Ощущения физиологические основы: Ошибка выполнения

Ощущение. Физиологические основы ощущений. Классификация ощущений.

Ощущение – это отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств, это, во-первых, начальный момент сенсомоторной реакции; во-вторых, результат сознательной деятельности.

Возникновение ощущения непосредственно связано с работой рецепторов человека. Рецептор – это орган, специально приспособленный для рецепции раздражений, легче, чем другие органы или нервные волокна, поддается раздражению, его чувствительность особо высока. При этом каждый рецептор специализируется применительно к определенному раздражителю.

В процессе биологической эволюции сами органы чувств формировались в реальных взаимоотношениях организма со средой, под воздействием внешнего мира. Воздействие внешнего мира формирует сами рецепторы. Рецепторы являются как бы анатомически закрепленными в строении нервной системы отпечатками эффектов процессов раздражения.

В ощущении различают абсолютные и разностные пороги. Не всякий раздражитель вызывает ощущение, а только тот, интенсивность которого преодолела порог ощущения. Эта минимальная интенсивность раздражения, при которой возникает ощущение, называется нижним абсолютным порогом. Наряду с нижним, существует и верхний абсолютный порог, т.е. максимальная интенсивность, возможная для ощущения данного качества.

Пороги чувствительности существенно сдвигаются в зависимости от отношения человека к той задаче, которую он разрешает.

Для чувствительности органа также имеет значение физиологическое его состояние. Значение физиологических моментов сказывается прежде всего в явлениях адаптации, в приспособлении органа к длительно воздействующему раздражителю. С адаптацией связано и явление контраста, которое связывается в изменении чувствительности под влиянием предшествующего (или сопутствующего) раздражителя.

Дифференциация и специализация рецепторов не исключает их взаимодействия, которое выражается во влиянии, которое раздражение одного рецептора оказывает на пороги другого.

Классификация ощущений

Органические ощущения. К органическим ощущениям относятся ощущения голода, жажды, ощущения, идущие из сердечно-сосудистой, дыхательной и половой системы тела и все ощущения, связанные с состояние организма человека.

Все органические ощущения имеют ряд общих черт:

  • Они, как правило, связаны с органическими потребностями, которые через органические ощущения обычно впервые отражаются в сознании

  • Все органические ощущения имеют более или менее яркую окраску.

  • Органические ощущения, отражая потребности, обычно связаны с двигательными импульсам и связаны между собой в психомоторное единство.

Статические ощущения. Это ощущения, связанные с показаниями о положении нашего тела в пространстве, его позе, пассивных и активных движениях тела. Центральным органом, регулирующим сохранения равновесия тела в пространстве, является вестибулярный аппарат.

Кинестетические ощущения.Ощущения движения различных частей тела вызываются возбуждениями, поступающими от проприорецепторов, расположенных в суставах, связках и мышцах. Благодаря кинестетическим ощущениям человек может определить положение и движение своих частей тела. Импульсы, поступающие в центральную нервную систему от проприорецепторов вследствие изменений, происходящих при движении в мышцах, вызывают рефлекторные реакции и играют существенную роль в мышечном тонусе и координации движений.

Кожная чувствительность.Кожная чувствительность подразделяется классической физиологией органов чувств на 4 вида. Это рецепции боли, тепла, холода и прикосновения (давления). Предполагается, что каждый из этих видов чувствительности располагает и специфическими рецепторами

Осязание. Осязание включает ощущения прикосновения и давления в единстве с кинестетическими, мышечно-суставными ощущениями. Проприоцептивные компоненты осязания идут от рецепторов, расположенных в мышцах, связках, суставных сумках. При движении они раздражаются изменением напряжения.

Обонятельные ощущения.Обонятельные ощущения возникают при проникновении в полость носа вместе со вдыхаемым воздухом молекул различных веществ и передаются в центральную нервную систему посредством обонятельного рецептора.

Вкусовые ощущения.Вкусовые ощущения, как и обонятельные, обусловлены химическими свойствами веществ. Вкусовые ощущения имеют важную роль в настройке эмоционального состояния человека, их роль обусловлена состоянием потребности организма в пище. Возникают через вкусовой рецептор, периферическая часть которого расположена в ротовой полости.

Слуховые ощущения. Слуховые ощущения являются отражением воздействующим на слуховой рецептор звуковых волн, которые порождаются звучащим телом и представляют собой переменное сгущение и разряжение воздуха.

Зрительные ощущения.Зрительные ощущения вызываются воздействием на зрительный анализатор световой волны, которые различаются длиной и частотой колебаний.

Понятие об ощущениях.

 Психология

Многообразие окружающего мира в определенной степени становится доступной для нас благодаря разнообразию наших ощущений.

Ощущение — это психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном влиянии раздражителей на соответствующие анализаторные системы.

Ощущение, их природа, законы формирования и изменения изучаются в специальной области психологии, что называется психофізикою. Она возникла во второй половине XIX века, и ее название связано с главным вопросом, который ставится и решается в этой области знаний, — с вопросом о зависимость между ощущениями и физическими характеристиками стимулов, влияющих на органы чувств.

Эволюционно ощущения возникли на базе раздражений, которые присущи живой материи, которая избирательно реагирует изменением своего внутреннего состояния на биологически значимые воздействия среды.

Элементарная ответ на раздражение оказывается в самых простейших одноклеточных живых организмов, которые на влияние среды реагируют движением. Раздражение, или возбудимость органов чувств, является важнейшей предпосылкой отображения организмом объективных свойств окружающей среды, что и составляет сущность процессов чувственности. Согласно гипотезе О. М. Леонть’єва, чувственность «является генетически не что иное, как раздражение по отношению к такого рода воздействия среды, что соотносят организм в других воздействий, т.е. ориентируют организм в среде, выполняя сигнальную функцию». Благодаря чувственности признаки предметов (запахи, форма, цвет), сами по себе безразличны (в том смысле, что ими нельзя удовлетворить органические потребности), приобретают сигнального значения. Чем более развитые органы чувств, тем больше возможностей отражать влияние внешней среды. Следует различать раздражители, адекватные для данного органа чувств и не адекватные для него. Специализация органов чувств к отображения того или иного вида энергии, определенных свойств предметов или явлений действительности — продукт длительной эволюции, а сами органы чувств — продукт приспособления к воздействиям внешней среды.
Адекватное отражение реальности на сенсорно-перцептивному уровне необходимо с эволюционно-исторической точки зрения, потому что является предпосылкой выживания.

Физиологической основой ощущения нервный процесс, который возникает при воздействии раздражителя на соответствующий анализатор. Говоря о анализаторы, следует иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, это название не вполне точна, потому что анализатор обеспечивает не только анализ, но и синтез раздражителей в ощущения и образы. Во-вторых, анализ и синтез могут происходить вне сознательного контроля этих процессов со стороны человека. Большинство раздражителей она чувствует, перерабатывает, но не осознает.

Ощущение носит рефлекторный характер; физиологически его обеспечивает аналізаторна система. Анализатор — нервный аппарат, который осуществляет функцию анализа и синтеза раздражителей, которые пришли с внешней и внутренней среды организма. Понятие анализатору И ввел. П. Павлов. Анализатор состоит из трех частей:

1) периферийное отдел — рецептор, что превращает определенный вид энергии в нервный процесс;

2) афферентные (центростремительные) пути, что передают возбуждение, которое возникло в рецепторе в расположенных выше центрах нервной системы, и эфферентные (центробежные), по которым импульсы с расположенных выше центров передаются в низших уровней;

3) подкорковые и пробковые проективные зоны, где происходит переработка нервных импульсов с периферийных отделов.

Исторически так сложилось, что те анализаторные системы, рецепторная часть которых (представлена с точки зрения анатомического) существует в виде отдельных внешних органов (нос, ухо, и т.д.), называют органами чувств. Зрение, слух, обоняние, осязание и вкус выделены еще Аристотелем. В действительности разновидностей ощущений значительно больше. Значительная часть физических воздействий приобретает прямого жизненного значения для живых существ, или просто ими не воспринимается. Для некоторых воздействий, которые встречаются на Земле в чистом виде и в количестве, угрожающей жизни человека, у нее просто нет соответствующих органов чувств. Таким раздражителем является, например, радиация. Человеку не дано также сознательно воспринимать, отражать в форме ощущений ультразвуки, световые лучи, длина волн которых выходит за пределы допустимого диапазона.

Анализатор составляет исходную и важнейшую часть всего пути нервных процессов, или рефлекторной дуги.

Рефлекторная дуга = анализатор + эффектор. Ефектором есть моторная орган (определенный мышца), к которому поступает нервный импульс с центральной нервной системы (мозга). Взаимосвязь элементов рефлекторной дуги обеспечивает основу ориентирование сложного организма в окружающей среде, деятельность организма в зависимости от условий его существования.

Для возникновения чувства недостаточно, чтобы организм подвергался соответствующем влияния материального раздражителя, еще необходима некоторая работа самого организма. Оптимизация процесса ощущение осуществляется за счет перцептивного регулирования. Органы чувств тесно связаны с органами движения, которые выполняют не только приспособительные, исполнительные функции, но и непосредственно участвуют в процессах получения информации.

В первом случае (И) в качестве эффектора выступает мышечный аппарат. Во втором случае (II) сам орган ощущения может быть то рецептором, то ефектором.

Ни один сенсорный импульс, ни одно раздражение рецептора само по себе не может однозначно определить адекватного образа ощущения и восприятия без мышечной коррекции (поскольку неизбежны ошибки требуют обратной связи). При получении сенсорного образа этот обратная связь присутствует всегда, поэтому есть основания говорить не о рефлекторную дугу, а о замкнутый рефлекторное кольцо.

Коррекция чувственного образа происходит с помощью перцептивных действий, в которых образ объекта сопоставляется с реально-практическими особенностями этого объекта. К эффекторных компонентов этих действий относят движения руки, что ощупывает предмет, движения глаза, что отслеживают видимый контур, движения гортани, воспроизводящие услышанный звук, и другие. Во всех этих случаях создается копия, сравнима с оригиналом, и сигналы разветвления, поступая в нервную систему, могут выполнить корректирующую функцию по отношению к образу, следовательно, к практическим действиям. Таким образом, перцептивная действие представляет собой своеобразную модель, саморегулирующуюся что управляет механизмом обратной связи и подстраивается к особенностей исследуемого объекта.



Назад  

Герман фон Гельмгольц, «Об ощущениях тона как физиологической основе теории музыки» (1863 г.

)

Abstract

Герман фон Гельмгольц исследовал вопросы, связанные с «физической и физиологической акустикой», и пытался связать свои исследования с «музыкальной наукой и эстетикой». Гельмгольца особенно интересовало слуховое восприятие, и именно он ввел различие между «музыкальными тонами» и «шумами». Музыкальные тона производились «быстрыми периодическими движениями» и поэтому воспринимались как гармонические. Шумы, с другой стороны, являлись результатом «непериодических движений» и поэтому воспринимались ухом как дисгармоничные. Исследование Гельмгольца внесло важный вклад в понимание акустики; на него до сих пор ссылаются в области музыковедения.

Источник

Введение

В настоящей работе делается попытка соединить границы двух наук, которые, хотя и сближались многими природными сходствами, до сих пор оставались практически различны, — я имею в виду границы физической и физиологической акустики, с одной стороны, и музыкальной науки и эстетики. с другой.

[…]

Я надеюсь, что в своей несколько необычной попытке перейти от натурфилософии к теории искусств я достаточно разделил области физиологии и эстетики. Но я едва ли могу скрыть тот факт, что, хотя мои размышления ограничиваются низшей областью музыкальной грамматики, они, вероятно, покажутся слишком механическими и несоответствующими достоинству искусства тем теоретикам, которые привыкли вызывать восторженные состояния души, поскольку они вызываются высшими достижениями искусства, к научному изучению его основ. В заключение я хотел бы просто заметить им, что нижеследующее исследование в действительности имеет дело только с анализом реально существующих ощущений, что применяемые здесь физические методы наблюдения предназначены почти исключительно для того, чтобы облегчить и обеспечить дело этого анализа и для того, проверить ее полноту — и что этого анализа ощущений достаточно для получения всех результатов, необходимых для музыкальной теории, даже независимо от моей физиологической гипотезы о механизме слуха, о которой уже упоминалось, но что я не хотел опустить эту гипотезу, потому что она так хорошо подходит для установления чрезвычайно простой связи между всеми разнообразными и сложными явлениями, которые встречаются в ходе этого исследования.

Глава I.


Об ощущении звука вообще

Ощущения возникают в результате действия внешнего раздражителя на чувствительный аппарат наших нервов. Ощущения различны по своему характеру, частично в зависимости от возбуждаемого органа чувств, а частично в зависимости от характера используемого раздражителя. Каждый орган чувств производит особые ощущения, которые нельзя возбудить никаким другим; глаз дает ощущение света, ухо — звука, кожа — осязания. Даже когда те самые солнечные лучи, которые возбуждали глаз как ощущения света, попадают на кожу и возбуждают ее нервы, они ощущаются только как тепло, а не как свет. Точно так же и колебания упругих тел, слышимые ухом, могут ощущаться и кожей, но в этом случае они производят только ощущение жужжания, трепетания, а не звука. Ощущение звука – это своеобразная реакция уха на внешние раздражители. Оно не может быть произведено ни в каком другом органе тела и совершенно отлично от всех ощущений всех других органов чувств.

[…]

Первое и принципиальное различие между различными звуками, воспринимаемыми нашим ухом, состоит в том, что между шумами и музыкальными тонами. Шум, вой и свист ветра, плеск воды, качание и грохот экипажей — примеры первого рода, а звуки всех музыкальных инструментов — второго. Шумы и музыкальные тона могут, конечно, смешиваться в самой разной степени и незаметно переходить один в другой, но их крайности далеко друг от друга.

Характер различия между музыкальными тонами и шумами, как правило, можно определить путем внимательного слухового наблюдения без искусственной помощи. Мы замечаем, что обычно шум сопровождается быстрой сменой различных звуковых ощущений. Вспомните, например, стук экипажа по гранитной брусчатке, плеск или бурление водопада или морских волн, шелест листвы в лесу. Во всех этих случаях мы имеем быстрые, неравномерные, но отчетливо ощутимые изменения разного рода звуков, возникающие порывисто. Когда ветер воет, изменения происходят медленно; звук медленно и постепенно нарастает, а затем снова падает. Также более или менее возможно отделить разные беспокойно меняющиеся звуки от большинства других звуков. Позже мы познакомимся с инструментом, называемым резонатором, с помощью которого это различение значительно облегчается для уха. Музыкальный тон, с другой стороны, поражает ухо как совершенно неискаженный, однородный звук, который остается неизменным, пока он существует, и он не представляет изменения различного рода составных частей. Тогда этому соответствует простое, правильное ощущение, тогда как в шуме беспорядочно смешиваются и как бы беспорядочно кувыркаются многие различные ощущения музыкального тона. Мы легко можем составить шумы из музыкальных тонов, например, одновременно ударив по всем клавишам, содержащимся в одной или двух октавах фортепиано. Это показывает нам, что музыкальные тона являются более простыми и правильными элементами слухового ощущения и что, следовательно, мы должны сначала изучить законы и особенности этого класса ощущений.

Тогда возникает следующий вопрос: какое различие во внешнем возбуждении слуховых ощущений вызывает различие между шумом и звуком? Нормальным и обычным средством возбуждения человеческого уха является атмосферная вибрация. В случае шума неравномерно изменяющееся ощущение уха приводит нас к заключению, что колебания воздуха также должны изменяться неравномерно. Музыкальные тоны, напротив, основаны на правильном, равномерно продолжающемся движении воздуха, который, в свою очередь, возбуждается столь же правильным движением первоначального звукового тела, импульсы которого доводятся до уха воздухом.

К настоящему времени физики точно исследовали те регулярные движения, которые производят музыкальные тона. Это колебания, колебания или качания, то есть движения вверх-вниз или вперед-назад звонких тел, и эти колебания должны быть правильными, периодическими. Под периодическим движением мы подразумеваем движение, которое возвращается в точно такое же состояние через точно такой же период времени. Длина этого равного интервала между одним состоянием движения и его следующим точным повторением называется продолжительностью колебания, вибрации или качания или периодом движения. Способ, которым движущееся тело действительно движется в течение этого интервала, не имеет значения. В качестве иллюстрации периодического движения возьмем движение часового маятника, камня, прикрепленного к струне и вращающегося по кругу с постоянной скоростью, молотка, который равномерно поднимается и опускается благодаря соединению с водяным колесом. Все эти движения, как бы они ни отличались по форме, являются периодическими в поясняемом здесь смысле. Продолжительность их интервалов, которая в этих случаях обычно составляет одну или несколько секунд, относительно велика по сравнению с гораздо более короткими периодами вибрации музыкальных тонов, по крайней мере, 30 раз в секунду для самых низких или самых низких тонов или столько же. как несколько тысяч в секунду.

Таким образом, наше определение периодического движения позволяет нам ответить на поставленный вопрос следующим образом: ощущение музыкального тона обусловлено быстрым периодическим движением звучащего тела; ощущение шума непериодического движения.

[…]

Источник английского перевода: Герман фон Гельмгольц, «Об ощущениях тона как физиологической основе теории музыки» (1863 г.). Перевод Александра Дж. Эллиса. Третье английское издание. Лондон и Нью-Йорк: Лонгманс, Грин и Ко, 189.5, стр. 1, 6–8. Опубликовано здесь с небольшими правками сотрудников GHI. Оригинальная неотредактированная версия доступна в Интернете по адресу: https://archive.org/details/onsensationsofto00helmrich/page/n8.

Источник оригинального немецкого текста: Герман фон Гельмгольц, Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage für die Theorie der Musik (1863), 2. Aufl. Брауншвейг: CK und Verlag von Friedrich Vieweg und Sohn, 1865, стр. 1, 9, 13, 14–16.

Физиологические основы ощущения и восприятия

Как известно, реализация личностного потенциала происходит в процессе жизни. Она, в свою очередь, возможна только за счет понимания окружающих условий. Обеспечение взаимодействия личности с внешним миром обусловлено чертами личности, установками и мотивами. Между тем любое психическое явление является отражением действительности и входит в систему регуляции. Определяющим элементом операции является ощущение. Понятие о физиологической основе чувств, в свою очередь, связано с мышлением и логическим познанием. Значительную роль играют слова и язык в целом, реализующие функцию обобщения.

Обратная связь

Физиологические основы ощущений, короче говоря, являются основой, на которой строится чувственный опыт человека. Представление данных в памяти вызывает логическое мышление. Все, что лежит в физиологической основе чувств, выступает связующим звеном между человеком и окружающим миром. Чувства позволяют исследовать мир. Рассмотрим далее, какова физиологическая основа ощущений в психологии (кратко).

Сенсорная организация

Представляет собой уровень развития определенных систем чувствительности, возможность их сочетания. Чувствительные структуры, называемые органами чувств. Они выступают физиологической основой ощущений и восприятий. Эти структуры можно назвать приемниками. Чувства приходят и преобразуются в восприятие. Любой приемник имеет определенную чувствительность. Если обратиться к представителям фауны, то можно отметить, что у них физиологической основой ощущений является деятельность определенного типа сенсоров. Это, в свою очередь, выступает родовым признаком животных. Например, летучие мыши чувствительны к коротким ультразвуковым импульсам, собаки обладают отличным обонянием. Если коснуться физиологических основ ощущений и восприятий человека, то надо сказать, что сенсорная система существует с первых дней жизни. Однако развитие будет зависеть от усилий и желаний личности.

Рекомендуем

Таблетка от глистов – актуальность применения для человека

Насколько актуальны сегодня препараты против глистов у человека? Что за твари эти глисты, каковы современные методы лечения? Постараемся ответить на эти вопросы, так как невежество в этой области нежелательно. Представьте себе мумию, которая вводит в заблуждение к…

Что делать, если потрескалась кожа на руках?

Каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с небольшим, но очень, когда трескается кожа на руках. В это время появляются ранки разного размера, которые болят и доставляют неудобства, особенно при контакте с водой или моющими средствами. …

Спрей Мачо-мужчина — залог правильных отношений между двумя супругами

Мужская импотенция — патологическое состояние, связанное с аномальной физиологической способностью полового члена регинировать и приносить сексуальному партнеру удовольствие в постели. Половое бессилие импотенция не может пройти у мужчины незамеченной – это обычно портит нервную систему…

Понятие о чувстве: физиологические основы понятий (кратко)

Прежде чем рассматривать механизм функционирования элементов сенсорных систем, следует определиться с терминологией. Чувство называется проявлением общего биологического свойства — чувствительности. Он присущ живой материи. Через ощущения человек взаимодействует с внешним и своим внутренним миром. Через них в мозг поступает информация о происходящих явлениях. Все, что лежит в физиологической основе ощущений, позволяет получать различные информационные элементы. Например, об их вкусе, цвете, запахе, движении, звуке. Датчики передают в мозг и информацию о состоянии внутренних органов. Из возникновения ощущений формируется образец опыта. Физиологическая основа процесса ощущения позволяет проводить обработку исходных данных. Они, в свою очередь, выступают базой для более сложных операций, например, таких процессов, как мышление, память, восприятие, представление.

Обработка информации

Осуществляется мозгом. Данные о результатах обработки – для разработки ответа или стратегии. Оно может быть направлено, например, на повышение тонуса, на большее внимание к текущим операциям, на настройку на ускорение включения познавательного процесса. Количество доступных вариантов, а также качество выбора той или иной реакции зависит от различных факторов. Значение, в частности, будут иметь индивидуальные особенности личности, стратегия взаимодействия с окружающими, уровень организации и развития высших нервных функций и т.д.

Парсеры

Физиологическая основа чувств формируется благодаря функционированию того или иного нервного аппарата. Они включают в себя три компонента. В анализаторе находятся:

  1. Рецептор. Действует как чувствительный элемент. Рецептор преобразует внешнюю энергию в нервную операцию.
  2. Центральный отдел. Он представляет афферентные или чувствительные нервы.
  3. Детали Cortex. в них обрабатываются нервные импульсы.

Специфические рецепторы соответствуют определенным областям отделов коры. Каждый орган чувств имеет свою специализацию. Это зависит не только от особенностей строения рецепторов. Не менее важна специализация нейронов, входящих в состав центрального аппарата. Речь идет о сигналах, проходящих через периферические органы чувств. Следует отметить, что анализатор – не пассивный приемник ощущений. Он обладает способностью рефлекторно перестраиваться под воздействием раздражителей.

Информация о свойствах

Физиологическая основа чувств позволяет описать данные, поступающие через датчики. Любую информацию можно охарактеризовать присущими ей свойствами. К ключевым из них относятся продолжительность, интенсивность, пространственная локализация, качество. Например, последнее является специфическим признаком конкретного чувства, которое отличается от остальных. Качество варьируется в пределах конкретной модальности. Так, в зрительном спектре выделяют такие свойства, как яркость, оттенок, насыщенность. Слуховые ощущения обладают такими качествами, как высота тона, тембр, громкость. При прикосновении мозг получает информацию о твердости и шероховатости предмета и так далее.

Дифференциация

Что может быть Физиологической основой ощущений? Классификацию ощущений можно проводить по различным критериям. Простейшей дифференциацией считается по модальности раздражителя. Соответственно на этом основании можно выделить и физиологическую основу чувств. Модальность – это качественная характеристика. Он отражает специфику ощущений как простейших психических сигналов. Дифференциация осуществляется в зависимости от расположения рецепторов. На этом основании выделяют три группы ощущений. К первым относятся связанные с поверхностными рецепторами: кожными, обонятельными, вкусовыми, слуховыми, зрительными. Чувства, возникающие в них, называются экстерорецептивными. Во вторую группу вошли те, которые связаны с датчиками, расположенными во внутренних органах. Эти ощущения называются интерорецепторами. В третью группу входят те, которые связаны с рецепторами на мышцах, сухожилиях и связках. Это моторные и статические ощущения – проприорецептивные. Дифференциация также осуществляется по модальности сенсора. По этому признаку выделяют контактные ощущения (вкусовые, осязательные) и дистантные (слуховые, зрительные).

Виды

Физиологическая основа чувств – интегральные компоненты единой сенсорной системы. Эти устройства могут обнаруживать различные свойства одного объекта одновременно. Это связано с тем, что физиологические основы чувств реагируют на определенные раздражители. У каждого рецептора есть свой агент. В соответствии с этим различают следующие виды ощущений, такие как:

  1. Зрительные. Они возникают под воздействием световых лучей на сетчатку.
  2. Слуховой аппарат. Эти чувства вызывают речь, музыка или шумовые волны.
  3. Вибрация. Такие чувства возникают благодаря способности улавливать колебания окружающей среды. Такая чувствительность слабо развита у человека.
  4. Обонятельный. Они позволяют ловить сапахи.
  5. Тактильный.
  6. Коньи.
  7. Вкусные.
  8. Боливия.
  9. Температура.

Особо сильная эмоциональная окраска боли. Они видны и слышны другим. Температурная чувствительность неодинакова на разных участках тела. В некоторых случаях у человека может появиться псевдомузариоз. Они выражаются в виде галлюцинаций и появляются при отсутствии раздражителя.

Зрение

В качестве сенсорного устройства выступает глаз. Этот орган чувств имеет достаточно сложное строение. Световые волны отражаются от предметов, преломляются при прохождении через хрусталик и фиксируются на сетчатке. Глаз считается дальним рецептором, потому что он дает представление о предметах, находящихся на расстоянии от человека. Пространство отражения обеспечивается анализатором четности, изменением размера изображения на сетчатке при приближении/удалении к/от предмета, возможностью информации и разведения глаз. В сетчатке насчитывается несколько десятков тысяч нервных окончаний. Под воздействием световых волн они раздражаются. Нервные окончания различают по функции и форме.

Слух

Деликатная отделка, позволяющая воспринимать звук, находящийся во внутреннем ухе, перепонке улитки и волосках. Внешнее тело собирает вибрации. Среднее ухо передает их в улитку. Чувствительный конец последнего раздражается резонансом — нервы разной толщины и длины приходят в движение при получении определенного количества колебаний в секунду. Полученные сигналы отправляются в мозг. Звук имеет следующие свойства: силу, тон, высоту, длину и ритмический рисунок. Вызывается фонематическим слухом, который позволяет его различать. Он зависит от окружающей среды и формируется на протяжении всей жизни. При хорошем знании иностранного языка вырабатывается новая система фонематического слуха. Это сказывается на грамотности письма. Точно так же речь развивает музыкальный слух. Меньшее значение для человека имеют шорохи и шумы, если они не мешают его деятельности. Они тоже могут вызывать приятные эмоции. Например, многим нравится шум дождя, шелест листьев. Хотя такие звуки могут сигнализировать об опасности. Например, шипение газа.

Вибрационная чувствительность

Считается разновидностью слуховых ощущений. Вибрационная чувствительность отражает колебания среды. Образно это называется контактным слушанием. Не имеющие специальных виброрецепторов. Ученые считают, что такая чувствительность — самая древняя на планете. При этом отражать колебания внешней и внутренней среды могут все ткани организма. Вибрационная чувствительность в жизни человека подчинена зрительной и слуховой. Его практическое значение возрастает в тех областях, где вибрации действуют как сигналы беды или опасности. Слепоглухие и глухие люди обладают высокой вибрационной чувствительностью. Она компенсирует отсутствие других ощущений.

Обоняние

Относится к отдаленным ощущениям. В качестве раздражителей, вызывающих обонятельную чувствительность, выступают элементы веществ, проникающих в полость носа. Они растворяются в жидкости и воздействуют на рецептор. У многих животных обоняние является основным чувством. Они ориентируются на запах при поиске пищи или бегстве от опасности. Человеческое обоняние имеет мало общего с спортивным ориентированием. Это связано с наличием слуха и зрения. На неустойчивость и недоразвитие обонятельной чувствительности указывает отсутствие в лексиконе слов, ясно обозначающих ощущение и не связанных с самим предметом. Например, скажите «запах ландышей». Обоняние связано со вкусом. Это способствует признанию качества продуктов питания. В ряде случаев обоняние позволяет различать вещества по химическому составу.

Вкус

Он относится к контактным ощущениям. Вкусовая чувствительность вызывается раздражением рецепторов, расположенных на языке, предметом. Они позволяют определить кислые, соленые, сладкие, горькие продукты. Сочетание этих качеств создает набор вкусовых ощущений. Первичная обработка данных осуществляется в дермальном сосочке. Каждая имеет 50-150 рецепторных клеток. Они быстро изнашиваются при контакте с пищей, но обладают восстановительной функцией. Сенсорные сигналы направляются к вкусовой коре через задний мозг и таламус. Как и обонятельные, эти ощущения повышают аппетит. Рецепторы, оценивая качество пищи, выполняют защитную функцию, что очень важно для выживания.

Кожа

Имеет несколько независимых сенсорных структур:

  1. Тактильные.
  2. Боль.
  3. Температура.

Кожная чувствительность относится к группе контактных ощущений. Максимальное количество сенсорных клеток расположено на ладонях, губах и кончиках пальцев. Передача информации от рецепторов осуществляется к спинному мозгу за счет их контакта с двигательными нейронами. Обеспечивает осуществление рефлекторных действий. Например, человек тянет руку от горячего. Температурная чувствительность обеспечивает регуляцию теплообмена между внешней средой и организмом. Стоит сказать, что распределение датчиков холода и температуры неравномерно. Более чувствительна к низкой температуре спина, реже – грудная клетка. Боль возникает при сильном надавливании на поверхность тела. Нервные окончания располагаются глубже тактильных рецепторов. Последнее, в свою очередь, может сформировать представление о качествах субъекта.

Кинестетическая чувствительность

Включает чувство движения и ригидность отдельных элементов тела. Рецепторы расположены в сухожилиях и мышцах. Раздражение вызывается сокращением и растяжением мышц. Многие двигательные датчики расположены на губах, языке, пальцах. Это связано с необходимостью выполнения этими частями тела тонких и точных движений. Работа анализатора обеспечивает контроль и координацию движений. Формирование речевой кинестезии происходит в младенческом и дошкольном возрасте.

Вестибулярная чувствительность

A Статические или гравитационные ощущения позволяют человеку понять свое положение в пространстве. Соответствующие рецепторы находятся в вестибулярном аппарате во внутреннем ухе. Мешки и каналы преобразуют сигналы относительного движения и силы тяжести, передавая их затем в мозжечок, а также в области коры в височной области. Резкая и частая смена положения туловища относительно земли может вызвать головокружение.

Вывод

Физиологическая основа ощущений в психологии имеет особое практическое значение. Ее изучение позволяет определить пути поступления сигналов извне, распределить их по рецепторам, проследить ход обработки первичной информации. Физиологические основы ощущений в психологии – ключ к пониманию свойств сенсорной системы. Анализ позволяет выявить причины тех или иных отклонений чувствительности, оценить влияние тех или иных раздражителей на рецепторы. Полученная информация используется в различных научных и промышленных областях. Особая роль результатов исследований принадлежит медицине. Изучение свойств рецепторов и раздражителей позволяет создавать новые лекарства, разрабатывать более эффективные тактики лечения психических и других заболеваний.

АР: https://tostpost.com/ar/health/7776-physiological-basis-of-sensation-and-perception.html

БЫТЬ: https://tostpost.com/be/zdaro-e/13881-f-z-yalag-chnyya-asnovy-adchuvannya-sprymannya.html

Германия: https://tostpost.com/de/gesundheit/13885-physiologische-grundlagen-der-empfindungen-und-wahrnehmungen.html

ES: https://tostpost.com/es/la-salud/13893-fisiolog-a-de-las-sensaciones-y-la-percepci-n-de.html

Привет: https://tostpost.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts