ОЩУЩЕНИЕ • Большая российская энциклопедия
Авторы: В. А. Лекторский
ОЩУЩЕ́НИЕ, элементарное содержание, лежащее в основе чувственного знания внешнего мира (напр., О. цвета, звука, твёрдого, кислого и т. д.). В истории философии и психологии О. истолковывались как относящиеся не к предмету в целом, а лишь к его отд. свойствам, «качествам». Как таковые они были разделены на относящиеся к свойствам предметов внешнего человеку мира (О. зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые) и относящиеся к конкретным состояниям человеческого тела, сигнализирующим о движениях и относительном положении его разных частей и о работе внутренних органов. В качестве исходных, не разложимых далее единиц психич. процессов вообще и познават. процессов О. были чётко выделены в эмпиризме и сенсуализме 17–18 вв. (в античной философии, напр. , не существовало резкого разделения О. и восприятия), именуясь при этом первоначально «чувственными идеями», «простыми идеями», «впечатлениями» и т. д. Специфич. характеристикой О. считалась их осознаваемая данность, непосредственность, понимаемая либо как результат прямого причинного воздействия свойств предметов внешнего мира (Дж. Локк, Э. Б. де Кондильяк, Б. Рассел), либо просто как факт сознания безотносительно к его причине (Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах). При этом проведённое Локком разделение О. на относящиеся к «первичным качествам», реально существующим в самих предметах (О., относящиеся к пространственным свойствам предметов, их форме, расположению и др.), и к «вторичным качествам», существующим лишь в сознании, в силу неясности критерия этого разделения было оспорено Беркли. Считалось, что если восприятие, предполагающее определённую активность ума, может вводить в заблуждение, быть иллюзорным, то О. как исходный материал для построения восприятия само по себе не может вести к заблуждению. «Не бывает иллюзий чувств, бывают только ошибки в истолковании чувственных данных как знаков вещей, иных, чем они сами» (Рассел Б. Человеческое познание. М., 1957. С. 200). Для большинства философов, анализировавших О., именно их несомненность и безошибочность выводила их за пределы знания и субъект-объектного отношения.
В кон. 19 в. экспериментальная психология (и прежде всего психофизика) сделала О. предметом науч. исследования. Были выявлены т. н. пороги чувствительности, характер зависимости О. от интенсивности внешних раздражителей (закон Вебера – Фехнера) и др. В связи с тем, что О. могут вызываться не только адекватными стимулами (напр., зрительное О. светом), но и стимулами неадекватными (напр., то же зрительное О. механич. или электрич. раздражителем), И. Мюллер сформулировал «закон специфической энергии органов чувств»: качество ощущений зависит не от свойств внешних предметов, а от особенностей ощущающей (рецепторной) системы человека. Согласно Г. Гельмгольцу, О. относятся к качествам внешнего мира, как иероглиф к обозначенному им предмету. Для сенсуалистов-феноменалистов (Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах и др.), отрицавших связь О. с объективными свойствами предметов, оставался не решённым вопрос о том, как из субъективных, индивидуальных О. может быть построено восприятие объективно существующего предмета. Неясным было и то, следует ли относить к О. переживания боли, исходные чувства удовольствия и неудовольствия, существуют ли О. пространства и времени и т. п.
В философии и психологии 20 в. был поставлен под сомнение сам факт существования О. как неких самостоят. реалий в силу того, что в нормальных условиях обычного опыта воспринимаются в качестве непосредств. данности предметы и ситуации в их целостности, которая не может быть представлена в виде суммы отд. элементов-ощущений. В частности, представителями гештальтпсихологии отмечалось, что эксперим. изучение О. в традиц. психофизике происходило в искусственно созданных, лабораторных условиях. Выделенные в когнитивной психологии и экологич. подходе к восприятию (см. Гибсон Дж. Дж.) единицы информации, из которой строится восприятие, в большинстве случаев не осознаются и не могут быть истолкованы в качестве О., как они понимались ранее в философии и психологии.
это в психологии что? Ощущение и восприятие в психологии
Человеческая жизнь наполнена разным опытом, который поступает через сенсорные системы. Самое простое явление из всех психических процессов – это ощущение. Нет ничего более естественного для нас, когда мы видим, слышим, чувствуем прикосновения объектов.
Понятие ощущения в психологии
Почему актуальна тема: «Ощущение»? По психологии данный феномен изучают уже достаточно длительное время, стараясь дать более точное определение. На сегодняшний день ученые все еще пытаются понять всю глубину внутреннего мира и физиологии человека. Ощущение – это в общей психологии процесс отображения отдельных качеств, а также черт предметов и явлений действительности в условиях непосредственного воздействия на органы чувств. Способность получать такой опыт характерна для живых организмов, у которых есть нервная система. А для осознанных ощущений живые существа должны обладать головным мозгом.
Первичная стадия до появления такого психического процесса характеризовалась простой раздражимостью, благодаря которой происходило избирательное реагирование на важное воздействие из внешней или внутренней среды. Реакция соответственно сопровождалась изменениями в состоянии и поведении живого организма, на что обратила внимание общая психология.
Ощущение – это в психологии первое звено в познании внешнего и внутреннего мира человеком. Существуют разные виды этого феномена, зависимо от тех раздражителей, которые их продуцируют. Эти предметы или явления имеют связь с разными типами энергии и, соответственно, порождают разные по качеству ощущения: слуховые, кожные, зрительные. В психологии также выделяют чувства, связанные с мышечной системой и внутренними органами. Такие феномены не осознаются человеком. Исключением являются лишь болезненные ощущения, которые идут от внутренних органов. Они не доходят до сферы сознания, но воспринимаются нервной системой. Также человек получает ощущения, которые связаны с такими понятиями, как время, ускорение, вибрация и другие, жизненно важные факторы.
Стимулами для наших анализаторов становятся электромагнитные волны, которые входят в пределы определенного диапазона.
Характеристика видов ощущений
Закономерности ощущений в психологии предусматривают описание и различных их видов. Первая классификация относится еще к древнему периоду. В ее основе лежат анализаторы, которые определяют такие виды, как обоняние, вкус, осязание, зрение и слух.
Еще одна классификация ощущений в психологии представлена Б. Г. Ананьевым (выделял 11 видов). Существует также систематическая типология авторства английского физиолога Ч. Шеррингтона. В нее входят интероцептивный, проприоцептивный и экстероцептивный типы ощущений. Рассмотрим их подробнее.
Интероцептивный тип ощущения: описание
Этот вид ощущений дает сигналы от внутренней среды организма, от разных органов и систем, которые характеризуются определенными показателями. Рецепторы получают сигналы из пищеварительной системы (через стенки желудка и кишечника), сердечно-сосудистой (стенки сосудов и сердца), из мышечной ткани и других систем. Такие нервные образования имеют название – рецепторы внутренней среды.
Эти ощущения принадлежат к наиболее древней и примитивной группе. Они характеризуются неосознанностью, диффузностью и очень близки к эмоциональному состоянию. Другое название этих психических процессов – органические.
Проприоцептивный тип ощущения: описание
Информацию о том, в каком состоянии находится наше тело, дает человеку проприоцептивное ощущение. В психологии выделяют несколько подвидов этого типа, а именно: ощущение статики (равновесия) и кинестетики (движений). Мышцы и суставы (сухожилия и связки) – это места локализации рецепторов. Название таких чувствительных участков достаточно интересное — тельца Паччини. Если говорить о периферических рецепторах проприоцептивных ощущений, то локализируются они в канальцах внутреннего уха.
Понятие ощущения в психологии и психофизиологии изучено довольно хорошо. Этим занимались А. А. Орбели, П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн.
Экстероцептивный тип ощущения: описание
Эти ощущения поддерживают связь человека с внешним миром и делятся на контактные (вкусовые и осязательные) и дистантные (слуховые, обонятельные и зрительные ощущения в психологии).
Обонятельное ощущение в психологии вызывает споры ученых, так как они не знают, куда точно его поместить. Предмет, который излучает запах, находится на дистанции, но молекулы аромата имеют контакт с носовыми рецепторами. Или же бывает, что предмет уже отсутствует, а запах все равно витает в воздухе. Также обонятельные ощущения имеют значение в употреблении пищи и определении качества продуктов.
Интермодальные ощущения: описание
Как в случае с обонянием, есть и другие ощущения, которые сложно классифицировать. Например, это вибрационная чувствительность. В ее состав входят ощущения от слухового анализатора, а также от кожи и мышечной системы. По мнению Л. Е. Комендантова, вибрационная чувствительность является одной из форм звукового восприятия. Доказано ее огромное значение в жизни людей с ограничением или отсутствием слуха и голоса. Такие люди имеют высокий уровень развития тактильно-вибрационной феноменологии и могут определить движущийся грузовик или другую машину даже на большой дистанции.
Другие классификации ощущений
Также подлежит изучению классификация ощущений в психологии М. Хэда, который обосновал генетический подход к разделению чувствительности. Выделил два ее вида – протопатическую (органические ощущения – жажда, голод, примитивные и физиологические) и эпикритическую (сюда относятся все известные ученым ощущения).
Также разрабатывал классификацию ощущений Б. М. Теплов, выделяя два типа рецепторов – интерорецепторы и экстерорецепторы.
Характеристика свойств ощущений
Следует отметить, что ощущения одинаковые по модальности могу быть абсолютно непохожими друг на друга. Свойствами такого познавательного процесса являются его индивидуальные особенности: качество, интенсивность, пространственная локализация, продолжительность, пороги ощущений. В психологии эти феномены были описаны учеными-физиологами, которые были первыми, кто начал заниматься такой проблемой.
Качество и интенсивность ощущения
В принципе любые показатели явлений можно разделить на количественный и качественный виды. Качество ощущения определяет его отличия от других видов этого феномена и несет базовую информацию от стимулятора. Невозможно измерить качество с помощью каких-либо числительных приборов. Если возьмем зрительное ощущение в психологии, то его качеством будет цвет. Для вкусовой и обонятельной чувствительности – это понятие сладкого, кислого, горького, соленого, ароматного и так далее.
Количественная характеристика ощущения – это его интенсивность. Такое свойство является необходимым человеку, поскольку для нас важно определять громкую или тихую музыку, а также светло или темно в помещении. Интенсивность переживается по-разному в зависимости от таких факторов: силы действующего стимула (физические параметры) и функционального состояния рецептора, который подвергается воздействию. Чем больше показатели физических характеристик стимула, тем большая интенсивность ощущения.
Длительность и пространственная локализация ощущения
Еще одной важной характеристикой считается длительность, которая обозначает временные показатели ощущения. Это свойство тоже подвержено действию объективных и субъективных факторов. Если раздражитель действует долго, то и ощущение будет длительным. Это объективный фактор. Субъективный заключается в функциональном состоянии анализатора.
Стимулы, которые раздражают органы чувств, имеют свою локацию в пространстве. Ощущения помогают определить местонахождение того или иного объекта, что играет значимую роль для жизнедеятельности человека.
Пороги ощущений в психологии: абсолютный и относительный
Под абсолютным порогом понимают те физические параметры стимула в минимальном количестве, которые вызывают ощущение. Есть раздражители, которые лежат ниже, чем уровень абсолютного порога, и не вызывают чувствительности. Но на организм человека все равно влияют эти закономерности ощущений. В психологии исследователь Г. В. Гершуни представил результаты экспериментов, в которых было обнаружено, что звуковые стимулы, которые находились ниже, чем абсолютный порог, вызывали определенную электрическую активность головного мозга и увеличение зрачка. Эта зона являет собой субсенсорную область.
Есть и верхний абсолютный порог — это показатель раздражителя, который не может адекватно восприниматься органами чувств. Такие переживания вызывают боль, но не всегда (ультразвук).
Кроме свойств, существуют также и закономерности ощущений: синестезия, сенсибилизация, адаптация, взаимодействие.
Характеристика восприятия
Ощущение и восприятие в психологии являются первичными познавательными процессами по отношению к памяти и мышлению. Краткую характеристику этому явлению психики мы дали, а теперь перейдем к восприятию. Это психический процесс целостного отображения предметов и явлений действительности при их непосредственном контакте с органами чутья. Ощущение и восприятие в психологии изучали физиологи и психологи Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, Т. С. Комарова и другие ученые. Процесс сбора информации обеспечивает человеку ориентацию во внешнем мире.
Следует отметить, что восприятие характерно только для человека и высших животных, которые способны формировать образы. Это процесс объективации. Доставка в кору головного мозга информации о свойствах предметов – это функции ощущений. В психологии восприятия выделяют формирование образа, полученного на основании собранной информации о предмете и его свойствах. Образ получается в результате взаимодействия нескольких сенсорных систем.
Виды восприятия
В восприятии выделяют три группы. Вот наиболее распространенные классификации:
Зависимость от целей | Преднамеренная | Непреднамеренная | ||
Зависимость от степени организации | Организованная (наблюдение) | Неорганизованная | ||
Зависимость от формы отражения | Восприятие пространства (форма, величина, объемность, расстояние, расположение, удаленность, направление) | Восприятие времени (длительность, скорость протекания, последовательность явлений) | Восприятие движения (изменения положения объекта или самого человека во времени) |
Свойства восприятия
С. Л. Рубинштейн заявляет, что восприятие людей имеет обобщенный и направленный характер.
Итак, первым свойством этого процесса считается предметность. Восприятие невозможно без предметов, ведь они имеют свои определенные цвета, форму, величину и назначение. Скрипку мы определим, как музыкальный инструмент, а тарелку – как столовый прибор.
Второе свойство – целостность. Ощущения сообщают в мозг элементы предмета, его определенные качества, а с помощью восприятия эти отдельные черты складываются в целостный образ. На концерте оркестра мы слушаем музыку целостно, а не звуки каждого музыкального инструмента отдельно (скрипку, контрабас, виолончель).
Третье свойство – константность. Оно характеризует относительное постоянство форм, оттенков цвета и величин, которые мы воспринимаем. К примеру, мы видим кота, как определенное животное, независимо от того в темноте он или в светлой комнате.
Четвертое свойство – обобщенность. Человеку свойственно классифицировать предметы и относить их к определенному классу, зависимо от признаков, которые имеются.
Пятое свойство – осмысленность. Воспринимая объекты, мы соотносим их с нашим опытом и знаниями. Даже в том случае, если предмет незнакомый, человеческий мозг пытается сравнить его уже с привычными объектами и выделить общие черты.
Шестое свойство – избирательность. В первую очередь воспринимаются объекты, которые имеют связь с личным опытом или активностью человека. Например, смотря спектакль, актер и посторонний человек по-разному будут переживать то, что происходит на сцене.
Каждый процесс может протекать как в норме, так и в патологии. Нарушениями восприятия считают гиперестезию (повышенную чувствительность к обыкновенным стимулам внешней среды), гипестезию (снижение уровня чувствительности), агнозию (нарушенное узнавание объектов в состоянии ясного сознания и небольшое снижение общей чувствительности), галлюцинации (восприятие несуществующих предметов в реальности). Иллюзии характерны при ошибочном восприятии предметов, существующих в реальности.
Напоследок хочется сказать, что психика человека — довольно сложное устройство, и отдельное рассмотрение таких процессов, как ощущение, восприятие, память и мышление — искусственное, ведь в реальности все эти феномены происходят параллельно или последовательно.
Трансдукционная психология — Psychology4u
Твиттер Инстаграм Середина
Что такое трансдукция в психологии?
Трансдукция чего-либо из одной формы, места или понятия в другую называется трансдукцией. Определение психологии трансдукции — это термин, используемый для описания рассуждений от конкретных ситуаций к общим случаям. Его часто используют дети в период их развития. Существует множество специализированных определений этого конкретного термина в различных областях. Трансдукция — это процесс, с помощью которого несколько датчиков в организме преобразуют физические сигналы из окружающей среды в нейронные сигналы. После этого они попадают в центральную нервную систему. Трансдукция в психологии имеет и психологическое значение. Это относится к передаче стимулов в центральную нервную систему, когда физические импульсы из окружающей среды преобразуются в электрические или нервные сигналы. В ответ на физическую стимуляцию рецепторные клетки производят электрические изменения.
Что именно означает чувствовать что-то?
Сенсорные рецепторы — это нейроны со специализированными функциями, которые реагируют на определенные раздражители. Ощущение возникает, когда сенсорная информация обнаруживается сенсорным рецептором. Например, свет, попадая в глаз, вызывает химические изменения в клетках, выстилающих заднюю часть глаза. Эти клетки посылают сообщения в центральную нервную систему в виде потенциалов действия, как мы знаем из биопсихологии. Трансдукция – это процесс преобразования энергии сенсорного стимула в потенциал действия. Начальным шагом к восприятию является трансдукция. Это процесс трансляции, при котором разные типы клеток реагируют на раздражители. Затем все они создают сигнал, который обрабатывается центральной нервной системой и преобразуется в ощущения. Ощущения позволяют организмам обнаруживать лица и обнаруживать дым в случае пожара.
Что такое восприятия и как они помогают определить трансдукцию в психологии?
Восприятия, с другой стороны, требуют организации и понимания поступающих данных о ощущениях. Чтобы опыт был полезным, мы должны сначала придать ему смысл, который, в свою очередь, формирует наше отношение к нему. Восприятия влекут за собой понимание и представление характерного горячего, тогда как ощущения позволяют нам видеть красную горелку. Восприятие было бы классификацией и пониманием звука как пожарной тревоги, тогда как ощущением было бы прослушивание громкого тона. Ощущения и восприятия будут представлены как дискретные события, тогда как в действительности они происходят вдоль непрерывной линии с более подвижными границами между ними. Там, где заканчивается ощущение, начинается восприятие.
Почему чувства так важны для нас?
С начальной школы мы все слышали, что у нас есть пять чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Оказывается, концепция пяти чувств гораздо сложнее, чем мы о ней узнали. У нас также есть сенсорные системы, которые предоставляют информацию о равновесии, положении и движении тела, боли и температуре, с различными рецепторами, предназначенными для передачи различных входных данных в каждую из этих сенсорных систем. Система зрения поглощает свет через рецепторы палочек и колбочек в задней части глаза. Звук передается через реснички во внутреннем ухе. Запах и вкус работают вместе, чтобы поглощать химические вещества из частиц воздуха и пищи через химически чувствительные реснички в носовой полости и кластеры химических рецепторов на языке. Прикосновение особенно увлекательно, так как оно состоит из реакций множества кожных рецепторов. Все они передают сигналы в нашу центральную нервную систему в ответ на температуру, давление, вибрацию и повреждения кожи, такие как растяжение и разрыв.
Способность человеческих сенсоров
Абсолютный порог показывает чувствительность сенсорной системы к соответствующим входным данным. Абсолютный порог — это количество энергии стимула, которое должно присутствовать, чтобы обнаружить стимул. Другой подход заключается в рассмотрении того, насколько тусклыми или мягкими могут быть свет или звук, и все же они обнаруживаются в половине случаев. Чувствительность наших сенсорных рецепторов может быть поразительной. Окава и Сампат утверждают, что в ясную ночь наиболее чувствительные сенсорные клетки в задней части глаза способны воспринимать пламя свечи на расстоянии 30 миль.
Мои личные убеждения относительно трансдукции Определение Психология
Лично я считаю, что наши сенсоры играют самую важную роль во всем нашем теле. Человечество не смогло бы выжить без таких навыков, которые дала нам природа. К счастью, сегодня мы можем развивать наши сенсоры и восприятие. Более того, я твердо верю, что психология трансдукции помогает ее развитию, потому что мы понимаем, что происходит с нашим телом и почему оно ведет себя именно так, а не иначе.
Заключение
Сенсорные рецепторы обнаруживают сенсорные раздражители, что приводит к ощущению. Организация, интерпретация и сознательное осознание этих ощущений — все это часть восприятия. Трансдукционная психология помогает людям лучше понять свои чувства. Это хорошая тренировка для нашего мозга, чтобы изучить его, как мы на самом деле изучаем самих себя. Если мы воспользуемся сенсорной адаптацией, избирательным вниманием и теорией обнаружения сигналов, то можно будет чувствовать окружающий нас внешний мир. Вот почему на наше восприятие влияет множество вещей, включая убеждения, ценности, предрассудки, культуру и жизненный опыт.
Поделиться этим постом:
ДПТ против КПТ: что лучше?
9 января 2023 г.
Подробнее »
Поможет ли мне КПТ? Минусы КПТ
29 декабря 2022 г.
Подробнее »
Что психологи говорят об определении интуиции
20 декабря 2022 г.
Подробнее »
Что такое проблемы с привязанностью и как с ними бороться?
27 ноября 2022 г.
Подробнее »
Неявная и явная память: в чем разница?
22 ноября 2022 г.
Подробнее »
Тревожные кольца: обзор особенностей и преимуществ
24 октября 2022 г.
Подробнее »
Как успокоить блуждающий нерв?
18 сентября 2022 г.
Подробнее »
Руководство по нейробиоуправлению
18 августа 2022 г.
Подробнее »
Политика конфиденциальности
Условия
Восходящая обработка: определение и примеры
Восходящая обработка начинается со стимула в реальном времени, такого как громкий звук рожка или запах кофе, который приводит к анализу.
Задумывались ли вы когда-нибудь, как ваш мозг воспринимает, воспринимает и интерпретирует поступающие данные?
Один из способов осмысления мира — это психологическая стратегия, называемая процессингом «снизу вверх».
Эта стратегия начинается вне нас — с внешних данных, таких как прохладный ветерок, мерцающий свет или проносящийся мимо автомобиль. Затем эта сенсорная информация попадает в ваш мозг, где она анализируется.
Процессинг «снизу вверх» — это психологическая стратегия, впервые определенная в 1960-х годах американским психологом Джеймсом Дж. Гибсоном. Этот процесс считается одним из основных способов познания окружающего мира.
Это называется «снизу вверх», потому что оно начинается с внешнего раздражителя, такого как дерево или запах печенья, а затем эта сенсорная информация перемещается в мозг для анализа.
Например, если вы вдруг почувствуете сладкий запах шоколада, доносящийся по дому, вы можете определить, что кто-то в вашем доме печет печенье с шоколадной крошкой.
Чтобы определить это, вам не нужен никакой другой контекст или информация — вы просто используете приятный запах (стимул или необработанные данные) для проведения анализа. Ваше восприятие не требовало предварительного знания о том, что кто-то печет печенье.
В целом восходящая обработка включает следующие этапы:
- получение новой сенсорной информации
- сенсорные рецепторы посылают сигналы в мозг
- мозг формирует восприятие посредством этих сигналов
Через несколько лет после появления концепции Возникла восходящая обработка, британский психолог Ричард Грегори предложил «нисходящую» обработку в качестве аналога восходящей. Эти две теории обычно преподаются бок о бок.
На протяжении многих лет исследования восходящих и нисходящих процессов проводились отдельно. Однако в реальном мире эти две стратегии динамически взаимодействуют, помогая нам понять окружающий мир.
«Снизу вверх» — это редукционистская теория, то есть она начинается с наблюдения за самыми основными частями понятия. Противоположностью редукционизму является теория холизма, которая представляет собой теорию обработки «сверху вниз».
При нисходящей обработке мозг использует гипотезы или теории, чтобы заполнить пробелы. Таким образом, в то время как восходящая обработка опирается только на сенсорные данные, нисходящая обработка начинается со всей картины. Это также зависит от контекста, предыдущих знаний и ваших ожиданий.
Например, вы когда-нибудь читали абзац, где каждое слово написано совершенно неправильно, но вы легко можете прочитать, что там написано? Хотя отдельные слова выглядят бессмысленно, вы можете использовать более широкий контекст, чтобы понять их. Это обработка сверху вниз.
Вот ключевые различия между двумя стратегиями:
- Обработка снизу вверх : начинается со стимула, проходит через органы чувств и работает вверх, к мозгу, где он анализируется.
- Нисходящая обработка : является целостной и вытекает из общей картины. Он использует контекстные подсказки, прошлый опыт, ожидания и предшествующие знания, чтобы прийти к анализу.
Исследования показывают, что эти два процесса контролируются разными сетями мозга. Восходящая система использует вентральную лобно-теменную сеть, тогда как нисходящая система использует дорсальную лобно-теменную сеть. Мы используем обе стратегии в течение дня.
Дождь идет!Вы выбегаете за дверь, чтобы пообедать с другом. Когда вы идете к своей машине, свежий ветер дует вам в лицо. Небо темное, и вы слышите гром. Лучше возьмите зонт!
В данном случае ваши органы чувств уловили темное небо, гром и ветер. Вы сделали быстрый анализ того, что будет дождь и что вам следует взять зонтик.
Б или 13?
«Б или 13?» является часто используемым примером для демонстрации разницы между стилями обработки снизу вверх и сверху вниз.
Допустим, на странице есть две отметки. Одна представляет собой прямую линию вверх и вниз, а другая — линию, изогнутую дважды, как два сложенных полукруга. Между двумя фигурами очень мало места.
При восходящей обработке вы можете сразу предположить, что это B. Вы видите, что форма выглядит так, как вы ожидаете от буквы B, поэтому вы предполагаете, что это B. 13. Это будет использовать обработку сверху вниз, потому что мозг использовал контекстуальные подсказки, чтобы определить, является ли фигура буквой B или 13.
Прозопагнозия (лицевая слепота)Прозопагнозия, или лицевая слепота, — это неврологическое расстройство, характеризующееся неспособностью узнавать знакомые лица. В некоторых случаях люди с прозопагнозией не могут распознать собственное лицо.
Лицевая слепота — это демонстрация восходящей обработки данных. Люди с этим расстройством могут наблюдать черты лица, такие как карие глаза или маленький нос, и знать, что это «лицо». Но они не могут определить, кому он принадлежит, потому что у них нет возможности выполнять обработку сверху вниз.
Оливер Сакс, британский невролог, известный своим успешным лечением людей с «сонной болезнью», жил с прозопагнозией.
«Ощущение» — это восходящий процесс, с помощью которого наши органы чувств — зрение, слух, обоняние, осязание и вкус — получают и передают внешние раздражители.
«Восприятие» — это нисходящий механизм, который наш мозг использует для организации и интерпретации данных, которые мы помещаем в контекст.
При восходящей обработке ощущение и восприятие по сути одинаковы. Другими словами, мы воспринимаем предметы с помощью ощущений, а не с помощью наших концептуальных идей.
При нисходящей обработке восприятие и ощущение разделены. Сначала мы используем контекст и ожидания для создания целостного восприятия мира, а затем начинаем фокусироваться на более мелких деталях, используя ощущения.