на друга.

В этом Декарт, безусловно, прав. «Природа» испеченного пудинга с Аляски, например, сильно отличается от природы человека, поскольку один — пудинг, а другой — человек, но они могут без труда «воздействовать друг на друга», ибо пример, когда человек потребляет запеченный пудинг Аляски, а запеченный Аляска взамен вызывает у человека боль в животе.

Принцесса Елизавета Богемская подвергла сомнению идею Декарта о дуализме разума и тела, обнажив слабость его взглядов.

Однако трудность не только в том, что разум и тело различны. В том, что они различны таким образом, что их взаимодействие невозможно, потому что оно предполагает противоречие. Декарт утверждает, что природа тел заключается в том, чтобы быть в пространстве, а природа разума — не быть в пространстве. Чтобы они взаимодействовали, то, что не находится в пространстве, должно воздействовать на то, что находится в пространстве. Однако действие на тело происходит в том положении в пространстве, где находится тело. По-видимому, Декарт не видел этой проблемы. Однако об этом ясно заявили два его критика, философы принцесса Елизавета Богемская и Пьер Гассенди. Они указывали, что если душа должна воздействовать на тело, она должна войти в контакт с телом, а для этого она должна находиться в пространстве и иметь протяженность. В этом случае душа физична по собственному критерию Декарта.

В письме, датированном маем 1643 года, принцесса Елизавета писала Декарту:

Умоляю вас, скажите мне, как человеческая душа может определять движение животных духов в теле, чтобы совершать произвольные действия — быть таким, как оно есть. просто сознательная субстанция. Ибо определение движения, по-видимому, всегда происходит от приводимого в движение движущегося тела, зависит от рода импульса, который оно получает от того, что оно приводит в движение, или же от природы и формы поверхности этого последнего предмета. Итак, первые два условия предполагают контакт, а третье предполагает, что движущая [вещь] имеет протяжение; но вы совершенно исключаете протяженность из своего понятия о душе, и соприкосновение кажется мне несовместимым с нематериальностью вещи.

Толчок и «вид импульса», который приводит тело в движение, требуют контакта, а «характер и форма» поверхности места, на котором происходит контакт с телом, требуют расширения. Чтобы понять этот отрывок, нам нужны еще два пояснения.

Во-первых, когда принцесса Елизавета и Декарт упоминают о «животных духах» (выражение происходит от древнегреческого врача и философа Галена), они пишут о чем-то, что играет примерно роль сигналов в нервных волокнах современной физиологии. Для Декарта духи животных были не духами в смысле призрачных видений, а частью теории, утверждавшей, что мышцы приводятся в движение за счет надувания воздухом, так называемой теории воздухоплавателей. Духи животных были тонкими потоками воздуха, накачивающими мускулы. («Животное» здесь не означает зверей, а является прилагательным, производным от слова «анима», душа.)

Второе уточнение: когда принцесса Елизавета пишет, что «вы полностью исключаете протяженность из своего понятия души», она имеет в виду тот факт, что Декарт определяет разум и материю таким образом, что они исключают друг друга. Разум — это сознание, не имеющее протяженности или пространственного измерения, а материя не сознательна, поскольку полностью определяется своими пространственными размерами и положением. Поскольку разуму не хватает местоположения и пространственных измерений, утверждает Элизабет, он не может вступить в контакт с материей. Здесь мы имеем дело с проблемой разума и тела, которая идет полным ходом.

Именно критики Декарта обнаружили проблему прямо в его решении.

У самого Декарта еще не было проблемы разум-тело ; у него было нечто, составлявшее решение проблемы. Именно его критики обнаружили проблему, прямо в декартовском решении проблемы, хотя верно и то, что оно было почти навязано им декартовским резким различием между разумом и телом. Различие включало в себя определяющие характеристики или «основные атрибуты», как он их называл, ума и тела, которыми являются сознание и протяженность.

Хотя Декарт, без сомнения, был прав в том, что очень разные вещи могут взаимодействовать друг с другом, он был не прав в своем описании того, как на самом деле взаимодействуют такие разные вещи, как разум и тело. Его предложение в «Страстях души», его последнем философском трактате, заключалось в том, что они взаимодействуют через шишковидную железу, которая, как он пишет, является «основным местонахождением души» и движется туда и сюда душой. чтобы вывести духи животных или потоки воздуха из мешочков рядом с ним. У него были свои причины для выбора этого органа, так как шишковидная железа маленькая, легкая, не двусторонне удвоенная и расположена в центре. Тем не менее, вся эта идея бесполезна, потому что шишковидная железа такая же физическая, как и любая другая часть тела. Если есть проблема о том, как разум может воздействовать на тело, будет существовать та же проблема о том, как разум может воздействовать на шишковидную железу, даже если можно рассказать хорошую историю о гидравлике «пневматического» (или нервная система.

Мы унаследовали резкое различие между разумом и телом, хотя и не совсем в декартовской форме, но мы не унаследовали декартовское решение проблемы разума и тела. Итак, у нас осталась проблема без решения. Мы видим, что имеющиеся у нас переживания, такие как ощущения цвета, действительно сильно отличаются от электромагнитного излучения, которое в конечном счете их производит, или от активности нейронов в мозгу. Мы не можем не задаться вопросом, как неокрашенное излучение может производить цвет, даже если его эффекты можно проследить вплоть до нейронов в зрительной коре. Другими словами, мы проводим резкое различие между физикой и физиологией, с одной стороны, и психологией, с другой, без принципиального способа связать их. Физика состоит из набора понятий, который включает масса , скорость , электрон , волна и т. д., но не включает понятия красный , желтый , черный и тому подобное. Физиология включает понятия нейрон , глиальная клетка , зрительная кора и так далее, но не включает понятие цвета. В рамках современной научной теории «красный» — это психологический термин, а не физический. Тогда нашу проблему можно в самом общем виде описать как трудность описания отношений между физическим и психологическим, поскольку, как поняли принцесса Елизавета и Гассенди, у них нет общих соотносимых терминов.


Неужели до Декарта и его дебатов с критиками в 1641 году не существовало проблемы разум-тело? Конечно, задолго до Декарта философы и религиозные мыслители говорили о теле и разуме или душе и их отношениях. Платон, например, написал увлекательный диалог «Федон», в котором содержатся аргументы в пользу выживания души после смерти и ее бессмертия. Однако точный смысл, в котором душа или разум могут находиться «в» теле, а также покидать его, по-видимому, не представлялся Платону как самостоятельная проблема. Его интересует тот факт, что душа переживает смерть, а не то, как или в каком смысле она может находиться в теле. То же самое относится и к религиозным мыслителям. Они заботятся о человеке и, возможно, о благополучии тела, но главным образом о благополучии и будущем человеческой души. Они не формулируют проблему с той технической точностью, которая была навязана принцессе Елизавете и Гассенди четко сформулированным дуализмом Декарта.

Что-то важное явно изменилось в нашей интеллектуальной ориентации в середине 17 века. Механические объяснения стали в порядке вещей, такие как воздушное объяснение нервной системы Декарта, и эти объяснения оставили без ответа вопрос о том, что следует сказать о человеческом разуме и человеческом сознании с физической и механической точек зрения.

Что происходит, если что, например, когда мы решаем сделать даже такую ​​простую вещь, как поднять чашку и сделать глоток кофе? Рука двигается, но трудно понять, как мысль или желание могли заставить это произойти. Это как если бы призрак попытался поднять кофейную чашку. Можно предположить, что его призрачная рука просто пройдет через чашу, не затрагивая ее и не имея возможности заставить ее или физическую руку подняться в воздух.

Было бы не менее замечательно, если бы, просто подумав об этом с расстояния в несколько футов, мы могли заставить банкомат выдать наличные.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts