Ощущения. Виды ощущений. Роль ощущений в жизни и деятельности человека. Восприятие. Свойства восприятия.
Дата добавления: 2014-05-20 | Просмотров: 1420
Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.
Физиологической основой ощущений является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор.
По характеру отражения и месту расположения рецепторов принято делить ощущения на три группы: 1) экстероцептивные, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела; 2) интероцептивные, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов; 3) проприоцептивные, рецепторы расположены в мышцах и связках, они дают информацию о движении и положении нашего тела.
Экстероцептивные ощущения подразделяют на контактные и дистантные. Контактные – осязательное, вкусовое. Дистантные – зрительное, слуховое, обоняние.
Большую роль в ориентировке человека в окружающей среде играют ощущения равновесия и ускорения. Общими для разных анализаторов являются болевые ощущения.
С точки зрения данных современной науки, принятое разделение ощущений на внешние (экстероцептивные) и внутренние (интероцептивные) недостаточно. Некоторые виды ощущений можно считать внешне – внутренними. К ним относятся температурные и болевые, вкусовые и вибрационные, мышечно-суставные и статико-динамические.
Продолжительность ощущений есть его временная характеристика. Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, и не исчезает одновременно с прекращением раздражителя. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последствии. Для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя.
Чувствительность органа чувств определяется минимальным раздражителем, который в данных условиях оказывается способным вызвать ощущение. Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности.
Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора.
Верхним абсолютным порогом чувствительности называется максимальная сила раздражителя, при которой ещё возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на рецепторы, вызывает в них лишь болевое ощущение (например, сверхгромкий звук, слепящая яркость).
Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от различных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности раздражения и т.п.
С помощью органов чувств мы можем не только констатировать наличие или отсутствие того, или иного раздражителя, но и различать раздражителя по их силе и количеству.
Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающие едва заметное различие ощущений, называется порогом различения или разностным порогом.
Чувствительность анализаторов, определяемая величиной абсолютных порогов, не постоянна и изменяется под влиянием ряда физиологических и психологических условий, среди которых особое место занимает явление адаптации. Адаптация, или приспособление, — это изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя.
Восприятие – отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Наиболее важные особенности (свойства) восприятия – предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность.
Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Без такого отнесения восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности человека. Предметность восприятия не врожденное качество. Предметность играет особую роль в регуляции поведения.
Целостность. Восприятие есть целостный образ предмета. С целостностью восприятия связана его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Константность восприятия. Благодаря данному свойству, которое состоит в способности перцептивной системы (перцептивная система – совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т.п.
Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования.
Свойство константности обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предмета и условий его существования.
Осмысленность восприятия. Перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет – это значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове.
Итак, восприятие – активный процесс, в ходе которого человек производит множество перцептивных действий для того, чтобы сформировать адекватный образ предмета. Активность восприятия состоит, прежде всего, в участии эффекторных (двигательных) компонентов анализаторов в процессе восприятия (движения руки при осязании, движения глаза в зрительном восприятии и т.
В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия. Обычно процесс восприятия осуществляется рядом взаимодействующих между собой анализаторов.
Ощущения контрольная по психологии | Экзамены Психология
Скачай Ощущения контрольная по психологии и еще Экзамены в формате PDF Психология только на Docsity! Контрольная работа по психологии. Тема: “Ощущения”. План: 1. Определение ощущения. 2. Виды ощущений. 3. Свойства ощущений. 4. Чувствительность и её изменение. 5. Анализатор. 6. Отбор информации в ощущениях. 7. Адаптация. 8. Взаимодействие ощущений. 9. Синестезия. 10. Сенсибилизация. О богатстве окружающего мира, о звуках и красках, запахах и температуре, величине и о многом другом мы узнаем благодаря органам чувств. С помощью органов чувств человеческий организм получает в виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды. Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают ее в мозг, ежесекундно получающий и перерабатывающий этот огромный и неиссякаемый поток. В результате возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния самого организма. Поскольку ощущения возникают в результате воздействия определенного раздражителя на соответствующий рецептор, классификация ощущений исходит из свойств раздражителей, которые их вызывают, и рецепторов, на которые воздействуют эти раздражители. По характеру отражения и месту расположения рецепторов принято делить ощущения на три группы: 1. экстероцептивные, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела; 2. интероцептивные, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов; 3. проприоцептивные, рецепторы которых расположены в мышцах и связках и дающие информацию о движении и положении нашего тела. Подкласс проприоцепции, представляющий собой чувствительность к движению, называется также кинестезией, а соответствующие рецепторы – кинестетическими. Экстероцепторы можно подразделить на две группы: контактные и дистантные рецепторы. Контактные рецепторы передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами. К ним относятся: осязательный и вкусовой рецепторы. Дистантные рецепторы реагируют на раздражения, исходящие от удаленного объекта. К ним относятся зрительный, слуховой и кору головного мозга. Кора в каждый отдельный момент из бесконечного количества импульсов воспринимает лишь жизненно актуальные, задерживая все остальные, в том числе импульсы от внутренних органов. Такое положение биологически целесообразно. Нельзя представить себе жизнь организма, у которого кора больших полушарий одинаково воспринимала бы все импульсы и обеспечивала на них реакции. Это привело бы организм к неминуемой гибели. Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора. Наши анализаторы обладают различной чувствительностью. Порог одной обонятельной клетки человека для соответствующих пахучих веществ не превышает 8 молекул. Чтобы вызвать вкусовое ощущение, требуется, по крайней мере, в 25 000 раз больше молекул, чем для создания обонятельного ощущения. Очень высока чувствительность зрительного и слухового анализатора. Человеческий глаз, как показали опыты С.И. Вавилова, способен видеть свет при попадании на сетчатку всего 2 – 8 квантов лучистой энергии. Это значит, что мы способны были бы видеть в полной темноте горящую свечу на расстоянии до 27 километров. В то же время для того, чтобы мы ощутили прикосновение, необходимо в 100 – 10 000 000 раз больше энергии, чем при зрительных или слуховых ощущениях. Абсолютная чувствительность анализатора ограничивается не только нижним, но и верхним порогом ощущения. Верхним абсолютным порогом чувствительности называется максимальная сила раздражителя, при которой ещё возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на наши рецепторы, вызывает в них лишь болевое ощущение (например, очень громкий звук, слепящая яркость). Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от различных условий: характера деятельности и возрасти человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности раздражения и т. п. С помощью органов чувств мы можем не только констатировать наличие или отсутствие того или иного раздражителя, но и различать раздражители по их силе и качеству. Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений, называется порогом различения или разностным порогом. Порог различения характеризуется относительной величиной, постоянной для данного анализатора. Для зрительного анализатора это отношение составляет приблизительно 1/100, для слухового — 1/10, для тактильного — 1/30. Экспериментальная проверка этого положения показала, что оно справедливо только для раздражителей средней силы. Основываясь на экспериментальных данных Вебера, немецкий физик Г. Фехнер (1801-1887) выразил зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя следующей формулой: S = KlgJ + С, где S — интенсивность ощущений, J — сила раздражителя, К и С — константы. Согласно этому положению, которое носит название основного психофизического закона, интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя. Иначе говоря, при возрастании силы раздражителя в геометрической прогрессии интенсивность ощущения увеличивается в арифметической прогрессии (закон Вебера — Фехнера). Разностная чувствительность, или чувствительность к различению, также находится в обратной зависимости к величине порога различения: чем порог различения больше, тем меньше разностная чувствительность. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет рефлекторный характер. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. Анализатор состоит из трех частей: 1) периферического отдела (рецептора), являющегося специальным трансформатором внешней энергии в нервный процесс; 2) афферентных (центростремительных) и эфферентных (центробежных) нервов — проводящих путей, соединяющих периферический отдел анализатора с центральным; 3) подкорковых и корковых отделов (мозговой конец) анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как целого. Воздействие раздражителя на рецептор вызывает появление раздражения. Начало этого раздражения выражается в превращении внешней энергии в нервный процесс, который производится рецептором. От рецептора этот процесс по центростремительному нерву достигает ядерной части анализатора. Когда возбуждение достигает корковых клеток анализатора, возникает ответ организма на раздражение. Мы ощущаем свет, звук, вкус или другие качества раздражителей. Анализатор составляет исходную и важнейшую часть всего пути нервных процессов, или рефлекторной дуги. Рефлекторное кольцо состоит из рецептора, проводящих путей, центральной части и эффектора. Взаимосвязь элементов рефлекторного кольца обеспечивает основу ориентировки сложного организма в окружающем мире, деятельность организма в зависимости от условий его существования. Процесс зрительного ощущения не только начинается в глазу, но и завершается в нем. То же самое характерно и для других анализаторов. Между рецептором и мозгом существует не только прямая (центростремительная), но и обратная (центробежная) связь. Принцип обратной связи, открытый И.М. Сеченовым, требует признания того, что орган чувств является попеременно рецептором и эффектором. Ощущение не есть результат центростремительного процесса, в его основе лежит полный и притом сложный рефлекторный акт, подчиняющийся в своем формировании и протекании общим законам рефлекторной деятельности. Динамика процессов, происходящих в подобном рефлекторном кольце, есть своеобразное уподобление свойствам внешнего воздействия. Например, осязание является именно таким процессом, в котором движения рук повторяют очертания данного объекта, как бы уподобляясь его форме. Глаз действует по такому же принципу благодаря сочетанию деятельности своего оптического “прибора” с глазодвигательными реакциями. Движения голосовых связок также воспроизводят объективную звуковысотную природу. При выключении вокально-моторного звена в экспериментах неизбежно возникало явление своеобразной звуковысотной глухоты. Таким образом, благодаря сочетанию сенсорных и моторных компонентов сенсорный (анализаторный) аппарат воспроизводит объективные свойства воздействующих на рецептор раздражителей и уподобляется их природе. Органы чувств представляют собой, по сути дела, фильтры энергии, через которые проходят соответствующие изменения среды. Согласно одной из гипотез, которая мне наиболее близка, отбор информации в ощущениях происходит на основе критерия новизны. Действительно, в работе всех органов чувств наблюдается ориентировка на изменение раздражителей. При действии постоянного раздражителя чувствительность как бы притупляется и сигналы от рецепторов перестают поступать в центральный нервный аппарат. Так, ощущение прикосновения имеет тенденцию к угасанию. Оно может совершенно исчезнуть, если раздражитель вдруг перестанет двигаться по коже. Чувствительные нервные окончания сигнализируют мозгу о чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений. В литературе описаны многочисленные факты изменения чувствительности, вызванные взаимодействием ощущений. Так, чувствительность зрительного анализатора изменяется под влиянием слухового раздражения. Слабые звуковые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора. В то же время наблюдается резкое ухудшение различительной чувствительности глаза, когда в качестве слухового раздражителя применяется, например, громкий шум авиационного мотора. Зрительная чувствительность повышается также под влиянием некоторых обонятельных раздражении. Однако при резко выраженной отрицательной эмоциональной окраске запаха наблюдается снижение зрительной чувствительности. Аналогично этому при слабых световых раздражениях усиливаются слуховые ощущения, а воздействие интенсивных световых раздражителей ухудшает слуховую чувствительность. Известны факты повышения зрительной, слуховой, тактильной и обонятельной чувствительности под влиянием слабых болевых раздражений. Изменение чувствительности какого-либо анализатора наблюдается и при подпороговом раздражении других анализаторов. Так, П.П. Лазаревым (1878-1942) были получены факты снижения зрительной чувствительности под влиянием облучения кожи ультрафиолетовыми лучами. Таким образом, все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей мере влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах: повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность здесь состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии. Взаимодействие ощущений проявляется еще в одном роде явлений, называемом синестезией. Синестезия — это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Синестезия наблюдается в самых различных видах ощущений. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. У различных людей нет совпадения в этих синестезиях, однако, они довольно постоянны для каждого отдельного лица. На явлении синестезии основано создание в последние годы цветомузыкальных аппаратов, превращающих звуковые образы в цветовые. Реже встречаются случаи возникновения слуховых ощущений при воздействии зрительных раздражении, вкусовых — в ответ на слуховые раздражители и т.п. Синестезией обладают далеко не все люди, хотя она довольно широко распространена. Явление синестезии — еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения объективного мира. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией. Физиологическим механизмом взаимодействия ощущений являются процессы иррадиации и концентрации возбуждения в коре головного мозга, где представлены центральные отделы анализаторов. По И.П. Павлову, слабый раздражитель вызывает в коре больших полушарий процесс возбуждения, который легко иррадирует (распространяется). В результате иррадиации процесса возбуждения повышается чувствительность другого анализатора. При действии сильного раздражителя возникает процесс возбуждения, имеющий, наоборот, тенденцию к концентрации. По закону взаимной индукции это приводит к торможению в центральных отделах других анализаторов и снижению чувствительности последних. Изменение чувствительности анализаторов может быть вызвано воздействием второсигнальных раздражителей. Так, получены факты изменения электрической чувствительности глаз и языка в ответ на предъявление испытуемым слов “кислый, как лимон”. Эти изменения были аналогичны тем, которые наблюдались при действительном раздражении языка лимонным соком. Зная закономерности изменения чувствительности органов чувств, можно путем применения специальным образом подобранных побочных раздражителей сенсибилизировать тот или иной рецептор, т.е. повышать его чувствительность. Сенсибилизация может быть достигнута и в результате упражнений. Возможности тренировки органов чувств и их совершенствования очень велики. Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств: 1) сенсибилизация, к которой стихийно приводит необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота) и 2) сенсибилизация, вызванная деятельностью, специфическими требованиями профессии субъекта. Утрата зрения или слуха в известной мере компенсируется развитием других видов чувствительности. Особый интерес представляет возникновение у человека чувствительности к раздражителям, по отношению к которым не существует адекватного рецептора. Такова, например, дистанционная чувствительность к препятствиям у слепых. Явления сенсибилизации органов чувств наблюдаются у лиц, длительно занимающихся некоторыми специальными профессиями. Опытные летчики по слуху легко определяют количество оборотов двигателя. Они свободно отличают 1300 от 1340 оборотов в минуту. Нетренированные люди улавливают разницу только между 1300 и 1400 оборотами. Все это – доказательство того, что наши ощущения развиваются под влиянием условий жизни и требований практической трудовой деятельности. Несмотря на большое количество подобных фактов, проблема упражнения органов чувств изучена ещё недостаточно. Изучение её, позволит существенно расширить способности человека! Список используемой литературы: 1. Немов Р.С. Психология: Учебник. — Москва: “Просвещение”, 1995. 2. Общая психология: Учебник. – Москва, 1986.
Отражение света — Science Learning Hub
Добавить в коллекцию
Отражение — это когда свет отражается от объекта. Если поверхность гладкая и блестящая, например, стекло, вода или полированный металл, свет будет отражаться под тем же углом, под которым он падает на поверхность. Это называется зеркальным отражением.
Рассеянное отражение — это когда свет падает на объект и отражается во многих направлениях. Это происходит, когда поверхность шероховатая. Большинство вещей мы видим потому, что свет от источника отражается от него.
Например, если вы посмотрите на птицу, свет отразится от нее и распространится почти во всех направлениях. Если часть этого света попадает в ваши глаза, он попадает на сетчатку в задней части ваших глаз. Электрический сигнал передается в ваш мозг, и ваш мозг интерпретирует сигналы как изображение.
Зеркальное отражение
Угол, под которым свет падает на отражающую поверхность, называется углом падения, а угол, под которым свет отражается от отражающей поверхности, называется углом отражения
Если вы хотите измерить эти углы, представьте себе идеально прямую линию под прямым углом к отражающей поверхности (эта воображаемая линия называется «нормальной»). Если вы измеряете угол падения и угол отражения относительно нормали, угол падения точно такой же, как и угол отражения. С помощью плоского зеркала легко показать, что угол отражения равен углу падения.
Вода также является отражающей поверхностью. Когда вода в озере или море очень спокойная, отражение пейзажа идеально, потому что отражающая поверхность очень плоская. Однако если на воде есть рябь или волны, отражение искажается. Это связано с тем, что отражающая поверхность больше не является плоской и может иметь выпуклости и впадины, вызванные ветром.
Можно сделать зеркала, которые ведут себя как горбы или впадины, и из-за того, что они по-разному отражают свет, они могут быть очень полезными.
Вогнутые зеркала
Внутренний изгиб ложки является примером вогнутого зеркала
Вогнутые зеркала используются в некоторых типах астрономических телескопов, называемых телескопами-рефлекторами. Зеркала собирают много света от слабых космических источников на гораздо меньшую площадь обзора и позволяют зрителю видеть удаленные объекты и события в космосе, невидимые невооруженным глазом.
Лучи света движутся к зеркалу по прямой линии и отражаются внутрь, чтобы встретиться в точке, называемой фокусом.
Вогнутые зеркала полезны в качестве зеркал для макияжа, потому что с их помощью предметы кажутся больше. Эта вогнутая форма также полезна для автомобильных фар и спутниковых антенн.
Выпуклые зеркала
Выпуклые зеркала выгнуты наружу, как внешняя часть воздушного шара.
Параллельные лучи света падают на зеркало и отражаются наружу. Если воображаемые линии прослеживаются в обратном направлении, кажется, что они исходят из фокуса за зеркалом.
Выпуклые зеркала полезны для охраны магазинов и зеркал заднего вида в транспортных средствах, поскольку они обеспечивают более широкое поле зрения.
Рассеяние света
Некоторое количество света рассеивается во всех направлениях, когда сталкивается с очень мелкими частицами, такими как молекулы газа, или гораздо более крупными частицами, такими как пыль или капли воды.
Величина рассеяния зависит от размера частицы по сравнению с длиной волны падающего на нее света. Меньшие длины волн рассеиваются сильнее.
«Почему небо голубое?» это общий вопрос. Свет от солнца состоит из всех цветов радуги. Когда этот свет попадает на частицы азота и кислорода в нашей атмосфере, он рассеивается во всех направлениях. Синий свет имеет меньшую длину волны, чем красный свет, поэтому он рассеивается намного больше, чем красный свет. Когда мы смотрим на небо, мы видим все места, откуда рассеялся голубой свет.
Это похоже на вопрос: «Почему закаты красные?» Когда Солнце появляется ниже в небе, свет, который достигает нас, уже прошел через гораздо большую часть атмосферы. Это означает, что большая часть синего света рассеивается задолго до того, как свет достигает нас, поэтому небо кажется более красным.
Облака кажутся белыми, потому что размер капель воды намного превышает длину волны света. В этой ситуации все длины волн света одинаково рассеиваются во всех направлениях.
Идеи для занятий
В свете и видении: правда или ложь? учащиеся участвуют в интерактивном или бумажном задании «правда или ложь», в котором освещаются распространенные альтернативные представления о свете и зрении.
В разделе «Исследование отражения» учащиеся исследуют зеркальное и диффузное отражение, глядя в темный ящик и освещая фонариком различные предметы, цветную бумагу и зеркало.
Чтобы смоделировать голубое небо и красный закат, попробуйте направить белый свет фонарика или проектора на стеклянную емкость с водой, в которую добавлено несколько капель молока. Вы должны увидеть синюю дымку с боков. Если вы посмотрите на дальний конец контейнера, вы заметите, что свет имеет красноватый оттенок.
Опубликовано 18 апреля 2012 г., обновлено 27 августа 2020 г.0006
Загрузить 0 шт.
Загрузить все
Новый материализм
Концепция феноменов была предметом широкого круга философских работ. Здесь я разворачиваюсь на феноменах как на методологическом аппарате в «Агентном реализме» Карен Барад (2007).
В агентивно-реалистическом смысле наименьшими единицами анализа являются феномены:
» Феномен есть специфическое интра-действие «объекта» и «измеряющих агентов»; объект и измерительные агенты возникают из, а не предшествуют внутреннему действию, которое их производит. 0089» (Barad, 2007, стр. 128).
Центральная идея заключается в том, что «вещь», которую «мы» исследуем, разыгрывается в запутанности со «способом», которым мы ее исследуем. Это онто-эпистемологическое смещение:
«Практики познания и бытия неразделимы; они взаимно связаны. Мы не получаем знания, стоя вне мира; мы знаем, потому что мы от мира. Мы являемся частью мира в его дифференциальном становлении. Отделение эпистемологии от онтологии — это отголосок метафизики, предполагающей врожденное различие между человеческим и нечеловеческим, субъектом и объектом, разумом и телом, материей и дискурсом».0089 (Barad, 2007, стр. 185)
В этом смысле нет привилегированного положения, из которого могут быть получены знания, поскольку исследователь находится в мире. Таким образом, исследование феноменов представляет собой методологическую практику постоянного исследования влияния того, как мы исследуем, на знания, которые мы производим. Это развертывается как этико-онто-гносеология познания в бытии. Этика заключается в том, чтобы реагировать на то, как мы создаем мир, и учитывать влияние наших процессов создания знаний на мир (Барад, 2007, стр. 381).
Дифракционная методология
Этот процесс получения знаний представляет собой методологию, которую можно понимать как дифракцию. Дифракция — это физическое явление, возникающее при появлении волн, когда вода течет через препятствие, например камень. В отличие от отражения, которое является распространенной метафорой анализа, вызывающего образы зеркального отражения, дифракция представляет собой процесс продолжающихся различий. Как инструмент мышления для анализа, дифракция настраивает нас на различия, порожденные нашими методами получения знаний, и на влияние этих методов на мир (Sauzet, 2015). Таким образом, дифракции открывают путь для большей чувствительности к тому, как мы являемся частью непрерывного становления мира, и к этике, касающейся последствий и внутри этих процессов создания знаний.
Свобода воли и объединение/разъединение
Исход из феноменов включает в себя изучение свободы в ее распределении. Барад пишет:
«Важно, что агентность — это вопрос интра-действия; это разыгрывание, а не то, что кто-то или что-то имеет. (Барад, 2007, стр. 235)
Агентство не является индивидуальной собственностью (Барад, 2003, стр. 827). Скорее, кто и что действует, вопрос феноменальный. Это решение, надрез, разделение агентных качеств феноменов, возникающих в непрерывном функционировании мира. Это означает, что мы можем распознавать агентность в различных формах, таких как отношения, движения, повторения, молчание, дистанции, архитектура, структуры, чувства, вещи, мы/они/оно, слова…
Здесь материальность не является дополнением к дискурсивности. Скорее явления сами по себе являются ведущим актом, через который определенным образом осуществляются компоненты, такие как материя и эфемерность. Агентства появляются со специфическими качествами. Таким образом, исполнительские феномены влекут за собой исследования:
«(…) материально-дискурсивных практик установления границ, которые производят «объекты» и «субъекты», а также другие различия из изменяющейся относительности и в ее терминах». (Барад, 2007, стр. 92-93)
Таким образом, вместо того, чтобы определять «человечность» или «нечеловечность» агентности, при исследовании явлений мы разыгрываем агентные разрезы, мгновенно стабилизирующие специфические качества агентных компонентов:
«Агентные разрезы не маркируют какое-то абсолютное разделение, но разрезание вместе/разъединение – «скрепление» самого несоизмеримого». (Барад, 2012, стр. 46)
Агентные разрезы — это разрезание вместе/разъединение внутри явлений. Агентные разрезы — это мгновенные стабилизации, делания, а не существа. Они разыгрывают то, что находится внутри и снаружи явлений, одним движением. Это двоякие движения, создающие те самые границы, через которые делается что-то «внутри» и «снаружи», «это» и «то» явлений. Обнаружение сокращений делает их. А создание сокращений — это демонстрация феноменов путем дифракции различных типов агентств.
Становление феноменофилом
Считая феномены наименьшей единицей анализа, агентный реализм делает мир одновременно маленьким и большим, поскольку все потенциально может быть разделено на части посредством становления феноменов.