что это: понятия, виды и классификация в психологии
Ощущения (от англ. sensation, или еще «чувственный опыт») представляют собой психофизический процесс, в ходе которого происходит реагирование органов чувств на прямое воздействие объектов или явлений. Вследствие этого воздействия (стимулирования рецепторов) происходит определенное переживание интенсивности, местоположения и характеристик воздействующего на анализаторы явления.- Виды ощущений в психологии
- Что может предложить вам Alter
Концепции об ощущениях возникли в философии в рамках теории познания. В древности этот процесс рассматривался как любые явления чувственного познания (Протагор, Гераклит). В ассоциативной психологии Вундта были разграничены понятия восприятия и ощущений (восприятие – совокупность взаимосвязанных ассоциациями опытов). Гештальт психология утверждала, что ощущения человека не обязательно связаны с раздражителями: один и тот же раздражитель может вызывать различные ощущения.
Виды ощущений в психологии
Одна из самых известных классификаций ощущений человека, основанная на анатомическом расположении рецепторов и их функциональных различиях, была предложена британским физиологом Шеррингтоном.
Экстероцептивные ощущения возникают при воздействии раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела. Они делятся на дистантные (зрительные и слуховые) и контактные (тактильные и густаторные).
Проприоцептивные ощущения возникают при стимуляции рецепторов в мышцах, сухожилиях и суставах. Они отражают движения и относительное положение различных частей тела человека или животного в пространстве.
Интероцептивные ощущения связаны с процессами, происходящими внутри организма. Они также называются органическими. Рецепторы для этих ощущений расположены во внутренних органах, сосудах и т.д.
В наши дни вопросы, связанные с ощущениями человека, активно изучаются в психофизике сенсорных процессов и разных областях физиологии.
Что может предложить вам Alter
Ощущения — это то, что делает нас живыми, позволяет оценивать окружающий мир и наше взаимодействие с ним. Иногда они могут быть сложными и противоречивыми, требующими осознания и понимания. Важно не пренебрегать своими эмоциями, а учиться справляться с ними эффективно и конструктивно.
Именно поэтому мы предлагаем воспользоваться сервисом подбора психолога и консультации со специалистом Alter. Мы поможем вам найти опытного психотерапевта, который сможет разобраться в вашей ситуации и предложить индивидуальный подход к решению проблем. Общение с психологом позволит вам научиться осознавать свои эмоции, а также справляться с негативными чувствами и переживаниями.
Вместе с Alter вы сможете преодолеть сложные жизненные ситуации, улучшить качество своих отношений и повысить уровень самооценки. Не откладывайте заботу о своем эмоциональном благополучии – обратитесь к профессионалам, которые помогут сделать вашу жизнь гармоничной и счастливой.
Оцените статью
[Всего: 1 Рейтинг: 5]
Консультация психолога онлайн: доступная и безопасная терапия
Иногда со сложностями получается справиться самостоятельно, но бывает, что без помощи специалиста не обойтись. В Alter подобрать проверенного психотерапевта можно бесплатно, круглосуточно и без регистрации. А если вам нужна срочная помощь, в нашем чате поддержки 7 дней в неделю готовы подсказать удобное время для сеанса. Услуги психотерапии через Alter — это удобно, анонимно и безопасно.
Получить консультацию онлайн
Поделиться постомСсылка скопирована в буфер обмена!Любимый фикус в горшке: как сохранить ощущение дома в любой точке мира
Наша речь полна фраз, связанных с особенным отношением к дому. Мы говорим «дома и стены лечат» про целительную силу привычной обстановки и «я в домике» — про место, где никто не достанет. Дом вызывает разные чувства, от радости до тревоги, но никогда не является чем-то, к чему мы равнодушны. Что такое «чувство дома», как оно формируется, а также как сохранить его внутри себя вне зависимости от обстоятельств, рассказывает психолог Екатерина ДавыдоваДом является важнейшим аспектом психологического благополучия от рождения и до самой смерти. Младенцы формируют привязанность не только к заботящимся взрослым, но и к окружающей среде. Дети чувствительны к тому, чтобы все вокруг было устойчиво и постоянно. Нестабильная атмосфера в доме может быть причиной стресса, влияющего на иммунитет, поведение, успеваемость в школе и общее самочувствие.
Привязанность к близким и к родной обстановке у детей затрагивает прежде всего бессознательные структуры психики, телесность и чувства, и только потом мыслительные конструкции. Это связано с тем, что наш первичный опыт взаимодействия с миром в младенческом возрасте записывается и хранится в так называемой имплицитной памяти, которая активна с самого рождения, когда неокортекс с его возможностями здраво мыслить и осознавать только формируется. Имплицитная память ответственна за глубинные психологические установки относительно себя и своего ощущения в мире, тогда как эксплицитная память (произвольная и сознательная) связана скорее с воспроизведением конкретных фактов и умозаключений. Именно поэтому чувство «совсем как дома» чаще всего у нас вызывает какой-то знакомый запах, звук, телесное ощущение, а не набор фактов.
Еще один интересный элемент привязанности к домашнему, материнскому — это так называемый «переходный объект». В соответствии с теорией психоаналитика Дональда Винникота ребенок, обычно в возрасте до года, привязывается к какому-то предмету (платочек, плюшевая игрушка, кусочек ткани). Выбранный объект начинает обладать для него таким большим значением, что если его забрать, то малыш может испытать проблемы с засыпанием, впасть в тревожное состояние или начать гневно требовать вернуть все обратно. Считается, что подобный переходный предмет помогает растущей психике справляться с «тяготами мира», в котором есть страхи, тревоги и фрустрации. Предмет выступает своего рода компаньоном, который помогает ребенку тем, что символизирует для него нечто родное и поддерживающее.
Некоторые кочевые племена при переезде с одного места на другое перевозят с собой ковры, символизирующие связь с родной землей
Таким образом, чувство дома — это явление, которое нельзя в полной мере объяснить логически, но при этом интуитивно всем нам понятное.
Осознать, какое оно у вас, можно путем ассоциаций — назвать первое, что придет в голову при слове «родной дом». У одного всплывут чувства, у другого — что-то связанное с ощущениями (текстура любимой чашки, запах в прихожей, звуки скрипящего паркета, яркое пятно дивана в гостиной, вкус воскресного пирога), у третьего — общая атмосфера или какой-то повседневный ритуал.
Родные стены оказывают серьезное влияние и на здоровье пожилых людей. Например, есть такое понятие, как Relocation Stress Syndrome (стресс-синдром при переезде), — комплекс симптомов (тревога, чувство потери выбора и контроля, растерянность от отсутствия привычного), возникающих при переезде пожилых людей из своего жилья в дом престарелых. Обычно с этим помогают справляться социальные работники.
Чувство дома имеет значение и для животных. Известный факт, что кошки и собаки любят ощущение регулярной рутины, своей территории. При переезде питомцы чувствуют себя спокойнее, если вместе с ними перемещаются игрушки с их запахами и любимая лежанка, а жизнь в новом доме продолжается по привычному распорядку.
Важность своего места мы видим и в разнообразных народных традициях. Например, некоторые кочевые племена при переезде с одного места на другое перевозят с собой ковры, символизирующие связь с родной «материнской» землей. И хотя их дом может сегодня быть в одном месте, а завтра — в другом, ковер как некая символическая собственная территория всегда с ними.
Особой вариацией привязанности к значимому пространству является топофилия (от греческого topos «место» и -philia «любовь к»), которую обычно понимают как особую связь с важными для нас местами, имеющими личное (место силы, место первого поцелуя и так далее), культурное (достопримечательности), ситуативное (места, связанные с чувством эйфории или, наоборот, трагедии) значение, а также зачастую обладающими живописным, захватывающим видом. Ведомые топофилией, мы можем, находясь в другой стране, захотеть купить что-то в магазине нашей национальной кухни или сходить на спортивное соревнование, где будет играть наша команда.
Противоположное чувство — топофобия — будет побуждать нас избегать всего вышеперечисленного.Интересна и статистика на эту тему. Установлено, что слово «дом» люди понимают очень по-разному. Например, исследование, проведенное в 2008 году на американской выборке в 2260 человек, показало, что только 22% считают домом место, где они живут сейчас. 26% сообщали, что дом — это место, где они родились или выросли, 18% — где они прожили дольше всего, а 15% считают, что это место, откуда родом их семья. 4% сказали, что дом — это там, где они ходили в среднюю школу.
Когда дом совсем не крепость
Не всегда «чувство дома» — это про свободное и безопасное пространство, где можно быть собой.
Если в детстве домашняя атмосфера была полна тревоги, отвержения, неопределенности, во взрослом возрасте может сформироваться ощущение, что дом — это когда надо всегда быть начеку и никому нельзя доверять. Тогда человек может избегать привязанности к людям и местам, станет склонен к исключительно автономному образу жизни. Подобный пример мы видим в известном диалоге в кинофильме «Леон» Люка Бессона. В нем главный герой позволял себе привязаться только лишь к фикусу в горшке.
— Ты любишь свой цветок?
— Это мой лучший друг. Всегда в хорошем настроении, не задает вопросов. И еще он, как я, видишь? Без корней.
Негативное ощущение домашней обстановки в детстве может повлиять и на самоидентичность, то есть на то, как мы отвечаем на вопросы «кто я», «какой я». Если ребенок жил в стесненных условиях, за которые ему было стыдно перед друзьями (например, коммунальная квартира в аварийном состоянии, где драки и небезопасные соседи), то это могло сформировать личную неуверенность в общении среди сверстников. Подобное чувство часто весьма устойчиво, тогда человек, уже давно не школьник, все еще ощущает необъяснимую неполноценность, зачастую корректируемую только при психотерапевтической работе.Нередко по тому, как устроено пространство внутри дома, можно многое сказать о характере человека
Еще одно явление, связанное с чувством дома, — это понятие нормы относительно того, что и как должно быть устроено в нашем пространстве, включая коммуникацию между членами семьи. Норма — это то, что усваивается нами в процессе социального взаимодействия. Если детство было неблагополучное, а семья дисфункциональная, то это ощущение будет искажено. Например, люди, выросшие с родителями, употребляющими психоактивные вещества, нередко испытывают сложность в определении нормы. Они могут сами неосознанно воспроизводить деструктивные родительские паттерны поведения, а также позволять другим плохо к себе относиться, потому что это «привычно» и «как все делали дома».
По такой схеме из поколения в поколение нередко воспроизводится коммуникативный стиль внутри семьи (например, нецензурная лексика, допустимость разговоров на повышенных тонах), отношение к пространству (склонность к захламлению и собирательству), чувство границ (пренебрежение закрытыми дверями и неприкосновенностью личных вещей). Психокоррекция здесь лежит в зоне постепенного формирования чуткого и бережного отношения к себе, основанного на принятии и самоподдержке, обретения внутренней нормы и здоровых границ.
Дом как символ
Кроме буквального, у дома есть глубокий символический смысл. Нередко дом используется как метафора личности. В психологии есть даже проективная методика под названием «Дом, дерево, человек», когда все три объекта, на самом деле, связаны с представлениями человека о самом себе. Находит эта ассоциация отражение и в нашей речи. В бытовой речи мы говорим «в него будто кто-то вселился», когда человек в сильном гневе, или «мое сердце для тебя открыто», как если бы это была открытая дверь дома. Нередко по тому, как устроено пространство внутри дома, можно многое сказать о характере человека.
Дом может символизировать собой и некий микрокосмос, мир в миниатюре. Показательный пример этого — фильм «Мама!» режиссера Даррена Аронофски. Все происходящее между мужем, женой и гостями внутри стен дома можно воспринимать как взаимодействие между человеком и планетой Земля.
Материал по темеДом — это граница между своим и чужим, потенциально опасным внешним миром и безопасным убежищем, где можно укрыться. Случается, что человек не готов встраиваться во «враждебный социум» и выбирает навсегда остаться затворником. Подобное мы видим в явлении под названием «хикикомори» (букв. «нахождение в уединении»), зародившемся в 1970-х в Японии. Речь идет о людях, которые в силу своей социальной фобии и других причин предпочитают жить в полной изоляции, играть в компьютерные игры, читать книги и смотреть сериалы, выбирая интернет как единственный безопасный способ «выхода из дома».
Дом нередко является отдельным персонажем в жизненном сюжете человека. Например, это ярко показано в фильме «Что гложет Гилберта Грейпа» (режиссер Лассе Халльстрем). В нем дом — словно тяжелый груз ответственности, не дающий главному герою, старшему ребенку в семье, жить своей отдельной жизнью. Финал фильма, в котором дом сжигают, становится метафорой окончания прошлого и освобождения героя от бремени.
А, например, в известной всем истории Одиссея путь домой, в Итаку, — это красная нить, идущая сквозь все путешествие, полное приключений.
Взять дом в свои руки
Таким образом, чувство дома бывает как позитивным, так и негативным. Мы можем испытывать приятную привязанность, если ассоциируем свое жилище с домом, или же ощущать утрату и тоску, если столкнулись с запланированным или вынужденным переездом.
Что мы можем сделать, чтобы помочь себе чувствовать себя как дома:
- Работа с чувствами и ощущениями. Так как образ дома — по большей части бессознательная структура, полезно насытить пространство ассоциируемыми с домом запахами, текстурами, цветами, звуками и вкусами. Любимый плед, привычная чашка, фотографии близких могут быть оказаться простыми, но устойчивыми опорами в вопросе «гнездования».
- Позволить себе отгоревать, а затем снова привязаться. В случае переезда нам придется пройти через период сродни гореванию от того, что вашей кофейни за углом больше нет, а в ближайшем магазине с фруктами непривычный ассортимент. Важно дать себе время, не обесценивать свои чувства, даже если они касаются не больших, не заметных другим деталей, но значимых для вас лично. Следующим шагом на новом месте будет позволение себе обрести новые связи. Ваш прежний дом не воспроизведется в идентичном виде, но постепенно вы сможете ощутить связь со средой, где теперь находитесь, обрести «свое» кафе и «своего» продавца фруктов.
- Значимость ритуалов. Хорошим подспорьем могут оказаться ритуалы. Люди запускают кошку в новый дом, перерезают красную ленточку на входе, пекут торт на свежесобранной кухне — все это может быть своего рода переходом, засечкой, означающей начало нового. Отсутствие ритуала часто не дает нам в полной мере осуществить психологический переход в новый статус. Именно поэтому важные моменты в жизни людей (день рождения, Новый год, свадьба, похороны) — всегда имеет форму ритуала, насыщенного атрибутами.
- Переходный объект — как дом, который всегда с собой. По аналогии с детьми, которые носят с собой любимую игрушку-компаньона, можно поразмышлять о том, какой небольшой предмет является лично для вас символом дома. Здесь очень важно ориентироваться на личные ассоциации, какими бы они ни были. Такой объект может согревать душу в дороге, а привыкание на новом месте сделать чуть менее горестным и чуть более быстрым.
- Дом — это люди. Также можно перевести фокус внимания с пространства на отношения внутри дома. Тогда мы можем заметить, что даже если вокруг все поменялось, внутри семьи — все те же шутки, свой секретный язык и забавные домашние привычки.
Ключевая концепция: Структура чувства | by Olive
2 минуты чтения·
20 ноября 2018 г.Еще один полезный термин Рэймонда Уильямса, занимающий центральное место в этом проекте, — «структура чувства».
Перед тем, как разобраться, что это значит, будет полезно наметить карту культурных групп Уильяма, которую он разделил на три:
- Доминирующая культура: основная культура
- Остаточная культура: старые культурные практики, которые все еще оказывают влияние на доминирующую культуру. культуре, они обычно предлагают альтернативу или оппозицию доминирующей культуре
- Эмерджентная культура: новые культурные формы, которые еще предстоит полностью артикулировать, часто подпитываемые элементами остаточной культуры Метод чувств — это способ наметить эти зарождающиеся культуры.
Эволюция моделей поколений
Нас бомбардируют идеи о зарождающейся культуре. Обычно они представляются как исследования когорт «миллениалов» или «поколения Z».
Это относится к «теории поколений», и это полезно. Например, мы знаем, что крупные культурные события, такие как экономический коллапс, атака на башни-близнецы, падение Берлинской стены и т. д., существенно формируют мировоззрение. Мы также знаем, что молодые поколения выросли цифровыми аборигенами и в результате по-другому смотрят на мир.
Однако этот метод упрощен. Это социологический подход, в то время как мы пытаемся понять социологический подход.0033 культурный подход.
Картографирование «структур чувств» является более творческим и гибким, чем поколенческий подход. Это помогает нам рисовать впечатления от культурных изменений, которые не за горами.
Что такое «Структура чувства»?
Как вы можете придать «структуру» «чувству»? «Чувства» сложны, беспорядочны и случайны. Тогда как «структуры» подразумевают разум и логику.
Есть напряжение в термине. Противоречие или парадокс.
Тем не менее, именно этот парадокс порождает новое мышление. Он отражает понимание того, что коллективно мы «чувствуем» вещи, прежде чем «думаем» о них. Поэтому, пытаясь структурировать чувства, мы начинаем формулировать новое мышление.
Что такое «аффективный пейзаж»?
«Теория аффектов» и «аффективная наука» — это растущие академические дисциплины, изучающие влияние эмоций на нас.
«Аффективный ландшафт» — это культурологический термин, объединяющий как науку, так и теорию.
Короче говоря, мы создаем аффективный ландшафт, артикулируя множественные структуры чувств.
Значение для организаций очевидно. Чтобы развить более глубокую связь с культурой, они должны приступить к упражнению «аффективное картографирование ландшафта».
Акцент здесь делается на «картографировании», приглашении концептуализировать себя как картографов.
Можете привести пример?
Да. Проект (dis)Connected Lives является примером «аффективного ландшафта». В рамках этого проекта есть мини-проекты, которые артикулируют множественные «структуры чувств».
В следующем посте я расскажу, к чему мы пришли во время последнего 5-недельного погружения со студентами UAL.
FEELING Синонимы: 110 синонимов и антонимов к FEELING
- Игры
- Рекомендуемые
- Поп-культура
- Советы по написанию
- Все игры
- Ежедневный кроссворд
- Словесная головоломка
- Поиск слов
- Рекомендуемые
- Все рекомендуемые
- Слово дня
- Синоним дня
- Слово года
- Новые слова
- Языковые истории
- Поп-культура
- 9 0013 Вся поп-культура
- Сленг
- Эмодзи
- Мемы
- Сокращения
- Гендер и сексуальность
- Советы по письму
- Все советы по письму
- Тренер по грамматике ТМ
- Центр письма 9 0014
- Основы грамматики
- Обычно путают
- Счет
- тезаурус
- чувство
синонимов к
чувствона этой странице вы найдете 212 синонимов, антонимов и слов, относящихся к чувству, например: осознание, волнение, чувство , боль, восприятие и удовольствие.
антонимов к слову
чувствоСамое подходящее
Как использовать чувство в предложении
Мы не получили бы того же чувства на этапе роста по сравнению с работой с небольшими командами или один учредитель.
В Goat Capital Джастин Кан и Робин Чан хотят продолжать создавать вместе с правильными командами | Эрик Элдон | 17 сентября 2020 г. | TechCrunch
Экономисты, как правило, неоднозначно относятся к профсоюзам, указывая на их неэффективность и отсутствие гибкости.
Кто-нибудь действительно знает, что такое социализм? (Эпизод 408, ретрансляция) | Стивен Дж. Дубнер | 17 сентября 2020 г. | Фрикономика
Каждый раз у меня возникает это ощущение, что это будет навсегда.
Лучшее средство от болей в спине — больше двигаться | Сара Ходош | 16 сентября 2020 г. | Popular-Science
Когда мы думаем об общении, мы склонны думать о своих собственных мыслях и чувствах, а не о том, как мы можем влиять на других.
Темная сторона разума — романтические факты | Диана Флейшман | 15 сентября 2020 г. | Nautilus
Она сказала, что если Oracle или любой новый владелец изменит TikTok, это будет «большим» и потенциально может изменить органическое чувство сообщества, которое создало приложение.
Что такое Oracle? Пользователи TikTok реагируют на предложенную сделку с Oracle | Даниэль Абриль | 15 сентября 2020 г. | Fortune
Что-то вроде фтора, который слишком мал для обычных фильтров, выдергивает чувство свободы воли.
Антифториды — антипрививочники OG | Майкл Шульсон | 27 июля 2016 г. | ЕЖЕДНЕВНОЕ ЗВЕРЬ
Но в основе лежит чувство того, что худшее еще впереди.
Европейские ненавистники ислама говорят, что мы вам так говорили | Барби Лаца Надо | 8 января 2015 г. | ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЗВЕРЬ
Мы должны разделить те чувства беспокойства, которые люди испытывают .
Мексиканские священники приговорены к убийству | Джейсон МакГахан | 7 января 2015 г. | ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЗВЕРЬ
У меня было чувство, что турецкие власти закрывают глаза.
Корабли-призраки Средиземноморья | Барби Лаца Надо | 6 января 2015 г. | ЕЖЕДНЕВНОЕ ЗВЕРЬ
Через несколько движений я уже почувствовал тот прилив романтического оптимизма, который вам нужен в первый день (христианского) нового года.
Моя неделя в еврейском Tinder | Эмили Шир | 5 января 2015 г. | ЕЖЕДНЕВНОЕ ЗВЕРЬ
Он полон поэзии чувствуется , а телесные оттенки необычайно естественны.
Женщины в изобразительном искусстве, седьмой век до н.э. в двадцатый век нашей эры | Клара Эрскин Клемент
Алессандро с благодарностью взглянул на Рамону, когда он переводил эту речь, так что в унисон индийскому образу мыслей и чувства .
Рамона | Хелен Хант Джексон
Для практики следует выбирать материалы, которые содержат большое разнообразие мыслей и ощущения и плавность движений.
Культура выразительного голоса | Джесси Элдридж Саутвик
Это было чувством облегчения с обеих сторон, когда было объявлено о прибытии мистера Хаггарда из министерства внутренних дел.
The Pit Town Coronet, Том I (из 3) | Чарльз Джеймс Уиллс
Двухлетний мальчик, которого здесь часто цитируют, проявлял
Детские дорожки | Джеймс Салли